Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. День памяти — 14 октября           Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору.   Преподобный Савва родился в городе Кашин (в нынешней Тверской области) в 1381 году. Он был вторым из восьми сыновей боярина Ивана Васильевича Борозды, происходившего из рода славного, знаменитого своими воинскими доблестями. С юных лет Савва отличался добродетельной жизнью; нося мирскую одежду, подражал иноческим подвигам. Движимый любовью к Богу, он принял постриг в одном из тверских монастырей. Потом переселился в Саввино-Сретенскую пустынь, основанную в 1397 году преподобными Саввой и Варсонофием и находившуюся в 20 верстах от Твери, где ныне — село Савино. Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору. Мы ничего не знаем о жизни преподобного на Афоне, но из дальнейшей жизни видно, что впечатления от пребывания на Святой Горе надолго остались в его душе. Около трех лет провел святой Савва на Афоне, а потом вернулся на родину, принеся с собой список Кормчей книги, которую использовал затем Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. Вероятно, он же, «недостойный и худый и ленивый мних Савва», говорит: «Слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим держати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написан греческим языком, сжаливси, — понеже не разумех, добре гречески, — но по силе изложих, елико мощь постигла и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места Священного Писания, с замечаниями против разных русских слабостей. В 1414 году святой прибыл в Великий Новгород и здесь жил неизвестный никому. Потом отправился на речку Вишеру, что в 10 верстах от города, поставил крест и хижину, и стал подвизаться подобно афонским пустынникам. Случилось одному новгородцу проходить теми местами. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве без движения. Лицо его было покрыто комарами и искусано до крови, но он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный увиденным, новгородец рассказал о подвижнике своим товарищам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2694

Однако на практике благословение Патриарха составителями списков имен интерпретировалось вполне произвольно. В 1981 г . по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева) было установлено празднование Собора Радонежских святых. Список составлялся по тому же принципу, которым руководствовались писатели ХΙХ века и редакторы различных народных календарей, что было в свое время изучено и подробно описано архиепископом Сергием (Спасским). В Собор были включены имена таких неканонизованных подвижников как Афанасий Железный Посох, Варфоломей Троицкий, Василий Сухий, Вассиан Ι (Рыло), Даниил Черный, Дорофей Троицкий и т.д. Были включены имена и таких неканонизованных в то время подвижников, которые были канонизованы позднее, как, например, схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек и т.д. В 1981 г . Патриарх Пимен дал благословение на установление дня празднования Собора Радонежских святых, полагая, что он состоит из имен святых, канонизованных Церковью. В 1983 г . был впервые опубликован Собор Новгородских святых, в составе которого оказались более 30 имен неканонизованных усопших, а в 2003 г . к ним произвольно было добавлено еще более 50 имен. В 1983 г . епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) подал рапорт Патриарху Пимену с просьбой учредить день празднования Собора Сибирских святых. 1 октября 1983 г . Патриарх наложил резолюцию: «Согласен. Да благословит Господь сие начинание». Благословение, однако, относилось лишь к учреждению дня празднования Собора, а не к именам из списка, куда было внесено множество имен неканонизованных усопших. В 1985 г . редакция Издательства Московской Патриархии, работая с этим списком имен, охарактеризовала его как не готовившийся к публикации в календаре, по которому работа по его проверке и уточнению не проводилась. Возведенный в сан архиепископа, высокопреосвященный Максим был назначен в 1986 г . управляющим Тульской епархией. Уже через год, в 1987 г ., он подал рапорт Патриарху Пимену с просьбой учредить Собор Тульских святых с празднованием его 5 октября, на что получил благословение.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Однако собственно формулировка «Москва – III Рим» принадлежит старцу Филофею, иноку Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Самым кратким образом теория старца Филофея была обобщена в словах: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати». Старец Филофей был, бесспорно, выдающимся представителем русской духовной мысли. Время жизни Филофея датируют условно 1465-1542 годами. Полагают, что он являлся составителем Хронографа 1512 года. Но гораздо большее значение имели знаменитые послания Филофея. Впервые в самой простой форме, еще не разработанной в философском и литературном аспектах, Филофей изложил теорию «Москва – Третий Рим» в послании, направленном к Василию III Иоанновичу, великому князю всея Руси (написано оно, как полагают, между 1514-1521 годами). Но наиболее завершенный характер идея Третьего Рима получает в послании Филофея к псковскому великокняжескому наместнику – дьяку Мисюрю Мунехину (сентябрь 1527 – март 1528 г.г.). О новейших данных относительно датировки этих посланий, сравнения различных их списков можно прочитать в недавно вышедшей книге Н.В. Синицыной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции», которая подробнейшим образом разбирает наследие старца Филофея.. В послании к великому князю Василию старец Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового значения Российского царства в христианском мире. Послание интересно тем, что принадлежит к весьма редкому в русской литературе жанру увещания, обращенного к монарху. На Руси с подобными посланиями к великим князьям обращались крайне редко, разве только в самых чрезвычайных обстоятельствах. Уже упоминались подобные послания архиепископа Вассиана Рыло и митрополита Геронтия Иоанну III на Угру. Послание Филофея к Василию III невелико по размеру. Но в нем старец удивительно емко сконцентрировал все основные тезисы своей теории. В этом назидании монаха великому князю, в частности, говорится: «Иже от вышняя и от всемощныя, вся содържащиа десница Божиа, Имъ же царие царствуют и имъ ж велицыи величаются и силнии, пишут правду тебе, пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православному христианьскому царю и всех владыце, браздодержателю святых Божиих престол, Святыа Вселенскыя Соборныя Апостольскыя Церкви Пречистыя Богородицы, честнаго и славного Еа Успения, иж вместо Римския и Константинопольския просиявшу. Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполинаревы ереси, втораго Рима, Константинова града Церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне триаго, новаго Рима, държавного твоего царствиа, Святая Соборная Апостольскаа Церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесней паче солнца светится.

http://sedmitza.ru/lib/text/436284/

Добавим в качестве примечания, что, согласно исламского вероучения в рай попадет так или иначе любой мусульманин, который не отречется от своей веры, однако условия пребывания там будут различны и высшие блага ожидают именно воинов, павших на пути аллаха, то есть шахидов. Идея святости воинов, погибших в бою, защищая Веру и Отечество, оформляется в народном и церковном сознании со времен Куликовской битвы, что нашло свое яркое отражение в написанном XV веке «Сказании о Мамаевом побоище " , что подтверждает в своем «Послании на Угру» (1480 г.) Святитель Вассиан Ростовский (Рыло), прославленный в Соборе Ростово-Ярославских святых: «А достойный похвал великий князь Дмитрий (Донской)..., пошедший на подвиг Господа ради, и доныне похваляем и славим не только людьми, но и Богом. Ангелов он удивил и людей возвеселил своим мужеством, а те, что подвизались вместе с ним до смерти, от Бога получили оставление грехов и мученическими венцами почтены были, также как и древние мученики, которые за веру пострадали от мучителей, за исповедание веры Христовой умерли». (5) Святитель Макарий Московский в 1552 году в пастырском послании к царю Иоанну Грозному и его войскам, находящимся в Казанском походе, вдохновлял на брань с неверными русских воинов следующими обещаниями: «Если случится кому из православных христиан на той брани до крови пострадать за святые церкви и за святую веру христиан­скую и за множество людей православных и потом живым быть, и те поистине пролитием своей крови очистят прежние свои грехи, имиже по святом крещении согрешали и осквернены были… А иже случится кому ныне от православных христиан на том ополчении не токмо кровь свою пролитии, но и до смерти пострадати за святые церкви и за православную веру христианскую и за множество людей православных… той второе мученическое крещение воспримет и пролитием своей крови очистит и омыет от души скверну своих согрешений и восприимет от Господа Бога нетленная и небесная и вхождение в вышнего града Иерусалима наследие».(6)

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/26/...

     В своем слове к высокопоставленным гостям, клирикам митрополии, братии монастыря, прихожанам, паломникам, владыка Климент подчеркнул, что при Иване III началось объединение удельных княжеств в единое мощное Российское государство. Были названы и другие судьбоносные деяния князя-политика, князя-практика, которого Церковь особо чтит за то, что созидать Русь он начал вместе со своим духовным наставником Ростовским архиепископом Вассианом. То, что правитель всё делал по благословению и по совету архипастыря, важно знать и помнить нам, живущим в современной России, где центробежные силы разбрасывают людей в разные стороны: кто-то растет духовно, умножая силы страны, кто-то духовно деградирует, ослабляя ее позиции... Эта тема христианского смирения, послушания Церкви объемна и многогранна. Один из наиболее ярких примеров того, как чутко Иван Васильевич прислушивался к напутствиям своего духовного наставника, архиепископа Вассиана (Рыло), связан с Великим стоянием на Угре. Даже после размещения на правом берегу реки большого войска противника, а на левом – русских ратников, лукавые царские советники продолжали уговаривать Великого Московского князя не противиться супостатам. За советом – откупиться от Орды подарками и платить ей регулярную дань, как в былые времена – таился призыв к предательству. Для Ивана III, разорвавшего ханскую грамоту с требованием выплаты дани, это было неприемлемо. Решимости идти до конца в освобождении Руси от ордынского ига придает ему пламенное послание архиепископа Вассиана. Сколько всего можно оттуда цитировать с большим воодушевлением и признательностью! Приведу следующие слова Владыки: «Призвав Бога на помощь, и Пречистую Его Матерь, и святых Его, и святительское благословение, и всенародную молитву, крепко вооружившись силою честного креста, выходи против окаянного мысленного волка, как называю я ужасного Ахмата, чтобы вырвать из пасти его словесное стадо Христовых овец...» Хочется надеяться, что многие из тех десятков тысяч людей, которые побывали в монастырском скиту, в его Музейном комплексе-диораме, смогли не просто восхититься красотой местности и диорамой, выполненной в формате 3D студией военных художников имени Грекова, но почувствовали желание узнать поглубже историю своего Отечества. И осмыслить тот факт, что осенью 1480 года произошло самое важное ее событие – родилась Россия, наша страна, сильная верой в победу добра. В этом также мы видим свою цель или, иными словами, миссию Свято-Тихоновой пустыни.   

http://pravoslavie.ru/105234.html

Однако радость по поводу завершения строительства Успенского собора была омрачена размолвкой между митрополитом и великим князем. Конфликт между Геронтием и Иоанном III выявил новую для Руси опасную тенденцию, которая в дальнейшем стала получать все большее развитие. Начало ссоре государя и Первоиерарха было положено в 1478 г., когда Ростовский архиепископ Вассиан Рыло, настроенный по отношению к Геронтию весьма недружелюбно, решил подчинить себе Кирилло-Белозерский монастырь, как находящийся в его епархии. Обитель, однако, издревле была изъята из судебной юрисдикции местного архиерея и находилась в ведении удельного князя Верейско-Белозерского, каковым в то время был князь Михаил Андреевич, представитель младшей ветви Московской династии. Геронтий выдал ему грамоту на Кириллов монастырь. Вассиан протестовал, но митрополит не реагировал. Тогда Ростовский владыка пожаловался Иоанну III, и тот собрал в Москве собор для решения проблемы. Духовенство не поддержало Геронтия, и Иоанн, изорвав грамоту Белозерского князя, передал монастырь своему любимцу Вассиану. Помимо того, что великий князь хотел уважить Вассиана, он намеревался тем самым и ослабить князя Михаила, что должно было еще более утвердить самодержавную власть Московского государя, пришедшую на смену удельному порядку. Продолжением этого конфликта между Геронтием и Иоанном стал случай, который произошел при освящении нового Успенского собора. Этот инцидент вновь, еще более выпукло, выявил все более нарастающее стремление великого князя к вмешательству в дела церковные. После крестного хода в день освящения храма великому князю доложили, что митрополит Геронтий поступает неверно, совершая хождение против солнца. Государь, полагавший, что ходить нужно посолонь, дерзнул выговорить Первосвятителю за это, заявив, что из-за подобных ошибок гнев Божий приходит на Русскую землю. В богослужебных книгах Иоанн III не обнаружил никаких указаний относительно того, как совершать крестный ход, однако его точку зрения поддержали чудовский архимандрит Геннадий (будущий Новгородский архиепископ, борец с «жидовствующими») и Ростовский архиепископ Вассиан Рыло, недруг Геронтия, стремившийся занять его место.

http://sedmitza.ru/lib/text/436272/

Геронтий исполнил желание иноков и дал князю грамоту на монастырь. Архиепископ Вассиан начал бить челом митрополиту, чтобы он, вопреки правил, не вступался в его пределы,— митрополит не послушал его. Вассиан обратился с просьбою к великому князю — митрополит не послушал и великого князя. Тогда Иоанн Васильевич послал взять у князя Михаила митрополичью грамоту и приказал быть в Москве Собору епископов и архимандритов, чтобы дать суд архиепископу Ростовскому с митрополитом. Открылись продолжительные изыскания, и митрополит, убоявшись суда соборного, умолил великого князя примирить его с Вассианом. Мир состоялся, грамота митрополичья была разорвана, а Кириллов монастырь указали ведать по старине архиепископу Ростовскому. Вся эта смута произошла, замечает летописец, от бывшего тогда новоначального кирилловского игумена Нифонта и от новоначальных старцев, а старые старцы, постриженники того монастыря, все со слезами молили Бога, чтобы Он укротил брань и оставил их жить в повиновении своему святителю Ростовскому, как жил преподобный Кирилл . князю, что митрополит ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита и сказал, что за такие дела приходит гнев Божий. Открылось публичное расследование вопроса, посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви. Но в книгах об этом ничего не нашли. Много было речей и спору. Некоторые архимандриты и игумены говорили за митрополита и один сказал: «Я видел на Святой горе освящение церкви — там ходили со крестами против солнца». Сам митрополит приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. А Ростовский владыка Вассиан Рыло и чудовский архимандрит Геннадий, которых великий князь призвал на спор, в защиту противоположного мнения не представляли никакого свидетельства, но только говорили: «Христос, Солнце праведное, наступил на ад, связал смерть и освободил души; потому и на Пасху исходят, то же прообразуют на утрени».

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

7. Геннадий Саматов, в 1445 году, считаемый сомнительным. 8. Досифей 1-й, в продолжение 1445–1448 годов. При нем в 1446 году был захвачен в Троицком монастыре великий князь Василий Васильевич Дмитрием Шемякой, о чем также сказали мы выше, с. 105 (лишен был великим князем игуменства по подозрению, что находился в сообщничестве с Шемякой). О Троицких чернцах, участвовавших в заговоре против великого князя Василия Васильевича, см. у Попова в «Изборнике» (с. 82), у Татищева в «Истории» (IV, 565) и в Родословной книге во «Временнике» (X, 21). 9. Мартиниан, преподобный, ученик преподобного Кирилла Белозерского (о котором см. выше, в жизнеописании, с. 84–85), игумен Ферапонтова монастыря (выше, там же, с. 85–86), вызванный из последнего великим князем Василием Васильевичем в игумены Троицкие в 1447 году, опять удалившийся в Ферапонтов монастырь в 1455 году, скончавшийся 12 января 1483 года, канонизованный на соборе 1549 10. Вассиан Рыло, ученик преподобного Пафнутия Боровского, поставленный в 1455 в 1466 году переведенный в архимандриты Московского придворного Спасского монастыря, в 1467 году назначенный в архиепископы Ростовские; духовник великого князя Ивана Васильевича, смелый его обличитель в нашествие Ахматово и автор знаменитого послания к нему на Угру. 11. Спиридон, из монахов Чудовских, с 1467 по 1474 год, называемый от Иосифа Волоколамского, который знал его лично, великим 12. Аврамий, с 1474 по 1478 13. Паисий (Пасей, Пасея) Ярославов, постриженник Каменского монастыря на Кубенском озере (как принимают), монах Кирилло-Белозерского монастыря и один из первых представителей так называемого заволжского образа мыслей, учитель преподобного Нила Сорского, один из знаменитых старцев своего времени, весьма уважавшийся великим князем Иваном Васильевичем, который желал было видеть его митрополитом Русским, на соборе 1503 года поднимавший вместе с преподобным Нилом вопрос об отобрании у монастырей вотчин; неохотно принявший игуменство Троицкое в 1479 году и отказавшийся от него в 1482 году, о чем в Софийской летописи записано: «принуди его князь великий у Троицы в Сергееве монастыре игуменом быти, и не може чернцов превратити на Божий путь, – на молитву и на пост и на воздержание, и хотеша его убити, бяху бо тамо бояре и князи постригшеися, не хотяху повинутися, и остави игуменство».

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Патерик Печерский Часть 1, в которой помещены жития святых преподобных и Богоносных отцов наших Печерских, написанные преподобным отцом нашим Нестором, Летописцем Русским Из Жития преподобного отца нашего Ефрема: «Преподобный отец наш Ефрем, приняв, как два крыла, молитву и благословение старца, отправился в путь и, достигнув Константинополя, посещал и приглядывался повсюду к житию небесных людей, земных ангелов, и насыщался богатой духовной пищей, душеполезными словами и наставлениями тех святых отцов, так что он и задержался там некоторое время. Когда же любовь к отечеству призвала его опять назад, тогда, чтоб не возвратиться к мысленному своему ковчегу без масличной ветви, он списал устав святого Студийского монастыря, и принес в Печерский монастырь, за которым посылал к нему от имени преподобного Антония, блаженный игумен Феодосий». Св. Вассиан (Рыло) на Угру (великому князю Ивану III во время его противостояния с монголо-татарским войском на р. Угре) «Последуй примеру прежде бывших прародителей твоих, великих князей, которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны подчиняли; я имею в виду Игоря, и Святослава, и Владимира, которые с греческих царей дань брали, а также Владимира Мономаха,— как и сколько раз бился он с окаянными половцами за Русскую землю, и иных многих, о которых ты лучше нас знаешь». Святитель Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси Из жития: «С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: “...Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца”».

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/hristi...

Феодора Студита его преемнику, см. нашей «Истории Русской церкви» т. I, 2-я половина, с. 683, п. 24 по 1-му изд. и с. 790 по 2-му изд.). При такой постановке дела соборность управления монастырей, признававшаяся у нас в теории, более или менее отсутствовала на практике, как дает об этом знать царь Иван Васильевич в своих представлениях собору 1551 Что касается, в частности, Троицкого монастыря, то в древнейшее время как будто существовала в нем большая или меньшая соборность управления. В меновой вотчинной грамоте, написанной при игумене Вассиане Рыло (1455–1466), говорится, что игумен с келарем променяли свою вотчину на вотчину одного князя, «поговоря с попы и дьяконы и крилошаны и со всеми старци Митрополит Филипп 1-й, ходатайствуя в 1472 году пред игуменом монастыря Спиридоном за одного допустившего какие-то большие проступки монаха монастыря, пишет игумену, чтобы он простил виновного «и с своею братьею, с В записях на двух монастырских рукописях, написанных в 1524 году, говорится, что они написаны «по благословению и замышлению Троицкаго Сергиева монастыря игумена Порфирия и (на одной рукописи) съборных старцев» (на другой рукописи: «честнаго собора его великих старцов»); в записи на рукописи, написанной в 1528 году, говорится, что она написана повелением игумена Александра «и честнаго собора его великих Но что в половине XVII века не было в Троицком монастыре соборного управления – это дает знать опись 1641–1643 годов. О монастырском присутственном месте в ней говорится: «палаты соборные, а в них сидят архиморит Ондреян, да келарь старец Аврамей и казначей старец Симон для росправы всяких монастырских дел», и вместе с архимандритом, келарем и казначеем вовсе не называются соборные старцы. Что не было соборного управления в лавре перед Анной Иоанновной – это ясно дает знать она в своем указе о введении этого управления. Ввиду крайних злоупотреблений со стороны монастырских властей, отзыв о которых мы привели выше, императрица предписывает учредить в лавре такое соборное управление, которое бы представляло собой настоящую и возможно прочную коллегию, устроенную так, чтобы она не только была необходимым присутственным местом, но имела действительную силу обуздывать произвол архимандрита, келаря и казначея.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010