Не ранее 1585 г. составлена 3-я редакция минейного Жития И. Она включила предисловие из «Надгробного слова», 2-ю редакцию минейного Жития, «Похвальное слово» И., текст 46-го Апостольского правила, «Сказание мало и отчасти поведание чюдес преподобного отца нашего игумена Иосифа бывших преж преставления его». В 3-й редакции отсутствуют рассказы о борьбе И. с ересью жидовствующих и о конфликте с Новгородским архиеп. Серапионом, что является ее главной особенностью. В то же время добавлены нек-рые подробности о жизни и быте мон-ря и рассказ о монашеской жизни матери преподобного (текст этой редакции не изд.; по мнению А. И. Плигузова, древнейшим является список: РНБ. Соф. 451/1. Л. 89-128 об. ( Плигузов. Вторая редакция минейного жития Иосифа Волоцкого. 1984. С. 30)). Биография И. происходил из дворян-вотчинников Волоцкого у. Видимо, в 1408 г. его прадед Александр Саня выехал на Русь из Литвы в свите кн. Свидригайло и в числе проч. выходцев был пожалован вотчиной (ПСРЛ. Т. 11. С. 204). Деда И. звали Григорий, впосл. он и его супруга приняли иноческий постриг предположительно под именами Герасим и Ирина (ГИМ. Епарх. 1. Л. 5). Родовой вотчиной Саниных являлись с. Язвище и дер. Спировская близ г. Волока Ламского ( Зимин. 1977. С. 170-171. Примеч. 3). Родители И. Иван и Марина приняли монашество вскоре после пострижения сына (1460): отец - под именем Иоанникий в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, мать - инокиня Мария прожила в мон-ре во имя св. Власия на Волоке 30 лет ( Досифей (Топорков). 1865. С. 162, 164; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 459). Известно о 3 младших братьях преподобного: Вассиане II (Санине) (в 1506-1515 архиепископ Ростовский), Акакии и Елеазаре, а также о 3 племянниках: Досифее и Вассиане Топорковых и Кассиане. Архим. Макарий (Веретенников), отождествив племянника И. Кассиана, бывшего в 1508-1514 гг. архимандритом Симонова монастыря, с архим. Кассианом, имя которого встречается в поминании рода митр. Московского Макария, высказал гипотезу о возможном родстве И. и митр. Макария ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133).

http://sedmitza.ru/text/407137.html

У Джеммы был особенно милый, непрестанный, тихий смех с маленькими презабавными взвизгиваньями… Санина так и разбирало от этого смеха – расцеловал бы он ее за эти взвизгиванья! Ночь наступила наконец. Надо ж было и честь знать! Простившись несколько раз со всеми, сказавши всем по нескольку раз: до завтра! (с Эмилем он даже облобызался), Санин отправился домой и понес с собою образ молодой девушки, то смеющейся, то задумчивой, то спокойной и даже равнодушной, – но постоянно привлекательной! Ее глаза, то широко раскрытые и светлые и радостные, как день, то полузастланные ресницами и глубокие и темные, как ночь, так и стояли перед его глазами, странно и сладко проникая все другие образы и представления. О гне Клюбере, о причинах, побудивших его остаться во Франкфурте, – словом, о всем том, что волновало его накануне – он не подумал ни разу. XIV Надо ж, однако, сказать несколько слов и о самом Санине. Во-первых, он был очень и очень недурен собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушновеселое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, «отецких» сыновей, хороших баричей, родившихся и утучненных в наших привольных полустепных краях; походочка с запинкой, голос с пришепеткой, улыбка, как у ребенка, чуть только взглянешь на него… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, мягкость, – вот вам весь Санин. А во-вторых, он и глуп не был и понабрался кое-чего. Свежим он остался, несмотря на заграничную поездку: тревожные чувства, обуревавшие лучшую часть тогдашней молодежи, были ему мало известны. В последнее время в нашей литературе после тщетного искания «новых людей» начали выводить юношей, решившихся во что бы то ни стало быть свежими… свежими, как фленсбургские устрицы, привозимые в С.Петербург … Санин не походил на них. Уж коли пошло дело на сравнения, он скорее напоминал молодую, кудрявую, недавно привитую яблоню в наших черноземных садах – или, еще лучше: выхоленного, гладкого, толстоногого, нежного трехлетка бывших – «господских» конских заводов, которого только что начали подганивать на корде… Те, которые сталкивались с Саниным впоследствии, когда жизнь порядком его поломала и молодой, наигранный жирок давно с него соскочил, – видели в нем уже совсем иного человека.

http://azbyka.ru/fiction/veshnie-vody-tu...

Почувствовав себя бессмертными, люди почувствовали себя частицами единого космоса. Всё это было для меня так изумительно ясно в тот вечер, когда я узнал о смерти Толстого. Поздно вечером мы все, обитатели тихого одноэтажного домика, сидели по обыкновению на ступеньках крыльца. И всё мне казалось новым. Даже на звёздное небо я смотрел с каким-то особенным чувством. Умер Толстой, и душа теперь снова соединяется с Божеством, пройдя великий путь жизни. И в моей душе есть Бог . И во всех людях. И все мы соединены друг с другом, как братья. И с Богом соединены, как с нашим Отцом. И со звёздами, и с этой ночью, и с тёмной, холодной Волгой, и с чёрным лесом, и со всей землёй, и со всем небом, и со всем миром... Вераша-неразумница больше не шалила. Не будьте печальной, – сказал я ей, – надо радоваться. А вы радуетесь? И я невольно ответил: Да, радуюсь. Но эта радость больше похожа на восторг. Я радуюсь, потому что чувствую бессмертие... 98 О свободном человеке 99 Было время, когда очень много разговаривали о Санине 100 . Да и сейчас говорят. Если оставить в стороне «проблему пола», несомненно, что наибольшие споры вызвал вопрос: можно ли допустить такое крайнее развитие личности, какое провозглашает Санин? Одни находили, что это граничит с полнейшим своеволием, стирающим грань между человеком и скотом, другие, напротив, находили, что это прекрасно, что это совсем «по Ницше». Что Санин – человек «свободный», об этом, разумеется, и речи не было. Вопрос был лишь в том: хорошо или не хорошо быть таким свободным? Но никому и в голову не приходило, что Санин отвратителен вовсе не потому, что он проповедует «крайнюю» свободу, и не потому, что в женщине видит только самку, и не потому даже, что не чисто относится к собственной сестре. Санин отвратителен потому, что он самый несвободный человек из всего романа. По Санину, а вместе с тем и по мнению громадного большинства современных интеллигентов, которым он очень понравился, – рецепт, как стать свободным, чрезвычайно прост: надо делать то, что хочется.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Что любопытного и значительного может рассказать культурному человеку " женщина-кентавр " ? Нам нужно не вспоминать, а позабыть все наше отдаленное прошлое и приобщиться к европейскому прогрессу, которого Тургенев никогда не забывает, в этом сущность его " образования " . Марья Николаевна осуждена " наукой " под именем атавизма — возврата к прошлому. " Вешние воды " кончаются у него посрамлением Санина, не умевшего побороть соблазн и отдавшегося минутному увлечению:  " Она (Марья Николаевна) медленно перебирала эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество, а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза " . [Т., " Вешние воды " , т.7, стр.450.] Но это еще не все. Тургенев умеет отстаивать цивилизацию, уступающую первобытным стихиям:  " Санин ... видит себя сидящим в дорожном дормезе, на узком переднем месте... На задних покойных местах сидят Марья Николаевна и Ипполит Сидорыч. Четверня лошадей несется дружною рысью по мостовой Висбадена в Париж. Ипполит Сидорыч кушает грушу, которую он, Санин, ему очистил, а Марья Николаевна глядит на него и усмехается тою, ему, закрепощенному человеку, уже знакомою усмешкой — усмешкой собственника-владыки. " [Т., " Вешние воды " , т.7, стр.452.] Я еще далеко не все выписал, что Тургенев рассказывает о позоре своего бедного героя. Но не в Санине дело, если бы даже в его истории было очень много биографического. Важно отметить, что Тургенев уже не мог и не хотел шагу сделать без указки культуры. Вся жизнь для него свелась к современной, европейской жизни. То, что было прежде, само по себе не имеет никакого значения. Все, что будет после — определится только видными для нас и ценимыми нами элементами современной культуры. В этих " предпосылках " , никем никогда не проверенных, заключается весь смысл современного понятия о прогрессе. Бесконечное прошлое, неизвестно почему, считается нами не настоящею жизнью, лишь ступенями, по которым человечество постепенно добралось до великой вершины, именуемой 19-ым веком — веком железных дорог, электричества и теории естественного развития. От будущего мы уже ожидаем только дальнейшего движения в уже намеченном нами направлении, и это мы называем " вечная, незыблемая, вне человека стоящая истина " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Впрочем, в Санине это чувство – чувство неловкости – скоро рассеялось. Оно заменилось неопределенным, но приятным, даже восторженным настроением. Он расхаживал по комнате, ни о чем не хотел думать, посвистывал – и был очень доволен собою. XVII «Буду ждать гна офицера для объяснения до 10 часов утра, – размышлял он на следующее утро, совершая свой туалет, – а там пусть он меня отыскивает!» Но немецкие люди встают рано: девяти часов еще не пробило, как уже кельнер доложил Санину, что гн подпоручик (der Негг Seconde Lieumenanm) фон Рихтер желает его видеть. Санин проворно накинул сюртук и приказал «просить». Гн Рихтер оказался, против ожидания Санина, весьма молодым человеком, почти мальчиком. Он старался придать важности выражению своего безбородого лица, но это ему не удавалось вовсе: он даже не мог скрыть свое смущение – и, садясь на стул, чуть не упал, зацепившись за саблю. Запинаясь и заикаясь, он объявил Санину на дурном французском языке, что приехал с поручением от своего приятеля, барона фон Донгофа; что поручение это состояло вистребовании от гна фон Занин извинения в употребленных им накануне оскорбительных выражениях; и что в случае отказа со стороны гна фон Занин – барон фон Донгоф желает сатисфакции. Санин отвечал, что извиняться он не намерен, а сатисфакцию дать готов. Тогда гн фон Рихтер, все также запинаясь, спросил, с кем, в котором часу и в котором месте придется ему вести нужные переговоры. Санин отвечал, что он может прийти к нему часа через два и что до тех пор он, Санин, постарается сыскать секунданта. («Кого я, к черту, возьму в секунданты?» – думал он между тем про себя.) Гн фон Рихтер встал и начал раскланиваться… но на пороге двери остановился, как бы почувствовав угрызение совести, – и, повернувшись к Санину, промолвил, что его приятель, барон фон Донгоф, не скрывает от самого себя… некоторой степени… собственной вины во вчерашнем происшествии – и потому удовлетворился бы легкими извинениями – «des exghizes lecheres». На это Санин отвечал, что никаких извинений, ни тяжелых, ни легких, он давать не намерен, так как виноватым себя не почитает.

http://azbyka.ru/fiction/veshnie-vody-tu...

Параллельно с работой над описанием Синодального собрания Н. составил и опубликовал десятки др. трудов. Нек-рые из них приобрели самостоятельное значение, в т. ч. такие публикации по древнерус. лит-ре, как «Поучение св. Алексия» (1861) и «Древнерусские поучения и послания об иноческой жизни» (Х., 1862; То же//ДЧ. 1866. 6. С. 85-97; 7. С. 244-255). Также было выполнено фундаментальное исследование Мстиславова Евангелия XII в. (второго в тот момент по древности датированного древнерус. Евангелия). За этот труд Н. был награжден орденом св. Анны 3-й степени (полностью работа изд. в 1997). В 1868 г. издан труд Н. «Слово св. Ипполита об антихристе в древне-славяно-русском переводе, по списку XII в.» (М., 1868), к-рый 4 года спустя был удостоен Уваровской премии. В 1865 г. в Москве опубликована «Записка о переводе Евангелия на славянский язык, сделанном святыми Кириллом и Мефодием», где Н. подчеркивал, что св. равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий перевели Евангелие-апракос, а не тетр, и выступал противником паннонской теории. В «Рассмотрении рецензий, явившихся на описание рукописей московской Синодальной библиотеки» (1870) Н. сделал ценные замечания по вопросу собирания текста полной слав. Библии. Ок. 1870 г. Н. проявил интерес к личности и творчеству прп. Иосифа Волоцкого и в 1865 г. издал Житие св. Иосифа Волоколамского (в 1866 - 2-е изд.). В сент. 1869 г. Н. награжден Золотой Уваровской медалью Имп. АН за рецензию «Исследование г. Хрущёва о Иосифе Санине, преподобном игумене Волоцком». Внимание Н. привлекло и богатейшее книжное собрание Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , частично хранившееся в МДА. По сборнику 1536 г. (РГБ. Ф. 113. 659), переписанному по повелению игум. Нифонта (Кормилицына), он издал 3 хрисовула XV-XVI вв. афонскому мон-рю Хиландар , сохранившиеся только в этом списке. В 1870 г. Н. избран членом Сербского ученого об-ва в Белграде и Югославянской академии в Загребе. К концу жизни Н. обратился к истории зарубежного Православия, опубликовал в 1872 г. в Загребе на сербохорват. языке очерк «Взгляд на историю Восточной Церкви в Чехии».

http://pravenc.ru/text/Невоструев.html

Как показал предпринятый выше анализ «Отвещания к любозазорным», и личность преподобного Иосифа и его религиозно-аскетические воззрения, отразившиеся в его последнем литературном труде, исторически более справедливо, продуктивно и плодотворно рассматривать именно в положительном ключе и вовсе не с целью представить русское монашество конца XV — начала XVI в. резко расколотым на два лагеря — передовых либералов и отсталых консерваторов. Судя по Уставу в сравнении с «Преданием», Волоцкий и Сорский мыслители в главном были едины: затворническое молитвенное самоуглубление и полное отрешение от мира оправдано только духовной пользой для церковного народа, как и открыто обращённое к миру подвизание иночествующих не возможно и не принесёт духовного плода людям без непрестанного внутреннего молитвенного стояния. «Иосифа игумена, иже на Волоце Ламском. Духовная грамота преподобнаго игумена Иосифа»//Древнерусские иноческие уставы/Сост. Т. В. Суздальцева. М.: Северный паломник, 2001. С. 57-155. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Изд. 3-е. Казань, 1896. Монастырский устав//Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 296-319; Краткая редакция Устава прп. Иосифа Волоцкого//Древнерусские иноческие уставы. С. 187-215. [ Казанский П. С. ] Преподобный Иосиф Волоцкий. М., 1847. С. 49-50; Хрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санине, преподобного игумена Волоцкого. Б. м. 1868. С. 84-100; Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. первая. 862-1720. Изд. 3-е. СПб., 1884. С. 132-133; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 221. См., например, рукописи XVI в.: ГИМ, Синодальное собр., 986 (784); собр. Уварова, 6; собр. Щукина, 363; РНБ, Q. XVII, 64; Q. XVII, 50; Софийское собр., 1470 и 1226; Соловецкое собр., 349/329, 348/328; РГБ, собр. МДА, 152/515. - Хрущов И. Указ. соч. С. XII, XIII, XXI, XXIX.

http://bogoslov.ru/article/362342

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Иоанн Артёмов. Фотография. Бутырская тюрьма. 1937 г. Иванович Артёмов (25.03. 1887, с. Санино Покровского у. Владимирской губ.- 14.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших). Из семьи сельского плотника. Получил техническое образование, работал строителем. Переехав в Москву, поступил на работу в строительный трест сметчиком счетно-договорной группы, продолжал поддерживать отношения с жителями родного села, где его знали как глубоко верующего и благочестивого человека. В янв. 1935 г. власти попытались закрыть храм в с. Санине под предлогом того, что старая церковная двадцатка (см. Двадцатки ) распалась. Верующие собрались в новую двадцатку, куда вошел И. Члены приходского собрания отправили жалобу на действия властей в обл. исполнительный комитет, где просьбы верующих признали законными. Храм был открыт, но церковная община попала в трудное материальное положение, т. к. приходилось платить повышенные налоги, несмотря на то что службы в храме не совершались. И. по просьбе прихожан организовал у правосл. знакомых в Москве сбор средств на храм. В Москве в квартире И. часто жили священники из закрытых храмов, оказавшиеся без места, монахи и верующие; в сельском доме И. также жил священник. 22 авг. 1937 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. И. обвинили в том, что «в контрреволюционных целях обрабатывал рабочих в религиозном духе, вел антисоветскую фашистскую агитацию». Виновным себя не признал, заявил, что «против советской власти ничего не говорил». 7 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Был казнен на Бутовском полигоне, погребен в безвестной общей могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19037.

http://pravenc.ru/text/469317.html

18 марта 2018 Беседа: «Духовных книг божественная мудрость, или книги, которые учат добру " 18 марта 2018 года  в Свято-Андреевксом храме преподаватели ВУВГ " Ставрос " на мероприятии будет показана презентация о Дне православной книги, затем с детьми проводится викторина «Начало книгопечатания». 18 марта  2018 года в воскресной школе «Ставрос» храма во имя святого апостола Андрея Первозванного г.Маркса прошло мероприятие «Духовных книг божественная мудрость или книги, которые учат добру». Встречу, посвященную Дню православной книги,  подготовила и провела библиотекарь храма Наталья Сергеевна Егоренкова.   Традиционным для этого дня  стал рассказ о русском первопечатнике диаконе Иване Федорове и первом напечатанном издании –  книге «Апостол». Также Наталья Сергеевна разъяснила ребятам, какие книги нужно выбирать для чтения, чтобы получить пользу для души, познакомила с понятием «православная литература» и рассказала о современных авторах – протоиерее Александре Торике, монахе Варнаве (Санине), Борисе Ганаго и других.   «Непросто в современном мире сохранить верные ориентиры. Именно книги духовно-нравственного содержания помогут современному читателю укрепить и сохранить свою веру, не свернуть со спасительного пути Заповедей Божиих. Будем надеяться, что вы сможете пронести любовь к православной книге через всю жизнь и передать ее своим детям», – сказала педагог в завершение урока. Информация о мероприятии 18 марта 2018 Саратовская область, г.Маркс, 413060, г. Маркс, ул. Куйбышева, 72 Епархия Покровская епархия Количество участников 18-20 Проводится для (аудитория) Воспитанники ВУВГ " Ставрос " Представители организаторов Протоиерей Валерий Генсицкий 8-(84567)5-53-89 Егоренкова Наталья Сергеевна Подписка на новости При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров» Запрос на получение доступа для добавления своих мероприятий 1. Скачайте файл формы официального обращения для получения доступа в качестве представителя епархии в рамках " Дня православной книги " . Заполните его, распечатайте, подставьте подпись уполномоченного лица епархии и печать, отсканируйте. 2. Загрузите отсканированное подтверждение на получение доступа для публикации мероприятий вашей епархии в рамках " Дня православной книги " . После проверки ваших данных мы пришлем Вам на электронный адрес код, с использованием которого вы авторизуетесь на сайте, смените свой пароль и далее сможете публиковать мероприятия вашей епархии. Ваше имя (полное монашеское) Вы представитель епархии E-mail Ваш телефон Загрузить скан бланка подтверждения доступа Введите проверочный код

http://new.izdatsovet.ru/events/dukhovny...

Ко второй половине 20-х гг. XVI в. «нестяжательство» Вассиана далеко не исчерпывалось идеей ограничения монастырского землевладения. Кормчая опального князя, особенно ее заключительная редакция (список ВСМЗ, В 5636/399) дает основание выделять и другие темы, вызвавшие не менее пристальное внимание Вассиана и, возможно, являвшиеся предметом полемики. Сюда относится вопрос о допустимости или недопустимости пострижения в монастыре рабов, проблема приема на исповедь кающихся еретиков, обсуждение канонического прецедента сведения с кафедры архиерея «в поповскую честь», некоторые литургические и календарные вопросы. Специальные канонические штудии предпринял Вассиан при обсуждении вопроса об истоках традиции канонического безбрачия епископата в восточной церкви (вас-сиановская редакция анонимной схолии на 71/73 правило карфагенского собора (5)). Дополнительные свидетельства о неортодоксальных и порой еретических взглядах Вассиана сохранились в составе комплекса су-дебно-следственной документации (Судный список Максима Грека, Судный список Вассиана) (6). Это перечисление позволяет нам раздвинуть границы вассианова «нестяжания» и полнее представляет ключевые пункты противоречий, разделявших в 20-е гг. XVI в. волоколамских постриженников и опального князя. В коренном вопросе своего учения-вопросе о возможности или невозможности совместить раннехристианские идеалы монашества с современным ему владением монастырей населенными землями - Вассиан колебался. Существо первохристианского прославления «нищеты» (Иаков, предстоятель иерусалимской общины, всех христиан называл «нищими мира сего» (7)) требовало от Вассиана защиты идей полного монашеского «нестяжания», что противоречило повсеместной традиции восточно-православной церкви. Традиция эта была воплощена не только в специальной практике современных Вассиа-ну монашеских корпораций, но и в решениях Вселенских соборов, в традиционных сочинениях, возникших в IV-XII вв. в римско-католической и византийской церквях и имевших хождение на Руси. В споре между достоинствами писания и предания Вассиан также не занимает определенной позиции: он выбирает и писание, и предание. Его идеалам созвучны евангельские слова и традиции обедневших, утративших былой общежительный устав монастырей Афона XIV-XV вв. (8) Ему претят «стяжательские» каноны Вселенских соборов и крупное землевладение русских общежительных монастырей. Однако Вассиан не требовал отчуждения монастырских сел в такой форме, чтобы они попали в руки светских владельцев, а предполагал перемещение крупных имущественных владений внутри церкви - от черного монашества к белому, из рук иноческих корпораций во владение архиерейских кафедр.

http://sedmitza.ru/text/1162527.html

  001     002