V. Борьба за богословие 1. Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли. Теократический утопизм Вся значительность Александровского времени в общей экономии нашего культурного развития еще не была опознана и оценена до сих пор... Это был момент очень взволнованный и патетический, период великого творческого напряжения, когда с такой смелой наивностью была испытана и пережита первая радость творчества... Иван Аксаков удачно говорит об этом своеобразном моменте русского развития, когда вдруг именно поэзия на время становится каким-то бесспорным историческим призванием, – «имеет вид какого-то священнодействия..». Во всем тогдашнем поэтическом творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни и независимость, «торжество и радость художественного обладания…» Это было пробуждение сердца... Но сразу же приходится продолжить: еще не пробуждение мысли... И воображение еще не было обуздано, еще не было закалено в умном искусе, в интеллектуальной аскезе. Потому так легко и так часто люди того поколения впадают в прелесть, в мечтательность или визионерство. То была эпоха мечтаний вообще, эпоха грез и вздохов, видений, провидений и привидений... Для всей эпохи так характерно именно эти расторжение ума и сердца, мысли и воображения, – не столько даже безвольность, сколько именно эта безответственность сердца. «Эстетическая культура сердца, заменявшая нравственные правила тонкими чувствами» (слова Ключевского)... Именно в этом изъяне сердца вся слабость и немочь пиетизма. И русская душа проходит через этот искус или соблазн пиетизма в начале прошлого века... Это была вряд ли не самая высшая точка русского западничества. Екатерининская эпоха кажется совсем примитивной по сравнению с этим торжествующим ликом Александровского времени, когда и сама душа точно отходит в принадлежность Европе, – это случилось не раньше «Русского Путешественника», во всяком случае. Розанов удачно заметил однажды: «в Письмах русского путешественника впервые склонилась, плакала, любила и понимала русская душа чудный мир Западной Европы, тогда как раньше, в течение века, она смотрела на него тусклыми, ничего не фиксирующими глазами». А в следующих поколениях уже крепнет «славянофильская» оппозиция, не столько национально-психологическая, но и культурно-творческая... Западничество Александровского времени не было денационализацией в прямом смысле. Напротив, то был скорее период националистического подъема. И, однако, душа становится в это время точно Эоловой арфой 21 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Манифест великого пробуждения 08.03.2021 2417 Время на чтение 51 минут Great Reset vs Great Awakening Часть 1. Great Reset 5 пунктов принца Чарльза В 2020 году на форуме в Давосе его основатель Клаус Шваб и Принц Чарльз Уэльский провозгласили новый курс человечества «Great Reset», «Большая Перезагрузка». План, озвученный Принцем Уэльским, состоит из 5 пунктов: 1. Захват воображения человечества (так как изменения случаются только тогда, когда люди действительно их захотят); 2. Восстановление экономики после пандемии Covid-19, что должно привести к началу «устойчивого развития». Необходимо изобрести иные устойчивые производственные структуры, нежели те, которые оказали зловредный эффект на окружающую среду планеты; 3. Переход к экономике без использования нефти на глобальном уровне. Добиться этого следует с помощью критического влияния на цены на нефть с целью достижения устойчивости рынка; 4. Наука, технологии и инновации должны получить новый импульс развития. Человечество стоит на пороге радикального прорыва, который изменит все наши представления о том, что возможно и что выгодно в контексте устойчивого будущего; 5. Необходимо изменить структуру баланса инвестиций. Следует увеличить долю «зеленых инвестиций» и создать рабочие места в области «зеленой энергии», циклической экономики и био-экономики, развивать эко-туризм и «зеленые» публичные инфраструктуры. Термин «устойчивое» ( sustainable) является важнейшим концептом «Римского клуба» – «устойчивое развитие». Эта теория основана на другой теории – «пределов роста», согласно которой перенаселение планеты достигло критической черты (что подразумевает необходимость сокращения рождаемости). Тот факт, что слово «устойчивое» используется в контексте пандемии Covid-19, что, согласно некоторым аналитикам, и должно привести к сокращению населения, вызвало значительную реакцию в мировом масштабе. Основной смысл «Большой Перезагрузки» сводится к: управлению сознанием населения в глобальном масштабе, что лежит в основе «cancel culture» – введения цензуры в сетях, подконтрольных глобалистам (пункт 1); переходу к экологической экономике и отказе от индустриальных структур Модерна (пункты 2 и 5); вступлению человечества в 4-й экономический уклад (ему была посвящена предыдущая встреча в Давосе), то есть постепенной замене рабочей силы киборгами и внедрение развитого Искусственного Интеллекта в глобальном масштабе (пункт 3).

http://ruskline.ru/opp/2021/03/08/manife...

Нынешнее наше учебное новолетие, братие, начинается при иных несколько условиях и ставит нам особую задачу. Правда существо того дела, какое делалось и прежде и всегда в нашей школе, останется то же самое, да оно и не может быть иным; но хочется, чтобы и условия выполнения этого дела и осуществление самой задачи нашей школы были настолько благоприятны и наше отношение к этой задаче настолько серьезно, чтобы школа наша могла действительно богатить оскудевшую всячески нашу жизнь дарованиями духовными. Скажем прямо: от нас с вами ждут, и будут особенно напряженно ждать обновления и самой нашей школы, а через нее и возрождения духовной силы в той сфере, имя которой жизнь церковная и жизнь общественная. И кажется не нам одним, и не нашей только школе, предстоит задача оправдать возлагаемые на нее надежды обновить и возродить через собственное возрождение и жизнь, ибо Вы сами знаете, что это же самое дело преобразования, какое приложилось уже к нашей школе, прилагается уже и к другим типам школ. И конечно странно было бы спорить против того, что жизнь общественная может обновляться преимущественно чрез обновление и возрождение школы, выпускающей молодое поколение в качестве деятелей на всех поприщах жизни. Скажем также, что и вполне естественно это начавшееся теперь преобразование школ разных типов, как следствие и прямой результат недавно еще на наших глазах случившегося особенного горячего пробуждения потребности возрождения и обновления жизни, которого, кажется, тщетно ждут еще и теперь. И тогда, в дни пробуждения, следовало, конечно, хорошенько подумать, следовало спросить себя: есть ли у нас наличные духовные силы, есть ли у нас та громадная энергия духовная и мощь, которые способны были бы взять на себя предстоящую великую работу? Ведь дело должно коснуться не частных только явлений жизни, не внешних только сторон её, а самых внутренних принципов её и их проведения и приложения в тех областях жизни, которые дают цельный облик и физиономию всему народу и каждому человеку, разумеем: и семью, и школу, и религию, и разные другие проявления общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Часть 1 Гимн 1 Святого отца нашего Симеона мистическая молитва в которой он призывает Святого Духа, созерцая Его 1 . Прииди, свет истинный! Прииди, жизнь вечная! Прииди, сокровенное таинство! Прииди, безымянное сокровище! Прииди, неизреченное могущество! Прииди, непостижимое лицо! Прииди, непрестанное ликование! Прииди, невечерний свет! Прииди, истинная надежда всех стремящихся к спасению! Прииди, лежащих пробуждение! Прииди, мертвых пробуждение! Прииди, могущественный, всегда творящий, претворяющий и изменяющий все одним движением воли! Прииди, невидимый, совершенно неосязаемый и неизведанный! Прииди, всегда остающийся неподвижным и (вместе с тем) ежечасно весь движущийся, и приходящий к нам, лежащим в аду – Ты, Который выше всех небес! Прииди, имя всегда желанное и везде повторяемое, хотя для нас совершенно невозможно сказать, кто Ты, и узнать, каков Ты или откуда Ты! Прииди, радость вечная! Прииди, венец неувядающий! Прииди, порфира великого Бога и Царя нашего! Прииди, пояс кристалловидный и усыпанный драгоценными камнями! Прииди, подножие 2 неприступное! Прииди, царская багряница и поистине самодержавная десница! Прииди Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа! Прииди Один к одному, ибо я одинок, как Ты видишь! Прииди, отделивший меня от всех и сделавший одиноким на земле! Прииди, Сам ставший во мне влечением и сделавший, чтобы я тосковал о Тебе, совершенно недоступном! Прииди, дыхание мое и жизнь! Прииди, утешение смиренной моей души! Прииди, радость и слава и постоянное мое наслаждение! Благодарю Тебя, что Ты – Сущий над всеми Бог – сделался со мной единым духом неслитно, непреложно, неизменно, и Сам стал для меня всем во всем: пищей неизреченной и получаемой даром, постоянно переполняющий уста моей души и стремительно текущей в источнике сердца моего, одеждой блистающей и опаляющей демонов, очищением, омывающим меня бессмертными и святыми слезами, которые дарует Твое присутствие тем, к кому Ты приходишь. Благодарю Тебя, что Ты стал для меня светом невечерним и солнцем священным – Ты, Который нигде не можешь скрыться и все наполняешь Твоей славой. Ибо никогда Ты ни от кого не скрывался, но мы всегда скрываемся от Тебя, не желая прийти к Тебе. Да и где Ты скроешься, нигде не имеющий места Твоего отдохновения? Или зачем бы Ты скрылся, не отвращяющийся ни от кого, никем не пренебрегающий?

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Суворовское движение призывает в преддверии 70-летия Великой Победы провести вечера песни на улицах и в парках русских городов 02.04.2015 495 Краснодарское региональное общественное движение в поддержку прославления А.В.Суворова в лике святых Русской Православной Церкви выразило благодарность участникам Смотра-конкурса строевой казачьей и героической песни «Гром победы, раздавайся!» Текст документа поступил в редакцию РНЛ. «Благодарим сотрудников управления образования и всех участников Смотра-конкурса строевой казачьей и героической песни " Гром победы, раздавайся! " за быструю (по-суворовски) подготовку, в том числе и строевую. Каждый участник своим выступлением внес лепту в народное почитание А.В.Суворова на Кубани. Надеемся, что конкурс продолжит свое победоносное шествие по просторам исторической России. Ведь Суворов - стяг славянского братства! Сейчас мы проводим подготовку записи аудио- и видеоматериалов, которые помогут песенным коллективам расширить репертуар, соответствующий названию конкурса и отражающий его дух. Эта информация будет размещена на сайте: суворовское-движение.рф», - сказано в документе. «Приближается юбилейная годовщина победы в Великой Отечественной войне. Призываем все песенные отряды перенести дух героической песни на улицы и парки ваших городов и станиц. В книге Е.А.Русанова " Пробуждение голоса " , которая вручалась участникам смотра-конкурса, показаны варианты вовлечения людей в хоровое исполнение любимых песен. В Краснодаре, к примеру, это может выглядеть так: песенные отряды, состоящие из сводных песенных коллективов средних и высших образовательных учреждений, школ искусств и казачьих кадетских корпусов, стекаются с разных сторон к площади Революции перед администрацией города Краснодара, где проводится парад, посвященный 9 мая. Песенные коллективы по пути движения исполняют известные им героические песни, поддерживая торжественную атмосферу праздника, а затем распределяются среди зрителей парада. В определенный момент, когда на экране появляется видео с текстом песни, а из динамиков или оркестра раздается ее минусовка, начинают петь ребята и их подхватывают все участники и зрители парада. По сути песенные отряды являются запевалами. Репертуар должен быть узнаваем, к примеру: " В землянке " , " Здесь птицы не поют " , " Эх, дороги " , " Журавли " , в заключении исполняется главная песня, которая внесла неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне ( " Священная война " ). Очень важно, чтобы эти тексты знали все наши песенники. При массовых мероприятиях дружное их исполнение будет «удваивать и утраивать армию». Это будет настоящий подарок для старшего поколения и залог того, что героическая песня не исчезнет из памяти нашего народа», - сказано в письме.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/02/su...

VII. Старший Братский Кружок Когда член Младшего Братского Кружка настолько духовно окрепнет в добре, что может с пользою для младших товарищей принять их под свое попечение, возникает вопрос о принятии его в члены Старшего Братского Кружка. Главные условия для поступающего: вера достаточно сознательная для христианской оценки склада ума, симпатий и поступков младшего, цельность христианского настроения, достаточная для того, чтобы не только делом, но и словом не уронить духовное достоинство С. Б. К. и не послужить соблазном для других, и любовь к Богу и Его созданиям, достаточная для того, чтобы с радостною энергией работать на святое дело Его, ревниво ограждая принятого на свое попечение младшего, от всякого зла, любовью согревая и развивая в нем слабые в начале ростки добра. Конечно, не всегда и не все члены С. Б. К. оказывались на высоте этих требований; были случаи, когда С. Б. К. был поставлен в прискорбную необходимость не только громко признать свою ошибку, но и признать свое бессилие исправить эту ошибку иначе, как отказавшись от брата и сотрудника, выключив его из своей среды; были случаи, когда сами избранные, не соответствуя С. Б. К. по настроению духа, тяготились любовью братьев и делом любви, просили сложить с них тягостные для них обязанности и добровольно выходили из той среды, которую еще не умели ни любить, ни уважать, ни вообще ценить по достоинству. Членам С. Б. К. я всегда старался внушить сознание высокого значения для церкви и христианского общества того дела, которое они делают и постоянно поддерживаю в них это сознание настойчивыми напоминаниями и соответствующей тому требовательностью. Считаю себя вправе сказать, что большинство членов С. Б. К. доросло до этого сознания и понимает всю святость, все величие и всю ответственность своего дела, считает для себя за высокую честь и великое счастье служить ему. Предвидя, что многим может показаться преувеличением такая высокая оценка деятельности подростков из крестьян в низшей с.-х. школе, повторяю, что все сказанное мною по этому поводу я говорю вполне сознательно и с глубоким убеждением. Да, эти подростки из детей народа делают несомненно самое великое и святое дело, возможное на земле, дело озарения умов и сердец светом от Света Небесного, дело пробуждения вечных душ живых к вере, любви и вдохновенной решимости честной жизни по вере, делают, одним словом, единое, вечное, неизменное дело Божие, становясь соработниками ангелов хранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Белоруссизация России: станет ли Белоруссия русской Вандеей? Должен быть чрезвычайный план «времени Ч» 01.02.2023 997 Время на чтение 10 минут Часть 1 . Часть 2 . Часть 3 . Часть 4 . Часть 5 . Описанные ранее путь, нынешнее положение и направление развития белорусского государства как западнорусской Цитадели открывают перед нами широкую картину нынешней судьбы всей России и Русского мира. Православные патриоты вне зависимости от проницательности не могут не чувствовать остроты исторического времени, приближения великих перемен и великой развилки! Явно происходит завершение всей постреволюционной столетней эпохи: должно закончиться помрачение и самозабвение русского народа, его внутренний вавилонский плен и иудейское иго, произойти заповеданное воскресение и последнее возвышение Святой Руси и неотделимое от него восстановление русской православной державы – Катехона. Вместе с тем, произойти такое не может без великих страданий и испытаний, принудительных жертвенных очищений и добровольной жертвы самоотвержения. Очевидно ведь, что русский народ находится в состоянии далеком от народа-богоносца! Одновременно силы зла всячески противодействуют его духовному пробуждению и отрезвлению (и вслед за этим державному возрождению). В настоящее время данная «Русская голгофа» приобрела из отвлеченного (для светского сознания) предельно чувственно осязаемый вид: против России объявлена и ведется тотальная война – извне и изнутри, гибридная и классическая, холодная и даже частично горячая. Но Россия пока не может этого вполне осознать! Самый яркий катализатор – религия! Храмы совершенно не наполнились людьми, православно-патриотические СМИ не стали более читаемыми, каких-то сдвигов в социологических показателях личной нравственности и общественного ревнительства благочестия не наблюдается. Народ спит! Что же касается нынешнего российского государства, то его неизбежная участь представлена в аналитическом цикле четырехлетней давности «Агония современной революционно-демократической России» . Если отбросить все розовые мечты и самовнушения, то придется признать, что идущая почти год война на Украине всего лишь исполнила народную мудрость: «Придет весна, растает снег и все увидят, кто где гадил». Предельная недееспособность российского государства – идеологическая, военная, административно-политическая и гражданско-общественная, культурная, экономическая, – дополненная недееспособностью и церковного руководства , лишь заострившиеся неспособностью к мобилизации в условиях кризиса, – всё это могло стать неожиданностью для кого угодно, но только не для православно-патриотической общественности, которая всё это наблюдала вживую и прекрасно видела происходящее во все эти годы, подробно излагая во всевозможных публикациях.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/01/be...

Олег Романов Романов Олег Константинович, князь (1892–1914) – пушкиновед, поэт. Четвертый сын великого князя, поэта К.Р. (Константина Романова). В 1910 году, после окончания Александровского кадетского корпуса, поступил в Царскосельский лицей, что было связано с его решением посвятить свою жизнь поэзии и пушкинистике. Окончил Лицей в 1913 году, но, еще будучи лицеистом, выпустил первый том задуманного им издания всех рукописей А.С. Пушкина. Подобное факсимильное издание осуществлено Пушкинским Домом в конце XX века благодаря английской королевской ветви потомков поэта. Двадцатилетний лицеист обладал не меньшими возможностями благодаря своему отцу – президенту Императорской академии наук. Но с публикацией своих собственных стихов он не спешил. Они были впервые опубликованы лишь в 1915 году. Посмертно. Война застала его в лейб-гвардии Гусарском полку, а уже 25 июля 1914 года он принимал участие в военных действиях в Восточной Пруссии. На фронт пошли все пять сыновей великого князя Константина Романова. Вернулись – четверо. В день объявления войны сам К.Р. находился в Германии и, будучи офицером, оказался военнопленным. Унизительное интернирование окончательно подорвало его здоровье. Но перед смертью он испытал еще один удар. 27 сентября 1914 года ему сообщили о тяжелом ранении сына. К.Р. тут же направился на фронт, описав впоследствии. «Взял с собою для Олега Георгиевский крест, принадлежавший отцу и подаренный им мне. Засыпал в вагоне счастливый, полный уверенности, что Олег поправляется. Насколько было сладко заснуть под отрадным впечатлением и насколько стало горько при пробуждении от новых известий. Генерал Адамович не мог меня дождаться в Вильне и написал мне карандашом из Корсовки. „Его Высочество шел в атаку, но лошадь, по его словам, слишком вынесла. Его Высочество видел человека, который прицелился... Я был допущен к Олегу Константиновичу врачами. Его Высочество встретил меня как бы „нетяжелый« больной. Приветливо, даже весело улыбнулся, протянул руку и взглянул Вашим взглядом. Войдя, я поздравил князя с пролитием Крови за Родину. Его Высочество перекрестился и сказал спокойно, без трепета: „Я так счастлив, так счастлив! Это нужно было. Это поддержит дух, в войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита Кровь Царского Дома. Это поддержит Династию». Оба князя сказали мне несколько восторженных слов о поведении солдат с ними вместе в боях«.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

(Памяти высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского) 1 «Горе нам, если тогда, когда наше слово должно громом греметь над людьми, мы едва открываем уста свои, чтобы робким голосом сказать общие мысли, никакой силы не имеющие, и слова, никого не касающиеся и ничего не выражающие…» Мое первое слово к Вам в качестве представителя гомилетической науки будет, М.м. Г.г., словом поминовенным. Ровно десять лет назад (3 сентября 1901 г.) скончался знаменитый вития отечественной Церкви второй половины XIX века, высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский. Для истории русской проповеди – весьма знаменательная годовщина: десятилетняя юбилейная годовщина, как сошел в могилу «последний из могикан» самого пышного расцвета проповеднического слова эпохи 60–70-х годов. Эпоха 60–70 годов – незабвенная эпоха «великих реформ», эпоха, когда на Руси с необычайною доселе силою разгорелась «борьба старой отживающей жизни с новою зачинающеюся», борьба крепкая, упорная... «Тяготение к старому порядку сдерживает одни массы народа, рвение к новому увлекает другие. Усиленное развитие вопросов, возникающих в обществе, возбуждает в нем громкие, шумные голоса разнородных мнений и чувств; умы приходят в брожение; дух общественный пробуждается в судорожных движениях» 2 . Совершаются как бы «муки рождения», так как народ возрождает из себя новую жизнь... Необычайное потрясение всех нерв и мускулов в общественном организме; неудержимое рвение вперед умственных и нравственных сил; раздаются всюду громкие, доселе неслышные голоса, выражающие совершенно новые потребности и стремления жизни. То был «час», «утро» пробуждения России, «эпоха общественного возрождения» 3 , эпоха перехода от прежней ветшающей жизни к новой, умирания «ветхого человека» русского и рождения «нового» 4 . В эту-то бурную эпоху творческого «усильного напряжения» русского общества, проповедническое слово отважилось сбросить с себя отчасти невольные, отчасти вольные оковы боязливой застенчивости 5 , «робости» 6 пред живою общественною жизнью, особенно пред всяким новым, необычным, резким ее изгибом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация «Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления» — одна из главных книг Шестова. Здесь его главное послание выражено в форме парадокса и афоризма (стремление убить «дух системы» — иллюзию самоочевидной цепочки суждений; ничего кроме молнийных вспышек мысли). Чтобы бы не внушал себе сам человек или мир сей — мы взвешены над бездной, идём на свой страх и риск. Чем быстрее мы это поймём, тем лучше — а то как бы нам не провести во сне, под колыбельную науки и обыденной морали, всю жизнь, чтобы быть пробужденными смертью. «Апофеоз беспочвенности» — один из самых ярких эпизодов борьбы Шестова за свободу и личность против Необходимости. Тут надо вспомнить, что такое «философское удивление». Греческое слово, которое у нас переводят как «удивление», лучше собственно перевести как «шок». В греческом в нем явно слышаться коннотации удара, внезапности, неожиданности. В этом смысле Шестов находиться в самой сердцевине философской традиции (настоящей традиции — не учебников, а традиции Гераклита, незнания Сократа, борьбы с «незаконнорожденным знанием», философии как духовного делания). Каждый афоризм «Апофеоза беспочвенности» — и призван быть таким ударом, толчком к пробуждению от сна «самоуверенности». Должен выбить почву из под ног — чтобы мы поняли, что почвы никогда не было. «Нет идеи, нет идей, нет последовательности, есть противоречия, но ведь этого именно я и добивался, как, может быть, читатель уже и угадал из самого заглавия. Беспочвенность, даже апофеоз беспочвенности, — может ли тут быть разговор о внешней законченности, когда вся моя задача состояла именно в том, чтоб раз навсегда избавиться от всякого рода начал и концов, с таким непонятным упорством навязываемых нам всевозможными основателями великих и не великих философских систем.» Помимо собственно «Апофеоза» (в который кроме основного текста входят статьи «Юлий Цезарь» Шекспира» и «Власть идей» (Д. Мережковский. «Л. Толстой и Достоевский». Т. II.)) сюда мы поместили текст «Тургенев — неоконченная книга» (название издателя) — черновик книги «Тургенев и Чехов» — той несостоявшейся книги Шестова, при написании которой он отказался от систематического изложения. В результате этого появился «Апофеоз беспочвенности».

http://pravbiblioteka.ru/book/apofeoz-be...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010