181600, д. Ветвеники Гдовского района Псковской обл. Тел.: (812) 314–87-88 РЯЗАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Рязанская епархия Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского 390006, Рязань, ул. Затинная, 21 Тел.: (4912) 45–29-07, 28–15-66 Email: nou_rpg_sekret@mail.ru Сайт: http://pravgymn62.ortox.ru САМАРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Самарская епархия Православная классическая гимназия (город Тольятти) 445028, Тольятти Самарской обл., ул. Революционная, 74 Тел./факс: (8482) 35–10-13, 35–08-48, 35–34-72 Email: pkg@list.ru Сайт: http://pkg.volga.ru САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ Новоуренгойская православная гимназия 629303, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой, Северная часть, ул. К.Ф. Ватолина, 2 Тел.: (3494) 25–92-37, факс: 25–91-98 Emaii: nurpg@yandex.ru Сайт: http://nurpg.ru Ноябрьская православная гимназия 629804, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск, ул. Муравленко, 3 Тел./факс: (3496) 36–70-91 Email: nojabrsk-gimnazia@yandex.ru Сайт: http://gimnazia-noyabrsk.pravorg.ru САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Санкт-Петербургская епархия Школа народного искусства Императрицы Александры Федоровны 191028, Санкт-Петербург, ул. Витебская, 6 Тел./факс: (812) 714 09- 38 Email: empress@mail.ru Сайт: http://empresschool.ru САРАТОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Саратовская епархия Свято-Покровская православная классическая гимназия города Саратова 410000, Саратов, ул. М. Горького 83 Тел.: (8452) 21–46 54 21–46-43 Email: pokiovsk.gim@rumbler.ru Сайт: http://pravgim.ru Хвалынская православная классическая гимназия во имя святого мученика Александра Медема 412780, Хвалынск Саратовской обл., ул. им. К.С. Петрова-Водкина, 20 Тел.: (84595) 2–18-80 Email: hvalynsck-pkg@yandex.ru СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Смоленская православная гимназия 214000, Смоленск, ул. Соболева, 1; ул. Беляева, 4а Тел.: (4812) 27–06-84, 27–05-22 Email: prav_gim@sci.smolensk.ru Сайт: http://pravoslaviesml.ru Православная гимназия 216500, Рославль Смоленской обл., ул. Пролетарская, 52а Тел.: (48134) 4–23-58 Email: roslavl-gimnazia@mail.ru СТАВРОПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Пятигорская епархия

http://azbyka.ru/katehizacija/obshheobra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Сведения о церковно-адм. принадлежности Курского Посемья в домонг. период в источниках отсутствуют. Вероятно, эта территория входила в состав Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). Однако, учитывая длительную политическую связь Курского Посемья с Переяславлем, нельзя исключать, что во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. оно состояло в ведении Переяславских, а не Черниговских епископов. Рыльск во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. относился к Брянской епархии, затем вошел в состав Смоленской епархии (см. Смоленская и Вяземская епархия ), а после Деулинского перемирия 1618 г. был включен в Патриаршую область . В состав последней со времени своего основания в 1596 г. входил и совр. Курск. В 1667 г. была учреждена Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Рыльская епархия ), к которой были отнесены Курский и Обоянский уезды, а также, по-видимому, Суджа. Проектом переустройства епархиального деления, обсуждавшимся на Московском соборе 1681-1682 гг., предполагалось, в частности, учреждение епископской кафедры в Курске, однако это не было осуществлено. В 1742 г. Рыльск вошел в состав Московской епархии , преобразованной из Московской Синодальной области. В 1764 г. этот город был приписан к Севскому и Брянскому викариатству Московской епархии. В 1788 г. при его преобразовании в Орловскую и Севскую епархию (см. Орловская митрополия , также Орловская и Болховская епархия ) Рыльск, согласно указу Екатерины II Алексеевны о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими, был передан в Белгородскую епархию (см. Белгородская и Старооскольская епархия ). В 1787 г. Белгородская и Обоянская епархия переименована в Белгородскую и Курскую, в 1799 г.- в Курскую и Белгородскую. В 1833 г. епархиальные учреждения переведены из Белгорода в Курск. В 1905 г. в составе Курской епархии было образовано Белгородское викариатство во главе с викарным архиереем, находившимся в подчинении курского правящего архиерея, в 1906 г.- Рыльское викариатство . В 1926 г. учреждено Дмитровское викариатство , прекратившее свое существование в том же году после ареста местного викарного епископа. В 1933 г. Белгородское вик-ство преобразовано в епархию, независимую от Курской. Она просуществовала до 1935 г., в том же году было упразднено Рыльское вик-ство. В 1993 г. было возрождено Белгородское вик-ство Курской епархии, преобразованное в 1995 г. в самостоятельную епархию. 26 июля 2012 г. учреждена Курская митрополия , состоящая из 3 епархий (Курской и Рыльской, Железногорской и Льговской, Щигровской и Мантуровской ). Община Украинской православной церкви (Киевский патриархат)

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Епархия сия существовала в XI столетии, и с разорением Тмутаракани от Половцев уничтожилась. Из Епископов оной один только. 1 . НИКОЛАЙ, Святой. Епископ упоминается в послании Симона Епископа Владимирского к Поликарпу Архимандриту Печерскому и в житии Св. Никиты, Епископа Новгородского в Четьи Минеи Января 31. Глава VI. Епархия Туровская и Пинская Епископы 1 . СИМЕОН. 2 . ИГНАТИЙ. 3 . ИОАКИМ. 4 . ГЕОРГИЙ. 5 . КИРИЛЛ, Святой, хиротонисан в 1114 году, Марта 6, при Великом Князе Андрее Георгиевиче. Преставился в 1120 году, Апреля 28. Память его Апреля 28. 6 . ИОАКИМ упоминается в 1147 году. 7 . ЛАВРЕНТИЙ упоминается в 1182 году. 8 . ФЕОДОСИЙ прислан из Царьграда с Митрополитом Киприаном, и упоминается в 1390 году. 9 . АНТОНИЙ упоминается в 1405 году. Он от Епархии отлучён и определён жить в Симонове монастыре. 10 . ЕВФИМИЙ упоминается на поставлении Григория Семивлаха в 1416 и 1420  годах. 11 . ИОНА Протасович хиротонисан около 1567 года, а в 1563 году возведён на Митрополию Киевскую. 12 . ЛЕОНТИЙ Пельчацкий в 1595 году предался на Унию. Примечание. В 1595 году по отступлению Епископа Леонтия и Епархия сия превращена к Унии. Глава VII. Епархия Хельмская Епископы Хелмские и Самборские Православные 1 . UOAHH I упоминается в 1072 году. 2 . UOAHH II упоминается в 1331 году. 3 . ХАРИТОН упоминается на поставлении Митрополита Григория Семивлаха. 4 . ДИОНИСИЙ Сбируйский в 1595 году присоединился к Унии. 5 . ФОТИЙ хиротонисан в 1629 году. 6 . ПАИСИЙ Ипполитович. 7 . ВАСИЛИЙ. Примечание. В 1630 году Епархия сия превращена к Унии. Глава VIII. Епархия Полотская А) Епископы Полотские 1 . МИНА хиротонисан в 1105 году, Декабря 10[?]. Скончался в 1117 году, Июля 20. 2 . КОСМА хиротонисан в 1145 году. 3 . НИКОЛАЙ упоминается в 1182 году. 4 . ИЛИЯ. 5 . ДИОНИСИЙ. 6 . Безымянный упоминается в 1218 году. 7 . СИМЕОН упоминается в 1274 году. 8 . ГРИГОРИЙ упоминается в 1331 году. 9 . ФЕОДОСИЙ хиротонисан в 1391 году и упоминается в 1415 году на поставлении Митрополита Григория Семивлаха. 10 . ФОТИЙ упоминается в 1415 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1923 году учреждено Глуховское викариатство Черниговской епархии. При административно-территориальной реорганизации на Украине в 1939 году границы епархий совпадают с границами областей. В 1945 году Решением Священного Синода Русской Православной Церкви была создана Сумская епархия. В июне 1989 года Сумская епархия, после тридцатилетнего временного управления Черниговскими архиереями, вновь получила своего управляющего епископа. В октябре 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви переименовал Киевский экзархат в Украинскую Православную Церковь, предоставив ей автономию. В 1993 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Сумская епархия была разделена на две: Сумскую, которую возглавил епископ Сумской и Ахтырский Варфоломей (Ващук), и Глуховскую, который возглавил епископ Глуховский и Конотопский Пантелеимон (Романовский). Согласно решению Конотопского совета народных депутатов от 3 апреля 1998 года и договора передачи дошкольного учреждения Глуховской епархии под административный центр и проживание управляющего епархией, где проведён капитальный ремонт и уже функционирует епархия, а также, в связи с тем, что город Конотоп является большим индустриальным городом с населением в 110 тыс. человек в сравнении с городом Глухов, где проживает 43 тыс. человек, а также по желанию духовенства и мирян Священный Синод Украинской Церкви благословил 19 мая 1998 года переименовать епархию в Конотопскую и Глуховскую. 25 сентября 2013 года решением Священного Синода Украинской православной церкви Бурынский район на юге епархии были передан новоучреждённой Роменской епархии. В настоящее время на территории Сумской области расположены Контопская и Глуховская Епархия, Сумская и Ахтырская епархия и Роменская епархия. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] 14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в Софрониево-Молченской Рождества Пресвятой Богородицы Печерской пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых. Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Сумская_област...

Иоаким, 1475–1494 г. 274 Иосиф Болгаринович, 1494 г., из слуцких архимандритов. 275 С 1499 г. митрополит киевский, но сохранил за собой управление и Смоленской епархией. Иосиф Солтан с 1502 г. По возведении на киевскую митрополию (1506 г.) 276 продолжал некоторое время управлять и Смоленской епархией; но по утверждении (в 1508 г.) в сане митрополита, посвятил в Смоленск особого епископа – Варсонофия Ходыкина (1509–1515). Варсонофий, целовавший крест великому князю московскому и потом изменивший ему и тайно сносившийся с королем Сигизмундом, низложен с святительской кафедры и сослан на Кубенское озеро в Спасо-каменный монастырь. На место его епископом в Смоленск поставлен 15 февраля 1515 г. чудовский архимандрит Иосиф. 277 При нем Смоленская епархия вошла в состав московской митрополии. После, уже во время унии, в 1611 г. гор. Смоленск, с частью Тверской земли, опять подпал под власть Польши. В это время в Смоленске учреждена была униатская епархия. Но существование ее прекратилось в 1654 г., когда Смоленск опять перешел под власть России. 3) Черниговская епархия Чернигов, со всей Северской страной, с 1320 г. подпал под власть Литвы и находился под литовско-польским владычеством до 1503 г., когда великий князь Иоанн III Васильевич отнял у литовцев Северскую землю. Черниговская епархия основана была вскоре после введения Христианства в России, в X веке. Еще задолго до разделения митрополии, после Батыева погрома, черниговские епископы перенесли свою кафедру в Брянск, смежный с Смоленской епархией и именовались черниговскими и брянскими. До 1415 г. они зависели от московского митрополита, а с 1415 г. вступили под власть киевского митрополита и епархия черниговская вошла в состав киевской митрополии. Но после того, как в 1503 г. Чернигов и Брянск возвращены России, Черниговская епархия опять перешла под власть московской митрополии, и вскоре после того, именно в 1515 г., когда и Смоленск отошел к России, присоединена к Смоленской. Смоленские епископы именовались смоленскими и брянскими до 1489 г., когда восстановлена была Черниговская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1667 г. учреждена по повелению царя Алексея Михайловича Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Обоянская епархия ), Белгород стал кафедральным городом обширнейшей епархии, объединившей территорию совр. Курской, Харьковской и Белгородской областей. С 1787 г. епархия носила название Белгородская и Курская. В 1799 г. из ее состава выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия с центром в Харькове (см. Харьковская епархия ), а Белгородская епархия переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде. С 1905 г. существовало Белгородское вик-ство Курской епархии , в нояб. 1933 г. преобразованное в Белгородскую епархию. 25 февр. 1935 г. был арестован еп. Белгородский сщмч. Антоний (Панкеев) , после чего новых назначений на Белгородскую кафедру не последовало, а правосл. приходы, ранее подчиненные Белгородскому епископу, в дальнейшем вновь окормлялись Курскими архиереями. 22 февр. 1993 г. восстановлено Белгородское вик-ство Курской епархии, 18 июля 1995 г. учреждена Белгородская и Старооскольская епархия. Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) имеет в Б. о. приход в честь новомучеников и исповедников Российских в Ст. Осколе (зарегистрирован в 1996), к-рый относится к Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ. Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ) действует в Б. о. с 1992 г., в 1992-1993 гг. имела 2 зарегистрированные общины, в 1994-1999 гг.- 5, с 2000 г.- 3 общины (в Белгороде, пос. Октябрьский Белгородского р-на и г. Валуйки). Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата имеет в Б. о. 2 общины (зарегистрированы в 2000) в г. Шебекино и пос. Маслова Пристань Шебекинского р-на. Старообрядчество. Старообрядцы на территории совр. Б. о. появились в кон. XVII в., преобладали беспоповцы поморского согласия . К нач. XX в. в дер. Валуйки (близ с. Кошлакова) существовал жен. мон-рь этого согласия. В 1927 г. в Кошлакове прошел собор поморцев, приемлющих брак, на соборе присутствовали более 200 чел., в т. ч. настоятельница мон-ря. В регионе существовали также общины беглопоповцев . В советское время численность старообрядцев на территории совр. Б. о. значительно сократилась в результате антирелиг. гос. политики. К кон. ХХ в. в области не было зарегистрированных старообрядческих общин, в 2001 г. в Белгороде зарегистрирована община поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/77868.html

К этой группе статьей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. К ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во второй половине XVIII в. на основе учения социниан. Интересна читателям будет статья об архангеле Урииле. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого Четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на Небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре ( Сыктывкарская епархия ), Унгенском Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» женском монастыре, Уральском Покровском женском монастыре (Уральская епархия), Усольском Преображенском женском монастыре ( Соликамская епархия ), Успенском Аланском мужском монастыре ( Владикавказская епархии ), Успенском Высоковском мужском монастыре ( Городецкая епархия ), Успенском Гремячевом женском монастыре ( Калужская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бердянская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бельцкая епархия ) и т.д. Внимание историков Римско-Католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления Католической Церковью. Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

С увеличением числа приходов из Новосибирской епархии в 1990-1995 гг. были выделены 5 епархий: Красноярская, Кемеровская (см. Кемеровская и Прокопьевская епархия ), Барнаульская (см. Барнаульская и Алтайская епархия ), Томская (см. Томская и Асиновская епархия ) и Абаканская (см. Абаканская и Кызылская епархия ). 25 янв. 1990 г. постановлением Синода епископом Новосибирским и Барнаульским был определен наместник Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского монастыря архим. Тихон (Емельянов). 19 авг. 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась хиротония архимандрита Тихона во епископа Новосибирского и Барнаульского, с февр. 1994 г. еп. Тихон носил титул «Новосибирский и Томский». Архиерею пришлось решать сложные задачи возрождения традиций просветительского, благотворительного, миссионерского и церковно-общественного служения. Во время управления епархией еп. Тихоном в 1990-1995 гг. отмечено активное храмостроительство, учреждение 90 приходов, открытие воскресных школ, основание 3 мужских и 2 женских мон-рей на территории Новосибирской обл., возрождение томского во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыря , открытие церковных братств и сестричеств милосердия, духовной семинарии в Томске, Православного Богословского ин-та и 2 правосл. гимназий в Новосибирске. В 1992 г. епархия стала выпускать газ. «Сибирский благовест». Важным событием в жизни епархии стал приезд в Новосибирск 14-17 мая 1991 г. патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). 15 мая патриарх освятил переданный епархии в пользование собор во имя св. кн. Александра Невского, это событие было воспринято жителями Новосибирска как символ возрождения Православия в городе. В 1993 г. епархия приняла активное участие в праздновании 100-летия Новосибирска. К этому юбилею на Красном проспекте была восстановлена разрушенная в 1930 г. часовня во имя свт. Николая Чудотворца - символ Новосибирска (1-я часовня была сооружена в честь 300-летия Дома Романовых в 1915). Автором нового проекта стал новосибирский архит. П. А. Чернобровцев, роспись часовни выполнил художник-монументалист А. С. Чернобровцев.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1919 году центр Подольской губернии из Каменца-Подольского был перемещен в Винницу. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). Конец 80-х - начало 90-х лет ознаменовались активным ростом количества приходов в епархии. В 1988 г. Винницкая епархия активно участвовала в общецерковных торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Церкви был возвращен Спасо-Преображенский храм, который снова стал кафедральным собором Винницких архиереев. Восстановление церковной жизни после распада СССР и до этого времени связано с именами митрополитов Винницких Агафангела (Саввина) и Макария (Свистуна), а также епископа Пантелеимона (Бащука), викария Винницкой епархии. Число приходов к 1994 г. достигло 561. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. Могилёв-Подольская епархия образована 5 января 2013 года по решению Священного Синода УПЦ. С 2013 года на территории Винницкой области расположены 3 епархии: Винницкая и Барская епархия, Тульчинская и Брацлавская епархия и Могилёв-Подольская и Шаргородская епархия. Святыни Винницкой области [ править править код ] Монастыри Винницкой области [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010