И на это искушение не согласился Господь, сказавши диаволу: не искушай Господа Бога твоего ( Втор. 6:16 ). Ибо диавол тоже сослался на Священное Писание : написано: ангелам Своим заповедает о Тебе… и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею ( Пс. 90:11–12 ). И он знает Писание. Но о смирение сам «преткнулся». Тогда он приступил к последнему искушению. Возносит Христа на весьма высокую гору ( Мф. 4:8 ) и как-то показывает Ему все царства вселенной во мгновение времени; и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Но только при одном условии: если Ты поклонишься мне, то все будет Твое ( Лк. 4:5–7 ). Тогда Господь говорит ему со властью: Отойди от Меня, сатана! Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи ( Втор. 6:13 ). Кто из людей не захочет обладать большим, даже – до всего мира?! Истинно говорит Господь: берегитесь любостяжания! ( Лк. 12:15 ). А о богачах сказал: трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие ( Лк. 18:24 ). Даже ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши (так назывались низкие ворота в Иерусалимской стене, через которые прогоняли овец, но верблюд вынужден был ползти через них с трудом на коленях), чем богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? ( Мк. 10:23–26 ). А чему же они «ужасались»? И почему они сомневались в своем спасении? Ведь они же были простыми бедными рыбаками, а никак не богачами? – Да, но они понимали, что беда не в богатстве, а в «любостяжании», в желании лучшего, большего, богатого. И кто же этим не грешен? Кто не хочет большего? Кто отказался бы от богатства? Или кто, по крайней мере, свободен от хотения этого? Едва ли из тысячи тысяч сыщется такой! Поэтому Христос родился в скотской пещере, да и то в чужой; потому до тридцати лет Своего возраста жил в повиновении у бедного плотника, мнимого отца Иосифа; потому не имел, где главы приклонить ( Мф. 8:20 ); потому никогда не ездил, а ходил пешком (кроме езды на осленке, да и то чужом, во время входа в Иерусалим); потому не имел места, где совершить пасхальную вечерю, и попросился дать Ему место на последнюю ночь в чужой горнице. Потому и вообще все Евангелие учит бедности, а не богатству и никак не борьбе за богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И наступает «благословенная Суббота», «упокоения» день: «Единородный Сын Божий» «почил от всех дел Своих». Совершилось! Как же совершилось? «Смотрением, еже на смерть» – Крестом! А «воскресением» Он, после страдания «плотию», снова «воротился» в прежнее состояние, «во еже бе», «даровав нам живот вечный», – прежде потерянный нами... И хотя еще диаволу оставлена некоторая власть, но «вражда разрушена», мир с Богом и Небом введен; «Царствие Христос отверз». А против диавола мы теперь «поборника» нашего «имамы из Нея (Богородицы) рождшагося Господа»... Поэтому: «дерзайте, дерзайте, людие Божии; ибо Той (Господь) победит враги, яко всесилен!» 9 Как не радоваться?! На литургии Апостол читается о совоскресении нашем со Христом ( Рим.6:3–11 ). В крещении, во имя Его, мы умерли с Ним в смерть и отселе должны ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. ...Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (чрез) во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:4–8, 11 ). – Потом читается Евангелие уже о воскресении Христа Господа ( Мф.28:1–20 ). ...На Пасху в начале богослужений поются стихи: «да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (демоны)... Ни разу я не думал: почему это Церковь вспоминает о них после победы над ними? Да еще на Пасху? Это лишний раз напоминает нам: для чего было совершено все дело домостроительства спасения – для победы над разрушителем творения Божия! И далее – затем, чтобы теперь его власть уже побеждалась силою Единородного. Если же и сохранена за ним сила борьбы, то чтобы она побеждалась теперь и самим человеком с помощью благодати Святого Духа, ниспосылаемой (точнее: возвращенной) по «заслугам» Искупителя, Господа Иисуса Христа, в таинствах, по молитвам нашим – в подвигах борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И потом явившийся исчез. (И, кажется, он явился и другой раз князю. Я спрошу у передававшей моей знакомой об этом: для этого я оставлю две строчки свободными, чтобы потом подписать об этом. Спросил; все записано верно. В маленьких мелочах есть различие, но совершенно не важное. – М.В.) Князь вызвал прислугу и спросил ее: – Кто входил к нему в кабинет и как смели пропустить его? Но они удостоверили его, что никого не было во дворце. Усопший явился к князю вторично и сказал тому: – Бог есть; и за все придется давать ответ! И опять исчез. Тогда князь уже понял, что это было действительно явление из иного мира. И тотчас же он разослал приглашение своим сродникам прибыть к нему. Когда они съехались, князь рассказал им все совершившееся и о своей книге. Велел затопить камин и сжег при всех свой труд против веры. Вот все это рассказала в Париже его внучка. Это было приблизительно в 1850 году. 7 сентября 1955 г. Четвертое явление Ниже помещаемую маленькую заметку я слышал только вчера от племянницы усопшей. «Тетя Оля умерла в молодости, тридцати лет. Она была очень религиозна. По смерти о ней много молились. Ее приятельница, человек слабо верующий, стала говорить нам: «Зачем вы все так много молитесь о ней? Неужели так это нужно?» Но скоро она рассказала про свой сон. Является тетя Оля и говорит ей: «Почему ты восстаешь против молитв за нас? Они нам нужны. Очень нужны. Мы нуждаемся в них!» И с того времени и она начала молиться за усопшую». Что это такое? Я получил письмо из Москвы. Автор его, между прочим, пишет: «Недавно я возвращалась с работы (вероятно, в трамвае. – М.В.) и тихонько шептала молитву. И вдруг в груди почувствовала никогда раньше не испытанное ощущение близости с Богом. Оно жило в груди, распирая ее, и я вдруг ощутила заполненность своей жизни, отсутствие страха ко всему. И даже – не интерес, а «интересность» жизни. Так длилось минуту-две. И потом уже ушло незаметно и бесследно. Когда ушло, я подумала: «Какой прекрасной может быть самая серая жизнь при этом условии, если в груди человека живет подобное чувство! " »

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И потому нам следует дивиться во святых больше всего их святому подвигу. Вот это и мне, недостойному, далось ощутить явственно, когда пришлось служить впервые с отцом Иоанном литургию: еще раз повторю об этом. Когда началась служба, то я, стоя на левой стороне и взглянув на него без всяких помыслов, вдруг узрел его духовную высоту и величие, что сформулировалось у меня в таких словах: – Боже! Какой он гигант духовный! Почему уж пришло мне это слово «гигант» – не знаю. Не знаю также и не понимаю доселе: каким именно образом я постиг, узрел, ощутил это? Ведь ничего внешнего я не увидел, например, ни света, как это бывает иногда вокруг глав святых; ни благодатного огня, окружающего их; ни иного чего особенного; но ощущение великого духовного состояния его было явственно. Впрочем, и все другие душевные свойства мы воспринимаем неким внутренним способом; например, добросердечный человек производит на нас отрадное, приятное впечатление, а злой – мучительное. Отец Иоанн произвел впечатление высокой святости и силы. Правда, я опасаюсь теперь особенно верить своим чувствам, но факт огромного впечатления от него на меня был и остается несомненным. Мне даже стало тогда страшно стоять возле него! Таково было непосредственное действие от духа отца Иоанна. И если оно – истинное, то есть было от Бога, то я и тогда, и теперь воспринимаю его как действие святости, сущей в нем; подобно тому, как веяние благодати Божией в апостолах действовало и на соприкасавшихся с ними: мы Христово благоухание Богу в спасаемых... – говорит апостол Павел ( 2Кор. 2:15 ). От первых христиан и апостолов был страх на всякой душе, – говорится в книге Деяний. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Деян. 2:43; 5:13 ). Вероятно, и там тогда ощущалось посторонними некое особенное духовное впечатление от христиан. Подобным образом и от отца Иоанна исходило на людей благодатное непосредственное действие жившей в нем особой силы Божией: без чудес, без слов, без усилий со стороны их Дух Божий, как благоухание, шел от него на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И потому нужно отбросить всякое «наше» и просить, молить Бога возвратить нам прежнюю, утерянную детскую простоту: «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк., 10, 15). И Бог, владыка сердец, может это сделать. И делает... Самый мудрый мудрец может обратиться в дитя Божие. И как это отрадно, как прекрасно! И наоборот: как мучительно-бесплодно наше самоупование... Но об этом еще придется говорить далее. А сейчас подведем итоги: Слово Божие после детской веры по преданию и сердечному инстинкту является вторым и великим источником веры. Так именно смотрит и оно само на себя. Как я уже говорил, мы, семинаристы, не очень доверяли силе Писания. Но после до моего духовного слуха дошли слова Самого Христа Господа... Как он, Бог Господь, смотрел на Свое откровение? Я уже приводил Его свидетельство: «Исследуйте Писания» ( Ин. 5, 39 ). «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин. 5, 46–47 ). Авраам говорит в притче о богаче и Лазаре: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк. 16, 29 ). «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (ст. 17). А однажды мне и об Ионе-пророке открылось, ну, чего мы, маленькие, сомневаемся в возможности этого чуда? Ведь Сам Бог Христос подтвердил нам его истинность: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). И после этого свидетельства все прочие соображения для меня стали ненужны, излишни – даже кажутся теперь обременительными, мешающими. Христос сказал! И нигде ни одной недоверчивой или критической мысли у Него о Писании. Наоборот, многократно ссылается на него Сам; это всякому известно. Потому не стану больше приводить свидетельств апостольских... Для меня довольно Единого Слова Божия. И нужно добавить: это свидетельство Писания о силе своей – сильнее всяких других соображений: и исторических, и внутренних, и опытнодуховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И прежде всего диавол предлагает: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф. 4:3 ). Этим соблазнился Адам; увидели первые люди, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание ( Быт. 3:6 ). И соблазнились они. И пять тысяч евреев, впоследствии насытившихся пятью хлебами, хотели и снова видеть, и сделать Христа Царем (см.: Ин. 6:15 ). И Господь сказал им: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб, и насытились ( Ин. 6:26 ). Да, истинно, истинно! И теперь легко соблазнить людей хлебом! Пообещайте им земное удовлетворение и наслаждение, – и они с трудом удержатся от соблазна или даже сразу пойдут на искушение; подайте им на выбор: веру в Бога, спасение души, вечное блаженство, здоровье, удовольствие: и многие ли теперь удержатся? Христос бесплатно напитал иудеев хлебами и рыбой; и они готовы выбрать Его в цари себе. Боже, Боже мой: какие мы немощные! Но Господь, будучи голодным, отверг это искушение диавола… И не в прекрасном раю, а в голой пустыне. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф. 4:4 ), сказал еще Моисей ( Втор. 8:3 ). И иудеи это знали и помнили: Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть ( Пс. 77:24 ). Что Ты делаешь? ( Ин. 6:30–31 ). Опять все – хлеб, хлеб! А когда Господь, сотворивши великое чудо с пятью хлебами, предложил учение о вере в Него и о святом причащении Его Тела и Крови, то даже многие из учеников Его соблазнились этим, отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6:66 ). Вот и вера! Вот и «избранный» народ! Да! Обрядоверный, земной, телесный народ! Да и теперь не то ли искушение «хлебом» мы видим? Но Господь победил первое искушение: Господь хотел не хлеба земного дать нам (много ли его и нужно-то, «насущного», да и то на один день), а Небесного Царства, благодатного «нового вина» обещал Он миру; но – увы! – не хотят, не хотим. Второе искушение (по Матфею, а по Луке – третье) – броситься с кровли храма и остаться живым. Зачем, зачем это нам? – Только ради славы, что мы совершаем чудеса? Ради мнения пред народом? Ради тщеславия?.. О, Боже! Какие мы мелкие! Славиться пред людьми?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И «так да сподобит Он нас узреть преславное воскресение Его и причаститься Святого Тела и Честной Крови Его, и мы будем достойны услышать радостный глас, глаголющий: рабы верные, внидите в радость Господа Своего, и наследуйте уготованное вам царство от сложения мира ( Мф. 25:21, 34 )». «…Приближается воспоминание спасительных Христовых страстей, и новая, великая духовная Пасха, начало будущего века, что предвозвещает Лазарь, исшедший из пропастей адских и четверодневно воскресший из мертвых одним гласом и повелением Христа, имущего власть живота и смерти. И вот, вдохновением Духа Божия отроки и народ незлобивый предвоспевают Господа, освобождающего от смерти, изводящего души из ада и подающего душе и телу жизнь вечную…» Далее он говорит о важности добродетелей для получения сей вечной жизни и рассуждает о трудности их, особенно богатым; но всем можно, однако же, все исполнить. После – о воскрешении Лазаря, где проявилось Божество Христово. А затем уже о входе. «Почти все… вышли Ему навстречу, как ЖИВОТВОРЦУ И ПОБЕДИТЕЛЮ СМЕРТИ… взявши вайя». «Осанна» – это песнь, воссылаемая к Богу, и значит; «спаси, Господи». А присовокупление: «в вышних» показывает, что Его воспевают не на земле только и не человеки только, но и в вышних ангелы небесные… Словами же: благословен грядый во имя Господне показали, что Он – ОТ БОГА, И ИДЕТ ВО ИМЯ ОТЦА ( Ин. 16:28 ). А словами: благословенно грядущее царство отца нашего Давида показали, что Царство есть такое, в которое, по пророчеству, будут веровать и язычники, и римляне. Ибо Царь сей не только есть надежда Израиля, но и ожидание языков…» «Дивно, что… отроки и неученые, воспевая ангельскую песнь, устами совершенно благословили Бога, нас ради воплотившегося; ибо как ангелы при рождении Христа воспели: слава в вышних Богу и на земли ( Лк. 2:14 ); так и сии ныне при вшествии Его воссылают оную песнь: осанна Сыну Давидову, осанна в вышних…« Начало и кончание дела Христова: РОДИЛСЯ, чтобы ПОСТРАДАТЬ за нас. А то и другое, что СПАСТИ людей, то есть возвратить их «в вышнее» Царство, – даровав им еще на земле мир с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И что же? Как и перед Пасхою, пост, несомненно, содействует духу. Правда, враг стал искушать с другой стороны – раздражением и осуждением. Но Бог помог и это заметать. В результате поста, думаю я, и создалось в значительной степени то радостное настроение, о котором и писал уже. И на другой день (то есть в воскресенье), особенно на вечерне, Господь даровал Свою милость ощутительно. Посему верю, что такое приготовление – от Вознесения до Пятидесятницы – и впредь должно повторять. Да и что особенного? Вот и сербы пред причащением дня по два почти совсем не едят. А всю неделю не употребляют ни мясо, ни молоко. Неужели не воздержаться пред таким единственный днем в году, ради получения большой благодати Святого Духа? О смерти Перед всенощным богослужением я заболел, но настроение у меня пред праздниками было таково, что я не только не смутился этим, а даже и смерти захотелось, как желанного конца земных страданий – тихой пристани. И сердце даже обрадовалось этому. И такие чувства невольно связались у меня с праздником Святой Троицы. Теперь для христианина не страшно помереть; ибо пришел Сын Примиритель, Дух Утешитель. Впрочем, я мало рассуждал, а только ощутил радостное желание смерти. Несомненно, это чувство было поверхностно, ибо когда смерть придет, то будет, вероятно, тяжело. Однако благодарю Господа и за мимолетное даже ощущение. Ведь даже самая мысль о легкости и желанности смерти – есть уже ценность. Есть Божий дар. Но и святые страшились мучений: например, святая Мавра боялась мук сначала. Святой Акакий говорит, что он пред мучениями страшился; а во время самых мук почувствовал твердость. Святые апостолы до Пятидесятницы были боязливы – страха ради иудейска скрывались; апостол Петр с клятвами отрекся от Христа Господа; все разбежались при первой же встрече стражи в Гефсиманском саду. А после сошествия Святого Духа сделались бесстрашными: когда их принуждали не говорить о имени Иисуса, угрожая наказаниями, Петр и Иоанн ответили: судите: справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали! ( Деян. 4:19–20 ). А прежде отрекался с клятвою, что не знает Сего Человека ( Мф. 26:72 ). Когда же его и других били в синедрионе, то они пошли оттуда радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян. 5:41 ). И продолжали всякий день в храме и по домам… учить и благовествовать… ( Деян. 5:42 ). Господи! Дай и нам такую крепость и благодать!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И это бывает «само собою», а не вследствие «мыслей»… Мысли уже после подыскиваешь. Точнее, стараешься разобраться в чувстве: откуда оно? что такое? Мысли – не ясны, вот чувство – совершенно определенное и ясное… И даже не хочется размышлять о мыслях: так ясно чувство. Думается, однако, так: куда восходит Сын Божий? К БОГУ!.. К БОГУ!.. Подумаем: если мы боимся предстать пред «важным» начальником, то каким чувством должно наполняться сердце, когда кто-либо восходит К САМОМУ БОГУ?! Всевысочайшему, Премирному, Всемогущему! «Со страхом и трепетом» живите, – говорит апостол Павел, – где и когда «Бог действует» ( Флп. 2:12–13 ). Еще прибавим, что восходим к Отцу, Который доселе «гневался» на «отлученное» человечество, бывшее «под клятвою " … Но может быть, нужно быть спокойным, ибо восходит СЫН БОЖИЙ? Да, нужно бы быть спокойным и можно бы, если бы Он восходил ЗА ОДНОГО ЛИШЬ СЕБЯ. Но Он, – вникнем, с Божиею помощью! – восходит собственно не как Единородный, всегда «сущий в лоне Отчем», а как Воплотившийся Богочеловек… Восходит – человечество. В Нем восходит НАШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО… МЫ ВОСХОДИМ… В этом – сущность всякого праздника, что он есть не только событие в Господе, но и В НАС. Что в Нем творилось, то в некоторой степени совершается и в нас. …А мы виноваты пред Богом. И ныне Ему представляемся… Пример: Моисей был посредником за еврейский народ при Синайском Законодательстве. Народ чувствовал себя недостойным. Да и Сам Господь сказал Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него. Даже священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь… И взошел лишь Моисей и с ним Аарон, но и он – не на вершину горы. А священники и народ да не порываются восходить ко Господу, чтобы [Господь] не поразил их ( Исх. 19:21–25 ). И когда народ увидел громы и пламя под горою, то отступил и стая вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть… Не бойтесь! – сказал Моисей: Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим. Это и есть «собранность», или «страх Божий», дабы вы не грешили. И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог ( Исх. 20:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из вышеприведенных выписок мы видим, что нагота Господа связана с обнажением падшего Адама. Прежде греха прародители не замечали, что они – наги. И только после этого у них обоих «открылись глаза», и они вдруг заметили, что они наги. Следовательно, в невинном состоянии люди не замечали бы своей наготы, как малые дети и доселе не стыдятся этого. Одежда же – «опоясание» из смоковных листьев (см.: Быт. 3:7 ), а потом и Сам Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (ст. 21). Значит, одежды суть знак нашей греховности. Господь же пришел для того, чтобы возвратить людей «в первое благородие». Поэтому, как безгрешный и греха отнюд не ведый (2 янв. хвалитна утрени), и Сам входит [в воду] телесно нагим, и хочет облечь людей в благодатную одежду нетления. Какая же это одежда? Нам, неопытным, это невозможно и представить себе. Но вот что говорит нам Церковь в богослужении: нетления одежда самотворится для достойных (5 янв. 7-я песнь канона повечерия). Можно бы сказать еще, что святой Симеон Новый Богослов беседовал с ангелом, купаясь в воде, и не стыдился. Некий святой ходил в женскую половину бани, не стыдясь. Нам известен случай, когда некий угодник Божий вышел к посетителям нагим… Конечно, это – не нашей меры! Вот что могли мы сказать о наготе Господа при крещении Его. Апостол Павел говорит, что у верующих во Христа нет мужеского пола, ни женского ( Гал. 3:28 ). Сам Господь сказал саддукеям: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении не женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:29–30 ). И нужно нам помнить слова апостола Павла: есть тело душевное, есть тело и духовное… и как мы носили образ перстного Адама, будем носить и образ Небесного, то есть Христа ( 1Кор. 15:44, 49 ). А Христос по воскресении Своем имел тело особое, а не каково теперь наше: он входил через затворенные двери; являлся Клеопе и Луке в одежде, а потом за вечерей мгновенно исчез; одежды его прежние остались во гробе, отдельно от головного плата; наконец, Он вознесся.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010