Отдел IV Глава XI. Избрание Лавры постоянным своим местопребыванием. Забота о расширении домовой церкви «Всеобщею любовью ко мне здешних (в С.-Петербурге) хотя я и утешаюсь в моём странничестве, но сердце моё всё выну в святой Чудотворной Киево-Печерской Лавре. – Там в ней я и молюсь, там и живу духом» 204 . «Мне отрадно витать в этих покоях, устроенных приснопамятным Владыкою Филаретом, и молиться в его моленной, где он так усердно маливался, потому приятно мне сохранять и всё, что при нём здесь было и теперь так явно его напоминает» 205 . Высокопр. Филарет, по прибытии на Киевскую митрополию, избрал постоянным местопребыванием своим не Софийский митрополичий дом, в котором жили ближайшие его предместники, а св. Киево-Печерскую Лавру. Это по-видимому малозначущее обстоятельство имело, между тем, великое и важное значение в отношении характера, хода и образа действий в Бозе почившего по всем частям его местного управления и служения на пользу Церкви и Отечества. Особливо обозначилось это, когда он возвратился в последний раз из С.-Петербурга навсегда. Если бы прежде высокопр. Филарет не избрал себе постоянного местожительства в св. Лавре, то в эту пору всё особенно звало, влекло и заставляло его поселиться именно здесь, т. е. в таком месте, которое бы могло послужить не обуреваемым пристанищем после того странничества, о котором ещё за год перед этим писал он из С.-Петербурга, между прочим так: всеобщею любовью ко мне здешних хотя я и утешаюсь в моем странничестве, но сердце моё всё выну в святой Чудотворной Киево-Печерской Лавре. Там в ней я и молюсь, там и живу духом» 206 . Как с самого первого времени по прибытии в Киев, так и по возвращении из С.-Петербурга, высокопр. Филарет поместился на постоянное жительство в настоятельских покоях в св. Лавре. Но так как эти покои, сколько по давности времени, в течение которого прежние Митрополиты не имели в них постоянного жительства, столько же от неудобства в расположении их, требовали некоторых капитальных перестроек и исправлений, то на первых же порах и было сделано им распоряжение об этих исправлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Тернопольский Сергий: Поддержать Блаженнейшего доброделанием — лучший подарок. Чтобы хотя бы на одного грешника было меньше грехов на его кресте Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. 10 ноября, 2014 Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий и митрополит Тернопольский Сергий знакомы более тридцати лет. Их первые братские встречи проходили в Троице-Сергиевой лавре, где Блаженнейший в свое время был благочинным обители. Более близкая дружба зародилась в Почаевской лавре, где владыка Онуфрий был наместником. В интервью «УНИАН-Религии» к 70-летию Блаженнейшего, владыка Сергий рассказал о том, каким знает митрополита Онуфрия и о служении Блаженнейшего в наши дни. Владыка, благословите! Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с митрополитом Онуфрием, как давно это было? Впервые я увидел владыку, будущего митрополита, в Троице-Сергиевой лавре где-то в начале 80-х годов. Это были мои первые осознанные опыты прикосновения к святыням Лавры, к преподобному Сергию Радонежскому. Я приезжал туда, будучи студентом духовной школы и паломником. Когда я обращался к благочинному отцу Онуфрию, ощущал его неподдельную искренность. Помню, он обязательно подбодрит, скажет что-то доброе, и в этом было утешение. Все-таки я был еще на начальном уровне служения, а он — насельник Лавры. Великой, славной Лавры. Его внимание дарило тепло, чувство братской любви. «ОН ИМЕЕТ ДАР МУДРО СКАЗАТЬ ИЛИ МУДРО ПРЕДОСТЕРЕЧЬ. БЛАЖЕННЕЙШИЙ ВОДИМ СВЯТЫМ ДУХОМ» Владыка, Вы давно знаете Блаженнейшего. Интересен ваш период пребывания в Почаевской лавре. Что сблизило вас? Когда владыка стал наместником Почаевской лавры, я был в ней на послушании. Он руководил братией так, что у нас само собой возникало чувство, которое обязывало исполнять послушания не формально, а по совести. Всегда была возможность подойти к отцу-наместнику, получить его совет. Чувствовалось, что он имеет дар мудро сказать или мудро предостеречь. Каждого человека он воспринимал по-своему. Как наместник он не настаивал, не подчинял себе, но общался с братией так, что человек сам понимал, что именно нужно исполнить. Он прививал  чувство ответственности. Иногда скажет: «Ну брат, ты сам должен знать, что нужно сделать». И это было лучшим уроком, чем приказ.

http://pravmir.ru/mitropolit-ternopolski...

Академия заняла в лавре место бывшей в ней семинарии, поэтому мы сначала скажем о сей последней. Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Действительно была она открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года. До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и составляла ее, так сказать, собственное, или принадлежавшее ей, учебное заведение, которое находилось в полном ведении ее и административном. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимою от лавры в административном отношении, а лишь находящеюся в ее стенах и на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский, а от митрополита семинария зависела как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набираемы были дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую как административную единицу составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел (см. в следующей, XI главе, о Рождественской церкви), дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии. Не только тотчас по открытии семинарии, но и очень долгое время после отцы отдавали своих детей в учение с великой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников чрез командированных для этого солдат. В 1768 году св. Синодом предписано было посылать в лаврскую семинарию священно-церковнослужительских детей из епархий Московской, Переяславской и Суздальской, а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил священноцерковнослужительских детей своей Тверской епархии, причем принимаемы были священноцерковнослужительские дети и из всех других епархий. В 1779 году Платон, ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать священно-церковнослужительских детей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком своих, Московских, кандидатов предписание было отменяемо и в семинарию принимаемы были священно-церковнослужительские дети из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священно-церковнослужительских, были принимаемы в семинарию в виде исключения дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

Отдел V Глава XVI. Труды высокопреосв. Филарета по храмосоздательству «Все это стоило больших трудов, а паче скорби» 287 . В своём месте мы видели рассуждения высокопр Филарета о значении строения храмов в обителях, выраженные им в одном письме к Архиепископу Рязанскому Гавриилу. «Хорошо строить, – писано было в письме, – и великолепные храмы в обителях, но ещё нужнее устроять внутренние храмы в обителях попечением настоятелей об иноческой по Бозе жизни, в которой ощущается великое оскудение в наше время». И что же? Из всех, изложенных нами, сведений и фактов кто не видит, что высокопр. Филарет имел, по слову Апостола, добру совесть, чтобы выразить сказанную истину так, чтобы проповедуя другим, не быть самому в этом отношении, по выражению того же Апостола, – неключимым... По званию и долгу Настоятеля Лавры не он ли всеми своими и официальными распоряжениями, и дивными действиями, и отношениями к братии, и словом, и примером, и всею своею истинно подвижническою жизнью являл примерно-ревностное святоотеческое попечение, первее и паче всего именно об устроении внутренних храмов в духе истинной иноческой по Бозе жизни в среде всех собратий от высших до низших и последнейших? Не это ли попечение его было, несомненно, влиятельно и благотворно так, что и сами преемники его, один за другим, с полною готовностью до послушания засвидетельствовали свою ревность, чтобы, по выражению одного из них, «поучаться сим его добродетелям и ходить по светлым стезям его, дабы стяжать тот великий дух, с которым так благоуспешно и благоплодно действовал он во всём его домостроительстве в Великой святой обители», Ея же Настоятельница есть, по благоговейному выражению в Бозе почившего, Сама Преблагословенная Пречистая Богородица. Ещё при самом первоначальном устройстве первых двух домовых храмов было замечено, что это дело не было чем-то в роде затейливости или желания оставить память о своём строительстве, но совершалось соответственно духовным потребностям, живущих в Лавре, братий и всех приходящих в нее богомольцев; тоже должно наперед сказать и обо всех других действиях его в этом роде. О последних следует ещё присовокупить то, о чём, при всем своём смирении, терпении и благодушии, сам в Бозе почивший по поводу некоторых построек засвидетельствовал: «Это стоило больших трудов, а паче скорби " 288 , вследствие разнообразных препятствий и интриг со стороны некоторых сильных и влиятельных лиц, что увидим подробно в своём месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Слово во время присутствия Его Императорского Высочества в Святотроицкой Сергиевой Лавре, Июля 17 дня, 1767 года Мне же зело честни быша друзи твои Боже! Пс. 138:17 . Не трудно узнать, кого под именем другов Божиих разумеет духовною мудростию прославленный Давид. Разумеет он людей любящих добродетель, наблюдающих непорочно совести своей закон, и чрез святость Пресвятому Богу подобящихся. Великое преимущество и честь превосходная! Ибо ежели быть другом знаменитого некоего вельможи, кольми паче быть другом Царя земного, есть достоинство между людьми блистательнейшее и величайшее; ибо таковой от всех бывает почитаем, прославляем, и к нему ж все в нуждах своих надежное имеют убежище: то что надобно сказать о тех, коих сам Бог, который и в знании премудр, и во избрании свят, и в награждении справедлив, коих сам Бог удостоил быть своими другами, и принял в блаженное свое дружество; дружество Ангелами почитаемое, желаемое Херувимами, Серафимами покланяемое? Может ли, Боже Великий! смертный до толикого вознесен быть достоинства, чтоб мог называться другом Твоим? Может ли из персти слепленное создание до того быть возвышено, чтоб ему Твоих сокровеннейших советов быть участну? Божие слово из сего выводит нас удивления. Оно сказывает о Аврааме, яко верова Авраам Богу , и вменися ему в правду ; и друг Божий наречеся. 101 Тоже утверждает Спаситель наш, который, сие великое имя присвояет Апостолам своим, следовательно и всем их добродетели подражателям. Он им сказал: Не к тому вас глаголю рабы; яко раб не весть, что тво р ит господин его : вас же рекох други , яко вся , яже слышах от отца моего , сказах вам. 102 И потому справедливо Псаломник пред Богом воспел: Мне же зело честни быша друзи твои Боже! Но чтоб больше познать нам преимущество святых с Богом дружества, посмотрим, для каких причин они другами сами Божиими именуются. И сие можем мы узнать из свойств истинного друга. Друг по самому своему имени значит другой я : то есть, значит такого человека, который мыслями и желаниями со мною сходен, которого душа с моею связана, и на которого я, так как, на себя, во всяких случаях положиться могу. И для того основательно некто сказал: что друг есть одна душа в двух телах живущая. Так уже из сего и видно, что друг Божий есть тот, которого воля сообразна с пресвятою Божиею волею, который своими желаниями единственно к нему стремится, которого дух любовию соединен есть с духом Божиим, и который по таковой любви столь уверен о Божией к себе благости, что не сумнится получить от него вся благая к пользе его служащая. По таковым свойствам праведный весь преселяется в Бога, и весь Бог в нем; а чрез то делается как нечто единое с Богом, и аки утопает в бездне совершенств Божественных. Сей тесный с Богом праведного союз утверждается на оной любви, которою горит к нему праведного душа, следовательно, которого любит и Бог сам: ибо он любящих его любит: и сия взаимная любовь добродетельному дает право именоваться другом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

ЦВ 24 (373) декабрь 2007 /  31 декабря 2007 г. Андрей Дьячков, руководитель Архангельской школы звонарей: Два человека на колокольне — учитель и ученик Мы продолжаем публиковать серию материалов о колокольных центрах России. Один из самых известных среди них — Архангельская школа звонарей. С ее руководителем, Андреем Дьячковым, мы беседуем об особенностях восприятия колокольного звона и о методиках преподавания признанных мастеров прошлого века Валерия Лоханского и Ивана Данилова. В ближайших номерах ЦВ наших читателей ждут встречи с руководителями Ассоциации колокольного искусства и Ярославской школы звонарей. — Андрей Анатольевич, расскажите, когда и как была образована Архангельская школа звонарей. — В прошлом веке и в другом государстве — в 1975 году, еще в СССР. Это была одна из первых попыток возродить утраченное искусство. Однако в ту пору звонить было запрещено. Общегосударственного запрета не было, но существовали многочисленные акты местного самоуправления, запрещавшие колокольный звон. Поэтому и возрождение звонов было возможно лишь в музеях, да и то под видом фольклорной традиции. Архангельская школа звонарей была образована на базе музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». — Кто стоял у ее истоков? — Основателями школы можно назвать Ивана Данилова и Валерия Лоханского. Они внесли значительный вклад в возрождение звонов храма Василия Блаженного в Москве, Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, Софийского Собора в Великом Новгороде и многих других. Но это были две совершенно разные системы преподавания — академическая и профессиональная у Лоханского и самобытная, но тоже очень талантливая, у Ивана Данилова. — Расскажите о них подробнее. — Валерий Лоханский создавал собирательный образ русских колокольных звонов своего времени. Тогда звоны оставались только в Троице-Сергиевой лавре, Псково-Печерском монастыре, Новодевичьем монастыре, Александро-Невской лавре и еще нескольких монастырях и храмах. На приходах звоны были крайне редко, но Валерий Владимирович говорил, что даже самый плохонький звонарь имеет что-то, что можно было бы у него перенять: «Всегда можно найти хоть один игровой прием, который в совместном использовании с другими может войти в приличную колокольную партитуру». Найденные им звоны и звонарские приемы он собрал воедино, дополнил, разработал новые. Лоханский был профессиональным музыкантом, и его система преподавания была очень академична.

http://e-vestnik.ru/church/andrej_dyachk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ждём наступления новой эпохи в жизни Отечества! Поздравляю авторов и читателей «Русской народной линии» с Новым годом и грядущим Рождеством Христовым 05.01.2018 1553 Время на чтение 9 минут Вот и подошёл к концу 2017 год... В жизни каждого человека он был, наверное, разным, - было и хорошее, и плохое. Но в жизни нашей страны он был, несомненно, весьма благоприятным. И дело тут не в нашей победе в Сирии над террористическим протогосударством. И не в начавшемся росте экономики даже в условиях сохранившихся санкций. Главное - год 100-летия революции прошёл без социальных потрясений. Вспоминаю, конец 2016 года, когда широко были распространены тревожные ожидания. Тогда в ходу была зловещая шутка: уходящий год был тяжелым, но наступающий будет радостным, - рассуждали люди в конце 1916 года. Теперь мы можем вздохнуть с облегчением - в год 100-летия революции новой революции в России не случилось . Хотя год прошёл для нашей страны, для нашего народа не без потерь. Самая большая и тяжелая потеря - кончина великого русского старца, всероссийского духовника архимандрита Кирилла (Павлова) . Мне довелось быть на отпевании Старца в Троице-Сергиевой Лавре, когда, казалось, вся Россия съехалась проводить его в последний путь. Таинственное житие отца Кирилла в последние годы его земного существования остаётся до сих пор загадкой. Но мы веруем, что он теперь молится за русский народ у Престола Божия. Для православной общественности, впрочем, думаю, и для всей нашей общественной мысли тяжелой утратой стала смерть выдающегося русского мыслителя, математика и богослова Виктора Николаевича Тростникова , который преставился 29 сентября. Особенно тяжелой эта утрата была для «Русской народной линии», где Виктор Николаевич регулярно публиковался. Я имел счастье близко общаться с почившим в последние годы. Это был глубочайший человек, обладавший редким в наши дни трезвомыслием. Он ненадолго пережил своего старшего друга великого русского математика и мыслителя Игоря Ростиславовича Шафаревича , скончавшегося 19 февраля. И это тоже невосполнимая потеря для России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/30/zh...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Миротворец. Великая душа. Громадный талант» На Тернопольщине трагически погиб великий русский кобзарь Василий Жданкин 03.09.2019 3299 Время на чтение 6 минут Артист умер в карете скорой помощи. Авария произошла вечером в городе Кременец, где жил 61-летний кобзарь, сообщил журналист Михаил Маслий на своей странице в Facebook. Жданкин, как рассказал он, в последние годы увлекся ездой на скутере и передвигался в основном на этом виде транспорта. Около 20:00 кобзарь возвращался домой, и его сбил автомобиль, буквально в нескольких метрах от дома. «2 сентября около 20 часов вечера, он, как оказалось, в последний раз выехал на скутере из родного дома. Легковая машина сбила его насмерть за каких-то несколько метров от дома. Авария случилась там, где казалось, не могла бы никогда произойти» , – пишет Михаил Маслий. У кобзаря осталась жена Ирина, дети Кристина и Анастасия, а также внуки. Отметим, что Василий Жданкин – обладатель гран-при фестиваля «Червона Рута», состоявшегося в Черновцах в 1989 г. Он родился 23 мая 1958 года в станице Гурмай в Краснодарском крае. В раннем детстве переехал с родителями на Украину. Окончил среднюю школу в Кривом Роге, Украинскую сельскохозяйственную академию в Киеве, а затем учился в Львовской консерватории и закончил дирижерский факультет Ровенского института культуры. Петь он начал в Волынском народном хоре, а затем в Почаевской Лавре и Тернопольской областной филармонии. Он пел в составе знаменитого львовского кабаре конца 80-х – начале 90-х годов «Не горюй!» вместе с Виктором Морозовым, Тарасом Чубаем, Стефком Оробцом. С 1988 по 1990 года работал в львовском театре-студии «Не журись». В 1990 году стал лауреатом престижного украинского бардовского фестиваля (Оберег) в Луцке. Жданкин исполнял песни вживую, категорически отвергая фонограмму. Он умудрялся быть как рок-гитаристом, так и певцом, исполняющим басовые партии. Много работал с другими музыкантами, будучи превосходным мастером игры на струнных инструментах. В период независимости Украины гастролировал более чем по 20 странам мира, где неизменно собирал аншлаги.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/03/mi...

IX. «Дамаскинская пустынь» – Как прекрасна Соколовская пустынь! – сказала матушка Владиславлеву на возвратном пути из Пустыни. – Да, – отвечал Владиславлев, – чудная пустынь. При посещении такой пустыни невольно человек должен измениться к лучшему. Тут все располагает его и к молитве, и к смирению, и к братской общительности, и к милосердию. Здесь во всем он увидит такой пример, достойный подражания, который непременно привлечет к себе его внимание. И ведь, заметьте, на что бы ни следовало нам теперь обратить свое внимание, тут мы найдем себе и пример, и образец. Нужно ли нам обратить внимание на нравственно-религиозное воспитание народа и утверждение в нем благочестия, тут служба такая, которая в состоянии нас настроить на путь религиозной жизни. Нужно ли позаботиться о народном образовании, – тут есть школа для бедных детей, основанная на самых разумных началах. Нужно ли заняться устройством богаделен или больниц при приходских церквах, – тут есть и богадельня, и больница. Извольте все хорошенько высмотреть и порасспросить, и образец для тех и других готов... Все это очень хорошо... – А киевская лавра как вам понравилась? – Она тоже прекрасна, но там совсем другой строй жизни. – Та ведь очень богата, и богатство, вероятно, очень вредит самому духу православного монашества... богатство и обеты нестяжательности не могут, кажется, существовать вместе... – Не скажу вам на это ничего, потому что я хоть и часто бывал в лавре, но бывал там именно затем, чтобы помолиться поусерднее и ни на что постороннее, относящееся собственно до монастырской жизни, внимания не обращал... – Однако, как она влияет на чувства богомольцев? – Что касается до этого, так, конечно, киевская лавра есть великое училище благочестия для православных христиан. Я доселе еще не утратил того отрадного впечатления, какое я вынес из стен лавры, в первый раз посетивши ее... Да и в этот ли только раз я выносил оттуда такое отрадное впечатление?.. Нет, положительно всякий раз, как только ни случалось мне быть там...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

     Прошло уже более года со дня преставления ко Господу великого русского старца дорогого нашего Батюшки – архимандрита Кирилла (Павлова). Не зарастает тропа к его могиле в Лавре, люди по-прежнему идут к своему Старцу и Духовному Отцу за помощью, поддержкой и утешением. И получают их – Батюшка не оставляет нас, сирых, без своей отеческой молитвы и заботы. За это время вышло в свет много воспоминаний об отце Кирилле, и все они по-своему бесценны и интересны. Они дают нам возможность побольше узнать о жизни Батюшки. Отец Кирилл почти ничего о себе не рассказывал, обширных интервью не давал. И только теперь из рассказов близко знавших его людей мы можем хоть как-то представить себе, какой жизненный путь прошел Батюшка, услышать как от него самого его живые слова, на примере его поступков получить драгоценное наставление для себя. Читая о Батюшке, чувствуешь его живое присутствие, многие его слова, которые он в свое время сказал кому-то другому, звучат как сказанные специально для тебя. Чувствуешь, как Батюшка покрывает тебя своей любовью. Одна из таких людей, много лет близко знавших отца Кирилла, – Любовь Владимировна Пьянкова. 45 лет она была духовным чадом и помощницей Батюшки. Сначала Любовь Владимировна была помощником повара, потом поваром, когда Батюшка, остро нуждавшийся по состоянию здоровья в строгой диете, ездил в отпуск. В последние годы жизни Батюшки, когда он был прикован к постели, Любовь Владимировна была при нем неотлучно, своей заботой хоть как-то облегчая тяготы его мученического креста. Сегодня мы начинаем знакомить нашего читателя с воспоминаниями Любови Владимировны об отце Кирилле, необыкновенно теплыми и живыми, в которых Батюшка предстает перед нами во всей своей простоте и в то же время во всем своем величии. Семья Батюшки. Детство Родился отец Кирилл на Рязанщине – Рязанская область, Михайловский район, деревня Маковские Выселки. Выселки – потому что, когда взрослые дети отделялись от родителей, они строили дома не в самом селе Макове, а недалеко от него – на выселках. Такие деревни на Рязанщине еще называют Вылетовка, то есть куда дети вылетели из родного дома.

http://pravoslavie.ru/112714.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010