[груз. ] (Багратиони Теймураз; 17.10.1720, Телави - 1.03.1788, Тбилиси), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1744-1755, 1764-1788), видный гос. и церковный деятель, дипломат, писатель, философ, историк, грамматик. Царевич, сын Картлийского царя Иессея (1714-1716, 1724-1727) и Елены, дочери царя Ираклия I (кахетинская ветвь Багратиони), племянник царя Вахтанга VI Законоположителя . Воспитывался в г. Телави вместе с двоюродным братом со стороны матери, буд. царем Ираклием II . Изучал Свящ. Писание, греч., татар. и персид. языки, светские науки. На формирование личности А. оказали большое влияние его восприемник архим. мон-ря Давидгареджи Спиридон и еп. Памфилийский Парфений. В 15 лет А. обручился с дочерью влиятельного политического деятеля Гиви Амилахвари, однако иран. полководец Тамаз-хан, захвативший в 1735 г. Тбилиси, отобрал у него невесту. А. поступил в мон-рь Давидгареджи, в 1738 г. переехал в Зап. Грузию и в мон-ре Гелати Абхазо-Имеретинским Католикосом-Патриархом Григорием II был пострижен в монашество. В 1739 г. А.- игумен Гелатского мон-ря, в 1740 г. хиротонисан во епископа Кутаисского (1740-1742) и возведен в сан митрополита, в 1743-1744 гг. вернулся в Давидгареджи. В 1744 г. А. избран Католикосом-Патриархом Вост. Грузии, что имело важный политический аспект,- это событие совпало с воцарением Теймураза II Багратиони в Картли и его сына Ираклия II в Кахети. После длительного периода оккупации Вост. Грузии османами (1723-1735), затем персами (1735-1744) Теймураз II и Ираклий II начали гос. деятельность с проведения ряда реформ в области военного дела, судопроизводства, в сфере экономики и т. д., подготавливая почву для воссоединения Картли и Кахети (что совершилось в 1762, после смерти Теймураза II). Будучи сподвижником Ираклия II, А. поддерживал начинания дяди и двоюродного брата, принимая активное участие в осуществлении преобразований в сферах церковного управления, образования и экономики. Во время Патриаршества А. увеличилось количество духовных школ и уч-щ, был упорядочен чин богослужения, восстановлены деревни, принадлежавшие храму Светицховели .

http://pravenc.ru/text/116046.html

«Антоний I, Католикос Карталинский, Кахетинский и Алванский, был сын царя Иессея 1 , брата Вахтанга VI Законоположителя; родился в 1714 году и назван Арчилом. Архимандрит Спиридон, настоятель Гареджийской пустыни, восприемник Арчила от св. купели и наставник, воспитал его в пустыне, где при нём находились также, в качестве дядек, князья Подар Херхсулидзе, Иосиф Палавандов и принявший христианство из магометан Мирза-Али (Илья) Испаганский. Здесь изучил он св. Писание и светские науки, языки татарский и персидский. По случаю разорения Грузии турками и частых, нападений лезгин, Арчила увезли в 15-летнем возрасте, в 1720 году, в Осетию, куда последовал за ним и находившийся в это время в Тифлисе Митрополит Памфилийский Парфений, от которого он выучился греческому языку 2 . После смерти его отца, царя Иессея, турки в знак уважения предоставили в его владение отцовский дворец 3 в Тифлисе и назначили ему содержание из городских доходов. Здесь он вступил в супружество, но по причине семейных неприятностей и других обстоятельств, вскоре вынужден был оставить жену и удалиться в Имеретию. Спустя несколько лет супруга умерла, и Арчил, оставшись вдовцом, был пострижен в монахи Имеретинским Католикосом Григорием, принял имя Антония и звание Настоятеля Генатского монастыря. А в 1738 г., после Кутаисского Митрополита Тимофея (того самого, сочинение которого «Путешествие по Востоку» издано в прошлом году, по приказанию Его Светлости Князя М. С. Воронцова), по воле царя Александра, Антоний возведён на сан Митрополита Кутаисского. Тогда ему было 24 года. Его мать – Царица Елена 4 , проживавшая в Москве, переживала о таком поступке сына и между прочим писала ему: «Почто, сын мой, поразил мечём сердце моё и без того тоскующее на чужбине? Теперь потеряна вся надежда к нашему возвращению в отечество. Брата у тебя нет: зачем же потерял царство и надежду царства, которое Бог скоро избавит чрез Русских от тирании турков!» Когда Шах-Надир изгнал турок из Грузии и вверил царство Теймуразу и его сыну Ираклию. Теймураз пожелал переместить Антония, как своего племянника, из Имеретии в Карталинию; вскоре представился случай: в 1747 г. скончался Тифлисский Католикос Николай, и Антоний был вызван на его место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грезн - виноградная кисть. Гресе - грехе Начало страницы Д Да бых аз отселе престал - чтобы я наконец прекратил Даси - дашь Деля - для Десный - правый Десница - правая рука Детель - дело, деятельность Длань - ладонь Днесь - сегодня Доброта - добрые качества, красота Довлеет - достаточно Да довлеет - пусть будет достаточна Догматик - песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе Доле - внизу, в преисподней Должником - должникам Дондеже - до тех пор, пока Древле - некогда, когда-то, в древности Душе - дух (звательный падеж) Дщерь - дочь Начало страницы Е Е - его Егда - когда; в то время как Егоже - которого Еда - неужели; разве Еда како - чтобы не Еже - которое; чтобы Ей - да Еликий - сколький Елицы - те, которые Еммануил - " с нами Бог " Еродий - цапля, аист Еси - ты есть Есмь - я есть Ехидна - ядовитая змея Начало страницы Ж Живот - жизнь Живый - живучий Жрети, пожрати - приносить жертву Начало страницы 3 Законоположите - указывать путь закона Зане, занеже - ибо, так как, потому что Зелие - зелень, трава Зело - очень, весьма Зрак - вид, образ, лицо Зря - видя Начало страницы И И - его Идеже - там, где Иже - который, которые, что, тот, где Извествовати - утверждать, удостоверять Известно - наверно, твердо Изрядно - особенно Икос - см. КОНДАК Имже - тем, те; который, которым Имя рек - " назови имя " Ин - другой Иногда - некогда, когда-то Ирмос - начальная песнь каждой песни канона (обычно содержит ветхозаветные прообразы) Искони - издревле Исперва - из древности Исповедание - открытое признание Иссоп - трава, из которой делаются кропила Истощати - опустошать, разрушать Ихже - которых Начало страницы К Камо - куда Канон - песнопение в честь праздника или святого. Обычно состоит из девяти песен (точнее - из восьми, т. к. вторая песнь опускается - она бывает в великопостных канонах), содержащих Ирмос и оставленные по образцу ирмоса Тропари Катавасия - название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Происходит это выражение от katawasio - спускаться, сходиться, так как «катавасии» в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвышений, выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос. (Киприан Керн " Литургика. Гимнография и эортология. " )

http://pravicon.com/text-36

III. Послушники Николай Крылов и Петр Соловьев прилежно учились новогреческому языку, как книжному, так и разговорному. Посильное разумение того и другого языка и слабое лепетание по-новогречески суть плоды их прилежания. Николай Крылов перевел с греческого следующие извлечения, сделанные архимандритом Порфирием в конце прошлого года из кодекса Святейшей Патриархии Иерусалимской: 1) Письмо Назаретского митрополита Иоасафа к Петру I 2) Его же письмо к генерал-адмиралу и Наместнику Сибири Феодору Алексеевичу 1704 года 66 . 3) Его же письмо к великому гетману Иоанну Стефановичу Мазепе 67 . 4) Обличительное послание Иерусалимского Патриарха Досифея к Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому . 5) Послание того же святителя к Вселенскому Патриарху о трех догматических заблуждениях Киевской Академии и о том, чтобы на месте Патриарха Адриана избран и поставлен был святитель из великороссиян, а не из заблуждающих киевлян. 6) Его же два письма к Иоанну Мазепе. Петр Соловьев перевел с греческого следующие извлечения, сделанные тем же архимандритом из того же кодекса: 1) Грамоту Иерусалимского Патриарха об освобождении от долгов грузинских монастырей в Иерусалиме грузинским царем Георгием и братом его светлейшим Бир Леваном 68 ; 2) Его же послание к Мекесу Карталинии и всей верхней Иверии Николаю Багратиону о разных предметах; 3) Его же послание к грузинскому царю Мекесу Вахтан у 69 о разных предметах 1706 года. Сии переводы еще не рассмотрены архимандритом Порфирием по причине глазной болезни, доселе обдержащей его с последних дней апреля. IV. Архимандрит Порфирий с послушниками Крыловым и Соловьевым совершил путешествие в окрестностях Яффы, Лидды, Рамлы и Абуда в течение 5 дней (с 21 по 26 июня) с целью дознать библейское расселение колена Вениаминова, открыть место, на котором произнесена Молитва Господня (эта цель еще не достигнута), и приобрести понятие об архитектуре древних церквей палестинских. Планы и виды, снятые во время сего путешествия, именно, план развалин древнего приморского города Аполлонии [в 3-х часах езды от Яффы на север], вид византийских колонн, капителей и фризов внутри храма Абудского, внутренний вид развалин церкви в селении Ибне [филистимский город Ямния]; план и вид развалин сарацинской крепости и истока реки Одже, приготовляются послушником Соловьевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мужской монастырь Симеона Богоприимца в Катамонах Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православный мужской монастырь и храм на месте дома святого праведного Симеона Богоприимца расположены на вершине холма в северной части Катамона, одного из респектабельных районов современного Западного Иерусалима. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] На юго-запад о города Иерусалима находятся горы холмы, служащие западною границей долины Титанов, т.е. поля Великанов, которое начинается с подошвы горы, с находящеюся ней Священною обителью Пророка Илии и оканчивается к северу до ущелья Гиона. А между долиной Великанов и долиной Креста, называемою Вад-иль-Паша, возвышается продолговатый холм, простирающийся с юга от долины, известной под именем Ахмеда, к северу до места, называемого мельницами Ибрагима Паши, где ныне находится великая школа Латинян. К северу от этого холма находится низменная долина Эннома, в которой по это время сохраняется верхняя купель, упоминаемая пророком Иеремией; а к востоку от него простирается поле Великанов, которое по возделанности, представляет зрителю на всем пространстве своем чудное зрелище; к западу же от него находится долина Игемона или, как называют ее Арабы, Вад-иль-Паша, с находящеюся в ней Свящ. Обителью Честнаго Креста, испещренная углублениями и возвышениями, усеянными множеством масличных деревьев; наконец к югу от холма виднеются горы и долина Ахмеда (Вад-иль-Ахмед), местами усаженная масличными деревьями и проходящая до того места, где начинаются сады селения Малхы орошаемые вечно текущей прозрачной водой. Между жителями Сионских гор сохраняется и по ныне древнейшее предание, что на холме, лежащем в югу от продолговатой горы, выше уже описанной, находился дом праведного и благочестивого Симеона с его садом, в котором были и семейные их могилы, как это было к обычае у Иудеев. Что касается построек древнейших времен, то все они с течением времени были истреблены и исчезли. В 1177 году Грузинский царь Вахтан-Гаркаслан, заключивший союз с Египетскими султанами против Крестоносцев, выпросил себе монастырь Честнаго Креста и другие монастыри, для содержания и сохранения которых переселил в них многих грузин из Грузии, из которых некоторые поселились даже в разных деревнях.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Храм в честь святого Александра Невского (Донецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь святого Александра Невского - православный храм в Донецке, главная святыня храма - мироточивая икона святителя Николая. Содержание История [ править править код ] Храм построен на средства семьи Момотов. 16 мая 1996 года трагически погиб известный местный предприниматель Александр Момот. Это был перспективный ученый — академик академии экономических наук Украины, член корреспондент академии информатики Украины, I президент Донецкого акционерного научно-коммерческого общества «Данко», талантливый бизнесмен и просто прекрасный человек. Родные и близкие люди в память Александра задумали и осуществили благое дело — построили храм. Освящение места под строительство храма состоялось 10 февраля 2001 года. Автор храмового комплекса в честь святого благоверного князя Александра Невского — архитектор, академик Украинской академии архитектуры Дмитрий Нилович Яблонский, который знаменит многими гражданскими и культовыми сооружениями по всей Украине. В Донецкой области по его проекту был также возведен Свято-Георгиевский собор г. Макеевки. Храм святого Александра Невского помогала проектировать и достраивать после кончины Д.Н. Яблонского его дочь Анна Дмитриевна. Непосредственно строительством занималось макеевское ООО «Меридиан Плюс», руководил которым Вахтан Бидзинович Жвания, техникой и специалистами помогала холдинговая компания «Донбассшахтострой». Иконостас сделан из ольхи харцызскими мастерами. Одним из благотворителей из семьи Момотов был Авитан Вениамин Наумович (1933 — 14.07. 2007 г.). Именно он помогал во всех вопросах, которые возникали во время строительства. Все антикварные иконы, подаренные Вениамином Наумовичем, относятся к XVIII веку и являются украшением храма. У входа в храм на плите из белого мрамора золотыми буквами выгравировано: «Сей святой храм в честь святаго благоверного князя Александра Невского сооружен в городе Донецке тщанием и богоугодными пожертвованиями семьи Момотов в память о приснопоминаемом сыне, брате, муже, отце — Александре Васильевиче Момоте по благословению высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского в 2002 году от Рождества Христова».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_с...