Скачать epub pdf Житие и страдание святого великомученика Евстафия Плакиды, его супруги и чад Память 20 сентября В царствование императора Траяна 5878 жил в Риме воевода, по имени Плакида 5879 . Он происходил из знатного рода и обладал большим богатством. Его храбрость на войне была настолько известна, что одно имя Плакиды приводило врагов в трепет. Еще в то время, когда император Тит воевал в иудейской земле 5880 , Плакида был выдающимся римским полководцем и отличался во всех сражениях неустрашимым мужеством. По вере своей Плакида был идолопоклонником, но в своей жизни творил много добрых, христианских дел: он кормил голодных, одевал нагих, помогал бедствующим и освобождал многих от уз и темницы. Искренно радовался он, если ему приходилось оказать кому-либо помощь в беде и скорби, и даже радовался больше, чем своим славным победам над врагами. Как некогда Корнилий, о коем повествуется в книге Деяний Апостольских ( Деян. 10:1–48 ), Плакида достиг полного совершенства во всяких добрых делах, но не имел еще святой веры в Господа нашего Иисуса Христа, – той веры, без коей мертвы все добрые дела ( Иак.2:17 ). У Плакиды была жена, такая же добродетельная, как и он сам, и двое сыновей. Ко всем Плакида был весьма добр и милостив; не доставало ему только познания о Едином истинном Боге, Коего он, еще не ведая, почитал уже своими добрыми делами. Но милосердный Человеколюбец Господь всем желает спасения и призирает на тех, кто творит доброе: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ). Не презрел Он и сего добродетельного мужа, не попустил ему погибнуть во тьме идольского заблуждения и Сам благоволил открыть ему путь ко спасению. Однажды Плакида, по обыкновению своему, выехал с воинами и слугами на охоту. Встретив стадо оленей, он расставил всадников и начал погоню за оленями. Вскоре он заметил, что один, самый большой из них, отделился от стада. Оставив своих воинов, Плакида с небольшою дружиной погнался за оленем в пустыню. Спутники Плакиды скоро выбились из сил и остались далеко позади его. Плакида же, имея более сильного и быстрого коня, один продолжал погоню до тех пор, пока олень не взбежал на высокую скалу. Плакида остановился у подножия скалы, и, смотря на оленя, стал размышлять о том, как бы изловить его. В сие время Всеблагой Бог, многообразными средствами приводящий людей ко спасению и Ему одному известными судьбами наставляющий их на путь истины, уловил самого ловца, явившись Плакиде, как некогда Апостолу Павлу ( Деян.9:3–6 ). Продолжая смотреть на оленя, Плакида увидел между его рогами сияющий крест, и на кресте подобие плоти распятого за нас Господа Иисуса Христа. Изумленный сим чудным видением, воевода вдруг услышал голос, глаголющий:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вмч. Евстафий Плакида. Фреска (1546 г.) церкви свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон Евстафий Плакида (+ ок. 118 ), военачальник, великомученик Память 20 сентября Святой великомученик Евстафий до крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 - 81) и Траяне (98 - 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства. Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем - распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: " Зачем ты гонишь Меня, Плакида? " " Кто Ты, Господи, говорящий со мною? " - в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: " Я - Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих " . Плакида воскликнул: " Господи, я верую, что Ты - Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать " . И вновь прозвучал Божественный глас: " Иди к священику христианскому, приими от него крещение, и он наставит тебя ко спасению " . С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: " Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня - Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня " . Супруги поступили, как им было велено. Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.

http://drevo-info.ru/articles/7196.html

Поучение на память святого великомученника Евстафия Плакиды, месяца сентября, в 20 день («Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19)) Едва ли кто-либо из святых более исполнил эту заповедь Христову: «Терпением вашим спасайте души ваши», – чем ныне почитаемый святой великомученик Евстафий Плакида, слушатели благочестивые! Едва ли кто, как он, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, претерпел крест» ( Евр. 12:2 )! Едва ли какой-либо из подвижников, уподобляясь апостолу Павлу, более чем он явил себя слугой Божиим «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» ( 2Кор. 6:4 )! Ибо хотя многие показали великое терпение во имя любви Христовой, но они заботились о себе самих, претерпевали только свое страдание. Этот же великомученик Христов, прежде чем пострадать за Христа, кроме внешних добровольных бедствований ради Бога, шестнадцать лет терпеливо переносил три болезненные раны в своем сердце. Первая рана – это скорбь из-за лишения супруги своей, а кроме нее, еще две раны – скорбь о двух своих чадах, которых он считал растерзанными зверями. Сколь тяжко и больно было для сердца праведного того мужа внезапное и насильственное разлучение с честной и святой сожительницей и лишение возлюбленных чад в один и тот же день! Сколь адамантово было сердце сего мужественного человека Божия! Как не бросился он в пучину морскую, стоя на морском берегу и видя единосердечного друга, верную свою супругу, отводимую хищными руками скверных варваров в далекую и неведомую страну! Как не ввергнулся он от печали и сердечного изнеможения в речной поток, стоя посреди реки и видя чад своих, похищаемых зверями! Как не пришел он в отчаяние и крайнее изнеможение, шестнадцать лет нося это действие, написанное скорбью в его сердце, постоянно, днем и ночью, не забывая о нем, и стенанием оплакивая его! Хорошо знал угодник Божий, что так совершилось с ним не без воли Отца Небесного, в Которого он истинно веровал, на Которого твердо уповал и ради Божественной любви Его претерпевал это, «терпением своим спасая душу свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Благоустройство и украшение храма Иерусалимского подворья в середине XIX – начале XX вв. Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия диакона Алексия Дахина посвящена истории существования в Москве Иерусалимского подворья в период середины XIX – начала XX вв. Статья Через 30 лет после основания в Москве Иерусалимского подворья, в 1848 г., его настоятелем был назначен иеромонах Виссарион с возведением в сан игумена. При нем состоялось устройство нового иконостаса главного престола, а также началась перестройка придела во имя Святого Апостола Филиппа. Иконостас главного престола был спроектирован архитектором Корсаковым и утвержден еще в 1845 г . По справке из канцелярии Митрополита Московского и Коломенского Филарета древний иконостас от долговременности пришел в ветхость и «угрожает обрушением» . Он был освидетельствован архимандритом Высокопетровского монастыря Гавриилом, в его заключении отмечалось, что «ничего достопримечательного в отношении древности и отечественной истории в нем не сохранилось» . Архимандрит Гавриил также привел список находящихся в храме икон с указанием их местоположения: «Кроме двух икон – Воскресения и Иверской Божией Матери, прочие - нового греческого письма, а именно: на Царских вратах - Благовещение Богоматери и четыре Евангелиста; над Царскими вратами – Тайная Вечеря в сиянии; на северных и южных дверях – Архидиаконы Стефан и Лаврентий; от оных к стенам по правую сторону: Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла, а по левую сторону – великомученика Евстафия Плакиды; над местными образами – двунадесятые праздники; над сиянием – образ Вседержителя на Престоле, по сторонам которого двенадцать Апостолов; выше – в середине – Воскресение Христово и две иконы двунадесятого праздника» .

http://bogoslov.ru/article/4564525

В рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании в столице Северной Осетии состоялись I Свято-Георгиевские чтения «Православие. Этнос. Культура» 26 ноября 2012 г. 17:20 19-20 ноября 2012 года в Северной Осетии в рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании прошли I Свято-Георгиевские чтения «Православие. Этнос. Культура». 19 ноября участники чтений посетили средневековый храм-усыпальницу в горном селении Нузал в Алагирском ущелье. Впервые в новой истории в стенах храма было совершено архиерейское богослужение — молебен возглавил архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима , в сослужении секретаря епархии священника Саввы Гаглоева, благочинных церковных округов протоиерея Василия Шауэрмана и протоиерея Иакова Фрилинга, духовенства Северной Осетии. Перед началом молебна архипастырь осмотрел росписи Нузальского храма — одного из трех на Северном Кавказе, сохранивших древнюю фресковую живопись. В росписи стен переплетаются мотивы византийского, осетинского и грузинского искусства. Старинные фрески, к сожалению, сильно поврежденные, изображают святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего змия, святого мученика Евстафия Плакиду, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, преподобного Романа Сладкопевца, Архангелов Гавриила и Михаила, святого Иоанна Предтечу. На восточной стене — большой образ благословляющего Господа. Лучше других фресок сохранилось изображение Пресвятой Богородицы. Владыка Зосима также совершил литию по последнему осетинскому монарху Багатару, который, по мнению историков, погребен в Нузальском храме. Багатар прилагал огромные усилия для сплочения народа и возрождения аланской государственности после монголо-татарского нашествия и погиб в 1306 году. «Печально, что этот исторический храм находится в таком неухоженном виде. Это же усыпальница осетинских царей, которая должна стать местом поклонения жителей Осетии. Эту святыню должны посещать паломники, о ней должны рассказывать и в России, и за ее пределами. Вот здесь-то и была бы бесценна помощь меценатов, готовых не на словах, а на деле подтвердить свою обеспокоенность судьбой национальной культуры, проблемой сохранения для будущих поколений Осетии неповторимых памятников истории и искусства», — заявил архиепископ Зосима.

http://patriarchia.ru/db/text/2615825.ht...

Великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия и их чада Агапий и Феопист Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:21 мин. Размер 3.9 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Память 20 сентября/3 октября Евстафий и его супруга жили в Риме в царствование Траяна, около 100 года. Святой Евстафий служил военачальником. Вначале он и его жена были язычниками и носили имена Плакида и Татиана. Плакида отличался добродетелями, особенно милосердием к бедным. Видя доброе расположение его души, Господь открылся ему, как некогда апостолу Павлу. Однажды, когда Плакида охотился в лесу за оленем и уже почти догнал его, он внезапно увидел между рогами животного крест, сиявший ярче солнца, в середине которого был образ Христа, и услышал голос: «Зачем ты гонишь меня, Плакида? Я – Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь добрыми делами. Я пришел на землю и воплотился в человеческом образе, чтобы спасти людей. Поэтому Я явился тебе ныне, чтобы уловить Моей любовью». Изумленный и пораженный трепетом, Плакида упал с лошади и много часов пролежал без сознания. Христос явился ему во второй раз, подтвердил истинность видения и возвестил, что Он по природе есть Бог, Создатель неба и земли, принявший человеческую природу из любви к людям. Тогда Плакида уверовал от всего сердца и крестился вместе со всем своим домом. В крещении он получил имя Евстафий, его супруга – имя Феопистия, а сыновья – Агапий и Феопист. Укрепляя веру и добродетель святого Евстафия, Господь явился ему снова и возвестил, что его ждут, подобно праведному Иову, многочисленные испытания, но Божественная благодать его не оставит. Это предсказание вскоре сбылось. Святой Евстафий лишился всего имущества. Тогда он решил вместе с женой и детьми уехать в Египет. Когда они сходили с корабля, капитан, грубый и нечестивый варвар, не отпустил Феопистию, говоря, будто они не уплатили за переезд. Безутешный Евстафий должен был продолжить путь без нее. Через некоторое время они подошли к реке, которую надо было переходить вброд. Пока Евстафий переносил одного из сыновей, другого утащил лев, а когда Евстафий бросился на помощь второму, выскочил волк и унес первого. Так он остался, подобно Иову, один, сокрушенный, не имея никакой помощи, кроме веры и надежды на милосердие Божие. Тот, кто еще недавно блистал среди римской знати, теперь скитался по городам и весям, перебиваясь случайными заработками, но храня твердую как алмаз веру в Бога. Наконец Евстафий поселился в городе Бадиссе и нанялся сторожить сады.

http://pravoslavie.ru/56451.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святого великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и их чад Агапия и Феописта Св. Евстафий и его супруга жили в Риме в царствование Траяна, ок. 100 г. Св. Евстафий служил военачальником. Вначале он и его жена были язычниками и носили имена Плакида и Татиана. Плакида отличался добродетелями, особенно милосердием к бедным. Видя доброе расположение его души, Господь открылся ему, как некогда апостолу Павлу. Однажды, когда Плакида охотился в лесу за оленем и уже почти догнал его, он внезапно увидел между рогами животного крест, сиявший ярче солнца, в середине которого был образ Христа, и услышал голос: «Зачем ты гонишь меня, Плакида? Я – Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь добрыми делами. Я пришел на землю и воплотился в человеческом образе, чтобы спасти людей. Поэтому Я явился тебе ныне, чтобы уловить Моей любовью». Изумленный и пораженный трепетом, Плакида упал с лошади и много часов пролежал без сознания. Христос явился ему во второй раз, подтвердил истинность видения и возвестил, что Он по природе есть Бог , Создатель неба и земли, принявший человеческую природу из любви к людям. Тогда Плакида уверовал от всего сердца и крестился вместе со всем своим домом. В крещении он получил имя Евстафий, его супруга – имя Феопистия, а сыновья – Агапий и Феопист. Укрепляя веру и добродетель св. Евстафия, Господь явился ему снова и возвестил, что его ждут, подобно праведному Иову, многочисленные испытания, но Божественная благодать его не оставит. Это предсказание вскоре сбылось. Св. Евстафий лишился всего имущества. Тогда он решил вместе с женой и детьми уехать в Египет. Когда они сходили с корабля, капитан, грубый и нечестивый варвар, не отпустил Феопистию, говоря, будто они не уплатили за переезд. Безутешный Евстафий должен был продолжить путь без нее. Через некоторое время они подошли к реке, которую надо было переходить вброд. Пока Евстафий переносил одного из сыновей, другого утащил лев, а когда Евстафий бросился на помощь второму, выскочил волк и унес первого. Так он остался, подобно Иову, один, сокрушенный, не имея никакой помощи, кроме веры и надежды на милосердие Божие. Тот, кто еще недавно блистал среди римской знати, теперь скитался по городам и весям, перебиваясь случайными заработками, но храня твердую как алмаз веру в Бога. Наконец, Евстафий поселился в гор. Бадиссе и нанялся сторожить сады.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Двадцатый день. Поуч. 3-е. Св. великомученик Евстафий Плакида. (В несчастиях не должно унывать и отчаяваться, а должно все упование возлагать на Бога). I. Св. великомученик Евстафий, память коего ныне, был римским воеводою, имел огромное богатство, множество рабов, был счастлив и знаменит. Но вот, горе за горем, беда за бедой начинают преследовать его. Прежде всего дом его посетила смерть; затем пришли недобрые люди, ограбили его и он сделался нищим и беспомощным скитальцем. Добрую и благочестивую жену отнял у него разбойник; двоих сыновей унесли дикие звери, и Евстафий остался один с своим горем. Что могло быть ужаснее его положения? Но он не потерялся в нем. «Плачу бо яко человек, Господи, говорил он, но о Тебе промыслителе моем и строителе пути моего утверждаюся и на Тебе надеюся, и Твоею любовию, якоже хладною росою, и Твоим желанием, аки сладостию, горесть бед моих услаждаю». Таким образом, не имея ничего на земле, он весь устремился к Богу, и Бог утешил его. Пришло время и он сделался еще более богатым и знатным; нашел чудесно сохраненных Богом жену и детей, а впоследствии обрел и такую благодать и милость от Господа, что сподобился и венца мученического. II. Бывают, братие, и с нами несчастия, в которых мы можем еще по-видимому найти помощь или утешение от людей; но бывают и такия, помочь или утешить в которых люди вовсе бессильны. В этих последних несчастиях вместо того, чтобы обратиться с молитвою о помощи к Богу, и на Него, как всемогущаго, возложить всю надежду, мы, нередко, предаемся совершенному малодушию, и, как говорится, совсем опускаем руки. От этого нередко и происходит то, что многие из нас, без веры и упования на Бога, в несчастиях от малодушия переходят к отчаянию и погибают. А между тем разве есть горе, в которои бы Господь не мог утешить нас? Или у Него мало любви и сострадания? Или Он не видит наших бед и скорбей? О Его всемогуществе и всеведении нечего и говорить, а что есть у Него любовь и сострадание к бедствующим, видно из того, что Он Сам призывает их к Себе и обещает им Свою помощь. Призови Мя, говорит, вь день скорби твоея и услышу тя. Поэтому люди праведные в несчастиях поступают не как мы: они пребывают в уповании на Бога непоколебимыми, как скала, и упование не посрамляет их; Господь неожиданно прелагает печаль их на радость и скорбь на веселие. (См. «Пролог в поучен.» священ. Е. Гурьева).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

92. Поучение на память св. великомученика Евстафия Плакиды Ныне христиане, день воскресный. Но желательно мне спросить, засматривал ли кто из вас ныне в святцы, особенно вы, грамотные? Знаете ли вы, какого ныне из святых прославляет Св. Церковь ? А это необходимо знать, ибо если ты будешь помнить святого, то святой будет помнить тебя, если ты будешь ему молиться, то и он будет за тебя Богу молиться. Какого ныне святого прославляет Св. Церковь ? Святого великомученика Евстафия Плакиды и дружины его, т. е. его семейства, жены и детей. Большая и дивная история их страданий. Читаешь и плачешь, удивляясь чудным делам промысла Божия о человеке. Ах, если бы вы на свободе прочитали житие сего великомученика! Оно продолжительно. Я не могу вам скоро все пересказать, ибо вы не любите долго стоять в церкви, долго слушать служение и поучение. Вы только любите долго сидеть в домах пирования среди веселых друзей. Но скажу вам кратко, что из жития и страданий св. великомученика Евстафия я усматриваю то, что чем более Господь кого любит, тем суровее наказывает; чем суровее и строже наказывает, тем больше награждает. Евстафий, знатный был господин и друг задушевный у царя Римского, идолопоклонника. Но делами Евстафий был христианин: всегда Богу молился и всегда подавал бедным милостыню, хотя не знал истинного Бога и сам был идолопоклонник. Но Господь так его полюбил, что сделал его не только христианином, но и святым, да еще великомучеником. Он был, наконец сожжен огнем со всем семейством. Однажды в лесу на охоте явился Евстафию Господь распятым на кресте, который показался между двумя рогами гонимого оленя. «Что ты меня гонишь?» – поразил глас Божий слух Евстафия? Евстафий пал лицем до земли. Тут же Господь дал наставление: что ему делать, куда пойти, у кого получить святое крещение? Рассказав о сем дивном явлении Господа своей жене, св. Евстафий принял с семейством крещение, распустил рабов, все имение роздал нищим и тайно с женой и двумя малолетними сыновьями скрылся из города, сел на корабль и отправился за море.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

24.03.2024 Во времена императора Марка Аврелия (он же Антонин, 161–180 гг.) в городе Дамаске (Сирия) служил воином христианин Виктор, родом из Италии. Когда император приказал преследовать христиан, воевода Севастиан потребовал от Виктора, чтобы он отрёкся от Христа и принё с жертву идолам. «Ты воин нашего царя и обязан исполнить его приказания», – заявил Севастиан. «Нет, – […] Великомученик Евстафий Плакида до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 — 81) и Траяне (98 — 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства. Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав […] Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул были римскими воинами. Святой мученик Леонтий, грек по происхождению, в правление Веспасиана (70 — 79) служил военачальником в императорских войсках в финикийском городе Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием, к нему с глубоким уважением относились воины и граждане Триполи за его добродетели. Император назначил римского сенатора Адриана правителем […] Вскоре после Крестных страданий Господа Иисуса Христа и по Вознесении Его на Небо в Кесарии Палестинской поселился сотник по имени Корнилий, ранее живший в Италии Фракийской. Он хотя и был язычником, но отличался глубоким благочестием и добрыми делами, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Деян. 10, 1). Господь не презрел его добродетельной жизни и привел […] Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли […] Одно из самых значительных явлений Богородицы в ХХ веке произошло в то время, когда банда Шамиля Басаева, орудуя в городе Святой Крест, захватила заложников, в том числе стариков, детей и беременных женщин. Кровавые расправы совершались бандитами в районной больнице — там, где когда-то был монастырь… О жестокости чеченских бандитов довольно долго, но, к сожалению, лишь […]

http://pobeda.ru/author/admin/page/268

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010