Достойно замечания, что коннотация понятия «равнодушие (по отношению к ближним)» совершенно иная, нежели коннотация понятия «равнодушие (по отношению к греховным удовольствиям, к греховному деланию)», что можно сопоставить по смыслу с понятием свобода от греховной зависимости, от греха. Цитаты о равнодушии «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Откр.3:15–16 «Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы». преподобный Паисий Святогорец «Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют, но ведут себя кротко и продолжают общаться с ним, то и суд совести развращается, ибо общественное мнение соглашается с его собственным развращенным мнением». свт. Иоанн Златоуст Примечания: 1 В. В. Виноградов . Равнодушие//История слов. сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 781. 2 Там же. сл. 1867–1868, 4, с. 2. 3 Протоиерей Андрей Чиженко. О духовных ошибках воцерковленных людей: “религиозное равнодушие” и как от него избавиться? 4 Отец Андрей. Толерантность – форма равнодушия . 5 Чем смирение отличается от равнодушия? Владыка Викентий ответил на вопросы телезрителей и радиослушателей в прямом эфире. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/ravnodushie

И в апостольских Посланиях имеются ясные указания об авторитете Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фесс.2:15). Обратим внимание: научены посланием (Писание) и научены словом (Предание), а слово передается устами и воспринимается слухом. В другом послании св. апостол пишет: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 . Из приведенного места видно, что св. апостол Павел многое преподавал не в письменной форме. Рассматривая Предание как установленный Божественным Промыслом способ хранения Откровения, мы не можем допустить мысли о том, что в Священное Предание могли вкрасться ошибки. Такое понимание полностью согласуется с учением о Церкви. Сам Господь Иисус Христос является главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Принципиальным является вопрос о границах Предания, ибо не все во внутренней жизни Церкви мы должны рассматривать как Предание. «Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Предание, говорит, сохрани. То есть талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным» (Преп. Викентий Лиринский ). Предание скристаллизовалось в древних Литургиях, восходящих к апостолам, Символах веры древнейших поместных церквей (Иерусалимской, Антиохийской и др.), в Правилах апостольских, деяниях Вселенских и Поместных соборов, древнейших мученических актах, в которых записано исповедание христианской веры, в творениях святых отцов, в которых они изъясняли символы веры и излагали церковное учение, в древней практике Церкви (священные времена, обряды и т. д.). Православная Церковь стремится бережно хранить апостольское наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«И скажет притом, – говорит, – пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им» – кто эти боги иные, если не заблуждения чуждые, тебе прежде неведомые, то есть, новые и неслыханные? «И будем служить им», то есть, поверим им, последуем им – что наконец? «То не слушай, – говорит, – слов пророка сего, или сновидца сего». Почему же, скажи, не воспрещается Богом учить тому, что Богом же воспрещается слушать? " Ибо, – говорит, – чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, или нет, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор. 13:1–3 ). Вот яснее дня стало, почему промысл Божий попускает иногда некоторым учителям церковным проповедовать разного рода новые догматы : «искушает вас, – говорит, – Господь, Бог ваш»! Итак, все истинно православные должны знать, что их долг вслед за Церковью принимать ее учителей, а не вслед за учителями покидать веру Церкви. Подлинно и истинно православен тот, кто к Церкви, кто к телу Христову, кто к истине Божией привержен всей душой, кто выше Божественной религии, выше вселенской веры ничего не ставит: ни авторитета, ни любви, ни дарований, ни красноречия, ни философии какого-нибудь человека, но, презирая все это и пребывая в вере твердым, постоянным, непоколебимым, считает долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем известно, что это с древности согласно содержала вся Церковь вселенская, а о чем узнает, что оно после вводится кем-нибудь одним помимо всех, или вопреки всем святым, как новое и неслыханное, то признает относящимся не к религии, но больше к искушению, внимая также в особенности изречению блаженного апостола Павла, который в Первом послании к коринфянам пишет: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11:19 ). Как бы так говорит Апостол: виновники ересей для того не тотчас искореняются Богом, «дабы открылись искусные», то есть, чтобы видно было, как крепко, как верно и непоколебимо любит каждый веру вселенскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Итак, всякий раз, как только лжеапостолы или лжепророки, или лжеучители приводят изречения Священного Писания , чтобы превратным истолкованием их подтвердить свои заблуждения, они несомненно, по указанию апостола Павла, подражают лукавым ухищрениям руководителя своего, к которым тот, конечно, никогда не прибегал бы, если бы не знал по опыту, что когда надо подвести обольщение непотребным заблуждением, то нет более легкого пути к обману, как ссылка на авторитет слова Божия. Но откуда видно, скажут, что диавол имеет обыкновение пользоваться свидетельствами Священного Писания? – Читайте Евангелие. Там написано: «Потом берет Его, – то есть Господа Спасителя, – диавол... и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе охранять Тебя на всех путях Твоих, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Мф. 4:5–6 ; Пс. 90:11–12 ). Чего же не сделает бедненьким людям тот, кто на Самого Господа напал свидетельством из Писаний? Если, – говорит, – Ты Сын Божий, бросься вниз. Почему? Ибо написано, – говорит. Мы должны особенно заметить и запомнить заключающееся в этом месте наставление, чтобы, зная такой пример евангельского авторитета, когда увидим, что некоторые приводят апостольские, или пророческие изречения в опровержение вселенской веры, нимало не сомневались в том, что устами их говорит диавол. В самом деле, как тогда глава говорил Главе, так и ныне члены говорят членам: члены диавола – членам Христовым, вероломные – верным, нечестивые – благочестивым, еретики – православным. Что же именно говорят? «Если ты сын Божий, бросься вниз», то есть, если хочешь быть сыном Божиим и наследовать царство небесное, то «бросься вниз», бросься с вершин Церкви, которая также есть храм Божий, – оставь ее учение и предание. И если кто спросит какого-нибудь еретика, внушающего ему это: чем докажешь, на каком основании учишь, что я должен оставить древнюю всеобщую веру Вселенской Церкви, он немедленно ответит: «Ибо написано», и тотчас тебе представит тысячу примеров, тысячу доказательств из Закона, из псалмов, из апостолов, из Пророков, чтобы, истолковав их на новый и худой лад, низвергнуть несчастную душу из вселенского ковчега в омут ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Итак, с изменением американской политики изменилось и отношение американской буржуазии к Ватикану. Из «глубокого безнравственного» учреждения Ватикан превратился в «алмазную плотину». Американская политика, как и всякое человеческое мнение и направление, может, конечно, изменяться, но вековечный завет Свящ. Писания и Свящ. Предания остается незыблемым и непреложным. В свете евангельского учения деятельность Ватикана может быть признана по существу только антихристианской и греховной, а отсюда – непрочной и подлежащей разрушению. «Я есмь лоза, а вы – ветки, – говорит Спаситель, – кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоанн. XV, 5–6). Когда мы говорим о натиске католичества на Православие, то всегда должны помнить эти пророческие слова Спасителя. Как бы ни казалась нам величественной внешняя организация католической церкви, она не может быть признана долговечной и непобедимой. Папизм подтачивает силу и крепость этой, ставшей раскольнической, организации, ибо она давно самоустранила себя от благодатного единения с Восточной Православной Церковью, хранительницей древне-вселенского Православия. Сквозь тьму веков она пронесла и сберегла в чистоте и неповрежденности учение Господа нашего Иисуса Христа и его святых апостолов. Белоснежную ризу невесты Христовой Православная Церковь не запятнала ни политическими интригами, ни привнесением в Православие каких-либо новых догматов, несродных духу и смыслу Свящ. Писания и Свящ. Предания. Она приемлет и неложно исповедует только те догматы , кои, по выражению Викентия Лиринского : «Id tenea-mus, quod semper, quod ubique, quod ab omnibus credi-tum est.» Православная Церковь на протяжении всей своей почти 20-вековой истории никогда не нарушала заповеди Христа о любви к ближним, к Родине. Никогда не призывала и не подстрекала к международным кровавым войнам. Высшая церковная иерархия Православной Церкви никогда по мотивам властолюбия и корыстолюбия не приносила в жертву политическим интригам разных партий своего многовекового опыта, организационного и высокого морального авторитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие из вас являются создателями наших законов, по которым живет сейчас наше Отечество. Многие законы только находятся в стадии разработки. Все вы - люди, обладающие бессмертной человеческой душой, созданной по образу и подобию Божию. Очень бы хотелось, чтобы в наших российских законах их неотъемлемой составляющей была, прежде всего, их человечность, гуманность. За каждой статьей, за каждым определением стоят человеческие судьбы, а не просто механическое применение норм и правил. Строгость - не синоним жестокости, и в каждом наказании должно быть больше нравственной помощи человеку, нежели просто изоляции его от общества. Позвольте напомнить вам слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, визита которого на уральскую землю все мы с нетерпением ожидаем: " Выше Закона может быть только Любовь, выше Прав - лишь Милость, выше Справедливости - лишь Прощение. " Ныне, как и много веков назад, верны слова апостольские: " Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; - итак, любовь есть исполнение закона " (Рим.13, 8-10) Интересно, что это разъяснение апостол Павел, обратил к римлянам, чье светское законодательство, чье " Римское право " до сих пор является одной из основ нашего законотворчества. А вот информация о Правилах Апостольских, о решениях Православных Соборов, о правилах святых отцов нашей Матери-Церкви - ныне для многих юристов остается тайной за семью печатями. И мне кажется, что от этого наше законотворчество многое теряет. Уважаемые участники сегодняшнего собрания! Дорогие братья и сестры. Мы все граждане нашей любимой матери России, чада ее Церкви. Труд каждого из нас да будет направлен на ее укрепление, прославление ее величия, обеспечения покоя и порядка для наших соотечественников. Я хочу, чтобы вы знали, что Церкви дорог каждый человек. И пусть такое же отношение ко всем живущим в нашем Государстве будет и у вас, дорогие участники конференции.

http://moral.ru/Arch_Vikent_law.htm

Напротив, деятельность церкви как общественной организации открыта всем. Возникает вопрос: в какой степени она при этом соответствует Церкви — Телу Христову, то есть является действительно Церковью? Есть один очень важный критерий в православии, по которому можно определить церковность любой христианской церкви. Им является степень принятия ею святоотеческого понимания Священного Писания, основ духовной жизни, вероучительных истин (прежде всего определений Вселенских Соборов), преемственности апостольской иерархии, таинств, литургической жизни. Этот критерий можно назвать consensus patrum. То есть бесспорно истинно лишь то, что является общим для святоотеческого учения, не противоречит ему. Преподобный Викентий Леринский (V в.) выразил это в великолепной формуле: «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова…» . Однако этот критерий является достаточным только при наличии основополагающего условия, названного Самим Христом: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).  Поэтому церковь (община, организация), сохраняя всю внешнюю, обрядовую сторону жизни и даже вероучительные истины, но оставляя без внимания главное — научение своих членов основам духовной жизни, может по существу превратиться в мирское общество, мирскую организацию. Такая опасность всегда была и остаётся. Уже апостол Иоанн писал: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв… И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 1, 15-16). Такое произошло 2000 лет назад с Богооткровенной ветхозаветной религией, когда её духовное состояние настолько исказилось, что был отвергнут Сам пришедший Христос Спаситель.

http://bogoslov.ru/article/6173049

Несмотря на то, что смысл термина «равнодушие» со временем менялся, и в своем современном значении он стал использоваться, относительно недавно (по меркам истории), обозначаемое им состояние привлекало внимание пастырей и проповедников Церкви с раннехристианских времен. В современной православной публицистике понятие «равнодушие» подчас понимается в значении «теплохладность» ( «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). В частности, в небольшой статье ( «О духовных ошибках воцерковленных людей: “религиозное равнодушие” и как от него избавиться?» ) прот. Андрей Чиженко указывает на религиозную индифферентность современного человека 3 . Также и в статье протодиакона А. Кураева «Толерантность – форма равнодушия» равнодушие рассматривается как теплохладность относительно моральных и нравственных норм в современном западном мире 4 . Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в 2009 году указывал на разницу между смирением и равнодушием 5 . Ключевым отличием смирения, по мнению владыки, является осознание своей грешности и ничтожности перед Богом, что отсутствует у людей равнодушных. Равнодушие в современном смысле слова, если речь идет об отношении к другому человеку, может рассматриваться как антоним любви (к ближнему). В то время, как любовь предполагает активное стремление сотворить благо ближнему ( «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Мф.5:41 )), равнодушие предполагает, что судьба ближнего меня не интересует. Разумеется, равнодушие не столь пагубно для христианина, как прямая ненависть к ближнему, так как не включает в себя активного желания зла. В этом смысле равнодушие может даже оказаться шагом в верном направлении, если отправной точкой явилась ненависть: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». ( Рим.12:19 ). Однако это состояние нельзя считать нормативным для христианина.

http://azbyka.ru/ravnodushie

Несомненно, Писание и Отцы Церкви признают познание Бога, доступное нашему разуму, проистекающее из созерцания творений: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим 1:20). Такое “богословие природы” пользуется, с одной стороны, утверждениями (катафатическое богословие), приписывая Богу высшую степень присущих природе прекрасных качеств, а с другой стороны, — отрицаниями (апофатическое богословие), не находя в Боге всех этих совершенств, как не адекватных Богу. Можно говорить, что в определенном смысле Бог благ, велик, что Он есть свет, а в ином смысле — что Он не благ, не велик, не есть свет, поскольку ни одно из этих определений не может быть исчерпывающим применительно к Богу. Такое познание Бога может быть источником большой жизненной мудрости, побуждая человека не привязываться к твари и прилежать только к исканию Бога. Однако подобное богословие, доступное мудрым и благоразумным мира сего, ничего не сообщает нам ни о Божием спасении, ни о Святой Троице; тем более не несет оно в себе никакого спасительного действия. Не о нем говорил Господь словами: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3). Знание о спасении, и только оно одно имеет своим единственным источником и единственным светочем Слово Божие: Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс 118:105). Познавание веры преподается Церковью Церковь несет нам благовестие о спасении, в Церкви мы его получаем. Ведь вера не есть согласие непосредственно со Словом Христа или Его апостолов. В то же время она не есть согласие со свидетельством одиночного человека, частного учителя, излагающего свое личное понимание этого благовестия. В еще меньшей мере можем мы положиться на наше собственное истолкование. Ни один человек сам по себе не может вселить в нас уверенности, что он верно передает и правильно толкует Слово Божие. По выражению святого Викентия Леринского, считать истинным можно только то, “чему верят повсюду, всегда и все” (“Памятные записки”, 11), то, что Отцы и пастыри Церкви “подтвердили ясно, с общего согласия, настоятельно, как это бывает в собрании единодушных богословов; то, что они нам передали, сами восприняв из предания” (Там же, 28). Только в том случае, если имеет место это единодушие в приятии и преподавании учения, мы можем быть уверены, что учение исходит от церковного сознания, руководимого Духом Святым, наставляющим на всецелую истину (см. Ин 16:13). Таков критерий нашей веры. Согласно прекрасной формуле Ивана Киреевского, “единодушное согласие Церкви есть орган познания Божественных истин”. Хомяков говорил, что “взаимная любовь, дар благодати — это око, каким каждый христианин зрит Божественные вещи”. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа .

http://pravmir.ru/poznanie-boga-i-mesto-...

Нет сомнений: силящийся самолично создать Церковь Божию на основе Писания, создаёт не Божью, а человеческую церковь , Божью же – попирает . «Умоляю вас, братия, – взывает апостол, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). Соблюдать истины веры и практику в чистоте может только Истинная Церковь . Но что это за Церковь ? – Та, что устроена Христом при участии апостолов: «и на сем камне Я создам Церковь Мою...» ( Мф. 16:18 ); та, что является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ); та, что свято оберегает от повреждений «глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ); та, что проповедует Истину всем народам, согласно наказу: «идите, научите все народы, ...уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ); та, про которую в Евангелии пишется: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Такой Церковью может считаться лишь древняя Церковь , ведущая преемство от апостолов, и не могут быть признаны никакие другие, например, те что образованы во второй половине второго тысячелетия. Значит среди протестантских Собраний её не найти. Опять же, этой Церковью может именоваться лишь та, которую вратам ада не одолеть, которая, стало быть, не извратила ни одного древнехристианского догмата и не ввела в обиход ничего нового, не соответствующего духу апостольской керигмы. Значит, под этой Церковью нельзя подразумевать и Римо-Католическую Церковь (с ее «догматами» о непогрешимости папы, об исхождении Святого Духа «и от Сына», о предварительном отъятии Богородицы от уз первородного греха...). Истинной Церковью является только Вселенская Православная Церковь – блюститель Предания. Стало быть, именно православные могут, не лукавя, повторить вслед за апостолом: « мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 ). «Что такое предание? – Спрашивает преподобный Викентий Лиринский , и даёт чёткий ответ. – То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым... Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то и передавай. Не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманом – медь; не нужно мне золота по виду, но дай мне золото настоящее» с. 75]. III

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010