Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ РЫЛЬСКИЙ [болг. Аверки Рилски] (Попстоянов; 1802, Дупница (совр. Станке-Димитров) - 2.11.1881, Жабленский мон-рь), игум., болг. писатель, автор церковных песнопений. Род. в семье священника. Учился в Дупнице, в Рыльском монастыре (где принял монашество), Сяре (см. Серры ), Мельник, Карловцах (Австрия), Бухаресте. Преподавал в Видине (1835-1836), Казанлыке (1836-1838), Кюстендиле (1851-1858), применяя на практике метод взаимоучительного обучения. Участвовал в движении за освобождение Болгарии от тур. владычества. По неподтвержденным данным, являлся председателем 2-го македон. революционного комитета в Осоговском монастыре и был знаком с вождем народного повстанческого движения Василом Левским (Диаконом). Долгое время являлся таксидиотом в Хасково, в 1858-1878 гг. игумен Осоговского мон-ря, в 1879-1881 гг. игумен Жабленского монастыря . Автор неск. книг и переводов с греч. языка (басни Эзопа, произведения Плутарха, проповеди и поучения, оставшиеся неопубликованными). А. Р.- один из самых известных представителей Рыльской церковной певческой школы 1-й пол. XIX в.; его произведения, записанные с помощью Хрисанфовой невменной нотации (см. Хрисанф из Мадита ), известны в большом числе списков и хранятся в б-ке Рыльского мон-ря: «Свете тихий» на 2-й глас (Рк 5/65, 5/49, 5/84, 5/99); великое славословие , глас 7-й (Рк 5/49); херувимские песни различных стилей, среди к-рых циклы на 8 гласов «умеренно пространные» и «пространные»; «Достойно есть» на 3-й и 8-й гласы (Рк 5/49, 5/63, 5/74, 5/77, 5/92); краткая версия воскресного причастна «Хвалите Господа» (цикл на 8 гласов, Рк 5/63). А. Р. также создал «славяно-болгарскую» версию великого славословия греч. мелурга 2-й пол. XVIII в. доместика Даниила (7-й глас. Рк 5/50, 5/84). Арх.: Български Историчски Архив. НБКМ. Ф. 148 (Аверки Рилски). Соч.: Жития св. Григория архиепископа Омиритского и прения с некоего евреина, именуемаго Ервана, собрано и составлено на словенобългарский язык от Аверкиа П. С. монаха Рилскаго. Београд, 1852; Оглашение кратко за българските деца. Београд, 1852.

http://pravenc.ru/text/62722.html

Мы не располагаем временем, чтобы поведать вам о его добром отношении к новорукоположенному патриарху и его народу. Об этом подробно и много писалось другими; прочитанное у них я более или менее [кратко] передал в своей истории. Патриарх Григориос, оставшийся в Египте, был мужем святым и мудрым, украшенным знаниями и божественной благодатью, равным добродетели святого и мучениколюбивого отца [своего]. Поставив там святого патриарха, [Григорис Вкайасер] вверил пастыря со стадом Христу. Сам же пустился в путь и достиг наших краев, привезя с собой для Армянской церкви великое сокровище, спрятанное в поле, которое он своим трудом нашел и передал святой церкви, и, утвердив всех в любви к Богу, увещевал словом и письмом быть рачительными и готовыми для духовных дел. Сам же, размышляя над жизнью предков, вспомнил житие Лусаворича, который, во исполнение божественного дела, умерщвлял плоть свою в пустыне. Подобно ему и он жил в монастыре на Черной горе, предаваясь чтению Св. писания, и с молитвами обращался к Богу. По прошествии многих лет отшельнической жизни он отправился в город Кесун 353 к боголюбивому князю Василу 354 , по прозвищу Гох 355 . [Здесь он] назначил вместо себя пастырем и епископом одного из своих родственников, мужа святого и богожеланного Басилиоса 356 , местом его пребывания выбрав пустыню, окруженную горами Шугр 357 . В то же время он передал ему двух юношей – Григориса и Нерсеса, сыновей могущественного князя Апирата, сына сестры своей, который был братом владыки Григориоса, оставшегося в Египте. Он поручил ему бережно воспитывать их, учить и наставлять в страхе Божьем, чтобы быть им наследниками святого престола, дабы [престол] не остался без преемника из рода предка его св. Григория. Сам же он, пробыв на патриаршем престоле 40 лет, переселился из мира сего, достигнув счастливой старости, уважаемый и почитаемый великим князем Василом при жизни и после смерти, и был похоронен в монастыре Кармир-ванк, не в склепе предков, а в могиле на чужбине, как тот странник из песни Давида. IV. Святой же патриарх Басилиос, праведно и безукоризненно управляя паствой, приложил много сил для преследования сообщества порочных простолюдинов, снедаемых язвой честолюбия, которые, воспользовавшись усилением южных народов, надменно подняли головы на святую церковь Божью. И то, что ценой крови Христовой было освобождено, они сделали податным чужеземцам, а дары людей, приносимые Богу, они роздали блудницам и расхитили на порочные дела. Их он изгнал своею мудростью из стада Христова, как лютых зверей и истребляющих волков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУТАЗИЛИТЫ [Аль-му " тазиля; араб. «обособившиеся», «отделившиеся», «удалившиеся»], представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. Направление, объединившее М., было основано Василом ибн Атой (699, Медина - 748, Басра) и Амр ибн Убайдом (699, Балх, совр. Афганистан - 761, Басра) в Басре после того, как они «обособились», покинув богословский кружок Хасан аль-Басри (642, Медина - 728, Басра), видного богослова и одного из первых аскетов, прямых предшественников суфиев. Самоназванием М. было «люди справедливости и единобожия» (ахл ал-адл ва-таухид). Считается, что мутазилизм был одним из важнейших направлений калама (араб. «слово», «речь»), рационально толковавшего догматы ислама и в основном не следовавшего религ. авторитетам. Первоначально противоречий между мутазилизмом и суфизмом (мусульм. мистицизмом) не было. Исторически оба течения восходят к школе Хасан аль-Басри. Определенную связь можно проследить между идеями мутазилизма, фикха (мусульм. юриспруденции) и греч. философии, к-рая приобрела широкое распространение среди арабо-мусульм. образованной элиты. Неслучайно М. отрицали необходимость буквального следования религ. авторитетам и традициям (таклид) и считали сомнение первым условием познания. О взглядах Васила ибн Аты известно мало. Единая система мировоззрения М. сформировалась позже в трудах др. богословов из Басры: Абу-ль-Хузайля аль-Аллафа (ум. ок. 849), Муаммара ибн Аббада (ум. ок. 830), Ибрахима ан-Наззама (ум. ок. 845), а также в сочинениях багдадского мыслителя Бишра ибн аль-Мутамира (ум. между 825 и 840). К этому кругу богословов относился и крупнейший прозаик энциклопедист аль-Джахиз (775-868). М. критически относились к Омейядам и приветствовали приход к власти Аббасидов. Их идеи успешно развивались при халифах: Харуне ар-Рашиде (786-809), аль-Амине (809-813) и особенно при аль-Мамуне (813-833), к-рый привлекал к управлению гос-вом ученых и основал в Багдаде академию «Дом мудрости» (араб. Дар аль-хикма). В 827 г. аль-Мамун провозгласил тезис о сотворенности Корана как офиц. доктрину халифата, а за 2 месяца до смерти в 833 г. ввел специальную проверку (михна) для судей, правоведов и богословов на предмет их лояльности мутазилизму. В основном это касалось лиц, занимавших гос. должности. Такие проверки проводились и при следующих халифах - аль-Мутасиме (833-842) и аль-Васике (842-847), но халиф аль-Мутаваккиль (847-861) подверг М. гонениям. Особое неприятие у ортодоксальных богословов вызывала убежденность М. в сотворенности Корана.

http://pravenc.ru/text/2564406.html

В то время как Левский от погоста Хлебниц шел домой, неся под мышкою волшебный веник, с ним встретились студенты Ярославской семинарий, гостившие во время каникул у своих родителей; с ними был и еще кое-кто, и в том числе молодой дьячок Гаврила Радухин , зять хлебниковского колдуна, который от тестя узнал, зачем приходил к нему Ванька Левский и с чем он теперь идет обратно. Разумеется, Радухин передал об этом своим спутникам, а также и о качестве веника, бывшего под мышкой у Левского. Студенты вступили с Левским в разговор, начали его подзадоривать и, скоро рассорясь, разодрались и в конце концов из волшебного веника наделали, по семинарскому образцу, розог, с примесью находившихся близ дороги ивовых прутьев, и так угостили нового колдуна, что оставили его еле жива и в беспамятстве бросили на дороге. Скоро ли после этого образумился новый колдун, мне Радухин не передал, но говорил только, что за вторым веником Левский к его тестю уже не являлся. Слово «веник» всегда приводило Ваньку Левского в исступление, и при этом он страшно ругался. Теще моей он говаривал, что в моей жене сидит нечистый дух «глухой», и потому она, падая без чувств, и не кричит, как другие порченые крикушки, и что он мог бы вполне помочь ей, если б она прибегла к его помощи; мне же он этого не говорил, хотя я и вызвал его на такой разговор; он вскользь упоминал лишь, что причиной болезни жены есть «великая ленточная глиста». Говоря о колдуне Левском, вспоминаю рассказ моей матери о другом колдуне. В конце XVIII столетия Угодичами управлял помещик Филипп Карр, от имени своей сестры княгини Голицыной. Карр вел жизнь крайне разгульную и распространял свою власть на своих новобрачных крестьянок, которых после брачного «княжьего» стола и отводили к нему «на подклеть». Это дошло до сведения его сестры княгини Голицыной, которая так за это разгневалась на него, что отрешила его от управления селом и услала в свое небольшое именьице Искадьево, находящееся в Новгородской губернии, где он безвыездно и прожил семь лет.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Это сильно оскорбило ее мать. Первое свидание с Ванькой Левским происходило в мой отъезд из дома Бабурина, и о нем после передала мне жена. Это свидание меня сильно заинтересовало, и мне самому захотелось посмотреть на такую громкую ростовскую знаменитость, что и не замедлило исполниться, так как Ванька Левский, ввиду других больных, дом Бабурина стал навещать часто, и я вскоре имел счастие встретиться и побеседовать с ним. При первом же свидании, когда взоры наши встретились, мы сразу поняли друг друга. Он скромно стал вести речь о своей многолетней практике и о познании трав и их сокровенных таинств; я еще в детстве у Василья Афанасьева Малышева читал рукописный цветник, книгу, глаголемую «Прохладный вертоград» , и хорошо помнил качества и силу многих трав. Этими-то знаниями я и воспользовался и ничем не уступал дьячку в разговоре. Таким образом, наше оружие оказалось равным, что и заставило целителя недугов прекратить такого рода разговор и не хвалиться своими великими познаниями. Смотря на его полное румяное благообразное лицо, седые волоса, солидную осанку, приличную даже архиерею, а не дьячку-расстриге, я невольно вспомнил о его плутовских проделках, которыми он морочил доверчивых людей, и следующий про него интересный рассказ. Еще когда сей муж не занимался ремеслом кудесника, но сильно жаждал кудеснических познаний, в то время в погосте Хлебницах, Щенинской волости, проживал старик, заштатный причетник, славившийся как великий колдун и волшебник; к нему-то и обратился Иван Левский для изучения знахарской премудрости; тот сказал цену своим дьяволам и назначил Ивану время, в какое к нему прийти. В назначенное время ученик пришел к учителю, и тот, передавая свое искусство, дал ему волшебный веник, в котором, по словам причетника-учителя, в каждом листике сидело по дьяволу; научил Ивана, как с ними обращаться и как потом этих бесов высадить из веника. Вручая волшебный веник, учитель строго-настрого наказал ученику, идя до своего дома назад, не оглядываться и дорогой ни с кем не говорить.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Посол Болгарии в Казахстане В. Петков удостоен высокой награды Казахстанского митрополичьего округа 14 мая 2019 г. 12:16 13 мая 2019 года в каминном зале духовно-культурного и административного центра Православной Церкви Казахстана имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Нур-Султане состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Болгария в Республике Казахстан Василом Петковым. Посол Болгарии в Казахстане завершает свою дипломатическую миссию в Республике. Во встрече приняли участие: посол Ватикана архиепископ Фрэнсис Ассизи Чулликатт, председатель Конференции католических епископов Казахстана епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра, архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в Казахстане Юрий Новгородов, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель службы митрополичьего протокола протодиакон Роман Головин, помощник митрополита П.В. Соколов. Митрополит Александр и Васил Петков обменялись пасхальными приветствиями. Посол Болгарии поздравил архипастыря с 20-летием учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии . Глава Митрополичьего округа особо отметил, что главным подарком казахстанцам в связи с этой значимой датой стало принесение в пределы страны по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла великой святыни Православия — чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая почти восемь столетий пребывает в старинном русском городе Костроме. Владыка Александр рассказал гостям об истории святыни и чудесах, происходивших от древнего образа, и подчеркнул, что паломничество в Казахстан Феодоровской иконы Царицы Небесной, покровительствующей семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, — это вклад Православной Церкви в проведение в Республике «Года молодежи». Глава болгарской дипмиссии поделился с митрополитом Александром своими впечатлениями от пребывания в Казахстане в должности посла.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Князь, бояре и граждане, недовольные таким судом, который нарушал их приговор, выгнали архипастыря из города и самовольно лишили его епископской власти. Преследуемый ругательствами грубой толпы, святитель вышел из Кремля, где было тогда жилище епископов и направился к берегу озера Неро. Затем, бросив на воды озера свою святительскую мантию, св. Иаков встал на нее как на плот и поплыл по направлению к западу к великому изумлению пораженного чудом народа. Через несколько времени он остановился у того места, где теперь находится Яковлевский монастырь, а мантия между тем поплыла далее и была прибита волнами к острову, называемому теперь «Левским» 3 . Спасо-Яковлевский монастырь в г. Ростове Ярославской губернии Как ни упрашивали после этого ростовцы возвратиться опять в город, св. Иаков остался непреклонен. Основав здесь монастырь, св. Иаков скончался в глубокой старости 27-го ноября 1392 года, святое же тело было погребено в созданной им самим церкви. Оба вышеприведенные события – суд святителя над блудницей и плавание на мантии изображены художником Медведевым на стене теплой монастырской церкви. Первоначальные постройки в монастыре были деревянные, вследствие чего они легко делались жертвой тех страшных опустошительных пожаров, которые неоднократно превращали в пепел весь город и которые пришлось испытать Ростову в особенности во время опустошения его полчищами Егидея и во время нашествия поляков в 1609 году. В то же время сгорели и древние жалованные грамоты, которые, впрочем, снова были восстановлены в 1624, но затем последующими сонастоятелями были уже утеряны навсегда. В начале своего существования монастырь был очень беден. Первая каменная церковь , существующая и поныне, была сооружена Ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем 4 , который, желая придать ей более великолепный вид, украсил стены ее живописью al fresco. Для входа во храм с западной стороны и северной стороны его пристроил две паперти и сам освятил эту церковь во имя Живоначальной Троицы 22-го августа 1686 года, о чем свидетельствует и посейчас стенопись, находящаяся под местным образом Спасителя 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Михайлов Васил; май 1847, Стамбул - 24.01.1927, Русе, Болгария), митр. Доростольско-Червенский. Из семьи болгарина, торговца мехами. В 1861 г. окончил школу при болг. храме св. Стефана в Стамбуле, стал канонархом в храме св. Стефана и помощником еп. Макариопольского Илариона (Стоянова) . В 1861-1865 гг. обучался в гимназии в Белграде, где сблизился с деятелями «1-го болгарского легиона» В. Левским , В. Друмевым (буд. митр. Великотырновский Климент ) и др. В 1865-1866 гг. изучал греч. язык в Стамбуле, в 1872 г. окончил богословское уч-ще на о-ве Халки. 27 июня 1872 г. в храме св. Стефана в Стамбуле пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. После назначения в 1872 г. еп. Илариона митрополитом Великотырновским В. вместе с ним переехал в Болгарию и стал его помощником. В 1875 г., после смерти митр. Илариона, переехал в Русе и до 1879 г. был секретарем митр. Доростольско-Червенского Григория . С 1879 г. изучал богословие и философию в Мюнхене и Лейпциге, в 1884 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра философии. В нач. 1885 г. вернулся в Русе и был рукоположен во иеромонаха, возведен в сан архимандрита и назначен протосинкеллом митр. Григория. 21 янв. 1891 г. был избран митр. Софийским, но 27 марта отказался от избрания и остался помощником митр. Григория. 11 апр. 1899 г. был избран, 4 мая утвержден, а 18 июля в Стамбуле хиротонисан во митрополита Доростольско-Червенского. Был духовником наследника болг. престола кн. Бориса (буд. царь Борис III) и исповедником болг. экзарха Иосифа I . 11 нояб. 1914 г. освятил рус. посольский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Софии. В 1919-1920 гг. был председателем Свящ. Синода и фактически главой Болгарского Экзархата. Похоронен в Русе, в притворе кафедрального собора во имя Св. Троицы. Лит.: Билчев Т. Митр. Василий Доростолски и Червенски - духовният възпитател на цар Борис III//Духовен дом. 1999. 3; Цацов Б. Архиереите на Българската Правосл. Църква. София, 2003. С. 187. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ (Немцов Георги; 1828 - 1898), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/150725.html