Великий Устюг. Соборное дворище. Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Соборная пл. Координаты: 60.76052, 46.298348 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Расположенный на месте первичного городского ядра - детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем. Возникновение его было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII века. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно - художественным центром. Версию о том, что древним центром Великого Устюга его детинцем является именно Соборная площадь, а не Городище, высказал один из первых и наиболее последовательных историков Устюга, серьезно занимавшийся проблемой первоначального освоения города В. П. Шляпин. В своей работе «Житие праведного Прокопия, устюжского чудотворца, и историческое описание устюжского Прокопьевского собора», изданной в 1903 году, он первым выдвинул предположение о том, что заселение города шло не от Городища, а от Успенского собора. Однако в 1915 году выходит книга Б. И. Дунаева «Город Великий Устюг» (переиздавалась в 1919) и, очевидно, под влиянием этой книги В. П. Шляпин отказывается от своих ранних предположений и присоединяется к точке зрения Б. И. Дунаева, утверждающего, что город начинался с Городища. Подробные доказательства первоначальной версии В. П. Шляпина о том, что ядром или детинцем города Великий Устюг является Успенский собор и соборная площадь, можно найти в книге В. П. Шильниковской «Великий Устюг», изданной в 1973 году (переиздавалась в 1987). Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Расположенный на месте первичного городского ядра - детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем, возникновение которого было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII в. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно-художественным центром, подробно рассмотренным выше.

http://sobory.ru/article/?object=06410

Воспоминания из двух миров: от революции к Церкви плененной. (Mémoire des deux mondes: De la révolution à l " Église captive) : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/book/1265892

Да не внушает тебе высокомудренный помысл ослабить со временем труды, чтобы пред дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат Царствия (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. ...Втайне служить всегда, и напоказ людям не делать, но искать только похвалы у Бога... (свт. Василий Великий , 9, 55). Источник. Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога, и да сопутствует ей благая надежда, чтобы верою укреплять нам в себе душевную силу, а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. Ибо человеческое начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о сем старания. Напротив того, в совершении добродетели должно соединиться то и другое и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше (свт. Василий Великий , 9, 355). Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины успеха в деле должна приписывать Господу (свт. Василий Великий , 9, 355). Что пользы человеку во вчерашней сытности чрева, если ныне при возродившемся голоде не находит свойственного утешения снедей? Так и душе не пользует вчерашнее доброе дело, если в сей день оставлено исполнение правды (свт. Василий Великий , 10, 91–92). ...Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Положил ты хорошее начало, старайся и кончить хорошо, чтоб получить полную награду (прп. Ефрем Сирин , 30, 197). Источник. День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом (прп. Ефрем Сирин , 30, 245). Бог знает и природу, и произволение, и силы каждого, и всевает слово Свое, и требует дел по мере сил наших... (прп. Ефрем Сирин , 30, 264). Блажен, кто подобным себе рабам доставил духовное веселие плодом добродетелей, которые насадил он трудами своими, чтобы принесли они плод жизни о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 524). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Диавол... радуется нашей погибели, сам пал от зависти и нас низлагает с собою тою же страстью (свт. Василий Великий , 8, 160). Завистливых можно узнать несколько и по самому лицу. Глаза у них сухи и тусклы, щеки впалы, брови навислы, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах (свт. Василий Великий , 8, 161). Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей (свт. Василий Великий , 8, 161). Источник. ...Неужели не придешь в ужас, делая себя служителем губительного демона, и допустишь в себя зло , от которого сделаешься врагом людей... и Бога (свт. Василий Великий , 8, 161). ... завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверие, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра – демоны, когда находят в людях демонам свойственные произволения, употребляют все меры воспользоваться ими для собственного своего намерения; почему и глаза завистливых употребляют на служение собственной своей воле (свт. Василий Великий , 8, 161). ...Из зависти, как из источника, проистекают для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога, смешение уставов, низвращение всех в совокупности житейских благ (свт. Василий Великий , 8, 165). Источник. Независтливый не домогается чести, с радующимися радуется, не приписывает себе славных дел, успевающим помогает, с удовольствием смотрит на тех, которые идут добрым путем, хвалит тех, которые живут как должно. Если видит, что брат хорошо делает свое дело, не препятствует ему, но поощряет его своими советами... Если видит брата в проступке, не чернит его, но дает ему надлежащий совет (прп. Ефрем Сирин , 30, 24). Источник. В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтоб предпочтен был другой. Заслуживающих одобрения он унижает; кто идет добрым путем, тем полагает на пути соблазны: кто живет как должно, тех порицает, благоговейным гнушается, постящегося называет тщеславным, рачительного в псалмопении – любящим себя показать, скорого на услуги – жадным, расторопного в делах – славолюбивым, прилежно занимающегося книгами – празднолюбцем... Горе завистливому, потому что сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностию, и силы его истощаются (прп. Ефрем Сирин , 30, 25). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путешествие по Востоку и Святой земле в свите Великого князя Николая Николаевичав 1872 году 10.06.2020 436 Время на чтение 59 минут Источник: Русское воскресение В 1872 г. Великий Князь Николай Николаевич Старший совершил большое путешествие по Востоку и Святой Земле. Оно продолжалось два месяца и подробно описано одним из его участников, Дмитрием Антоновичем Скалоном в книге: «Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите Великого Князя Николая Николаевича в 1872 году» (СПб., 1881). Великий Князь 17 сентября выехал из Петербурга через Вену в Турцию. Его сопровождали Князь Евгений Максимилианович Романовский Герцог Лейхтенбергский, Принцы Александр и Константин Петровичи Ольденбургские, десять лиц свиты, лейб-хирург, художник и еще несколько лиц, а также десять человек прислуги. Брату Русского Царя в пути всюду воздавались большие почести и оказано было много внимания не только со стороны властей, но и местных жителей. В особенности блестящий прием Его Высочеству оказал в Константинополе Султан Абдул-Азис. Здесь Великий Князь имел случай видеть турецкие войска, представившиеся по повелению Султана под командою Его сына, Юсуф-Иззедин-Эфенди. Из древнего Царьграда Великий Князь со свитою на пароходе отправился в Бейрут, откуда, сначала в экипажах, а затем почти исключительно верхом совершил путь по Святой Земле… Поклонившись святыням Иерусалима и Вифлеема, Великий Князь со своими спутниками через Еммаус прибыл в Яффу и отсюда морем отправился в Египет, где, пройдя Суэцским каналом, посетил Каир, осмотрел пирамиды, сфинксы и другие замечательные древности Египта и затем через Италию (Бриндизи) к 20 ноября возвратился в Петербург. Биограф Великого Князя – Виктор Всеволодович Жерве – в своей книге «Генерал-фельдмаршал Великий Князь Николай Николаевич Старший. Исторический очерк его жизни и деятельности (1831-1891)» (СПб., 1911. 248 с.) рассказывает: «Сильное, неизгладимое впечатление произвело на Великого Князя это путешествие в Святую Землю. Осуществилось Его давнишнее желание поклониться Гробу Господню, много веков находящемуся во власти турок.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительная мера поста 18.02.2010 368 Время на чтение 7 минут «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради» — поётся в 108 псалме. Великий пост — не время уныния, но время радости, ибо можем мы хоть в малой мере приобщиться к страданиям Христа. Чем же отличается Великий пост от прочих? Как понимать выражения «пост истинный» и «спасительная мера поста»? Как правильно поститься духовно? Размышляет настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в пос.Невская Дубровка и церкви Св.прмц.Евгении в горбольнице 46 Св.прмц. Евгении о.Валериан ЖИРЯКОВ. Великий пост отличается от прочих, конечно, не только своей строгостью и продолжительностью — 49 дней. Ведь и Рождественский пост длится ни много ни мало 40 дней. Но хотя в Рождественский пост разрешена рыба, а в Великий — лишь единожды, на Благовещение Пресвятой Богородицы, думаю, мы на грибах, овощах и кашах тоже не помрём. А духовно Великий пост превосходит все посты. Вдумайтесь, сколь душеполезно он развивается: каждый день в каждой неделе посвящён какому-либо событию, разбору смертных грехов и добродетелей. Например, на второй неделе Великого поста в понедельник мы говорим о страстях и матери их — чревоугодии, во вторник — о блуде, наслаждениях и удовольствиях, в среду — о сребролюбии и гневе, в четверг — о печали и унынии, в пятницу — о тщеславии и гордыне, в субботу — о чистоте душевной и телесной и так далее. А первая великопостная неделя, а Страстная! Так хорошо и разумно духовно всё устроено, чтобы мы возрастали душой и готовились к главному празднику — Светлому Христову Воскресению. Недаром в самом слове «Воскресение» слышится слово «крест». И только в русском языке слова «Воскресение», «крест», «Христос» очень созвучны. Поэтому Великий пост, Святая Пасха и Воскресение Христово — пик нашего духовного (не календарного!) года. Ожидание Пасхальной радости скрашивает тяжёлый пост, приходящийся на конец зимы, когда силы человеческие на исходе. — Не потому ли дают о себе знать всякие, даже старые, болезни?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Зло Ходящие в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и соблюдутся в Жизнь Вечную (св. Ерм , 94, 165). Если же кто не знает, какое желание или какое разумение должно оставить, то да испытывает всякое дело и всякое разумение удалением и воздержанием от него, и что приносит беспокойство и при исполнении своем наслаждение, а при возбранении огорчение, то худо. И его надобно презреть, прежде нежели оно в нас замедлит, ибо иначе придется потрудиться, чтобы победить его, когда уже почувствуется от него вред. Это говорю о всяком деле и о всяком разумении, без которых мы можем быть живы телом и благоугодить Богу (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 24). Если человек решится исправиться и начнет избегать всякого зла, вооружившись против него подвигами – плачем, сокрушением, воздыханиями, постом, бдениями, бедностью и многими к Богу молитвами, – то Господь по Своей благодати поможет ему и от всех душевных страстей избавит его (прп. Антоний Великий , 89, 50). Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни (прп. Антоний Великий , 89, 56–57). Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных (т. е. блаженным бессмертием) (прп. Антоний Великий , 89, 65). Источник. Причина... всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога (прп. Антоний Великий , 89, 67). Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь невиновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей (прп. Антоний Великий , 89, 79–80). Источник. Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту, так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку. Смотри же внимательно, увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не ублажай его, прельщен будучи демоном. Но тотчас смерть да будет у тебя пред глазами, и никогда не возжелаешь ты ничего худого, или житейского (прп. Антоний Великий , 89, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И Младенец боится, и старец боится! Заметки «на полях» Сретения Господня (+Аудио) Евангелие положишь на аналой, но Ребенок-то живой, двигается, — как он удержится на аналое? 14 февраля, 2016 Евангелие положишь на аналой, но Ребенок-то живой, двигается, — как он удержится на аналое? Беседа на праздник Сретения Господня доктора богословия, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия Правдолюбова. Сретение Господне — праздник, когда Церковь вспоминает событие — по древнему закону принесение младенца в храм и посвящение его Богу. Хотел бы добавить, как бы  на полях , несколько своих размышлений, и поделиться тем, что в Сретении для меня близко и дорого. Само событие удивительное, переживается многими и многими людьми как особенное. Почему? Здесь встретились два мира — мир Ветхого Завета в лице старца Симеона, и в лице Богомладенца Христа — новая жизнь человечества, исполнение того, о чем только лишь скорбели, мечтали, молились и просили древние люди. Встреча лицом к Лицу. Богомладенец Господь Иисус Христос на руках у старца Симеона. И возникает такое светлое-светлое, умиротворённое, удивительно тихое, радостное, смиренное состояние, ощущение вот этой встречи в тишине и радости. Эта встреча изображается на иконах праздника, когда Богомладенец лежит на руках старца Симеона. У нас бывает много представлений, которые не совсем отвечают действительности. Вот когда мы говорим о святителе Андрее Критском , то мы автоматически повторяем слова, что самое большое произведение у Андрея Критского — это его Великий канон . Он великий не только по содержанию, он великий по своему объёму — он очень длинный, в нем больше 250 тропарей, и поэтому он читается по частям, а на пятой седмице Великого поста уже целиком. Но это самый большой канон в истории византийской гимнографии. И мы тут же ошибаемся, потому что Великий канон вовсе не самый большой канон. У святителя Андрея Критского есть три канона, которые очень большие по объему. Это: Великий канон. Второй канон — на Рождество Иоанна Предтечи — он у нас в сокращении исполняется. И третий канон — канон Сретению Господню, который сейчас не исполняется, он находится в древнегреческих рукописях. Так этот канон такой грандиозный, что Великий канон в три раза меньше этого канона.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-zame...

Имя Преподобного Игумена Сергия «яко священие некое обношашеся» в устах всякого чина людей, от Великого Князя и бояр до последнего простолюдина, жившего в пределах Московского Княжения. Великий Князь Димитрий Иванович и его брат, Князь Серпуховской, Владимир Андреевич, в отчине которого (Радонеж) находилась обитель Преподобного Сергия, оказывали ему свое отменное расположение и любовь; сам Преподобный был крестным отцом детей Великого Князя, а племянник его, Святой Феодор Симоновский -духовником Великого Князя. Современные Великому старцу Святители Московские, сперва Митрополит Алексий, а потом Киприан были его духовными друзьями. Его духовные советы имели вес и силу в делах Церкви и Государства, ибо мудрость, соединяясь в нем со смирением, образовала тот духовный разум, который, по словам св. отцов, есть порождение искушений, то есть плод духовного опыта. После сего понятно будет, почему Великий Князь Димитрий Иванович, готовясь выступить в поход против полчищ Ордынского Царя Мамая, счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, поклониться там Единому Богу, в Троице Славивому, и принять напутственное благословение от Преподобного Игумена Сергия. Он пригласил с собою брата Владимира Андреевича, всех, бывших тогда в Москве, Православных Князей и Воевод Русских, с отборной дружиной воинской, и 17 1 ) Августа выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Воздав здесь свое смиренное поклонение Господу Сил, Великий Князь принял благословение от Святого Старца Сергия и всей обители, и спешил в обратный путь. Но Угодник Божий просил Великого Князя, чтобы он отслушал Божественную Литургию, а по окончании оной пригласил его вкусить хлеба – соли Святой обители. Долго отрицался Великий Князь, ибо гонцы один за другим приносили ему известия о приближении Мамая к пределам Русским. Но любвеобильный старец умолял Димитрия Ивановича вкусить хлеба у него в трапезе: «обед сей,» говорил он, «тебе, Великий Княже, будет на пользу,» и получив наконец его согласие, примолвил в духе предведения: «Господь Бог тебе Помощник; еще не преспело время тебе самому носить венец сея победы с вечным сном; прочим же, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью». Между тем Преподобный повелел приготовить освященную воду, и, по окончании трапезы, окропил оною Великого Князя и всех бывших с ним Князей, Воевод и христолюбивых воинов. Беседуя с Великим Князем, великий старец советовал ему почтить дарами и честию злочестивого Мамая, «того ради», говорил он, «да вознесет тебя Господь, видя твое смирение и да низложить его непреклонную гордыню.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Истина ...Люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь поселил в этом теле, обрелся истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся Господь, Который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нём (св. Ерм , 94, 182). Не только поклонявшиеся идолам, но и предавшие истину осуждены, как чуждые (свт. Афанасий Великий , 2, 37). И новое и духовное вино, кипящее Духом Святым, т. е. никогда не стареющееся разумение истины, должно быть вливаемо в человека нового, который, всегда мертвость Иисусову в теле нося (ср.: 2Кор. 4, 10 ), справедливо может быть назван мехом новым (свт. Василий Великий , 5, 237). Источник. ...Должно совершенно упразднить себя от внешних мятежей, произвести совершенное безмолвие в потаенной храмине советов сердца и потом приступить к созерцанию истины (свт. Василий Великий , 5, 250). Источник. ...Как невозможно мутным оком принять верное впечатление от видимого предмета, так невозможно с возмущенным сердцем приступать к познанию истины. Посему должно удалиться от всех мирских дел, ни чрез зрение, ни чрез слух, ни чрез другое какое чувство не вводить в душу посторонних помыслов. Ибо воздвигаемые плотским мудрованием брани исполняют внутренность сердца неумолкающими мятежами и непримиримыми раздорами (свт. Василий Великий , 5, 251). Источник. ...Плотский человек, у которого ум не упражнялся в созерцании, лучше же сказать, весь, как в тине, погребен в плотском мудровании, не может воззреть на духовный свет истины (свт. Василий Великий , 7, 266–267). Источник. Каким образом иной содержит истину в неправде (см.: Рим. 1, 18 )? – Когда дарованные от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям... (свт. Василий Великий , 9, 209). Кто пребывает в истине, тот подлинно и Богу всегда благоугоден, и всем людям полезен, в братстве прекрасен и во всяком деле правилен. Человек истинный не угождает лицам, не судит неправедным судом, не присвояет себе достоинства и чести, не презирает нищего и нуждающегося, в ответах не льстив, в суждении правилен, в деле рачителен, в общем составе братства почтен, не знает коварства, не любит лицемерия, всяким добрым делом украшен и водится только добродетелью. Итак, блажен, кто всегда служит истине! (прп. Ефрем Сирин , 30, 19). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010