Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Велижская (Замковая) " Описания иконы Велижская Замковая икона Божией Матери Источник: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» Велижская икона Божией Матери – чудотворный образ, почитаемый в городе Велиже (в XVII-XVIII вв. – поветовый (уездный) центр Витебского воеводства, в XIX в. – уездный город Витебской губернии, ныне в Смоленской области). Около середины XVII в. икона была установлена на вратах велижского замка (отсюда ее название «Замковая»), построенного в 1536 г., сожженного до основания в 1580 г., затем восстановленного. Размещение Богородичных икон на въездных башнях и городских вратах получило в XVII в. распространение в городах Великого княжества Литовского, на восточных рубежах которого находился Велиж (подобным образом помещались иконы Божией Матери на вратах – «брамах» Вильно и Могилёва). Позднее икона была перенесена в замковую церковь Велижа. В 1792 г. эта церковь была снесена, а икону поместили в часовне (каплице) на берегу Западной Двины, где она пребывала до постройки в 1823 г. велижского Свято-Духова храма (первоначально униатского, с 1839 православного, с 1841 – соборный храм города). В н[...] Велижская икона Источник: Региональный новостной портал «Уездные Вести» Из летописных свидетельств известно, что в 1536 году Великий государь Иван Васильевич и его мать, царица Елена, заложили крепость на Велижском городище. Согласно древней традиции над воротами крепости всегда помещали иконы Спаса, Богородицы или особо почитаемого святого. Для освящения велижской крепости царь Иван Грозный присылает икону Богородицы «Одигитрии». Долгое время икона находилась над воротами замка, но затем для сохранности она была перенесена в замковую церковь. Велижане «царскую» икону стали почитать с особой любовью. Свидетельством тому были украшения, которыми они украшали свою главную Хранительницу города. Так, в 17 веке на икону были возложены две серебряные короны и серебряный скипетр в руку Пречистой, а на полях иконы были написаны в кругах 12 важнейших православных праздников, обрамленных виноградной лозой. После того как замковая церковь из-за ветхости в конце 18 века была разобрана, специально для хранения иконы была построена временная каплица на берегу реки Запад[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-4153

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИЖСКАЯ ЗАМКОВАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, почитаемый в г. Велиж (в XVII-XVIII вв.- поветовый (уездный) центр Витебского воеводства, в XIX в.- уездный город Витебской губ., ныне в Смоленской обл.). Ок. сер. XVII в. икона была установлена на вратах велижского замка (отсюда ее название «Замковая»), построенного в 1536 г., сожженного до основания в 1580 г., затем восстановленного. Размещение Богородичных икон на въездных башнях и городских вратах получило в XVII в. распространение в городах Великого княжества Литовского, на вост. рубежах к-рого находился Велиж (подобным образом помещались иконы Божией Матери на вратах-«брамах» Вильно и Могилёва). Позднее икона была перенесена в замковую церковь Велижа. В 1792 г. эта церковь была снесена, а икону поместили в часовне (каплице) на берегу Зап. Двины, где она пребывала до постройки в 1823 г. велижского Свято-Духова храма (первоначально униатского, с 1839 правосл., с 1841 - соборный храм города). В нем В. З. и. находилась на горнем месте, в пристенном алтаре, традиц. для белорус. храмов XVIII - 1-й пол. XIX в. Предположительно В. З. и. принадлежала к одному из вариантов извода иконографического типа «Одигитрия». По сторонам иконы (на ее полях или в отдельных круглых медальонах, среди деревянной резьбы алтаря-киота) были размещены изображенные в кругах-клеймах «12 сцен праздников»; это могли быть клейма с изображением акафистных сюжетов или, как на белорус. иконах XVII-XVIII вв., сцен из жизни Богородицы, помещенных, как было принято в католич. и униатской Церквах, в круглые клейма, оформленные в виде цветов розы. Алтарь-киот и серебряная риза иконы были выполнены на средства велижского купца Патрикея Савицкого. Самые торжественные службы, акафисты и молебны перед В. З. и. совершались в Свято-Духовом соборе 8 сент., в праздник Рождества Богородицы, и в дни празднования памяти свт. Николая мирликийского. В XIX в. в Велиже особо почиталась считавшаяся древней икона Божией Матери из Крестовоздвиженского храма (возведен в дереве в 1767, в камне - в 1790; первоначально униатский, с 1839 - правосл.). Эта икона прославилась тем, что ее заступничеством в 1848 г., когда образ обнесли вокруг прихода, в городе прекратилась эпидемия холеры. Судьба обеих икон из Велижа в XX в. не известна. Лит.: Красовский М. Велижское благочиние и некоторые из церквей его//Памятная книжка Витебской губ. на 1866 г. Витебск, 1866. С. 86, 96; Сапунов А. П. Древние иконы Божией Матери в Полоцкой епархии. Витебск, 1888. С. 8. Ю. А. Пискун Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/346064.html

Велиж. Собор Сошествия Святого Духа. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1810-1823 гг. в южной части городской площади при въезде на Витебскую дорогу был сооружен Свято-Духовской собор. 25 июля 1868 г. город постигла страшная беда - большой пожар уничтожил 500 домов, Николаевскую, Успенскую и Свято-Духовскую церкви. В 1873 г. последнюю разобрали и на ее месте построили новый пятиглавый храм. Освященный 28 сентября 1875 г., он стал украшением всего города. С запада к нему примыкала трехъярусная колокольня, у северо-западного угла стояла часовня. Из всех храмов правобережья, да и города, уцелела единственная церковь Трех Святителей, восстановленная в 1990 г. Храм завершает восьмигранный барабан под крупной луковицей. К нему примыкает колокольня с единственным ярусом и глухим шатерком. С запада к церкви пристроено четырехстолпное крыльцо. Интересны трехпролетные ворота ограды. Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов «Страницы истории Смоленщины», 2007 г., Смоленск Свято- Духовский собор располагался на углу площади Дзержинского и улицы Кропоткина. Здание собора было воздвигнуто в 19 в. из кирпича, взятого от разобранного фундамента дворца на Замковой горе, выстроенного когда-то к проезжающему поезду императрицы Екатерины II. Перед входом в собор имелось кованное чугунное крыльцо, выглядел довольно величественно и обладал значительными ценностями, которые были изъяты в период 1921-22 г.г. и увезены в Витебскую ЧК. Собор не сохранился. По материалам: Юренкова И.С. «Велижская земля. История и культура района», http://www.velizh.ru/info.php?id=architect-2 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37079

Велиж. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты В устье Никольского ручья стояла старая деревянная униатская Ильинская церковь. Ее построили в начале XV в. по приказу Великого Литовского князя Казимира в честь чудесного спасения его жены и дочери, едва не утонувших в реке во время переправы. Церковь перенесли в с. Чепли, а на ее месте в 1781 г. возвели одноименный каменный храм. Его окружала кирпичная ограда. К приходу этого храма относились небольшие деревянные Покровская и Петропавловская кладбищенские церкви. Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов «Страницы истории Смоленщины», 2007 г., Смоленск,  http://www.nasledie-smolensk.ru/ Ильинская церковь – одна из древних в городе и богатейших. Находилась на месте теперешнего дома быта. Разрушена во время ВОВ. На польском кладбище, что рядом с Михайловским, на Замковой горе находился костел Петра и Павла. Построен был в 1820-х годах. Костел разрушен во время ВОВ. На кладбище остались захоронения польских семей Орловских и Серафимовичей. В подвальном помещении костела хранились метрические книги прихода, но они погибли во время прямого попадания в костел снаряда. Ильинская церковь была построена как униатская в 1781 году на месте древней деревянной церкви. Церковь обращена алтарем на север и по архитектуре напоминала католический костел, а не православный храм. Когда образовался Ильинский приход и когда церковь перешла в православие, сведений нет. Эта деревянная церковь была построена в начале 15 века по приказу Велижского князя Литвы Каземира в честь чудесного спасения его жены и дочери, которые переправлялись через реку Западная Двина на лодке и едва не утонули в реке в день Святого Ильи Пророка. http://www.velizh.ru/info.php?id=architect-2 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37080

Велиж. Церковь Николая Чудотворца. Бывший костел Успения Пресвятой Богородицы Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1761. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Смоленская область, Велижский район, Велиж Координаты: 55.6054, 31.1932 Проезд:В южной части городской площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В XIX в. Велиж приобрел выразительный облик благодаря большому числу храмов, возведенных здесь в середине этого столетия. В 1761 г. на пожертвования купца Хрулевича была построена первая каменная церковь - униатский соборный Николаевский храм, сооруженный в западной части городской площади, на месте сгоревшей в 1750 г. одноименной деревянной церкви. В 1839 г. велижских униатов обратили в православие. Николаевская церковь стала православной еще в 1809 г., а в 1839 г. был готов проект нового Николаевского храма на старом основании. Обращенная алтарем на запад, церковь имела три купола, два из которых фланкировали большой центральный купол и завершали звонницы. В приход Николаевской церкви входили деревянный храм Михаила Архангела (замковый) и каменный Рождественский. Все обстрелы и бомбежки выдержала Николаевская церковь, но в 1950-е гг. ее взорвали на кирпичи. Сейчас на ее месте расположена водонапорная башня. Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов «Страницы истории Смоленщины», 2007 г., Смоленск Николаевская церковь была построена в 1761 г. Стояла на месте, где сейчас находится кафе «Велижанка». Каменная. Считалась самой бедной, т.к. не имела земельных угодий. Построена купцом Власом Денковичем и освящена по униатскому обряду. В 1810 г. стала православной. Дважды бывав в Вележе, император Александр I слушал в ней литургию. Государь пожертвовал храму икону святого благоверного князя Александра Невского и 2 тысячи рублей. Церковь разрушена во время Великой Отечественной войны и в 1950-е г.г. уничтожена окончательно. По материалам: Юренкова И.С. «Велижская земля. История и культура района», http://www.velizh.ru/info.php?id=architect-2 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37082

Улучив удобный момент для дружеской беседы, отец сказал мальчикам: «Ребята, давайте посоветуемся, как мне лучше поступить. Я заметил, что стал не в меру придирчив к вам из-за того, что вы часто оставляете велосипеды на улице без замков. За это, наверное, вы и злитесь на меня, так?» Мальчики озадаченно посмотрели на отца и, поколебавшись, ответили: «Да». Отец продолжал: «Я, кажется, догадался, что меня так беспокоит. Разумеется, эти велосипеды принадлежат вам, — ведь я их вам подарил. И не мое дело, что вы рискуете потерять свое имущество. Однако мне будет ужасно неприятно, если эти велосипеды украдут, потому что они дорогие, а покупать вам новые я не хочу! Как же мне выйти из положения? У вас есть, ребята, какие-нибудь идеи на этот счет?» И мальчики ответили: «Папа, мы больше не будем оставлять их без замков». Такое обещание отец слышал уже не раз, поэтому он отреагировал так: «Ну что же, это действительно меняет дело. А что бы вы посоветовали мне сделать, если вы вдруг, случайно, забудете об этом?» «Мы не знаем», — отозвались мальчики. «Ну, а что вы на это скажете? В те дни, когда я все-таки увижу ваши велосипеды, стоящие у дома без замков, то сам поставлю на них замки». «Ладно», — ответили мальчики. В завершение отец сказал: «Теперь посмотрим в течение нескольких недель, что же у нас получится. Если у вас. ребята, возникнут идеи получше, дайте мне знать, и мы обсудим их вместе». Уже на следующий вечер папа заметил, что велосипеды опять оставлены без замков. После ужина он поехал в хозяйственный магазин, купил цепь и прицепил оба велосипеда на замки к веранде. На следующее утро один из мальчиков вбежал в комнату с криком: «Кто-то прицепил мой велосипед к веранде!» Мама устояла перед соблазном объяснить, почему так случилось, а просто улыбнулась, похлопала его по плечу и вышла из комнаты. Через пять минут он снова вернулся: «Я уже поставил свой велосипед на замок. Мама, отцепи, пожалуйста, его от веранды». В дружелюбном тоне мама ответила: «Ключи у папы, а он сам — на работе». Тогда сын попросил: «А ты не довезешь нас до школы?» Мама ласково сказала: «Извини, но я опаздываю на работу». В это утро мальчишкам пришлось идти в школу пешком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=163...

Да, есть такая замечательная русская пословица. А есть еще такой замечательный церковный наставник - апостол Павел, слышали? Так вот он однажды написал: " Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. " (1 Кор. 7,23). Так для Вас кто авторитетнее? Maximus 16 октября 2013, 10:25 Сергий, голубчик, да Вы, мягко говоря, говорите неправду. Ну-ка быстренько покажите мне, где я говорил что " Мнение других не правильно, потому что он и его учителя практикуют по-другому. " Я как раз только о том и говорю, что допустимы разные практики, основанные на разных традициях, для разных людей. И как раз Вы и иже с Вами поднимаете вселенский вопль о каком-то якобы разрушении Церкви. Это вы, дорогие, всеми силами пытаетесь загнать окружающих под свои порядки и представления. А еще покажите мне, где я утверждал, что " что исповедь перед причастием, для давно воцерковленных и живущих христианской жизнью, необязательна, так как они достигли святости. А исповедоваться должны неопытные и первые попавшие. " Это, простите, исключительно Ваше воображение, и не надо мне его приписывать. " Все несогласные с ним - радикалы, псевдоиудаисты, играющие в рабские игры, псевдопослушание и псевдоаскетику. Одним словом, тоталитаристы. " Кого я отношу к этой категории, я подробно описал ниже. Там ни слова не было о несогласии со мной лично. " И с этим примитивизмом он, как собака бросается на всякого дерзнувшего возразить. Вот к чему приводит прелесть бесовская и самомнение. Скоро к нему приедут ангелы на золотых колесницах и отвезут в ближайший дом смирения. " А вот за это спасибо: " Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! " Виталий Я-ЗА 16 октября 2013, 10:09 Maximus писал: " Н.Н., если как Вы же пишете, от ветра в голове никто не застрахован, то где основания считать что " ветер " был у участников этого мероприятия, а не того, на которое ссылались Вы? Есть такие гарантии? " Maximus, очевидно Вы, столь упорно отстаивающий свои взгляды, искренне заинтересованы в торжестве истины и благе Русской Православной Церкви. Аналогично и я хочу того же. Не могли бы Вы доказательно изложить, что Бог (Бог христиан, православных христиан) не фикция, не выдумка человеческого ума ( " ветер головы " )? Иначе вся эта дискуссия и аргументация сторон выглядит как упражнение праздного ума, которому нечем заняться, кроме как придумыванием воздушных замков, правил и традиций этих самых воздушных замков, а равно и свобод и несвобод тех же самых воздушных замков.

http://pravoslavie.ru/guest/64765.htm

Домино вместо шахмат - Вы сказали, что Византию тоже можно считать феодальным государством. Значит, там были крепостные? Как им жилось в сравнении с крепостными на Западе? - Разница огромная. В Византии крепостные крестьяне были свободными гражданами, обладали правами. Просто они работали на земле, принадлежащей богатому землевладельцу, и платили ему за это. Фактически, их правильнее назвать арендаторами. В то же время, крепостные на Западе - это изначально свободные люди, которых систематически и безвозвратно лишали всех прав. Пару слов о том, как это происходило. В Европе X век - время бурного строительства замков. Вопреки расхожему мнению, замок - это не оборонительное, а наступательное сооружение. Некий человек, у которого больше, чем у других, денег и возможностей, захватывал удобное в стратегическом смысле место, обносил его частоколом и называл своим замком. Потом деревянный частокол заменялся каменным. Это была база для того, чтобы заниматься грабежом - сейчас бы сказали, «рэкетом» - окружающих крестьян и защищаться от их возмущения. Владетель замка набирал себе головорезов - изначально из тех же самых крестьян, которым больше нравилось махать кулаками, чем работать на поле. Собственно, так и появилось рыцарство. Рыцарь, владетель замка, заставлял крестьян выплачивать себе дань. Чем дальше, тем больше эта дань становилась, и больше становилось замков. Соответственно, крестьянам оказалось попросту невыгодным работать на земле, потому что у них отнимали почти всё. А если крестьянину невыгодно работать на земле, он может прожить за счет леса - охотиться, собирать грибы, рыбачить. Ответный шаг феодалов - объявление лесов своей собственностью и запрет на охоту. Браконьеров вешали на месте, без суда и следствия. Вспомним опять же Шервудский лес, Робин Гуда... Между прочим, деревни как таковые на Западе появляются только в Средние века. Раньше крестьяне жили на хуторах, но с появлением замков их стали с хуторов сгонять и переселять поближе к замку, чтобы легче было их контролировать. Поближе к замку, поближе к полям, подальше от леса. Сбежать стало гораздо труднее. Так, за несколько поколений, свободных крестьян лишили всего и довели до нищего полускотского состояния, которого в Византии никто и близко не видел.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

На экзамене Замков никак не мог решить свою задачу, сидел над ней больше часа и, наконец, написав ее на клочке бумаги, сунул соседу с просьбой о помощи. Сдав свой экзамен, сосед по столу Леонид Грачев вышел в коридор, где его окружили товарищи, поздравляя со сдачей, так как по лицам было видно, кто сдал, а кто провалился. Потом отошли к окну и стали ломать голову над задачей Замкова. Я уже сдала экзамен, но не ушла домой, заинтересовавшись проблемой товарищей. Я списала у них содержание задачи и, к моему удивлению, тут же решила ее. Тогда я взялась передать решение Замкову. И вот, решительной походкой я вошла в аудиторию, извинилась у преподавателя и попросила разрешения отыскать якобы забытый мною ластик. Преподаватель кивнул, я прошла вдоль ряда, впереди которого сидел Замков, обхватив потную голову руками. А сзади за столами сидело еще человек пять студентов, готовившихся к ответу. — Простите, у кого тут мой ластик остался? — громко спросила я. Все с недоумением покачали головами, а я, будто проглядывая столы, дошла обратно до Замкова и быстро сказала: — А, вот он! Я протянула руку с зажатым в кулаке ластиком, положила под нос Замкову комочек бумажки и спокойно вышла в коридор. Я дождалась, когда минут через пятнадцать Замков вышел, сияющий от радости, в коридор и начал благодарить ребят за оказанную ему помощь. Я быстро ушла, радуясь, что помогла тому, кто пострадал на войне за нашу Родину. А такие всё прибывали и прибывали в наше училище. Их принимали среди года без всяких экзаменов — уважение к инвалидам- фронтовикам было безгранично. Марк Иванович жил в общежитии своего института, а в нашей семье проводил все вечера. Он чинил мне карандаши и читал вслух святоотеческую литературу, когда я выводила акварелью заданные нам бесконечные орнаменты. Мама была недовольна моим настроением, посылала меня в театр вместе с Марком, и мы с ним решали, в какой театр купить билеты в угоду маме. Собрались мы как-то на хорошую пьесу; но Островского отменили (заболели артисты) и заменили какой-то «советчиной».

http://azbyka.ru/fiction/pod-krovom-vsev...

Киевского широкого сукна остаток три аршина. Сукна сермяжного 455 аршин 2 четверти. Холста сшивного, что валяют на них япончи, и полсти мерою 70 аршин подержанного. Тонкие крашенины 27 аршин 2 четверти. Толстые крашенины 31 аршин. Лентион холщевой с воротом и с рукавами. Тонкова холста 505 аршин. Холста хрящу 360 аршин. 42 мешка холщевых. Скатерти: Скатерть новая шитая, мерою 10 аршин без четверти, в два полотнища. Скатерть новая шитая ж, мерою пол десята аршина, в два полотнища. Скатерть новая шитая ж мерою четыре аршина, в два полотнища. Скатерть шитая подержана, мерою пол пята аршина, в два полотнища. Скатерть новая бранная, мерою шесть аршин без четверти, в три полотнища. Шатерныя полы выбойчатые бумажной выбойки подложены зеленым сукном. Занавеска сшита в сорочках, что бывает на Немецких сукнах. В хлебодарне: Скатерть шитая большая. Две скатерти бранных больших. 19 скатертей холщовых тонких. Разные материалы и вещи: Укладу Серпуховского 174 прута. Семь замков Иверского дела с потайными пружинами. Замок потайной, ключ с шурупом, 15 замков Галицкого дела, новых. Да на Москве на Иверском подворье у погребов два замка Немецких вислых. Три замка вислых большой руки. Шесть щетей медных серебреного дела. 130 кульков рогозинных. Шесть замков Немецких с ключами, в том числе два замка без ключей. 48 ключей новых. Волоченого железа 10 фунтов 2 четверти. Шесть досок луженых гвоздей чеканных и гладких с тороками. 50 поддосок железных, что подкладывают под оси. Три четверика семян разных овощных. Гунбы близко четверика. Сито новое большое. Четыре подставки каретных железных луженых. Пятеры крюки котельные железные. Ящик деревянный, а в нем восемь стекол хрустальных, два в том числе попорчены. Восемь нашивок японечных вишневого шелку, в том числе у трех нашивок пуговицы с золотом. 850 пуговиц оловенных маленьких весу в них три фунта. Двойного золота 200 листов. Серебра 300 листов. Красного золота пол осмадесять листов пол шеста фунта шесть золотников. Ртуть в пузырьках. Медной проволоки семь фунтов без осьмухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010