Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Пляскин), еп. Омский (Пляскин Василий Васильевич; 24.03.1900, Омская губ.- 30.04.1976, Омск), еп., бывш. Омский и Тюменский. Из священнического рода, дед В. по материнской линии Григорий (Полетаев) был первым епископом образованной в 1895 г. Омско-Семипалатинской епархии. В 1918 г. В. Пляскин окончил с золотой медалью 1-ю омскую гимназию. С авг. 1918 по май 1919 г. работал конторщиком пенсионной кассы управления Омской железной дороги. Желая посвятить себя служению Церкви, подал документы в КазДА, но в мае 1919 г. был призван в армию А. В. Колчака, в июле 1919 г. откомандирован в 1-е сибирское военное артиллерийское училище в Омске. 6 февр. 1920 г. правительством Омской земской управы во Владивостоке произведен в чин подпоручика, зачислен в запас, в февр. 1920 г. уволен с военной службы. В 1920-1927 гг. жил во Владивостоке, занимался репетиторством. В 1926-1927 гг. был иподиаконом и секретарем Владивостокского еп. Киприана (Комаровского) . В 1927 г. вернулся в Омск. С июня 1927 по май 1930 г. нес послушание помощника секретаря Омского епархиального совета. Был иподиаконом у Омского еп. Виктора (Богоявленского) , после его смерти в 1928 г. являлся иподиаконом и секретарем Омского еп. сщмч. Аркадия (Ершова) . 27 мая 1930 г. еп. Аркадием Пляскин был пострижен в монашество с наречением имени Венедикт, 28 мая 1930 г. рукоположен во иеродиакона, 29 мая - во иеромонаха к Знаменской ц. Омска. В 1935 г. служил в омском храме во имя прп. Михаила Клопского. В 1936 г. возведен в сан игумена. В следующем году В. был арестован, до 1941 г. находился в заключении в Тюмени. В 1942 г. призван на фронт, в связи с тяжелым заболеванием легких в мае следующего года отправлен в госпиталь, после лечения продолжил службу, в нояб. 1943 г. был признан негодным к военной службе и уволен из рядов Красной Армии. С 14 февр. 1944 г. В. являлся настоятелем Никольской ц. Омска, с марта 1945 по янв. 1946 г. служил в Крестовоздвиженском соборе города. 14 марта 1945 г. архиеп. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) был назначен благочинным Омска.

http://pravenc.ru/text/150217.html

Венедикт (Пляскин Василий Васильевич), еп. б. Омский и Тюменский Родился в 1900 году. Сведения об образовании не имеем. Был в сане игумена настоятелем церкви г. Омска. 30 янв.1946 года хиротонисан во епископа Хабаровского и Владикавказского, с поручением ему управления Якутской и Читинской епархиями. Хиротония совершена в Новосибирске в Вознесенской церкви архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем и епископом Свердловским и Челябинским Товием. 10 июля 1947 года уволен на покой, ввиду поступивших на него многочисленных жалоб. С 3 июня 1948 года – епископ Петрозаводский и Олонецкий. 4 марта 1949 г., согласно прошению, уволен на покой. I сент.1955 г. – временно управляющий Омской епархией, а 22 ноября 1956 г. освобожден от управления Омской епархией. 3 апр.1961 г. – епископ Омский и Тюменский. 13 июня 1962 года уволен на покой. Литература: «ЖМП”1946, 3, стр.6. -«- 1946, 9, стр.39. -»- 1949, 4,стр.7. -«- 1956, 12, стр.7. -»- 1961, 8, стр.31. -«- 1961, 6, стр.4. -»- 1962, 7, стр.36. «Журн. Засед.Св. Син.” 12, от 10.VII. 1947 г. 13 от 3.71.1946 г. 6 от 4.III.1949 г. 12 от 22.XI.1956 г. Geboren am 24.3.1900, Sohn des Protoierej Vasilij Nikolaevi und Anna Michajlovna Poletaev. Sein Groß- und Taufvater, Lev Petrovi Poletaev, war erster Bischof der neugebildeten Ep. Omsk (1895). Vasilij Vasil’evi schloß das Omsker Gymnasium mit einer Goldmedaille ab, wollte an der GA Kazan’ studieren wie sein Großvater und Vater, wurde aber 1919 zur Armee eingezogen; von 1920 bis 1926 bürgerliche Arbeit in Vladivostok. 1926/27 Hypodiakon und Privatsekretär des В Kiprian (Komarovskij) von Vladivostok. Von 1927 Hilfssekretär des Eparchierates von Omsk und Hypodiakon des В Viktor (Bogojavlenskij). Nach 1930 Privatsekretär des В Arkadij (Er£ov) von Omsk. 27 .5.1930 Mönchsweihe durch В Arkadij. 28 .5.1930 Ierodiakon, 29.5.1930 Ieromonach. 1935 dient er an der Michail-Klopskij-Kirche, dann an der Michail-Kirche in Omsk. 1936 Igumen. Von 1936 bis 1941 im zivilen Dienst in Tjumen. Zu Beginn des Großen Vaterländischen Krieges in die Rote Armee einberufen, 1943 als Invalide 2. Grades entlassen. Von 14.2.1944 bis 14.3.1945 Priester in Omsk. 14.3.1945 Dekan. 25 .12.1945 Archimandrit. Von 1949 bis 1955 «verschwunden» (in Haft). + 30.4.1976 in Omsk (Nekrolog 2mP 1976,9,24–25). Werke: Slovo к priastnikam, in: mP 1976,8,23. Literatur: mP 1962,1,35. mP 1974,12,16. Vest.russ.ehr.dv. 44(1957)32. Struve 153, 314, 493. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владыка Вениамин поддерживал на высоте уровень уставного богослужения, так как сам его очень любил. В письме от 2 апреля 1957 года святителю Афанасию (Сахарову) из Омска владыка Вениамин благодарит его за присланный в напечатанном виде канон празднику Благовещения.  «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят…». Еще со времен своей миссионерской работы во Львове и Остроге в 1930-х годах, когда требовалось свидетельствовать об Истине Православия перед лицом католиков и униатов, владыка старался использовать благолепие церковного пения и служб в качестве средства воздействия на сердца и умы людей. Любовь к службам у местного населения, о которой писал владыка Вениамин святителю Афанасию, была воспитана пастырями и архиереями. В Омске до самой кончины (в 1976 году) постоянно проживал, но был лишен реальной церковной власти, бывший Омский епископ Венедикт (Пляскин), отправленный «на покой». Он отличался любовью к службам без сокращений. Социальное происхождение, жизненный опыт и характер владыки Венедикта не позволяли советским властям оставлять его правящим архиереем, хотя он был фронтовиком и имел ранение – пролил кровь за Родину. Дед владыки Венедикта по материнской линии, епископ Григорий (Полетаев), был первым епископом образованной при Государе Николае II в 1895 году Омско-Семипалатинской епархии. Сам он в юности служил в армии А.В.Колчака, отступил с белыми на Дальний Восток, окончил там военное училище, был произведен в подпоручики и до 1927 года жил во Владивостоке, затем вернулся в Омск. В 1930-м году принял монашеский постриг. В 1937–1941 гг. находился в заключении. В 1941–1943 гг. был на фронте, где получил ранение и был комиссован как инвалид 2 группы. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа. На короткие сроки он становился правящим архиереем Хабаровским и Владивостокским, Петрозаводским и Олонецким, трижды был временно управляющим Омско-Тюменской епархией. Когда он был правящим архиереем, в Патриархию поступали жалобы на него, в хрущевские времена он обвинялся в нарушении законодательства о культах (не согласовывал поездки по епархии с уполномоченными) и в итоге вынужден был пребывать «на покое».

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

25 дек. 1945 г. В. определено быть епископом Хабаровским и Владивостокским с правом окормления приходов Якутского и Читинского вик-ств Иркутской епархии. 30 янв. 1946 г. в новосибирском Вознесенском соборе епископскую хиротонию В. совершили архиеп. Варфоломей и еп. Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов) . В. был ревностным молитвенником, сторонником строго уставного богослужения. Его дисциплинарные требования многим казались чрезмерными, на архиерея поступали жалобы в Патриархию, вслед. чего 10 июля 1947 г. он был уволен на покой. 3 июня 1948 г. В. был назначен на Петрозаводскую и Олонецкую кафедру, 4 марта следующего года по прошению уволен на покой с проживанием в Омске. С 1 сент. 1955 по 22 нояб. 1956 г. и с 13 мая по 16 июля 1958 г. В. управлял Омско-Тюменской епархией, после чего был почислен на покой. 3 апр. 1961 г. В. вновь было поручено окормлять эту епархию. 31 янв. следующего года уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. послал в Синод РПЦ жалобу на В., в к-рой обвинил епископа во вмешательстве в приходские дела, поездках по епархии без согласования с уполномоченным и т. п. 13 июня за нарушения законодательства о культах В. был освобожден от управления епархией. Выйдя на покой, В. жил в Омске у сестры, вел активную переписку с многочисленными духовными чадами, на неск. лет уходил в затвор. По описаниям современников, он был строг к себе, иночески скромен, прост и доступен в общении, нестяжателен. Отпевание В. 4 мая 1976 г., в день Радоницы, совершил Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха) вместе с духовенством епархии. В. погребен на Восточном кладбище Омска рядом с могилами родителей. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 23; ГА Омской обл. Ф. 2603. 0п. 1. Д. 14, 17, 24, 32. Соч.: Слово к причастникам//ЖМП. 1976. 8. С. 23. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1946. 3. С. 6; Мельник И. , прот. Преосвящ. еп. Венедикт (Пляскин): (Некролог)//ЖМП. 1976. 9. С. 24-25; Киреев А. , протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 364-365.

http://pravenc.ru/text/150217.html

Фото 5. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин). Тобольск. 1957 год Фото 6. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) с духовенством в Тобольске. 1957 год   Хотя историк Новосибирской епархии священник Виталий Гуляев со ссылкой на «Журнал Московской патриархии» за 1957 год сообщает, что владыки Нестор, Вениамин и Венедикт совместно сослужили уже в мае 1957 года в Новосибирске. Он пишет: «В день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 22 мая 1957 года в связи с 50-летием священнослужения Святейший Патриарх Алексий I телеграммой сообщил митрополиту Нестору о награждении его правом ношения двух панагий. В торжественном богослужении приняли участие епископ Омский и Тюменский Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт и следовавшая из Пекина в Москву китайская церковная делегация — архимандрит Василий (Шуан) и протоиереи Леонид Лю и Аникита Ван». Но фотографий этого богослужения найти пока не удалось и в письмах владыки Нестора святителю Афанасию (Сахарову), где он сообщал о всех гостивших у него владыках ничего об этом не упоминается. Зато упоминается о визите к нему Омских владык в ноябре-декабре 1957 года. 29 октября 1957 года он писал святителю Афанасию: «Подходят праздники, дающие утешение в молитве, но с праздниками много и суеты. Ожидаю гостей: Еп[ископа] Омского Вениамина и Еп[ископа] Венедикта из Омска…». А 24 декабря 1957 г., по прошествии праздников, владыка Нестор сообщил архиепископу Афанасию: «…Собирается ко мне в гости Архиепископ Ювеналий и Еп[ископ] Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М[итрополит] Нестор». Владыка не распространяется в письме о визите омских владык, поскольку такое сослужение архиереев, вероятно, вызывало напряжение у местных властей и антицерковного населения, ставшего жертвой антирелигиозной пропаганды и праздновавшего тогда 40-летие Великого октября. Все перечисленные владыки для советских властей были персонами под особым наблюдением: Вениамин (Новицкий) – прошел ссылку на Колыме; Венедикт (Пляскин) – был в армии Колчака; Ювеналий (Килин) – харбинский эмигрант, член Карловацкого синода; Мстислав (Волонсевич) – выпускник Варшавского богословского университета. Да и сам митрополит Нестор – в прошлом монархист и белоэмигрант… Тучи постепенно начинали сгущаться над владыкой Нестором, готовились опасные провокации и клеветнические доносы против него.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

На 20 марта 1957 г. в Омской епархии служили 33 священника, 4 диакона, зарегистрировано 5 приходов в Омской обл. и 15 - в Тюменской. За краткое время служения на Омской и Тюменской кафедре еп. Вениамин посетил все приходы обеих областей. 20 февр. 1958 г. еп. Вениамин был возведен в сан архиепископа, 21 февр. переведен на Иркутскую кафедру, а на его место назначен еп. Мстислав (Волонсевич; впосл. архиепископ). Новый архиерей прибыл в Омск в начале марта 1958 г.; 13 апр. того же года, на Пасху, он служил в Крестовоздвиженском соборе. В сводке уполномоченного Совета по делам РПЦ по Омской обл. Л. Л. Серебрянникова (1958-1960) отмечалось, что задолго до начала пасхальной заутрени омские храмы были переполнены прихожанами, в ограде Крестовоздвиженского собора в богослужении участвовали ок. 1000 чел., не вместившихся в собор, а среди пришедших на богослужение было много молодежи. По сообщению уполномоченного, «такая же обстановка сложилась и в Никольской церкви г. Омска… а также в храмах и молитвенных домах сельской местности области…». 13 мая 1958 г. еп. Мстислав получил отпуск и отбыл на лечение в Кисловодск. С этого времени и до его возвращения 16 июля епархией временно управлял еп. Венедикт (Пляскин). Он совершил архипастырскую поездку в Тобольск, произвел кадровые перемены в епархии. Еп. Мстиславу удалось посетить все приходы обширной епархии. В связи с ужесточением гос. антирелиг. политики в кон. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XX в. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) в 1958 г. в Омской обл. местными властями были распаханы и засыпаны землей почитаемые верующими источники в с. Кутырлы совр. Колосовского р-на и в урочище Криванково Юргинского р-на Тюменской обл. Под давлением властей еп. Мстислав издал циркуляр о прекращении паломничеств. В кон. 50-х гг. снесен омский Воскресенский собор; его имущество и часть б-ки переданы в краеведческий музей, оставшиеся книги - в Исторический архив Омской обл. и в б-ку им. А. С. Пушкина. 27 июля 1959 г. еп. Мстислав перемещен на Вологодскую кафедру, Омскую епархию возглавил еп.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

11. Воробьева Н.В. Откровение Св. Иоанна Богослова в «Возражении или разорении…» Патриарха Никона//Омский научный вестник. 2006. 9 (47) декабрь. С. 14-21. (0,5 п.л.) 12. Воробьева Н.В. Герменевтическая гомилетика в «Возражении или разорении» святейшего Никона//Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации. 2006. 70 ( I ). Май. Актуальные проблемы отечественной истории XVI - начала XX вв. Томск: Томский государственный университет, 2006. С. 20-28. (1 п.л.) 13. Воробьева Н.В. К вопросу о певческой реформе середины XVII века//Омский научный вестник. (22). 2003. С.16-19. (0,4 п.л.) 14. Воробьева Н.В. «Капитоновщина» и эсхатологическая идеология русского раскола (к постановке проблемы)//Омский научный вестник. (24). 2003. С.30-34. (0,32 п.л.) 15. Воробьева Н.В. Кружок ревнителей благочестия и начало русского раскола//Омский научный вестник. 1 (26). 2004. С. 15-19. (0,7 п.л.) 16. Воробьева Н.В. Духовный аспект реформы богослужебного пения Русской Православной церкви в середине XVII столетья//Омский научный вестник. Омск, 2001. Вып. 17. Декабрь. С.54-58. (0,5 п.л.) Учебники и учебно–методические пособия (по тематике диссертации): 17. Воробьева Н.В. Русская православная церковь в середине XVII в. Учебное пособие. С грифом «Рекомендовано Научно–методическим советом по истории Министерства образования и науки   РФ». Омск: Изд–во «Прогресс» ОмИПП, 2004. – 102 с. (12,25 п.л.) 18. Воробьева Н.В. Социокультурные особенности православия: концепты религиозной культуры. Методическая разработка занятия. Омск: Изд–во ОмЭИ, 2008. – 90 с. (5 п.л.) 19. Воробьева Н.В. Историческая антропология религии. Учебное пособие для студентов непрофилирующих специальностей. ОмЭИ, 2009. 20 п.л. Статьи, продублированные в Интернете: 20. Воробьева Н.В. Личность и деяния Святейшего Патриарха Никона в интерпретации Н.И. Субботина   и Н.Ф. Каптерева (научное противостояние идеологических противников)//Региональная молодёжная научная конференция: «Исторические исследования в Сибири и на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы». 17-18 сентября 2007 г. Новосибирск, 2007. Электронный ресурс. Режим доступа:   http://hum.sbras.ru/snm/vorobieva.htm

http://bogoslov.ru/person/424363

АЛЕКСИЙ (Михайлов) Епископ Уфимский Родился в 1868 году. Окончил Казанскую духовную семинарию. Вдов. Священствовал и был законоучителем. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 20/VII-1924 г. хиротонисан во еп. Уфимского. С конца 1924 г. – правящий Уфимской епархией. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10. ФАОС дело 8. Кат-АМ 37. Кат-ЯВ 32. С. 18. Кат-ЕС 1.С. 9, п/п 50 а . [Кат-ГУБ. С. 961.] АЛЕКСИЙ (Орлов) Бывший архиепископ Омский Родился 08/II-1862 года. Окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 16/VIII-1895 г. возведён в сан иерея. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. После принесённого им покаяния, как поставленный обновленческими архиереями старого поставления, принят в общение с Русской Православной Церковью в сущем сане. 3/VI-1923 г. хиротонисан в епископа Бугульминского, упоминается как еп. Бугурусланский, вик. Самарской епархии. С 1924 г. – еп. Курганский. С 16/IX-1927 г. – еп. Малмыжский, вик. Сарапульской епархии. С 11/II-1931 г. – еп. Енотаевский. С 05/VI-1931 г. – еп. Сызранский. С 11/VIII-1931 г. – еп. Омский. C 10/VIII-1933 г. возведён в сан архиепископа. В 1934 г. – архиеп. Омский. В 1935 г. епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Дальнейшими сведениями о нём не располагаем. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФПС II С. 8; 1.С. 2, 64, 65, 75,95. Кат-АМ 38. См. Мануил. 1.147. [Кат-ГУБ. С. 961.] [Регельсон. С. 534.] Родился 08/II-1862 г. Окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея 16/VIII-1895 г. 03/VI-1923 г. хиротонисан во еп. Бугульминского, вик. Самарской епархии. В конце 1923 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1924 г. по покаянии принят в лоно Русской Православной Церкви, начал активно бороться с обновленчеством. С 1924 г. – еп. Малмыжский, вик. Сарапульской епархии. С 16/IX-1927 г.–еп. Енотаевский. С 11/II-1931 г. – еп. Сызранский. С 24/VIII-1931 по 11/VIII-1933 гг. – еп. Омский. С 11/VIII-1933 по август 1935 гг. – архиеп. Омский. Расстрелян 04/IX-1937 г. Юбилейным архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Под рук. еп. сщмч. Аркадия верующие собирали продукты в помощь ссыльным и заключенным представителям духовенства (в частности, помощь передавали в Омский дом заключения и ссыльным, проживавшим в селах близ Омска). В кон. мая 1930 г. еп. сщмч. Аркадий покинул Омск, направившись на лечение, 23 окт. был назначен на Чебоксарскую кафедру. В нояб. 1930 г. в Омск прибыл еп. сщмч. Герман (Коккель), вступивший во временное управление Омской епархией. 27 марта 1930 г. расстрелян прот. Василий Инфантьев. В июле следующего года еп. сщмч. Герман назначен епископом Никольско-Уссурийским, а на Омскую кафедру 24 авг. 1931 г. определен еп. сщмч. Алексий (Орлов; 11 авг. 1933 возведен в сан архиепископа). Летом 1931 - весной 1932 г. по групповому делу «контрреволюционной монархической организации «Филиал»» были арестованы 49 представителей духовенства и мирян (в т. ч. занимавший к тому времени Свердловскую кафедру еп. сщмч. Аркадий (Ершов)), до кон. 1933 г. подверглись аресту еще 44 священнослужителя и мирянина. Всего в 1929-1933 гг. арестованы 74 священнослужителя и 11 церковнослужителей, из них 6 расстреляны. 24 апр. 1935 г. арестован Омский архиеп. сщмч. Алексий. В 1935 г. взорван омский Успенский кафедральный собор, перестроены здания архиерейского дома и духовной консистории (ныне в них расположены УМВД России по Омской обл. и УФСБ России по Омской обл.). В 1936 г. разобран на кирпич Ильинский храм Омска. С янв. по авг. (включительно) 1936 г. в Комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК из Омской обл. направлено 127 жалоб верующих на злоупотребления местных властей (РПЦ и коммунистическое гос-во. 1996. С. 307-309). 5 нояб. 1936 г. Президиум Омского облисполкома постановил разрушить омскую Крестовоздвиженскую ц., а на ее месте построить школу. 18 нояб. верующие направили протест во ВЦИК, а 26 нояб.- в Омский облисполком, после чего снос храма был приостановлен. 25 дек. 1937 г. Президиум ВЦИК принял подписанное М. И. Калининым постановление о закрытии и сносе церкви. Храм был закрыт, но уцелел: в нем разместилось общежитие кожевенно-обувной фабрики.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Епископ Омский Гавриил (Голосов) , ходатайствующий в начале XX в. в Св. Синод об открытии в Омске духовной семинарии, был сыном псаломщика — быть может, оттуда фамилия Голосов. В списке архиереев Омской епархии мы находим фамилии, отсылающие нас к давней, но устойчивой традиции бытования духовных фамилий: сщмч. Андроник (Никольский) (1870–1918), архиепископ Пермский и Кунгурский, родился в семье дьячка, впоследствии диакона; сщмч. Сильвестр (Ольшевский) (1860–1920), архиепископ Омский и Павлодарский, из семьи диакона Киевской губернии; Виктор (Богоявленский) (ок. 1854–1928), архиепископ Омский и Павлодарский; Филипп (Ставицкий) (1884–1952), архиепископ Астраханский и Саратовский; Вениамин (Новицкий) (1900–1976), архиепископ Чебоксарский и Чувашский и др. В публикациях «Омских епархиальных ведомостей» конца XIX века мы находим упоминание таких фамилий духовенства, которые отражают вышеобозначенные способы образования подобных фамилий: свщ. села Троицкого Петропавловского уезда Николай Кипарисов (1898, 17), свщ. Христофор Спасский, о. протоиерей Евлампий Правдин (1899, 9), свщ. Илия Тихомиров, свщ. Фома Копацинский (от латинского сарах, capacis — «способный»), свщ. Алексий Гусев (1899, 11) и т.д. Сегодня, как ни удивительно, эти тенденции сохраняются. И если в современной действительности нет возможности поменять фамилию только потому, что ты учишься в духовной семинарии, то это легко сделать в социальных сетях, чем и пользуются семинаристы. Анализ принадлежащих семинаристам профилей в соцсетях показал, что многие заменяют свою родовую фамилию (в никах) по одному из исторически сложившихся вариантов фамилиеобразования и тогда появляются Константин Воскресенский, Владислав Сибирский, Иван Добровольский. Социолингвистический анализ фамильных антропонимов (в частности, фамилий духовенства), обозначение их формальных признаков дает общее представление о культурных процессах, которые находят отражение и в русских фамилиях, и в общественных явлениях страны. Безусловно, фамилии духовенства представляют собой интереснейший лингвистический и культурный феномен, отражающий социально-политические изменения, ведь они тесно связаны и с историей, и с культурой. Этимологический анализ антропонимов позволяет ставить вопросы и находить ответы в прошлом и настоящем, раскрывать тайны и значение языковой и культурной деятельности наших предков. Фамильные имена духовенства несут значительную историческую, культурную, социальную, языковую информацию. Библиографический список:

http://azbyka.ru/familii-duhovenstva-kak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010