В 1822 году в жизни монастыря произошли сильные изменения, сказавшиеся даже на самом его названии. По именному Высочайшему повелению от 22 июня 1822 года и в указе Святейшего Синода от 13 июля за 3496 прописанному Астраханский Воскресенский Болдинский монастырь был соединён с Покровским с присоединением последнему наименования Покрово-Болдинского. Присоединению Воскресенского Болдинского монастыря к Покровскому предшествовали ряд катастрофических событий. Воскресенский Болдинский монастырь был основан в 1708 году митрополитом Сампсоном на стрелке рек Волги и Большой Болды. Со дня своего основания эта обитель дважды переносилась на новое место в связи с постоянным подмывом берега водой. Поэтому и было принято решение о присоединении этого монастыря к Покровскому с передачей последнему всего церковного имущества, угодий и сада упраздняемой обители. Строитель Воскресенского монастыря игумен Евгений и его братия (в числе двенадцати человек) были перемещены в Покровскую обитель. В начале 40-х годов XIX века Покрово-Болдинский монастырь пришёл в печальное состояние. Соборный Покровский храм сильно обветшал: в стенах его над самыми дверями, с северной и южной сторон, появились большие трещины, штукатурка кругом церкви и колокольни внизу обвалилась; двери, окна стали совершенно негодными для выполнения своего назначения. В 1841 году временно управляющий монастырём вдовый священник Дмитрий Бедняков доносил Астраханскому архиепископу Стефану (Романовскому), что «в братский келиях заведываемого им монастыря печи ветшают, а окна побиты с давнего времени; при службах, где готовится пища, всё рушится; нет при многих запасных амбарах ни замков, ни запоров твёрдых и не имеется даже караульщика; братия терпит недостаток как в одеянии себя, так и нуждается». В 1842 году управляющий монастырём иеромонах Иерофей писал астраханскому архиепископу Смарагду (Крыжановскому), что Покровская церковь дала ещё более сильные трещины, из-за чего в ней уже не совершалось богослужение, которое отправлялось только в башенной церкви Преподобного Илариона. Исправления в монастыре начались при игумене Вассиане (Чудновском), благодаря содействию и на средства архиепископа Смарагда (Крыжановского). В сентябре 1845 года был закончен ремонт Покровской соборной церкви, отреставрированы все монастырские здания, братские келии и ограда обители. В 1846–1847 годах при посредстве подрядчика Морозова была выстроена новая каменная баня и отреставрированы настоятельские келии и братская трапеза.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Первым Екатеринбургским епископом был назначен 25 дек. 1833 г. ректор Вифанской семинарии архим. Евлампий (Пятницкий) , епископская хиротония к-рого состоялась 16 февр. 1834 г., он прибыл в Екатеринбург 21 апр. 1834 г. Еп. Евлампий способствовал переходу в единоверие екатеринбургских старообрядческих старшин, содействовал открытию в 1838 г. уч-ща для девочек при екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыре . 22 июня 1840 г. архиерей был переведен на самостоятельную Орловскую кафедру. Екатеринбургский еп. Мелхиседек (Золотницкий; хиротонисан 6 авг. 1841) в связи с нехваткой кандидатов на места в штате архиерейского дома добился передачи в его управление далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с предоставлением викарию права рукополагать иеромонахов и иеродиаконов и перемещать нек-рых лиц из мон-ря в архиерейский дом и обратно. Деятельность первых Екатеринбургских викариев пришлась на годы управления Пермской епархией Аркадия (Фёдорова ; 1831-1851, с 1833 архиепископ), известного борьбой со старообрядчеством. В 1845 г. в Екатеринбурге был создан секретный совещательный комитет о раскольниках, в состав к-рого вошли викарный епископ, главный начальник горных заводов и горный начальник екатеринбургских заводов. В годы управления вик-ством Ионы (Капустина; 1846-1859) возникла идея открытия в Екатеринбурге семинарии, но еп. Иона отклонил прошение духовенства, объяснив свое решение тем, что семинарии существуют только в епархиальных центрах, а потому с его стороны подобная просьба будет выглядеть «затеею честолюбивою и властолюбивою». Указом Святейшего Синода от 19 нояб. 1851 г. в состав Е. в. была включена территория Шадринского у. Последующие викарии продолжали заниматься по преимуществу проповеднической и миссионерской деятельностью, чему в немалой степени способствовало то обстоятельство, что в 1863 г. Екатеринбург утратил статус «горного города» и стал уездным городом Пермской губ. 4 февр. 1870 г. Синод выразил благодарность Екатеринбургскому еп. Вассиану (Чудновскому) за заботы по благоустройству уездного ДУ (открыто в 1833).

http://pravenc.ru/text/189629.html

17 «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 46, стр. 6б; «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1884 г. 11, стр. 191 (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно на стр. 112); 1899 г. 13, стр. 646. 18 «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1880 г. 1, стр. 11, 13; 1884 г. 2, стр. 28: 11, стр. 191, 2 (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно на стр. 110–112, 3 ): речь тут ο прот. И.Ф. Павлинове и частью о секретаре Консистории Е.И. Веселовском. См. и в Архиве Астраханской Дух. Консистории 40.064 (26 сентября 1844 г. – 8 апреля 1845 г.) об увольнении кафедрального протоиерея Андрея Иванова, о назначении таковым о. Павлинкова, а ключарём – прот. Н. Страхова, заменённого потом священником Басегановым. 19 См., напр., насчет Консистории в Архиве её 37.582 (2 января 1842 г.) о «препоручении» 1-го и 2-го столов свящ. Петрову и прот. Василию Мартынову, 38.965 (12 июня 1844 г. – 8 января 1844 г.) об определении туда присутствующим инспектора Дух. Семинарии иеромонаха Вассиана. 20 См., напр., «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 46, стр. 5в, что «инспектора семинарии иеромонаха Василия, нетрезвостью своей подававшего соблазн ученикам семинарии, Смарагд выслал из семинарского корпуса в отдалённый приморский Чуркинский монастырь». См. в Архиве Астраханской Дух. Консистории 37.811 (17 марта 1842 г. – 10 февраля 1847 г.) о приведении в известность имущества архиеп. Стефана и о запрещении в священнослужении прот. Чудновского и об удалении от управления Иоанно-Предтеченским монастырём игумена Пафнутия; 39.709 (26 апреля – 16 мая 1844 г.) по прошению игумена Пафнутия и прот. Чудновского не приводить в исполнение определения о них по делу о возводимых на них начётах по Архиерейскому дому; 37.760 (5 марта – 14 мая 1844 г.) о высылке в Чуркинскую пустынь, под строжайший надзор, казначея Архиерейского дома свящ. Димитрия Беднякова. 21 О вызове и устроении разных лиц в Астраханской епархии см. в Архиве Астраханской Дух. Консистории 37.758 (5 марта – 29 мая 1842 г.) об о. Н. Страхове; 38.398 (1–11 ноября 1842 г.) об о. Иерофее; 37.862 (3 апреля 1942 г. – 1 марта 1944 г.) о принятии певчим архиерейского хора ученика Ахтырского дух. Училища В. Стеценкова; 38.082 (4 июля – 26 ноября 1844 г.) о послушнике Харьковского Архиерейского дома Мартиниане Федоровском; 38.255 (5–15 сентября 1842 г.) о некоторых церковниках Харьковской епархии, пожелавших поступить в Астраханскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

165 См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., 20, стр. 603 –согласно «Воспоминаниям» о. Иерофея на л. 124. 166 Так, еп. Никодим (Казанцев) пишет, что преосвящ. Туль­ский Дамаскин (Россов: см. выше 1913 г., 6, стр. 721, 55 ) был жесток на суде и отдал в солдаты более 300 человек (см. «Тульские Епархиальные Ведомости» 1911 г., 12, стр. 254 сл.), а Евгений (Бажанов, † 6 1862 г.) Тамбовский отправил в военную службу до 500 чел. (ibid., стр. 253). Прот. А. А. Баляев, Профессор Московской духовной академии и его переписка с Костромским Платоном в «Богословском Вестник» 1914 г., 1, стр. 128 (от 1 февраля 1868 г.): «Иоанн [Соколов] Смоленский [† 17 марта 1869 г.] выключил из семинарии и училища со времени своего прибытия [– а назначен он епископом Смоленским 9 ноября 1866 г.–] 540 человек; духовенство донимает штрафами. Если штрафованный придет просить прощения, то удваивает; одному утроил, ибо тот думал, что во второй раз сказал что-нибудь не так, и пришел в третий раз». 167 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 26, 53, 60 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 5–6, стр. 760; 7–8, стр. 977 и 984, а равно и выше на стр. 310. 168 Архиеп. Никанор, Биографические материалы I, стр. 70, 72, 74. См. и в «Воспоминаниях» о. Иерофея на л. 52: «Для многих, по виду, Преосвященный Смарагд представлялся очень суровым или строгим и, как бы, недоступным; но внутренне он был глубоко сознателен и милостив». 169 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1884 г., 12, стр. 212 (и у прот. Н. Т. Каменского [† архиеп. Никанора] отдельно на стр. 119); «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 47, стр. 6в; 56–57, стр. 6а. См. еще речь инспектора Астраханской Семинарии архим. Вассиана (Чудновского) при прощании со Смарагдом в «Астра­ханских Епархиальных Ведомостях» 1895 г., 18, стр. 456–457. 171 † Н. С. Лесков, Мелочи архиерейской жизни в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XXXV, стр. 72. «Старожил г. Астрахани» в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1899 г., 13, стр. 649.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Возмущенный этим недостойным поступком Иоанн Шигона, один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее плеткой, прибавив: " Неужели ты дерзаешь противиться воле государя? Неужели ты медлишь исполнить его веление? " Тогда Саломея спросила его, по чьему приказанию он бьет ее. Тот ответил: " По приказу государя " . После этого она, упав духом, громко заявила перед всеми, что надевает кукуль против воли и по принуждению и призывает Бога в мстители столь великой обиды, нанесенной ей Вдруг возникла молва, что Саломея беременна и скоро разрешится. Этот слух подтвердили две почтенные женщины и уверяли, что они слышали из уст самой Саломеи признание в том, будто она беременна и вскоре родит Государь сильно разгневался Затем, желая узнать дело с достоверностью, он послал в монастырь, где она содержалась… советника и секретаря, поручив им тщательно расследовать правдивость этого слуха некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребенка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила, что они недостойны видеть ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» . Есть ли здесь зерно истины или звучат фольклорные мотивы кары неверному мужу, возмездия правителю — сказать трудно. Версия «Выписи о втором браке» главное внимание уделяет позиции Вассиана. Сначала рассказывается о глубоком расположении к нему великого князя, что не только не требуется основной идеей «Выписи», но даже как будто противоречит ей, но затем оказывается, что со стороны великого князя это — средство получить благоприятный ответ. Великий князь, будучи скорбен и печален по поводу «чадородия», задумался о «разлучении» с супругой, чтобы второму браку «сочетатися за- ради всыновления». Он держал «заради беседы душевные» в обители Симонова монастыря старца, нарицаемого Вассиа- ном Косым, знатного, из королевского рода, и ничего от него не скрывал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...