169 Осенью 1891 г. во всех обширных скотных постройках ютилось всего 6 голов скота, а потом из них осталось только две лошади. Если к этому прибавить таковое же количеств коров, то, кажется, это будет возможный предел скромного и неизбежного домоводства малоштатного монастыря. 170 Примечание редакции. Церковно-приходская школа Кизического монастыря в настоящее время помещается в особом новом двухэтажном деревянном доме, находящемся рядом с главным входом в обитель. 172 В этом Высочайшем указе Императрицы Екатерины II, между прочим, говорилось: «К немалому удивлению нашему усмотрели мы… изпровергающие наши богоугодные намерения, которые мы для пользы церкви и народа по благочестию нашему предприняли». 173 Евмений и Иоанникий были участниками в делах миссионерской новокрещенской конторы в качестве сотрудников Димитрия Сеченова и Вениамина Пуцек-Григоровича, бывших впоследствии митрополитами. Евмений Соколовский был прежде учителем Казанской духовной семинарии, в мире назывался Филиппом (см. записки А. Можаровского стр. 26), а Иоанникий прежде был протоиереем Владимирского собора (см. о новокрещ. Конторе соч. священника Е. Малова , Казань. 1878 г. стр. 148). 175 Архимандрит Вениамин для записи движения сумм завел книгу. К 1 апреля 1853 года в ней значилось всего 617 р. наличными и 12177 билетами, кои почти все он и сдал преемнику своему 30 июня того же года. 177 От Преосвященного Сергия осталась книга Общества трезвости, в которой записались после него иеромонахи: Евстратий, Гурий, Филарет и Прокл, послушники: Макарий, Василий, Василий Козмодемьянский, Владимир Цветков, Иван Кафаров, Иринарх Колесников, Димитрий Соколов, Александр Иванов , Адриан Петров, Петр Розов, Арк. Покровский, Фадей Кузнецов, а также иеромонахи Спасского монастыря: Гермоген, Феоктист и другие. 178 Инструкции эти сохранялись в черновом виде в архиве Спасского монастыря, а потому трудно с уверенностью сказать, что-бы они были в действии. 179 Примечание редакции. Псаломщическая школа в 1894 г. была закрыта; здания ее переданные Епархиальному духовенству, пустуют. Земля, отведенная для этой школы, в настоящее время передана Церковно-учительской школе, выстроенной в 1907 г. на казенные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

255 Примечание редакции. Настоящий очерк напечатан в «Казанских Губернских Ведомостях» за 1892 г. 258 При этом томе находится прекрасный литографированный портрет Высокопреосвящ. Павла. Цена книги 2 руб. 50 коп. В библиотеке можно получать и другие томы его проповедей. 260 В 9 пр. Д. регламента говорится: «Место Семинарии не в городе, но в стороне,-где нет народного шума, ниже оказии, которые мешают учению, похищают мысли молодых людей и прилежать учению не попускают». 261 Первым Ректором Казанской Духовной Семинарии был Архимандрит Димитрий Сеченов, впоследствии Митрополит Новгородский, 2-Силиверст Гловацкий, впоследствии Митрополит Тобольский, 3-Вениамин Пуцек-Григорович, впоследствии Митрополит Казанский, 4-Феофил Игнатович, впоследствии Епископ Черниговский, 5-Иероним Фармаковский, впоследствии Епископ Владимирский, 6-Архимандрит Константин Борковский, 7-Платон, впоследствии Архиепископ Астраханский, 8-Архимандрит Гедеон Зольщанский, 9-Амвросий-Яковлев Орлик, впоследствии Епископ Рязанский, 10-Архимандрит Арсений, 11- Сильвестр Лебединский , впоследствии Епископ Астраханский. 262 В зале Семинарии находится портрет Преосвященного Луки Конашевича, с надписью, в которой он называется основателем библиотеки Семинарии. 263 Из числа Казанских семинаристов вышли: Иакинф Бичурин, знаменитый миссионер в Китае и этнолог; Гедеон Криновский - знаменитый проповедник времен Императриц Елизаветы и Екатерины-Епископ Псковский. Борис Поликарпов-Префект Казанской Академии; Мефодий-Епископ Нижегородский и др. 265 Эта поправка семинарского здания сделана была на Высочайше дарованную сумму (17,875 р.) по плану, составленному архитектором Емельяновым. 266 После Сильвестра (Лебединского) были ректорами Академии: 2-Ксенофонт Троепольский, впоследствии Архиепископ Подольский, 5-Антоний Соколов, впоследствии Епископ Воронежский, 4-Архимандрит Евгений, 5-Епифаний Канивецкий, впоследствии Епископ Воронежский, 6-Афанасий Протопопов, впоследствии Архиепископ Тобольский и 7-Архимандрит Феофан Александров .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

(кои увидим ниже) значатся в нем только две деревянные церкви. По упразднении монастыря предписано было тогдашнему игумену Макарию всю церковную ризницу и утварь лично доставить в Казанский Архиерейский Дом, каковая со всем прочим имуществом туда и отвезена была им, кроме больших местных икон за трудностью перевозки оставленных на месте в двух монастырских церквах 164 . В помянутом 1767 г. просвещенный Казанский архиепископ, впоследствии бывший митрополитом, Вениамин Пуцек-Григорович требовал археологических сведений от настоятелей Елабужского Троицкого монастыря и бывшего в зданиях и на развалинах Булгара на Волге Успенского Болгарского монастыря. Именно: сведений а) о имеющихся в том и другом монастыре древних каменных зданиях; б) об иноверческих древних надписях, какия встретятся на камнях, с тем, чтобы их чрез приглашенных Татар или других инородцев разобрать и перевести на Русский язык, а если сие будет невозможно, то сделать с них точную копию (facsimile); в) нет ли где курьезных древних вещей, как-то: костей древних людей или животных и прочего тому подобного? Не известно, что на это отвечал настоятель Болгарского Успенского монастыря; а из Елабужского Троицкого послан был репорт, названный «описью древнему каменному зданию», с ответом и на прочие пункты. Сей акт по важности и краткости его, хотя в конце есть и повторение, помещаем здесь вполне. «Оный Троицкий монастырь состоит близ Камы реки, на высокой горе, под которою в реку Каму течение имеет с востока мало к полудню река Тойма. По берегу той самой горы древнего здания стена из мелкого камню деланная, длиною двенадцать сажен, толщина одного аршина, вышина пять аршин. В той стене с концов и на срединах (sic!) три круглые печуры в подобие башни, в них входы извнутрь монастыря, из которых одна, что от реки Камы с конца, пред другими выше – четыре аршина, в коей напред сего была церковь во имя Сошествия Святаго Духа 165 , сверху покрыта шатром деревянным. В том монастыре две церкви, кельи и прочее строение и ограда деревянные, все ветхое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Александро-Невский монастырь под управлением епархиальных архиереев (1742–1797 годы) Глава первая. Преосвященные архимандриты Александро-Невского Монастыря Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны. Учреждение С.-Петербургской епархии. Преосвященный Никодим (Сребницкий), епископ С.-Петербургский и Шлиссельбургский. Архиепископ Феодосий (Янковский). Архиепископ Сильвестр (Кулябка), Архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович). Архиепископ Гавриил (Кременецкий). Архиепископ Гавриил (Петров) Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны последовавшее 25-го ноября 1741 года 2924 , внесло заметное оживление в церковную жизнь России. Это оживление отразилось и в положении Александро-Невского Монастыря. Возобновилось строение, улучшилось материальное положение, достигла расцвета Александро-Невская Семинария. Изменилось и внешнее положение Монастыря: Монастырь стал под главенство архиереев новоучрежденной С.-Петербургской епархии. С. Петербургская епархия учреждена в 1742-м году. В этом году Императрица и высшие правительственные установления, в их числе и Святейший Синод, – выезжали в Москву на коронацию, бывшую 25-го апреля 2925 , и после коронации довольно долго оставались в Москве. Только 30-го ноября 1742-го года Государыня повелела, чтобы высшие правительственные учреждения вернулись из Москвы в Петербургу причем Государыней назначен был и срок – 20-го декабря 2926 . 1-го сентября 1742-го года состоялся следующий высочайший указ: «Хотя в Регламент Духовном, в третьей части, в восьмом артикуле, положено Святейшему Синоду все дела, которые к суду патриаршу надлежали, управлять, между которыми делами обретаются монастыри и церкви, в разных местах Государства нашего обретающиеся, собственно патриаршей власти принадлежащие, которые ныне называются синодального ведомства; но понеже усмотрили Мы, что оные синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиереея в церковных делах довольного надзирания не имеют, – того для повелеваем. чтоб оные синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственного архиерея, к чему определяем ныне Иосифа (Волчанского), епископа Белорусского, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии. Тако ж поволеваем быть собственному ж в Санкт-Петербурге архиереею и к тому определяем, Никодима, епископа Черниговского, и писаться ему С.-Петербургским и Шлютельбургским, и притом быть архимандритом в Невском Монастыре и жить в оном, и быть особливой епархии Санкт-Петербургской» 2927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Приволжский район. Новоиерусалимское архиерейское подворье (бывший Воскресенский мужской монастырь " Новый Иерусалим " в деревне Горки). Архиерейская дача, Архиерейский Загородный Дом, Новоиерусалимский монастырь, Воскресенский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1698. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48 Координаты: 55.74448, 49.164223 Проезд:из центра города по улицам Салимжанова, Павлюхина, Оренбургский тракт или Тихомирнова и проспекту Универсиады. Проезжать прямо Танковое кольцо и следующую развязку, где Оренбургский тракт по эстакаде поворачивает налево. Через 100 м налево в гору уходит дорога к бывшему Воскресенскому монастырю. После 150 м подъема здания бывшего монастыря будут по левую сторону от тупиковой круговой площадки. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан в середине XVII в. Казанский митрополит Лаврентий II (на кафедре в 1657-1672 гг.) стал использовать его как летнюю загородную резиденцию. При нем же начали возводиться каменные постройки. После секуляризации в 1764 г. монастырь оказался за штатом и практически был закрыт. Но в 1789 г. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) переехал из Кремля в Ново- Иерусалимский монастырь, с этого времени весь комплекс стали называть Загородным архиерейским домом. Екатерина II, чувствуя вину перед Вениамином за то, что в 1774 г. он был ложно обвинен в сотрудничестве с Пугачевым и провел в тюрьме несколько месяцев, выделила на обустрой- ство дома крупные суммы, а проектирование ансамбля и отдельных зданий было поручено знаменитому зодчему В.В. Растрелли. В 1789-1830 гг. загородный дом был административным центром епархии, позже, после восстановления дома архиереев в Кремле, Загородный дом служил казанским архиереям местом летних отпусков. Комплекс архиерейского дома в основном сохранился, хотя ряд перестроек и утрат нарушили целостность ансамбля: 1. Собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова. Построен в конце XVII в. (дата на антиминсе — 1698 г.). Крупный двухэтажный и двусветный храм, вероятно, обновлявшийся по проекту Растрелли. К сожалению, утрачена трапезная и пятиярусная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21130

Святитель Арсений вскоре после этого был выведен из состава Синода. Включенный в Синод по представлению архиепископа Амвросия, этот мужественный архиерей отказался присягать по установленной форме, заявив, что текст присяги, составленный Феофаном, унизителен и кощунствен, что неприлично именовать крайним судией монарха. В этом он находил «недостойное ласкательство во унижение или отвержение истинного Крайнего Судии – Самого Христа». Взамен этого святитель предлагал такую формулу: «Исповедую же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномочного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити – живым и мертвым». В конце царствования Елизаветы первоприсутствующим в Синоде был архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов). В Синод входили также архиепископы Санкт-Петербургский Вениамин (Григорович-Пуцек) и Крутицкий Амвросий (Зертис-Каменский), епископ Псковский Гедеон (Криновский), преосвященные Палладий Рязанский, Порфирий Коломенский и архимандрит Троице-Сергиевой лавры Лаврентий. До 1753 г. обер-прокурором Синода служил князь Я. П. Шаховской, честный служака, ревнитель государственного интереса. Он оставил после себя «Записки», которые содержат много любопытных сведений о деятельности Синода. Князь Шаховской был человеком не чуждым Церкви, но, увлекаясь буквой закона, он постоянно вступал в распри с членами Синода, сталкиваясь с ними из-за мелочных финансовых вопросов. Обер-прокурор, блюдя интересы государственной казны, протестовал то против увеличения жалования синодальным архиереям, то против перерасхода средств, поступавших от монастырских вотчин. Но позиции обер-прокурора в ту эпоху были еще весьма шаткими, и Синоду, опиравшемуся на личные контакты его членов с императрицей, на поддержку духовника Елизаветы протоиерея Феодора Дубянского и благоволившего к духовенству графа А. Разумовского, часто удавалось с успехом противодействовать административному рвению обер-прокурора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXI. Епархия Нижегородская Нижегородская епархия учреждена в 1672 г. Третья из третьеклассных. I. Митрополиты Нижегородские и Алатырские 1. Филарет хирот. 24 мар. 1672 из ар-хим. Владимиро-Рождественского монастыря; в 1686 оставил, за болезнью, епархию; † 28 сент. 1694, в Желтоводском мнтре. Погребён в Кафедральном соборе. 2. Павел хирот. 7 мар. 1686, из казначеев Нижегородского архиерейского дома; † 26 сент. 1696. Погребён в Кафедральном соборе. 3. Трифиллий Инихов хирот. 17 янв. (sic) 1697 из архим. Новоспасского монастыря; 20 июля (sic) 1699 перев. на Крутицкую епархию. 4. Исаия 23 июля 1699 хирот. из архим. Новоспасского монастыря; в июне 1708 сослан в Белоезерский Кириллов; отвезён 2 сент. (sic) и там † 24 нояб. 1720. 5. Сильвестр Холмский (Волынец) хи-рот. 14 сент. 1708 из архим. Троице-Сергиевой Лавры, а 5 мар. 1719 перев. в Смоленск. II. Епископы Нижегородские и Алатырские 6. Питирим хирот. 23 мар. 1719 из архим. Кержебельбашского монастыря; 24 мая 1724 пожалован в архиепископа; † 8 мая 1738. Погребён в Кафедральном соборе. 7. Иоанн Дубинский хирот: 25 февр. 1739, из игум. Домницкого монастыря; 1 сент. 1742 уволен, за болезнью; † 21 янв. 1743. Погребён в Кафедральном соборе. 8. Димитрий Сеченов хирот. 12 сент. 1742 из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; 9 авг. 1748 уволен, за болезнью; с 21 июня 1752 епископ Рязанский. 9. Вениамин Пуцек-Григорович 14 авг. 1748 хирот. из архим. Спасского Казанского монастыря; 28 февр. 1753 перев. в Тверь. 10. Феофан Чарнуцкий 14 мар. 1753 хирот. из наместн. Троице-Сергиевой Лавры; 1 июня 1773 уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру и там † 8 мар. 1780. 11. Антоний Герасимов-Зыбелин 9 июля 1773 перев. из Архангельска, а 25 апр. 1782 – в Казань. 12. Иоасаф Заболотский хирот. 16 мая 1782 из архим. Петергофской Сергиевой пустыни; 22 сент. 1783 перев. в Тверь. 13. Дамаскин Семенов-Руднев 22 сент. 1783 перев. из викариев Московских; 12 янв. 1794 уволен на покой в Московский Покровский мнтрь; † 15 дек. 1795.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Румовский Александр Иванович; 1738 - 10.11.1786, г. Астрахань), архиеп. Астраханский и Ставропольский. Род. в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Окончил Александро-Невскую ДС. 29 марта 1762 г. архиеп. С.-Петербургским Вениамином (Пуцек-Григоровичем) в Александро-Невском мон-ре пострижен в монашество, определен в семинарию учителем физики. 7 апр. 1762 г. рукоположен во иеродиакона. 2 февр. 1766 г. назначен законоучителем в Сухопутный кадетский корпус. 8 апр. 1767 г. рукоположен во иеромонаха, 6 авг. 1770 г. еп. Тверским Гавриилом (Петровым) возведен в сан архимандрита Вяжищского новгородского муж. мон-ря с одновременным назначением на должность проповедника московской Славяно-греко-латинской академии . 2 февр. 1774 г. в Успенском соборе Московского Кремля еп. Крутицким Самуилом (Миславским) хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского, 27 авг. 1776 г. назначен на Астраханскую кафедру, в мае 1785 г. возведен в сан архиепископа. Восстановил архиерейский дом, консисторию и колокольню, полностью сгоревшие в апр. 1778 г. Открыл в Астрахани ДС. Ходатайствовал перед Святейшим Синодом о передаче семинарии зданий заштатного Троицкого мон-ря, находившегося в Кремле, но его прошение не было удовлетворено. Вместо этого А. нанял для семинарии помещение ведомства астраханской Садовой конторы. В 1782 г. стараниями А. семинария была переведена в 4 просторных каменных флигеля при ц. Входа Господня во Иерусалим. А. участвовал в открытии Саратовского наместничества в 1781 г. и Кавказского - в 1785 г. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у зап. дверей. Опубликованы неск. проповедей А. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 55, 5; Оп. 57, 267; Оп. 66, 251; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 202. Соч.: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. СПб., 1767; Слово при погребении тела графа Алексея Григорьевича Разумовского. М., 1771; Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. СПб., 1771. [Возможно, А. принадлежат: Слово в день коронования императрицы Екатерины II. СПб., 1767; Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига [прививки оспы.- Ред.] СПб., 1769.]

http://pravenc.ru/text/116010.html

Псковская Учреждена в 1589 году Псковская и Изборская Кафедра в Пскове Мисаил епископ, рукоположен с апреля 1589 † 21.04.1592 Геннадий архиепископ, рукоположен с 16.02.1595 † 24.08.1609 Иосиф епископ, упоминается † неизвест. Сильвестр епископ, бывший еп. Вологодский и Великопермский с 11.07.1613 † 1.12.1615 Псковская, Изборская и Нарвская С 1616 года Иоаким архиепископ, рукоположен с 6.07.1616 † 24.04.1623 Павел архиепископ, рукоположен с 12.10.1623 по 31.12.1626 митр. Сарский и Подонский Иоасаф архиепископ, рукоположен с 1.01.1627 по 6.02.1634 патриарх Московский и всея Руси Левкий архиепископ, рукоположен с 6.07.1634 по сентябрь 1649 отстранен; † 4.08.1654 Макарий архиепископ, рукоположен с 4.11.1649 † 20.07.1665 Арсений архиепископ, рукоположен с 12.03.1665 по 1681 на покое, † 1.05.1683 Маркелл митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с 6.09.1681 по 8.09.1690 митр. Казанский и Свияжский Иларион (Смирнов) митрополит, рукоположен с 1.02.1691 † 22.06.1698 Иосиф (Римский-Корсаков), митрополит, рукоположен с 18.09.1698 (17.09.1699) по январь 1717 на покое, † 22.06.1717 Феофан (Прокопович) епископ, рукоположен с 7.02.1718 архиепископ с 31.12.1720 по 25.06.1725 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 25.06.1725 по 15.07.1726 архиеп. Рязанский и Зарайский Рафаил (Заборовский) епископ, рукоположен с 15.08.1726 по 13.04.1731 архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Руси) Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии с 13.04.1731 архиепископ с 10.08.1732 по 9.08.1738 на покое; † 8.01.1741 Стефан (Калиновский) епископ, рукоположен с 17.01.1739 по 18.08.1745 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Симон (Тодорский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 18.08.1745 архиепископ с 15.03.1748 † 22.02.1754 Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский со 2.04.1758 по 15.09.1761 архиеп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С тех пор как епископы малороссийского происхождения осмелились в 1764 г. возражать против предполагавшейся секуляризации церковных земель, недоверие императрицы к епископату с особой силой обратилось именно на малороссиян. В том же году Екатерина в одном из своих писем говорит о «ненасытном властолюбии» выпускников Киевской Академии и начинает при епископов предпочитать великороссов. Судя по спискам членов Святейшего Синода, малороссы и сюда стали назначаться лишь изредка  . С особой силой эту политику императрицы пришлось ощутить на себе Ростовскому митрополиту Арсению Мацеевичу. Проведение в жизнь указов Петра III совпало по времени с воцарением Екатерины II, это побудило Арсения Мацеевича подать государыне свое очередное доношение, отправленное с нарочным. Последний прибыл в разгар коронационных торжеств, и писание Арсения осело в архиве, вероятно не без вмешательства архиепископа Димитрия Сеченова, как то предполагает биограф митрополита Арсения  . 18 июля 1762 г. произошло историческое событие, которому было суждено определить позицию императрицы по отношению к малороссийскому епископату: на созванном по высочайшему повелению совместном заседании Сената и Святейшего Синода великорусские иерархи, Димитрий Сеченов и Рязанский епископ Палладий Юрьев, поддержали проект Сената, в то время как малороссы — Тверской епископ Афанасий Вольховский, Псковский епископ Гедеон Криновский и Петербургский архиепископ Вениамин Пуцек–Григорович, протестовали против него  . Сенат намеревался с каждого рубля подушной подати крестьян отчислять 50 коп. в пользу Синода, а в остальном предоставить управление церковными поместьями самой Церкви. Афанасий счел остающуюся сумму недостаточной для покрытия расходов епархиальных управлений, монастырей и семинарий. Он требовал полного возврата церковных земель и выразил готовность взамен этого гарантировать казне сумму в 300 000 руб. на благотворительные цели. В ответ на это Димитрий Сеченов предложил образовать смешанную светско–духовную комиссию для перевода епархиальных управлений на казенное содержание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010