Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Вехновский. Фотография. Кон. 30-х гг. XX в. Николай Александрович (13.01.1895, пос. Лобно Новоржевского у. Псковской губ.- 18.07.1972, г. Печоры Псковской обл.), регент, композитор, общественный деятель. Род. в семье потомственного священника, прот. Александра. Прадед В., прот. Петр, настоятель Псковского кафедрального Троицкого собора, принимал активное участие в устроении Псковской ДС и стал ее первым ректором. С 5 лет В. прислуживал в алтаре; в 6-7 лет проявил незаурядные муз. способности. Образование получил в Псковской ДС, где изучал церковное пение под рук. регента и церковного композитора (впосл. протоиерея) Михаила Гривского . Во время обучения В. был регентом семинарского хора (с 1918). В 1912 г. написал 1-е произведение - «Разбойника благоразумнаго» (эксапостиларий утрени Великого пятка). После революции 1917 г. В. переехал в Нарву и служил регентом в храме, расположенном в крепости. В 1921 г. переехал в г. Печоры и по благословению наместника мон-ря архим. Иоанна (Булина) стал регентом смешанного любительского хора при Псково-Печерском мон-ре, где организовал муж. квартет, сопровождавший архиерея в поездках по епархии. В 1925 г. при участии В. было образовано Печорское русское об-во просвещения. В 30-х гг. В. в соавторстве с А. Анисимовым издал детский учебник пения, писал статьи о церковном пении для ж. «Русское общество». В 1937 г. активно участвовал в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, в т. ч. в 1-м слете рус. хоров в Эстонии. При открытии 2-го слета рус. хоров в 1939 г. руководил хором из 600 чел. В. преподавал пение в гимназии, муз. школе и педагогическом уч-ще. 65 лет прослужил регентом. В. награжден орденом митр. Платона (Левшина) (в 40-х гг.) и орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1970). Духовномуз. сочинения (неопубл.): «Разбойника благоразумного» (e-moll, 1912), «Христос воскресе» (на лат., эст. яз.: C-dur, на слав.

http://pravenc.ru/text/158306.html

Анны 3-й степени, в 1824 г. палицей, в 1826 орденом св. Анны 2-й степени; в следующем году поручено было ему исправление должности обер-священника армии и флотов. Духовная литература имела в нем образованного писателя, доставившего своими сочинениями лицам всех сословий и степеней образованности приятное и назидательное чтение. Императорская Российская Академия в 1827 г. почтила его избранием в свои действительные, а Общество словесности, наук и художеств в свои почетные члены. Сочинения его следующие: 1) Училище благочестие или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых, в 6 частях (Спб. 1814–1817 г.); 2) Краткое изъяснение на литургию, напечатанное в 1855 г. шестым изданием; 3) Обязанности домашнего общества, по разуму исполнителей слова Божия древних христиан (Спб. 1825 г.); 4) Краткие христианские поучения для воинов (Спб. 1821 г.); 5) Поучение о том, как стоять в церкви во время божественной литургии (Спб. 1824 г.); 6) Слово к православным воинам на новый 1826 год (Спб. 1826 г.) и 7) Речь на случай возвращения победоносного российского воинства из Парижа и Франции (Спб. 1814 г.). 7) Борис Поликарпов, Лев Земляницын, Никифор Тютюков, Петр Вехновский, Матвей Филиппов, Федор Ливанов, Иван Покровский и Гавриил Шиловский проходили служение или в тех самых семинариях и епархиях, из которых присланы были для образования к учительской должности или в ближайших к ним. Впоследствии все были кафедральными протоиереями–первый в Казани, – второй в Тобольске, Тютюков – в Иркутске, Вехновский –в Пскове, Филиппов в Нижнем Новгороде, Ливанов – в Пензе, Покровский в Туле, Шиловский – в Тамбове и был ректором семинарии. Стефановский из Полтавских скончался протоиереем в Полтаве же. По гражданскому ведомству: 1) Николай Ильич Анненский, прислан был из Рязанской семинарии; по окончании курса вступил в гражданскую службу и впоследствии, в чине действительного статского советника, состоял юрисконсультом при Департаменте министерства юстиции и имел ордена св. Владимира З-й и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Любительский хор при монастыре пел красиво, но паломникам нравился и молитвенный монашеский хор под управлением Архимандрита Феофана (Молявко). После кончины Николая Вехновского регентом любительского хора был инок Виктор Диаковский, который в 1975 году прибыл в монастырь из Ленинградской Духовной Академии. Он много времени уделял проведению спевок, во время которых кропотливо работал с певчими над постановкой голоса и разучиванием новых песнопений. Результаты не заставили себя ждать… Вскоре хор запел профессионально… Помню, когда я еще исполнял обязанности помощника Келаря, однажды обслуживал любительский хор на обеде в братской трапезной в День Ангела инока Виктора. Он важно сидел во главе стола, все его поздравляли, пели громогласно «Многая лета». Кто-то спросил инока Виктора о его здоровье, он в шутку ответил: «Вы знаете, великие люди мало жили, и я себя что-то плохо чувствую». Через несколько лет он действительно скончался на приходе, в Одессе… Отец Иоанн его уговаривал в свое время остаться в обители, но он не послушал старца и выбыл из монастыря в 1978 году. Затем с 1982 года по 1989 год регентом любительского хора была Любовь Борисовна Быкова. В настоящее время она творчески управляет прекрасным хором Кафедрального Троицкого Собора города Пскова. Ныне монастырским любительским хором успешно руководит Наталья Александровна Николаева с уставщицей М. П. Иванчиной. Как-то Наталья Александровна рассказала, что еще до обучения в Псковском музыкальном училище она интересовалась в основном классической музыкой… От классической музыки Наталья Александровна пришла к вере в Бога и вошла в церковную жизнь… С 1990 года по 2001 год Наталья Александровна управляла детским хором при монастыре. Ныне молодые певчие, воспитанные ею в детском хоре, гармонично влились в любительский монастырский хор, который под управлением Натальи Александровны продолжает свои традиции. Поездка любительского хора в город Нарву на торжества 450-летия явления Нарвских чудотворных святых икон Божией Матери и Святителя Николая показала высокий певческий профессионализм хора… Вспомнился случай, который рассказывал один из старых монастырских певчих.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

В обители выполняет послушание садовника на Святой горе и дежурит по ночам на Благовещенской башне. Также я пояснил, что отец Андроник в свое время служил после Великой Отечественной войны в погранвойсках на Дальнем Востоке. Отец Харалампий окончил Высшее училище погранвойск в Москве. А так как по военной доктрине погранзастава должна себя обеспечить сельхозпродуктами и он был знаком с выращиванием и хранением овощей, то монах Харалампий оказался готовым для нас агрономом. Он занимается сельским хозяйством в монастыре. Президент пошутил с улыбкой: «У вас все по специальности работают»… Из сада мы прошли под Звонницей в дом Наместника. Здесь в Пасхальном зале апартаментов Владыка Евсевий, Архиепископ (ныне Митрополит) Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, сердечно приветствовал высокого гостя. Состоялась содержательная беседа, и был предложен праздничный обед. Владимир Владимирович расписался в исторической монастырской «Книге почётных посетителей». После приёма в доме Наместника мы пошли по парадной лестнице к Михайловскому Собору. Поднимаясь по лестнице, Президент сказал: «Меня уже ждут на Валдае». Я почтительно просил его посетить Михайловский Собор, пояснив, что это – храм-памятник в честь победы над Наполеоном и символ воинской славы России. Владимир Владимирович почти вбежал по ступеням Михайловского Собора. После моего рассказа о истории его строительства Президент осмотрел в соборе мемориальные доски и знамя Псковского ополчения 1812 года… Весь купол собора был в строительных лесах, потому что в то время проводилась плановая реставрация настенной иконописи. Взглянув вверх, Президент отметил: «Хорошо, дело необходимое». Затем мы прошли через Святые врата к автомашинам. По сторонам дороги стоял народ. Помню, спецназовцы ВДВ попросили Президента как Главнокомандующего расписаться в их военных билетах. Владимир Владимирович выполнил просьбу военнослужащих… Из группы народа послышался голос: «Владимир Владимирович, поддержите Православие!» Президент с улыбкой ответил вопросом: «Зачем же я сюда приехал?» Попрощались мы с Президентом у автомашины, и кортеж отъехал в Псковский аэропорт… Слава Богу, приезд в Псково-Печерский монастырь 2 августа 2000 года Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина показал, что духовные вековые традиции сохраняются… Глава Российского государства поклонился чудотворной иконе Божией Матери «Успение» и мощам преподобномученика Корнилия, встретился со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) , получил Небесную помощь для своего великого и ответственного служения России иеё народу… О монастырских певческих хорах Регента Николая Александровича Вехновского я помню со школьных лет.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Вернувшемуся в Таллинн Владимиру, бывшему лагернику, да ещё «воцерковленному ретрограду», с трудом только через год удалось найти работу. Он устроился на обувную фабрику «Коммунар». Вот именно там и стал будущий священник проходить свои «богословские курсы». Владимир Залипский числился инженером по технике безопасности и, сидя в канцелярии, в течение шести лет занимался самообразованием. Он читал духовную литературу, переписывал святых Отцов. Позже батюшка с благодарностью вспоминал своего начальника, который хоть и был неверующим, не мешал своему сотруднику, не доносил на него, не «прорабатывал». Правда, он всё не мог понять, что же такое «христианская любовь»… В те годы Господь сподобил отца Владимира лично общаться с митрополитом Вениамином (Федченковым) и духовником Пюхтицкой Успенской женской обители иеромонахом Петром (Серегиным). Конечно, поначалу отчисление из семинарии Владимир Залипский переживал очень остро. В это время большую поддержку ему оказал духовник – отец Валерий Поведской. Они вместе с шести часов утра до работы, которая начиналась в восемь, гуляли по Александро-Невскому кладбищу, беседовали, молились в тогда ещё открытой часовне. Отец Валерий был человеком высокой духовной жизни, уже от юных лет «не от мира сего». Он глубоко поражал Володю своим даром истовой молитвы, о чем отец Владимир позже будет рассказывать с благоговением: «…Он о себе очень мало думал. Человек высокой жизни был, очень большого смирения и доброты… Вот что помогает по-настоящему облегчить сердце от тяжести грехов – вот такое стояние перед Богом». Порой подобный опыт может быть даже важнее курсов самого лучшего учебного заведения… В 1956 году Владимир Залипский посетил Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где прозорливый старец иеросхимонахСимеон (Желнин) (1 апреля 2003 года прославленный в лике святых Псково-Печерских) посоветовал ему оставить зародившуюся мысль о монашестве, предрекая рукоположение во священники только после женитьбы. Именно отец Симеон и познакомил молодого человека с будущей супругой, которой стала дочь монастырского регента Николая Вехновского – Наталия. Познакомившись по послушанию, молодые люди поженились по любви…

http://azbyka.ru/fiction/blizhe-k-nebu-o...

В Воздвиженский храм свалили из многих храмов, где и так всего полно. Престол поставили в притвор, а там на него ногами люди стали становиться. Решили лишнее сжечь и развели на кладбище костер. Приехав в Вязники, захожу и вижу такую картину: куча сгораемой утвари и среди нее престол. Престольная доска кипарисовая, и на столбиках даже видны изображения. Жаль мне стало этого престола: «Эх! Такую ценность...» «Жалеешь, так возьми» – говорит мне мой друг диакон Вениамин. «Да за 1500 км?» – «А хочешь, я его тебе сделаю как портфель, подмышки возьмешь». Взял он топорик, расколотил, связал проволокой и подал мне. Привез я его, плотники сколотили, и стал у нас готовый престол. И всякий раз, когда я делаю земной поклон, мне кажется, что он благодарит меня за спасение его. А когда меня вздумали переводить из Толбиц, – мне так ясно слышалось это: «не уходи... меня сожгут». И верно, мой молодой приемник решил убрать эти «клетки»: негде развернуться. Но не разрешили ему этого. К осени закончили весь ремонт, и 11 декабря (28 ноября по ст. стилю) 1952 года зимний придел был освящен преосвященным Романом (Танг), епископом Таллинским Викарием Ленинградской митрополии, во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы: в честь и память старого храма, сгоревшего в 1917 году. Сослужили благочинный прот. Александр (из собора), иеромонах Феодосий (Белг) и настоятель священник Б. Николаев . Пел хор Псково-Печерского монастыря под управлением Вехновского. В ответ на мой рапорт о ремонте и устройстве Зимнего придела, был награжден набедренником (указ митр. Григория). 23 марта 1953 года. В 1953 году мы перекрыли крышу над первой частью храма, а выбранным из снятого старого покрыли старую церковную избу. В 1954 году сделали внутренний ремонт большого летнего храма: установили на свое место иконостас (до того он был приставлен на подпорках); изготовили и установили у обоих клиросов иконостасы; произвели масляную окраску панелей и побелку всего храма. По благословению архиерея совершено полное освящение престола, который не был освящен ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Владимир приезжал ко мне в Хаапсалу, где мы часами гуляли в лесу Паралеппа, и он делился со мной всеми своими переживаниями. На него обратил внимание епископ Иоанн (Андреев) и предложил священство. До священнической хиротонии он часто ездил в Печоры, встречался с  митрополитом Вениамином (Федченко) , много общался со старцами Псково-Печерского монастыря, подумывая о монашестве, но по благословению святого старца Симеона женился на Наталии Николаевне Вехновской, дочери регента монастырского хора, с которой прожил до самой смерти. Окормлялся духовно Владимир Залипский у отца Валерия Поведского и у протоиерея Петра Серегина, служившего в Пюхтицком монастыре. Интересным и поучительным было общение Владимира с монахиней Сергией (Клименко), врачом по специальности, прошедшей особый монашеский подвиг. После выхода на пенсию она тридцать лет прожила около Пюхтицкого монастыря, где ее посещали многие известные люди. Свадьба о. Владимира и матушки Натальи. Фото: блог протоиерея Игоря Прекупа Рукоположен во священника Залипский был в 1956 году. На первом приходе в Йыхви, где его с большой любовью встретили прихожане, у отца Владимира возникли большие недоразумения, в которых он был неповинен. В газете даже напечатали очень неприятную, насквозь лживую статейку. Обо всем происходившем я знал от него в подробностях. После Йыхви отца Владимира „сослали“ в Тапа, где он служил много, хотя часто в почти пустом храме, иногда вдвоем с Наталией Николаевной, которая была и регентом, и псаломщиком. Бывало, если жена болела, служил и один — как, шутя, рассказывал отец Владимир, произнося: „Мир мне“ и отвечая: „И духови моему“. Иоанно-Предтеченский храм в Тапа каменный, очень холодный. Во время службы отец Владимир старался быть ближе к печке в алтаре, а Наталия Николаевна грелась у второй печки в конце храма. Время, прожитое в Тапа, отец Владимир считал своим „Небом“. Он много читал духовной литературы, работая над собой. Уже тогда к нему ездили за духовным советом не только из Эстонии, но и из других мест.

http://pravmir.ru/stat-svyatyimi-smotret...

По высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанию приходов, церквей и причтов Псковской епархии причт церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая состоял из настоятеля, двух его помощников и трех псаломщиков. Согласно ведомости о церкви в указанный год причт составляли: протоиерей, два священника, три дьякона и две просфорни. На содержание церковь получала уже 535 руб. 85 копеек. Крестные ходы бывали: 1-й - 23 апреля в кладбищенскую церковь по случаю храмового праздника Великомученика Георгия, 2-й - 18 августа из церкви вокруг города, установлен по случаю холеры, 3-й - 29 августа приход чудотворных икон из Святогорского монастыря и из погоста Вехно храмового образа Преображения Господня. С упомянутыми иконами и местными 31 августа совершался крестный ход к литургии в кладбищенскую церковь и обратно в Николаевский собор; 1 сентября крестный ход вокруг города; 3 сентября крестный ход после литургии за город: Вехновский образ отпускался в свою церковь, а Святогорская икона в г. Опочку. По распоряжению епархиального начальства, изложенному в указе Псковской духовной консистории от 12 августа 1875 г., новая деревянная на каменном фундаменте кладбищенская церковь начата строиться с 23 мая 1876 г. и к августу вчерне постройки были завершены и покрыты железом на средства Новоржевского купца 2-й гильдии Петра Ивановича Филимонова. Согласно указу Псковской духовной консистории от 7 августа 1876 г., иконостас прежней разобранной кладбищенской церкви церковному старосте Филимонову было разрешено продать в пользу строящейся церкви. Новый же иконостас для вновь построенной церкви во имя Рождества Христова Филимонов приготовлял на собственные средства. Согласно распоряжению епархиального начальства от 5 апреля 1875 г., богослужение в кладбищенской церкви было прекращено. Приписанная к церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая кладбищенская церковь во имя Рождества Христова была полностью построена 12 июля 1877 г. вместе с деревянной колокольней. Престол в церкви стал один - во имя Рождества Христова. В 1881 г. Новоржевским городским обществом при кладбищенской Христо-Рождественской церкви была открыта богадельня в память в Бозе почивающего императора Александра II. По данным за 1883 г. в богадельне при кладбищенской церкви призревалось 6 лиц на средства городского общества, 6 на пожертвованный капитал личным почетным гражданином Петром Владимировым Филимоновым и 6 лиц на средства Новоржевского уездного земства. Кладбищенская церковь располагалась на открытой местности среди кладбища, вблизи почтовой дороги, ведущей в г. Великие Луки.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Потом я подросла и стала петь уже в монастырском хоре. Такая традиция была – пел смешанный хор в монастыре. Когда я была еще маленькая, регентом этого хора был Николай Александрович Вехновский, дедушка покойного митрополичьего протодиакона Алексия Васильева, который скончался несколько лет назад. – В Печорах – корни вашей семьи? – Нет. Бабушка моя из-под Рязани, ее отец служил священником в одном женском монастыре. После революции они оказались в Ташкенте. Так обстоятельства сложились, что он должен был бежать в Ташкент. Моей бабушке тогда было, может быть, лет семь или восемь, мама ее умерла, когда ей было всего два года. Прадед был вдовец, у него было семь человек детей, старшие могли уже более-менее сами устроить себя в жизни, а вот бабушка оставалась на его руках. – Как звали вашего прадедушку? – Михаил Степанович Вяземский. Его отец был диаконом, а его дед вроде бы служил врачом на Кавказе. Прабабушка тоже была из рода духовенства. – Какова была его судьба в дальнейшем? – Михаил Степанович в Ташкенте уже не служил, он работал бухгалтером на предприятии по утилизации кожаных отходов, подрабатывал часовым мастером. Однажды вечером (был день его Ангела) он возвращался от своей уже замужней дочери, было довольно поздно, и на улице его убили. Видимо, с целью ограбления. Первого мужа моей бабушки (отца моей мамы) убили на войне. Она вышла замуж второй раз, но девичью фамилию не меняла, так и осталась Верой Михайловной Вяземской. Ей было свойственно какое-то удивительное нестяжание, она все время все раздавала, и хотя в семье были какие-то хорошие вещи, они всегда уходили. Сколько дети моей бабушки ни пытались ее прилично одеть или создать в ее доме какой-то «элементарный уют» и достаток, у них ничего не получалось. У нее был дар все отдавать. Бабушка всегда была стержнем нашей семьи и, можно сказать, все были в подчинении у нее. Она человек очень обаятельный и при этом довольно властный. – Это она решила ехать в Печоры? – Нет. В 46м и 47м годах в Ташкенте были сильные землетрясения, бабушка очень напугалась, и их семья решила уехать. Какое-то время они жили в Казахстане, потом в Мордовии. В 59м году моя мама приехала в Псково-Печерский монастырь к о. Сампсону (Сиверсу) за благословением на очень важный жизненный шаг. Они были знакомы уже несколько лет, еще с тех пор, когда о. Сампсон жил в Саранске. Но благословение мама получила совсем другое – остаться в Печорах и преподавать в сельской школе английский язык (мама закончила педагогический институт).

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

Мы праздников не нарушаем, чтим праздники, в церкви всегда в воскресенье - и муж, и я. Но мы обыкновенные люди, рабочие, недостойные. Откуда же у нас, таких, и сыну быть священником? " А батюшка и говорит: Господь и из недостойных производит достойных. Да, да, - говорит, - пять лет сынок твой на селе послужит, а потом и Троице Святой поработает " . Так вот, можете себе представить? Все так и свершилось! Пять лет сын в Печках, в Георгиевской церкви служил - день в день: как в день Никандра преподобного начал, так в этот же день через пять лет и закончил. А вот когда батюшка сказал, что сын Троице Святой послужит, то сколько времени - не сказал. Но уже с 1964-го или с 1965 года, 30 лет, как сын мой Иоанн Самой Святой Троице священником служит в Невеле, в Троице-Преображенской церкви! Перед принятием сана сыну жениться надо было. В Пскове были хорошие невесты, достойные. От всего сердца имели мы в виду и дочь печорского регента Вехновского. А она еще совсем молоденькая была, ей даже для регистрации немного возраста не хватало. Раньше-то сын хотел остаться неженатым, может, и в монастырь пойти. Но батюшка отец Симеон сказал: Нет, я тебя на это не благословляю. Тебе трудно будет духовно устоять в монастыре, даже и у нас искушений от мира много. Я тебя благословляю в миру, женатым быть. И невесту благословляю взять поближе от монастыря - регентову дочь. У нее и деды и прадеды священники. Она тебе будет хорошей помощницей. Так что твое благословение - быть семейным. И дети будут. Много не будет, но средне будет: почитай, целая деревня " . Вот как старцы-то - они и браки благословляли... А матушка вышла для сына очень даже хорошая: воспитала детей в вере в такое трудное время. Отец Николай, что на Залите служит, тоже одобряет, говорит, что отец Иоанн не проженился " . ...А вот еще случай был совсем мирской, но и тут отец Симеон свою прозорливость показал. Нам бы за легкомыслие наше попенять надо: что мы хотели у него благословение взять на одно дело - да не взяли, а он, наоборот, нам еще и помог.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/01/ver...