отв. ред. Д. С. Лихачев Повесть о Псково-Печерском монастыре Повесть о Псково-Печерском монастыре – рассказ о возникновении и истории Псково-Печерского монастыря, неоднократно перерабатывавшийся и дополнявшийся начиная с 1531 г. и до 1620-х гг. П. дошла до нас в большом количестве списков. В истории текста П. многое проблематично, не выявлены основные ее списки, не определены редакции, состав, время написания, авторы. Первая редакция П. была составлена в 1531 г. игуменом Псково-Печерского монастыря Корнилием. В 80-е гг. XVI в. работу продолжил Григорий, он распространил рассказ Корнилия о начальной истории Псково-Печерского монастыря легендами о Марке, первом старце Печерском, довольно обстоятельно рассказал о деятельности самого Корнилия, составил описание осады Пскова и Псково-Печерского монастыря войсками Стефана Батория в 1581 г. В конце П. Григорий в цифровой тайнописи сообщил свое имя и указал, в какое время он работал над ней: при игумене Никоне (до 1587 г.), по благословению Тихона, архиепископа Казанского (с 1583 г., до этого был игуменом Псково-Печерского монастыря). В чистом виде текст в редакции Григория встречается редко (ГПБ, собр. ПДА, 432; ЦГАДА, ф. 181, 470), в большинстве списков П. в редакции Григория либо сокращена (не читается тайнопись с именем автора), либо дополнена новыми главами, написанными в более позднее время. Довольно большая группа списков П. (ИРЛИ, собр. Потоцкого, 1; ГБЛ, ф. 299, 587; ЦГАДА, ф. 181, 639, и др.) имеет следующий состав: к тексту в редакции Григория добавлено пять глав – «О преложении мощей начальных старцев Печерских» (рассказ о том, как в 1600 г. были переложены в новые гробницы останки Марка, Ионы и Вассы); «О крестохождении ко святой и живоначальной Троице во град Псков в неделю седьмую по Пасце по завету осадных людей в Печерском монастыре» (переписка 1601 г. между игуменом Иоакимом и Псковским епископом Геннадием об установлении крестного хода с Печерскими иконами в Псков); «О крестохождении в чину и уставе писано сице» (чин крестного хода); «Второе уложение во время глада» (описание голода 1602 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Преподобная Васса Псково-Печерская Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   Псково-Печерский листок 64 19 марта/1 апреля   ПРЕПОДОБНАЯ МАТЕРЬ ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ТРОПАРЬ, ГЛАС 4.    Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.    ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!   Русское благочестие веками питалось идеалами, воплощенными русскими святыми, от горения их духа возгорелось духовное пламя в сердцах многих русских людей. Поэтому и назвали Русь Святой. И не только назвали — Русь поистине стала Святой, потому что высшей ценностью, целью, к которой устремлялась соборная душа народа, стала святость. Святая Русь — это прежде всего сонм святых, которых Бог прославил в русской земле. Среди них есть равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведные, благоверные князья, Христа ради юродивые. Но из всех ликов святых наиболее близкой русскому народу стала святость преподобных. Об этом свидетельствует месяцеслов святых Русской Православной Церкви, в котором более двух третей — преподобные. Именно на пути монашеском Русь даровала величайшие примеры святости. Святые Отцы называют монашество восьмым Таинством Церкви Христовой — Таинством будущего века. Проходя свой путь в истории, Русь познавала тайну будущего века не разумом, а прежде всего сердцем, непрестанным молитвенным деланием, предстоянием пред Богом и неусыпными трудами. Преподобные восстанавливают образ Божий в человеке в его целостности: в этих трудах должны участвовать и мужская и женская половина человечества. Так и среди святых жен русских большая часть святых — инокини. Прославление их совершалось после явных знамений, чудесных исцелений, открытий нетленных мощей, подтверждающих их святость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Пещерная церковь Воскресения Словущего. Богом зданные пещеры Карта и ближайшие объекты Богом зданные пещеры Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер - 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере. А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века " один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое " . Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом. " Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью " . При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура +5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом. От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, " ратных людей " - защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды...

http://sobory.ru/article/?object=47739

Воссинансаари, остров. Тихвинский скит Валаамского монастыря. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1895 и 1897. Год утраты:приблизительно 1955 (разрушена во время военно-морских манёвров, использовалась в качестве учебной цели) Архитектор:Н.Д. Прокофьев Адрес: Воссинансаари остров, Лахденпохский район, республика Карелия Координаты: 61.195428, 30.700208 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Тихвинский скит,  архитектор  Н.Д. Прокофьев  1897 (27.07.), в 1960-е гг. церковь уничтожена.  В XVI веке этот остров принадлежал Коневскому монастырю. Вероятно, на нем находился скит. В то время остров назывался Вощаным, Восчаным или Воссиным. В XVII веке шведы разрушили все монастыри Корельского уезда, скит на острове запустел, а братия Коневского монастыря нашла уехала в Новгород. После возвращения в 1721 году Корельского уезда в состав России, было принято решение восстановить некогда знаменитый Коневский монастырь. 11 июня 1717 года настоятель Воскресенского Деревяницкого монастыря (Новгород) архимандрит Иоанникий с братией обратились к Государю с прошением вернуть им «по-прежнему во владение» Коневской и Вощаной острова. Высочайшая жалованная грамота, закреплявшая Коневец за иноками, была отослана кексгольмскому коменданту А.И. Леонтьеву 6 мая 1718 года. При восстановлении Коневского монастыря отцом Тихоном: «В 1718 году была построена часовня для рыбаков с деревянным крестом па острове Вощаном». 31 марта 1720 года Петр I издал специальную грамоту, в которой пожаловал Коневскому монастырю Вощаной остров. Впоследствии, в первой половине XIX века, на острове обосновалась небольшая женская обитель Св. Вассии (вероятно, во имя преподобной Вассы Псково-Печерской, преставившейся в 1473 году), но она существовала недолго. В 1866 году Воссинансаари приобретает у финляндских властей валаамский игумен Дамаскин (Кононов).

http://sobory.ru/article/?object=40624

ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Васса Псково-Печерская (+ ок. 1473 ), преподобная Память 19 марта , 29 марта (Греч. ), в Соборах Псковских , Псково-Печерских и Эстонских святых В миру Мария, супруга священника Иоанна по прозвищу " Шестник " , у них было два сына. Он был родом из " Московския страны " и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту ) в " правоверной церкви, поставленной от пскович " во имя святителя Николая и великомученика Георгия , вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там православных. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев - католиков . Узнав о мученической кончине своего товарища Исидора, Иоанн решил удалиться в новоявленную " Богом зданную пещеру " , чтобы там, на самом рубеже с Ливонией , основать монастырь как оплот Православия . Его верная спутница, матушка Мария, последовала за ним и вместе с ним трудилась в ископании пещеры и создании пещерного храма. Вскоре Мария заболела и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене " Богом зданной пещеры " , но ночью ее гроб был " изставлен из земли невидимою Божиею силою " . Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания , вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось " на верху земли " . Тогда стало ясно, что это - знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще усерднее. Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он испросил благословления освятить ее, что произошло 15 августа 1473 года. Впоследствии Иона также упокоился в построенной им церкви и его мощи почивают в пещерах рядом с мощами преподобной Вассы и преподобного старца Марка.

http://drevo-info.ru/articles/9681.html

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 18 августа 2010 г. 21:30 Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 50 км к западу от Пскова. История Летопись повествует о том, как в конце XIV в. отец и сын Селиши, изборские охотники, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли. По жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Летописная история сохранила до нас имя лишь одного из них — «начального инока» преподобного Марка. Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой. Преподобный Иона, основатель обители, в миру Иоанн, был родом из московских пределов. Придя в Ливонию как миссионер, он служил священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православный люд подвергался в Ливонии жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь священник впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело отца Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженицей обители. По смерти супруги священник Иоанн также был пострижен в монахи. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память преподобных Марка и Ионы совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/1 апреля.

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Описание: Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 г. здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 г.) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 гг. в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 г. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 г., уже с надписью над входом «Богом зданная пещера». В 1470 г. в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 г. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями. В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 г. и до октября 1941 г. наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 г. Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 г.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3727351...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор Псково-Печерских святых В Евангельском чтении сегодняшнего праздника мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко мне вси, труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Благое иго Христово, Крест Христов — его взяли на себя наши великие святые, прославляемые сегодня Церковью: преподобные мать Васса и Симеон Псково-Печерские. Когда мы сможем пронести этот крест, который возлагает на нас Господь? Пронести без обычных для падшего человека ропота, слабости и попыток сбросить крест, а напротив — с благодарением, с полным пониманием того, что это именно наш спасительный крест? Только тогда, когда над нами исполнятся слова Господа: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Когда Христос откроет нам Бога. Господь открывает для нас Самого Себя. И только это придает нам совершенно особые силы, не сравнимые ни с чем. Только с Господом можно преодолеть все трудности крестного жизненного пути ко спасению, какими бы эти сложности ни были. Если мы ропщем, если в нас противление воле Божией, если мы не понимаем, почему именно этот крест возложен на нас, значит просто мы еще не достигли того состояния, чтобы Господь готов был открыть нам Самого Себя. Именно об этом мы должны молиться. Именно это стяжали наши святые и преподобные Васса и Симеон: Бог открыл им себя — произошло самое главное, что могло совершиться в жизни человека. Этот путь не прост. Начинается он чаще всего с того, что в начале Господь лишь понемногу, насколько мы в состоянии вместить, приоткрывает нам Свое милосердие, Свой спасительный Промысл о каждом человеке и о нас самих. Тогда наша душа начинает исполняться веры и доверия Господу Богу. Дальше это открытие Бога все больше и больше умножается в нас. И наконец достигает такого, когда мы воспринимаем наш жизненный крест как высшее благо.

http://pravoslavie.ru/120366.html

Переключить навигацию 6 апреля 2018 г. Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа 6 апреля (пятница) 2018 г. в канун Великой субботы и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в храме святого благоверного великого князя Александра Невского была совершена полиелейная утреня с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. По завершении великого славословия плащаница была обнесена вокруг храма. Подробнее... Адмистратор 5 апреля 2018 г. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери 5 апреля (четверг) 2018 г. Великий Четверг, в день воспоминания Тайной Вечери в храме святого благоверного великого князя Александра Невского совершилась Божественная литургия. Подробнее... Адмистратор 5 апреля 2018 г. Богослужение “Двенадцати Евангелий” 5 апреля (четверг) 2018 г. Вечером Страстного Четверга в храме святого благоверного великого князя Александра Невского совершилась богослужение “Двенадцати Евангелий”. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Подробнее... Адмистратор 1 апреля 2018 г. Празднование Входа Господня во Иерусалим 1 апреля (воскресенье) 2018 года, в Неделю Ваий, празднование Входа Господня во Иерусалим, и день памяти преподобных Вассы и Симеона Псково-Печерских, ответственный за епархиальный отдел по взаимоотношению с Вооруженными Силами протоиерей Олег Тэор прибыл в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где поздравил Высокопреосвященнейшего Владыку с 34-летием Архиерейской хиротонии и сослужил праздничную Божественную Литургию и благодарственный молебен в Михайловском соборе. По окончании Литургии... Подробнее... Адмистратор 29 марта 2018 г. Приглашение на беседу при храме св. Александра Невского 5 апреля (четверг) в 18-00 Приглашаем Вас на беседу при храме св. Александра Невского 2 апреля (четверг) в 18-00. Тема: " Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и их хранение " . Лектор: Мельникова Ирина Александровна, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника. Беседа состоится при библиотеке храма Александра Невского (ул. М. Горького, 67)

http://pskov.pobeda.ru/?page=60

Память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских. Храм Александра Невского. Город Псков. Переключить навигацию О храме Александро-Невские чтения Библиотека Музей 6-ая рота Контакты Паломники Псковское отделение ВОО «Трудовая доблесть России» Вход Главная Память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских. Память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских. 1 апреля 2014 г., Адмистратор 1 апреля (вторник) 2014 г. день памяти преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских В день тридцатилетия Архиерейской хиротонии, Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий возглавил Божественную литургию в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерском монастыря. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Владыка совершил благодарственный молебен по случаю юбилейной годовщины Архиерейской хиротонии. За Литургией Митрополит Евсевий рукоположил насельника Псково-Печерского монастыря иеродиакона Анатолия (Донцу) во иеромонаха. На малом входе Его Высокопреосвященство удостоил настоятеля Никольского собора д.Старый Изборск священника Димитрия Федорова и настоятеля храма Успения Божией Матери (в Бутырках) г.Пскова священника Сергия Савина правом ношения камилавки. По окончании трапезы Его Высокопреосвященство в сопровождении наместника обители и духовенства посетил Богозданные пещеры, где поклонился мощам преподобной Вассы Псково-Печерской. Чат Трансляция Записки и свечи Помочь Календарь Расписание

http://pskov.pobeda.ru/news/pamat-prepod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010