архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о священном безмолвии, очищающем ум и сердце Пустыннолюбивой горлице уподобился благословенный русский иеромонах папа-Серапион, который в 1912–13 годах посетил великого затворника исихаста Каллиника и испросил его благословения выйти на поприще пустыннического жития. Опытный учитель и искусный делатель умной молитвы старец Каллиник рассказал ему об опасностях и сетях страшного супостата, а также о прелести, к которой может привести уединенная жизнь, особенно при отсутствии руководителя. Но когда он увидел и прозрел пламенную ревность отца Серапиона и Божественное желание его «уязвленного сердца», то уступил с условием, что тот будет его слушаться. Папа-Серапион отслужил в церкви Святого Герасима Божественную литургию и по молитвам, и с благословения своего наставника старца Каллиника отправился на вершину Афона. С того времени прошло двенадцать лет, и вот однажды ночью, часов около двенадцати, к пустынной каливе затворника и исихаста Каллиника подошел его ученик папа-Серапион и постучал в дверь. Старец Каллиник, опасаясь диавольского обмана, прежде чем открыть дверь, потребовал, чтобы посетитель прочитал на память Символ веры. Папа-Серапион послушался, прибавил еще молитву «Отче наш» и слова: «Един свят, един Господь Иисус Христос ...». Тогда старец Каллиник открыл дверь, обнял своего ученика и спросил: – Где же ты был, брат, столько лет? Поверь мне, что я уже считал тебя пропавшим, хотя никогда не переставал молиться о тебе. Где ты жил, чем питался? – Отче святый, – ответил слабым голосом папа-Серапион, – когда ты дал мне свое благословение, я пошел на вершину Афона и пробыл там три дня и три ночи. Больше выдержать от холода я не мог. Тогда я спустился в Панагию. Попробовал пожить там, но не мог обрести желанного для меня безмолвия, потому что постоянно проходили паломники. Немного в стороне я нашел небольшую пещеру, где меня не могли видеть даже пастухи, пасшие лаврских коз. Я завесил вход в пещеру старой рясой, и за все это время меня не увидел ни один из людей. Для пропитания я находил в лесах каштаны, побеги растений, желуди, корни и клубни. Воду пил из колодца в домике Панагии. День и ночь моя душа исполнялась неописуемым веселием умной молитвы и созерцания. Я постоянно жил в размышлениях о тайнах нашего Бога. Прости меня, старче мой. Ты лучше знаешь, когда ко мне приходил тот неизреченный свет, который согревал и просвещал «вся внутренняя моя», и никакого другого желания не было у меня. Рай был для меня реальностью. Одного только я желал – Божественного Причащения. Для того я и пришел, чтобы взять твое благословение, потому что приближается конец моей земной жизни, и я не хочу уйти без Пречистых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместо предисловия " Старец не читает и не занимается писательским трудом Его главное дело - молиться и брать себя человеческое горе, чтобы согреть сердца людей. Уж теперь, благодаря той великой славе которую он приобрел, к нему ежедневно приходят посетители. Таким образом, он все время занят, и ему часто приходится бороться с усталостью и изнурением. Но человек Божий и не может находиться в покое. Невзирая на последствия, он подрывает свое хрупкое здоровье. Он переживает за страждущих, за находящихся в опасности, за людей, не нашедших смысл жизни. Чтобы помочь братьям, он готов отдать все то духовное богатство, что имеет. Какое бодрствование, какое попечение, какая забота о душах, о страдающих душах! Зная это, паломники Святой горы стараются увидеть его, но не всем это удается, потому что старец боится " духовного туризма " . Так он называет поведение тех, кто, преувеличивает то, что он слышал и видел. Поэтому старец часто " исчезает " " . Священник Дионисий Тацис " Афонский дневник " Пролог Когда несколько лет тому назад я писал " Афонский дневник " , содержащий поучения отца Паисия, я не мог и представить себе, насколько огромным будет его тираж. Величина тиража свидетельствует о том, что поучения старца принимаются как религиозными людьми, так и нерелигиозными. В результате тех маленьких своих стараний, я чувствую теперь глубочайшее удовлетворение. Тогда, исполняя обязанности непрошенного секретаря, я преподнес жаждущему народу афонское слово великого старца. Выход в свет " Афонского дневника " способствовал еще большему прославлению отца Паисия и увеличению числа посетителей его кельи Панагуда, что утомляло старца. Но было определение Божие на то, чтобы отец Паисий вел народ на пажити Православия, то есть к жизни по Христу, которая, как известно, требует подвига, преданности церковному Преданию и отречения от излишних благ цивилизации. Сегодня, шесть лет спустя, я преподношу читателю книгу " Архондарик [ 1 ] под открытым небом " , которая является ничем иным, как вторым выпуском " Афонского дневника " . Надеюсь, и этот выпуск поможет христианам познакомиться с поучениями отца Паисия и исполнить их в своей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН (ЗЕРНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Киприан (Зернов) 23 июня 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве , оставаясь почетным настоятелем Скорбященского храма . Скончался перед началом воскресной литургии 5 апреля 1987 года в своей комнате под колокольней Скорбященского храма. Воспоминания Михаил Ардов: " Архиепископ Киприан... был выходцем из интеллигентской среды... Владыка говорил: " среди нашего брата, священнослужителей, есть профессионалы и дилетанты " . Сам он был профессионалом высочайшего класса. У него была способность все видеть и все замечать — всякую мелочь в облачениях, погасшую лампадку, сдвинутый с места аналой... " " В самом начале всенощной протодиакону нужно было отдать кадило и выходить на амвон. А прислужники, как назло, все разбежались... И вдруг я вижу, что архиепископ, как простой пономарь, принимает кадило. В этот момент он и не думал о своем высоком сане, ему важно было, чтобы в богослужении не произошло никакой заминки. Он вообще был великим ценителем красоты и стройности богослужений и частенько нам говаривал: Вы настоящей службы и не видели. Я - еще видел. " " Пожалуй, главным недостатком нашего владыки была вспыльчивость, гневливость. Если он замечал какой-нибудь непорядок, мог накричать на виновного, изругать... Но и остывал он так же быстро, как вскипал, после этого он обыкновенно норовил как-нибудь поощрить или утешить того из нас, кому только что досталось. Это качество свое он прекрасно сознавал и даже уподоблял самого себя персонажу К.Станюковича — " Беспокойному адмиралу " . Однако же люди мнительные и обидчивые с владыкой не могли служить " . " У владыки было весьма спокойное, равнодушное отношение к деньгам. Он вовсе не был сребролюбцем, хотя в свое время имел почти неограниченные возможности обогащения. Пожалуй, он, подобно Пушкину, ценил приносимую деньгами " пристойную независимость " . Самым существенным его достоянием были дорогие облачения, митры, панагии и кресты, т.е. только то, что необходимо для богослужения. (После смерти душеприказчик отец Борис Гузняков все это безвозмездно раздал многочисленным иерархам и клирикам).

http://drevo-info.ru/articles/17338.html

Скачать epub pdf Глава вторая Поучения старца Паисия Старец из кельи Панагуда – это богослов опыта. Он не имеет мирской образованности. Он закончил начальную школу и его профессией в миру было столярничество. При письме старец делает орфографические ошибки. В разговоре он не отличается риторским искусством. Но его писания (на сегодня опубликованы три книги) поразительны, его слова – это выражение опыта. Старец – великий учитель Православия. Сказанное им становится широко известным и убеждает людей. Даже совершенно мирские люди принимают его слова, и поэтому пытаться записать его поучения не только похвально, но и необходимо, дабы они не были забыты с течением времени. Мы приводим здесь некоторые поучения отца Паисия, которые, как мы полагаем, особенно интересны для христиан, живущих в миру, потому что эти поучения обновляют и формируют в душах аскетический характер Православия, который в наши дни исчез из жизни, где господствует мирской дух. Временами в церковных газетах и журналах публикуются поучения отца Паисия, иногда известные, а иногда и нет. Записывают беседы старца для себя разные люди, и каждый из них может по-своему понимать его слова. Некоторыми духовно неглубокими людьми слова отца Паисия передаются несерьезно и наивно. Это огорчает старца и вызывает смущение среди верующих. К счастью, такие «поучения» не записываются и в скором времени забываются. О любви 1 . Старец сказал: «Главнейшая обязанность человека – любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего – своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собою, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь , не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним». 2 . Старец сказал: «Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу». То, что мы, современные люди, разрушаем окружающую среду, показывает, что мы не имеем избытка любви. Может быть, мы имеем любовь хотя бы к Богу? К сожалению, нет. Это показывает сама наша жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Теодор Стилианопулос Глава четвертая. Отцы церкви и Священное Писание В нашем обсуждении различных аспектов Священного Писания, а также его использования и интерпретации в различных герменевтических контекстах уже не раз встречались ссылки на идеи и вклад отцов церкви. Хорошо известно, что они внимательнейшим образом изучали Библию. Отцы церкви были прежде всего библейскими богословами и комментаторами. Авторитет и ценность Священного Писания как важнейшего свидетельства божественного откровения были для них неоспоримы. В предании и богословии Православной церкви они пользуются особым влиянием. Учитывая все сказанное, нам необходимо рассмотреть святоотеческий подход к интерпретации Библии. В этой главе представлен обзор экзегетической работы отцов церкви в следующем порядке: 1) общий обзор святоотеческого экзегетического наследия; 2) святоотеческий взгляд на авторитет Священного Писания; 3) значение обращения к отцам церкви; и 4) обзор святоотеческой методологии. Святоотеческое экзегетическое наследие В последние пятьдесят лет ученые Вернер Йегер, Ганс фон Кампенхаузен, Дж.Л. Престиж, Ф.Л. Кросс, Г.В. Ламне, Генри Чадуик, Ж. Кастен и П. Хресту показали, сколь велики были достижения в литературном и богословском творчестве отцов церкви. Работа этих ученых, с одной стороны, развеяла некоторые ошибочные представления прошлого, например, об «эллинизации» христианства в древности, а с другой – создала основу для более глубокого и тщательного изучения святоотеческой мысли. С точки зрения библеистики экзегетическое наследие отцов церкви изучали такие ученые, как Ж. Даньелу, К. Шелкл, Р. Хансон, Р.М. Грант, Роуэн А. Грир, и в последнее время – Иоанн Панагопулос. Создано множество учебников и руководств по святоотеческой интерпретации Писания 152 . Время от времени в различных изданиях появляются ценные материалы, касающиеся святоотеческого подхода к Библии 153 . Однако, несмотря на возобновление исследований в области патрологии в XX веке, для библеистов экзегетические труды отцов церкви по-прежнему остаются неизведанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Скачать epub pdf Глава первая Впечатление посетителей Отец Паисий известен по всей Греции и даже за ее пределами. Большинство паломников Святой Горы это посетители его пустыннической кельи, называемой Панагуда. Хотя это и не пустынническая келья, поскольку целый день сюда приходят десятки людей, которые хотят увидеть старца и побеседовать с ним. Тропа, которая ведет от монастыря Кутлумуш к каливе Панагуда, – самая утоптанная на Святой Горе. Некоторые из посетителей отца Паисия записывают и публикуют свои впечатления, которые представляют большой интерес и доставляют полезные сведения тем, кого привлекают образы современных святогорцев. Из публикаций, которые попали в поле нашего зрения, мы помещаем здесь некоторые отрывки. Подвижник «На келье Панагуда духовно подвизается в монашеском подвиге и насыщается ненасытимой Божией милостью старец Паисий, один из наиболее духовных и преподобнейших афонских отцов. Старец Паисий принял нас с великой любовью и приветливостью в своем архондарике под открытым небом. Более двух часов мы вели с ним благословенную и обилующую духовными плодами беседу. Она останется для нас незабвенной. Когда старец открывал уста, нас наполняло и переполняло духовное благоухание его слов. Святой лик старца произвел на нас впечатление и умилил нас. Мы видели образ, пришедший к нам из Византии: неотмирный, исполненный духовности; лицо, тело и образ жизни строгого и сурового по отношению к себе подвижника, глубокая мысль и вера истинного чада Православия, которое от своего начала на Святой Горе сохранялось там на протяжении веков. Глядя на старца, мы думали, что видим лицо какого-то древнего преподобного первых христианских веков, одного из тех, кто подвизались и процвели духовно в пределах египетской Фиваиды, Нубии, Нитрии и Иорданской пустыни. На обратном пути мы не чувствовали усталости, несмотря на жару и тяжелый подъем, потому что наша мысль и сердце остались в смиренной келье Панагуда, у старца Паисия, оставившего в нашей душе неизгладимую святую память» 2 . Свет во тьме

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Под председательством Святейшего Патриарха состоялось заседание Священного Синода (комментарий в свете веры) 6 октября в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания в домовой церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери Предстоятель и члены Священного Синода молились за панихидой по новопреставленным митрополиту Сурожскому Антонию (Великобритания) и митрополиту Черниговскому и Нежинскому Антонию (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата). В начале заседания Святейший Патриарх Алексий вручил панагии, изготовленные к 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского, Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру (Сабодану) и митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру (Кантаряну), которые не смогли приехать на юбилейные торжества в Саров и Дивеево. Открывая заседание, Его Святейшество, в частности, сказал: «Я хочу приобщить к Саровским торжествам Блаженнейшего Владыку Владимира, Митрополита Киевского, и Владыку Владимира, митрополита Кишиневского. Все члены Священного Синода, присутствовавшие на выездной сессии в Сарове, получили изготовленные к 100-летию канонизации св. прп.Серафима Саровского панагии. И сегодня я хочу вручить Владыкам Киевскому и Кишеневскому, которые не смогли присутствовать на Саровских торжествах, панагии на молитвенную память о прошедшем юбилее. Мы сегодня собрались после выездной сессии Священного Синода в Сарове и Дивееве на традиционном месте на наше очередное заседание. Давайте приступим к работе». Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о его визите в Эстонскую Республику с 25 по 30 сентября 2003 года.

http://sedmitza.ru/text/397881.html

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 6 октября 2003 года 16 апреля 2005 г. 16:00 6 октября 2003 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания в домовой церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери Предстоятель и члены Священного Синода молились за панихидой по новопреставленным митрополиту Сурожскому Антонию (Великобритания) и митрополиту Черниговскому и Нежинскому Антонию ( Украинская Православная Церковь Московского Патриархата). В начале заседания Святейший Патриарх Алексий вручил панагии, изготовленные к 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского, Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру и митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру , которые не смогли приехать на юбилейные торжества в Саров и Дивеево. Открывая заседание, Его Святейшество, в частности, сказал: «Я хочу приобщить к Саровским торжествам Блаженнейшего владыку Владимира, митрополита Киевского, и владыку Владимира, митрополита Кишиневского. Все члены Священного Синода, присутствовавшие на выездной сессии в Сарове, получили изготовленные к 100-летию канонизации св. прп.Серафима Саровского панагии. И сегодня я хочу вручить Владыкам Киевскому и Кишеневскому, которые не смогли присутствовать на Саровских торжествах, панагии на молитвенную память о прошедшем юбилее. Мы сегодня собрались после выездной сессии Священного Синода в Сарове и Дивееве на традиционном месте на наше очередное заседание. Давайте приступим к работе».   ЖУРНАЛ 48 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о его визите в Эстонскую Республику с 25 по 30 сентября 2003 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение итогами визита Его Святейшества в Эстонскую Республику. 2. Выразить признательность Президенту Эстонской Республики господину Арнольду Рюйтелю, руководителям центральных и местных органов власти Эстонии за радушие и гостеприимство, проявленные по отношению к Первоиерарху Русской Православной Церкви и сопровождавшей его делегации.

http://patriarchia.ru/db/text/4847055.ht...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) История мальчика-монаха. Ах! Панагия моя! Вот бы и мне заразиться!         Ах! Панагия моя! Вот бы и мне заразиться!     Как-то молодой послушник говорит:   - Старче, я вижу каких-то цыган (гюфтиссес). Зачем они крутятся около моей кровати?!   Старец понял и говорит отцу Арсению:   - Арсение! Приготовь все. Наш отец Василий кончается. Пострижем его в великую схиму, потому что он уже уходит… Ну, что же! Пойдем в Церковь и будем читать правило.   Отец Ефрем не пошел в храм.   - Эй! Заходи внутрь! – говорит Иосиф.   - Нет! Я не пойду! Потому что врач сказал, что микробы могут быть где угодно!!!   На последовании остались Старец, Арсений, Афанасий и какой-то иерей. Прочитали правило, постригли и облачили мальчика. Затем отнесли его в келейку на кровать.   - Мой Василий! Я сейчас пойду творить молитву. А прииду через два-три часа. Ты тоже твори молитву, только не оставляй ее! – сказал старец мальчику.   Старец ушел выполнить последование по четкам. Через некоторое время он вернулся посмотреть, как там Василий. Подходя он спросил:   - Преставился, Василий?   Ответа не было. Так и случилось…   С ангельским образом мальчик пошел на небо как ангелочек. Как этому радовался старец! Ведь мальчик был ангелом и пошел к ним! Только об одном старец скорбел:

http://isihazm.ru/1/?id=1990

Иконография, относящаяся к Акафисту Богородицы   Акафист Богоматери. Палехские письма, сер. XVIII в. Иконография, относящаяся к Акафисту Богородицы О. Е. Этингоф (Часть статьи из I тома «Православной энциклопедии») Цикл иллюстраций Акафиста Богородице окончательно сложился не ранее посл. трети XIII в. и вскоре получил распространение в монументальных росписях, в иллюстрациях рукописей, на иконах и в произведениях шитья. Подробный цикл Акафиста Богородице, а также изображения отдельных композиций встречаются в росписях церквей: Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (Греция), посл. треть XIII в.; свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320 г.; Панагии Халкеон в Фессалонике, 1-я пол. XIV в.; Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.; капеллы свт. Григория Богослова в церкви св. Климента в Охриде (Македония), 1364–1365 гг.; Богоматери в Матейче (Македония), 1355–1360 гг.; вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), 1371–1381 гг.; Богоматери и Христа Спасителя в Рустика близ Ретимнона (Крит), 1381–1382 гг.; Св. Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; св. Петра на о-ве Великий град на оз. Преспа, ок. 1360 г.; Богоматери Пантанассы в Мистре (Греция), XV в.?; лат. капеллы монастыря св. Иоанна Лампадистиса в Калопанайотисе (Кипр), кон. XV в. Из греч. икон византийского времени известны: «Похвала Богородицы с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. XIV в. (ГММК); «Успение Богоматери с Акафистом» из церкви Живоносного источника в Ливадии на о-ве Скопелос (Греция), 1-я пол. XV в. Сохранились греч. и слав. иллюстрированные рукописи этого периода с циклами Акафиста Богородице: Акафист Богородице (1355–1364 гг. ГИМ. Греч. 429 и ее список – кон. XIV–XV вв. Escor. Cod. R. I. 19), Псалтирь Томича (1360–1363 гг. ГИМ. Муз. 2752), Серб. Псалтирь (1429–1465 гг. Баварская Гос. библиотека. Мюнхен. Slav. 4). Иллюстрации к Акафисту Богородице известны по многочисленным поствизантийским памятникам – греч., слав. и рус. К их числу относятся росписи трапезной Великой лавры св.

http://sedmitza.ru/text/409454.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010