К.А. Докучаев-Басков «Емецкого волока Благовещенская убогая пустыня» (архангельской губернии) Е. Барсов в своем «Алфавитном указателе монастырей олонецкой епархии» 55 помножал одну и ту же обитель на две и даже на три, наприм. Спасо-Каргопольский монастырь и – Строкина пустыня, Аглимозерская и – Наглимозерская, Челменская – Челмогорская и Челмозерская... и, повторяя ошибки «Истории российской иерархии», клал для счета и те пустыни, в существование которых сам не верил – например «Казаринову...» Между тем опустил такие обители, которые действительно прежде существовали в каргопольском и олонецком уездах, когда-то занимавших пространство более всей нынешней олонецкой губернии, – каковы: Нятина, Сыринская, Емецкая – Благовещенская и проч. – Конечно спасибо ему и за то, что он... или вернее благодаря просвещенному вниманию архиепископа Аркадия, по слову которого со всех концов епархии стекались к рукам Барсова все сведения, почти все памятники древности, которые и повывел он на свет Божий... Наше дело – исправлять ошибки первых наших тружеников... Несомненно то, что Емецкого волока Благовещенская пустынь в XVII и XVIII веке находилась в «каргопольском уезде» 56 ; теперь ее должно искать в архангельской губ., если только от нея что-нибудь осталось... Как основатель, так и время основания этой обители неизвестны. В большом синодике Александро-Ошевенского монастыря (каргопольскаго уезда) читаем «написанные имена начальников пустыням и монастырем каргопольского уезду»: «Инока Кирилла (челменского), священноинока Кирилла (сыренского); инока Серапиона, инока Никодима (кожеозерских); инока Диодора (юрьегорского), священно-инока Полиевкта (кодлозерского); священно-игумена Пахомия (кенского), инока Вассиана (строкинского или спасозерского), инока Ионы (волосатаго, положившаго начало «пустыни», что теперь Успенский женский монастырь в Каргополе); Афанасия, Алексия, священно¬инока Иоасафа; инока Тарасия (елгомского), инока Елеазара (анзерскаго), инока Тимофея (наглимозерскаго); схимника инока Евфимия, священно-инока Исакия, схимника иеромонаха Михаила, иеродиакона Кирилла, инока Евфросина, инока Иоасафа, инока Корнилия, иноки (ни) Евгении» (не веретьевской-ли? Итого 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН СТРОКИНСКИЙ Каргопольский (нач. XVI в.?), прп. (пам. 3 сент.), основатель каргопольского Преображенского мон-ря (Вассиановой Строкиной пуст.), находившегося на правом берегу р. Онеги, напротив г. Каргополя. Время жизни В. С. можно установить предположительно. В «Повести о пришествии Кирилла на Челму гору в лето 6824 (1316)» сказано, что накануне преставления прп. Кирилла Челмогорского († 1367) к нему «приеха… в пустыню посещения ради от… града Каргополя из Спасовы пустыни Строкины отец его духовныи игумен Иосиф» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 152 об.). На этом основании автор статьи о В. С., помещенной в ИРИ (им, по предположению К. А. Докучаева-Баскова, был учитель Каргопольского ДУ В. Ф. Шегринский), считал, что В. С. жил в нач. XIV в. Однако принять данное сообщение жития прп. Кирилла Челмогорского как абсолютно достоверное не представляется возможным, т. к. в памятнике встречаются хронологические и исторические ошибки, значительная часть текста заимствована из жития прп. Нила Столобенского. Вероятно, прав Докучаев-Басков, относивший основание Вассиановой Строкиной пуст. к нач. XVI в., поскольку ее история документально прослеживается лишь с 30-х гг. XVI в.: в грамоте 1537 г. Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митр. Московский) эта обитель названа «новою». Вкладная книга Преображенского мон-ря велась с 1538 г. (фрагменты изданы Докучаевым-Басковым). В монастырском синодике В. С. указан вместе с др. создателем мон-ря - иноком Серапионом. (Е. В. Барсов предполагал, что Преображенский мон-рь и Строкина пуст. были изначально разными мон-рями, объединившимися на определенном этапе своей истории, и что пустынь была гораздо древнее мон-ря, основателем к-рого исследователь считал В. С. С Барсовым не согласился В. И. Срезневский, полагавший, что «Вассианов монастырь был один».) Время местной канонизации В. С. неизвестно, неизвестны ни житие, ни служба святому. В нач. XIX в. его мощи находились в приходской церкви, в к-рую был преобразован главный храм мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1911 г., после учреждения Каргопольского вик-ства Олонецкой епархии, мон-рь стал резиденцией Каргопольского епископа. К наст. времени монастырские постройки не сохранились. Почитание святого подтверждено включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (празднуется в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

http://pravenc.ru/text/149901.html

П. упоминается в старообрядческих памятниках XVIII в. В «Слове похвальном преподобному отцу Александру, игумену Ошевенскому» на 20 апр. (30-40-е гг. XVIII в.) книжник Выголексинского общежительства Даниил Матвеев включил П. в число каргопольских святых, покровительствовавших Чаженьгскому скиту (принадлежал к Выговскому общежительству), вместе с преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским, Никодимом и Серапионом Кожеозерскими, Иоанном Власатым и Вассианом Строкинским (РГБ. Егор. 900. Л. 185). По-видимому, тем же автором было составлено «Слово похвалное преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кирилу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожезерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем каргополским» (РГБ. Егор. 1224. Л. 291-317, 60-е гг. XVIII в.). П. и здесь включен в сонм каргопольских святых; в тексте отмечены пострижение в Кенском мон-ре Антония Сийского и почитание мощей П. («всюду чюдесы и знамении озаряем») (опубл.: Юхименко. 2008). Краткое упоминание П. содержится также в старообрядческом Житии Кирилла Сунарецкого (XVIII в.): «…в Кенозерской монастырь, егоже зда преподобный Пахомий на Кенском устье и мощьми своими осиявает» ( Руди. 2016. С. 461). Почитание П. прослеживается с рубежа XVII и XVIII вв.: к 1702 г. относится наиболее раннее его чудотворение, в цикле посмертных чудес сообщается о пении над его гробом молебнов. Имя П. встречается в Месяцесловах (РНБ. Тит. 2024. Л. 125 об. и др.), в т. ч. в Месяцеслове старообрядческого книжника Ф. П. Бабушкина ( Романова. 2017. С. 506, 527), и в иконописных подлинниках XVIII в. (РНБ. Тит. 3117. Л. 152; O.XIII.1. Л. 123 об.- 124; и др.), причем дни памяти указаны в этих источниках разные: 10 янв., 14 и 15 мая, 29 июня, 31 авг. Под 15 мая П. включен в Четьи-Минеи еп. Ермогена (Добронравина) в числе святых, которые «не канонизированы, но свято чтутся» (РНБ. СПбДС. 25/5. Л. 136, кон. XIX в.). В «Книге глаголемой Описание о российских святых» (XVIII в.) П. отнесен к святым Вел. Новгорода ( Романова. 2013. С. 63). В числе основателей монастырей Каргопольского у. П. («священноигумен Пахомий») упоминается в синодике Александрова Ошевенского мон-ря (ГААО. Инв. 1 син. (489). Л. 25, сер. XVIII в.). Имя П. включено в «Верный месяцеслов» (1903).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

В сводном Иконописном подлиннике (XVIII в.) описание образа В. С. помещено под 3 сент.: «Преподобнаго отца нашего священноинока Вассиана, начальника Преображенскаго монастыря, иже в Строкине, пустынника Каргопольскаго, на Онеге реце, новаго чудотворца; подобием сед, брада поменьше Иоанна Богослова, на главе схима, ризы преподобническия». В агиологической лит-ре XIX в. В. С. иногда называют Вассианом Крестомировским (Крестиморовским, Кратемировским). Архиеп. Сергий (Спасский) в списке неканонизированных рус. святых упоминает «Вассиана, начальника Кратемировского (или Крестомировского) монастыря на Онеге реце». Е. Е. Голубинский различал 2 святых: В. С., основавшего свой мон-рь близ Каргополя не позднее 1-й четв. XVI в., и Вассиана Крестомировского, подвизавшегося близ Белого м. «неизвестно когда». В списке архим. Леонида (Кавелина) указан Василий, основатель Кратемировского мон-ря близ Белого м. Появление легенды о существовании св. Вассиана (Василия) Крестомировского может быть объяснено тем, что Пертоминский в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Белом м., основанный на месте гибели Вассиана и Ионы Пертоминских , в XIX в. мог именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), т. о. небесный покровитель обители - прп. Вассиан Пертоминский мог именоваться Крестиморовским. По-видимому, в результате смешения 2 пришедших в упадок в XIX в. Преображенских мон-рей на Белом м.- на месте гибели Пертоминских чудотворцев и Строкиной пуст. на Онеге - основатель последней В. С. также в лит-ре XIX в. может именоваться Крестомировским. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 1017; Барсов Е. Алфавитный указатель мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 23-25; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31; Зверинский. Т. 2. С. 326. 1160; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 106; Строев. Списки иерархов. Стб. 994-995; Надеждин А. Ист. образ в Спасо-Преображенском Каргопольском мон-ре//Олонецкие ЕВ. 1899. 18; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Срезневский В. И. Отчет Отд-нию рус. яз. и словесности имп. АН о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губ. (июнь 1902 г.). СПб., 1904. С. 15-20; Докучаев-Басков К. А. «Строкина пустыня» и ее чернецы. Петрозаводск, 1914; Галкин А. К. Мон-ри Каргополья - родины св. митр. Вениамина//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 19-32; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского//Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367, 371.

http://pravenc.ru/text/149901.html

В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова) , в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.). В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский . Ист.: Описание о российских святых. С. 161; Служба преподобным отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. М., 19022. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 509-510; Архангельский сб. или мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. С. 211; Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на 4 столетия от основания Соловецкого мон-ря до нашего времени. М., 1833. С. 30; ДАИ. СПб., 1867. Т. 10. 71. С. 300-310; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Ч. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря. Архангельск, 1894; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348; Яхонтов И. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 157-159, 297-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 99-100; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178-179; Голубинский. Канонизация святых. С. 133; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 75-77; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 217, 259; Соловецкий патерик. С. 70-73; Белоброва О. А. , Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457.

http://pravenc.ru/text/149891.html

Е. В. Романенко, А. А. Романова Иконография преподобных, вероятно, разрабатывалась в иконописной палате Соловецкого мон-ря. В сводном Филимоновском иконописном подлиннике (XVIII в.) под 15 сент. об облике святых сказано: «Иона подобием сед, брада доле Власиевы, и в схиме, ризы преподобническия. Вассиан подобием надсед, брада не доле Николины, схимы на плечах, ризы монашеския. На монастыре в гробнице (зри) между ими велико древо именуемо рябина стоит». Схожие с данным описания святых под 15 сент. приводятся в Перетцевском иконописном подлиннике (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 61, 30-е гг. XIX в.) и в рукописи из собр. РНБ (А. II. 54. Л. 8, сер. XIX в.). Древние образы В. и И., упоминаемые в описях XVII-XVIII вв. церквей побережья Белого м., не сохранились. На иконах XIX в. святые представлены в рост, в развороте к центру, в монашеском облачении, в молении часто к образу «Преображение Господне», расположенному в верхней части иконы. Между святыми (или у их ног) помещено изображение каменной Преображенской ц. Пертоминского мон-ря. На иконографию В. и И. заметно повлияли образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1828 г. капитан 1-го ранга Алексей Сарычев пожертвовал в мон-рь 2 хоругви, на одной из них были изображены преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а на обороте - В. и И. В Соловецкой иконописной мастерской в 60-х гг. XIX в. для поморской церкви с. Луда была написана икона, где святые в схиме, с четками в руках изображены в нижней части композиции (Вассиан справа). Между святыми - изображение 5-главого белокаменного храма. Верхнюю часть иконы занимает размещенная в прямоугольном клейме в облаках композиция «Преображение Господне» (АМИИ). В кон. XIX - нач. ХХ в. Пертоминский мон-рь заказывал небольшие иконы с изображением преподобных В. и И., предназначенные для раздачи и продажи богомольцам. Они повторяли сложившуюся иконографию, но в сокращенном варианте: отсутствовала композиция «Преображение Господне», монастырский храм был написан условно. На обороте одной из таких икон сохранилась внизу надпись: «Дарена сия икона отцем Апалосом 1905 года 18 марта И. Д. Мехрен в Пертоминском монастыре» (Мурманский краеведческий музей). Известна прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы», где изображение святого c надписью на нимбе «  » (возможно, прп. Вассиан Строкинский ) представлено в 6-м ряду справа ( Маркелов. Т. 1. С. 399).

http://pravenc.ru/text/149891.html

Петра и Пахомия Каменских (XV) Стефана и Тимофея (XV) Кубенских Тимофея игумена, Вологодскаго Кирилла, Спиридона и Фавста, пустынников Вологодских Евфимия Сянжемскаго (†ок. 1465) Саввы Тверскаго (†1467) Илариона Гдовскаго, Псковоезерскаго (†1476) Пафнутия (†1477) и Илии (XV) Боровских Зосимы (†1478), Савватия (†1435) и Германа († 1479) Соловецких Иоанна свещеносца, Соловецкаго (XV) Василия келейника, Соловецкаго (XV) Макария рыболовца, Соловецкаго (XV) Онуфрия, пустынника Соловецкаго (XV) Герасима, отшельника Соловецкаго (XV) Ианнуария Соловецкаго (XV) Стефана, трудника Соловецкаго (XV †XVI) Филиппа, пустынника Соловецкаго (XV †XVI) Досифея, затворника Соловецкаго (XV †XVI) Александра Ошевенскаго (†1479) Макария Глушицкаго (†ок. 1480) Марка (†до 1473), Ионы (†1480) и Вассы (†ок. 1473) Псково-Печерских Евфросина (†1481) и Серапиона (†1480) Псковских Игнатия, Харалампия и Памфила Псковских (XV) Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (†1482) Антония Краснохолмскаго (†1481) Мартиниана Белоезерскаго (†1483) Макария Калязинскаго (†1483) Космы Яхромскаго (†1492) Моисея Белоезерскаго (†ок. 1492) Нектария, игумена Введенскаго, Бежецкаго (†ок. 1492) Нектария, игумена Покровскаго, Тверскаго (XV † XVI) Ефрема (†1492) и Романа (XV †XVI) Перекомских Тихона (†1492) и Никифора (XV †XVI) Калужских Левкия Волоколамскаго (†ок. 1492) Зосимы и Адриана Волоколамских (XV †XVI) Саввы Крыпецкаго (†1495) Иова, архимандрита Владимирскаго (XV) Авраамия и Коприя Печенгских (XV †XVI) Авксентия и Онуфрия Перцовских, Вологодских (XV † XVI) Елиссея Сумскаго, Соловецкаго (XV †XVI) Александра Вочскаго, Галичскаго (XV †XVI) Севастиана Сохотскаго, Пошехонскаго (†ок. 1500) Тихона Луховскаго, Костромскаго (†1503) Варлаама (Герасима) и Фотия (Фаддея) Луховских (XVI) Паисия, (†1504), Адриана (†после 1504) и Боголепа (XV) Углечских Кассиана грека, Углечскаго (†1504) Галактиона Белоезерскаго (†1506) Германа дивнаго, Белоезерскаго (†1508) Нила Сорскаго (†1508) Вассиана Рябовскаго, Углечскаго (†1509) Вассиана Строкинскаго, Каргопольскаго (нач. XVI)

http://pravoslavie.ru/2368.html

1000 Никонов В.Я. Извлечение из дневника путешествия по северу Европейской России (под загл.: Сийский монастырь)//Северный Архив. 1825. Ч. 19. 2. 1003 По-фински говорят: «какрон пуоли» – овсяная сторона и «каркун пуоли» – медвежья сторона. Отсюда самим каргополам досталось название овсянников. Ар- ханг. л. 93: «А на Беле озере два города Карголом да Каргополь, а преж того было Белозерское великое княжение». 1004 В 1547 г. строитель Вассиановой Строкинской иустини писал: «их монастырь стоит на р. Онеге, на болоте, а пашенки и приходу у того монастыря и иного доходу нет никакого и прокормиться им нечем; а около монастыря пришли места пустые, лес дикой и болота». Царь велел отвести землю, дозволил населять ее и дал несудимую грамоту (Акты исторические. Т. 1; Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. 137; Новый и полный географический словарь Российского государства. Ч. 3). 1005 Ркп. житие прп. Кирилла писано в XV в. и потом дополнено рассказами о чудесах при патр. Никоне. К сожалению, поздние исправители внесли ошибки неведения своего, но эти ошибки нетрудно отличить. 1006 В челобитной царям Иоанну и Петру Челмский строитель Филофей писал: «в врошлых годах были присланы в сей монастырь (Челмский) вел. кн. Ивана Васильича вел. княгиня София Римляниня (Фомична) со снохою своею, которыя опять обращены к Москве; а в то время игумен и вся братия высланы были вон, а прежде тех прислана была от кн. Димитрия Шемяки вел. кн. Василия Васильича Темнаго мать София (Ви- товтовна), а взята ли обратно или здесь померла, неизвестно». По летописи София Ви- товтовна увезена была Шемякою «в Каргополь» и потом отпущена в Москву в 1447 г., а София Фомична «бегала от татар на Белоозеро» в 1481 г. (Собр. л. 6, 177. 178. 232. 8, 120. 121. 213). Челобитною Челмского строителя точнее определяется место временного пребывания княгинь на севере; а летопись, сличаемая с челобитною, показывает, что Каргополь и Челмский монастырь даже в XV в. причислялись к Белозерской стороне. 1007 В челобитной царям Иоанну и Петру строитель Челмской пустыни писал, что «зачался тот монастырь с давних лет, с крещения Каргопольского уезда жителей в Православную веру» (Ркп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

925 Записка для обозр. рус. древн. стр. 40. Спб. 1851 г. Сийский мон. в северн. архиве за 1826 г. ч. 19 стр. 142. 147. 927 По-фински говорят: какрон пуоли – овсяная сторона и каркунь пуоли – медвежья сторона. Отсюда самим каргополам досталось название овсянников. – Арханг. лет. 93. «А на Беле озере два города Каргодом да Каргополь, а преж того было белозерское великое княжение». 928 В 1547 г. строитель Вассиановой строкинской пустыни писал: «их монастырь стоит на р. Онеге, на болоте, а пашенки и приходу у того монастыря и иного доходу нет никакого и прокормиться им нечем; а около монастыря пришли места пустые, лес дикой и болота». Царь велел отвести землю, дозволил населять ее и дал несудимую грамоту. Акт. ист. 1, 112–113. Сл. грамоту 1500 г. в А. э. 1. 137. Максимовича словарь 3, 330–332. 930 В челобитной царям Иоанну и Петру челмский строитель Филофей писал: «в прошлых годах были присланы в сей монастырь (челмский) вел. кн. Ивана Васил. вел. княгини София Римляниня (Фомична) со снохою своею, которые опять обращены к Москве; а в то время игумен и вся братия высланы были вон, а прежде тех прислана была от кн. Димитрия Шемяки в. к. Василия Вас. Темного мать София (Витовтовна), а взята ли обратно или здесь померла, неизвестно». По летописи София Витовтовна увезена была Шемякою «в Каргополь» и потом отпущена в Москву в 1447 г., в София Фомична «бегала от татар на Белоозеро» в 1481 г. (собр. лет. 6, 177. 178. 232; 8, 120. 121. 213). Челобитною челмского строителя точнее определяется место временного пребывания княгинь на севере; а летопись, сличаемая с челобитною, показывает, что Каргополь и Челмский монастырь даже в 15 в. причислялись к белозерской стороне. 931 В челобитной царям Иоанну и Петру строитель Челмской пустыни писал, что «зачался тот монастырь з давних лет, с крещения каргопольского уезда жителей в православную веру». (Ркп.). 932 На раке преподобный изображен во весь рост древнею иконописью и в надписи между прочим сказано «на горе поживе 52 года, созда церковь богоявления Господня и монастырь устроив братию собра, – преставился к Богу в л. 6876 декабре 8 д.» Тоже время кончины показано в ркп. житии. Потому показание словаря святых (стр. 151): «преставился в конце 11 стол.» – ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003