Сын священника шацкой округи, Вениамин, в мире Василий Ант. Благонравов, родился в 1825 г. Пройдя шацкие училища и тамбовскую семинарию, он в 1846 г. поступил в казанскую академию, которую и окончил в 1850 г. В академии он выделялся из среды товарищей своим благочестием, исполнением всех требований тогдашней дисциплины, талантливостью и редкою любовью к наукам, преимущественно историческим. Еще на студенческой скамьей он поражал обширностью эрудиции и широтой исторического образования. Окончив курс первым магистром, иеродиакон Вениамин был оставлен при академии бакалавром по церковной истории. В качестве бакалавра, а потом профессора он обнаружил большое усердие и немалую ученую производительность. В немногие годы он успел скомпоновать полный курс лекций, составляющий три больших фолианта (хранятся в библиотеке казанской академии). Его лекции, богатые фактическими данными, и его пример оживили в студентах заглохнувший было интерес к изучению истории. При своем «ученом трудолюбии и весьма живых дарованиях с течением времени он мог бы сделаться для казанской академии (по выражению ее историка, П. В. Знаменского ) таким же дорогим профессором истории, каким для Московской академии был известный профессор А. В. Горский, если бы он не был лицом монашествующим и, следовательно, более или менее кратковременным гостем на своей кафедре». Но и помимо непродолжительного пребывания на кафедре (1850–1858), архим. Вениамин был отвлекаем от прямого дела второстепенными и побочными должностями – библиотекарством (1854–1858), преподаванием немецкого языка (1855–1856) и нравственного богословия (1858), ревизией вятской и уфимской семинарии (1856), редакторскими, цензорскими и особенно – инспекторскими обязанностями. В вакат 1851 г. он исправлял должность помощника инспектора академии, летом 1852 г. и в начале 1858 г. – инспектора, а с 30 сентября 1852 по 3 июля 1856 г. был помощником инспектора. Верный исполнитель правил академической инструкции еще на студенческой скамье, архим. Вениамин с неуклонною строгостью держался их и после, работая над проведением их в студенческую жизнь. При таком его отношении к делу, ему приходилось тратить много сил, когда академическая дисциплина стала падать, отчасти под влиянием духа времени, отчасти благодаря противоположным ему взглядам на нее новых инспекторов, в роде известного архим. Феодора Бухарева. «Гроза формализма», и в тоже время человек очень добрый, с характером вовсе не тяжелым, Вениамин должен был много страдать при своих столкновениях со студентами, постигшими уже сладость свободы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 10.05.1875, ст-ца Красноярская Нерчинско-Заводского окр. Забайкальской обл.- 5.09.1918, Москва), сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Селенгинский. Из казачьей семьи. В возрасте 5 лет лишился отца. С детства работал в поле, пас скот. Окончил сельскую школу, пел и читал в приходском храме. По просьбе священника, обратившегося к проезжавшему через ст-цу Красноярскую Иркутскому и Нерчинскому архиеп. Вениамину (Благонравову) , был принят на полуказенное содержание в Нерчинское ДУ. В 1890 г. по окончании подал прошение о назначении на приход псаломщиком, т. к. не имел средств продолжать обучение. Однако после обращения одного из преподавателей ДУ к архиеп. Вениамину Кузнецов был принят в Иркутскую ДС на казенное содержание. 30 мая 1896 г. он окончил ДС, направил прошение Забайкальскому и Нерчинскому еп. Георгию (Орлову) о назначении на вакантное священническое место в Покровскую ц. с. Кокуй с особой просьбой о рукоположении в Иркутске, т. к. для поездки в Читу у него не было средств. Прошение было удовлетворено. 2 авг. 1896 г. Кузнецов был рукоположен Иркутским и Верхоленским архиеп. Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона, а 4 авг. в иркутском кафедральном Казанском соборе - во иерея. В 1898 г. Кузнецов овдовел. По предложению Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) он поступил в КазДА. Во время учебы проявил себя талантливым церковным историком и публицистом. Написал работу «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899)», впервые опубликованную в «Православном благовестнике» в 1901 г. Окончил КазДА в 1903 г. по миссионерской группе монг. отд-ния канд. богословия за соч. «История христианского просвещения инородцев Забайкалья с покорения края и до настоящего времени». Е. подал еп. Мефодию прошение об определении на службу в Забайкальскую духовную миссию. В июле 1903 г. был назначен к Быркинскому миссионерскому стану, однако почти сразу отозван в Читу в связи с назначением председателем совета Читинского центрального миссионерского уч-ща. В нояб. 1903 г., после учреждения должности помощника начальника Забайкальской духовной миссии (главой миссии тогда являлся правящий Забайкальский архиерей), был назначен на эту должность; с 20 авг. 1905 г. возглавлял Забайкальскую духовную миссию.

http://pravenc.ru/text/182103.html

Все языческие идолопоклоннические суеверия в России издавна признавались терпимыми, потому что всем язычника м дозволялось свободное отправление для себя своего идолослужения. Признавая за всеми языческими суевериями свободу идолослужения, правительство ограничивало ее тогда только, когда находило известные действия вредными для гражданского быта инородцев; вообще же запрещало всякое распространение их между русскими подданными, какой бы они ни были веры или суеверия, и строго преследовало все, что могло полагать препятствие к обращению язычников к православной христианской вере. Во внутренние же дела языческих суеверий ни стеснительно, ни тем менее покровительственно никогда не входило, первое справедливо почитая несообразным с духом христианской веротерпимости, а последнее с требованиями христианской совести. В этом духе составлены все общие законы об иноверцах и их служении в России. Эти общие законы справедливо прилагались некоторое время и к языческому идолопоклонническому суеверию ламайцев. Но с 1764 г. стали издаваться частные постановления относительно ламского суеверия и лам, часто до того противоречащие, что нельзя было знать, преследуется или прокровительствуется это суеверие в России. Численность лам правительство, по-видимому, постоянно старалось ограничивать; но, сочиняя постановления в этом роде и никогда не осуществляя их на деле, в тоже время другими постановлениями давало самую сытную пищу для размножения ламства и порабощения ему бедных бурат, бывших шаманцев. Были годы (очень недалекие от нас), в которые вместе с законами об ограничении числа лам выходили открытые предписания в пользу ламской пропаганды и сам Хамбо-лама обязывался присягой поддерживать и распространять ламскую веру в России, вопреки коренному закону Российской империи о распространении одной православной христианской веры. Само христианство , говорит опытный исследователь ламства в Сибири архиепископ Нил, ощутило тяготу влияния лам. Из язычников никто почти не решался принимать христианство, боясь ламского прещения. Да и те из них, которые прежде крещены были, не имели покоя. Их гнали, тяготили всеми мерами. И потому семейства новокрещеных представляли странное и грустное смешение. Дети росли идолопоклонниками, имевши родителей-христиан. Отцы и матери, бывши христианами, таили свою веру и выдавали себя за язычников, чтобы только не попасть в когти ламам.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проблема сохранения этнического своеобразия автохтонных народов Сибири в трудах православных миссионеров Дионисия (Хитрова) и Вениамина (Благонравова) Статья кандидата культурологии, доцента, заведующей кафедрой сравнительного изучения национальных литератур и культур МГУ имени М.В. Ломоносова Натальи Валерьевны Карташёвой посвящена анализу этнокультурных аспектов русской православной миссии в Восточной Сибири на материале текстов епископа Дионисия (Хитрова) и архиепископа Вениамина (Благонравова). Проблема сохранения этнического своеобразия народов Сибири рассматривается в контексте мировоззренческих установок и миссионерских методов выдающихся церковных деятелей второй половины XIX в. Подчеркивается важность этнокультурной проблематики во внутренней политике Российской империи пореформенного периода и наличие различных концепций достижения национального единства, среди которых идея религиозной унификации путем распространения православия. Цель проведенного исследования  — выявить различные взгляды руководителей сибирских миссий на проблему сохранения этнокультурных особенностей обращаемых в христианство народов. В результате проведенного исследования намечены современные методологические подходы к изучению этнокультурных аспектов русской православной миссии; обнаружено существенное расхождение во взглядах деятелей миссии на сохранение этнической уникальности автохтонных культур и сделан вывод о вариативности этнокультурных стратегий в миссионерской практике Русской Православной Церкви во второй половине XIX в.

http://bogoslov.ru/article/6177768

Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Ефрем (Кузнецов) Но приходской священник обратил на него внимание и представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище. По словам о. Ефрема: В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия! Образование Молодой Епифаний окончил Нерчинское духовное училище , о котором впоследствии сохранил теплую память – здесь нашлись учителя «умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни», господствовал дух церковности. Закончив училище Епифаний не помышлял о служении высшем псаломщицкого, но один из его учителей устроил его на казенный счет в Иркутскую духовную семинарию которую он закончил в 30 мая 1896 года. Сельский священник В июне 1896 года в Градо-Иркутской Успенской церкви состоялось его венчание с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. Теперь Епифаний желал как можно скорее получить рукоположение и отправиться служить на приход. В прошении епископу Забайкальскому Георгию (Орлову) он писал: Желая принять сан священника и быть возможно ближе к месту жительства моей матери, прошу Вас зачислить за мной… праздное священническое место при Кокуйской Покровской церкви . В случае назначения меня на означенное место покорнейше прошу Вас дозволить рукоположить меня Иркутскому Преосвященному, так как по неимению средств личных и по крайней бедности моей матери ехать мне в город Читу для рукоположения крайне затруднительно. Епископ Георгий удовлетворил его просьбу, и 2 августа 1896 года он был рукоположен архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона в Крестовой Архиерейской церкви, а 4 августа — во священника в церкви села Кокуй Забайкальской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/5686.html

Давно уже так называемая либеральная печать, а за ней и часть консервативной, требуют сдачи борьбы с расколом и с иноверием исключительно на руки церкви. Либеральная печать, без сомнения, руководится в этом случае своей известной нелюбовью к вере и церкви; потому все, что может вредить той и другой, всегда находит в ней защиту. В Англии, представительнице истинного либерализма, либеральная партия есть преимущественно христианская партия, а глава ее один из религиознейших людей Англии. Она либеральна, потому что во имя религии стоит за интересы низшего класса народа против угнетения высшего, владеющего почти всей землей в соединенном королевстве. У нас, напротив, считается несовместным с либерализмом веровать в Бога и особенно любить и чтить свою церковь и всякий, потерявший веру, потому сам уже считает себя за либерала, хотя бы на самом деле был эгоист и совершенный деспот. Православная вера им ненавистна по самой своей истинности, как обличение их собственного неверия. Но на сдачу на руки одной церкви борьбы с расколом и иноверием начинает соглашаться и благонамеренная печать, даже духовная в некоторых из своих журналов. Происходит это частью от уступчивости единодушному крику либеральной прессы, а еще более от непонимания дела. Всякому, не имевшему лично дела с расколом и иноверием, кажется, что достаточно заблуждающемуся представить истину в надлежащем свете, и он непременно обратится к истине. Взгляд рационалистический. Опыт не оправдывает этого. Сила доводов составляет все в науке, но не в вере. Веры нельзя вынудить у человека никакой ясностью, никакой силой доводов, если он не способен к сердечному влечению к оной, если сердце его окаменено для понимания истины ( Мк.6:59 ). В этом случае, чем яснее и сильнее доказательства, тем упорнее его ожесточение против истины. Еще труднее по убеждению расположить человека самим делом обратиться к вере. Борьбу с расколом ведут ныне миссионеры вполне подготовленные, некоторые сами вышли из раскола, с детства знакомы с ним и в ревности не уступят самым лучшим проповедникам. В отношении метода убеждения, православные миссионеры применяются к обычаю самих раскольников, все доказывать от писания и не просто доказывают, а можно сказать, пальцем указывают истину православия. Но, наглядность и сила доказательств повела только к тому, что раскольнические лжеархиереи запретили «христианам» вступать в споры с православными миссионерами (Церк. Вестн. 1881 г., О сибирских инородцах-язычниках известно, что они вполне верят в превосходство христианства пред своей верой, ходят на молитву в православные церкви, ставят пред иконами свечи, служат молебны и т.п. Но, когда дело коснется присоединения к православию чрез таинство крещения и они становятся иногда упорны не менее раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЫГИН Степан Васильевич (1832 - 9.03.1900, Москва), архит. В 1841 г. был определен в Московское дворцовое архитектурное уч-ще, окончил его в 1855 г. со званием архитекторского помощника, стал работать архитектором при Московской дворцовой конторе. 28 авг. 1859 г. приказом по Главному управлению путей сообщения и публичных зданий назначен на новоучрежденную должность амурского обл. архитектора в Благовещенск. К. и П. В. Леонтьев (архитектор Приморской обл.) стали первыми профессиональными зодчими Дальн. Востока. Оба занимались проектированием и наблюдением за строительством во всех селениях подведомственных территорий. К осени 1860 г. Благовещенск имел уже Никольскую ц., 59 казенных зданий, 24 частных дома (на 1 янв. 1880 в городе населением 7975 чел. было 920 домов). В 1862 г. по распоряжению военного губернатора Н. В. Буссе К. разработал генеральный план Благовещенска с перспективой расширения городской территории. Согласно проекту, системой перпендикулярных улиц, ориентированных по странам света, город был разбит на прямоугольные кварталы; главные улицы тянулись вдоль Амура. Регулярный план был основным градостроительным документом на протяжении более 40 лет, первоначальная планировка в исторической части города до сих пор сохранилась без изменений. Ок. 1870 г. К. был командирован на военный пост Хабаровка (c 1880 город, c 1893 Хабаровск) для снятия плана буд. города и постройки губернаторского дома. В 1870 г. в память о своей скончавшейся невесте Евдокии с благословения Камчатского еп. Вениамина (Благонравова) К. за собственный счет построил деревянную ц. в честь Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда (Страшносудская) на Вознесенском городском кладбище Благовещенска (освящена 24 июня 1873; не сохр.). Церковь была построена из лиственничного леса, сложенного «в лапу», рассчитана на 100 чел., ее высота c деревянным куполом составляла 16 аршин; в 1882-1883 гг. пристроены трапезная и колокольня.

http://pravenc.ru/text/2462081.html

Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/db/text/31550.html

По отзыву профессора Знаменского, он носил в себе задатки настоящего учёного. Но, занятый по выходе из академии широкою и многотрудною практическою деятельностию, сначала по устройству новообразованной томской семинарии, потом по управлению епархиями – Камчатскою и Иркутскою и по делам сибирских миссий, он не имел ни времени, ни возможности предаться научной кабинетной работе. Однако «высокое научное образование отразилось в документах и самой административной деятельности архипастыря. Его отчёты о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно­исторические этюды, без которых не возможно обойтись при изучении как состояния сибирской церкви с её миссиями, так и состояния сибирского ламства. Эти отчёты, а также многие письма архипастыря, которому принадлежит инициатива возбуждения и самого вопроса о ламизме, содержат в себе, можно сказать, лучшую в настоящее время научную разработку этого вопроса с церковно исторической точки зрения, а для будущих историков послужат неизбежным и плодотворным для науки материалом». Отчёты эти печатались в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» и в некоторых духовных журналах, а в 1883 – 86 гг. изданы отдельно под названием: «Труды православных миссий восточной Сибири», в 4-х частях. В эти «Труды», кроме отчётов о миссиях Камчатской, японской и Забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, письма преосвященного Вениамина и его статьи: «Ламское идолопоклонническое суеверие в восточной Сибири», «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников» и «Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви». Последние три статьи отпечатаны и отдельною брошюрой, под названием: «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири», Спб. 1885. Перу преосвященного принадлежит также «краткая, но веская» статья о буддизме, напечатанная в «Иркутских Епарх. Вед.» за 1890 г., и немало назидательных проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык. Биографические сведения – в «Истории Казанской дух. академии», проф. Знаменского и в «Иркутских Епарх. Ведомостях», преимущественно, за 1888 и 1892 гг., а также в брошюрах: «Памяти высокопреосвященнейшего В., архиепископа Иркутского и Нерчинского», Иркутск, 1892, и «Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного В., архиепископа Иркутского и Нерчинского», Иркутск, 1888. Некролог в «Страннике» 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010