Сортировать по Исключить новости Брак, венчание 28 июля, 2015 Что такое христианский брак? Как готовиться к венчанию? Почему перед венчанием нужно заключить брак в ЗАГСе? Что такое венчание? Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. История брака Ветхозаветное учение о браке Ветхозаветное учение о браке видело главную цель и сущность брака в воспроизводстве рода. Деторождение являлось самым очевидным знаком Божьего благословения. Наиболее ярким примером Божьего благоволения к праведнику явилось обетование данное Богом Аврааму за его послушание: «Я благословляя благословлю тебя и, умножая умножу семя твое, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 17-18). Хотя ветхозаветное учение не имело ясного представления о посмертном существовании, а человек, в лучшем случае, мог надеяться только на призрачное прозябание в так называемом «шеоле» (что лишь очень неточно можно перевести как «ад»), обетование, данное Аврааму, предполагало, что жизнь может стать вечной через потомство. Иудеи ждали своего Мессию, который устроит некое новое израильское царство, в котором наступит блаженство еврейского народа. Именно участие в этом блаженстве потомков того или иного человека понималось как его личное спасение. Поэтому бездетность считалась у евреев как наказание Божие, ибо оно лишало человека возможности личного спасения. Новозаветное учение о браке В отличие от ветхозаветного учения брак в Новом Завете предстает перед человеком как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. В залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Учение о браке, как о состоянии, предназначенного лишь для деторождения, Христом отвергается в Евангелии: «В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии» (Мф. 22, 23-32). Господь явно дает понять, что в вечности не будет плотских, земных отношений между супругами, но будут духовные.

http://pravmir.ru/brak-venchanie/

Сказание о князьях владимирских Подготовка текста и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод Л. А. Дмитриева «Сказание о князьях владимирских» – литературно-публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе «Сказания» лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой – якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входяшая в «Сказание», повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Время появления зтих легенд не установлено, и о существовании их до начала XVI в. ничего не известно. В 10-х гг. XVI в. (во всяком случае до 1523 г.) легенды были соединены в «Послании» церковно-публицистического писателя Спиридона-Саввы. На основании «Послания» примерно в это же время (не позднее 1527 г.) была составлена первая редакция «Сказания о князьях владимирских». Авторы «Сказания» преследовали цель создать произведение, которое могло быть использовано в политической практике Русского государства; идеи «Сказания» были использованы в дипломатических спорах при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была привлечена составителями Воскресенской летописи, позднее она была помещена как вступительная статья к «Государеву родословцу» 1555 г., включена в «Степенную книгу». Текст «Сказания» был вновь переработан в связи с подготовкой венчания на царство Ивана IV, в результате чего появилась вторая редакция; рассказ о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий был использован как вступительная статья к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г. «Сказание о князьях владимирских» первой редакции, так же как и «Послание» Спиридона-Саввы, сопровождается дополнительной статьей – родословием литовских князей, в основу которого положена легенда о низком происхождении первого князя литовского Гедимина, чем подчеркивалось превосходство русской династии над правителями Литовского княжества. В 10–20-х гг. XVI в., когда велась упорная борьба с Литвой за пограничные земли, вторая часть произведения имела актуальное политическое значение. Однако эта легенда о происхождении литовских князей уже не была включена в великокняжескую Воскресенскую летопись, и Иван Грозный отвергал ее, говоря: «...безлепичники врут, что Витенец-служебник был тверских великих князей, а при нем был конюшец Гегиминик» (Послания Ивана Грозного, М.; Л., 1951. С. 260). Поэтому во второй редакции «Сказания о князьях владимирских» родословие литовских князей было исключено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже к концу XVI века власть великого князя Московского над Северо-Восточною Русью была всеми признана, прямо и открыто никем более не оспаривалась. Потомки прежних удельных князей сделались служилыми людьми при дворе великого князя, Русское царство стало иначе называться – Московским царством. Внешним, наглядным выражением завершения, окончательного объединения Северо-Восточной Руси Москвою и признания всеми единодержавия Московского великого князя было принятие Иваном Васильевичем Грозным царского титула. Но царское венчание Грозного, совершенное митрополитом Макарием, имело, так сказать, только домашнее, чисто внутреннее значение и вовсе еще не определяло международного значения московского царя – он стал царем только у себя дома и для своих только подданных. Между тем новый русский царь хотел быть царем не только московским, имеющим одно местное значение, какое ранее имели в православном мире греческие императоры, он хотел, чтобы весь православный Восток признал его прямым преемником и наследником византийских императоров, подобно им представителем, опорою и сберегателем всего Вселенского Православия. Но для этого венчания царя Московским митрополитом уже было недостаточно, необходимо требовалось обратиться к православному Востоку, чтобы он признал и своим признанием освятил и утвердил право московского царя как наследника и преемника византийских императоров, чтобы он признал в нем нового главу и поборника всего Вселенского Православия. Так как Константинопольский патриарх со своим Собором был единственным представителем порабощенной греческой нации и, как глава Вселенской Церкви, единственным лицом, правоспособным распорядиться оставшимся наследством, то к нему и обращается Грозный за утверждением своего царского венчания, за признанием себя наследником греческих императоров. Он посылает в Константинополь суздальского архимандрита Феодорита с милостынею и грамотою к патриарху, в которой просит его прислать ему грамоту, соборно утверждающую его царское венчание. При этом царь счел нужным послать патриарху помянник всех князей своего рода с целью показать патриарху свое несомненное царское происхождение и вместе заявить, что в числе его предков находится немало и святых, которых он помечает особо с надписанием «поминать сих на молебнах, якоже и благо-угодивших святых; стихиры им и каноны и жития изложены и поминаются со святыми». Как сильно Грозный дорожил признанием своего царского венчания со стороны Константинопольского патриарха, это видно из инструкции Феодориту. В ней было сказано, что если патриарх захочет послать с ним благословенную грамоту о царском венчании от себя лишь только одного, то Феодориту следует напомнить патриарху, чтобы он послал не только от себя, но и от всего Константинопольского Собора, и если он таковую пошлет, то Феодориту немедленно ехать с нею к царю, не заезжая в Святую Гору, даже и в том случае, если бы грамота была написана только от одного патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Предисловие Юстин Избрание на царство. Юстиниан. Прекращение раскола с римской церковью. Преследование монофизитов. Север и Юлиан. Преследование еретиков. Христианские мученики в Аравии Отношения империи к персидской державе. Колхида и Боспор Жизнь столицы. Общественные бедствия. Брак Юстиниана и венчание его на царство Юстиниан Царский свиток Агапита. Императрица Феодора. Двор и этикет. Церковное законодательство. События первых лет правления в Сирии и в придунайских областях Заботы об усилении восточной границы в Армении и Сирии. Сношения с арабами. Война с Персией. Смерть Кавада и вступление на царство Хосрова. Вечный мир Кодификация римского права Бунт Ника Святая София Разгром царства вандалов Падение остготского царства в Италии Дела на Востоке и война с Хосровом Дела в Африке Вторая война с остготами Дела на востоке. Война с персами в Лазике. Мирный договор с Персией Северная граница империи. Отношения к эрулам, гепидам и лангобардам. лавяне на Дунае. Гунны и их набеги Турки и сношения Юстиниана с аварами Церковные дела Законодательство Юстиниана в области государственного управления Финансы и финансовое управление при Юстиниане Армия и военное дело при Юстиниане Жизнь столицы. Общая оценка правления Юстиниана Юстин II Вступление на царство. Начало правления Разгром царства гепидов. Утверждение аваров в придунайских землях. Лангобарды в Италии. Дела в Африке и Испании Дипломатические сношения с персами и турками. Покорение Хосроем южной Аравии. Восстание в персидской Армении. Война с персами и взятие Дары Хосроем. Болезнь Юстина Церковные дела. Жизнь столицы Тиверий Провозглашение Тиверия кесарем. Семейные его отношения. Начало правления Дипломатические сношения с персами и возобновление войны. Смерть Хосрова и воцарение Ормузда. Ход войны под начальством Маврикия Дела на Балканском полуострове. Нашествие славян в придунайские области. Сношения с аварами. Утрата Сирмия. Сношения с турками. Дела в Италии и Африке Патриарх Евтихий. Эдикт Тиверия о еретиках. Дело о язычниках. Борьба в недрах монофизитской церкви. Царь Мундар. Смерть Евтихия. Смерть Тиверия Маврикий Семейные отношения Маврикия. Бракосочетание, консулат, рождение на­следника. Семейство императора. Сооружения Маврикия Дела на Востоке Отношения империи к аварам. Походы на славян за Дунаем Дела в Африке и Италии Церковные дела Низвержение Маврикия Дополнения Экскурс к критике сведений о восстании Бахрама-Чобина  

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В 457 г. со смертью Маркиана выступил династический вопрос, т.к. из поколения Феодосия Великого не оставалось представителей. Чаще всего как в предыдущее, так и в последующее время в подобном случае практиковался обычай кооптации или назначения преемника еще при жизни царствующего лица, но правовой порядок состоял в избрании императора сенатом и войском или народом. Как известно, отсутствие точного закона престолонаследия не раз ставило империю в крайне опасное положение, но нельзя отрицать, что это же обстоятельство часто открывало дорогу к власти самым способным государственным людям. В рассматриваемое время дело обошлось без потрясений, не оказалось необходимости ни в применении кооптации, ни в народном избрании. В гражданской и военной администрации было громадное множество иностранцев по преимуществу германского происхождения, целые отряды войск состояли из германцев, предводители коих имели важное политическое значение в империи. Готский род, во главе которого стояли Аспар и Ардавурий, целых три поколения владел могущественным влиянием на дела, назначая правителей и раздавая гражданские и военные должности. Не раз перед представителями этой фамилии открывался соблазн захватить императорскую власть, но они предпочитали править, а не царствовать. Есть мнение, будто существенным препятствием к этому было то, что Аспар и Ардавурий как ариане имели против себя духовенство. Таким образом, по смерти Маркиана Аспар вошел в соглашение с одним из подвластных ему военных чинов и, заручившись от него всякими гарантиями, употребил все свое влияние к возведению его на царство. Так вступил на престол Лев I, фракиец по происхождению стоявший во главе империи от 457 по 474 г. Весьма любопытно отметить здесь, что вступление Льва на престол ознаменовано в первый раз употребленным в империи актом – церковным венчанием на царство и миропомазанием, совершенным патриархом Анатолием. С тех пор это венчание или коронование вошло в обязательный обычай для всех византийских царей, от которых усвоено было и другими христианскими владетелями. Лев I оказался, однако, далеко не таким удобным орудием, каким желал иметь его Аспар, вследствие чего между ними скоро возникли недоразумения, подготовившие мало-помалу падение временщика и всего его рода, как то мы видели выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1857 г. В январе 1857 г. приняты были мною, для хранения в Патриаршей или Синодальной ризнице, некоторые предметы, достойные особенного внимания, если не по своей древности, то по чрезвычайной важности события, по поводу коего они устроены: это именно полное митрополитское облачение, как-то: саккос с поясом и поручами из золотой по красной земле парчи с серебряными в кругах и меж кругов крестами, омофор, палицу и епитрахиль пунцового бархата и подризник белой шелковой материи. Облачение это, полученное в дар от царских щедрот синодальным членом высокопр. Филаретом, митрополитом Московским, употреблено было им в священнодействии коронования и миропомазания благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и благочестивейшие Государыни Императрицы Марии Александровны, в 26-й день августа 1856 года. О принятии сего облачения в Синод. ризницу мне предписано было указом Московской Синод. конторы, в следствие предложения оной преосвящ. митрополита Филарета от 15 дня января 1857 года за 25, в коем изъяснено: «В хранилище Синодальной ризницы находятся, между прочим, архиерейские облачения, имеющие историческую достопамятность не только от имен священноначальников, употреблявших оные, но и от имен благочестивейших царей, даровавших оные. Ко дню коронования благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, от щедрот Его Величества даровано мне было архиерейское облачение, которое и было употреблено мною в священнодействии 26 августа, когда вседействующею благодатью Божиею совершилось священное коронование и миропомазание Его Императорского Величества и Её Императорского Величества. Полагаю, что сие облачение с приличием может занять место в Синодальной ризнице, дабы в посетителях её возбуждать благоговейное воспоминание высокого и священного царственного торжества, для нас современных радостного, и для будущих по нас достопамятного. Имею основание думать, что для сей мысли, порожденной благоговейною преданностью к Богом венчанному Монарху, не предстоит преграды, и что встретит оную сочувствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1. Еще одно отрадное для церкви событие. – Новое проявление невежества со стороны интеллигентных представителей раскола Самым важным для ревнителей именуемого старообрядчества и самым утешительным для присных сынов церкви православной событием прошлого 1896 года было, без сомнения, выраженное и возвещенное с высоты Престола «сожаление о том, что русские люди (старообрядцы) не могут доселе присоединиться в молитве ко всему стаду русской православной церкви и пребывать в духовном единении мире со всеми русскими людьми, под руководством законной российской иерархии, сохраняя все свои святые, от отцов и дедов преданные, обряды». 1 Эти многознаменательные слова благополучно царствующего Государя Императора, составляющие действительно событие великой важности в новейшей истории раскола, были сказаны и возвещены старообрядцам в ответ на телеграмму, которою одно старообрядческое общество приносило Его Величеству приветствие с совершившимся священным венчанием на царство. На ожесточенных ревнителей раскола это, с высоты престола сделанное, напоминание им о необходимости «пребывать в духовном единении и мире со всеми русскими людьми, под руководством законной российской иерархии», хотя и с соблюдением своих, от отцов и дедов преданных обрядов, произвело поражающее впечатление; но, к сожалению, пробудило в них не мирные чувства к православной церкви, не готовность войти в желаемое Государем Императором «единение» с нею, а вызвало еще большую злобу против неё и неслыханную дерзость против самого православного Самодержца России, выразителем которых тогда же явился их заграничный печатный орган, с беззастенчивой откровенностью раскрывающий обыкновенно их затаенные мысли, желания и чувства. Напротив, всеми, искренно преданными православной церкви, русскими людьми многознаменательное слово благочестивейшего Государя было встречено с живейшею радостью и самыми отрадными надеждами, как залог и свидетельство вполне правильных и твердо установившихся правительственных воззрений на раскол и отношение к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

А.А. Половцов Бельский, Богдан Яковлевич Бельский , Богдан Яковлевич, боярин; происходил от фамилии, ведущей свое начало с Волыни. В конце XV века один из его предков – Станислав Бельский – покинул Польшу и перешел в Россию. Б. Я. Бельский был одним из ближайших советников Uoahha IV и пользовался неограниченным доверием царя в течение 13 последних лет его царствования; этот любимец почти всюду сопровождал Грозного; он был ближайшим слугой: «днем и ночью неотходный хранитель особы Иоанновой», он и спал в его комнате. Бельский участвовал в Ливонской войне; в 1577 г. он осадил с Московскими стрельцами г. Вольмар, где начальствовал сановник Магнуса, Георг Вильке. Эта крепость считалась одной из важнейших. Вильке не хотел сначала впустить русских, отвечая, что крепость взята королевской саблей, но, видя приготовления к приступу, выехал к воеводе Бельскому и сказал: «Знаю, что мой король присяжник царя – удерживаюсь от кровопролития. Возьмите город – еду к Магнусу». Однако, Бельский послал его с двадцатью немцами к Иоанну, а других магнусовых людей, в количестве семидесяти, изрубил; купцов и всех жителей оковал, а имение и дома их опечатал. За этот удачный поход Бельский был награжден португальским золотым и золотою цепью, а бывшие с ним дворяне получили по золотому, имевшему значение медали. В 1578 г. Бельский встречается в звании оружничего. При венчании Грозного, в сентябре 1580 г., с царицей Марией, дочерью Ф. Ф. Нагого, Бельский, в знак особого к нему расположения, был в числе государевых дружек. В 1581 г. был он наместником Ржева. Далее, он снова был в Москве, где расспрашивал, вместе с Аф. Нагим, медика Якоби о племяннице Елизаветы Английской, Марии Гастингс, которую царь задумал сватать, и подготавливал почву для этого сватовства. В октябре 1583 г. Бельскому, совместно с боярином Н. Р. Юрьевым и дьяком Щелкаловым, было поручено условиться с английским послом Иеронимом Баусом о государственном союзе России с Англией, чтобы, заключив его, немедленно приступить к тайному делу о сватовстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Возвышение С. начинается вскоре по вступлении на престол царя Алексея Михайловича (приходившегося ему племянником), который по-видимому очень любил его и относился к нему с доверием. После кончины родителя, последовавшей 12 июля 1645 г., царь Алексей Михайлович решил, не откладывая дальше, выяснить вопрос: желает ли датский королевич Вольдемар принять православную веру, чтобы жениться на царевне Ирине. Получив отрицательный ответ, царь послал к Вольдемару С. сказать, что в таком случае предполагавшийся брак не может состояться. 13 августа королевич с послами были на отпуске у царя, а так как, по случаю траура по царе Михаиле Феодоровиче, во дворце не могло быть торжественного обеда, то кушанья и напитки были доставлены королевичу на дом «стольником из комнаты» – С. Ровно через месяц, 13 сентября, С. впервые исправлял весьма важную и ответственную должность крайчего, в трапезе Троице-Сергиева монастыря, во время богомольного путешествия туда царя. 28 сентября того же 1645 г., в день венчания на царство Алексея Михайловича, С. был пожалован в «крайчие с путем», т. е, с известными доходами по этой должности, причем ему был дан в пользование город Гороховец. Должность эта требовала постоянного присутствия при государе, а между тем 3 января 1646 г., по вестям о нашествии на Москву крымского хана, С. был назначен в Мценск, в «прибылых воеводах», в помощь главному воеводе кн. А. Н. Трубецкому. Назначение это, удалявшее С. от царя, показывает, что положение его при дворе стало колебаться. Благополучно вернувшись из похода, так как татары без боя ушли в Крым, С. продолжал быть крайчим, но после 6 июня 1647 г. внезапно был отставлен от этой должности. По извету в волшебстве, он был сослан в Вологду, причем «честь» у него отнята, т. е. он разжалован в дворяне, но «животы, поместья, отчины и дворы» были оставлены. Можно предполагать, что ссылка С. произошла не без содействия дядьки молодого царя, Б. И. Морозова, старавшегося удалить ближайших к государю людей, в особенности его родственников, чтобы они не мешали его влиянию на царя. Так как удаление С. от двора произошло вскоре после печального события в личной жизни царя – расстройства его брака с избранной им невестой Евфимией Всеволожской, то весьма вероятно, что волшебство, приписанное С., относится именно к этому событию. С. находился в опале 4 года, так что не присутствовал на бракосочетании Алексея Михайловича с Марьей Ильинишной Милославской, бывшем 10 января 1648 г. Он получил прощение 30 марта 1651 г., в праздник Пасхи, причем пожалован из дворян прямо в окольничие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Герои «Повести» – лица исторические (исключение составляет отравитель царицы стольник Василий Хомутов), однако действуют они, повинуясь поистине самодержавной фантазии ее автора; заметно, впрочем, влияние песен о Кострюке, Сербской «Александрии» и, в особенности, «Казанской истории». Вымышлена и причинная связь, соединяющая здесь два реальных исторических события – присоединение к Московскому государству Астраканского ханства (1556 г.) и женитьбу Ивана IV Грозного на дочери кабардинского князя Темрюка (1561 г.); так образуются две сюжетные линии, каждая из которых воплощает один из идеологических центров произведения. Первая идея – на поверхности повествования, а в конце декларируется прямо: «И тако град Астракань покорена бысть сим делом, якоже о ней зде писано есть». Прославление мирного, «без крови», покорения иноверного царства отражало объективный процесс сближения народов Поволжья. Однако идейно-эстетическая ценность «Повести» определяется новаторский для своего времени воплощением одной из вечных тем мировой литературы – темы судьбы. Она раскрывается в рассказе о долгом пути прекрасной царевны из Астракани в Москву, что ведет не только «от царствия в царствие», как уверяет невесту царь, влюбившийся, будто в сказке, в ее портрет, но и из отчего дома – в чужой дворец, из религии отцов – в иную, от жизни – к смерти, ужас которой оттенен бесстрастным сообщением о «злой» казни убийц и всего их «рода». Гибель Марии не обусловлена традиционным для древнерусской литературы «Божьим судом», непостижимою волею Божества, которая может быть явлена в предсказании. Здесь же никаких мрачных предвестий нет, напротив, митрополит Филипп, будущий святой и, следовательно, потенциальный провидец, заявляет царю: «Величайся с сею красотою во многодетной здравии вовеки». Начало сватовства, крещение Марии и ее венчание с царем приурочены в «Повести» к праздникам и дням памяти одноименных им новозаветных персонажей, что также должно было вызвать впечатление прочности и долголетия брака. Эффект неожиданности подготовлен и безупречной исполнительностью, которой подданные царя Ивана отвечают на его повеления: даже этот «страшный в страшных» самодержец не может уберечь любимую жену от изменников, от судьбы. Автор побуждает читателя задуматься о несправедливости смерти юного, прекрасного и добродетельного существа. С другой стороны, разом разрушив тщательно создававшуюся полусказочную атмосферу всеобщего рабского (да еще и «в радости»!) послушания самодержцу, финальная катастрофа отбрасывает трагический отблеск и на фигуру самого царя Ивана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010