«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви У них светлые лица. Спокойная манера говорить, несколько даже убаюкивающая. Он - уверенный, надежный, невозмутимый, как морской штиль. Она - нежная, слегка порывистая, яркая и непредсказуемая, как морская волна. В первый раз вижу настолько гармоничную и даже внешне похожую пару. Трудно представить, что эти два человека выросли в разных странах (Игорь - в Литве, Катя - в России, в Республике Коми). Они встретились в Санкт-Петербурге и через полтора года знакомства создали семью. Катя - студентка последнего курса факультета журналистики СПбГУ, Игорь - будущий океанолог, учится в магистратуре Гидрометеорологического университета. Мы решили расспросить ребят об их молодой семье, побеседовав с каждым отдельно. Расскажите, что вы ждали от семейной жизни? Игорь: Мы с самого первого дня знакомства органично шли к совместной жизни, поэтому каких-то особых ожиданий у меня не было. Я чувствовал, что мы поженимся, и тогда наступит полнота отношений. В преддверии иногда захлестывало словно волной при мысли о том, что придет время и я постоянно бесконечно буду с этим человеком… Сразу после венчания появилось ощущение: «ну вот, произошло». Не формально произошло, а что-то свершилось, завершилось и началось. Катя: Сложный вопрос. Были ожидания успокоенности, законченности этапа, удовлетворенности. Так и получилось. Мы ждали и считали месяцы: в июне подали заявление, а свадьба была только в ноябре. Честно говоря, думала, что после свадьбы мы будем активнее вместе ездить куда-то, но сейчас из-за учебы приходится много времени проводить в городе. Кто главный в вашей семье? Игорь: Я. Но мы все обсуждаем вместе. Катя: Думаю, что Игорь должен быть главным во всем. Иногда мне трудно следовать этому в жизни, и я понимаю, что мне надо учиться быть «шеей», а не «головой». Дело в том, что в моем ближайшем окружении не было примера счастливой семейной жизни, поэтому я часто не знаю, как себя вести в той или иной ситуации, и по­ступаю так, как свойственно моей натуре, порой слишком эмоционально. Из-за этого возникают острые углы, но я учусь их сглаживать.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/13...

Будучи на Харьковской кафедре, Владыка Макарий заботился о жизни простых сельских священников, духовно-просветительных учреждениях, о развитии миссионерской деятельности, а также о строгом соблюдении церковной дисциплины. Тогда же он создал новый духовно-литературный журнал «Духовный вестник», но главное, продолжал работу над «Историей Русской Церкви». Владыка Макарий на протяжении всей своей жизни следовал строгому распорядку дня, который нарушался только в экстраординарных случаях. Он всегда вставал в пять часов утра, час гулял в саду во всякую погоду, затем молился за ранней Литургией, с девяти до двенадцати часов принимал посетителей и занимался делами епархиального управления, далее купался, гулял в роще. С половины первого до половины четвертого читал книги духовного содержания, после чего следовали занятия, связанные с «Историей Русской Церкви». В шестом часу пил чай и снова занимался «Историей». В одиннадцать часов вечера после продолжительной молитвы отходил ко сну. В начале 1867 года Высокопреосвященнейший Макарий обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому с письмом такого содержания: «В 1841 году переходя со студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской Духовной академии, я дал себе следующий обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, какие будут следовать за мои сочинения, хранить неприкосновенными, чтобы на проценты учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий... и присуждать их отнюдь не прежде, как со времени моей смерти». В том же году император Александр II утвердил главные положения для присуждения Макариевских премий. 10 декабря 1868 года Преосвященный Макарий был назначен архиепископом Литовским и Виленским, что повергло всю харьковскую паству и особенно харьковское духовенство в неописуемое горе. После кончины митрополита Макария его имя было внесено на вечное поминовение в синодики всех храмов Харьковской епархии. Если петербургский период был самым радостным периодом жизни Владыки Макария, то его литовский период был самым значительным и сложным. Это было связано с сильным влиянием католицизма в Литовском крае. За время служения Высокопреосвященного Макария в Литве были построены, восстановлены и освящены 293 церкви, открыта Виленская Духовная семинария, отреставрированы кафедральный собор и большой храм Свято-Духова монастыря. Владыка Макарий возглавлял работу двух значительных комитетов при Святейшем Синоде, инспектировал все четыре российские Духовные академии, участвовал в справе русского и славянского переводов текстов Священного Писания , участвовал от имени Русской Православной Церкви в разрешении греко-болгарской церковной распри, был одним из главных экспертов Святейшего Синода по делам раскола и сект. В те же годы вышли в свет VII, VIII и IX тома его «Истории Русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Поскольку православные в Западном крае жили по преимуществу в инославной среде, миссионерство было одним из основных направлений деятельности церковных и рус. общественных структур в Литовской епархии. С 1880 г. в нек-рых храмах начали проводиться внебогослужебные религиозно-нравственные собеседования, с 1892 г. при ДС проходили еженедельные религиозно-нравственные чтения. В доме, принадлежавшем Виленскому братству, по субботам проводились собеседования с евреями. В епархии существовала должность противораскольнического миссионера для работы со старообрядцами. С 1898 г. по Виленскому краю курсировал миссионерский поезд - «вагон-церковь полесских дорог». При архиеп. сщмч. Агафангеле (Преображенском ; 1910-1913) начал работу епархиальный миссионерский комитет, к-рый в 1911 г. возглавил еп. Елевферий (Богоявленский) , вик. Ковенский. Были также организованы миссионерские курсы, на к-рых главным предметом стала «противокатолическая полемика». При архиеп. Агафангеле в Духов день ежегодно совершались торжественные крестные ходы из всех виленских храмов и мон-рей к Николаевскому кафедральному собору, затем к Свято-Духову мон-рю. С 1863 г. в епархии выходил ж. «Литовские епархиальные ведомости» , с 1907 г.- «Вестник виленского Свято-Духовского братства». 20 янв. 1895 г. в Вильне открылась типография Свято-Духовского братства, к 1909 г. в ней было отпечатано более 100 наименований книг. К 1895 г. в епархии действовали 38 благочиннических и 86 церковноприходских б-к. С 1 янв. 1880 г. при всех храмах велись приходские летописи. В авг. 1886 г. архиеп. Алексий (Лавров-Платонов) утвердил программу историко-статистического описания приходов епархии, в соответствии с к-рой в 1888 г. в консистории был составлен многотомный документ. Братства, др. церковно-общественные организации Виленское Свято-Духовское братство являлось древнейшей и крупнейшей в Литве церковно-общественной организацией (действовало в кон. XVI - кон. XVIII в., возрождено в 1865, прекратило существование в 1915). Братство вело активную просветительскую, издательскую, благотворительную деятельность, содержало приют на 12 детей, а также дом, в к-ром на льготных условиях жили 40 семей. Приют для 30 девочек-сирот из семей духовных лиц существовал при виленском Марие-Магдалинском жен. мон-ре. Из др. братств наиболее известно ковенское Свято-Никольское Петропавловское (1864-1915, возобновлено в 1926, существовало до 1940). При большинстве приходов епархии действовали попечительства, в 1895 г. их было 479. Литовская епархия в 1917-1945 гг.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Хочу ещё отметить, что после защиты диссертации я начал преподавать в Вильнюсском педагогическом университете. А в епархии мы стали серьёзно думать о создании структуры, которая могла бы включиться в подготовку преподавателей религии (по литовским законам, любая конфессия имеет право готовить таких специалистов). И вот, в 2014-м году, на день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня – 27 сентября, мы открыли Институт православного образования и воспитания. И на этой базе у нас появилось три важных направления. Первое связано с педагогической деятельностью, подготовкой педагогических кадров. По этой программе уже прошли обучение около 35 человек: они повысили свою квалификацию или приобрели квалификацию, получив епархиальные дипломы, подтверждающие право на преподавание. Второе направление – это церковное пение и клиросное послушание. И третье направление – это церковное искусство или иконопись. Как раз в ноябре прошлого года мы вручили дипломы первым нашим выпускникам в этом направлении. Кстати, на третьем направлении у нас обучались и католики, которые желали больше узнать о церковной православной традиции, об иконографии. А в целом учреждение данного Института помогло нам развить связи с другими вузами, как светскими, так и церковными. На улицах Вильнюса – Вы преподавали в университете, но почему решили сменить сферу деятельности, став директором детского садика? – Дело в том, что в 2017-м году в системе образования Литвы, высших школ, произошла реформа, которая укрупнила вузы, объединила их. Как следствие, стала уменьшаться академическая нагрузка. Чтобы не потерять связь со светской сферой образования, я решил пройти конкурс на должность директора образовательного учреждения. Такой конкурс проводится в Литве уже на протяжении 15 лет: он проходит в структурах Министерства образования. Там оцениваются навыки, умения и знания, необходимые для того, чтобы стать в будущем руководителем образовательного учреждения. Но так случилось, что, поскольку сфера моих научных и практических интересов связана с дошкольной педагогикой, я обратил внимание на дошкольный сектор. В 2017-м году я прошёл конкурс в Вильнюсском самоуправлении и занял должность директора общеобразовательного учреждения. Параллельно с этим я также несу послушание в издании нашего епархиального журнала – «Православный вестник», будучи его главным редактором.

http://pravoslavie.ru/130086.html

печатались его статьи, посвященные вопросам истории не только Православия, но и унии и католицизма. Многолетний труд историка завершился публикацией монографии «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени». Первое издание книги вышло в г. Вильна в 1895 г., второе - там же в 1899 г. Это исследование К. подал на конкурс на соискание Уваровской премии, к-рую получил в 1899 г. «Исторический очерк…» К. остается единственным в своем роде целостным описанием конфессиональной истории Белоруссии до кон. XIX в. Кроме этих сочинений К. принадлежат исследования «К истории женского образования в Западной России: (Историческая записка ко дню 50-летия Виленской, Гродненской и Ковенской гимназий), 1860-1910» (1910), «Архиепископ Полоцкий и Витебский Иосафат Кунцевич, западнорусский мученик за унию с Римом (по новым научным данным)» (1912). Характерной чертой исследований К. являются работа с источниками по изучаемым проблемам, глубина выводов, популярный характер изложения и доступность содержания. Соч.: Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовского и Виленского, и воссоединение западнорус. униатов с правосл. Церковью в 1839 г. Вильна, 1893, 18972; Высокопреосв. Иосиф (Семашко), митр. Литовский и Виленский: Очерк его жизни и деятельности. Вильна, 1894; Ист. очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Вильна, 1895, 18992. Минск, 2006; К истории жен. образования в Зап. России: (Ист. записка ко дню 50-летия Виленской, Гродненской и Ковенской гимназий), 1860-1910. Вильна, 1910; Архиеп. Полоцкий и Витебский Иосафат Кунцевич, западнорусский мученик за унию с Римом: По новым научным данным//Вестник Виленского Правосл. Св.-Духова братства. Вильно, 1912. 8-10. Изд.: Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко к еп. Брестскому Михаилу Голубовичу: (К 100-летию со дня рождения митр. Иосифа 25 дек. 1798-1898 гг.). Вильна, 1898. Лит.: Черепица В. Н. Михаил Осипович Коялович: История жизни и творчества. Гродно, 1998; Романчук А., свящ. Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский: Церк. деятельность в 40-60-е гг. XIX в.: Дис. Жировичи, 2001; Хотеев А., свящ. От редакции// Киприанович Г. Я. Ист. очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Минск, 2006. С. 3-11. Прот. Александр Романчук Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства

http://pravenc.ru/text/1684768.html

236 Татищев так характеризует князя Давида (Ист. российск. т. III, стр. 325). «Сей благоверный князь был добродетельми украшен, милостыню многую роздавал не брегши имения, был правосуден, любил книги читать, во вся дни ходил в церковь св. Михаила, которую сам создал и устроил паче всех церквей, ей же не было подобной во всей полунощной стороне, и многие иностранные приходили для смотрения оной». Макарий, Ист. рус. цер. т. III, стр. 85 и 86. 237 Нестор, Лаврен. лет. П.С.Р.Л. т. I, стр. 66 У Татищева, Ист. рос. т. II, стр. 107, 109 и 427; тоже т. I, стр. 231 (глава 17-ая). 238 Барсов, Очер. рус. ист. геогр. стр. 40–4 2; Прав. и рус. народ. в Литве, Христиан. Чтение 1851, июнь, 485. См. подробности у Нарбут «Dfieje star nard Zitew», т. II, стр. 173–1 75, т. ΙΙΙ, стр. 223–2 28 Нарбут полагает, что Новогрудок основан позднее именно в 1116 году (прим. 1, на стр. 226, т. ΙΙΙ и пр. 239 Вместе с русскими пришельцами проникло в Литву и восточное христианство: в сочинении епископа Петра Камераценского есть прямые указания, что еще в XI веке русские впервые принесли в Литву христианскую веру: «Rusini zaszczepili pierwsi Chrzescianstwo w Zitwie poganskiej, powiadaja jeszcze w wieku XI go pierwzej polowie». См. сочин. «Dfije ztarozytne nar. Giteweskiego“, Narbutt Wilno, 1835 г., т. 1, стр. 388. Сочинение епископа называется «De Municheis Agapennis in Russia et Zithuania, 1418 г. По изысканно Нарбута, сочинение это, неизданное, принадлежит кардиналу Петру д’ Айли (d» Ailli), который жил между 1350 и 1419, или 1425 г. См. Нарбута, т. I, стр. 19, примеч. 2. См. о распространении на Литве православной веры путем краткого убеждения в святых истинах, в том же сочин. Нарбута (т. VI, 1839 г. стр. 339), где сказано: «Wiara chrescianska wscehodniego wyznania, pierwij siç rozpostarla po Zitwie drogç lagodnego prawd swiçtych poznania». Там же на стр. 346 говорится о дружбе и приязни русинов с литвинами до тех пор, пока политические интересы не столкнулись с религиозными. В хронике Быховца, под 1364 годом, сказано: «А римское виры в Литве не было, только русская замешалася». (ст. Православие и рус. народ в Литве, Христиан Чтен. июнь, 1851 г., стр. 471) – О правосл. вере в г. Лиде «с самых давних времен», см. у Нарбута, прилож. 1 к т. V.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На этот раз эти планы осуществились; в средине XV века (1458 год) был поставлены, склонившимся к унии и проживавшим в Риме константинопольским патриархом Григорием Маммой на кафедру Литовско-Киевского митрополита Григорий Болгарин, который был учеником изгнанного из России митрополита Исидора. Этот Григории успел затем выхлопотать себе и благословение православного Цареградского патриарха Дионисия. Таким образом отделение Литовской митрополии окончательно завершилось, с подчинением ее верховной власти Константинопольского патриарха. К этой митрополии отошли, кроме ей принадлежавшей епархии, еще девять западнорусских епархий: семь собственно в Литве, а именно Владимиро-Волынская, Луцкая, Полоцкая, Смоленская, Пинско-Туровская, Черниговская и Холмская, и две в пределах Польши: Галицкая и Перемышльская. Несмотря на все эти события, православие, как свидетельствуют между прочим деяния Виленского собора 1509 года, оставалось в Литве все еще ненарушенным более столетия. Хотя папы продолжали свои попытки к подчинению —329— православной церкви, однако эти попытки не достигали цели, так как Литовскую митрополичью кафедру занимали такие православные святители, как, например: св. Макарий (убитый татарами в 1497 году), Иона 2 -й, Иосиф (Солтан), которые сумели ограждать интересы православия. 425 Дела православной литовской церкви круто изменились к худшему только со времени поглощения Литвы Польшей, и тогда это разъединение помогло католикам в достижении их целей. Появление иезуитов в Литве Пользуясь таким отделением западнорусской церкви от восточно-русской и наступившим вследствие сего ослаблением первой из них, и найдя самую могущественную опору для начатия пропаганды в ордене иезуитов, учрежденном в 1540 году для подобных целей, польские католические власти, овладев Литвой, приступили к насильственному водворению унии в литовских землях. Римская церковь , построенная на началах единовластия в лице папы, страстно отнеслась к этому предприятию. Эта страстность обусловливалась еще тем обстоятельством, что римско-католическая церковь в Литве и Польше, вслед за проникновением в первой половине XVI века лютеранства, кальвинизма и даже социнианства, теряла год от году все больше и больше своих единоверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

268 —213— Крепость православия и русской народности на Литве в XV и XVI веках Православие, по видимым признакам, не только не ослабевало, но во многих отношениях преуспевало. Богослужение и все без исключения христианские требы отправлялись на Литве и в Галичине на славяно-русском языке. Русская знать, в течение XV и первой половины XVI столетий, не отступала еще от православия и представители древних родов, как-то князья: Слуцкие, Мстиславские, Заславские, Збаражские, Острожские, Гольшанские, Глинские, Масальские, Друцкие, Вишневецкие (правильнее Вишневские), Полубенские, Пронские, Черторыйские, Четвертинские и другие, а также вельможи: Сопеги (вернее Сопиги) Сапгушки, Ходкевичи, Горностаи, Солтаны, Семашки, Тризны, Кмиты, Воловичи, Тышкевичи и множество других, занимая видные положения в государстве и обществе, придерживались своей старой православной веры, и только в средине XVI века увлекаясь лютеранством и кальвинизмом начали изменять ей. 269 Просматривая бесчисленное количество опубликованных в настоящее время в разных «актах и сборниках», изданных Петербургской, Киевской, Витебской и Виленской Археографическими комиссиями, документов относящихся к описываемому времени, как-то: разного рода записей, духовных завещаний, грамот, писем и проч., поражаешься количеством тех жертв «на помин души», которые сделаны в пользу православных церквей и монастырей, и которые затрачены на постройку новых храмов со стороны русских вельмож, их жен и детей. Не говоря уже об известной благотворительности и просветительной деятельности на пользу православия в Литве великой княгини Елены, дочери Uoahha III и супруги великого князя литовского Александра, мы встречаем целый ряд имен благочестивых людей, снабжавших наши монастыри и —214— церкви в западной России громадными земельными угодьями и большими деньгами. На благоустройство, например, Киевских монастырей и в особенности на возобновление Печерской лавры, в течение XV века, целые состояния вкладывали потомки Ольгерда, князья Олельковичи, князья Голынанские, Глинские, а также и не столь знатные дворяне, как Зеновьевичи, Дашковичи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, иезуиты воспользовавшись буллой папы Григория XIII, от 13 февраля 1582 г., о введении нового календаря (григорианского), и рассчитывая, что с принятием этого календаря православные должны будут праздновать пасху и другие подвижные праздники вместе с католиками, что также послужило бы шагом к унии, успели выхлопотать у короля Стефана Батория указ о принятии этого календаря в Польше и Литве всеми подданными, т.е. и православными. Это дело о новом календаре произвело много смут и столкновений, особенно в г. Львове в 1583 году. 430 К конце концов король сделал уступку православным и оградил их рядом новых указов от принудительного принятия григорианского календаря. 431 —332— Слабость православной церкви в Литве во второй половине XVI века, и ближайшие причины, породившие эту слабость К сожалению литовская православная церковь , уже давно жившая в отделении от Московской митрополии, была мало подготовлена к такой сильной борьбе и к отражению такого опасного противника, каковым в то время были бесспорно иезуиты, обладавшие (как, например, их вожаки: Станислав Варшевицкий, и еще более Петр Скарга) большею образованностью, ловкостью и находчивостью. Эта находчивость помогла им, на первых порах, уловить в свои сети некоторых членов знатнейших фамилий: Ходкевичей, Радзивилов, Сапег, которые, минуя унию, прямо переходили в католичество. К тому же для выяснения успеха иезуитской пропаганды не следует упускать из виду того существенного обстоятельства, что устои нашей церкви православной на Литве были в значительной степени поколеблены установлением с давних времен в этой стране так называемого права «подавания», или раздачи церквей и монастырей во владение разным лицам. Это право «подавания» (jus donandi) основано было в свою очередь на праве «патронатства» (jus patronatus); юридическим основанием этого патронатского права, как замечает И. Чистович в своей Истории западнорусской церкви 432 , было общее феодальное право владельцев располагать и распоряжаться своими имениями и состоящими в них учреждениями при условиях допускаемых общим государственным правом, которое к сожалению не устранило в этом отношении помещичьего произвола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, со времени Городельского постановления стали по образцу польскому вводить в Литве разные должности, из которых высшими были: гетмана (главного военачальника – Hauptmann), канцлера (хранителя печати великого князя), подскарбия земского (министра финансов), подскарбия надворного (в роде министра двора), маршалка (предводителя дворянства), кастеляна (помощника воеводы, то есть губернатора) и т.п. Правительство также начало вводить новые судебные места по образцу польских (трибуналы земские и гродские суды, подкоморские суды для разрешения споров о поземельной собственности и т.п.), установило прием в Литве польской монеты, низшего достоинства нежели литовская монета (1508 г.). 263 В довершение всех неблагоприятных для русского населения новшеств, польско-литовские короли стали покровительствовать евреям, заполонившим край еще со времени правления великого князя Витовта, и забиравшим в стране силу путем отдачи в рост денег шляхте и при дворе великого князя, а также вследствие предоставления им, —212— евреям, на откуп разных таможенных, соляных и других сборов. 264 Издания отдельных постановлений, благоприятных для русско-православного общества в царствование королей Казимира, Александра и Сигизмунда I Так как католичество появилось и стало господствовать в Литве по видам более политическим нежели религиозным, зависимость же от Польши тяготила многих русских и литовских вельмож, считавших такое подчинение Польше национальным позором, то преемники Ягайлы и Витовта принуждены были для водворения и поддержания мipa в государстве изменять нередко прямым интересам католическо-польской партии 265 и отменять стеснительные и унизительные для православных городельские постановления, а также не только снимать запрещения о постройках православных церквей 266 , но даже издавать постановления благоприятные для развития церковной православной жизни, и даже жаловать русские православные церкви и монастыри поместьями и угодьями. 267 Это благоприятное для русских и православной церкви направление, замечаемое иногда в политике польско-литовских королей: Казимира, Александра и Сигизмунда I, имело своим последствием то, что весь поворот в сторону католичества и Польши совершался весьма медленно и православие в сущности в продолжение почти двух веков подвергалось лишь эпизодическим преследованиям и стеснениям, за исключением, впрочем, несчастной Галичины, взятой поляками окончательно в свою власть в конце XIV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010