Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАХАН МАМИКОНЯН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вахан Мамиконян (Ваан) [арм. (?) ] (+ 505 / 506 ), марзпан (военный наместник) Армении Сын Амаяка, брата Вардана Мамиконяна . В детстве потеряв отца, был вместе с братьями взят заложником в Персию , затем выкуплен грузинским питиашхом (князем) Аршушей, мужем сестры его матери. Вернувшись в Армению, поднял восстание против персов и в течение нескольких лет возглавлял борьбу христианских народов Кавказа против попыток Сасанидов искоренить Христианство в Армении, Грузии и Кавказской Албании , насадить там зороастризм и полностью подчинить персидской державе . После разгрома персидской армии в войне с эфталитами (белыми гуннами) на восточных границах государства Сасанидов и гибели шаханшаха Пероза его брат и преемник Балаш заключил мир с Ваханом Мамиконяном и получил его поддержку в борьбе со своим братом Зарером (Зарехом), оспаривавшим у него престол. Армянские отряды разбили сторонников Зарера, а сам он бежал в горы и был убит. Вахан был приближен к сасанидскому двору и вскоре, в 485 году, назначен марзпаном Армении с резиденцией в Двине . Условия мирного договора с восставшими предусматривали утверждение в Армении Христианства в качестве государственного вероисповедания, запрещение там зороастризма и разрушение зороастрийских храмов. Шаханшах Балаш удовлетворил требования армян в надежде установить прочный мир; его правление в целом отличалось терпимым отношением к христианам. В дальнейшем Сасаниды не пытались насаждать зороастризм ни в Армении, ни в других зависимых от них странах Кавказа, в чем немалая заслуга принадлежит Вахану Мамиконяну. При нем был восстановлен соборный храм Вагаршапата и учреждены там монастырь и братство. Настоятелем монастыря он назначил своего друга Лазара Парпеци , который воспитывался матерью Вахана вместе с ее четырьмя детьми и, по всей вероятности, находился в родственных связях с семьей Мамиконянов. По повелению марзапана Мамиконяна Лазар написал «Историю Армении». Ценные сведения о времени правления Вахана сохранились в адресованном ему " Послании " Лазара Парпеци.

http://drevo-info.ru/articles/13671532.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛАЗАР ПАРПЕЦИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лазар продолжил образование у другого своего родственника, Агана Арцруни, принявшего в юности монашеский сан. Он же постриг Лазара Парпеци в монашество . Для усовершенствования образования Лазар Парпеци направился в Византию . Об этом периоде своей жизни он пишет: я по мере способностей своих был занят изучением греческой науки и, насколько это было под силу моему скудоумию, читал книги мужей святых. По возвращении из Византии он поселился в семье Камсаракан, принадлежавшей к известному нахарарскому роду. Его пребывание в этой семье совпало с бурным периодом армяно- персидских войн. Когда воцарился мир, марзапан Армении Вахан Мамиконян около 486 года назначил товарища своего детства настоятелем соборной церкви в Вагаршапате (монастырь Эчмиадзин ). Здесь Лазар Парпеци развернул бурную деятельность, направленную на благоустройство монастыря, и своими проповедями приобрел известность среди народа. За время службы в Эчмиадзине собрал библиотеку, которой сам руководил. Библиотека существовала много веков и сохранилась до наших дней, находится в Ереване и именуется Матенадараном - Институтом древних рукописей имени Месропа Маштоца Популярность Лазара Парпеци вызвала неприязнь у его завистников, и они добились его удаления из монастыря. После этого он переехал в Южную Армению и поселился в городе Амиде . Автор предисловия к " Посланию " сообщает: Когда завистники увидели это, - прибавили еще больше ложных речей об этом месте и об учении его, чтобы тем самым унизить высокое его имя... Услышав обо всем этом, Лазар, словно доблестный воитель, вооружился " . Он написал свое " Послание " и отправил его Вахану через посредство " благосклонного великого и благородного нахарара Амазаспа Мамиконяна, который в действительности сделался виновником возврата его на родину. " Послание " Лазара Парпеци представляет собой замечательный литературный памятник, автор которого разоблачает своих противников, раскрывая их невежество и моральные недостатки. Лазар возвеличивает Вахана и взывает к справедливости. Причину гонений он видит в зависти " лжеречивых иноков " , он высмеивает своих противников, разоблачая их невежество. Полемичность " Послания " отражала борьбу передовых мыслителей того времени против сторонников персидской ориентации.

http://drevo-info.ru/articles/13671540.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН МАМИКОНЯН [Ваан; арм. (?) ] († 505/6), марзпан (военный наместник) Армении. Сын Амаяка, брата Вардана Мамиконяна . В детстве потеряв отца, был вместе с братьями взят заложником в Персию, затем выкуплен груз. питиашхом (князем) Аршушей, мужем сестры его матери. Вернувшись в Армению, поднял восстание против персов и в течение неск. лет возглавлял борьбу христ. народов Кавказа против попыток Сасанидов искоренить христианство в Армении, Грузии и Кавказской Албании, насадить там зороастризм и полностью подчинить персид. державе. После разгрома персид. армии в войне с эфталитами (белыми гуннами) на вост. границах гос-ва Сасанидов и гибели шаханшаха Пероза его брат и преемник Балаш (среднеперсид. Warda  xš, Walaxš; 484-488) заключил мир с В. М. и получил его поддержку в борьбе со своим братом Зарером (Зарехом), оспаривавшим у него престол. Арм. отряды разбили сторонников Зарера, а сам он бежал в горы и был убит. В. М. был приближен к сасанидскому двору и вскоре назначен марзпаном Армении с резиденцией в Двине (485). Условия мирного договора с восставшими предусматривали утверждение в Армении христианства в качестве гос. вероисповедания, запрещение там зороастризма и разрушение зороастрийских храмов. Шаханшах Балаш удовлетворил требования армян в надежде установить прочный мир; его правление в целом отличалось терпимым отношением к христианам (ок. 491 он направил католикоса Церкви Востока Акакия Селевкийского послом к имп. Зинону; по его распоряжению митр. Нисибинский Бар Саума участвовал в демаркации границы с Византией). В дальнейшем Сасаниды не пытались насаждать зороастризм ни в Армении, ни в др. зависимых от них странах Кавказа, в чем немалая заслуга принадлежит В. М. При нем был восстановлен соборный храм Вагаршапата и учреждены там мон-рь и братство. Настоятелем мон-ря он назначил своего друга Лазара Парпеци , к-рый воспитывался матерью В. М. вместе с ее 4 детьми и, по всей вероятности, находился в родственных связях с семьей Мамиконянов. По повелению В. М. Лазар написал «Историю Армении». Ценные сведения о времени В. М. сохранились в адресованном ему Послании Лазара Парпеци. Лит.: Labourt J. le christianisme dans l " empire Perse sous la dynastie Sassanide. P., 1904. P. 143-155; Christensen A. L " Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P. 289-290, 523; Ачарян Р. Словарь армянских личных имен. Ереван, 1962. Т. 5. С. 11-13 (на арм. яз.); Чамчянц М. История Армении. Ереван, 1985. Т. 1. С. 527 (на арм. яз.). М.-Э. Ширинян, А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149943.html

Марзпан Вахан Мамиконян поручил Лазару Парпеци создать " Историю Армении " , которая мыслилась как продолжение " Истории " Фавстоса Бузанда . Это сочинение было написано в 490 - 495 годах. В качестве источников Лазар Парпеци использовал исторические труды Агафангела , Фавстоса Бузанда, Корюна , а также народные предания, эпос. Многое заимствовал он и из трудов Мовсеса Хоренаци и Егише. Первая часть " Истории " освещает историю Армении начиная от раздела армянского государства (387) между (Римская империя=Римской империей)) и Сасанидским Ираном и вплоть до падения династии армянских Аршакидов ( 428 год) - " полной гибели нашей страны Армянской " и смерти творцов армянского алфавита - католикоса Саака и Месропа Маштоца . Вслед за Егише Лазар Парпеци описывает мужественную борьбу армянского народа против иранских поработителей в середине V века. Однако необходимо отметить, что сочинение Егише выгодно отличается от произведения Лазара Парпеци, так как Егише не только опирался на первоисточники, но был современником и даже участником описываемых событий, в то время как Лазар Парпеци во многом черпал сведения из второстепенных источников, из народных преданий и сказаний. Для создания второй части своего труда Лазар Парпеци использовал сочинение Егише. Различие между этими двумя произведениями заключается в том, что " История " Парпеци является панегириком роду Мамиконян, в особенности спарапету Вардану. Автор характеризует своего героя Вардана Мамиконяна как мученика за христианскую веру. Последняя часть сочинения Лазара Парпеци посвящена восхвалению рода Мамиконян, в особенности Вахана Мамиконяна и его братьев. Автор подробно рассказывает о полученном ими образовании, об их воинских подвигах во время борьбы с персами. Лазар Парпеци раскрывает существовавшую в тот период в Армении социально-политическую обстановку, показывая ее в самом неприглядном виде. Царствовала разруха, невиданных размеров достигала коррупция, многие нахарары в погоне за богатством и высокими должностями принимали зороастризм. В результате восстания армян под руководством Вардана Мамиконяна в 451 году против персидских угнетателей, кульминационным пунктом которого явилось Аварайрское сражение , персидский царь вынужден был объявить свободу религии в Армении, что нашло выражение в Нуарсакском договоре 485 года. Согласно этому договору, персидские маги должны были отказаться от политики насильственного обращения армян в зороастризм, вывести из Армении жрецов и разрушить построенные ими капища, в стране должно было отныне свободно исповедоваться христианство. Этот акт дал возможность армянскому народу предотвратить угрозу ассимиляции.

http://drevo-info.ru/articles/13671540.h...

Матусага ответил отказом. И Езру пришлось во второй раз посылать послов на поклон к епископу сиунийскому и – тоже без особенного успеха (Orbélian, рр. 72. 73). Кафедра епископов сиунийских в то время (ibid. рр. 22–30; Introduction рр. 59, 61. 64) была в Шагате ( λ+39°34». 1   λ+45°54 " 7  Greenwich). В настоящее время Шагат – незначительное село в расстоянии до 250 километров от Эчмиадзина (via Нахичеван). Следовательно на одни переговоры с Матусаги Езра потратил целые недели. – По всему этому я и предполагаю, что собор в Карине состоялся не ранее осени 628 г., а может быть и в первые месяцы 629 г. 43 р. 54: (= μγα μρος  ν)   (=  το  μρος)   (= τ  μρος)   (буквально  τ  πατριρχ)   (=  τν  σταυρν). Речь, следовательно, идет все о той же частице, отрезанной в Ерезе. Происшествие, как показывают последние строки, составляет часть местной истории монастыря Глака. Автор знает и дальнейшую судьбу этого креста, названного дзидзарнским. Следовательно, известие, что частица отрезана именно в Ерезе (Agathangelus, ed. Р. de Lagarde, n. 21, p. 14: ες τν κελισηνν λεγομνην πατρδα  ν τ κμ (n. 132: κωμοπλει) τ καλουμνη ρηζ, ныне Эрзингьян, Эрзинджан), почерпнуто из надежного источника, – тем более, что оно с рассказом об униональном соборе ни в какую связь не поставлено, да и там город Карин не упомянут. Таким образом показание Ованнеса Мамиконьяна, видимо неизвестное Э. Герланду, вполне подтверждает его догадку (Byz. Zschr., Ill, 372): «вероятно император избрал путь в то время самый употребительный: по Араксу вверх чрез Карин и Кесарию в Константинополь. 44 , дахекан, νμισμα. Следовательно, Вахан получил крест с частицею животворящего древа за пожертвование в пять кентинариев золота (вероятно около 138000 р. зол.). 46 J. O. Land b Anecdota Syriaca 1, 1–22 (Lugduni Batavorum 1872) под причудливым заглавием: «Liber Chalipharum» издал заметки сирского писателя, жившего ок. 730 г.; в свою очередь этот «stultissimus homo», – как аттестует его Ланд (р. IX), – пользовался хронографиею, составленною около 642 г. Так как под 636 г. («индиктион  ντη») занесено известие о смерти остиария одного из мардинских монастырей, Шемъона, брата Таумы пресвитера, то Ланд и сделал совершенно справедливое предположение, что этот пресвитер Таума и есть автор той хронографии, из которой делает извлечения librarius VIII в. – Цитую по страницам сирской рукописи. 47 F. 49 v. 60 г. – Дальнейшее сообщение повторено – в сущности буквально – дважды: a=f. 43 v., b=f. 50 rv. – Имеющие интерес для рассматриваемого вопроса варианты: ; т.е. в а читается ARBSVS TRIBTVS и ARINA, в b ARBSVS PTMVS и ARINV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

На Восточном факультете я слушал у него разные курсы, и считаю его одним из своих учителей, хотя научный руководитель у меня был другой. Но самое главное — это то, что мне удалось ездить с ним в экспедиции уже больше 20 лет назад – когда я еще был студентом, а он деканом Восточного факультета. Тогда  удавалось получать гранты на исследовательские поездки студентов и преподавателей, и мне посчастливилось быть в числе этих людей. Мы были в Таджикистане, на раскопках Пенджикента. Вообще, раскопки в Пенджикенте начались в 1946, и Иван Михайлович там впервые появился еще студентом, и с тех пор ездил в Таджикистан регулярно. Особенно много Иван Михайлович работал в Пенджикенте  в 60-70- годы, и оставил там яркую память, хотя потом появлялся там эпизодически. Но до сих пор старожилы помнят и его повадки неординарного человека, и то как он организовывал быт, досуг, как он общался с местными рабочими  на таджикском языке, причем брал самых неискушенных в русском языке, чтобы было максимально аутентично. Он сочинял песни, стихи, пьесы. Он был человеком возрожденческого типа! Он принадлежал к великой плеяде ученых, которые сейчас уходят н глазах, и их некем заменить! Мы на днях сидели с коллегами на поминках, и вспоминали, когда была последняя кандидатская защита по иранистике в Петербурге, и пришли к выводу, что после 2010 года ни одной защиты не было!  А ведь советская иранистика была сильнейшей, в послевоенные годы для иранистов всего мира было нормой читать по-русски! Русский язык был языком иранистики, несмотря на то, что страна была закрытой. Ленинград в 60-е был столицей иранистики, и в Ленинграде был сектор курдологии из 10 человек, а во всех университетах Европы было только по одному специалисту по курдскому языку. Он некоторое время работал учителем в горной долине Вахан, собирал материалы по ваханскому языку. Это одна из горных долин Памира, и как это часто бывает, туда забрасывает архаику, которая там сохраняется, и которой нет на равнине. И языковая картина на Памире, как, кстати, и на Кавказе, или в Гиндукуше – характерный тому свидетель. Иван Михайлович занимался ваханским языком, который расположен был на границе Советского Союза и Афганистана в высокой труднодоступной местности, высота более 2000 метров, суровый климат. Он там работал учителем русского языка, в советское время ведь были существенные доплаты.

http://pravmir.ru/steblin-kamenskiy/

357 Ср.: санскр. deva, авест. dava, микенск. Diwe, греч. Ζευ ς, лат. Iuppimer u Deus, фр. Dieu, ит. Dio, исп. Dios, португ. Deus, рум. Dumnezeu. 358 Так, известно, что богине Кали она дала бедра, а Ганеше – Крысу – вахан (санскр. vahana – букв. «восседать, ехать на чем-либо»), транспортное средство этого бога. 359 К адитьям обычно относят следующих богов: Варуну, Митру (бога света и дня), Арьямана, Аншу, Бхагу, Дхатара, Индру, Вивасвата (Сурью) (бога Солнца). 360 Здесь и далее текст Ригведы приводится по изданию: Ригведа. Мандалы/пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1999 361 Вахана (букв. «тот, на ком восседают, едут») – существо, используемое богами для передвижения. Это могут быть как реальные животные, так и мифические. Часто вахана становится и одним из символов божества. 362 Подробнее об этих функциях древних верховных божеств см.: Элиаде М. Трактат по истории религий. Т. 1. СПб.: Алетейя, 1999. 363 В одной Ригведе Индре посвящено около 250 гимнов, в то время как Варуне – 10, Митре, Варуне и адитьям вместе – около 35. 364 Мотив борьбы бога со змееподобным существом весьма распространен в мифологиях древних народов. Например, он встречается в аккадском мифе о борьбе Тиамат с Мардуком, хеттском мифе о борьбе между Тешубом и Иллуянкой. 365 Можно вспомнить, что именно Индре принадлежит заслуга утверждения неба и земли на их традиционных местах, что, в общем-то, и положило начало становлению мира. 366 Имя божества Агни (Agni) этимологически родственно лат. ignis, литовск. ugnis, русск. огонь, сербск.-хорв. oganj, польск. ogien " . 368 Подробнее о понятии тапас см. ниже, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 369 Подробнее о дхарме см. ниже, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 374 Термины «ведическая религия», «брахманизм» и «индуизм» обозначают разные явления в религиозной жизни Древней Индии. Однако эти явления не имеют отчетливых временных границ. Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, когда одно религиозное явление уступает место другому. Процитируем мнение по данному вопросу одного из современных авторитетных исследователей-индологов: «Эта терминология расплывчата. “Брахманизмом” мы называем религию, которая опирается на Веду, рассматриваемую как “Откровение”, Шрути, и которая добавляет к ней тексты, образующие “Традицию”, Смрити. Индуизм второго периода, проявляющийся прежде всего в эпосе, не порывает с этими авторитетными источниками, но несколько о них забывает и, опираясь на другие тексты, в частности на пураны, дает иное направление теологии и ритуалу. Тем не менее брахманизм продолжает оставаться ортодоксальным ядром индуизма» (Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в Древней Индии. М., 2005. С. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Византийские источники ничего не говорят нам о том, когда Ираклий осознал серьезность положения и начал сбор сил для решительного отпора мусульманскому завоеванию, еще менее осведомлены об этом были арабские историки, но они смело пишут о совещаниях у императора и приводят речи их участников. Можно только догадываться, что подготовка большой армии должна была начаться не позднее начала осады Химса. Возглавили ее сакелларий (казначей) Феодор и армянский военачальник Ваган/Вахан (в арабской транскрипции – Бахан, в некоторых источниках вследствие искажения первой буквы – Махан). Сборным пунктом была Антиохия или Эдесса. Как распределялись функции этих двух военачальников, сказать трудно, арабские источники на первый план выдвигают Бахана. Возможно, что группа Бахана формировалась в Эдессе и состояла в значительной части из армян, а группа Феодора – в Антиохии и состояла из регулярного императорского войска. Численность всей армии, по наиболее трезвым оценкам, достигала 40 – 50 тыс. человек, в то время как все мусульманские силы в Северной Сирии вряд ли превышали 15 тысяч 175 . Принимать бой в таких условиях, когда к тому же часть этих сил рассеялась на обширном пространстве в виде мелких отрядов, рыскавших в поисках добычи, было самоубийственным. Ал-Азди (а вслед за ним ал-Куфи) сообщает, что Абу Убайда отозвал Майсару б. Масрука от Киннасрина и собрал все силы в Химсе, a Халида б. ал-Валида c 1000 всадников отправил в Дамаск. Ha собранном затем военном совете высказывались две противоположные точки зрения: одни советовали укрыть семьи в Химсе, а самим дать бой перед городом, другие были за отступление к Дамаску 176 . Приняв решение отступить к Дамаску, Абу Убайда будто бы приказал своему уполномоченному по сбору дани возвратить собранное жителям Химса, поскольку мусульмане не в состоянии выполнить свое обязательство обеспечить безопасность города, записанное в договоре 177 . Если это хоть в какой-то мере соответствует действительности, то можно только подивиться политической мудрости мусульманских руководителей – лучшего способа рекламы новой власти невозможно придумать.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Одной из самых многочисленных является исмаилитская община Афганистана, в свою очередь разделенная на 2 крупные группы: исмаилитов-хазарейцев, возглавляемых наследственным пиром Сеидом Насир-шахом Нодири, и исмаилитов афганского Бадахшана (Дарваз, Шигнан, Ишкашим, Вахан), к-рыми руководят многочисленные наследственные пиры и халифы (заместители пира). И.-хазарейцы в основном проживают в Хазараджате, в районе Доши пров. Баглан, а также в Кабуле. Общину на протяжении 2 веков возглавляют представители рода сеидов Кайани. Первым офиц. главой общины из этого рода стал Абдул-шах Хади. В 30-х гг. XIX в. он получил от имама И.-низаритов Ага-хана I фирман (указ) о назначении пиром И.-хазарейцев Афганистана. В эпоху правления Хафизуллы Амина И.-хазарейцы подвергались репрессиям. При Бабраке Кармале (1979-1986) и Наджибулле (1986-1992) пиры Кайани стремились не участвовать в гражданской войне. Сеиду Мансуру Нодири удалось установить хорошие отношения с кабульским режимом и с нек-рыми лидерами оппозиции (Бурхануддином Раббани, Ахмад-шахом Масудом и др.), обезопасив границы компактного проживания И.-хазарейцев в пров. Баглан. Он создал там собственную администрацию, сформировал вооруженные отряды и организовал сеть торговых и финансовых учреждений. Когда талибы захватили власть в Кабуле в 1996 г., руководство И.-хазарейцев вошло в антиталибский альянс. Из-за преследований со стороны талибов Сеид Мансур Нодири и некоторые др. руководители И. были вынуждены эмигрировать из страны. Вторая самостоятельная группа И.-низаритов Афганистана проживает в пров. Бадахшан. Она управляется местными пирами, к-рые, как правило, передают свой пост по наследству. Каждый пир в зависимости от количества дворов, входящих в его паству, имеет определенное количество халифов, к-рые занимаются сбором закята (обязательного налога на имущество и доходы, идущего на нужды общины) и следят за соблюдением традиц. обрядов и обычаев. Летом 2002 г. Ага-хан IV издал фирман, призывающий упразднить функции пиров как наследственных лидеров местного исмаилизма.

http://pravenc.ru/text/исмаилиты.html

[  назад  ] Католикосы Армян Католикосы ААЦ Тадеос Апостол (43-66) Бардухимеос Апостол (60-68) Закария (68-72) Зементос (72-76) Атрнерсе (77-92) Муше (93-123) Шаен (124-150) Шаварш (151-171) Гевондиос (172-190) неизвестно Меружан (240-270) неизвестно Первый Престол в Эчмиадзине (301-452) Григор I Просветитель (302-325) Аристакес I (325-333) Вртанес I (333-341) Усик I (341-347) Парэн I (348-352) Барсег I (362-364) Нерес I (353-373) Шаак I (373-377) Завен I (377-381) Аспуракес (381-386) Саак I (387-439) Овсеп I (440-452) Престол в Двине (452-992) Мелите (452-457) Моисей I (457-464) Гют (465-474) Христофор (475-479) Иоанн I Мандакуни (480-486) Бабкен I (487-491) Самуил I (492-501) Муше I (502-509) Исаак II (510-515) Христофор II (515-521) Леонтий (521-523) Нерес II (524-532) Иоанн II (533-550) Моисей II (551-593) Авраам I (594-616) Комитас (671-624) Христофор III (625-628) Эзр (628-639) Нерес III Строитель (640-660) Анастасий (661-666) Израиль (667-676) Исаак III (677-702) Илия (703-717) Иоанн III (718-728) Давид I (729-740) Тиридат I (741-763) Тиридат II (764-766) Сион (767-774) Исаия (775-787) Стефан I (788-790) Иоанн IV (790) Соломон (791) Геворк I (792-794) Иосиф II (795-805) Давид II (806-832) Иоанн V (833-854) Захарий I (855-876) Геворк II (877-897) Машдоц (897-898) Иоанн VI Историк (898-929) Стефан II (929-930) Феодор I (930-941) Егхише (941-946) Ананий (949-968) Вахан (968-969) Стефан III (969-972) Хачиг I (973-992) Престол в Ани (992-1058) Саркис I (992-1019) Петр (1019-1058) Престол в Сивасе (1058-1062) Престол в Тваблуре (1062-1066) Хачиг II (1058-1065) Престол в Замидии (1066-1116) Григорий II (1066-1105) Василий (1105-1113) Престол в Дзвоке (1116-1149) Престол в Хромгле (1149-1293) Григорий III (1113-1166) Нерес IV (1166-1173) Григорий IV (1173-1193) Григорий V (1193-1194) Григорий VI (1194-1203) Иоанн VII (1203-1221) Константин I (1221-1267) Иаков I (1268-1286) Константин II (1286-1289) Стефан IV (1290-1293) Престол в Сисе (1293-1441) Григорий VII (1293-1307)

http://hierarchy.religare.ru/h-aincvost-...

  001     002