Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Смех – ШуткаВеселье В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Смех – ШуткаВеселье Посильна (Под силу) беда со смехами, а невмочь (не под силу) беда со слезами. Тут не до смеху (не до смешков). Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных. Кто в радости живет, того и кручина неймет. Есть нечего, да жить весело. Радость не вечна, печаль не бесконечна. Бог и плач в радость обращает (претворяет). Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем. Мешай дело с бездельем: с ума не сойдешь. Шутка в пазуху не лезет. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. Точить балы, точить балясы, белентрясы. За хлебом-солью всякая шутка хороша. Шутку сшутить, людей посмешить. Шутку шутить, всех веселить. Умеючи пошутить – людей повеселить. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. Шутник покойник: пошутил да и помер. Шутник покойник: помер во вторник, а в среду встал да лошадку украл. Нет лучше шутки, как над собою. И с посмеху люди выходят. Не выслужишь, так вышутишь. Шутя люди мед пьют. Шутил, шутил, да и вышутил. Шутки ходят в шубках. Шутка-то ряд делу. Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд. Шут не шут, а хороший шпынь. Шут полосатый, выворотной, гороховый, подновинский. Без проказ ни на час. Наши дивят кишечный ряд. Мыши кота погребают. Кот посхимился, лиса постриглась. Это и курам смех. Куры нахохочутся. Сердце веселится, и лицо цветет. От радости голова вскружилась, дух сперся. Земли под собою не слышит (невзвидел; от радости) . Отвести душу (т. е. нарадоваться, натешиться) . Надорваться со смеху. Смехом бока надсадили. Все со смеху покатились. Со смеху не лопнуть стать. У насмешливого зубы белы. Слезливый слезами обольется, а смешливый со смеху надорвется. Нет лучше веселья, кому сердечная радость. Веселье лучше богатства. Веселого нрава не купишь. Гляди весело, как солдат по уставу во фрунте. Весело пожить, да красно умереть.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Веселье сердечное и бессердечное 09.07.2015 706 Время на чтение 17 минут Какое место вправе занять юмор, шутка, смех в жизни православного христианина? Совместимы ли они со строгой духовной жизнью, если кто-то из нас намерен таковую вести? Может ли, должен ли христианин быть веселым?.. Как отличить добрый смех от дурного, очищающий и возвышающий (если такой возможен) - от унижающего и загрязняющего душу? Как соотносится наше естественное душевное движение к радости и смеху, удовольствие от увеселения с тем самым Радуйтесь всегда в Господе и еще говорю - радуйтесь (Фил. 4, 4)? Помогает ли чувство юмора на трудном духовном пути? Об этом размышляют наши авторы - священник, журналист и монахиня. Когда смех - не грех Однажды, еще будучи студентом, я попал в совершенно нелепую ситуацию, когда все вокруг хохотали до упаду, а мне было более чем грустно. Мой друг, работавший дворником в областном драмтеатре и имеющий там определенные льготы, пригласил меня бесплатно посетить спектакль. После учебы и работы (а я так же трудился дворником, и мой участок был по соседству) мы наугад пошли посмотреть, что там сегодня показывают. Нам «повезло» - в тот вечер давали «Слишком женатого таксиста» Рэя Куни. Сюжет чрезвычайно прост: главный герой пьесы, таксист Джон Смит, женат на двух женщинах одновременно. Одна из них хорошая домохозяйка и стряпуха, а другая - жгучая красотка и страстная любовница. Естественно, обе жены даже не подозревают о существовании друг друга до тех пор, пока череда непредвиденных и смешных обстоятельств не делает тайное явным... Меня тогда возмутила до глубины души не столько сама пьеса, изобилующая разного рода пошлостями, сколько положительная реакция бурно веселящейся публики, состоящей, как мне тогда показалось, большей частью из вполне приличных взрослых дам... Отчего у этих неглупых и почтенных женщин, со вкусом и даже старомодно одетых, настолько дурное чувство юмора, что они не поняли самого главного: весь спектакль - это просто диавольская, вульгарная и довольно неоригинальная насмешка прежде всего над ними самими, а также над всем святым, что может быть в отношениях между мужчиной и женщиной?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Гартман (род. 1842), написавший произведение о пессимизме (Nur Geschihte der Begruendung des Pessimismus), считает всякое счастье самообманом. Есть лишь иллюзии счастья. Их три: в настоящем, в загробной жизни и в будущем прогрессе. И потому – «сон без сновидений относительно счастливейшее состояние, ибо это единственный случай полного отсутствия страданий». Так называемые земные блага – «здоровье, молодость, свобода, богатство – есть лишь условия нулевой точки ощущения». Человек испытывает радостное ощущение, когда у него прекращается зубная боль. Но ведь отсутствие зубной боли есть и у бездушного камня. Гартман усматривает в жизни безумие желания и бедствие бытия. Безмятежность небытия (нирвана) – высшее блаженство. Итальянский поэт Джакомо Леопарди (1798–1837) в своей «Истории человеческого рода» обосновывает безысходный пессимизм. По его мнению, люди ненавидят жизнь и их усилия направлены к тому, чтобы избавиться от нее. Знание истины делает их еще более несчастными, поистине повергает их в «горе от ума», как сказал бы наш сатирик Грибоедов. Любовь создает лишь иллюзии, строит призраки счастья. Подобный пессимизм заставил Лермонтова воскликнуть с отчаянием: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка. Как легкомысленны те, кто закрывает глаза на мрачную действительность! Их беспечное веселье – «пир во время чумы», безумная пляска на краю пропасти; их оптимизм , жизнерадостность свидетельствуют лишь о мещанском самодовольстве, о «мелкобуржуазных идеалах» сытости и комфорта. Пессимисту Шопенгауэру ставят в заслугу именно то, что он своими разоблачениями «сорвал маску с фарисейского буржуазного самодовольства». Отсюда понятен бунт Лермонтова против пустоты светского, мещанского самоудовлетворения: И так хотелось мне сорвать веселость их И бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью! Перед лицом житейской мелочности и пошлости понятно восклицание Гоголя: «Скучно на этом свете, господа!» У Леонида Андреева «Жизнь человека» – лишь ряд жестоких разочарований. Их конец – смерть, зияющая могила, и на краю ее – жуткая пляска старух, своей заунывной, однообразной песней отпевающих царственную красоту человека.

http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovi...

Алексей Коровин Дружба, любовь и зубы конодонтов – Смотрю ваше видео с венчания – и сразу чувствуется, что семью создают два серьезных человека, на основании такой же серьезной дружбы. Софья: О, это там не видно еще кадров, где у меня слезы в глазах, я почти рыдала! Алексей: Мы в другую сторону развиваемся – стали за двадцать лет более легкомысленны! Софья: Мы поняли, что всё не так страшно, как мы представляли. Алексей: Нет, страшно, но по-другому! – Обычно венчание – это самый радостный момент, праздник, веселье, а потом, через год-полтора – всё, не сошлись характерами, делят детей, друг друга видеть не могут… А у вас и правда всё наоборот: все сосредоточенные и даже грустные на венчании, а спустя двадцать лет всё видится тепло, радостно и даже как-то молодо! Софья: А потому что мы поняли – вдвоем-то всё намного проще, чувствуешь поддержку другого человека! – Есть у вас какие-то правила семейной жизни, которые вы выработали, чтобы поддерживать мир и хорошую атмосферу в семье? Алексей: Да нет никаких особых правил! Правила – это что-то такое суровое слишком. Наш любимый Диснейленд – А разногласия по каким поводам бывают? Софья: По мелочи, конечно, всегда что-то есть. Я страшно злюсь, когда мы опаздываем. Меня так воспитывали, что опаздывать – это самое страшное, что можно сделать, это неуважение и к себе, и к другим. Муж считает, что, мол, и ничего страшного, а я ворчу по этому поводу. Алексей: А для меня самый большой вопрос, чтобы на столе всё лежало параллельно, аккуратно. Софья: У меня никогда не лежит параллельно: я всё разложила, а оно через десять минут опять свалилось в кучу. Алексей: Очень я «в кучу» не люблю! — Знаю одну пару, муж там немец и в семье много детей. Жена рассказывает: «Если одна вещь лежит не на месте – он будет ходить и страдать, страдать! А когда положит ее на место, то всё хорошо!». Шутка ли – в многодетной семье – и что-то не на месте! Алексей : Ох как я его понимаю! Внутренний покой связан с внешним: я не могу покой получить в бедламе. Софья: А мне хорошо «в куче». Когда Лёша в гости приходил – снимал часы, клал рядом ручку – параллельно, носовой платок тоже параллельно – я в ужасе на это смотрела. На моем столе он кучу отодвинет, себе разгребет метр на метр – и выкладывает это все.

http://pravmir.ru/kvest-mnogodetnyih-kor...

На вековую шутку никого не станет. Иному и век изжить, ровно шутку пошутить. Живем шутя, а помрем вправду. Умей пошутить, умей и перестать. Лишняя погудка (шутка) в забаву не годится. Шути, поколе краска в лицо не вступила (пока не сердишься) . Над другом шути, пока краска в лицо не вступит. Больше (Дороже) рубля не шути. Шутка в добро не введет (к добру не доведет). В шутках правды не бывает. В шутках правды нет. В чем живет смех, в том и грех. На баснях (На лясах) недалеко уедешь. Чем черт не шутит. Шутить бы черту со своим братом. Шутил бы черт с бесом, водяной с лешим. С остроголовым (чертом) не шути: перетянет. Леший пошутит – домой не пустит; водяной пошутит – утопит. Домовой пошутил: лошадь в подворотню протащил (изломал) . Дурень и дом сожжет, так огню рад. Плохая шутка баламутка. Хорошо пошутил, народ помутил. Тем не шути, в чем нет пути. Тем не шутят, чего в руки не дают. Тем не играют, от чего умирают. Не шути чертом: из дубинки выпалит, убьет. Кошке игрушки, а мышке слезки. Всякая шутка надвое растворена: коту потешно, ин мышке за беду. Яганова шутка (пушка) своих побивает. Резвился, да взбесился. Резвился, веселился, да в яму и свалился. Затеял шутку: потерял лисью шубку. Сделали шутку: сняли с Варвары шубку. И дураку не всякая шутка к лицу. Не к месту печальна, не к добру весела. Не дурачься, и так не умен. Из дурака и смех плачем прет. Умей шутить, умей и отшучиваться. Парень-то ты забаущий (забавный), да будешь ли живущий? Не смейся другу, не изжив веку. Смешки хороши, да каковы-то будут па смешки. Над кем посмеешься, тот над тобою поплачет. Станут люди смеяться, и мы посмеемся. Чему посмеешься, тому поработаешь. Последний смех лучше первого. Шутил Мартын, да спрятался (свалился) под тын. Не смейся, братец, чужой сестрице: своя в девицах. Не смейся носом: надуха пристанет (насморк. Псков.) . Не смейся, горох: не лучше бобов. Не смейся, вода: сама молода. Не смейся, горох, над нами (над бобами): сам будешь под ногами (или: размокнешь, лопнешь). Шутить над другом (другим), любить шутки и над собой.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Он как красное яичко. У него и рука смеется и нога смеется. Танцуй, душа, без кантуша, ищи пана без жупана. И печка и лавка пляшет. Ходи, изба, ходи, горница! Извозчик, что возьмешь на сажень кверху? У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет. В веселый час и смерть не страшна. Веселому жить хочется, помирать не можется! Красивый (муж) на грех, а дурной на смех. Надорвать животы, животики; лопнуть, покатиться, повалиться во смеху; помирать, надсесться со смеху, за бока держаться. Полно тебе зубы скалить. И волк зубоскалит, да не смеется. Хохочи, коли зубы хороши (доколе зубы не болят). Молод смеяться: еще на зубах волоса не выросли. Не перед добром развеселился. Этот смех перед слезами. Смех тридцать лет у ворот стои т, а свое возьмет. Смехом сыт не будешь. Смех – волынка: надул, поиграл, да и кинул. Смех до плача доводит. И смех наводит на грех. Иной смех плачем отзывается. Шутил Мартын, да и свалился под тын. Кто весел, а кто и нос повесил. Тебе смешно, а мне до сердца дошло (а ему тошно). И то смешно, что в животе тощо. За весельем горесть ходит по пятам. Ни печали без радости, ни радости без печали. И смех и горе. И смех и грех. С дураком смех берет, а горе тут. Игра игрою, а дело делом. Смешки смешками, а дело делом. Пиво пивом, дело делом, а шутка поди в чужую деревню. Смех смехом, а шутка на (в) сторону. Шутки в сторону. Шутка шуткой, а дело делом. Шутить шути, а рожь купи (а рожь береги). Шут в дружбе неверен (ненадежен). Шуту не верь. Шуту в дружбе не верят. Не шути шутом: проткнет и щупом. Хорошо смеяться на сухом берегу. Шутка не погудка. Грызть (Грызут) орешки не для насмешки. Эта шутка (не) в лисьей шубке (шутка в шубке: тепла, выгодна шутнику; не в шубке: гола, груба, неприятна) . Шутки шути, а людьми не мути. Шутить шути, да людей не мути. Шутки шутить – людьми мутить. Хороши шутки, баламутки. Он шутки пошучивает, на себя плеть покручивает. Шути, да оглядывайся. Шути, да за спиной простор береги. Шутить шути, а хлеба купи (а долг плати). Век на смеху живет. Век прошутишь, словно проживешь.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Людмила 2017/01/12, 22:30:27 Будьте аки дети ! Тогда и печаль не победит ! Вспомнила в школе еще нам учительница рассказала притчу : На стройке двое рабочих в тачках подвозят кирпичи. Их спросили, что вы делаете ? Одни ответил хмуро и обреченно: " Кирпичи возим . " А другой ответил весело и с радостью: " Дом строим ! " Клавдия 2017/01/12, 22:23:23 Помню,в детстве мы каждый день в 20-градусный мороз гуляли часами:Щеки и носы отмораживали,но домой возвращались счастливые,румяные,усталые,довольные.)))И не болели! Мы на Урале росли.Еще из таких сугробов можно строить жилища с дверями,но без крыши,и кидаться друг в друга снежками,прячась затем! Смех и веселье! В Москве впервые за много лет такая же снежная погода.Всё вокруг белым-бело,очень красиво.Но кто-то объявил " оранжевый уровень опасности " )))Люди не привыкли.Но маленькие дети очень радуются))) А за совет огромное спасибо! " силь­но ни с кем не сдруживайся, потому что потом бед не оберешься, но и не враждуй с людьми. Лучше себя ущеми, чем других. Тогда все постепенно наладится. " 2017/01/12, 15:33:43 Спасибо братия! С наступающим Старым-Новым годом! Храни вас Господь! р.Б.наталья 2017/01/12, 15:28:58 Просто у некоторых интернета нет, вот они печалятся :( 2017/01/12, 15:27:06 Слава Богу за Всё и прости нас грешных. Виктор 2017/01/12, 10:17:54 Когда зимой много снега, потом обычно бывает хороший урожай... :-) 2017/01/12, 10:16:22 Это вам - шутка юмора от Пресвятой Владычицы Богородицы... :-) 2017/01/12, 10:12:24 Вспомнил притчу о фонаре. :-) Один человек потерял 100 долларов США. А кругом - ночь... Стало жалко денег... Начал искать.... Он пошел к включенному фонарю и ищет под ним... У него спрашивают: - Так ведь не обязательно же ты в этом месте обронил свои деньги? Он: - А в других местах вообще темно и ничего не видно.... :-) 2017/01/12, 09:49:52 Спаси Господи! Очень верно. Феодосия 2017/01/12, 09:03:28 Слава Богу за все! По улице моей тихо бродит метель, В медленном вальсе снежинки кружатся. И сердце робкое потихоньку волнуется -

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

А вертеться с бокалами - тут какой смысл? Шутка разве жизнь наша, и время - вещь ни к чему негожая? Если так, то конечно нельзя лучше встретить нового года, как пустословием и пляскою. Это будет - задать тон на весь год. Но ведь вы и сами так не думаете о времени и жизни!! Что же это делалось! Повеселиться захотели?! - Для веселия разве нет другого времени, со всем незнаменательного? Да и веселье тут бывает у вас не так шибко. Нет, тут делалось что-то другое! Что же бы такое? Вы скажете: обычай зашел. И я подтвержу: обычай зашел, и прибавлю: обычай, совсем не христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный. Ведь этой минуты вы ожидаете, как момента священного, и бокалы берете совсем не с такими мыслями, как в другое время, и вертитесь не в том духе, как обычно. Все это у вас делается как какое-то священнодействие. Спросим теперь вас: какому же это Богу совершается у вас такое священнодействие?! Христу ли Спасителю, искупившему нас, желчь и оцет вкушавшему, Коего руки и ноги пригвождены были на кресте нашего ради спасения?! - Конечно нет. Кое общенье?! Кое общение Христови с Велиаром!?! Не к Нему сие идет, а или к Бахусу - языческому богу пьянственного веселия, или к Венере - богине плотских нечистых утех. И се боги ваши, новый Израилю! От них уж и ждите себе, чего желали вы друг другу; а от Бога истинного нечего вам ждать, потому что когда Святая Церковь молилась Ему о благословении нового лета, вас не было в церкви. Сил не стало. Они принесены в жертву языческим богам, или пустой мечте и лести вражией. Что же теперь, и к чему ваши благожелания? Будто забрали вы в свои руки все блага и раздаете их щедрою рукою - одному одно, другому другое - без обращения к Богу истинному?! Иначе сего и понять нельзя, как что вы разграбили сокровищницу Божию и распоряжаетесь ею, как хотите, помимо Бога, Вседержавного Мироправителя, или все сладкие речи ваши - детское шутовство. Так-то, с какой стороны ни посмотришь на обычай сей, приходится сказать: недобра похвала ваша. И не оправдывайтесь, говоря, что при этом у вас не бывает мыслей богоотступнических. - Да ведь дело-то богоотступническое, а мысли о Боге при этом нет. Как же назвать это, как не богоотступничеством? Не оправдывайтесь и тем, что не знаете, как зашел обычай. Да как он зайдет, когда не примете? - Не отворяйте ему дома, и не зайдет. Вот так один не пустил бы, другой, третий. И все - ни к кому бы он и не зашел. И пусть бы он себе шел куда хочет и не срамил бы нашего города, освященного столькими святыми.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/19/...

Многие, прожив на свете 30, 40, 50, 60 лет, когда подводят итог пережитому, в памяти своей обретают лишь сор, грязь, нечистоту, пошлость и готовы сказать, что «жизнь пустая и глупая шутка» и готовы обращаться и с своею, а особенно с чужою жизнью как с пустою и глупою шуткою. Но неужели же есть на свете человек, в чьей жизни, в детстве, в юности, в отношениях к матери, к отцу, к родине, к делу, к Богу не было ничего светлого, чистого, радостного, святого? По справедливому уверению поэта (Mierina) такого горемыки нет на свете. Только люди без памяти, только люди с фальшивою памятью могут говорить иное. Если ничто так не располагает человека к исполнению долга, как благодарная честная память о добре, полученном в жизни от Бога и ближних, то самыми неверными долгу людьми всегда являются эти не помнящие добра люди. Эти неблагодарные люди с фальшивою памятью. Гибнут общества, гибнут народы, гибнут государства, когда в них начинают преобладать эти непомнящие и фальшиво помнящие люди, эти неблагодарные люди обращающие жизнь в пустую и глупую шутку, эти люди без святого былого. Нерадение о долге, упущение долга неизменный спутник неблагодарного беспамятства и лживой памяти; святые слова: ближний, родина, отечество, церковь, Бог для людей, не помнящих или фальшиво помнящих былое, — ничего не говорящие звуки. Я уверен, что среди искренних православных христиан нет людей сознательно неблагодарно отвергающих явления славы божией и милосердия Божия в былом и сознательно отвергающих веления долга. Но от нерадения и упущений по слабости не свободны и верующие. Подобно великому сыну великого английского народа Карлейлю, каждый день мы должны бы встречать приветом: «из вечности ты пришел к нам и в вечность уходишь, но от нас ты должен уйти не иначе, как в сопровождении добрых дел». Возьмите же в руки календарь и проверьте прошедшие, прожитые дни, есть ли среди них прожитые так, как должно? То усталость нам мешала, то горе, то веселье, то недуги, то друзья, то враги. И нет, кажется, дня, когда было бы исполнено все, что надлежало исполнить.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Все, чего она ждала так долго и горячо, делалось там – на краю света. Она видела в стране далеких пучин подводный холм; от поверхности его струились вверх вьющиеся растения; среди их круглых листьев, пронизанных у края стеблем, сияли причудливые цветы. Верхние листья блестели на поверхности океана; тот, кто ничего не знал, как знала Ассоль, видел лишь трепет и блеск. Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль ш„л прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы с всего, что еще нежилось, потягиваясь на сонной земле. Девушка вздохнула и осмотрелась. Музыка смолкла, но Ассоль была еще во власти ее звонкого хора. Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием и, наконец, просто усталостью. Она легла на траву, зевнула и, блаженно закрыв глаза, уснула – по-настоящему, крепким, как молодой орех, сном, без заботы и сновидений. Ее разбудила муха, бродившая по голой ступне. Беспокойно повертев ножкой, Ассоль проснулась; сидя, закалывала она растрепанные волосы, поэтому кольцо Грэя напомнило о себе, но считая его не более, как стебельком, застрявшим меж пальцев, она распрямила их; так как помеха не исчезла, она нетерпеливо поднесла руку к глазам и выпрямилась, мгновенно вскочив с силой брызнувшего фонтана. На ее пальце блестело лучистое кольцо Грэя, как на чужом, – своим не могла признать она в этот момент, не чувствовала палец свой. – «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала она. – Разве я сплю? Может быть, нашла и забыла?». Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые заросли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко озаренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010