Родственники и знакомые советовали назвать новорожденного именем Захария, по имени отца, так как у иудеев в те времена было принято передавать в одном роду одни и те же имена из поколения в поколение. Елисавета же хотела назвать его Иоанном и настаивала на своем. Тогда все присутствующие обратились к священнику Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына. Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему». Это поразило всех присутствующих. В то же самое время Захарии возвратился дар речи, и он, вдохновленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески возвещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их...». Все присутствующие от этих слов пришли в большое волнение. События, происшедшие в доме престарелого священника, стали предметом разговоров в горном селении и его окрестностях. Мессианские надежды были живы в это время в народе, все ожидали великого Посланника от Бога. Поэтому высказывались различные предположения о будущей судьбе сына Захарии, при встрече слышались вопросы: «Что будет младенец сей?» Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Мф. 1: 18–25 После спокойных дней, проведенных в доме своей родственницы, Святую Деву в Назарете ожидали испытания. Признаки Ее беременности становились заметны. Иосиф, не посвященный в тайну Боговоплощения, о которой, по скромности и смирению, Мария молчала, заметил Ее положение. Наружный Ее вид говорил Иосифу о неверности обрученной ему Невесты. За это Иосиф мог всенародно обличить Святую Деву и подвергнуть Ее строгой казни, установленной законом Моисея. Но Иосиф был человек святой жизни. Он не радовался нравственному падению человека, а старался своей любовью и добротой покрыть его вину. Это же самое он хотел сделать и с нареченной своей Невестой. Не желая позорить Святую Деву перед народом, старец решил тайно отпустить Ее от себя, Дав Ей разводное письмо. Но как только он об этом подумал, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Пробудившись от сна, праведный старец поступил так, как велел ему Ангел Господень. Отныне Иосиф понял, в чем заключалось его предназначение в родословии Иисуса: ему предстояло быть опорою и хранителем двух слабых существ: Девственной его Жены и Ее будущего Богомладенца. Рождество Христово. Лк. 2:1–20; Мф. 1:18–25

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю?» Явление одиннадцати апостолам Это произошло на восьмой день после воскресения Спасителя, В этот день все апостолы собрались в Сионскую горницу на молитву. Среди них был и апостол Фома, который так и не поверил свидетельству уже всех учеников о воскресении Христовом. И вот Иисус Христос опять внезапно явился среди Своих учеников со словами: «Мир вам!» Затем, обратившись к Фоме с ласковым упреком, Господь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Внезапное явление Христа и слова, сказанные Им Фоме, до глубины души потрясли сомневающегося ученика, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Христос, устремляя мысль Свою к будущему и имея в виду всех тех, кто, по примеру Фомы, будет сомневаться и отвергать подлинные свидетельства апостолов, сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие». Христос никого насильно не заставляет веровать в Него, Он желает свободного изволения человеческого сердца. Господь не явился ни Пилату, ни Анне, ни Каиафе, ни кому другому из Своих мучителей, ибо их злая воля сопротивлялась бы очевидности явления, доколе это было бы возможно («и мертвые воскреснут–не поверят»), а когда это стало бы уже немыслимо, они покорились бы в страхе, без любви и примирения. Фома же, когда говорил «не увижу – не поверю», – уже почти уверовал, уже почти проникся верой в воскресение. Его слова были продиктованы желанием, скорее увидеть Учителя. Поэтому-то Церковь говорит о «добром Фомином неверии». Явление на Тивериадском озере. Ин. 21:1–25 Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Пасхи возвратились в свою родную Галилею и стали заниматься обычным для них рыбным промыслом. Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю своих друзей: Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила. Когда стемнело, все они вошли в лодку Петра и поплыли на хорошее рыбное место. Но как ни трудились ученики, как ни употребляли они все свое профессиональное умение, в эту ночь они ничего не поймали. Уже рассветало, когда апостолы, вымокшие и уставшие, собирались плыть к берегу. Вдруг они услышали голос Человека, стоящего на берегу озера. Это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец попросил у них несколько рыбок: «Дети, – сказал Он, – есть ли у вас какая пища?» Они ответили Вопрошающему, что у них ничего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по правую сторону лодки. Ученики это сделали и к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Все были заняты уловом, а Иоанн, вглядываясь в Незнакомца, стоящего на берегу, сказал Петру: «Это Господь». Услышав эти слова, порывистый Петр, не долго думая, прыгнул в воду и поплыл к берегу. За ним потянулась лодка, таща полные сети. Когда ученики вышли на берег, они увидели разложенный костер и на нем лежащую рыбу и хлеб. «Принесите рыбы, которую вы теперь поймали», – сказал Господь ученикам. Когда сети были вытащены, Христос предложил апостолам пообедать. Все ели в молчании. Никто не смел спросить Его, кто Он. Но все знали, что это Господь. Через некоторое время Христос нарушил молчание и, обращаясь к Петру, спросил его: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» «Так, Господи, – отвечал Петр. – Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Паси агнцев Моих» – сказал ему Христос. Но Господь не оставил Петра в покое. Он второй и третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?» И тогда апостол понял, о чем идет речь. Он вспомнил свое троекратное отречение от Господа и воскликнул в покаянии: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Тогда Господь восстанавливает Петра в его апостольское достоинство и предсказывает ему его дальнейший, жизненный путь и мученическую кончину: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься... другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». И действительно, апостол Петр впоследствии много пострадал за Христа и был распят на кресте вниз головой. Явление Христа на горе в Галилее. Мф. 28:16–20 Когда все апостолы собрались вместе, Господь повелел им идти на одну из гор Галилейских и там ожидать Его. По преданию, апостолы собрались на горе Блаженств, куда вместе с ними пришло много последователей Христовых. Народа собралось более пятисот человек ( 1Кор. 15:6 ). Все, вероятно, с глубоким вниманием слушали апостолов – очевидцев, которые подробно рассказывали народу о явлениях им воскресшего Господа. Вдруг все увидели идущего к ним воскресшего Учителя. Апостолы до земли поклонились Господу, а некоторые из присутствующих стали сомневаться, думая, что видят призрак. Подойдя к ученикам, Спаситель повелел им идти на всемирную проповедь. Он сказал Своим последователям: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Вскоре был найден и талантливый музыкант, прекрасно играющий на арфе. Им оказался скромный пастушок из Вифлеема, по имени Давид. Так впервые встретились два израильских царя: один отверженный, другой благословленный Богом. Саул полюбил юного Давида и даже сделал его своим оруженосцем. Дивная игра Давида на арфе, сопровождаемая богодухновенными песнями, успокаивала душу Саула и возвращала ему здоровье; но вот опять началась война израильтян с филистимлянами. Саул срочно начал собирать армию, а Давид вернулся к себе на родину в Вифлеем и продолжал пасти овец. Героический подвиг Давида 1Цар. 17 Филистимляне, перейдя границу Израиля, расположились лагерем у города Сокхоф. Саул двинулся навстречу филистимлянам, преграждая им путь в свое государство. Обе армии расположились в боевой готовности на двух холмах друг против друга. Ни та, ни другая сторона не решались первыми вступить в бой; тогда из лагеря филистимлян на долину, разделяющую оба лагеря, вышел воин богатырского телосложения по имени Голиаф. Закованный в тяжелый панцирь, вооруженный громадным мечом и длинным копьем, он приблизился к израильским отрядам и закричал: «Зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами…» ( 1Цар. 17:8–9 ). Разумеется, среди воинов Саула не нашлось ни одного храбреца, который решился бы на поединок с этим исполином. Убедившись, что никто не хочет сражаться с ним, Голиаф выкрикивал израильтянам всевозможные оскорбления. Так продолжалось в течение сорока дней. Саул был бессилен что-либо сделать. Смельчаку, который примет вызов Голиафа, он обещал большую награду, освобождение от налогов и руку своей старшей дочери. Но великан внушал всем такой ужас, что смельчаков не находилось. Среди израильских воинов было три старших сына Иессея. Однажды Иессей позвал Давида, дал ему продуктов и послал в израильский лагерь навестить своих братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Необрезанный не мог считаться членом Богоизбранного народа; с внешней стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности завета. Помимо этого, обрезание имело еще нравственное и таинственно – прообразовательное значение. Нравственное значение обрезания заключалось в том, что оно внушало человеку необходимость борьбы со своими греховными наклонностями. Таинственно – прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно прообразовало собой новозаветное таинство Крещения. Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее, – говорит Господь, – и дам тебе от нее сына». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» ( Быт. 17:16–17 ). И просил Авраам Господа, чтобы хоть Измаил остался живым. Но Господь ответил Аврааму, что именно Сарра родит ему сына Исаака, с которым Он заключит завет. В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми членами мужского пола, которые принадлежали его семейству. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов Быт. 18–19 После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Но в то время, как возрастала и крепла вера и благочестие избранного патриарха, возрастало и усиливалось безверие и нечестие тех беззаконных городов, среди которых обитал его племянник Лот. Быстро переполняя чашу своего беззакония, они в конце концов навлекли на себя страшный гнев Божий. Наказание этих городов произошло сразу же после шестого богоявления Аврааму. Это богоявление было необыкновенным. Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. Однажды в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, и вдруг он увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к одному из них: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]…» ( Быт. 18:3–5 ). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Первосвященники и старейшины затаили против Христа страшную злобу. Они готовы были схватить Его в любую минуту и тут же предать смерти, но боялись одного: как бы волнение народа не вызвало вооруженного вмешательства римлян. Поэтому первосвященники избрали хитрую тактику. Они решили скомпрометировать Христа перед народом и римской властью, а затем схватить ненавистного им Галилеянина и предать Его смерти. И вот, когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его сразу же обступили книжники и фарисеи. Пылающие ненавистью первосвященники потребовали от Христа ответа: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» Если бы руководители еврейского народа были духовными людьми и ждали духовного Мессию, то они никогда бы не задали Христу такого вопроса. Поэтому и Христос не дает на их вопрос прямого ответа. Да если бы Иисус и сказал прямо, что Он Мессия, то первосвященники все равно бы не поверили Ему и убили бы Его. Ведь они ждали не такого Мессию, они верили в пришествие земного царя. На вопрос членов Синедриона Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было или от человеков? Отвечайте Мне» [ ]. Но фарисеи, боясь народного гнева и не желая компрометировать себя перед людьми, сказали Христу: «Мы не знаем». Не получив положительного ответа на Свой вопрос, Господь сказал лицемерам: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю». Притча о двух сыновьях. Мф. 21:28–32 Продолжая обличать книжников и фарисеев, Господь спросил их: «А не ответите ли вы Мне на другой вопрос? – у одного человека было два сына, и он послал их в свой виноградник работать. Один из них отказался идти, но потом ему стало стыдно, он раскаялся и пошел. Другой же ответил отцу: «Иду», – но не пошел. Как вы думаете, который из двух сыновей исполнил волю отца?» Не понимая, какую цель преследовал Иисус, говоря эту притчу, фарисеи ответили Ему: «Конечно, первый исполнил волю отца, может ли быть в этом сомнение?» Тогда Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас войдут в Царство Божие. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности и звал вас через покаяние на работу в Виноградник Божий, но вы не поверили ему и не пошли на призыв Божьего посланника, а мытари и блудницы поверили ему и пошли за ним» [ ].

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капернауму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в молитве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делателей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос просил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спасительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов. С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот...». ( Мф. 10:2–4 ). Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел двенадцать духовных родоначальников, или патриархов. Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Христос, но самых простых людей, все достоинство которых заключалось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияниями душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знаниями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты предубеждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учености и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины нового Откровения. Правда, и двенадцать галилейских рыбаков не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его самую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Честные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли воспринять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книжникам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой прислушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью – основание Церкви – и ставил ее выше всякого родства. Нагорная проповедь. Мф. 5:1–7:29; Лк. 6:20–49

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отношениях с царством Израильским. Столица Ассирии – Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город вселюбящий и милующий Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, – сказал Бог, – ибо злодеяния его дошли до Меня» ( Иона 1:2 ). Но Иона не хотел идти к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел в корабль и отправился совсем в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря, и кораблю стала угрожать гибель. Матросы-язычники день и ночь боролись с ураганом и умоляли своих богов смиловаться над ними. Видя, что буря не утихает, капитан корабля решил бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигла их эта беда. Жребий пал на Иону, и матросы потребовали у него: «Скажи нам, за кого постигла нас эта беда?» Иона признался, что это он вызвал гнев Бога Израилева, ибо не выполнил Его святую волю. Тогда встревоженные матросы спросили: «Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» Иона смиренно сказал: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» ( Иона 1:8:11–12 ). Моряки были добрыми людьми и хотели высадить Иону на сушу, но большие волны и сильный ветер не позволили им этого сделать. Тогда им не оставалось другого выхода, как, помолившись Богу Израилеву, бросить пророка Иону в море. Как только Иона скрылся в пучине морской, буря утихла. Но Иона не утонул, его по повелению Божию проглотил огромный кит и носил его в своем чреве три дня и три ночи. Все это время пророк пел благодарственные гимны Богу и просил Его о помиловании. Через три дня кит выбросил пророка живым на берег.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря, что через сорок дней Ниневия будет разрушена. Жители города поверили его словам. Они вместе с царем наложили на себя строгий пост, стали молиться и просить покаяния в своих грехах. Видя, что жители Ниневии раскаялись, Господь смиловался над ними. Но Ионе не понравилось, что Бог так милостиво отнесся к языческому народу, разочарованный и сердитый, он покинул город, чтобы не выставлять себя на посмешище перед людьми, которым он пророчил гибель. Недалеко от города он построил себе шалаш и с чувством обиды стал молиться: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» ( Иона 4:2–4 ). Господь не ответил пророку на такую неразумную молитву, но сделал так, что над его головою выросло высокое растение, заслонившее его от палящих лучей солнца. На следующий день Господь повелел червям подточить корни, и оно сразу засохло. Одновременно с востока подул горячий сухой ветер, а солнце жгло так сильно, что Иона изнемог от духоты и стал роптать. Тогда Господь, поучая Иону, сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил... Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Иона 4:10–11 ). Главную мысль книги пророка Ионы можно выразить так: Господь заботится об обращении всех грешников, Он любит все народы и даже врагам Израиля – ниневитянам – желает спасения. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. Пророки Амос и Осия Эти пророки жили в Израиле в VIII веке до н.э. во время царствования Иеровоама II. При этом царе Израиль поднялся из упадка и вступил в полосу бурного экономического расцвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Стражи, не ожидавшие внезапного появления Самсона, разбежались. Тогда Самсон выломал городские ворота с косяками и запором, взвалил их на свои могучие плечи и отнес на вершину ближайшей горы. Хотя и на этот раз Самсон избежал гибели от руки филистимлян и даже поставил их в смешное положение, но своим распутством он осквернил обет назорейства. Продолжая идти по этому безнравственному пути, Самсон шел к своей гибели, и, нося еще на себе длинные волосы, он уже не носил в себе Духа Божия. Вскоре влюбчивый Самсон попал в сети другой блудницы-филистимлянки по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили действовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать у Самсона секрет его необычайной силы. Дождавшись ближайшей нежной встречи, Далида с самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чем секрет его силы. Однако Самсон, наученный горьким опытом, старался держать в тайне свои секреты и не рассказывать о них даже своим близким. Подозревая в предательстве свою коварную любовницу, Самсон всякий раз, когда она приставала к нему с этим вопросом, обманывал ее. Но Далида узнавала обман и требовала от Самсона искренности. Наконец, Самсон не выдержал и признался ей: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назарей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…» ( Суд. 16:17 ). Далида тотчас уведомила своих земляков, чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и повелела состричь семь кос с его головы. Затем, разбудив его, она крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» ( Суд. 16:20 ). В ту же минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, но силы его оставили, и он оказался в руках своих врагов. Филистимляне заковали Самсона в цепи, выкололи ему глаза и заставили его в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов. Победу над своим врагом филистимляне решили отметить жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Развеселившиеся язычники потребовали привести к ним Самсона, чтобы насладиться видом его падения и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от него терпели.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010