В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричному. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры святителя Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и преподобного Григория. Утреня завершается по будничному чину. На литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии – рядовые и святителя Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь боговместимый храм Богородица». День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в церквях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение, по разным редакциям Иерусалимского типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс. 50 на Слава:, И ныне: установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова. Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и праведного Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указываются в общей сложности десять припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских типиконах и минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

Насколько же тяжело было этим святым людям по сравнению с нами! Мы живем в новозаветную эпоху, когда Христос уже пришел, когда нам дарована благодать Божия в церковных таинствах, а святые праотцы еще не имели такой благодати, им нужно было больше своими силами трудиться, для того чтобы соблюдать заповеди Божии. Конечно, своими силами человек не может все заповеди соблюсти, поэтому святые Ветхого Завета ощущали, осознавали свою немощь в исполнении заповедей Божиих и нужду во Христе Спасителе. В Послании святого апостола Павла к Евреям, в 11й главе, перечисляются различные подвиги, которые несли святые праотцы, но при этом говорится, что все они не получили обещанного: все умиравшие в Ветхом Завете люди сходили душой во ад. И только Христос, когда пришел на землю, когда пострадал за наши грехи на кресте и сошел Душою Своей, соединенной с Божеством, во ад, тогда вывел из ада святых праотцев Ветхого Завета, которые ожидали Его пришествия. Таким образом, тема подготовки к Рождеству Христову уже соединяется с темой страданий Христа и Его воскресения. То есть можно сказать, что и Рождественский пост, и празднование Рождества Христова предвозвещают нам и будущий Великий пост, и Страстную седмицу, и праздник Воскресения Христова. Поэтому, конечно, православному христианину в Рождественский пост следует посещать эти богослужения и внимать тем наставлениям, которые Святая Церковь дает нам в эти дни. В таком случае православный христианин сможет более осознанно принять участие в службах праздника Рождества Христова. В сам праздник Рождества Христова богослужение построено обычно следующим образом. В канун праздника Рождества Христова, называющийся Рождественским сочельником, совершается Божественная литургия, после которой сразу же совершается рождественская вечерня с чтением ветхозаветных паремий, повествующих о Рождестве Христовом. Далее в большинстве храмов вечером в 17.00 или 18.00 часов совершается всенощное бдение накануне праздника Рождества Христова, которое состоит из великого повечерия с пением «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог…»  Это слова из Книги пророка Исаии. А также совершается лития с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея; совершается также и полиелейная утреня с пением канона Рождеству Христову. Далее самая главная рождественская служба — Божественная литургия. Во многих храмах совершается ночная Божественная литургия в ночь с 6 на 7 января. Также во многих храмах совершается и поздняя Божественная литургия, приблизительно в 10.00 часов утра. Точное расписание богослужений лучше узнать в своем храме, куда вы собираетесь прийти на рождественские богослужения.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

  Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. —  Крест с полукружием красного цвета — этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке. —  Полный круг с крестом красного цвета отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери. Еще один знак средних праздников — крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: Добавить знаки, где следует При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Мы рассмотрели службу с красным знаком Типикона в будние дни, а именно со славословием и с полиелеем. Что касается службы бденной в будние дни, то она совершается фактически так же, как служба полиелейная в будние дни, хотя есть и некоторые отличия, на которые и укажем. Бдение в будни (знак: крест в полуокружности). Отличия будут касаться в основном вечерни, поскольку полиелейная утреня практически не отличается в том случае, когда она является частью всенощного бдения, и в том случае, когда она совершается отдельно от вечерни. Предваряется служба малой вечерней (после 9 Часа). Чинопоследование малой вечерни мы изучали, когда рассматривали воскресное богослужение. Малая вечерня, предначинающая бдение святому в будние дни, имеет точно такую же структуру, но стихиры на ней (и на «Господи, воззвах», и на стиховне), естественно, посвящаются святому и находятся в Минее. На «Господи, воззвах» на малой вечерне поется 4 стихиры, а количество стихир на стиховне всегда одинаково — что на малой вечерне, что на вседневной или на великой (3 плюс, может быть, «Слава»). По «Отче наш» — тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне», Богородичен 3–го приложения по гласу тропаря. Почему 3–е приложение, понятно: должен быть Богородичен от больших, т. е. воскресный (поскольку служба с красным знаком) и, во–вторых, Богородичен должен быть тропарным, поскольку он покрывает тропарь. Таким двум требованиям одновременно удовлетворяет только 3–е приложение. Всенощное бдение начинается, как и в воскресный день: полным каждением храма, во глас утрени — «Слава Святей, и Единосущней», а затем — пение Псалма 103 (не чтение, а именно пение). Потом — кафизма «Блажен муж» (1–й антифон 1–й кафизмы). А далее великая вечерня совершается так же, как и в случае полиелейной службы (на «Господи, воззвах» — 8 стихир, вход, прокимен дне, паремии, сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения). Но лития должна быть обязательно. Мы говорили, что при полиелейной службе лития может быть или не быть (чаще всего ее нет), а при бденной службе лития необходимо присутствует. После литии — стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», т. е. на благословение хлебов. Тропарь святого дважды, «Богородице Дево, радуйся» единожды. Тропари поются подряд, без запевов «Слава, и ныне». Далее — благословение хлебов, «Буди имя Господне», Псалом 33 до половины (т. е. как на воскресном бдении). Во время хлебоядения и винопития, как всегда, полагается чтение из жития святого, емуже бдение, а на воскресной службе, напомню, читается Апостол (Апокалипсис).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Кроме (т. е. вне) предпразднства и попразднства. Что такое предпразднство и попразднство? Все двунадесятые Господские и Богородичные праздники, а также некоторые другие имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство — это те дни, когда праздник еще не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство — это несколько дней с первого дня праздника до его отдания, когда мы продолжаем его праздновать. Эти периоды, имеющие специфические правила построения богослужения, разбирать в этой главе мы не будем. Чтобы понять, что такое шестеричный святой и святой без знака, пройдем тему: Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона). Месяцеслов — это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые». Великие праздники имеют знак «крест окружен», т. е. в Типиконе напротив дня, в который празднуется великий праздник, на полях стоит знак Крест в Круге и изображается он красным цветом. Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые и, кроме того, Обрезание Господне, Покров, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также память свв. апостолов Петра и Павла. Далее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни этих праздников — в эти праздники совершается бдение. Перечислим службы дневного круга, которые будут совершаться в этот день: девятый час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый час, примыкающий к утрени, и часы третий и шестой. Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом — это бдение, служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром — полунощницу с полиелейной утреней).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Слово «бдение» значит «бодрствование», то есть провождение времени без сна. Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшаго Христа. Возглас иерея в конце всенощнаго бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь. В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя. Согласно указанию 2–ой главы Типикона, всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало», то есть вскоре после захода солнца. Хотя порядок и содержание песнопений и чтений всенощнаго бдения во многом приближаются к порядку и содержанию так называемой «Великой вечерни» и «Полиелейной утрени», однако Типикон строго различает «бдение» и «полелей». Основное их различие в том, что Великая вечерня и Полиелейная утреня это два самостоятельных богослужения, совершаемых отдельно одно от другого, одно вечером, другое утром, в то время как Всенощное Бдение это одно цельное, неразрывное богослужение, совершающееся при том и с большей торжественностью. Всенощное бдение — богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Перваго часа. В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его», то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение. Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» (αγρυπνια).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Если в воскресенье святой со славословием (знак такой же, как и y шестеричного, но красный), то служба отправляется фактически так же, как и при черном знаке, с двумя небольшими отличиями на великой вечерне: стиховные стихиры славословного святого поются на литии. Дело в том, что святой с черным знаком не имеет собственных стиховных стихир, а святой с красным знаком их обязательно имеет. Но стиховенное место занято — там обязательно поется воскресная стихира. Чтобы стиховенные стихиры славословного святого не пропали, их переносят на литию. Второе отличие — Часы. При черном знаке Часы отправляются точно так же, как и при малом святом, а при славословном святом Часы отправляются несколько иначе: там происходит чередование кондаков: - тропарь воскресный - «Слава» - тропарь святого - по «Отче наш» кондаки святого и воскресные чередуются (при малом и даже шестеричном святом на всех Часах шел воскресный кондак): на 1 Часе — святого, на 3 — воскресный (потому что по 6 песни канона был воскресный кондак — значит, на 1 Часе — другой), на 6 — кондак святого, на 9 — воскресный кондак. В остальном все богослужение отправляется так же, как в предыдущем случае. Конечно, нужно еще сказать, что эта ремарка должна быть на «Хвалитех», если святой имеет стихиры (святой со славословием обязательно имеет стихиры). Воскресная служба с бденным святым Здесь нам придется несколько нарушить иерархию знаков и рассмотреть сначала службу с бденным, а не с полиелейным святым. Малая вечерня. - на «Господи, воззвах» - стихиры воскресные (4) - «Слава» — святому - «И ныне» — малый догматик по гласу Октоиха - на стиховне — воскресная стихира (1) и стихиры святого, писанные в Минее в качестве стиховенных стихир великой вечерни. На великой вечерне на стиховне будут воскресные стихиры, чтобы эти не пропали, их переносят на малую вечерню. - «Слава» — святому - «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы» 1–го приложения (пропуск в записи) - тропарь воскресный - «Слава» — святому - «И ныне» — Богородичен 3–го приложения по гласу тропаря святого, а не по гласу Октоиха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

В это время продолжают петься стихиры (можно взять воззвахи, стиховные или хвалитные — лишь бы они были святому, ради которого совершается помазание). Причем помазуют, по уставу, елеем от кандила святаго — из той лампады, который горит перед образом святого, а не тем елеем, который был благословлен на литии. Впрочем, нынешний служебник допускает и помазывать елеем, благословленным на литии, хотя логичнее — елеем от кандила святаго. Но вот елеопомазание закончено. Далее священник или предстоятель благословляет народ, говоря «Мир всем " _ Естественно: «И духови твоему» — «Главы ваша Господеви приклоним». И читается еще раз заключительная литийная молитва: «Владыко Многомилостивый». То есть получается, что большая часть утрени является как бы второй литией. Перед каноном читается первая литийная молитва «Спаси, Господи, люди Твоя», а после елеопомазания — последняя («Владыко Многомилоствый». То есть весь канон, прочая часть утрени и елеопомазание как бы включаются в некую большую литию. А дальше — обычное последование: в притворе читается оглашение Студитово и 1 Час. На Часах тропари и кондаки — точно так же, как мы разбирали в случае славословия. На Литургии: «Блаженны» — как в случае шестеричного святого; тропари по входе — так же, как при шестеричном святом, но с одним маленьким изменением: если храм святого, то тропарь и кондак храма святого не читаются и не поются.   Итак, мы успели рассмотреть воскресную службу в соединении со службой одному малому святому, со службой шестеричному святому со славословием и без и богослужение воскресное при том условии, что на него попадает память бденного святого. Теперь остается рассмотреть воскресную службу с полиелеем святым, т. е. когда на воскресный день попадает служба имеющая знак красного креста без обводки. В этом случае богослужение очень похоже на воскресную службу с бденным святым. Малая вечерня — в точности такая же, как в случае бденного святого. Великая вечерня — такая же, как в случае бденного святого, но с одним изменением: на благословении хлебов тропарь «Богородице Дево, радуйся» поется трижды вместо «Богородице, Дево, радуйся» дважды и тропаря святому, как в случае бденного святого. То есть полиелейный святой не имеет тропаря на великой вечерне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Вечерня в неделю Фомину начинает совершенно новый период богослужения, потому что с понедельника Фоминой седмицы начинается богослужение по Минее. С Лазаревой Субботы до Фоминой недели Минея отменяется, кроме Благовещения, а на Светлой также кроме храмовых и полиелейных праздников. Вечером в неделю Фомину возглашается великий прокимен «Кто Бог велий…» что также является признаком двунадесятого Господского праздника. Разберем общие правила богослужения от Фоминой недели до отдания Пасхи. Во-первых, в начале службы от первого дня Пасхи до Пятидесятницы отменяется чтение и пение Царю Небесный, а с понедельника Фоминой седмицы до Отдания Пасхи каждая служба начинается троекратным пением Христос воскресе, причем это не отменяет чтения Приидите, поклонимся. Во-вторых, на литургии вместо Видехом Свет истинный поется Христос воскресе, а после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» на литургии поется Христос воскресе три раза.   Отдельную рубрику в богослужении представляют Недели по Пасхе, т. е. воскресные дни. В них не поется Минея, кроме празднования великим святым, таким как вмч. Георгий Победоносец, свт. Николай, равноапп. Константин и Елена, а также храмового праздника. В воскресные дни по Пасхе Воскресение Христово видевше поется три раза, а в будние дни — один раз; таким образом, это песнопение звучит каждый день. Честнейшую не поется в Недели по Пасхе, в Преполовение и его отдание. До отдания Пасхи каждый день на первом часе (не по Уставу, а по традиции) поется кондак Аще и во гроб. До отдания Пасхи на литургии каждый день, кроме Преполовения и его отдания, поется задостойник Ангел вопияше. Причастный стих Пасхи Тело Христово поется во все дни, кроме Фоминой седмицы и Преполовения с попразднством. Все богослужение седмичных дней и суббот этого периода представляет собой соединение Триоди и Минеи. Октоиха нет, но его нет формально, его нет технически — эту книгу мы в руки не берем. Однако значительную часть самой Триоди, более трети ее объема составляют тексты Октоиха, в основном воскресные, Все, что в этот период нужно было бы петь из Октоиха, уже находится в Триоди Цветной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На Славу, и ныне тоже поются Троичны, но там окончания постоянные. Объяснить, что такое Троичен, невозможно. Нужно посмотреть богослужебные книги и обратить внимание на эти песнопения на службе. Далее читаются кафизмы. В Великом посту Псалтирь прочитывается не один раз за седмицу, а два — не 20 кафизм, а 40. Увеличение в два раза происходит за счет чтения кафизм практически на всех часах, а также за счет того, что на утрени читаются три кафизмы. После кафизм следуют седальны. По первой кафизме будут читаться седальны Октоиха, по второй и по третьей кафизме — седальны Триоди. 50-й псалом — неизменяемая часть утрени. Особенность великопостной утрени — молитва Спаси, Боже. В большинстве московских храмов утвердился обычай произносить эту молитву перед иконой Спасителя. Но Типикон прямо и недвусмысленно говорит: «диакон же глаголет на обычном месте молитву: Спаси, Боже, люди Твоя…» Нелепость существующей практики становится явной из возгласа, заключающего это прошение: «Милостию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего…» прошение обращено к Отцу, а не Сыну. Эта молитва уже известна по литии, и она же читается на полиелейной утрени перед каноном. Следующий момент службы — великопостный канон, который представляет собой основную трудность и основную особенность великопостной утрени. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5-й седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Не надо думать, что там разные тексты; каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен — это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона. Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста (сравнительная таблица) Седмичные дни вне Поста, служба с Бог Господь _ Седмичные дни В. Поста, служба с Аллилуйа Вечерня (кроме вечера недели; без Литургии Преждеосвященных Даров)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

  001     002    003