Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Иоанн Русский, новый исповедник (+ 1730) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 мая в день преставления Праведный Иоанн Русский, родом малоросс, был солдатом императора Петра Великого. В 1711 г. он попал в числе многих других в плен к туркам. Угрозами, издевательствами и мучениями турки стали заставлять пленников отречься от Христа и принять ислам. Многие устрашились и уступили. Но праведный Иоанн был непоколебим. Тогда турки продали его в рабство одному малоазийскому аге в город Прокопион. Сначала ага также пробовал принудить его принять ислам. Но Иоанн неизменно отвечал ему: «Я твой пленник, ты властен над моим телом, но не над моей душой, принадлежащей моему Христу. Я готов служить тебе, но никакие угрозы или мучения, даже самая смерть, не в силах отлучить меня от Христа и Бога моего. Я христианином родился, христианином и умру!» Слова эти подействовали наконец на агу, и он оставил его в покое. Иоанн поселился в пещере, где стояли лошади, за которыми он ходил, и стал вести подвижническую жизнь. Часто по ночам он ходил молиться к находившемуся вблизи храму Св. великомученика Георгия. Местное население, православные греки, относилось к нему с уважением. Однажды, когда ага был в Мекке на богомолье, Иоанн прислуживал его семье во время обеда. Подали любимое блюдо аги с рисом, и хозяйка дома выразила сожаление, что муж ее отсутствует и не может его отведать. Тогда Иоанн сказал ей: «Дай мне это блюдо, и я доставлю его нашему доброму хозяину!» Жена аги подумала, что он хочет накормить каких-нибудь бедных греков, и отдала ему блюдо. Удалившись с блюдом в свою пещеру, Иоанн погрузился в молитву. В это самое время ага вернулся из мечети и нашел в своей запертой им комнате блюдо с горячим пловом. С изумлением узнал он свою домашнюю посуду. Тогда его семья и он поняли, что Иоанн человек Божий, и стали почитать его. Они хотели, чтобы Иоанн переселился в их дом, но он отказался и продолжал вести в своей пещере подвижническую жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437255/

К 15-летию возвращения Тихвинской иконы Богородицы издан буклет августа 2019     " Нам с отцом Сергием Коломийцем , настоятелем храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в Тарховке , выпало счастье стать участниками крестного хода, который сопровождал святыню, - пишет настоятель храма архимандрит Гавриил (Коневиченко) . - Именно в эти дни я решил, что в центре Сестрорецка должен появиться храм в честь этой иконы " . У истоков строительства стояла возглавляемая им Богоявленская община. В 2004 году она впервые стала организатором масштабного праздника Крещения Господня: тысячи паломников принимали участие в " Иордане на Разливе " , окунаясь в освященную воду. Храма у общины не было, и вот, созрела дерзновенная мысль: возвести его в самом центре града на реке Сестре, у железнодорожного вокзала.   Под покровительством Царицы Небесной строительство шло удивительно быстро. В праздник Воздвижения Креста Господня, в сентябре 2004 года, был установлен крест, в 9 мая 2005-го новый храм был освящен. В том же году был открыт Духовно-просветительский центр с библиотекой, воскресной школой святого цесаревича Алексия для детей и взрослых, паломнический центр, иконописная мастерская, казачья школа. Площадка перед храмом стала местом проведения праздников. На Рождество Христово и Пасху здесь собирается множество людей. 9 июля, в престольный праздник, прихожане украшают прихрамовую территорию панно из живых цветов. Вскоре после того, как в храме начались богослужения, прихожанка Елизавета Лозновская написала икону " Второе обретение Тихвинской иконы Божией Матери " . Это символическое изображение передачи святыни из рук ее хранителя насельникам монастыря. Историческое событие с небес благословляют сам Господь, святой Александр Невский, праведный Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская и другие небесные покровители Северо-Западных пределов России.   Копия иконы была вручена протоиерею Сергию (Гарклавсу), последнему хранителю святыни в Америке, который вернул образ на Родину. Он посетил Сестрорецк в июне 2014 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Жития святых Андрей Виноградов: Как создать словесную икону святого? Возможно, изменившаяся ситуация должна принести какие-то новые формы житийной литературы. Однако это проблема имеет фундаментальный характер — похожие трудности испытывает современная иконопись. Как создать словесную икону святого? О любимом житии святого — Ю. Арабов, А. Архангельский, В. Хотиненко, А. Золотов, П. Лунгин, А. Макарский Когда-то, еще при жизни Сергея Сергеевича Аверинцева, мне приснился сон, в котором Сергей Сергеевич мне объясняет, кто такой святой. 'Как же ты не понимаешь, это же очень просто', - сказал он мне, показывая на черное небо, где, будто ножницами прорезанный, появился силуэт фигуры, сквозь который хлынул золотой свет. Великомученик Димитрий Солунский. Наш защитник Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует то, что первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Георгий Юдин: Рисовать эти книги, не веря, нельзя Почему десяток хороших детских духовных книг теряется среди сотен пестрых, примитивных, неумелых по рисунку книг? Об иллюстрации детской литературы и об изображении художником святости рассказывает художник и писатель Георгий Юдин. Христианин-максималист. Почему преподобный Симеон не скрывал своего духовного опыта? Прозвище Новый Богослов имело вначале иронический смысл -- недоброжелатели посмеивались над видениями и озарениями Симеона, объявился-де новый Иоанн. Но ученики преподобного нашли имя уместным и называли учителя Новым Богословом уже всерьез Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: - Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/zhitiya-svyatyx/pa...

26 марта (7 апреля по новому стилю) 1891 года, в день празднования собора Архангела Гавриила, после благодарственного молебна икона из дома крестьянина Николая Остапчука с торжественным крестным ходом, сопровождавшимся большим количеством людей, с песнопениями и церковным звоном, была перенесена в храм местным благочинным протоиереем Константином Червинским и духовенством, где она находится и поныне. Весть о появлении чудотворной иконы Божией Матери в с. Вилия быстро распространялась. Не только православные, но даже люди других вероисповеданий приходили на поклонение к святыне и получали благодатную помощь и исцеление. Паломники, идущие из Киева в Почаев, считали за благо поклониться чудотворному образу «Знамение». Со временем старая маленькая церковь уже не могла вмещать возрастающее количество прихожан и паломников, и было принято решение на месте старого храма построить новый. В 1900 году был объявлен сбор пожертвований на строительство храма, а также от казны было получено пособие в 3 тысячи рублей. Приходской священник Хрисанф Сайкович, псаломщик Иоанн Кульчицкий, церковный староста Яков Деменчук принимали самое активное участие в строительстве. Новая церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы деревянная, на каменном фундаменте, двухпрестольная. Центральный престол – во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, а правый придел – в честь иконы Божией Матери «Знамение». Церковь была освящена архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) 5 октября 1905 года. В 1906 году на средства, отпущенные Священным Синодом, храм был расписан и украшен одним из лучших мастеров художественных и живописных работ Львом Ивановичем Париловым, который принадлежал к известной с XVII века династии иконописцев села Палех Владимирской губернии. Также париловскими мастерами был создан оклад иконы Божией Матери «Знамение», существующий по сей день, о чем свидетельствует именная печать на внутренней стороне оклада. Икона накрыта серебряным окладом с позолотой, с двумя изображенными по бокам ангелами, держащими сей святый образ. Сверху самой иконы помещено изображение Бога Отца. Икона находится в резном позолоченном киоте в иконостасе над царскими вратами.

http://pravicon.com/info-4059

Кончина чудного безмездного врача прп. Агапита последовала не позже 1095 г., так как болезнь, после которой спустя три месяца умер он, случилась вслед за исцелением Мономаха, черниговского князя, который пробыл в Чернигове до 1094 г., а Иоанн был печерским игуменом с 1088 г. Июнь 2 Иоанн Новый, Сочавский, великомученик Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский жил в XIV веке в городе Трапезунде. Называется Сочавским, потому что мощи его почивают в соборной церкви в Сочаве. Иоанн занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным. По роду своих занятий он часто плавал в другие страны. И однажды ему пришлось плыть на корабле, владелец которого не был православным христианином. В споре о вере святой Иоанн, хорошо знавший Священное Писание и творения святых отцов, обличил неправомыслие корабельщика, и тот затаил на святого злобу. Во время стоянки корабля в Белграде Босфорском (по другим источникам, в Аккермане — Белгород на Днестре) хозяин корабля донес правителю города, язычнику-огнепоклоннику, что святой Иоанн хочет отречься от Христа и поклоняться огню. Правитель пригласил святого во дворец и с честью принял его. «От многих мы знаем, что ты человек достойный, — ласково говорил он, — и весьма рады слышать, что ты пленен прекрасной и истинной верой нашей. И как ты добровольно любишь ее, то не медли быть нашим другом, отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их перед собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве как брат наш». Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение. Исполнившись Божественной ревности, св. Иоанн, грозно взглянув на правителя, сказал: «Ты явно лжешь! Все это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтобы удостоиться Царства Небесного».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Не христианская благотворительность и та, которая милосерда только к присным по плоти. Если степени плотского родства одних из подобных нам поставляют к нам ближе, других от нас отдаленнее: то свойство по духу сближает всех христиан в столь тесное отношение, в каком находятся члены одного тела. Вы есте тело Христово, – говорит апостол верующим, – и уди от части; ибо единем духом мы вси во едино тело крестихомся, аще иудеи, аще еллини, или раби, или свободни, и вси единем духом напоихомся (1 Кор. 12, 27, 13). Где ж то преимущество, по коему право на нашу благотворительность могло бы исключительно или наипаче принадлежать присным по плоти? Скажете, закон естественной любви преимущественнее влечет к кровным; справедливо, если христианин водится одним естественным законом плоти; но чем тогда отличим христианина от язычника? Ибо и язычники тоже творили. Если так, то напрасно украшается этот благотворитель именем ученика Христова; оно праздное для него титло! Христианская благотворительность милосердствует (1 Кор. 13, 4) ко всем, не исследуя кто несчастный: друг или враг, кровный или не кровный. Аще алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет напой его (Рим. 12, 20); и если бедствует человек вовсе тебе неизвестный, будь для него сострадательным самарянином. III. Такова благотворительность, которой требует от нас Иисус Христос в Евангелии! Можно бы теперь повторить вопрос: такова ли наша благотворительность? Но, чтобы не продолжить слова, предоставим такое испытание собственной совести каждого. Напомним только, что суд на немилосердых уже изречен: понеже не сотвористе единому сих меньших, – говорит Иисус Христос, – ни Мне сотвористе; идите… во огнь вечный (Мф. 25, 45). (Составлено по «Словам и речам» Николая, епископа Тамбовского, изд. 1872 г.). Второй день Св. великомученик Иоанн Новый (Природа и жизнь человеческая научают благодарности к Богу) I. Cb. великомученик Иоанн Новый, память коего совершается ныне, жил в Трапезунде и занимался торговлей. Торговые дела не мешали ему быть хорошим христианином.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Праведный Иоанн Русский, родом малоросс, был солдатом императора Петра Великого.  В 1711 г. он попал в числе многих других  в плен к туркам. Угрозами, издевательствами и мучениями турки стали заставлять пленников отречься от Христа и принять ислам.  Многие устрашились и уступили. Но праведный Иоанн был непоколебим. Тогда турки продали его в рабство одному малоазийскому аге в город Прокопион. Сначала ага также пробовал принудить его принять ислам. Но Иоанн неизменно отвечал ему: «Я твой пленник, ты властен над моим телом, но не над моей душой, принадлежащей моему Христу. Я готов служить тебе, но никакие угрозы или мучения, даже самая смерть, не в силах отлучить меня от Христа и Бога моего. Я христианином родился, христианином и умру!» Слова эти подействовали наконец на агу, и он оставил его в покое. Иоанн поселился в пещере, где стояли лошади, за которыми он ходил, и стал вести подвижническую жизнь. Часто по ночам он ходил молиться к находившемуся вблизи храму Св. великомученика Георгия. Местное население, православные греки, относилось к нему с уважением.  Однажды, когда ага был в Мекке на богомолье, Иоанн прислуживал его семье во время обеда. Подали любимое блюдо аги с рисом, и хозяйка дома выразила сожаление, что муж ее отсутствует и не может его отведать. Тогда Иоанн сказал ей: «Дай мне это блюдо, и я доставлю его нашему доброму хозяину!» Жена аги подумала, что он хочет накормить каких-нибудь бедных греков, и отдала ему блюдо.  Удалившись с блюдом в свою пещеру, Иоанн погрузился в молитву. В это самое время ага вернулся из мечети и нашел в своей запертой им комнате блюдо с горячим пловом. С изумлением узнал он свою домашнюю посуду. Тогда его семья и он поняли, что Иоанн человек Божий, и стали почитать его. Они хотели, чтобы Иоанн переселился в их дом, но он отказался и продолжал вести в своей пещере подвижническую жизнь.  Когда же он почувствовал приближение кончины, то пригласил православного священника. Из опасения неверных священник принес ему Святые Дары в яблоке, и, причастившись Святых Христовых Тайн, св. Иоанн мирно скончался. Его  похоронили с почестями, и ага накрыл святые останки его драгоценным ковром. В 1924 г. святые мощи праведного Иоанна были перенесены малоазийскими греческими беженцами в Грецию и погребены на  острове Эвбей, в созданном ими селении, которое они назвали Неон, то есть  Новый Прокопион. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Впрочем, следует указать, что в переводе Е. И. Ловягина всюду имеются ссылки на Священное Писание Ветхого и Нового Завета, которые святитель Маиумский использует в своих творениях. В трудах исследователей, посвященных деятельности песнописцев, находим указания на то, что количество полных канонов, написанных преподобным Космою, составляет 12 и они в основном посвящены двунадесятым праздникам. Только три из них относятся к прославлению святых: палестинских (великомученика Георгия Победоносца 23 апреля и праведного Иосифа Обручника 26 декабря) и святителя Григория Богослова 25 января. Кроме указанных канонов, преподобному Косме Маиумскому принадлежат трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы (Великие Понедельник, Вторник, Среду и Пяток), полный канон на Великий Четверток и четверопеснцы на Субботу ваий и Великую Субботу. Вместе с тем А. П. Голубцов считает, что каноны, надписанные именем преподобного Космы, «далеко не обнимают полного числа составленных им церковных творений». Так, кроме вышеуказанных произведений святителя Космы Маиумского, в древнем Кондакарии есть сведения об икосе и 14 кондаках, написанных святым песнотворцем на Успение Пресвятой Богородицы. Это мог быть тот род песней, который был принят до введения канонов. По свидетельству преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, святой Косма участвовал вместе с Иоанном Дамаскиным в создании Октоиха — Осмогласника, в котором новый род песней, оформленный в виде канонов с ирмосами, был основным для каждого гласа. Тот же автор, ссылаясь на свидетельство древних писателей, говорит об «Октоихе Космы и Дамаскина с толкованием Феодора Продрома» и называет обоих преподобных отцов (святых Косму и Иоанна Дамаскина) творцами церковных песней. В своем подробном исследовании состава Триоди Постной И. А. Карабинов усвояет преподобному Косме стихиры на хвалитех в Неделю ваий, а именно: Множество народа, Господи… и Хотящу Тебе внити во святый град… . Автор также подробно указывает, какие стихиры принадлежат преподобному Косме в службе утрени первых дней Страстной седмицы. И. А. Карабинову удалось установить, что «два друга песнописца [Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский] работали совместно по одному плану» в написании указанных стихир, и если Дамаскин писал утренние стихиры преимущественно для Великих Вторника и Четвертка, то Косма — для Понедельника и Среды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Геннадий, Санкт-Петербург 05 сентября 2013г. 18:53 //Мои старообрядные друзья назовут такое - протестантизмом - ведь действительно же: много-много веков нет традиции уходить после молитвы об оглашенных, ну нет же... Значит её привнесение в церковную жизнь будет сродни протестантизму: " а вот на заре христианства было лучше, давайте вернём... "http://  Да, так оно и есть. Протестантизм. В смысле, что это - протест, вражда против Бога. Например, русификация богослужения - это вражда против того, чем Церковь и богослужение обогатились в период с 7-го по 9-й век. Обогатились, благодаря трудам таких великих святых как Иоанн Дамаскин, который, кроме новых песнопений, разработал и ввел в богослужение принцип осьмогласия. Обязательное частое причастие по принципу - не причащаешься, уходи с Литургии верных - это вражда против того, чем Церковь обогатилась в период с 9-го по начало 11-го века. Среди святых этого периода особо следует упомянуть таких святых как Симеон Новый Богослов и его наставник преподобный Симеон Благоговейный. Богатства, обретенные Церковью в этот период, незримы, но чрезвычайно важны. Дух Евангелия Иоанна Богослова наполнил собой все богослужение, а не только завершение Литургии. Православные, которые по каким-либо причинам не подходят к Чаше, не уходят с Литургии верных, не только потому, что они хотят получить Антидор, но в первую очередь потому, что они пришли на Литургию для встречи с Богом, для общения с Его Святым Духом. Литургия оглашенных служит в большей степени целям подготовки к такому общению. А Литургия верных посвящена этому общению. Заставляя человека уйти с Литургии верных, его лишают общения с Духом Святым. Такое общение возможно не только после причащения из Чаши Господней. Евангелие от Иоанна говорит нам об этом. В Нем правда не говорится о том, что местом для такого общения обязательно должен быть храм, в котором служится Литургия верных. В нем говорится о плоти и крови Христа, но мы то знаем, чем является для христианина храм Божий.  К середине 11-го века была обретена полнота методов, используемых Церковью в деле нашего спасения. Отсюда не следует делать вывод, что до 11-го века невозможно было спастись, а потом такая возможность появилась. Отсюда следует вывод, что Церковь, обладая всей полнотой методов спасения, может теперь помочь даже самым слабым, самым потерянным и заблудшим. И следует понимать, что не желая спасения и имея особые виды на слабых, лукавый изо всех сил будет стараться разрушить полноту богослужебной практики и полноту жизни в Церкви. За русификацией и " частым причастием " последует отход от догматики Церкви. Останется только та возможность спасения, которой обладали первые христиане до 4-го века. Большинство из них были великомучениками.

http://bogoslov.ru/article/3431779

Опираясь на свидетельства Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Епифания Кипрского, Адриан доказывает, что брадобритие есть обычай блудников, отвергающих мужское благолепие для достижения женообразности: «о них же и о мерзостях их срамно даже говорить!» За сопротивление брадобритию пострадали в Вильне святые Антоний, Иоанн и Евстафий от языческого князя Ольгерда. За то же пострадал в Болгарии св. великомученик Георгии Новый от басурманина Селима Амурата. Ныне этот нехристианский обычай соблюдается у крымских татар, калмыков и других басурман, от которых заимствовали его и некоторые христиане-еретики. За это еретиков-латинян обличали многие греческие патриархи, перечисленные в послании Адриана. Каждый из них соборно наказывал брадобрийцев, а ослушников отлучал от Церкви. Отцы шестого Вселенского собора изложили канон «с отлучением за брадобритие, о украшающих, и завивающих, и плетущих власы главы своей, и кудри творящих, и накладные [волосы] носящих на блудное прельщение». О тон же были соборы и в России при Иване Грозном и митрополите Макарии (знаменитый Стоглав), при царе Михаиле и патриархе Филарете, при царе Алексее и патриархе Иосифе. На этих соборах брадобрийцы были осуждены и прокляты. В те времена нарушители соборных постановлений подвергались, помимо отлучения, битью батогами, удалению из царского окружения и заточению в дальние монастыри. «Сим трем соборам, — подчеркивает патриарх, — и прежде сих бывшим мерность наша всесоборно последует, и как они о брадобрийцах... изрекли, так же и мы изрекаем, кого они отлучали... и проклятию предавали, так и мы изрекаем». «Еще же со усердием слезно прошу, — говорит патриарх, — если хотите называться мужами, а не муже-женами... постыдитесь» и одумайтесь, «ибо каждый, имеющий ум, способен добро сие рассудить». Адриан жалеет брадобрийцев, которым грозит гибель от стыда и мук собственной совести. Тем, кто усовестится и откажется «от сего гнуса», патриарх обещает разрешение от церковного отлучения и проклятия, обещает вернуть «надежду на наследие Царства небесного». «Не послушавшийся же увещания сего и просьбы нашей мерности — и мы в его погибели невинны. Что должны были сотворить, сотворили, долг свой отдали, слово Божие возвестили. Это есть наш долг... Ослушник же есть сын погибели, на него же, по апостолу, гнев Божий грядет».

http://sedmitza.ru/lib/text/439382/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010