Православная Церковь Чешских земель и Словакии Дата создания: 1951 г. Описание: Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. Каноническая территория — Чешская и Словацкая Республики. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии.   Епархии Церкви Чешских земель и Словакии Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находящиеся на территории Чехии, и Прешовскую и Михаловскую — на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте — предел св. новомученика Горазда) Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích, ul. Dlostelecká 7, 160 00 Praha 6 тел: (02) 2491 6269 (2431 5015) факс: (02) 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 Praha 1

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Десятина с населения и ее превращение в католическую десятину и ругу Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. В польских и чешских документах XII — начала XIII в. появляются сведения о десятинах, установленных княжеской властью, но эта десятина представляла собой уже не десятую часть тех или иных государственных доходов, как ранее, а право, полученное Церковью от государственной власти, взимать в свою пользу десятую часть тех или иных доходов отдельных групп населения. Споры по поводу сбора десятины между духовной и светской властью в Польше и Чехии первых десятилетий XIII в. позволяют представить характер этой новой десятины, существенно отличавшейся от классических форм десятины, характерных для католического мира. В классической форме десятина — это всеобщая обязанность населения выделять долю своих доходов в пользу соответствующего храма. Преобладающей формой десятины была десятина зерном (decima manipularis) — десятая часть урожая зерновых, взимавшаяся на поле в виде десятого снопа. Различия между феодалом и крестьянином заключались в том, что крестьянин вносил десятую часть урожая, полученного в своем хозяйстве, а феодал — десятую часть урожая с барской запашки, дословно — с земли, «quos bobus suis exarabit» (которую вспахивает своими быками). Феодал в отличие от крестьянина не был обязан доставлять собранный продукт сборщику десятины . Десятина, собиравшаяся на рубеже XII–XIII вв., отличалась от классической формы прежде всего тем, что распространялась на всех. Еще в 1248 г. чешский король Вацлав I, утверждая право Оломоуцкого епископа на сбор десятины на всей территории его диоцеза, подчеркнул, что сделал это, «не считаясь с дурным и нехорошим обычаем мораван, которые говорят, что не должны платить того, что долгое время платили» (non obstante prava et perversa consuetudine Moravorum, que se dicunt ad solutionem non teneri, quia longo tempore solverunt) . Предоставление десятины выступает в актах этого времени не как исполнение обязанности, а как акт милости, пожалования. Чешские материалы о спорах между светской и духовной властью в основном фиксируют факт произвольного распоряжения десятиной установившими ее светскими владельцами, но не содержат сведений о ее характере и с кого она взималась. Ряд данных на этот счет присутствуют в польских источниках.

http://sedmitza.ru/lib/text/442901/

Сортировать по Исключить новости Святой Вячеслав, князь земли чешской… Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра. 11 октября, 2012 Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра. Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь — Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава — небесного покровителя чешских земель. Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь. Святой Вацлав 28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября — день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад «добрый князь Вацлав» был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории. «Святой Вацлав, князь земли чешской», — этими словами начинается прославленный старочешский гимн, «Сватовацлавский хорал», написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: «Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам»… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

Сортировать по Исключить новости Святой Вацлав Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 К 1075-летию со дня преставления святого благоверного князя Вячеслава Чешского Прага — один из красивейших городов Европы; некоторые утверждают даже, что самый красивый. Не счесть её достопримечательностей, невозможно выстроить их иерархию по исторической значимости, художественной ценности и т. д. Но если смотреть по степени популярности, то одно из самых любимых пражанами мест — это Вацлавская площадь, названная в честь святого благоверного князя Вячеслава (Вацлавчешская форма его имени). Некоторое представление о её величине даёт то, что от одного конца до другого — перегон метро. Площадь поднимается кверху (Прага — город на холмах) и наверху завершается мощным фасадом Национального музея. А перед ним — памятник святому Вацлаву, излюбленное место встречи пражан. С него часто начинаются прогулки по историческому центру: “Встретимся у Вацлава и куда-нибудь пойдём”. А если спуститься от Вацлавской площади ко Влтаве, то на другом её берегу можно увидеть (точнее, нельзя не увидеть) Градчаны, пражский кремль, возвышающийся над городом. А над Градчанами возвышается собор святого Вита, называемый в народе Святовит, который соорудил святой Вячеслав, и облик его незабываем. В этот собор благоверный князь в своё время перенёс мощи святого мученика Вита, а затем здесь же упокоились и его мощи. Наверное, ни один из тех, кто приезжает в Прагу, не упустит возможности поклониться гробнице святого покровителя Чехии, — ведь не только его святые мощи, но даже его шлем, меч и панцирь почитаются как святыни. Чехи помнят и любят святого князя, и эта всеобщая любовь и почитание находят своё обоснование во многих чертах его личности и его жития. Князь Вячеслав Чешский взошёл на престол ещё Прага. Собор святого Вита юношей (ориентировочно датой его рождения считается 907 г., а на престол он взошёл в 924 г.). Невзирая на молодость, он отличался мудростью, справедливостью, добрым нравом и высокой образованностью: знал греческий и латынь, что вовсе не часто встречалось среди владетельных особ (наставником его был пресвитер Павел, ученик равноапостольного святителя Мефодия). Эти похвальные качества юного князя гармонически сочетались с глубоким благочестием, что неудивительно, потому что воспитывала его бабушка, святая мученица княгиня Людмила (до прославления новомучеников и исповедников Российских всех наших многочисленных Людмил крестили в её честь). Князь был миролюбив, предпочитал не военные устремления, а строительство и украшение храмов, придавал первенствующее значение делу христианского просвещения народа и сам подавал пример должной почтительности в отношении духовенства. Тогда среди чехов было ещё очень много язычников, а они продавали своих детей в рабство. Князь выкупал их и обеспечивал им христианское воспитание.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вячеслав Чешский, св. - житие Благоверный князь Вячеслав Чешский (память 4 марта и 28 сентября по старому стилю) Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Вячеслав Чешский, св. " .

http://pravicon.com/info-2012

29 февраля – 2 июня Новости Папа Римский Франциск стал лауреатом Международной премии имени Карла Великого 24.12.2015 11:57 Берлин, 24 декабря. Папа Римский Франциск стал лауреатом Международной премии имени Карла Великого за 2016 год. Об этом в западногерманском городе Ахене сообщила дирекция этой европейской награды, сообщает ТАСС . В обосновании подчеркивается, что ЕС испытал за последние годы много кризисов и неудач. «В этот период, когда многие граждане в Европе ищут правильный путь, Папа Франциск посылает им сигнал надежды и воодушевления», - отметила дирекция. Папа Римский является «голосом совести», который напоминает, что Европа обязана вступаться в защиту мира, свободы, основных прав человека, демократии и солидарности. Планируется, что награда будет вручена в следующем году, но не как обычно, в Ахене, а в Риме. Лауреат премии получает грамоту и медаль, на лицевой стороне которой изображен портрет Карла Великого, а на обратной - выгравированы заслуги лауреата. До 2007 года обладатели награды получали также 5 тысяч евро, однако затем было принято решение направлять эти деньги в фонд премии Карла Великого для нужд молодежи. Международная премия имени Карла Великого вручается с 1950 года. Ранее ее лауреатами становились канцлер Германии Ангела Меркель, король Испании Хуан Карлос I, премьер- министры Великобритании Уинстон Черчилль и Тони Блэр, Папа Римский Иоанн Павел II, чешский президент Вацлав Гавел. В прошлом году премии удостоился глава Европарламета Мартин Шульц. ВКонтакте Telegram Twitter LiveJournal Одноклассники Мой Мир Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Вячеслав Чешский, св. Описания иконы Вячеслав Чешский, св. - житие Благоверный князь Вячеслав Чешский (память 4 марта и 28 сентября по старому стилю) Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святи[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Чехия. 2005-6.] Св. Вячеслав Чешский. Кадлецова Анна (Ивета) (Выпускница Иконописной школы 2005 г.). Икона. Чехия. 2005 - 2006 годы. Файл 4920.jpg:   Размер: 814x1200, 0.98 MPix, 116 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (411) , (27) . Описание: [Москва] Святой Вячеслав князь Чешский. На полях иконы: святой великомуч. Пантелеимон и святой Лука Крымский. Именная икона(20,5Х28 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, тиснение под позолоту, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19238.jpg:   Размер: 750x1011, 0.76 MPix, 398 Kb. Дата: 2012-08-16, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 3 (264) , (8) . Описание: Икона Вячеслав Чешский, св.Находится пгт.Куриловка.Храмовый праздник нижней церкви в честь благоверного мученика Вячеслава, князя Чешского Христорождественского собора села Куриловка Днепродзержинской епархии УПЦ МП. Файл 25630.jpg:   Размер: 987x1317, 1.3 MPix, 194 Kb. Дата: 2015-10-15, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1469

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе «Деяний святых» католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как «добрый король Венсеслас» в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам — доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю. С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу «Птицелов». Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита. Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики — те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности «солунских братьев», а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата. Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

– И в заключение: как все же должны выстраиваться правильные отношения между Церковью и государством? – Главные слагаемые симфонии Церкви и государства состоят в том, чтобы обе формы организации выполняли свое служение как можно лучше, по евангельским заповедям: чтобы государство занималось своими делами, общественными, а Церковь – духовными, чтобы между ними было спокойное мирное сосуществование, а не вмешательство в дела друг друга. Один богослов говорил, что симфония образуется тогда, когда звучат хотя бы два голоса. Если один голос говорит, а другой молчит, то симфонии не может быть. И наоборот: если один говорит, а другой вторит ему, тоже нет симфонии. Симфония будет тогда, когда каждый будет говорить своим свободным гласом. Справка. Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии датируется IX веком. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее Кирилло-Мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. 1. Реформы, особенно в области децентрализации административной власти, не были одобрены Советским Союзом, который после неудачных переговоров ввел в Чехословакию войска Варшавского договора (август 1968 г.), после чего произошла силовая кадровая перестановка руководства Чехословакии.

http://pravoslavie.ru/86868.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010