В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова) , в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.). В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский . Ист.: Описание о российских святых. С. 161; Служба преподобным отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. М., 19022. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 509-510; Архангельский сб. или мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. С. 211; Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на 4 столетия от основания Соловецкого мон-ря до нашего времени. М., 1833. С. 30; ДАИ. СПб., 1867. Т. 10. 71. С. 300-310; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Ч. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря. Архангельск, 1894; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348; Яхонтов И. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 157-159, 297-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 99-100; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178-179; Голубинский. Канонизация святых. С. 133; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 75-77; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 217, 259; Соловецкий патерик. С. 70-73; Белоброва О. А. , Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457.

http://pravenc.ru/text/149891.html

В сводном Иконописном подлиннике (XVIII в.) описание образа В. С. помещено под 3 сент.: «Преподобнаго отца нашего священноинока Вассиана, начальника Преображенскаго монастыря, иже в Строкине, пустынника Каргопольскаго, на Онеге реце, новаго чудотворца; подобием сед, брада поменьше Иоанна Богослова, на главе схима, ризы преподобническия». В агиологической лит-ре XIX в. В. С. иногда называют Вассианом Крестомировским (Крестиморовским, Кратемировским). Архиеп. Сергий (Спасский) в списке неканонизированных рус. святых упоминает «Вассиана, начальника Кратемировского (или Крестомировского) монастыря на Онеге реце». Е. Е. Голубинский различал 2 святых: В. С., основавшего свой мон-рь близ Каргополя не позднее 1-й четв. XVI в., и Вассиана Крестомировского, подвизавшегося близ Белого м. «неизвестно когда». В списке архим. Леонида (Кавелина) указан Василий, основатель Кратемировского мон-ря близ Белого м. Появление легенды о существовании св. Вассиана (Василия) Крестомировского может быть объяснено тем, что Пертоминский в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Белом м., основанный на месте гибели Вассиана и Ионы Пертоминских , в XIX в. мог именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), т. о. небесный покровитель обители - прп. Вассиан Пертоминский мог именоваться Крестиморовским. По-видимому, в результате смешения 2 пришедших в упадок в XIX в. Преображенских мон-рей на Белом м.- на месте гибели Пертоминских чудотворцев и Строкиной пуст. на Онеге - основатель последней В. С. также в лит-ре XIX в. может именоваться Крестомировским. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 1017; Барсов Е. Алфавитный указатель мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 23-25; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31; Зверинский. Т. 2. С. 326. 1160; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 106; Строев. Списки иерархов. Стб. 994-995; Надеждин А. Ист. образ в Спасо-Преображенском Каргопольском мон-ре//Олонецкие ЕВ. 1899. 18; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Срезневский В. И. Отчет Отд-нию рус. яз. и словесности имп. АН о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губ. (июнь 1902 г.). СПб., 1904. С. 15-20; Докучаев-Басков К. А. «Строкина пустыня» и ее чернецы. Петрозаводск, 1914; Галкин А. К. Мон-ри Каргополья - родины св. митр. Вениамина//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 19-32; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского//Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367, 371.

http://pravenc.ru/text/149901.html

Вассиан на это сказал: «Я Госпожу Богородицу не хулю; верно, писец описался». Подобно тому указано было на житие св. Богородицы Метафраста, переведенное Максимом Греком , где также от неисправности в переписке оказались такие ошибки, которые давали еретический смысл написанному. Поставленный на очную ставку монах (Вассиан Рушанин) обличал Вассиана, будто он, вместе с Максимом Греком , об этих ошибках сказал: «так и надобно». Вассиан на это сказал: «я этого не говорил; он лжет на меня». «Ты, – продолжал митрополит, – живучи в Симонове, в разговоре с одним старцем, назвал Христа тварию, а когда тебе старец сказал: святые отцы на всех соборах Святым Духом писали, ты ответил: диавольским духом они писали, а не святым». «Никогда этого я не говорил – сказал Вассиан – покажи мне того старца, который на меня наговаривает». «Ты говорил со старцем Иосифова монастыря» – сказал Даниил. «У меня, – отвечал на это Вассиан, – не бывали в келье старцы Иосифова монастыря: я их к себе не пускаю; мне до них дела нет». Тут митрополит указал на одного старца, по имени Досифея. «Досифей старец великий, добрый; он у меня в келье бывал не раз», – сказал Вассиан. Этот «великий, добрый старец» явился обличителем Вассиана, показывал, будто Вассиан называл Христа тварию и говорил: святые отцы писали не Святым Духом, а диавольским. «Я ничего этого не говорил, – сказал Вассиан, – душа твоя пусть подымет (это). Бог меня с тобой рассудит». «Ты, Вассиан, – продолжал Даниил, – говорил про Макария Колязинского: что это за чудотворцы? Макар чудеса творит, а мужик был сельской!» «Я его знал, – сказал Вассиан, – простой был человек: а если он чудотворец, – пусть будет как вам любо. Чудотворец ли он или не чудотворец – не знаю». Митрополит объяснил бывшему боярину, что могут быть святые мужи и из рабов, из самаго низкого звания, что следует уважать не телесное благородие, а духовное. «Про то знает Бог да ты со своими, чудотворцами», – сказал Вассиан. Митрополит далее продолжал: «Все православные поклоняются гробу и честным мощам митрополита Ионы, а ты не поклоняешься ему и не почитаешь его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

" Меня, - отвечал Вассиан, - побудил на это митрополит Варлаам с освященным собором " . Он сослался на трех свидетелей архиереев, из которых двух уже не было на свете а третий, крутицкий епископ Досифей, спрошенный митрополитом, показал, что Вассиан лжет: митрополит ему не приказывал, и епископы не были ему советниками. " Волен Бог, да ты, господин митрополит! " - сказал тогда Вассиан. " Ты, - говорил митрополит, - в своих сотворениях написал, что в правилах есть противное Евангелию, Апостолу и Святых отец жительству; ты писал и говорил, что правила писаны от дьявола, а не от Святого Духа, называл правило - кривилом, а чудотворцев - смутотворцами за то, что они дозволяли монастырям владеть селами и людьми " . " Я, - сказал Вассиан, - писал о селах: в Евангелии не велено держать сел монастырям " . Митрополит велел ему прочитать ряд доводов и примеров, свидетельствующих о том, что дозволялось монастырям держать села, и святые мужи их держали. Вассиан сказал: " Если они и держали, то пристрастия к ним не имели. " " А почему же ты нынешних чудотворцев считаешь пристрастными? " - спросил митрополит. " Я не знаю, были ли они чудотворцы " , - отвечал Вассиан. Митрополит продолжал: " От семи соборов и доныне не бывало в священных правилах еллинского учения, а ты написал в своих правилах еллинских мудрецов: Омира, Аристотеля, Филиппа, Александра, Платона " . " Я этого не помню - зачем написал, - сказал Вассиан, - если что не гораздо, исправь " . Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими. " Ты, - говорил митрополит, - оболгал тем божественное писание и священные правила " . " Я писал себе, на воспоминание своей душе, - сказал Вассиан, - но тех не похваливаю, что села держат " . После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтоб обвинить Вассиана в явно еретических мнениях. «У тебя, - говорил митрополит, - в правилах приведено правило Кирилла Александрийского: Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят и вместо: не нарицает, сказано: нарицает». Вассиан на это сказал:

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

Преданный великим князем митрополиту и подвергнутый от последнего соборному суду, Вассиан обвиняем был на соборе в следующем 1488 : 1) Он – Вассиан дерзнул сделать дело, которого от века не бывало: посягнул на великую книгу священных правил апостольских, соборных и отеческих, малую некую часть, угодную его малоумию, выписав из неё, а иное всё разметав. Митрополит разумеет то, что Вассиан исключил из своей Кормчей книги законы греческих императоров, относящиеся к церкви, которые по его – митрополита представлениям внесены в Кормчую святыми отцами и соборами и имеют одинаковое значение авторитета и нерушимости с самыми правилами каноническими. Вассиан в своё оправдание говорил, будто составить новую Кормчую его понудил митрополит Варлаам со священным собором. 2) Он – Вассиан написал в своей Кормчей: «есть в святых правилах супротивное евангелию и апостолу и святых отец жительству», а также написал в ней и много другого блазненного, – говорил о правилах, что они писаны от довода, а не от Св. Духа, и называл их кривилами, а не правилами. Признавая неверным славянский перевод правил, Вассиан действительно написал в своей Кормчей об этом именно переводе: «есть в святых правилех» и пр., т. е. по нашему славянскому их переводу. Касательно отзыва Вассиана о правилах, что они суть не правила, а кривила, лица, доносившие на него, прямо показывали, что отзыв относился к славянскому переводу 1489 . Об этом последнем необузданный на язык Вассиан действительно мог произносить подобный отзыв, и, как уверяет запись о суде над ним, он даже повторял его и перед митрополитом с епископами 1490 . Справедливости обвинения на себя, будто говорил о правилах, что они писаны от дьявола, а не от Св. Духа, Вассиан не признавал, и должно со всей вероятностью думать, что оно было клеветой на него: он полагал, что греческий подлинник правил не противоречит его образу мыслей, а подтверждает его; а следовательно, не имел и побуждений восставать против правил в их подлиннике. 3) Чудотворцев, владевших сёлами и крестьянами, называл смутотворцами и в частности не хотел почитать новых, всеми почитавшихся, чудотворцев: Макария Колязинского и митрополита Ионы. Вассиан дал ответ в таком смысле, что то и другое справедливо 1491 . Почему он не хотел почитать митрополита Ионы, когда тот был не монах, а епископ, и когда по его собственному мнению епископам дозволено было владеть вотчинами, это в записи о соборе не объясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вассиан пришёл к пр. Паисию (см. выше в его Покровский близ г. Углича монастырь, имея от рода 33 года, и через несколько времени был пострижен в монашество. «Жил Вассиан, как повествует о нём житие пр. Паисия, в послушании велицем, и в воздержании, и в трудах монастырских пребывая без роптания, и во смирении, и в кротости, и в терпении, во всём повинуясь наставнику и отцу своему, пр. Паисию, подвизался богоугодно всяким добродетельным житием. В 1482 г. «священноинок» Вассиан участвовал в крестном ходе при обретении чудотворной иконы Покрова Пресвятой Богородицы, главной святыни Углического Покровского монастыря. Поживши в Паисиевой обители, Вассиан возжелал безмолвного жития и пр. Паисий благословил его на этот подвиг. «Иди, чадо Христовожделенное, – сказал ему пр. Паисий, – со благим игом Господним и благоугождай Господеви, имаши бо поставити не по мнозе времени свой монастырь и собрати стадо во славу имени св. Троицы». Оставив в 1492 г. Паисьеву обитель, пр. Вассиан прожил несколько времени в Николо-Улейминском монастыре (который и ныне существует в 12 вёрстах от г. Углича), и отправился далее на юг в уединённую Рябовскую местность. Это глухое пустынное место понравилось пр. Вассиану, и он устроил себе келью. Но вскоре окрестные жители, узнав об отшельнике, стали приходить к нему и селиться близ его кельи. Владетели бояре также стали посещать его и, узнав об его подвигах, подарили Вассиану землю для основания монастыря, который вскоре и был открыт; и при помощи благотворителей, преимущественно родственников Вассиана, построена была церковь в честь Пресвятой Троицы. Вассиан не прерывал общения со своим духовным отцом пр. Паисием и участвовал в 1504 г. в его погребении (в числе бывших при отпевании его был «Вассиан блаженный, Рябовский начальник»). О дальнейшей жизни пр. Вассиана в житии пр. Паисия сказано: «И тако добре и богоугодне подвизався блаженный отец наш Вассиан со всем своим Христоизбранным, словесным иноческим стадом во обители Свято-Троицкой седьмнадесять лет и вконец угоди Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

лубинский полагает, что это был расчет, так как и сам кн. был противником монастыр. землевладения и ин. Вассиан был известен за такового; приближая последнего, вел. кн. как бы хотел им обороняться от «иосифлян» и держать их в страхе. Инок Вассиан, в качестве человека близкого ко двору Василия III, старался играть роль советника и нет ничего неправдоподобного в том, что инок Вассиан старался влиять на вел. кн. в духе своих убеждений. Одновременно инок Вассиан ведет литературную пропаганду своих идей, и на соборе, судившем Вассиана, было выставлено обвинение, что он старался «научить» вел. кн. и «вся благородныя человеки иже у монастырей и мирских церквей сел отъимати». Мы не можем не согласиться с доводами исследователей относительно молчания кн. Вассиана на соборе 1503 г.; боярин, попавший в опалу, естественно, был далек от литературы св. Писания и житий, в момент собора, едва ли он мог выступить с серьезными аргументами. Но завязавшаяся литературная полемика вовлекла и инока Вассиана в спор и, по вполне понятным причинам, он должен был владеть оружием слова и аргументации, чтобы защищаться от противников. Втянувшись в полемику с «Иосифлянами», инок Вассиан обратил внимание на кормчую книгу, к которой прибегали стяжатели для защиты своих взглядов. Просмотрев эту книгу, кн. Вассиан предрешил вопрос, что канонические правила, допускающие монастырское землевладение, подложны; а придя к такому решению, кн. Вассиан решил восстановить подлинную кормчую и с этой целью составил свою редакцию Кормчей. Кормчая Вассиана была окончена в 1517 г. Эта новая редакция кормчей была поставлена в особую вину кн. Вассиану на суде 1531 г. В борьбе по поводу монастырского землевладения стяжатели одержали победу и первой жертвой победной был М. Грек, осужденный на соборе 1525 г. и подвергшийся заключению в Иосифов Волоколамский монастырь до 1531 г. когда он вновь фигурировал на суде 1531 г. над Вассианом. Правда, М. Грек, как и кн. Вассиан обвинялись в склонности к еретическому мышлению; однако, главным мотивом обвинения явилась их приверженность идее нестяжания. Собор 1531 г., судивший кн. Вассиана, поставил ему в осо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Меня, – отвечал Вассиан, – побудил на это митрополит Варлаам с освященным собором». Он сослался на трех свидетелей архиереев, из которых двух уже не было на свете 4 , а третий, Крутицкий епископ Досифей, спрошенный митрополитом, показал, что Вассиан лжет: митрополит ему не приказывал, и епископы не были ему советниками. «Волен Бог , да ты, господин митрополит», сказал тогда Вассиан. «Ты, – говорил митрополит, – в своих сотворениях написал, что в правилах есть противное Евангелию, Апостолу и святых отец жительству: ты писал и говорил, что правила писаны от диавола, а не от Святаго Духа, называл правило – кривилом, а чудотворцев – смутотворцами за то, что они дозволяли монастырям владеть селами и людьми». «Я, – сказал Вассиан, – писал о селах: в Евангелии не велено держать сел монастырям». Митрополит велел ему прочитать ряд доводов и примеров, свидетельствующих о том, что дозволялось монастырям держать села, и святые мужи их держали. Вассиан сказал: «если они и держали, то пристрастия к ним не имели». «А почему же ты нынешних чудотворцев считаешь пристрастными?» – спросил митрополит. «Я не знаю, были ли они чудотворцы», – отвечал Вассиан. Митрополит продолжал: «от семи соборов и до ныне не бывало в священных правилах эллинского учения; а ты написал в своих правилах эллинских мудрецов: Омира, Аристотеля, Филиппа, Александра, Платона». «Я этого не помню, зачем написал, – сказал Вассиан: – если что не гораздо, исправь». Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими. «Ты, – говорил митрополит, – оболгал тем божественное писание и священные правила». «Я писал себе, на воспоминание своей душе, – сказал Вассиан, – но тех не похваливаю, что села держат». После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтобы обвинить Вассиана в явно еретических мнениях. «У тебя, – говорил митрополит, – в правилах приведено правило Кирилла Александрийского : „Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят“ и вместо: не нарицает, сказано: нарицает».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Ближе к истине будет, если мы известный, резкий и неправильный отзыв Вассиана станем рассматривать не как выражение его крайне либеральных воззрений, а как продукт его нравственного характера и как нравственный недостаток. Новую вину Вассиана м. Даниил указал в его участии в деле перевода Максимом Греком жития Пресв. Богородицы, где оказались еретические строки, известные уже из судного дела Максима Грека . Оказалось, что Вассиан один из списков Метафрастова жития Пресв. Богородицы послал в свою Белозерскую пустынь. Между тем еретические строки возбудили в Москве разные толки среди книжных людей. Слух о неправильности перевода равно как и возбужденные им по Москве толки дошли до Вассиана, который и решился по возможности отклонить от себя могущие возникнуть отсюда неприятности. Он послал на Белоозеро к строителю Христофору 481 грамоту, в которой он и просил уничтожить еретические строки. Из той поспешности, с какой Вассиан отнесся к исправлению опасной ошибки, видно, что он в это время уже потерял свое прежнее значение при дворе. Иначе по своему упрямству он не захотел бы так серьезно взглянуть на неправильность перевода, так как ему хорошо сходили с рук и еще более важные действия против современных церковных порядков в иерархических лиц. Очевидно, Вассиан теперь чувствовал шаткость под собой почвы и потому так поспешно постарался исправить ошибку. На соборе свидетелем против Вассиана поставлен был известный Вассиан Рушанин, который дал известные уже из дела Максима Грека показания, говорившие не в пользу Вассиана. Вассиан Рушанин сообщил здесь о том, как Вассиан вместе с Максимом неоднократно и настойчиво подтверждали правильность перевода. На соборе Вассиан сначала было отказался от того, что он посылал грамоту в свою пустынь с специальным поручением загладить еретические строки, но когда против него явился новый свидетель Вассиан Рогатая Вошь, то он, не имея данных к опровержению обвинения, сослался на свою забывчивость, что не помнит того, посылал ли он грамоту или же не посылал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Суд над Вассианом начался 11 мая 1531 г. На соборе присутствовали те же лица: митр. Даниил, архиепископы, епископы со всем духовным собором, боярин вел. князя Михайло Юрьевич великокняжеские дьяки. Еще живя в пустыне Вассиан вдавался в еретические мнения по поводу чтения Евангелия о самарянине и эти строки продолжали его смущать по переезде в Москву. Свидетелем против него выступил теперь старец иосифова мон. мон. Досифей. «Однажды, – говорил он, – позвал меня Вассиан в келлию, в Симоновом мон., и дал мне толковое Евангелие недельное о самарянине, где было написано: «тварь поклоняется твари» и сказал мне: «эту строку я, еще живя в пустыне, разыскивал» 1914 . Потом я стал смотреть ее в церкви, а он пришел ко мне и молвил: «что де ты смотришь?» Я ему говорю: «вчерашнюю строку», а он мне в ответ: «покинь. Христос де сам тварь, твари поклоняется тварь». И тогда я ему не возразил. А он опять пришел ко мне и крикнул: «дьявольским де духом писано». Потом снова в церкви стал говорить мне: «как твой Иосиф писал, что на семи соборах отцы святые Св. Духом писали, мой де старец Нил того не писал». Да после ефимона со мною стал говорить: «Бог де молвил к себе: «сотворим человека по образу нашему; а я ему отвечал: «так еретики говорят, когда бы к себе молвил, то сказал бы: «сотворю человека по образу моему, а то он говорил к Сыну и Духу: «сотворим человека по образу нашему». И Вассиан замолчал, видя, что во мне ему нет части. Вассиан отверг сначала это обвинение, но, после выступления Досифея, к которому он так доверчиво отнесся, Вассиан мог только сказать: «Бог меня с тобою рассудит». По-видимому, М.Грек оказал значительное влияние на мнения Вассиана, но преимущественно в деле исправления книг: «ныне мы Бога познали Максимом и его учением», – говорил он. Но не во всем он соглашался с ним. В то время, как последний допускал и преследование еретиков, Вассиан резко заявлял свой голос против этой меры. Защитников ее он называл лишенными здравого смысла и облеченными мирской гордостью. Иосифляне опирались на примеры древних ревнителей (Моисея, Илии, Финееса) – Вассиан за всякое добавление к новозаветным постановлениям угрожает страхом проклятия; Иосиф советовал не обращать внимания даже на покаявшихся еретиков, Вассиан таких лиц, потерпевших наказание, считает мучениками, за что заслужил название бесстыдного и дерзкого» 1915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010