Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Восток готовится встретить Христа? (комментарий в цифрах и фактах) Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад Да вознесется храм над горою Вознесения! Сергей Путилов И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается Сколько глаз хватает, восточный склон Елеонской горы покрыт известняковыми плитами. Это старинное еврейское кладбище. Когда наступит Страшный Суд, покойники выйдут из-под плит, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Суд, по преданию, будет происходить неподалеку, в долине Иосафата. Поэтому обеспеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы здесь же, под зелеными оливами, забронировать себе последнее пристанище. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища, кое-кому показался очень неуместным. Еврейское кладбище на Елеонской горе Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит.

http://sedmitza.ru/text/402975.html

И.П. Ювачев XXVIII. Елеонская гора Вид с горы на Иерусалим. – Место Вознесения Господня. – Отношение греков к святым местам. – Сокровище, скрытое в поле. – Покойный архимандрит Антонин. –Высочайшая колокольня в Иерусалиме. – Вифания. –Гробница Лазаря. – Крестный ход.– Арабские дети. –Всенощная с ваиями. Воспоминания о последних днях земной жизни Христа Спасителя связаны с Елеонскою горой. Вифания и Виффагия, гробница Лазаря, Гефсимания, место беседы о разрушении Иерусалима и, наконец, последний пункт земного пребывания Иисуса Христа, с которого он вознесся на небо, – все это находится по ту или другую сторону Елеона. Когда мы вышли из темной пещеры гроба Божией Матери, было совсем светло. Православный народ большими и маленькими группами двигался по иерихонской дороге на праздник в Вифанию и к гробнице Лазаря. Погонщики-мукари на перебой предлагали своих измученных жалких осликов. И если их паломники брали сегодня, то, вероятно, ради воспоминания въезда Господня в Иерусалим на одном из предков этих животных. С небольшой компанией я предпочел идти на гору пешком, чтобы не стеснять себя при осмотре достопримечательных мест по пути. Обогнув русскую церковь святой Марии Магдалины, построенную в память покойной императрицы Марии Александровны, мы стали подыматься к месту вознесения Господня. Подъем был довольно крутой, и в начале пришлось восходить по иссеченной в скале лестнице. Кругом обычный желтовато-серый колорит. Палящее солнце над головой, камень под ногами и пыль в воздухе. Растительности очень мало. Справа и слева от дороги ограды из щебня и серые каменные дома сплоскими крышами. Мы оглянулись назад, на запад. Перед нами протянулся весь Иерусалим, окруженный лентой темно-серых стен с зубцами и башнями. На первом плане царит величественный ку пол мечети Омара. Правее можно разобрать куполы храма Воскресения. Еще правее – русский храм святой Троицы. За исключением нескольких башен, вся остальная масса серых домов представляет собою довольно однообразный фон картины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Паломничество на Святую Землю (Телепрограмма, 19.08.06) (комментарий в русле истории) Вид с Елеонской горы на мечеть Аль-Акса, Соломоновы конюшни. Фото - А. Сергеев Иерусалим в мировой истории «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор,... и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню..., и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис 2:2,3) «И я Иоанн увидел святый город Иерусалим.... И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его.... Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр 21:22-24) Иерусалим – город неповторимый. В мире есть города красивее, больше и богаче, но ни один из них не обладает таким очарованием. Иерусалим, возраст которого около 4000 лет, – духовная столица иудеев, христиан и мусульман. Город называют «Золотым Иерусалимом»,о нём пишут стихи и песни, о нём говорят:«увидеть Иерусалим и умереть». Иерусалим изначальный Иерусалим – не самый древний город на Земном шаре. И стоял он в стороне от главных торговых путей, и воды в нем всегда было мало, так что приходилось заботиться о водоснабжении, и холм, на котором он вырос, был не самым благоприятным местом для защиты, и земель, пригодных к обработке, было немного. А полезных ископаемых и вовсе не было. И при всем при этом ни один город на земле не может сравниться с Иерусалимом. Во все времена поэты и пророки наделяли Иерусалим эпитетами, выражающими любовь, надежду и глубочайшее почтение: «святой город», «город Бога», «город справедливости», «гора мира», «вершина красоты», «прекрасный город».

http://sedmitza.ru/text/406767.html

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 1. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ ( Матф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:29–44 ; Иоан. 12:12–19 ) Об этом великом событии, которое служит как бы преддверием страданий Христовых, понесенных нас ради человек и нашего ради спасения, рассказывают весьма обстоятельно все четыре Евангелиста, св. Иоанн короче первых трех. Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как о Мессии, пророками: Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Ему благоугодно было этот Свой последний вход в Иерусалим обставить особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифании и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших на ней масличных деревьев («елеа» – маслина). Она находится к востоку от Иерусалима и отделяется от него ручьем или потоком Кедроном, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у свв. Марка и Луки Виффагия и Вифания (св. Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Из Вифании в Иерусалим было два пути: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел через самый верх горы: последний был короче, но труднее и утомительнее. В Палестине было мало коней, и они употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий употреблялись ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда эмблемой войны, сесть на мула или на осла – эмблемой мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Елеонская гора Елеонская гора (гора маслин, масличная) ( Зax. XIV, 4 , Лk. XIX, 37 ) – одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиной Кедронской ( Uh. XVIII, 1 ). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которых доселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. (См. Гефсимания ). Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, он шел босой... ( II Цap. XV, 30 и сл.). Кроме сего, она прямо называется горой Елеонской еще один раз в В. З., именно в книге пр. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку ( Зax.XIV, 4 ). Впрочем, есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом ( III Цap. XI, 7 ), то она называется масличной горой ( 4Цap. XXIII, 13 ), то горой, которая на восток от города ( Ueз. XI, 23 ). Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. книгах Нового Завета: и пришли в Вифанию, к горе Елеонской ( Mф. XXI, 1 ) и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую ( Mф.XXVI, 30 ), Иисус же пошел на гору Елеонскую ( Uh. VIII, 1 ), тогда они (т. е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути ( Дeяh. I, 12 ) и др. Настоящее название горы Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения. С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток – иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близ которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темной линией тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

По возвращении из Иерусалима в Константинополь, я написал два отчета о церкви палестинской. Они, без сомнения, уже известны вашему высокопреосвященству. В дополнение к ним посланник потребовал от меня проекта о водворении духовной миссии нашей в Иерусалиме. Этот проект написан был мною в три дня и представлен его превосходительству 6 января текущего года. Он одобрил его и намерен отправить в министерство. В нем, между прочим, я слегка упомянул, не угодно ли будет нашему правительству испросить у Порты св. Елеонское поклонение и построить над ним храм, и упомянул с той целью, чтобы наша духовная миссия, водворяясь в Иерусалиме, имела хоть одно святое место, собственно ей принадлежащее. А в сем письме осмеливаюсь представить вам на вид легкую и законную возможность приобрести это место и важность сего приобретения. Елеонское поклонение после достоплачевного спора армян и латин, кончившегося совершенным разорением армянских построек на Елеоне, ныне принадлежит мусульманам, которые позволяют грекам, латинам и армянам только служить там иногда обедню среди открытого двора, обнесенного каменной оградой. Это святое место мусульмане могут уступить русским так же, как уступили его армянам. По Кайнарджийскому договору России с Турцией мы имеем право построить один храм в Турецкой империи. Этим правом до сей поры не воспользовалась Россия. Но где же лучше построить русский храм, как не на Елеоне? Отпечатленная тут стопа Спасителя обращена на север, и греческое духовенство гроба Господня непрестанно твердит, что Господь, возносясь на небо лицом, обращенным к северу, благословил Россию. Итак, это святое место как бы Им самим завещано нашей церкви. Если в построенном нами на Елеоне святилище правый и левый приделы отданы будут латинам и армянам для священнодействия, то сия уступка произведет многие важные и благие последствия; я разумею привязанность и благодарность армян к России, совестность в латинах, содружество тех и других с нашей духовной миссией, наклонение греков к веротерпимости, благочиние во время богослужения, которое отзовется порядком и тишиной в самом храме гроба Господня. В русском храме на Елеоне положится начало примирения враждующих представителей христианских вероисповеданий. А о духовной радости на Елеоне, радости 44 миллионов чад православной церкви российской, нужно ли говорить здесь? Владыка святый! При виде христианской святыни, попираемой неверными, сердце невольно стужает, сетует, скорбит и желает обновления, освящения и возвеличения оной. Сии-то чувствования породили во мне думу о храме Елеонском, построенном русскими руками, и заставили меня высказать ее вам. Примите ее с отеческим снисхождением ко мне, отроку малому пред вами. Завтра я отправляюсь в Синайскую гору, откуда через Палестину и Сирию проеду в обители афонские.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Беседа Господа на горе Елеонской (см.: Мф, гл. 24–25; Мк 13, 1–36; Лк 21, 5–36) Признаки конца мира и Второго Пришествия Христова Страшный суд. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      В тот же день вечером, возвращаясь из храма, ученики обратили внимание Иисуса: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» В ответ Господь сказал: «Все это будет разрушено и камня на камне здесь не останется». Когда они по дороге в Вифанию взошли на Елеонскую гору, с которой открывается величественный вид на Иерусалим, ученики спросили Иисуса: «Скажи нам, когда это будет? И какие будут признаки конца мира и Твоего пришествия?» Господь указал им следующие знаки: «Народ восстанет на народ, и царство на царство, и будет голод, болезни и землетрясения. Вас будут предавать на мучения и убивать, и вас будут ненавидеть все за имя Мое, но претерпевший же до конца спасется. По причине умножения грехов во многих охладеет любовь. Евангелие Царствия будет проповедано по всему миру, как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец. На святом месте будет мерзость идолопоклонства. И тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и никогда больше не будет. Тогда лжехристы и лжепророки будут своими ложными знамениями и чудесами прельщать людей, и если удастся, то и верующих. Но Второе Пришествие Сына Божия будет не тайным и прикровенным образом. Оно будет, как молния, которая видна во мгновение во всех концах земли. Сын Человеческий (то есть Господь Иисус Христос) явится во славе, и Ангелы Его громогласною трубой соберут к Нему всех людей». Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах      «Но о том, когда это будет, не знает никто, ни Ангелы небесные, а только один Отец Мой. И поэтому бодрствуйте и ждите, потому что не знаете, в который час придет ваш Господь. Если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он сторожил бы свой дом и не дал бы вору проникнуть в него. Поэтому и вы будьте готовы, потому что Сын Человеческий придет тогда, когда вы Его не ждете».

http://pravoslavie.ru/104403.html

Да вознесется храм над горою Вознесения! Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Сколько глаз хватает, восточный склон Елеонской горы покрыт известняковыми плитами. Это старинное еврейское кладбище. Когда наступит Страшный Суд, покойники выйдут из-под плит, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Суд, по преданию, будет происходить неподалеку, в долине Иосафата. Поэтому обеспеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы здесь же, под зелеными оливами, забронировать себе последнее пристанище. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища, кое-кому показался очень неуместным. Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит. Часовня на месте Вознесения на Елеонской горе Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель не только вознесся отсюда, но и, согласно преданию, в этом же месте спустится с неба в следующий раз. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией – отпечатком стопы Христа на камне, православные христиане могут лишь раз в год.

http://pravoslavie.ru/40934.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святая Земля - пятое Евангелие 29.03.2011 449 Время на чтение 9 минут Недавно настоятель нашего храма игумен Пахомий вернулся из паломнической поездки по Святой Земле, где поклонился величайшим святыням, которые дороги сердцу каждого христианина. Впечатления от паломничества - глубоко личные переживания. Каждый видит святые места по-своему. Отец Пахомий рассказывает читателям нашей газеты о том, что его удивило и заинтересовало в Палестине. Святая Земля - пятое Евангелие Каждый христианин, оказавшись на Святой Земле, по-новому - ярче и глубже - начинает воспринимать события Священного Писания. Здесь человеку предоставляется удивительная возможность пройти по тем горам и долинам, по которым ходили в свое время Господь и апостолы, а самое главное - лучше понять библейские события. Когда стоишь на Елеонской горе, с которой открывается вид на Иерусалим, на Храмовую гору - единственное место на земле, где в древности приносили жертву Истинному Богу, на Иосафатову долину, где, по слову пророка Иоиля, должен произойти Страшный Суд (Иоиль 3, 12), сердце охватывает священный трепет. Когда прикладываешься к Голгофе, к Камню Помазания, к Гробу Господню, возникает ощущение полной ирреальности, вызванной созерцанием величайших христианских святынь. Здесь сердцем понимаешь, что Иерусалим - духовный центр Вселенной. В Храме Гроба Господня есть место, расположенное на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию (часовню над Гробом Господним), которое носит название «пуп Земли». Это символический центр мира, по слову Псалтири: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73, 12). И хотя сегодня Иерусалим населяют в основном иудеи и мусульмане, а христиан в нем - меньшинство, это глубоко религиозный город. Недаром в Израиле существует поговорка: «Тель-Авив развлекается, Иерусалим молится, а Хайфа работает». В Палестине я сердцем понял и принял фразу «Святая Земля - пятое Евангелие», которая в России мне казалась несколько надуманной. Человек, оказавшись на Святой Земле, может глубже и лучше понять Священное Писание и приобрести бесценный опыт. Дело в том, что мы воспринимаем библейские события очень по-русски. Если посмотреть на старинные русские иконы, можно отметить, что пейзажи, облачения священников, вооружение воинов воспроизводят детали русской жизни того времени. Такое восприятие свойственно и для других народов. К примеру, на европейских картинах, написанных на евангельские сюжеты, Христос, поучающий народ, изображается стоящим на голландском парусном судне, в европейской одежде, народ и апостолы также одеты в европейскую одежду, а воины облачены в мундиры конкистадоров. На Святой Земле события Священной Истории обретают историческую определенность и географические подробности. Знакомые образы

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА [Елеон, Масличная гора; греч. Ορος Ελαων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт.) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы. Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу. Вид на Елеонскую гору Вид на Елеонскую гору Отпечаток стопы Спасителя в часовне Вознесения Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

http://pravenc.ru/text/189763.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010