Иоанн Цимисхий с Василием II и Константином VIII. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. N 2. Fol. 158) Иоанн Цимисхий с Василием II и Константином VIII. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. N 2. Fol. 158) По первоначальному плану заговорщики предполагали, что И. Ц. для обретения законных прав на престол должен был жениться на Феофано. Но К-польский патриарх Полиевкт отказался благословлять этот брак, поскольку Феофано уже была замужем дважды. И. Ц. был вынужден отстранить Феофано от власти и выслать ее в резиденцию на Принцевы о-ва, опасаясь того, что Феофано может организовать новый дворцовый заговор, уже против И. Ц. 25 дек. 969 г. состоялась коронация И. Ц. В 970 г. И. Ц., разведясь с Марией Склириной, женился на порфирородной царевне Феодоре, дочери имп. Константина VII. Тем самым И. Ц. породнился с правящей Македонской династией, стал соправителем и опекуном юных порфирородных царей Василия II (11 лет, император с 960) и Константина VIII (8 лет, император с 962), сыновей имп. Романа II и внуков имп. Константина VII . В 970 г. против И. Ц. был организован мятеж части войска в Кесарии Каппадокийской во главе с Вардой Фокой, но он был вскоре подавлен, и по результатам судебного разбирательства его предводители лишились постов и были отправлены в ссылку. О внутренней политике И. Ц. свидетельствуют распоряжения, сделанные им в 974 и 975 гг. об урегулировании земельных отношений. Император предписывал возвращать гос. крестьян, бежавших к частным землевладельцам-динатам, но в то же время крестьянам, переселившимся на церковные земли, дозволялось остаться на новых местах. Одним из важных направлений деятельности И. Ц. стала демонстрация личного благочестия и приверженности к союзу с Церковью. По смерти патриарха Полиевкта в февр. 970 г. И. Ц. созвал в К-поле Собор епископов для управления делами Церкви, но тем не менее сам предложил возвести на Патриарший престол Василия I Скамандрина , что и было исполнено. И. Ц. придерживался того же направления церковной политики, что и имп.

http://pravenc.ru/text/469752.html

Л. Д. преимущественно интересовался военной историей, но в некоторых случаях обращался и к церковной истории, напр., писал о каноничности брака Никифора Фоки с Феофано ( Leo Diac. Hist. III 8), об условиях, выдвинутых патриархом К-польским Полиевктом для коронации Иоанна Цимисхия (Ibid. VI 4), о гибели Антиохийского патриарха Христофора и избрании новым патриархом отшельника Феодора (Ibid. VI 6), о ссылке патриарха Василия I Скамандрина (Ibid. X 2). В то же время Л. Д. не упомянул об основании Вел. Лавры на Афоне, о духовной связи Никифора Фоки с прп. Афанасием Афонским . «История» - основной источник для исследования русско-визант. отношений во 2-й пол. X в., походов кн. Святослава Игоревича на Балканы, чьи воинские доблести и полководческие таланты, несмотря на языческую веру росов, Л. Д. оценивал очень высоко ( Иванов. 1981. С. 206-208). Интерес представляют этнографические описания Л. Д. загробных верований и погребальных обрядов росов (Там же. С. 210-212). Он подробно рассказывает о миссии патрикия Калокира к росам (в терминологии Л. Д.- к «тавроскифам») в 967 г. с целью склонить их к походу против болгар ( Leo Diac. Hist. IV 6; V 2); о переписке Иоанна Цимисхия со Святославом, к-рая завершилась угрозами со стороны росов осадить К-поль и битвой при Аркадиополе весной 970 г. (Ibid. VI 8-13); о походе Иоанна Цимисхия весной 971 г. и битве за Преслав (Ibid. VIII 2-8); о битве при Доростоле и гибели Святослава (Ibid. VIII 9 - IX 12). Вопрос об источниках, которыми пользовался Л. Д., решался исследователями по-разному. В предисловии к «Истории» он писал, что изложит либо то, чему сам был свидетелем, либо то, что слышал от очевидцев (Ibid. I 1). Возможно, Л. Д. опирался на официальные документы (письма и договоры) ( Карышковский. 1953. С. 52-53), а исторический экскурс о походе кн. Игоря на К-поль заимствовал из «Жития Василия Нового» ( Карышковский. 1960. С. 47-49). Сюзюмов ( Сюзюмов. 1916) и А. П. Каждан ( Каждан. 1961) пришли к выводу, что Л. Д. и Иоанн Скилица, описавшие одни и те же события независимо друг от друга, использовали 2 общих источника. Один из этих источников отражал благожелательное, а другой - враждебное отношение к Никифору Фоке и всему роду Фок. М. В. Грацианский считает, что у обоих авторов был один общий источник, в котором приводились 2 версии событий, благожелательная и враждебная, по отношению к роду Фок, но если Скилица приводил обе версии, то Л. Д. опускал неблагожелательную ( Грацианский. 2012).

http://pravenc.ru/text/2463295.html

Иоанн Цимисхий при избрании Василия Скамандрина воспользовался тем правом, которое признавал за царем и Придворный Устав и которое состояло в указании собору угодного ему кандидата. Царь и представил собору такого кандидата в лице Василия. Но это нисколько не обязывало собор без рассуждений подчиниться воле Цимисхия. Ведь Василий был предложен ему только в качестве кандидата, затем он был мало известен собору, а чин избрания патриарха обязывал митрополитов расследовать, действительно ли предложенный царем кандидат достоин патриаршества ( ει ρα ξιος εη). И несомненно, собор занимался оценкой личных качеств Василия. Если он потом и согласился возвести Василия на патриарший престол, то, конечно, потому, что признал выбор царя вполне удачным. Таким образом, избрание Василия произошло нормальным порядком. Царь оказал собору содействие своим предложением угодного ему кандидата, собор одобрил его и изъявил согласие на избрание. Проявления всемогущей царской воли не могло здесь быть уже потому, что Василий Скамандрин был выдающимся по своим личным качествам аскетом, а на патриаршем престоле вполне оправдал доброе о нем мнение царя и собора. 374 Затем, о цезарепапизме Иоанна Цимисхия можно было бы говорить, вслед за Гфрёрером и Шлюмберже, лишь в том случае, если бы предложенный им кандидат не удовлетворял требованиям τποςа, прилагавшегося к кандидатам византийского патриаршества. Но этого опять не видно из характеристики Василия у историков. 375 Значит, согласие царя и собора имело место и в акте избрания Василия Скамандрина. И другой патриарх из времени царствования Цимисхия, Антоний III Студит, занял вселенский престол при общем согласии царя и архиереев, так как был выдающимся в нравственном отношении подвижником. 376 А вот как произошло избрание Михаила Кируллария (1043 г.). «По смерти патриарха Алексия, – рассказывает Михаил Пселл , – храм Св. Софии, это небо на земле (о περ γν ουρανς), был лишен светильника своего и остался без солнечных лучей. И вот во время предварительного наименования кандидатов одному казался достойным престола один кандидат, другие склонялись своими мнениями в пользу иных лиц, руководствуясь в их оценке то добродетелью, то чувством родства или дружбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

371 Разумеется, царь остановил свой выбор именно на этом представленном митрополитами кандидате. Без нарушения прав собора был избран, при участии императора Иоанна Цимисхия, и патриарх Василий Скамандрин. Историк Лев Диакон рассказывает об этом следующее. Когда скончался патриарх Полиевкт, у императора Иоанна явилась забота ( σπουδ) о том, чтобы возвести на иерархический престол мужа, превосходящего большинство добродетелями и достоинствами. И вот он пригласил в царский дворец иерархов и синклит и сказал им следующее: «Я знаю единую власть, самую высшую и первую, которая привела из небытия в бытие систему видимого и невидимого мира. А в этой жизни и в земной юдоли я признаю две власти – священство и царство, одной из которых Творец вверил попечение о душах, а другой дал управление телом, дабы не хромала даже и одна их часть, но сохранилась целой и невредимой. Теперь, когда управлявший Церковью патриарх исполнил свой земной долг, а деяния его предстоят перед нелицеприятным оком Творца, необходимо возвести на божественное служение того, кто имеет превосходство перед всеми и больше других испытан в познании дел человеческих. А сам я рекомендую возвести на божественный трон мужа, бесспорную опытность которого давно знаю; пусть не скрывается в неизвестности и не проводит жизнь в уединении человек, прославившийся разнообразными преимуществами, получивший от Бога благодатный дар прозорливости: он, во славу Божию, предсказал мне многое из будущего, что в свое время и исполнилось». Царь сказал и вывел на середину анахорета Василия, который от лет юных избрал монашескую жизнь и совершил многие аскетические подвиги на вершинах Олимпа. Его он и предложил избрать на патриарший престол. 372 Ученые Gfrorer и Schlumberger готовы видеть в факте избрания Василия Скамандрина проявление всемогущей воли византийского василевса, приказавшего собору архиереев возвести на патриарший престол того, кого он сам хотел видеть предстоятелем Византийской церкви. 373 Но в действительности было не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

«а был он мужем как бы бесплотным, изможденным; с младых ногтей предавался он подвигам отшельничества, носил зимою и летом одну и ту же одежду, не снимал ее, покуда она не истлеет и не станет негодной к употреблению; он не вкушал никакой еды и питья, кроме воды и сока древесных плодов. Говорят, что во все время своего подвижничества он спал не на ложе, а на полу» . Он стремился вникать во все важные церковные дела, не передоверяя их многочисленным помощникам От подчиненного ему духовенства он также требовал вести аскетическую жизнь, что многим было не по душе, и вызывало недовольство в клире. Кроме того, он стремился вникать во все важные церковные дела, не передоверяя их многочисленным помощникам. Так он нажил себе не мало врагов и в столичном клире, и в епископате. С их точки зрения, «он слишком много стремился разузнать об образе жизни и нравственности людей, слишком много хотел разведать и совершенно попусту собирал сведения» . В конце концов дело дошло до того, что недовольные им «епископы из зависти оклеветали перед Императором Патриарха Василия, будто он обещает верховную власть какому-то из могущественных лиц и что в управлении церковью он не соблюдает установления божественных канонов. Патриарх был вызван в императорский дикастирий. Но так как он не явился, а настаивал, чтобы был созван Вселенский Собор, на котором он опровергнет [выдвинутые против него] обвинения… то Император сослал его в построенный им же монастырь, расположенный на Скамандре» . Низложен он был синодом эндимуса в марте 973, а по другим сведениям – 974 г. В марте 974 г. Василий Скамандрин преставился в основанном им монастыре. Там и был похоронен. Его преемником стал Антоний III, выходец из Студийского монастыря и поэтому прозванный Студитом. Первосвятительское служение Антония Студита продолжалось уже в правление Императора Василия Болгаробойцы. Рейтинг: 10 Голосов: 50 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 16 августа 2022, 21:51 Как всегда, отличная статья от данного автора. Возник вопрос насчёт оскопления - это зачем делалось, если даже отец оскопил собственного сына?

http://pravoslavie.ru/147734.html

Вообще в конце X в., по примеру и настойчивости св. Афанасия, на Афоне было построено много новых и восстановлено много старых монастырей, кроме тех, которые упомянуты выше. Одни из них находились на афонском перешейке, а другие – на самом Афоне. Наиболее видными из них были: монастырь Иоанна Колова, стоявший во главе афонских обителей до возникновения лавры св. Афанасия (в 960 г. он получил от императора Романа Младшего 40 париков 1102 и поселил их на земле близ Ериссо, находившейся во владениях того же монастыря по хрисовулам Василия Македонянина, а потом Константина и Романа (920); в 980 г. император Василий II отдал этот монастырь грузинской обители), св. Христины, Мустакона, Кардиогноста, св. Афанасия, св. Луки, древняя Кафедра старцев, Орфогматский, Спилеотский и Кентарский. 1103 Из монастырей, существовавших на самом Афоне, по именам известны следующие: Кастамонит; 1104 Карейский протат; Афо, находившийся во владении Иверского монастыря; Павловский, построенный монахом Павлом, современником Афанасия; св. Николая, основанный монахом, а потом константинопольским патриархом (970–974) Василием Скамандрским; Ксенофонтов, ктитором которого был преп. Ксенофонт; 1105 Моноксилита, принадлежавший лавре Афанасия; 1106 Дохиар; 1107 св. Николая Хрисокамаха; св. Иоанна Богослова Варнавици; Дионисия; св. пророка Даниила; Феоктиста; Ксистри; Миници; Марка; Гемата; Равдуха; Фалакра; Факина; Ягари; св. Трифона; Кохлиара; св. Василия; 1108 Неврокопа; Скамандрина; Зелиана; св. Ефрема; св. Апостолов; 1109 Пимена; Митрофана; 1110 Мороксимина; 1111 Каспака; Аци-Иоанна; 1112 Макру; Неакион; Карсийский; Трогалла; Скорпия; Хромитци; Арку; 1113 Каллинина. 1114 Конечно, перечисленными монастырями не исчерпывается все их действительное количество. Под одним уставом 971 г. находятся подписи сорока двух наиболее почетных игуменов. 1115 Наплыв монашествующих на Афон в конце X в. был очень велик. Молва об Афоне как монашеском рае распространилась по всей Византийской империи; отовсюду сюда собирались любители аскетизма. В год смерти Афанасия (1000) на Афоне собралось уже до 3000 монахов. Они принадлежали к разнообразным народностям, но с преобладанием греческой. 1116 Наибольший процент их составляли киновиты. В ряду общежительных монастырей первенствующее значение имела лавра. Под покровительством императоров Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы лавра достигла цветущего состояния. Она имела многочисленное братство и владела многими метохами внутри и вне св. Горы, в том числе на соседних островах. 1117

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Второй акт избирательного процесса – выбор ( εκλογ) царем одного из трех намеченных собором кандидатов патриаршества. – Описание этого акта в Придворном Уставе Константина Порфирогенита и смысл его. – Георгий Кодин и Симеон Солунский – об участии царя в выборе патриарха. – Исторические факты содействия царей соборам в избрании патриархов – Евфимия, Полиевкта, Василия Скамандрина, Антония III Студита, Михаила Кируллария, Константина Лихуда, Иоанна Ксифилина, Косьмы, Арсения, Германа III, Иоанна Векка, Григория Кипрского , Афанасия, Иоанна Созопольского, Исидора, Филофея и др. – Злоупотребления при избрании патриархов со стороны императоров – Романа Лакапина, Василия II Болгаробойцы, Исаака II Ангела, Uoahha III Ватаца, Андроника Старшего, Андроника Младшего и Иоанна Кантакузина . – Общее суждение об участии византийских царей в выборе патриархов. После этого наступал второй акт сложного избирательного процесса, состоявший в выборе ( εκλογ) царем одного из трех кандидатов патриаршества, указанных в представленном ему соборном протоколе. Форма участия василевса в этом акте неодинаково описывается в различных византийских источниках, причем памятники исторические то совпадают с источниками правового содержания и значения, то представляют уклонение от них в тех или других подробностях чина. «Василеве, – рассказывает Константин Багрянородный, – или соглашается с избранием собора и останавливается своим выбором на кандидате, которого ему самому угодно избрать, или же не соглашается, когда в числе кандидатов нет угодного ему лица, и говорит прибывшим к нему от собора депутатам: „Я желаю, чтобы был такой-то – εγ τον δενα θλω γενσθαι». Когда митрополиты соглашались на это и уступали царскому повелению и суду по правде ( κρσει κατ το δκαιον), если, конечно, (предложенный царем кандидат) был достоин ( ει ρα ξιος εη) патриаршества, то был метастасимон ( γνεται μεταστσιμον), т. е. придворным чинам объявлялось о месте и времени собрания во дворе для присутствования в обряде царского поставления ( πρβλησις) нового патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

И патриарх Василий Скамандрин (970–974) оказал долю своего благотворного влияния на развитие духовного просвещения в Византии. Когда скончался патриарх Полиевкт, то у современного византийского императора Иоанна Цимисхия (по рассказу Льва Диакона) появилась забота о том, чтобы возвести на иерархический престол мужа, превосходящего большинство добродетелями и образованием. И вот он пригласил в царский дворец иерархов и синклит и сказал им следующее: «Я знаю единую власть, самую высшую и первую, которая привела из небытия в бытие систему видимого и невидимого мира. А в этой жизни и в земной юдоли я признаю две власти – священство и царство, одной из которых Творец вверил попечение о душах, а другой дал управление телом, дабы не хромала ни одна их часть, но сохранилась целой и невредимой. Теперь, когда управлявший Церковью патриарх исполнил свой земной долг, а деяния его предстоят перед нелицеприятным оком Творца, необходимо возвести на божественное служение того, кто имеет превосходство перед всеми и больше других испытан в познании дел человеческих. А сам я рекомендую возвести на божественный трон мужа, бесспорную опытность которого давно знаю; пусть не скрывается в неизвестности и не проводит жизнь в уединении человек, прославившийся разнообразными преимуществами, получивший от Бога благодатный дар прозорливости: он, во славу Божию, предсказал мне многое из будущего, что в своё время и исполнилось». Царь сказал – и вывел на середину анахорета Василия, который от юных лет избрал монашескую жизнь и совершил многие аскетические подвиги на вершинах Олимпа. Его он и предложил избрать на патриарший престол. 65 Собор иерархов, пользовавшийся в Византии правом избрания предстоятеля Церкви, в свою очередь, входил в оценку личных достоинств Василия Скамандрина и признал его вполне соответствующим требованиям традиционного τπος’а патриарха. И действительно, Василий вполне оправдал на патриаршем престоле доброе о нём мнение императора Иоанна Цимисхия и собора византийских иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

151 Μχαλ νθυπτου κα κριτο, το τταλειτου, ποημα νομικν, τοι πραγματικ, ττλος Β, к. 4–5//Leunclavius. Jusgraeco-romanun. T. II. Francofurti, 1596. P. 83. 152 Zacharie a Lingenthal. Jus graeco-romanum. Pars II: Liber juridicus alphabe- ticus sive Synopsis Minor (Νμιμον κατ στοιχεον), lit В. с. 24–25, Lipsiae, 1856. P. 41. 153 Ματθαου το Βλαστρεως Σνταγμα κατ στοιχεον Σ. 123//Ρλλης κα Ποτλς. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. T. VI. θναι, 1859. 154 Zachariae a Lingenthal. Jus graeco-romanum. Pars II: Ecloga legum in epitome expositarum, p. 291: σχλια κ – κα. Lipsiae, 1856; Hergenröther. Photius, Patriarch von Constantinopel. Bd. II. Regensburg, 1867. S. 588–589; Сокольский В., проф. О характере и значении Эпанагоги//Византийский Временник. I (1894), 34. 155 Об этом говорит и буквальное сходство императорских новелл в Эпанагогой в определении царской власти: βασιλεα (или βασιλες) ννομος πιστασα στιν. Ср.: Epanagoge. Т. II, cap. I, Nov. XXXI imp. Alexii Comneni (Zachariae. III, 378), Nov. LXVI imp. Manuelis Comneni (Zachariae . Ibid. III, 460), Nov. LXXXVI imp. Isaacii Angeli (Zachariae . Ibid. Pars III. P. 515). 156 Tν κρατοσαν ν τας συνοδικας περ κοινν πρξεσι διατηροντες συνθειαν, νενεγκεν κα πρς τν μν εσεβ βασιλεαν τ πα ατν διαγνωσθντα κα ροδοτηθντα καλς βουλεσαντο//Zachariae. Ibid. Pars III. P. 483. 157 Constantinus Porphyrogenitus. De cerimoniis aulae byzantinae. Т. I,I.I, cap. 9. Bonnae, 1839. P. 59–60; Ρλλης κα Ποτλς. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. II, 467 (толкование Вальсамона на 69-е пр. Трулльского собора); III, 44 (толкова­ние его же на 12-е пр. Анкирского собора). – Об усвоении царю звания епистимонарха Церкви в силу св. помазания на царство более подробно говорит св. Си­меон Солунский (PG. Т. CLV. Col. 352–353, 356 ). Ср.: Ματθαου το Βλαστρεως Σνταγμα Σ. 124 (Ρλλης κα Ποτλς. Т. VI). 158 Перед избранием византийского патриарха Василия Скамандрина (6 фев­раля 970 г.) Иоанн Цимисхий обратился к синоду и синклиту с такой речью: «Μαν ρχν ξεπσμαι, τν νωττην κα πρτην, τις κ το μ ντος ες τ εναι τ το ρατο κα ορατου κσμου παργαγε σστημα. Δο δ τς ν τδε τ β γινσκω κα τ κτω περιφορ, ερωσνην κα βασιλεαν, ν τ μν τν τν ψυχν πιμλειαν, τ δ τν τν σωμτων κυβρνησιν νεχερησεν Δημιουργς» κτλ// Leo Diaconus. Historia. Lib. VI, cap. 8. Bonnae, 1828. P. 101–102.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

68 Но последнее свидетельствовало о высоком нравственном авторитете Василия; что же касается канонического достоинства его деятельности, то в пользу его говорит выдающееся образование патриарха, широкий аскетический опыт и борьба с врагами именно на канонической почве. Когда император потребовал патриарха на свой суд, то Василий отказался явиться на этот суд, как несогласный с церковными законами, и потребовал созыва собора. И царь должен был уступить. Вынужденный оставить патриарший престол ввиду господствовавшей против него зависти ( φθνος), 69 Василий Скамандрин, во всяком случае, принадлежал по своей исторической деятельности к числу тех Византийских патриархов, которые и в отношении духовного просвещения соответствовали традиционному τπος’у предстоятеля Византийской церкви. Преемник Василия, патриарх Антоний III (974–980), принадлежал к братству знаменитого в Византии Студийского монастыря, где не только прошёл строгую аскетическую школу, но и приобрёл выдающееся богословское образование. Так как Студийский монастырь был рассадником духовного просвещения, приютом наук и искусств, славился своей богатой библиотекой и имел в составе своих обитателей многих выдающихся по образованию и научно-литературной деятельности иноков. Патриарх Антоний III в разных отношениях и вполне оправдал славу своей «метании» и был истинным «студитом». Историк Лев Диакон следующим образом характеризует этого выдающегося Византийского патриарха. – Антоний от юности избрал аскетический подвиг в Студийском монастыре, где и проводил апостольскую жизнь. Он никогда не носил одежд больше того, сколько было необходимо для немощной плоти, – хотя за присущую ему добродетель его очень любили и весьма благосклонно относились и сановники, и сами цари (Иоанн Цимисхий, Василий Болгаробойца). Всё, что имел и получал, он раздавал бедным, подражая Божьему милосердию, и был богат божественным и человеческим ведением, как никто другой. В его наружности, запечатлённой маститой старостью, в его действиях и характере отражалась какая-то удивительная прелесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010