Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Джеймс Ашер Ашер [Англ. Ussher, Usher; лат. Usserius] Джеймс (4.01.1581, Дублин, Ирландия - 21.03.1656, Райгит, Англия), англикан. теолог и церковный историк. Происходил из англо-нормандской аристократической семьи, принявшей протестантизм во время англ. Реформации. Магистр (1601), доктор теологии (1614). Профессор (1607-1621) и вице-канцлер (1614, 1617) Тринити-колледжа в Дублине. В 1601 г. рукоположен во священника. С 1621 г. епископ Мита (Ирландия), с 1625 г. архиепископ Арма . В 1634 г. в результате слушаний в присутствии лорд-лейтенанта А. утвердил примат кафедры Арма в Церкви Ирландии по отношению к др. ирл. архиепископии - Дублинской. Во время Ирландского восстания 1641-1652 гг. А. находился в Англии, откуда решил не возвращаться. В 1642-1649 гг. управлял епархией Карлайла. В 1642 г. переехал в Оксфорд. Будучи роялистом и сторонником идеи Божественного происхождения королевской власти, отказался участвовать в Вестминстерской ассамблее теологов (1643-1649). Тем не менее в 1647-1654 гг. был проповедником в ц. Линкольнз-инн в Лондоне. По приказу Кромвеля тело А. было торжественно погребено в Вестминстерском аббатстве. Многочисленные труды А. по истории, хронологии, библеистике подчинены апологии англикан. Церкви. Сторонник епископального устройства Церкви, в догматике и литургике он шел на уступки кальвинистам. Это проявилось, в частности, в 1615 г., когда конвокация поручила ему подготовить проект краткого изложения вероучения и дисциплины Церкви Ирландии. В 1641 г. предложил метод сочетания епископальных и пресвитерианских форм управления в англикан. Церкви - ограничение власти епископа синодом низшего духовенства. Еще в молодости А. поставил перед собой задачу доказать историческую преемственность протестант. Церкви от Самого Христа. Вслед за Я. Слейданом, Магдебургскими центуриями , Дж. Фоксом и Дж. Джуэлом А. разделял историю на 3 периода: тысячелетний период рабства сатаны (от Р. Х. до XI в.), неопределенный период царствования антихриста и царство Христа на земле (см. Хилиазм ). Римское папство - воплощение антихриста. Протестанты являются преемниками истинных свидетелей веры: англ. и ирл. христиан раннего средневековья и тех, кого Римская Церковь считала еретиками,- вальденсов , альбигойцев , гуситов , виклифитов. Поставив перед собой задачу доказать, что Ирландия и Англия получили христианство независимо от Рима, А. опубликовал собрание записок по истории Ирландии VI-XII вв., историю пелагианской ереси и др.

http://pravenc.ru/text/77246.html

Однако новая «К. о. м.» не была принята пресвитериански настроенным духовенством; попытки шотл. епископов ввести в употребление «К. о. м.» приводили к возмущениям и бунтам, поэтому на практике она почти не использовалась. Вместе с тем англикан. богословы перерабатывали представленные в ней материалы во время подготовки новой версии «К. о. м.» в 1660-1661 гг., вслед. чего мн. особенности шотл. «К. о. м.» перешли в нормативную англ. «К. о. м.» 1662 г. (см.: Procter, Frere. 1910. P. 143-151). В сложной политической ситуации 30-50-х гг. XVII в., обусловленной борьбой шотл. пресвитериан и англ. епископалов, гражданской войной, свержением кор. Карла I и установлением Английской республики, «К. о. м.» воспринималась как один из неотъемлемых атрибутов офиц. епископальной Церкви Англии и после упразднения епископата также была упразднена. Уже на начальном этапе заседания Долгого парламента, в 1640-1641 гг., в палате лордов был поставлен вопрос о переработке «К. о. м.». Было решено образовать специальный комитет под рук. Дж. Уильямса (1582-1650), еп. Линкольна (1621-1641), а затем архиеп. Йорка (1641-1650); члены комитета подготовили ряд меморандумов, в которых предлагалось внести в «К. о. м.» исправления в пуританском духе: убрать из календаря имена святых; удалить гимны, не имеющие библейского происхождения, и библейские чтения, взятые из неканонических книг; полностью запретить крестообразное благословение, поклоны, возжигание свечей и т. п. (текст см.: Cardwell. 1840. P. 270-277). К кон. 1641 г. члены палаты лордов осознали опасность резких реформ и выпустили указ о том, что богослужение должно оставаться неизменным, однако сторонники пуританизма в палате общин проигнорировали его и продолжали добиваться реформ. В 1643 г., после изгнания епископов из палаты лордов (акт от 16 февр. 1642; текст см.: Gee, Hardy. 1896. P. 563-564), Долгий парламент объявил о созыве Вестминстерской ассамблеи ; перед приглашенными для участия в ее заседаниях представителями англиканского духовенства и теологами была поставлена задача разработки нового устройства Церкви Англии на пресвитерианских началах.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

В бесчисленном хороводе всевозможных пророков XVI – XVII вв. выделяются два автора, имена которых в отличие от прочих предсказателей будущего конца света не канули в реку Лету, а остались в истории человеческой культуры. Это Д. Мид и И. Ньютон. В выборе библейских текстов для толкования будущего они не были оригинальны. Как и их предшественники – раннехристианские хилиасты Д. Мид и И. Ньютон свое внимание в первую очередь останавливали на Откровении Иоанна, из которой они выбирали прежде всего три типа эпизодов: снятие семи печатей ( Откр. 5, 6 и 8), семь трубных гласов ( Откр. 8, 9, 11 ), пролитие ангелами семи чаш Божьего гнева ( Откр. 15, 16 ). Именно с толкования этих текстов и приступил к толкованию Библии знаменитый английский теолог Джозеф Мид (1586 – 1638). Исследованию хилиастических взглядов Мида и Ньютона на Западе посвящено множество работ. В отечественной литературе книг на эту тему практически нет, за исключением одной, написанной известным петербургским историком науки И. С. Дмитриевым, «Неизвестный Ньютон: силуэт на фоне эпохи». 153 Следующие страницы нашей работы, повествующие о взглядах на историю и ее конец Мида и Ньютона, написаны с помощью этой замечательной книги. Несмотря на свое незнатное происхождение, Дж. Мид, испытывавший неудержимую тягу к знаниям и обладавший уникальными способностями, окончил Кембриджский университет с дипломом магистра искусств, где и проработал всю свою жизнь преподавателем. Он был знаком со многими выдающимися людьми не только в Англии, но и других европейских стран того времени, оказав большое влияние на хорошо его знавших Т. Мора, И. Барроу, Д. Мильтона. Помимо богословия, он хорошо знал филологию, математику, физику, астрономию и, конечно, историю. В вероисповедном плане, будучи кембриджским профессором, он был в глубине души пуританином, соглашаясь с ними в том, что папа римский – антихрист. Несмотря на интенсивность своих научных изысканий Дж. Мид при жизни опубликовал всего лишь одно сочинение на латинском языке «C1avis Apoca1ypmica» (1627 г.). После выхода книги в свет ее автор стал широко известен в Англии (особенно после ее перевода в 1642 г. на английский язык), а также в других европейских странах. «C1avis» неоднократно переиздавался и после смерти самого Мида, будоража души и умы многих мыслителей. Известный пуританский богослов, председатель Вестминстерской ассамблеи Вильям Твисс полагал, что Дж. Мид совершил величайшее открытие, ибо события, которые были напророчены в Книге Даниила и в Апокалипсисе и верно истолкованы в «C1avis Apoca1ypmica», уже начали исполняться в действительности, а, значит, Второе пришествие на пороге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...