Скачать epub pdf БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О блаженном послушании Отцы и братия, хотя мы много раз уже говорили с вами о том, что блаженное послушание – это основание для духовного устроения нашей монашеской жизни, мне кажется полезным снова вернуться к этой теме. Послушание является практическим и целительным противоядием, потому что причиной нашего падения и смерти было преслушание. Излишне повторять вам о том, что Господь примером Своего всесвятого снисхождения положил послушание в основание для ниспровержения человеческого неповиновения и отступничества, откуда произошла и сама смерть. В этой беседе мы поговорим о способах, границах и законах осуществления послушания, а также о том, насколько все это полезно для нас. Авва Антоний сказал: «Послушание с воздержанием укрощает зверей» 102 . Истинность этих слов доказывалась и его собственной жизнью и жизнью его сподвижников, которые, осуществляя эту главную добродетель, не были тревожимы зверями, во множестве обитавшими в тех областях, где жили подвижники. Святые Отцы, сравнивая различные духовные добродетели и делания, единогласны в том, что послушание – первое делание. И они, конечно, не преувеличивают, потому что сам Господь, как я уже сказал, во время здешней земной жизни положил эту добродетель в основание нашего восстановления. Какой еще иной фактор или какая другая сила способны ниспровергнуть такие дьявольские страсти, как безначалие, бунтарство и отречение не только от воли Божией, но и от естественных законов и общественных установлений? Своим подчинением и послушанием Господь, как Образ нашего восстановления и воскресения, сокрушил и уничтожил средоточие растления человека – эгоцентризм, являющийся телом смерти и подлинным обликом и естеством отступника-денницы и всего, что приносит разрушение " весьма доброму " (ср. Быт. 1, 31 ) творению Божию. Масштабы того разрушения, которое происходит в человеке от эгоизма, когда он начинает подчиняться смехотворным прилогам диавола, побуждают мудрых осознать, кто они есть. Там, где это разрушение приобретает силу, погибает и сама человеческая природа. Сатана, несмотря на то, что претерпевает полное разрушение своей природы и живет и обитает в реальности вечного мучения, на деле не может измениться и покаяться. Хотя он и чувствует, что чем больше творит зла, тем больше мучается, все же он не имеет силы отказаться от зла. Таков результат самоначалия и так называемой «независимости», которые характерны и для нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf Содержание   Пролог Введение Глава первая Из Фив в исихастирий преподобного Ефрема на Катунаках Отец Прокопий и святые Феодоры Со старцем Никифором Отец и мать старца Глава вторая Ученичество у старца Иосифа Исихаста Кончина старца Иосифа Глава третья Новое братство старца Ефрема Сострадание к нищим и немощным Кончина старца Ефрема Глава четвертая Посещения старцем Ефремом монастыря Ватопед Место старца в монашеской жизни Старец и послушник Не делай ничего без согласия старца Ничего не делайте без благословения старца У меня есть старец Не скрывайте своих помыслов Смотри на других как на святых Единение со старцем Достойный послушник Единственный человек, которого я любил и боялся Не осуждай своего старца Если ты судишь старца, то судишь Бога Послушание – это жизнь, а преслушание – смерть Наше собственное старание Степени послушания Послушание принесет все Не будем забывать своих обетов Бесноватый и послушание Календарная проблема и послушание Знавший и не сотворивший Послушание братии Пример непослушания Преслушание – смерть Непрестанно молитесь Иисусова молитва Отче, я забываю творить молитву Молитва о скорбящих Искушения и скорби Телесная болезнь и лечение О духовной жизни Хранение духовного распорядка Киновиальная жизнь Помысл поставляется на суд Самоиспытание Опыт приносит пользу Сохраняйте свою ревность Берегитесь тщеславия Божественный Промысл и родители монахов Глава пятая Свидетельства о старце разных людей Глава шестая Письма Эпилог   Приди, боец, приди ко мне с горящим сердцем, благопослушливо приклонив свою выю, весь смирен, мертв своей воле, объявляя всякое помышление сердца, дабы пребыть до конца на поприще. Да не устрашат тебя ни пустыня, ни столп, и никакой иной чин богошественного жития. Будь впереди всех, как написано Богом, ибо Первого из мучеников ты не превосходишь. Преподобный Феодор Студит . К послушнику Пролог Святая Гора – это прежде всего то место, где Евангелие претворяется в жизнь. Это место божественного опыта, общения тварного и Нетварного, место непрестанной молитвы и радостотворного плача. Сие место освятилось подвижническими трудами преподобных мужей, ставших «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1, 4 ) и явившихся «сосудами избранными» (ср.: Деян. 9, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

Скачать epub pdf БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. Хранение ума и Таинство Божественной Евхаристии Отцы и братия, сколько имеем силы мы должны стараться направлять свой ум к цели нашего подвига, потому что ум – это наш правитель и наш господин. Согласно изречению, «ум видит и ум слышит» 87 . Свободный ум – это необходимое средство для познания и исполнения воли Божией, поэтому нам, монахам, предписывается хранить ум. «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» ( Пс. 45, 11 ) и снова: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» ( Ин. 14, 21 ). «Имеяй» – это тот, кто с усердием изучает Слово Божие и старается понять смысл божественного закона. Таким образом, ум есть главное средство для достижения этой цели. Трудность нам доставляет не познание заповедей, а лукавство и злоба врага нашего спасения, который хитро посредством постыдных предлогов не дает нам выполнять свой духовный долг. Только внимание и хранение ума освобождает нас от опасности заблуждения и повреждения, вызываемых различными причинами. Поэтому я постоянно напоминаю вам, чтобы вы хранили ум неустанно при помощи молитвы. Как говорит св. Василий Великий , «ум, не рассеивающийся на внешние предметы, сначала обращается к самому себе, а через себя восходит к размышлению о Боге» 88 . Разве не происходят наши поражения от неверного отношения к своим мыслям, которое предшествует в уме совершению греховного действия? А грех, в свою очередь, является неверным отношением к вещам. Здравое и разумное мышление свойственно человеку, поэтому мы должны уметь себя контролировать. Я снова и снова напоминаю вам, братия: все ваши усилия должны быть сосредоточены на подвиге хранения ума, если вы желаете победить в брани. Господь нам напоминает: «Иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает» ( Мф. 12, 30 ). Как монах может все время пребывать с Богом без памяти о Нем и без призывания Его? Отцы завещали нам: «Поминать Бога следует чаще, нежели дышать» 89 , а также: «Именем Иисуса бичуй супостатов» 90 . Какую еще иную цель, кроме хранения ума, могли иметь те мученические усилия нашего преподобнейшего Отца, которые он употреблял, чтобы избегать людей, пребывать в безмолвии и уединении с усилием держать ум в Боге и созерцании Его, покоряя природу суровыми подвигами и не находя никаких утешений? И мы, происходящие от этого корня 91 , останемся безответными, если не будем знать о значении хранения ума, которое является первым и главным основанием и принципом духовной жизни и преуспеяния!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. Приобретем свободу! Отцы и братия, вы «на свободу звани бысте» ( Гал. 5, 13 ) и, значит, и на практике должны искать свободы, которая сотворит вас чадами Божиими. Свободен тот, кто не подчиняется удовольствиям, плотским или духовным. Недалеко от свободы и тот, кто живет, руководствуясь умеренностью, которая особенно свойственна монаху. Если мы пожелаем узнать, каково главное качество людей несвободных, то мы легко найдем, что это – пребывание в стяжании излишеств, которое основывается часто на смешных предлогах. Но мы, твердо держась умеренности и веры в отеческое промышление о нас Бога, обещающего, что Он «не отступит от тебе, ниже оставит тя» ( Втор. 31, 8 ), стремимся к свободе. Божественная Благодать, когда ей не препятствует наша страсть к излишествам и наслаждениям, приходит к нам и, будучи сверхъестественной энергией, освещает ум и укрепляет нас в подвиге злострадания, подогревая ревность по Богу. Эта божественная ревность помогала мученикам претерпевать тяжелейшие страдания, преподобным – совершать сверхъестественные подвиги, и всем святым – свидетельствовать о своей вере. Цель нашего делания – это практическое приобретение свободы от пленения и рабства страстям. Эту цель даровал нам Господь наш через Свое явление в мир. Послушание Господа Иисуса Христа Своему светоначальному Отцу, Его безукоризненный характер, который виден в Его личном смирении и кротости, Его совершенная любовь к человеку убеждают нас в том, что характер Богочеловека – это совершенный образ здравия и свободы. «Се, ныне время благоприятно» ( 2Кор. 6, 2 ), братия мои, для законного подвижничества. Следите, чтобы ваше послушание не совершалось по человекоугодию или по необходимости. Имейте ревность и усердие к молитве и к богослужениям. Совершайте ваше служение с благоговением и ответственностью, не как трудовую повинность, но со страхом Божиим. Не допускайте расточительности и убытков, приносящих вред монастырю. Храните самоуглубление и молитву, чтобы избежать любопытства и пустословия. Совершайте точное открытие своих помыслов и мыслей духовному отцу, от которого мы учимся видеть, откуда и как на нас нападает враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. «Духом горяще, Господеви работающе» (Рим. 12, 11) Отцы и братия, по Благодати Божией, я не перестану напоминать вам о той цели, к которой вы призваны. Наша жизнь – это союз Креста и Благодати. Скорби – это Крест, а радости – это присутствие Благодати Господа нашего, посредством которой Промысл утешает нашу душу, поддерживая и укрепляя ее. Испытывая утешение от Благодати Божией, мы получаем извещение, что наше приношение принято. Но, вместе с тем, это также извещение о том, что грядут скорби. Поэтому с нашей стороны требуется постоянная готовность претерпеть все ради той награды, которая нас ожидает. Мы знаем, что, по Писанию, «многи скорби праведным» ( Пс. 33, 20 ) и «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). Поэтому мы остаемся непоколебимы в своих первых обетах и не отвергаем своего решения об отречении от мира, которое есть ничто иное, как обещание креста и смерти. Внимательно взирая на наши идеалы – на жизнь нашего Господа и на жизнь подвижников веры: мучеников, исповедников и преподобных – мы должны с большим усердием подражать их подвигу, «ни едино ни в чем-же дающе претыкание, да служение беспорочно будет» ( 2Кор. 6, 3 ). Несмотря на то, что наша жизнь, по Писанию, разделяется на жизнь телесную, душевную и духовную, мы, «иже Христовы суть» ( Гал. 5, 24 ), будучи благоразумными, не станем действовать неосмысленно, поддаваясь тому, что приносит вред. Умерщвляя «уды наша, яже на земли» (ср. Кол. 3, 5 ), будем смирять и обуздывать плоть, доставляя ей только самое необходимое, как учит наше святое монашеское Предание. Подчиняясь нашим наставникам, будем отдавать свою волю и все свои суждения блаженному послушанию. Таким образом мы сможем удержать чувства своей души и при помощи постоянных молений к Господу Богу сохранить в здравии свое духовное состояние. Только от нашего Господа мы вправе ожидать избавления и спасения. Он же назовет нас «солью земли» и «светом мира» (см. Мф. 5:13, 14 ). Отцы и братия, «в передняя простираяся, к намеренному течем, к почести вышняго звания» (ср. Флп. 3:13, 14 ), которое уготовал нам Господь наш, еще прежде чем призвал нас к Своему божественному познанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДВИГА Причиной и поводом к написанию всего того, что включено в эту книгу, послужили то предчувствие гибели, которое все сильнее овладевает миром, и тот вопль отчаяния, который слышен отовсюду. Погибель, к которой неизбежно влечет человека, объясняется, несомненно, его извращенным образом мыслей, из чего следует и извращенный образ действий – а это и есть реальный опыт человеческой жизни. В Писании говорится: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6, 7 ). Естественная необходимость и следствие – в том, чтобы каждое наше действие имело какой-то результат. Но любое наше действие, помимо нашей воли и произволения, может быть обусловлено и тем рабством, о котором говорит богомудрый Петр: «кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2, 19 ). Эти богодухновенные слова апостола Петра раскрывают перед нами секрет изначальной духовной несостоятельности всех людей – людей, страдающих от неизбежности погибели. Если мы рассмотрим корни сего «поражения» ( 1Кор. 10, 5 ) и следующего за ним рабства, обнаружим, что таков естественный итог осуждения человека после его падения. Ибо само Писание объясняет нам, что это злое последствие греха стало нашей постоянной язвой на всю эту временную жизнь. «И сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт. 8, 21 ). После падения нами овладели малодушие и склонность ко всякому злу ( 1Кор. 10, 6 ), к тому, что безумно по определению. Именно эту нашу беду и оплакивает апостол Павел, с горечью описывая мучение всякого смертного: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7,24 ). Так оно и есть. Мы обрели смертное тело вместе с телесной смертью , которую повлекло наше падение. Чем больше скорби причиняют те пагубные последствия, что мы передаем из поколения в поколение, тем больше растет и осознание того, что их необходимо преодолеть. И сколь бы испорченной и развращенной ни казалась наша личность после падения, еще не утрачена сама основа ее силы – воля. И в самом деле, как хозяин своей воли, человек имеет право выбора в собственных суждениях. Вот почему апостол Павел напоминает нам, что хотя " все нам позволительно, но не все полезно» ( 1Кор. 6, 12 ). По нашей свободной воле мы следуем велениям разума, и в этом – абсолютная необходимость нашего предназначения. А слова «не все полезно» убеждают нас в том, что действуем мы в соответствии с какой-то целью, которой обязаны достичь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Афонский старец о «Матильде»: «Этот фильм не снимали Божьим духом» О чем говорил Ефрем Ватопедский на встрече в России 29 октября, 2017 О чем говорил Ефрем Ватопедский на встрече в России В Екатеринбург прилетел старец Ефрем Ватопедский – настоятель одного из крупнейших афонских монастырей. У жителей города была возможность встретиться с игуменом и задать ему свои вопросы. Простые и остроумные ответы старца – в подборке «Правмира». — Встречали ли вы в церкви мертвых духом? Что им посоветуете? — Церковь — это больница, но в нашей больнице даже в морге есть надежда.   — Как научить детей молиться? — Когда мы молимся сами, сможем и детей научить. Наши первые учителя — родители.   — Дома, кроме меня, никто не верит, одна хожу в церковь. Как быть? — Богу надо подчиняться, а не людям. Вы ходите, а они пусть не ходят.   — Можно ли повенчаться с девушкой, если родители не дают благословения? — Мы не на родителях женимся, а на девушке, значит, можно. Старец вспомнил, как одна мать привезла к нему свою дочь и попросила его отговорить ее от женитьбы на «негодяе». — Я поговорил с дочкой. Я бы не хотел иметь такую маму! У дочки-то все в порядке было. К сожалению, бывают такие мамы.   — Работаю в церковной лавке. Во время литургии передаю свечи, записки. Грешу ли я? — Кто делает по послушанию, пребывает в благодати. У нас во время служб повара отсутствуют: готовят еду. Часто они большую благодать принимают, чем те, кто находится в храме.   — Можно ли узнать будущее? — Единственное, что мы знаем: в один прекрасный день умрем.   — Сдавать ли отпечатки пальцев, чтобы поехать в Европу? Боюсь этого, как метки сатаны. — Сдавайте отпечатки и не бойтесь: пока нет в этом опасности.   — Правда ли, что в Афоне хотят сделать мост, чтобы женщины могли приезжать туда на машинах? Будет ли в России война? — Ни того, ни другого не будет — успокойтесь.   Про фильм «Матильда»: «Этот фильм не снимали Божьим духом. Хотят преувеличить недостатки Святого Николая и его семьи. Святые не были безошибочны, они были людьми покаяния. Царь Николай свое покаяние венчал мученичеством, поэтому он — совершенный мученик».

http://pravmir.ru/afonskiy-starets-o-mat...

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010