Бог по отношению к ощущениям нашего духа есть восторг, радость и блаженство. Когда Он к нам приближается и дает Себя ощущать нам, тогда мы забываем все свои земные тесноты и скорби, тогда мы на время как бы покидаем эту плачевную юдоль, переносимся в блаженнейшее жилище небесное и наслаждаемся радостью вечной жизни. Как велико действие, производимое на дух наш силой Божественной, ясно показывают примеры святых Божиих, которые, ощутив в себе сладость Божественного присутствия, оставили мир со всеми его благами и красотами, проводили свою жизнь в диких необитаемых пустынях, довольствуясь хранением в душе своей лучшего достояния и наследия, приемлемого ими от благодати Божественной. Кто знаком с таинственными посещениями этой благодати, кто испытывал когда-нибудь в душе своей её животворные действия, тот по собственному опыту знает, что высочайшие и сладостнейшие ощущения нашего сердца те, которые рождаются в нас от близости и соприкосновения к нам высочайшего Существа Божия. Тогда начинаются в нашем сердце воздыхания, совершенно отличные от вздохов и крушений жизни земной, тогда изливаются из очей наших слезы совсем иные, не похожие на те, которые раздаются от недовольства и скорбей мира настоящего. Мы и не знали бы никаких слез и вздыханий этого мира, если бы никогда не отделялись от Бога и пребывали бы в блаженном единении с Ним. Отделивишсь от Бога, уклонившись от путей Его, что мы нашли вне Его высочайшей жизни? Мы погрузились в суету, нас обняла какая-то страшная пустота, из которой ничего не может произойти для нас кроме мучения духа и недовольства сердца. По той мере, как мы опять приходим в близость к Божеству и ощущаем Его силу в себе самих, оживаем своим сердцем для веселья и радости. Но как мы могли бы найти Бога и вступить в общение с Ним, если бы не Сам Он благоволил открыться нам? Нам остается приближаться к Богу только тем путем, какой Он Сам совершил в Своем приближении к роду человеческому. Потому-то для нас дороги и неоцененны все те памятники, которые поведают нам о явлении на земле, делах и учении Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Отсюда ещё предположение – о внесении молитвы в Домострой I-oй редакции именно из Псалтири Следованной. Это предположение может быть подкреплено тем, что на молитве Домостроя позволительно видеть влияние и других статей Псалтири Следованной. Это влияние сказывается в тех частях молитвы Домостроя, которыми Домострой дополнил молитву собственно Иисусову. Как сказано выше, в тексте разбираемой нами молитвы, по всем спискам её, в Домострое и вне Домостроя, предписывается воззвание лишь к Иисусу Христу («Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного») – a далее идёт в Домострое прибавка: сице глати, с, мо, а седмо сто, прчти. влчце мо, преста бце, помили грншаго. Эта прибавка встречает себе следующее соответствие в других статьях Псалтири Следованной и простой, напр. – о ежедневном правиле: Псалтирь Синод. 14, XVI в. (Опис. Горского-Невоструева, I, стр. 187): Псалтирь Следов. Типогр. 60, первой 1/2 XVI в., л.7: Псалтирь Следов. печ. изд. 80 , 1906 г., л. 535: с мо, а семое сто. прчтои, е е влчце мо прса бце спс м гршнаго. х. млтвъ Семое сто, прчти еже Влчце моа пртаа бце, помили м гршнаго. шесть стъ млтвъ седмое сто бц съ млтвою: Влчце мо, преста бце, спси м гршнаго. В самом начале статьи Домостроя о молитве – также прибавка: о всеместности моления, чего нет в статье об Иисусовой молитве вне Домостроя. Это дополнение находит себе параллель, правда, не особенно сильную, во-первых – в статьях Псалтири Следованной: Домострой: а вском всегда в рка держати. и млтва во стх нерпестанно имти. в цркви и в дом и в торг, ход, и сто. и сд и на вско мст по пррк двд, на вско мст блви дше мо гда. Псалтирь Следов. Типогр. 59, л. 176 об.–177: Псалтирь Следов. печ. 80 , 1906 г., л. 536: зри ими же непрстанно памть къ б. взывати ги хе сне или стоиши. ил сдиши. непрестанно гли. и т.д. (после Предания Ангелова великому Пахомию). и никтоже без млтвъ, и во врем црковнаг да пребываетъ, гд либо въ на мст быти слчитс ком, въ дом, ил на пт, но по сил своей да совершаютъ...> – а во-вторых, и в других памятниках: В Правиле, принесённом с Афона архимандритом Досифеем: «а братиа, живут котории по своим кельям, держат правило равьно от начала и до конца живота своего: по полоу псалтири на всякы день молвити и по три тысоуща молитв: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешника; аще хощете приложити, то и на воле; да по триста поклонов или по пятисот, а приснь того на всяк час, и седя и лежа и ходя, и рукоделее делаа безпрестани, вздыханием своим глаголати языком своим и воздыханием сердечным Иисусову молитву святую: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помшуй мя грешнаго» (Толст.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iisuso...

Итак, моли сих 126 , преподобный, даровать нам, своим рабам, спасение, ибо имеешь дерзновение ко всеобщему Владыке, дабы тобой, святый Климент, направляемы и наставляемы, обогатившись сугубой благодатью, мы до последнего воздыхания, архиерей Христов, по твоему научению славили Отца, и Сына, и Святого Духа, в трех лицах единого Бога, нераздельную единосущную Троицу, и ныне и присно». Тако и сего своего угодн[и]ка, нашего же заступника с(вя)т(а)го с(вя)щенномученика Климента от Рима в Херсон, от Херсона в нашу Русскую страну створи прити Х(ристо)с Б(ог) наш преизобилною милостию в наше верных сп(а)сение. ч(е)л(ове)колюбья и благости неизреченнныя! Не токмо бо ко своим рабом присным створи прити угоднику своему, но к врагом и отступником, о нихже речено бысть: пожроша с(ы)ны и дщери своя бесом. Но да сбудется реченое: бл(а)годатью есте сп(а)сени, идеоже бо умножится грех, ту преизобилова благодать, идеже жертвища бесом беиа, ту с(вя)тыя церкви славят 0(т)ца и С(ы)на и С(вя)т(а)го Д(у)ха, еже пришествием с(вя)т(а)го Климента створися и утвердися. Тем же и мы, убегающе невзблагодатья, славим и хвалим, покланяемся в Тр(ои)ци поемому Б(о)гу, бл(а)годаряще и того вернаго раба, иже умножи г(осподин)а своего талант не токмо в Риме, но и в Херсоне и в Руси, рекуще к нему: м(у)ч(е)н(и)ком похвала и с(вя)т(ите)л(е)м удобрение и недвижимое основание ц(е)ркви Х(ристо)ве, еиже врата адова не удолеют, присным заступниче земли Рустии, венче преукрашеныи граду нашему, славный! Тобою, с(вя)тче Б(о)жии, верныи князи наши хваляться, с(вя)т(ите)ли ликуют, иереи веселятся, мниси радуются, людие добродушествуют, приходящи к тобе правою верою, к твоим мощем, с(вя)т(ы)ню почерпающе и хваляще Б(о)га взвращаются в своя си, осв(я)щающе домы и храмы и те[ле]са своа кроплением, мажущеся, вопиюще: [а]посто[ло]м спрестолниче, ангелом равночестне! Беси прогоними бывают, недузи отбегают, ратнии без успеха взвращаются, обилья наполняющеся бл(а)годенствуем, грехов прощения тобою угодниче Х(ристо)в, надеемся получити о уповании жизни вечныя, буди же нам всем улучити всю отложивше злобу добродетельми готовящимся. Сия (Кто эти сия, из текста непонятно; очевидно, перед нами след неудачного редактирования прото – «Слова»: см. § 1.2.4. В «Слове» (стрк. 60) текст яснее) убо моли, преподобие, нам своим рабом даровати спасение, яко имея дерзновение к всех Владыце, да тобою, с(вя)тыи Клименте, направляеми и наставляеми сугубою бл(а)г(о)д(а)тию обога[те]вше до последняго вздыхания, архиерею Х(ристо)в, по твоему научению славим 0(т)ца и С(ы)на и Святаго Д(у)ха в трех собствех единаго Б(о)га, неразделимую единосущную Троицю, и ныне и пр(и)сн(о) (В С и большинстве других списков добавлено и в веки веком, амин[ь])».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Что се? – не светла ль сень Фавора, Иль храмина тех лиц собора, На челах чьих сиял огонь? Иль первой христиан то церкви Укров благочестивых душ, Где с псальмами свершал втай жертвы Носивший в сердце Бога муж? Ущелья, мраки подземельны Ему казались рощи сельны И окрест бури – тишиной. Голицын! вера движет холмы. Спасает, отвращает громы От царств единою слезой. Блажен, кто может в ней Свои утехи находить, Быть здателем церквей И души жизнию поить, Сводя на землю небеса. Се блеск! се слава! се краса! 1 мая 1813  Сетование Услышь, Творец, моленье И вопль моей души; Сердечно сокрушенье, Вздыхания внуши, И слез моих от тока Не отврати лица. Но в день, в который стражду, Зову Тебя, стеня, Твоих щедрот как жажду. Воззри Ты на меня И с высоты небесной Скорей меня услышь. Ты видишь: исчезают Все дни мои, как дым; Все силы умирают; Как злак под зноем злым Падет, бледнеет, вянет, – Изныло сердце так. Сожжена грудь слезами, Хлеб, сон забвен, покой; Плоть ссохлася с костями; Как остов образ мой, И глас от воздыханий В устах моих исчез. Как птица в мгле унывна, Оставлена на зде, Иль схохлета, пустынна Сидяща на гнезде В ночи, в лесу, в трущобе, Лию стенаньем гул. Друзья днесь уклонились, Враги меня теснят, И те, что мной хвалились, Клянут меня, бранят За то, что пища – пепел, А слезы мне питье. И все сие от гнева, Увы! Твоих очес, Что Ты, Создатель неба, На высоту вознес И вниз меня низвергнул, – Увял, поблек мой цвет. Воззри же на смирену Молитву Ты мою, И жертву воскуренну Не уничтож сию, Да в роды возвестится Твое спасенье мне. 27 сентября 1807  Переложение псалма 101  Проповедь Благо проповедать Бога И всегда вещать о Нем, Что премудрость, сила многа, Истина и благость всем Зрится во вселенной чудной; Ночью славен Он и днем, – И Ему от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Возвеличил меня сильно Во твореньях Он своих. В краткий век мой изобильно Насладяся я благих, Веселюся в вечер лунной Чудных дел Его умом, – И Ему от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Муж безумный благ не знает,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Что се? – не светла ль сень Фавора, Иль храмина тех лиц собора, На челах чьих сиял огонь? Иль первой христиан то церкви Укров благочестивых душ, Где с псальмами свершал втай жертвы Носивший в сердце Бога муж? Ущелья, мраки подземельны Ему казались рощи сельны И окрест бури – тишиной. Голицын! вера движет холмы. Спасает, отвращает громы От царств единою слезой. Блажен, кто может в ней Свои утехи находить, Быть здателем церквей И души жизнию поить, Сводя на землю небеса. Се блеск! се слава! се краса! 1 мая 1813 Сетование Услышь, Творец, моленье И вопль моей души; Сердечно сокрушенье, Вздыхания внуши, И слез моих от тока Не отврати лица. Но в день, в который стражду, Зову Тебя, стеня, Твоих щедрот как жажду. Воззри Ты на меня И с высоты небесной Скорей меня услышь. Ты видишь: исчезают Все дни мои, как дым; Все силы умирают; Как злак под зноем злым Падет, бледнеет, вянет, – Изныло сердце так. Сожжена грудь слезами, Хлеб, сон забвен, покой; Плоть ссохлася с костями; Как остов образ мой, И глас от воздыханий В устах моих исчез. Как птица в мгле унывна, Оставлена на зде, Иль схохлета, пустынна Сидяща на гнезде В ночи, в лесу, в трущобе, Лию стенаньем гул. Друзья днесь уклонились, Враги меня теснят, И те, что мной хвалились, Клянут меня, бранят За то, что пища – пепел, А слезы мне питье. И все сие от гнева, Увы! Твоих очес, Что Ты, Создатель неба, На высоту вознес И вниз меня низвергнул, – Увял, поблек мой цвет. Воззри же на смирену Молитву Ты мою, И жертву воскуренну Не уничтож сию, Да в роды возвестится Твое спасенье мне. 27 сентября 1807 Переложение псалма 101 Проповедь Благо проповедать Бога И всегда вещать о Нем, Что премудрость, сила многа, Истина и благость всем Зрится во вселенной чудной; Ночью славен Он и днем, – И Ему от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Возвеличил меня сильно Во твореньях Он своих. В краткий век мой изобильно Насладяся я благих, Веселюся в вечер лунной Чудных дел Его умом, – И Ему от арфы сладкострунной Мой да раздается гром. Муж безумный благ не знает,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...