Закрыть itemscope itemtype="" > Небесные хранители сербской страны Предвечерье в Печской Патриархии 12.05.2023 1935 Время на чтение 8 минут Фото: Св. Арсений, наследник Св. Саввы П ишу у монастырского окна при меркнущем свете. Небо вечером, по направлению к западу, приобретает слегка розовый цвет. Ветер всегда начинает кружиться над святыней в одно и то же время. День здесь начинается и заканчивается сильным и непрестанным ветром. Вихрь утихает, словно по молчаливому согласию ветра и птиц, которые тоже готовятся к отдыху. Затем, птичье пение утихло. С наступлением темноты закрываются, а в 21:30 запираются тяжелые монастырские ворота. За стенами Печской Патриархии скромная полицейская охрана. Обычно здесь сейчас находится один полицейский из так называемой Косовской полицейской службы. В восторге от небесной любви протекает вся монашеская жизнь. Наше великое святилище веками прославляло Господа. И действительно, здесь чувствуется таинственный покой. Спокойствие духа. Когда время и люди замолкают. Ощущение, что здесь ты защищён от всего. Лишь кружащийся ветер и Печская Бистрица продолжают песню о небе, земле и временах. Полная луна восходит. Уже виднеется над крышей монастырской церкви сентябрьский вечер. Здесь чувствуется осень. Наши патриархи и архиепископы, писатели, строители и небесные хранители нашей страны покоятся в тишине, в монастырском полумраке и нежном свете лампад. А снаружи свежесть. Монахини идут на вечернюю службу. Купола древнего монастыря уходят в серовато-красноватое небо. От столкновения лунных лучей о края куполов тлеет цвет пламени... В оккупированных Косово и Метохии наступает ещё одна ночь. Ветер волнами несёт аромат ранних осенних цветов и дыхание окрестных лесов, в которые серб уже не заходит, хоть они и его, и кто знает, когда зайдёт. Вы можете услышать мычание только что подоенных коров и некоторые слова мальчиков из коровника. Монашеская жизнь и молитва текут рекой. Журчание Бистрицы. Ветер всё ещё свистит. Мерцают звёзды. В порту, в конак, в церковь, в горы и тёмных леса Руговского ущелья вселилась ночь. Монастырские часы тикают. В комнате мерцает лампа. Где-то вдалеке слышны кукушки и дрозды. Луна взошла над самим Косово. Звёзды разлетелись по всему небу.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ночь в Печском монастыре Нужно просто знать и чувствовать 07.09.2023 374 Время на чтение 6 минут Источник: Руский Вестник Пишу у монастырского окна при меркнущем свете. Небо вечером, по направлению к западу, приобретает слегка розовый цвет. Ветер всегда начинает кружиться над святыней в одно и то же время. День здесь начинается и заканчивается сильным и непрестанным ветром. Вихрь утихает, словно по молчаливому согласию ветра и птиц, которые тоже готовятся к отдыху. Затем птичье пение утихло. С наступлением темноты закрываются, а в 21:30 запираются тяжелые монастырские ворота. За стенами Печской Патриархии – скромная полицейская охрана. Обычно здесь находится один полицейский из так называемой Косовской полицейской службы. В восторге от небесной любви протекает вся монашеская жизнь. Наше великое святилище веками прославляло Господа. И действительно, здесь чувствуется таинственный покой. Спокойствие духа. Когда время и люди замолкают. Ощущение, что здесь ты защищен от всего. Лишь кружащийся ветер и Печская Бистрица продолжают песню о небе, земле и временах. Полная луна восходит. Уже виднеется над крышей монастырской церкви вечер. Здесь чувствуется осень. Наши патриархи и архиепископы, писатели, строители и небесные хранители нашей страны покоятся в тишине, в монастырском полумраке и нежном свете лампад. А снаружи свежесть. Монахини идут на вечернюю службу. Купола древнего монастыря уходят в серовато-красноватое небо. От столкновения лунных лучей о края куполов тлеет цвет пламени... В оккупированных Косово и Метохии наступает еще одна ночь. Ветер волнами несет аромат ранних осенних цветов и дыхание окрестных лесов, в которые серб уже не заходит, хоть они и его… И кто знает, когда зайдет. Можно услышать мычание только что подоенных коров и некоторые слова мальчиков из коровника. Монашеская жизнь и молитва текут рекой. Журчание Бистрицы. Ветер все еще свистит. Мерцают звезды. В порту, в конак, в церковь, в горы и темные леса Руговского ущелья вселилась ночь.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/06/noch_v...

Когда парусник называют " Крузенштерн " или " Седов " ,  сразу понятно, что в их парусах ветер великих открытий, когда " Товарищ " - в каждом узле снастей крепчайшая дружба, когда " Бегущая по волнам " - понятно, что это не просто пятизвездный отель на воде, а строил его человек, жаждущий странствий, ищущий что-то в стране далекой, сердце которого предвкушает встречу с чем-то высшим, идеалом, прекрасным, чудесным, короче, с Богом. На таком корабле естественно отправиться в паломничество. На таком корабле естественно найти команду молодых моряков, любящих ловить ветер, чувствовать волну, для которых слово " брамсель " с детства усвоенный пароль в страну их мечты. Капитан, который горд свои судном, боцман - который в восторге от того, что он боцман, курит трубку, носит на голове лихо повязанный платок и отдает команды с эстетской грубостью в голосе. А матросы безропотно исполняют и любовно начищают, нет, гладят свой корабль. Такой корабль собирает и соответствующих пассажиров. Нас было 12 человек самого разного социального положения от руководителей крупных компаний с домочадцами, пенсионерки-уборщицы, слушательницы " Радонежа " , до  духовника - архимандрита Георгия, верного служителя Слова. И всех нас объединяло удивительное единодушие. Да и немудрено. За 8 дней мы отслужили три литургии, одну из них на корабле, почувствовав ощутительно, как корабль превращается в Церковь - корабль спасения.  Вкусив Плоти и Крови Господней мы стали единокровными братьями и сестрами во Христе как-то просто, без ненужной фразы, по факту. Каждый день христианская трапеза с беседами батюшки, вечером фильмы фестиваля " Радонеж " , трогательные до слез, днем - молебны у святынь Греции и Италии. Первичные стихии - вода и ветер, солнце и звезды, открывающие ночью свою бездну; совместное преломление хлеба и вкушение вина. Молитва становится естественным состояние души.  Кто в море не бывал, Бога не видал. И каждый день новые острова с многочисленными святынями. Многие известны русскому паломнику, а многие нет, но усердно посещаются греками. Как-то сразу понятно, что нашей церкви 1 тысяча лет, а греческой 2 тысячи. И не смотря на бедность, пиратов, турков и нашествия прочих иноплеменных, православие процветало здесь, церковь росла. И сейчас на Корфу при 40 тысячах населения 700 храмов. А у нас на 20-ти миллионную Москву сколько?

http://radonezh.ru/analytics/puteshestvi...

     Еще каких-то лет пять назад я не поверила бы, что буду знать, как звучит настоящая музыка карибских берегов, привыкну к причудливым островным именам, полюблю эту землю, щедрую на опасные выдумки и обильные дары; с ее приливами и землетрясениями, холодными горами и болотистыми низинами, вулканами и водопадами, «дождевыми лесами» и звонкими ярмарками, переполненными плодами и цветами. Привыкну к солнцу и буду ждать редкий дождь, а после дождя идти по дороге к дому, устланной разноцветными лепестками. Смогу ехать позади автобуса с надписью «Я выехал с Богом, и, если что, – это я ушел с Ним!» Видеть, как местная молодежь, что сидит в подворотне и описывает в сети свои похождения, к каждому слову добавляет с несколькими ошибками: «Всё, что есть у меня хорошего, дал мне Христос. Аминь!» Господня земля и исполнение ея. Господь дал мне счастье полюбить и этот край, Им благословленный. Панама, Коста-Рика, Никарагуа, Доминикана, разные и близкие. Терпкий аромат зелени, соленый ветер океана. И – уверение о том, как велик Творец, создавший эту красоту. Темнота укрывала эти широты каждый день в одно и то же время. И – рано. Рано и быстро. Словно бы раскаленная за день земля, отбыв рабочий день, отключала неуемное солнце, спешила отдохнуть и впитать влагу океана, который ее омывал. На порыжевшие от палящих лучей пальмы опускался туман, всё становилось одинаковым серо-сумрачным, птицы рассаживались по ветвям, похожие в свете редких фонарей на ёлочные рождественские игрушки, и засыпали. Неизменно горячий ветер качал огромные соцветия фламбоянов, которые в ночи были такими же серыми, как и всё вокруг, и только к утру обнаруживали свой огненный цвет, и огненной становилась под ними земля от осыпавшихся за ночь лепестков. Уличные собаки, совершенно одинаковые, укладывались под вернувшиеся во дворы неуклюжих невысоких зданий машины. Успевали перед этим с громким лаем догнать замедлившего на пыльной дороге мотоциклиста или устроить путаницу под ногами идущих отдыхать рабочих. Рабочие могли остановиться у магазинов поболтать, могли направиться в бар, начать петь и танцевать посреди улицы, кто-то выставлял перед своими дверями стулья и садился, поставив в ноги бутылку пива или вина. Пахло свежескошенной травой: днем, под солнцем, работники рубили заросли при помощи огромных острых мачете.

http://pravoslavie.ru/98040.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Церковь и ветер перемен Неужели есть некие тайные «уполномоченные», которые мешают Русской Церкви совершать свою миссию? 31.08.2021 1826 Время на чтение 9 минут Фото: Из личного архива автора «По-новому, по-новому торопит кто-то жить. Но дай нам Бог по-старому хоть чем-то дорожить», – пел один исполнитель в 1990-х годах. Сегодня эта фраза из песни вновь стала очень актуальна. Повсюду всё новое. Новый премьер-министр, новое правительство, скоро будет новая Дума с новыми людьми и всё пойдет еще быстрее и еще более по-новому. Господин Сердюков уже «обновил» нам армию, в новом формате выстроились отношения с Украино й. Новые реалии возникли у восточных границ в связи с Афганистаном. И даже в Церкви многое обновлялось в последнее десятилетие и продолжает обновляться ныне. Как будто смысл нашей общественной жизни – обновление и отсутствие покоя. Ковид показал, что у мировых сил ставка на молодежь. Биологическое оружие поражает, конечно, все слои населения, но более всего страдают люди пожилые – носители традиций. Перед той же испанкой, унесшей жизни миллионов в 1917-18 годах были одинаково беспомощны все – и старики и дети, Ковид же более избирателен. Будущее, вероятно, за новыми поколениями, воспитанными смартфонами, компьютерами и искусственным интеллектом, теми поколениями, которыми проще манипулировать и несложно поработить. Но порой под прикрытием Нового ощущается какая-то Тайна… а за тайной ощущается продуманная стратегия и выверенная тактика этого самого обновления. И даже складывается впечатление, что за новшествами и тайной скрывается грандиозное Преступление. Новшества в совокупности с тайной обретают старое и давно известное верующим название – Тайна беззакония. Нестабильность и обновление, как оказалось, теперь норма церковной жизни. Постоянные смены правящих архиереев стали обыденностью, утомляя перемещаемых епископов, архиепископов и митрополитов, тревожа и смущая паству. Как нелегко будет будущим историкам Русской Православной Церкви читать журналы заседаний Священного Синода для анализа того, что происходило. Уже и ныне-то голова кружится от информации в них.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/31/ru...

Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь ЖМП 3 март 2021 /  9 апреля 2021 г. 16:00 Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Крым — колыбель духовности русского, украинского и белорусского народов» Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви — о том, как происходило обретение честных мощей святителя Крымского Луки, о воссоздании Александро-­Невского кафедрального собора и о межконфессиональном диалоге на полуострове.  PDF-bepcuя. Святитель Лука всецело посвятил жизнь служению Богу и ближнему — Ваше Высокопреосвященство, на этот год приходятся четыре круглые даты, связанные со святителем Крымским Лукой: ровно век назад в Ташкенте он принял священный сан; исполняется 75 лет его восшествию на Крымскую кафедру; 60 лет минуло с момента преставления ко Господу, и четверть века назад были обретены его честные мощи. Вспомните, пожалуйста, кто выступил с инициативой обретения мощей, как оно готовилось и проходило? — Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки на симферопольском кладбище, всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых были составлены житие святителя, а также служба и акафист ему, написана икона. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. Мне как правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии Синод выдал разрешение поднять честные останки святителя Луки. На Крестопоклонной седмице в ночь с 17 на 18 марта 1996 года в симферопольском Всехсвятском храме собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместники крымских монастырей, духовенство. Совершили молебен, попросили приснопамятного владыку о помощи в обретении его мощей. Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Никогда не изгладится из памяти момент, когда я спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя. Ветер мгновенно стих, воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное Трисвятое. Священники внесли мощи в храм Всех Святых.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_s...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Масличная ветвь 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 3-я Великого Поста Слово на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 3 седмицы Великого поста Мы слышали сегодня за богослужением в книге Бытия о гибели мира от потопа (Быт. 8, 4—21). Но черная туча, заливающая землю водой, начинает постепенно светлеть, ибо хотя страшен гнев Божий, но «не навсегда прогневается» Господь наш, «ниже во век враждует». И мы видим, как является обновленный лик земли, по мере того как убывают воды. В книге Бытия сказано, что Бог «вспомнил» о Ное и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге. «И навел Бог ветер на землю и воды остановились». «Бог вспомнил» ? это сказано о действии благодати Божией по образу нашего восприятия. Ибо ни одно создание никогда не бывает забыто у Бога. Сам Христос говорит об этом: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария, и ни одна из них не бывает забыта у Бога». Тем более не может быть забыт никогда никто из людей. Память Божия ? это вечная память, о которой Церковь провозглашает, молясь за усопших. Память Божия о Ное ? это возвращение Божия милосердия к роду человеческому, которому Господь не хочет дать погибнуть. Мы не можем представить, через какие испытания прошел Ной, когда «плавал по поверхности вод» (Быт. 7, 18). Хотя он и обрел благодать в очах Господа, но прошло много времени и, может быть, ему стало казаться, что он навсегда оставлен в ковчеге. Потому что мы не находим в Писании упоминания, что Бог продолжал говорить с ним. Или хотя бы сказал ему, в течение какого времени он будет заключен в ковчеге, и когда выйдет из него. Самые достойные люди начинают иногда считать себя забытыми Богом, в особенности когда скорби у них тяжелые и продолжительные. Не забудем, что Ной, как учит нас святая Церковь, ? прообраз Самого Христа, Которому дано было пережить величайшую богооставленность в приобщении нам до конца нашего ради спасения. И может быть, Ной среди нескончаемого шума вод взывал ко Господу: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца?» и «не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю». Вы скажете, что это молитвы святого царя Давида ? но они ведь берут начало из самой изначальной глубины! Несомненно одно, что и среди разверзшихся бездн Ной совершал свое плавание в уповании на Господа, до конца вверяя себя Ему. Он знал, что и ветры Господу повинуются, что Он говорит водам: «придите», и они приходят, и говорит им: «уйдите», и они уходят. И вот теперь Господь посылает иссушающий ветер, как пошлет Он его перед Израилем на море Чермном, чтобы воды расступились для исхода народа Божия.

http://moral.ru/friday_gl-3-week/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Оды Соломона «Как ветер ходит в золотистых струнах/Псалтыри, и она поёт, ему послушна,/Дух Господа в моих вещает членах,/И я пою, в любви Его вещаю». «Оды Соломона» (1/3 вв.) – поэма анонимного автора. Атрибуция сочинения какому-либо древнему авторитету — ситуация нормальная для древности, где не существовало понятия об авторстве (грубо говоря это не ложь, а специальная техника встроить текст в определенную традицию, обозначить его в ней). Содержит ценнейшие сведения о раннехристианском богословии. «Оды Соломоан» — свидетельство христианской мистики, близкой по духу Евангелию и Посланиям апостола Иоанна. «Оды Соломона», скорее всего, написаны на греческом языке в сирийских христианских общинах, хотя споры о их языке и месте написания ведутся до сих пор. Некоторые исследователи, правда, отрицают христианское происхождение «Од Соломона» и расценивают их как литургическое сочинение валентиниан (одно из влиятельных направлений в гностицизме). Протоиерей Леонид Грилихес так писал об этом интереснов памятнике: «Оды Соломона представляют богатыми исключительный по своей важности материал по раннехристианскому богословию, который еще ждет своего православного осмысления». ОДЫ СОЛОМОНА — памятник первохристианской письменности … Как ветер ходит в золотистых струнах Псалтыри, и она поёт, ему послушна, Дух Господа в моих вещает членах, И я пою, в любви Его вещаю. Он всё во мне чужое убивает, Уничтожает всё, что не Господне, Так от начала было, есть и будет, Ему ничто не ведает перечить. Возревновал Господь нам дух умножить, Да всем явится то, что было тайно, Он в нас вложил глагол живой, поющий, О Имени Его, – Святаго Духа славить! … Введение Данная публикация имеет своей целью познакомить нашего читателя с открытым в начале ХХ в., но до сих пор не издававшимся по–русски сирийским сборником гимнов, так называемыми Одами Соломона, которые по мнению виднейшего ученого в области сирийской литературы С. Брока являются «одним из самых прекрасных и в то же время самым проблематичным произведением раннего христианства».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

В общем, все шло к тому, что я должен был уехать на Святую Гору. Но в конце 1992-го года Святейший Патриарх вызвал меня к себе и сказал: «Вы хотели на Афон, а я предлагаю Вам поехать на Северный Афон». И спросил, согласен ли я быть наместником Валаамского монастыря. Я ответил тогда: «Ваше Святейшество, я Ваш послушник, как Вы скажете, так и будет». Так на послушание я отправился на наш Северный Афон — на Валаам, который после Троице-Сергиевой лавры с ее благолепием показался мне действительно очень северным. В феврале мы поплыли на остров Валаам по Ладоге. Тогда я вообще впервые отправился в плавание и не подозревал, насколько опасным и даже рискованным для жизни может быть путешествие на корабле при морозе в —20 и шторме: качка, конечно, была ужасная. Одному мальчику, который плыл с мамой на Валаам в паломничество, стало плохо. Он лежал на полу совсем бледный, а мама подошла ко мне со словами: «Надо срочно возвращаться, мой сын умирает». Я направился к капитану с просьбой о помощи: «Знаете, — сказал я, — там молодой человек... Его мать говорит, что он умирает. Надо вернуться в Приозерск». Но капитан посмотрел на меня мрачно и ответил: «Если я поверну назад, умрем мы все». После этих слов я подумал, что, наверное, слишком грешен и просто не готов быть на такой святой земле, как Валаам. Тогда же вспомнилась пословица: «Кто по морю не плавал, тот Богу не молился». Молитва у нас на корабле в самом деле была крепкая. И, слава Богу, мы все-таки добрались до места. Правда, к причалу подплыть не смогли, так как вокруг острова образовалась ледяная корка, в которую корабль воткнулся носом; нам пришлось выйти на лед. Я поставил на лед свой кейс (помните, тогда были такие чемоданчики из пластика, их еще называли «дипломатами»), и его тут же унесло ветром. Хорошо, что в сторону берега. Но ветер был такой сильный, что в сумерках и по скользкому льду мы еле-еле дошли до берега. Автомобильчик ГАЗ-66 довез нас от пристани до Центральной усадьбы, где я испытал уже настоящий шок. Крестным ходом с хоругвями нас торжественно встречала братия. Особое торжество изобразить было довольно трудно: нас встречали человек 20 насельников обители, но строения, которые окружали их, выглядели просто ужасно. Где-то были руины, где-то обвалившиеся и насквозь покрытые плесенью здания, над которыми возвышался весь в черных сгнивших лесах собор. Удручающая, надо сказать, картина. Ну, думаю, всё. Так и помру на этих развалинах. Правда, «за послушание». Это единственное, что меня утешало.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3877010...

В Церкви постоянно звучит призыв: «Радуйтесь!» А что такое радость? Как ее почувствовать? И можно ли радоваться, когда вокруг столько тяжелого, драматичного и даже трагичного? С этими вопросами мы приехали к одному из старейших московских клириков – настоятелю храма Рождества Богородицы в Крылатском протоиерею Георгию Брееву . Кстати, книга бесед отца Георгия, вышедшая несколько лет назад, так и называется – «Радуйтесь!» (М., 2009). Предлагаем видеозапись этой встречи и беседу с батюшкой. – Отец Георгий, здравствуйте. Спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие. R u» . Хотелось бы поговорить с вами о радости. Мы постоянно слышим в Церкви призыв: «Радуйтесь!» О радости много говорится в Священном Писании. А что такое радость ? И как ее почувствовать? – В нас, в самой природе человека заложено одно важное свойство – постижение сути. Вот, к примеру, наша жизнь. Это дар Божий, она не кончается. А некоторые смерти боятся. Да нет же смерти! Жизнь вечна, смерть – это просто переход в иной мир. И когда понимаешь это, когда начинает работать мысль, пробивающая закостенелость обыденных представлений, заскорузлость нашей бытовой жизни, открывается радость. И сама жизнь выходит на какой-то другой уровень. Вот сейчас небо закрыто тучами, оно какое-то темное, мрачное, моросит дождик. И вдруг – ветер разогнал тучи, открылось чистое небо, блеснуло солнце… Господи, какая же красота! И вся природа обновилась, по-другому птички запели. Так же происходит и с человеком. Казалось бы, жизнь мрачная, опять идти на работу, в семье кто-то к кому-то претензии имеет, есть какие-то проблемы нерешенные… Где радость? А она же есть! Только ее надо извлечь из этой обыденной заскорузлости, дать ей звучать таким праздничным аккордом, потому что без этого торжествующего аккорда невозможна жизнь наша. Мы сами себя доводим до неуверенности, до отчаяния. А ведь это состояние можно преодолеть. И поэтому неслучайно в Священном Писании апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь! За все благодарите Бога».

http://pravoslavie.ru/91708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010