Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

(Троянский Иван Ефимович; 10.11.1862, пос. Новоклинский Воронежского у. и губ.- 4.09. 1937, г. Торопец Калининской обл.), сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Осташковский. Из семьи священника. Окончил Тамбовскую ДС. 10 сент. 1884 г. рукоположен во иерея. Овдовел, принял монашеский постриг. 9 (по др. данным, 11) дек. 1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями (см. ст. Обновленчество ) во епископа Сасовского (по с. Сасову в Рязанской губ.). 18 нояб. 1924 г. запрещен обновленцами в священнослужении за разрыв с их синодом. В нач. 1925 г. по принесении покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Принят, как хиротонисанный архиереями канонического поставления, в сущем сане. 3 марта назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии при правящем Омском архиеп. Викторе (Богоявленском) , вместе с которым боролся против обновленчества. В 1-й пол. 1930 г. был назначен епископом Бугурусланским, назначение вскоре было отменено. 9 марта 1932 г. назначен епископом Рыбинским, правящим архиереем новообразованной Рыбинской епархии. Вскоре по прибытии в Рыбинск был арестован, приговорен к 3 годам ссылки за «контрреволюционную деятельность». Проживал в Калинине (ныне Тверь). 22 нояб. 1932 г. постановлением Временного Свящ. Синода РПЦ по причине «продолжительного отсутствия» на кафедре и «по болезненному состоянию» И. был уволен на покой и назначен в распоряжение Калининского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) , а Рыбинская епархия включена в состав Ярославской. После окончания срока ссылки с 27 мая 1934 г. временно управляющий Великолукской и Торопецкой епархией. 24 июня 1935 г. назначен епископом Великолукским и Торопецким. Проживал в г. Торопце. Старался служить как можно чаще, каждый раз произносил проповеди, в к-рых говорил о несомненности Божественного бытия, доказывая истинность чудес, совершаемых по молитвам святых и по обращению к чудотворным иконам. Боролся с обновленчеством, при И. в Православие вернулись 4 обновленческих прихода Торопца. В условиях ужесточения репрессий ходатайствовал о передаче закрытых церквей Торопца общинам верующих. В янв. 1936 г. назначен епископом Осташковским, викарием Калининской епархии. Продолжал жить в Торопце. 23 июля 1937 г. арестован, помещен в торопецкую тюрьму. Обвинялся в том, что «возглавлял реакционно настроенное духовенство», «вел систематическую контрреволюционную агитацию против советской власти», произносил публичные проповеди, обходя храмы; совершал богослужения на дому, привлекал детей в храмы. И. признал, что как правящий епископ посещал храмы своей епархии и читал там проповеди, проводил ежедневные богослужения на своей квартире. Доказать обвинения в контрреволюционной деятельности следствие не смогло. 31 авг. И. был приговорен Особой тройкой при НКВД по Калининской обл. к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТ (Щёголев Дмитрий Федорович; 2.06.1899, Рига - 27.10.1979, Москва), архиеп. Калужский и Боровский. Донат (Щёголев), архиеп. Калужский и Боровский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Донат (Щёголев), архиеп. Калужский и Боровский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Из семьи рабочего. Окончил Рижскую гимназию. Работал в разных учреждениях в Москве. В 1922-1925 гг. проходил послушание пономаря в Новоспасском московском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 28 марта 1926 г. Муромским еп. Евгением (Кобрановым) пострижен в монашество в г. Муроме с именем в честь свт. Доната, 5 апр. того же года рукоположен во диакона, 23 апр. 1928 г.- во иерея. В 1926-1930 гг. служил в храмах Московской епархии. 22 окт. 1930 г. арестован. 13 янв. 1931 г. особым совещанием ОГПУ приговорен к 3 годам концлагеря. Отбывал срок в мордов. лагерях. В 1941 г. вступил в народное ополчение, участвовал в боевых действиях до 1944 г., был тяжело ранен. С 1944 г. священник ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери с. Кривцы Московской обл. В 1951-1956 гг. ключарь Богоявления собора в Елохове в Москве, сначала в сане игумена, затем - архимандрита. 14 июня 1956 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием I хиротонисан во епископа Бийского, назначен викарием Новосибирской епархии. 14 марта 1957 г. переведен на Свердловскую кафедру с титулом «епископ Свердловский и Ирбитский». Одновременно с мая по июль 1957 г. был временно управляющим Молотовской (Пермской) епархией. С 8 авг. 1957 г. епископ Великолукский и Торопецкий, в том же году епархия была упразднена, в связи с тем что Великолукская обл. была разделена между Калининской и Псковской областями. Д. стал викарием Псковской епархии с титулом «епископ Великолукский». С 26 дек. 1957 г. епископ Балтский, викарий Одесской епархии. С 8 сент. 1958 г. епископ Новосибирский и Барнаульский. Его служение на Новосибирской кафедре пришлось на годы активного наступления на Церковь, усиления атеистической пропаганды, регламентации всех действий архиереев и священников, кампании по закрытию храмов при Н. С. Хрущёве . Д. в числе 5 архиереев высказал несогласие с реформой приходского управления, утвержденной на созванном по инициативе гос. власти Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. и проходившей под жестким контролем Совета по делам РПЦ. Зам. председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуров настаивал на удалении этих архиереев от управления. 5 мая 1961 г. Д. переведен на Костромскую и Галичскую кафедру. С июля 1961 г. пребывал на покое, после отстранения от власти Хрущёва вернулся к архиерейскому служению.

http://pravenc.ru/text/178921.html

В з нагоди заснування 11 червня 2019 р. 11:51 9 июня 2019 года, в праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского (1667), в мужском монастыре Нило-Столобенская пустынь  Тверской митрополии  прошли торжества по случаю 425-летия основания обители. Божественную литургию в главном храме монастыря — Богоявленском соборе — возглавил управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Тверской и Кашинский Савва . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Новгородский и Старорусский Лев , ректор Московской духовной академии   архиепископ Верейский Амвросий , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан ,  епископ Боровичский и Пестовский Ефрем , епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет , епископ Великолукский и Невельский Сергий ,  епископ Юрьевский Арсений , а также благочинный монастырей и монастырских подворий Тверской епархии , наместник монастыря архимандрит Аркадий (Губанов), духовенство Тверской епархии , братия Нило-Столобенской обители в священном сане. В храме молились настоятельницы женских монастырей Тверской митрополии, представители светской власти, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии. По окончании Литургии было пропето величание преподобному Нилу. Праздник завершился крестным ходом вокруг обители с мощами преподобного Нила Столобенского. Рака с мощами святого была еще долгое время открыта для поклонения верующих, в большом количестве собравшихся в этот день на монастырском острове, чтобы почтить память преподобного.    Глава Тверской митрополии поблагодарил за совместную молитву прибывших на праздник архиереев и поздравил верующих с 425-летием основания святой обители. Накануне вечером в Богоявленском соборе монастыря были совершены малая вечерня с акафистом преподобному Нилу и всенощное бдение, которое возглавил митрополит Тверской Савва. Монастырь Нило-Столобенская пустынь был заложен в 1594 году на острове Столобный на Селигере, где преподобный Нил провел 27 лет в молитвах и уединении. Главная святыня обители — мощи преподобного Нила Столобенского, обретенные в 1667 году. В настоящее время честные мощи столпника покоятся в Богоявленском соборе монастыря. Тверская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5452945...

К 1917 г. в Псковской епархии действовали 554 церкви, 969 часовен, 8 мужских и 5 женских монастырей, 3 женские общины. В ведении Псковской епархии находились Псковская духовная семинария, Псковское, Великолукское, Порховское, Торопецкое духовные училища, 409 церковных школ, при церквах было 178 библиотек, 4 больницы, 39 богаделен. Активную деятельность осуществляли епархиальное попечительство о бедных духовного звания, Псковское Кирилло-Мефодиевское братство, епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С 1894 г. издавались «Псковские епархиальные ведомости». В епархии был свой свечной завод. В начале XX в. были основаны 4 женских монастыря: Воронцовский Благовещенский в Холмском уезде, Спасо-Казанский под Островом, Ведриловский Покровский в Порховском уезде, Тихвинский в Великолукском уезде. После Октябрьского переворота 1917 и победы в России антихристианских сил между новой властью и Церковью возник острейший конфликт, проявившийся и на Псковской земле. В феврале 1919 года большевики вскрывали раку с мощами благоверного князя Всеволода-Гавриила, но почитание верующими святого было столь велико, что власти не решились удалить мощи из собора. Продвигаемое властями " обновленчество " в Псковской епархии имело мало успеха, – даже в период наивысшего обновленческого подъема епископ Геннадий (Туберозов) оставался верен святителю Тихону и канонической Церкви. Некоторое время из уважения к его летам народ терпел обновленческого «архиепископа» Дмитрия Рождественского, но уже с сентября 1923 года епархию вновь возглавил верный Церкви епископ Варлаам (Ряшенцев). Он пострадал в 1924 году за чудесное обновление множества икон в Псковской епархии, т.к. большевики полагали что это – фальсификация. Как сообщал отдел ОГПУ, в Псковской губернии 336 приходов, 70% являются вполне тихоновскими, а 30% «не решаются открыто избрать определенное направление, но имеют скрытое тяготение в сторону Тихона». Пока в Троицком соборе служили «обновленческие» священники, храм Архангелов Михаила и Гавриила в Пскове с 1929 года был освящен как Кафедральный собор.

http://pravoslavie.ru/148514.html

С 25 нояб. 1965 г. епископ Калужский и Боровский. В эти годы Церковь хотя и не подвергалась явным гонениям, как ранее, но установленный в гос-ве режим не давал возможности для нормальной церковной деятельности. В Калуге была снесена часовня у Каменного моста, а Никитская ц. (кафедральный собор до XIX в.) была снята с учета памятников архитектуры и превращена в кинотеатр. К кон. 70-х гг. Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в РПЦ. Д. продолжил начатую архиеп. Ермогеном (Голубевым) деятельность по восстановлению церковной жизни в епархии, часто служил на приходах, принимал в штат молодых священников, имевших духовное образование. Член Поместного Собора РПЦ 1971 г. 9 сент. 1971 г. возведен в сан архиепископа. С 17 апр. 1975 г. пребывал на покое по болезни в Москве. Посещал храм св. мч. Иоанна Воина. В этом же храме Волоколамский архиеп. Питирим (Нечаев) совершил отпевание Д. при участии клириков и мирян Калужской епархии. Погребен на Ваганьковском кладбище Москвы, близ храма в честь Воскресения словущего. Соч.: Речь при наречении во епископа Бийского//ЖМП. 1956. 7. С. 22-23. Лит.: Определения Свящ. Синода: [Назначение еп. Бийским, вик. Новосибирской еп.]//ЖМП. 1956. 7. С. 13; Наречение и хиротония архим. Доната//Там же. С. 22-23; Определения Свящ. Синода: [Назначение еп. Свердловским и Ирбитским]//Там же. 1957. 4. С. 7; [Перемещение на каф. Великолукскую и Торопецкую]//Там же. 8. С. 5; [Назначение еп. Балтским, вик. Одесской епархии]//Там же. 1958. 1. С. 24; [Назначение еп. Новосибирским и Барнаульским]//Там же. 11. С. 8; [Увольнение на покой]//Там же. 1961. 6. С. 4; [Назначение еп. Калужским и Боровским]//Там же. 1965. 12. С. 3; Поместный собор РПЦ 30 мая-2 июня 1971 г.: [Мат-лы]. М., 1972. С. 17, 116, 311; Награждение архиереев: [Возведен в сан архиепископа]//Там же. 10. С. 1; Определения Свящ. Синода: [Назначение еп. Костромским и Галичским]//Там же. 1975. 6. С. 5; Стабров Б. , прот. , Донат (Петенков), иером. Высокопреосв. Донат: (Некролог)//Там же. 1980. 1. С. 22-23; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 91; Цыпин. История РЦ. С. 392, 393, 442, 736, 801; 75 лет Новосибирской епархии. Новосиб., 2006.

http://pravenc.ru/text/178921.html

Во время Великой Отечественной войны Великолукская наступательная операция (24–25 ноября 1942 г. – 20 января 1943 г.) была названа «Малым Сталинградом». Почти одновременно с событиями под Сталинградом немецко-фашистские войска здесь были окружены и полностью разгромлены. Как и под Сталинградом, Гитлер лично стремился предотвратить разгром Великолукского «котла»: «Фашисты решили любой ценой удержать Великие Луки. Немецкий гарнизон получил личное приказание Гитлера: город не сдавать. Всем немецким солдатам и офицерам Великолукского гарнизона были обещаны кресты и отпуск на родину, а начальнику гарнизона полковнику фон Зассу обещано город назвать его именем – Зассенбург, и пожалован рыцарский крест, который был ему доставлен в Великие Луки на специальном самолете» . Великая Отечественная Война Великие Луки. Вид на Вознесенский монастырь      Освобождение Великих Лук от гитлеровских войск стоило городу огромных разрушений. Из 3391 дома, которые числились в довоенных переписях, 3083 были полностью разрушены или сожжены. 10 ноября 1944 года Совет народных комиссаров СССР принял специальное постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Великие Луки». Великолукская епархия Все архиереи, занимавшие Великолукскую кафедру в довоенное время, были расстреляны в 1937 году. Как самостоятельная церковно-административная территориальная единица Великолукская епархия просуществовала недолгое время – с 1926 по 1957 год – и официально называлась Великолукская и Торопецкая епархия. За 30-летнее существование епархии в ней сменилось 12 правящих архиереев. В довоенный период правящими архиереями были четыре епископа, которые неоднократно подвергались репрессиям и были расстреляны в 1937 году.    Первым правящим архиереем Великолукской епархии был епископ Макарий (Матвей Дмитриевич Звёздов, 1874 г.р.). Он происходил из простой крестьянской семьи села Гарусова Тверской губернии. Во время своего архиерейского служения в разных епархиях владыка не раз подвергался арестам, а 20 октября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Свердловской области был приговорен к высшей мере наказания. Владыка Макарий был расстрелян 23 октября в городе Свердловске. Великолукскую и Торопецкую епархию епископ Макарий возглавлял с мая 1926 года по сентябрь 1927 года.

http://pravoslavie.ru/71364.html

За это время он успел совершить для русской истории всё, что ему было на роду написано, и главное, сделать Русь христианской. Киевский князь по совету с дружиной и старцами градскими принимает христианство и объявляет его господствующей религией Руси. И воле великого князя и стольного города подчиняется вся собственная Русь (приднепровье): христианство распространяется здесь быстро и без борьбы. После того Киев пошёл впереди других городов в усвоении христианства: он был церковным центром не официально только, но и на деле. В один пожар 1018 года в Киеве выгорело несколько сот церквей. А в следующую четверть XI в. в известном слове м. Илариона он описывается такими словами: «виждь же (обращение к св. Владимиру) и град величеством сияющь, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами Святых освящаем блистающеся и темианом объухаем и хвалами и божественными пении святыми оглашаем». 1938 В пол. XI в., когда ещё преп. Феодосий был в своём Курске, по Руси уже шла молва о Киевских монастырях. 1939 Вот это то положение Киева во главе культурно- и церковно-исторического движения и было естественным условием для распространения влияния Печерского монастыря на всю Русь. Довольно взглянуть на состав Печерской братии, чтобы видеть зависимость монастыря от столицы. В число его «святой дружины» послали своих представителей кроме Киева, Любечь, Курск, Торопецк, Смоленск, Полоцк и даже какое-то неизвестное по имени село. В числе Печерской братии встречаются угры, армяне, половцы и даже сирийцы. Заметьте кстати, люди каких общественных состояний подвизаются в пещерах преп. Антония и Феодосия. Князь и смерд, боярин и купец – представители по- —4— чти всех общественных классов древней Руси. Ясно отсюда, что, так сказать, по самой природе своей Печерский монастырь не был местным или исключительным в социальном смысле учреждением. В пещеры Антония собирались лучшие люди нового христианского мира, искавшего подвига и молитвы, точно так же, как на киевские торги съезжались передовые люди русского промышленного и культурного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...