Отдел IX. Служение Преосв. Филарета в Рязани Глава XXVI. Трёхлетнее управления Рязанской епархиею. Возведение в сан Архиепископа. Вызов его в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде «Вообще нам там хорошо всегда, и не может быть лучше, где Сам Господь нас поставит, нежели где бы мы сами предустроили... Потому-то и не толкуйте и вы, что при таком-де Архиерее было то и то, а при другом не так-то…» 508 . «Один отец скончался, зато другой жив остался» 509 . «Велит ли Бог мне ещё увидеть тебя, моя возлюбленная паства Рязанская?! Нет и нет!» 510 Служение Высокопр. Филарета в Рязанской Епархии, сравнительно со всеми другими местами его епископства, было весьма непродолжительно. Рязанской епархией он управлял всего три года; а как в продолжение этого времени он был вызываем в Петербург для присутствования в Св. Синоде, то личное его пребывание на кафедре епархиальной продолжалось всего один год и девять месяцев 511 . По Высочайше утверждённому докладу Св. Синода, в 25 день Февраля 1828 г. Преосвящ. Филарет перемещён был в Казанскую Епархию. Относительно подобных скоровременных перемещений Святителей из одной Епархии в другую существуют мнения, высказывавшиеся и в печати, не в пользу этого обычая и порядка. Представляют обыкновенно, что в подобных случаях дело не может обходиться без ущерба и для благосостояния епархий, в которых, в одно, напр. десятилетие, переменится иногда два-три Епископа, и для самых лиц переменяемых. Таковы мнения особенно о тех Епископах, которые поступают на епархию с самого первого времени принятия сана святительского, следовательно, приемлют свою паству как первенца своего духовно-благодатного рождения и воспитания, или как невесту обручённую им... 512 . Естественно, что такие Святители с первого раза всегда готовы бывают особенно возлюбить свою паству, соединиться с нею всеми узами духа, жизни и всех пастырских отношений, – и потому обращаются к ней со всей энергией, посвящая все силы, усердие, умение, чтобы упрочить всё своё влияние на неё, имея в виду именно долгое в ней пребывание. Между тем, когда вдруг, воспоследует перемещение, – многие истинно благие начинания редко-редко не остаются без желанных плодов; а на новых паствах те же Святители могут быть менее энергичны. И самые паствы, так часто, по буквальному церковно-каноническому выражению вдовствующие, естественно могут вообще терять или ослаблять в себе силу чувств к пастырям при частых их переменах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Печатаемые ниже письма Смарагда (Крыжановского), архиепископа Рязанского († 1863, XI, 11), доставлены нам в подлиннике родственником его, профессором Киевской Духовной Академии Николаем Феодосиевичем Мухиным 1 , и нами имеют быть переданы в библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии, где будут находиться в числе рукописей академического собрания под А 11/368. Адресат называется в них только по имени и отчеству, но все убеждает с несомненностию, что это есть Пелагея Васильевна Карташова-Шеншина 2 . Она была дочерью Малоархангельского (Орловской губ.) дворянина и помещика Карташова, родилась 30 июля около 1817 г. и семнадцати лет выдана замуж за (имевшего тогда лет 40) ветерана 12-го года, штабс-капитана артиллерии Александра Алексеевича Шеншина, помещика села Кривчикова (в 35 верстах к югу от орла и в 7 в. от г. Кром) 3 , Кромского уезда, Орловской губернии, при чем из двух в последней родов Шеншиных-Мценских и Кромских – вошла во второй. А. А. Шеншин скончался в Орле в 1864 году и погребен в своем имении Кривчиков, которое досталось его жене, но – наряду с этими 100 десятинами – она владела еще 200 десятин в Мценском уезде, а потом – по смерти своего брата – получила имение в Малоархангельском уезде. Пелагея Васильевна Шеншина умерла 64 лет, в 1881 году, и похоронена тоже в Кривчикове. Женщина некрепкого здоровья (см. стр. 125) и не богатая (стр. 131), – она была очень религиозна и потому приобрела доброе знакомство с архиепископом Орловским (с 12 ноября 1844 г.) Смарагдом, который питал расположение ко всей этой семье, принимал членов её у себя в Орле и сам иногда навещал их имение, хотя больше бывал и летами часто гащивал в с. Шахове (Кромского уезда, в 6 верстах от Кривчикова), где великою его поклонницей была тамошняя помещица Елизавета Андреевна Мовчан, вдова действ. Ст. советника (умершая ранее П. В. Шеншиной) 4 . П. В. Шеншина глубоко чтила Смарагда и особенно любила его торжественные служения, почему, бывая в Орле, старалась жить по близости к собору и посещала все архиерейские службы. Дружественные отношения продолжались с Шеншиными и по переводе (5 июня 1858 г.) Смарагда в Рязань, о чем свидетельствуют публикуемые нами письма. Пелагея Васильевна не редко наезжала в Рязань и здесь даже жила в особом помещении архиерейского дома. Она была в этом городе достаточно известною фигурой и слыла там почему-то под именем «Княгини». Обычно её визиты в Рязань бывали неожиданными и кратковременными. Только в 1863 г. пребывание затянулось долго, и Пелагея Васильевна непосредственно находилась при самой смерти Смарагда и закрыла ему глаза, но вынуждена была экстренно уехать из Рязани и при погребении не присутствовала. Это была преданная почитательница всей личности Смарагда, особо восторгавшаяся его всегда привлекательными службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В последних числах минувшего января в Московской академии состоялось два магистерских диспута-коллоквиума. – В полдень 25-го числа, в большой академической аудитории выступил в качестве магистранта преподаватель Псковской духовной семинарии Михаил Михайлович Тареев . Прочитанный помощником секретаря Совета академии Н. Д. Всехсвятским «curriculum vitae» сообщил собранию, что магистрант – сын священника Рязанской губернии, Михайловского уезда, села Козловских Выселок, получил предварительное образование в Рязанской семинарии и затем послан быль на казенный счет в Московскую духовную Академию. По окончании академического курса в 1891-м году, Г. Тареев удостоен был Советом академии ученой степени кандидата богословия с предоставлением ему права на получение степени магистра без нового устного испытания, если представит удовлетворительную диссертацию и защитит ее установленным порядком. Как один из лучших студентов своего выпуска, Г. Тареев оставлен быль на один год при академии в качестве профессорского стипендиата. По истечении года, за неимением в академии вакантной кафедры, приказом Г. и. д. Обер-Прокурора Св. Синода от 8 сент. 1892 г., он быль определён преподавателем по Гомилетике и соединенным с нею предметам в Псковскую духовную семинарию, на каковой должности состоит и доселе. – В журнал «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», за 1892-й год 9. 1, 2, 3–4, 5, 6 и 8, Г. Тареев напечатал свое исследование под заглавием: «Искушения Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей дохристианских религии и христианской церкви». Это исследование, изданное особою книгой, одобрено Советом академии в качестве магистерской диссертации и допущено к защите. Возражениям оппонентов предшествовала пространная речь магистранта, в которой он своими разъяснениями старался предотвратить возможность каких-либо недоразумении, как относительно некоторых существенных сторон его исследования, так и формы его изложения. Первым офф. оппонентом Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Сезеновская первоначальница старица Дария (Память 28 июля). Старица Дария родилась в селе Пикове, Раненбургского уезда, Рязанской губернии, в 1772 г. и была дочь государственного крестьянина Дмитрия Гаврилова Кутукова. Дарья, будучи молодою и живя в кругу своего семейства, с видимым удовольствием вступала во все девичьи игры и считалась первой в них руководительницей. Когда, по достижении ею возраста невесты, стали за нее свататься женихи, то она при веселом своем характере, по-видимому, не склонном к жизни одинокой, к удивлению, как своих родных, так и посторонних лиц, сначала через бабку, потом и прямо отцу заявила, что она мысленно навсегда отказалась от замужества. Убеждения семейных не могли вынудить Дарию переменить решение, и те, видя ее непреклонность, уже не препятствовали ей оставаться в девицах, и она мирно жила в доме родных до 24-летнего возраста. Когда ей было 24 года, ее младший брат Василий праздновал свою свадьбу. Здесь Дария веселилась вместе с другими. Не был еще окончен свадебный пир, как Дария внезапно переменила веселый свой вид на мрачный. Перевязав себе правую руку платком, а палец на той же руке тряпочкой, она сказала, что вывихнула себе руку и палец. Ей предложены были услуги сельских костоправок. Она отказалась от этих услуг, говоря, что она пойдет в село Нижне-Ломовое к своей родственнице, которая найдет ей хорошую костоправку. Так, в праздничной одежде, а было это в первых числах ноября, и отправилась в сопровождении двух снох – жен братьев Евсея и Василия, которые пошли ее проводить. Дойдя до реки, отделяющей Пиково от Ломового, Дария, сняв с себя шубку и вынув из ушей серьги, отдала снохе, которую попросила все это сберечь до ее прихода, говоря, что она у родственницы пробудет, быть может, дня три. При этом, она просила снох передать отцу, чтобы он ее благословил, а на что не объяснила. Простившись с ними и сев в лодку, Дария отправилась через реку в Ломовое. Дария, переехав реку, не пошла к своей родственнице, как говорила домашним, а отправилась через г. Раненбург, Рязанской губернии, в село Каликино Лебедянского уезда, к проживавшей там в особой келейке близ церкви, Евфимии Григорьевой Поповой, с которой думала пожить некоторое время и поучиться у нее, как у опытной в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новый летописец (VIII) К оглавлению 163. О побоище под Зарайском русских людей литовскими людьми. Пришел под Зарайск полковник Лисовский с литовскими людьми и русскими ворами и город Зарайский взял. В Переславле же Рязанском услышали воеводы, что Зарайский город литовские люди взяли, и послали под Зарайский город ратных людей. Воевода же с ними был Захарий Ляпунов, и спьяну пришел под Зарайский город не в боевом порядке. Лисовский же вышел из Зарайска, московских людей побил наголову и многих живых взял, одних арзамасцев убили на том бою триста человек. Трупы же их Лисовский велел похоронить в одном месте, в яме, и сделал тут над ними для своей славы курган большой; и тот курган стоит и доныне. 164. О взятии города Коломны. Тот же Лисовский собрался с ратными людьми, и пошел на Москву, и пришел к городу Коломне, и город Коломну взял приступом; и церкви Божии разорил, и владыку коломенского Иосифа и боярина князя Владимира Долгорукова взял в плен; и пошел под Москву, а их взял с собой. 165. О побоище литовских людей на Медвежьем Броде и о владыке коломенском. Слышав же о том царь Василий, что Лисовский идет прямо под Москву, послал против него бояр князя Ивана Семеновича Куракина да князя Бориса Михайловича Лыкова с товарищами, с ратными людьми. Воеводы же с ним [Лисовским] сошлись на реке Москве, на Медвежьем Броде, и был бой с ними весь день, и, милостью Божиею, тех воровских людей литовских побили наголову, и наряд отняли, и владыку коломенского, и боярина князя Владимира Тимофеевича [Долгорукова], и протопопа зарайской церкви Николы отбили, и языков многих взяли, и пришли в Москву, к царю Василию. Царь же Василий их пожаловал, а Лисовский убежал с небольшим отрядом. Царь же Василий владыку отпустил в Коломну да с ним послал воевод своих, Ивана Матвеевича Бутурлина да Семена Матвеева сына Глебова, и повелел им крепить осаду и запасать запасы всякие. 166. Об отпуске литовских послов и Сердомирского с дочерью Маринкой в Литву. Царь же Василий решил с патриархом Гермогеном и с боярами послов литовских опустить в Литву, и с ними Сердомирского с его дочерью Маринкой. Послы же и Сердомирский ложно поклялись. Царь же Василий отпустил их из Москвы в Литву, а с ними послал в провожатых боярина князя Владимира Тимофеевича Долгорукова с ратными людьми, а повелел им идти на Углич да на Тверь да на Белую, и проводить их до смоленского рубежа. Тут же, в Москве еще, изменники сговорились с паном Гашевским, как бы Московское государство погубить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439333/

Д. Скворцов Труды известного архиепископа Нижегородского Питирима в обращении к Православию раскольников имели то важное значение, что подготовили новых полезных «делателей» на том же поприще. Из них более известный иеромонах Неофит, который был посылаем в Выгорецкую обитель для обличения раскольников; затем иеромонахи Гурий, Филарет и некоторые другие. Подвизаясь в борьбе с расколом, они в тоже время нередко брались и за перо. Сочинения этих лиц, познавших «прелесть» раскола и истину Православия, ценятся, обыкновенно, весьма высоко в науке о расколе. Как люди, жившие в расколе и большею частью занимавшие в нём какое-нибудь видное и влиятельное положение, эти неофиты хорошо знали всю, так сказать, «подноготную» раскола и потому имели возможность выяснить и действительно разъясняли в своих сочинениях такие стороны учения и жизни раскольников, которые для стороннего наблюдателя, при всей его проницательности, бывают недоступны. К таким сочинениям следует причислить досель малоизвестный труд одного ученика архиепископа Питирима, Василия Флорова, обращённого из раскола Питиримом же, – труд под заглавием «Стрела», написанный в 1737 году. Об авторе «Стрелы» встречаются лишь краткие заметки и упоминания, из которых, впрочем, видно, что сочинение его пользовалось вниманием людей, занимавшихся изучением и обличением раскола. Наиболее раннее упоминание о нём находим в сочинении епископа, Рязанского Симона под заглавием «Наставление правильно состязаться с раскольниками» (оно издано в 1826 г.) Симон, как видно, пользовался трудом Флорова особенно при изложении раскольнических заблуждений; потому что в примечании на стр. 17 у него значится: «взято из письмянной Василия Флорова книги, обличением на раскольников именуемой гл. 2». Затем о самом Флорове говорится: «Он был в расколе Дьяконова согласия; но, признав того погрешности, обратился к Православию и 1737 года сочинил против онаго несколько глав, описав наперед многие толки их с догмами». Архимандрит Макарий в «Истории Нижегородской иерархии» (1857 г., стр. 80, пр. 79) говорит: «Обращенный Питиримом из Дьяконова согласия Василий Флоров в пользу Православия написал в 1737 году пространное обличение раскольникам». В «Обзоре духовной литературы» архиепископа Черниговского Филарета Василий Флоров указывается в числе писателей первой половины XVIII века: «Василий Флоров, один из Дьяконовцев, обращенных в Православие, в 1736 году написал пространное обличение раскольникам». Очевидно, что Макарий и Филарет повторили то, что сказал епископ Симон, а сами ничего не знали о Флорове и сочинения его не видали, так что епископ Симон доселе остается единственным писателем, который был более или менее знаком трудом Флорова. Сам Флоров назвал свое сочинение «Стрелой».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vasilij-...

А.А. Половцов Берви, Василий (Вильгельм) Федорович Берви , Василий (Вильгельм) Федорович, заслуженный ординарный профессор казанского университета, сын английского консула в Данциге, род. в 1793 (или 1795) г., ум. 20 марта 1859 г. Берви в 1816 г. окончил курс в с.-петербургской медико-хирургической академии со степенью лекаря 1 отд. и поступил судовым врачом на один из кораблей российско-американской компании. 7 сентября 1816 г. он отплыл из Кронштадта на принадлежавшем компании корабле «Суворов», который через Атлантический океан, мимо мыса Горна, прибыл в Новоархангельский порт 22 июля 1817 г. Здесь Берви перешел на корабль «Кутузов», объехал на нем русские колонии и в ноябре 1818 г. отправился через Китайское море и мимо мыса Доброй Надежды в Европейскую Россию. 7 сентября 1819 г. он вернулся в Кронштадт. Через год Берви отправился на корабле «Кутузов» прежним путем в Новоархангельский порт, где поступил на должность больничного врача и прослужил до мая 1823 г. В конце этого года он вернулся в Россию (через Охотский порт) и вышел в отставку. В течение своих путешествий Берви вел дневник, часть которого впоследствии напечатал под названием «Отрывок из записок путешественника». Вернувшись в Россию, Берви оставался в течение 4-х лет без должности и большую часть времени провел в Москве, где поступил в число членов общества естествоиспытателей и физико-медицинского общества. Выдержав при московском отделении медико-хирургической академии экзамены на степень доктора медицины, он напечатал в 1826 г. диссертацию и 24 января 1827 г. получил степень доктора, после чего назначен инспектором медицинской управы. В 1828 г. он поступил на место акушера рязанской врачебной управы; но, прослужив около года, вышел в отставку и вернулся в Москву. В 1831 г. Берви выступил кандидатом на кафедру физиологии в казанском университете. Кафедра эта, соединенная по уставу 1804 г. с кафедрой анатомии и судебной медицины, после смерти профессора И. Брауна (1819 г.) оставалась вакантной уже в течение 12 лет, но в начале 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Дашков, Дмитрий Васильевич Дашков , Дмитрий Васильевич, действительный тайный советник, министр юстиции, член государственного совета, литератор, родился 25 декабря 1788 года в Москве, умер 26 ноября 1839 года в Петербурге. Сын Спасского уездного предводителя дворянства, Рязанской губернии, Дашков, несмотря на сравнительно ограниченное состояние своих родителей, получил хорошее домашнее образование и поступил в московский университетский благородный пансион, в котором за успехи награжден был двумя серебряными медалями и занесением имени на мраморную доску золотыми буквами. Окончив курс со званием действительного студента, Дашков в октябре 1801 года поступил на службу юнкером в Московский архив ведомства Коллегии иностранных дел, где и оставался в продолжение девяти лет. В 1810 году, когда И. И. Дмитриев назначен был министром юстиции, Дашков перешел на службу в Петербург по министерству юстиции. В 1815 году он был переведен в канцелярию статс-секретаря Молчанова, но служил здесь не долго и в следующем году снова поступил в ведомство коллегии иностранных дел, причем граф Каподистрия потребовал от Дашкова представить ему какое-либо сочинение на французском языке, касающееся дипломатии, чтобы убедиться в искусстве изложения и образе мыслей будущего дипломата. По совету И. И. Дмитриева Дашков изложил свое мнение по поводу вышедшей тогда брошюры Шатобриана: De Buonaparte et des Bourbons et de la nécessité de se raillier à nos princes légitimes pour le bonheur de la France et celui de l " Europe. Paris. 1814. Брошюра эта касалась самых живых исторических и дипломатических вопросов того времени, и граф Каподистрия остался вполне доволен как слогом начинающего дипломата, так и его умением ориентироваться в сложных вопросах политики, и Дашков был принят на службу. Причисленный в следующем году к Константинопольской миссии, Дашков 14 июля 1818 года, в чине статского советника, назначен был вторым советником при русском посольстве в Константинополе. Во время столкновения в Константинополе туземного населения с греками, когда погибло немало греков, в том числе, и патриарх Григорий, Дашкову удалось спасти, благодаря большой смелости и ловкости, не одно греческое семейство от верной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Плаксин, Василий Тимофеевич Плаксин , Василий Тимофеевич – писатель, учитель словесности; сын священника, он родился в Спасском уезде Рязанской губернии 7-го апреля 1795 г.; выросши в доме своего деда, также сельского священника, он затем поступил в Рязанскую духовную семинарию, подвергшуюся при нем благим реформам, совершенным преосвященным Феофилактом; окончив здесь курс в 1816 году, он в 1817 г. поступил в Главный педагогический институт, в 1819 году переименованный в С.-Петербургский университет, казеннокоштным студентом, но в 1822 году (22-го августа), был «по неблагонадежности к учительскому званию», в числе 5 других, исключен из университета попечителем Руничем (в одно время с изгнанием профессоров Раупаха, Германа, Галича, Арсеньева и др.). В 1823 году (23-го сентября) П. был принят, однако, в Департаменте народного просвещения канцеляристом. Получив в 1826 г. права кандидата с утверждением в 10-м классе, П. с августа 1827 г. начал свою преподавательскую деятельность, сперва в Морском Кадетском корпусе (до 1836 и вторично с 1849 по 1854 гг.), куда поступил по приглашению И. Ф. Крузенштерна и где получил лекции русской словесности и истории русской литературы в гардемаринских и офицерских классах, затем – в офицерских и верхних юнкерских классах Артиллерийского училища (с 1828 до 1847), в верхних классах 2-го Кадетского корпуса (с 1829 до 1832 г.), в Технологическом институте (с 1829 по 1838 г.), в Академии Художеств (с 1830 до 1839 г.) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (с 1830 до 1839 и с 1855 по 1860 г.), в Инженерном училище (с 1837 до 1864 г.), в Училище торгового мореплавания (с 1846 до 1849 г.) и, наконец, в разных пансионах и в частных домах с 1826 до 1861 года. В 1835 г. (2-го марта) он поступил преподавателем в 1-й Кадетский корпус, где был 26-го января 1836 г. назначен наставником-наблюдателем русской словесности и где прослужил 29 лет с лишком – до 1864 г. (т. е. до реформы 1864 г.), а затем еще 2 года в преобразованной из Корпуса 1-й Военной гимназии; вся же служба его в качестве преподавателя русской словесности продолжалась 40 с лишком лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рюмин, Гавриил Васильевич Рюмин , Гавриил Васильевич, статский советник, откупщик, благотворитель; сын мещанина г. Рязани, он родился здесь в 1752 году. «Бедность, – рассказывает Д. Н. Бантыш-Каменский, – постигла его в самых молодых летах и приучила к трудолюбию; лишась от пожара, по кончине отца, последнего своего имущества, он отправился во Владимир, где определился к содержателям винных откупов. Особенная честность и расторопность Рюмина, равно как и доставленные им значительные выгоды откупщикам снискали ему совершенно их доверенность. Они, по прошествии некоторого времени, приняли его к себе в часть и таким образом содействовали ему в приобретении значительного капитала. Тогда Рюмин имел возможность сам снимать винные откупы и, посредством полученного навыка, умных оборотов, в течение нескольких лет составил себе обширное состояние». Рескриптом на имя Генерал-прокурора князя А. Б. Куракина Рюмин, за усердие и ревность «к приумножению доходов казны», был 12-го июля 1798 года пожалован шпагою и медалью на голубой ленте. «С Монаршим и особенным благоволением нашим», – читаем в рескрипте: «приняв представленное вами Нам донесение о благоуспешном совершении торгов на будущее четырехлетие винных откупов, справедливым находим Мы вознаградить засвидетельствованное вами усердие и ревность некоторых из купечества, к приумножению доходов казны Нашей по сему случаю содействовавших, а посему и возлагаем на вас изъявить им милость Нашу, пожалованием... именитому гражданину Рюмину шпаги и медали на голубой ленте». Именным Высочайшим указом от 27-го мая 1799 г., за то же усердие к пользам казны, он пожалован был в надворные советники, с оставлением в прежних по купечеству правах. С производством в этот чин, Рюмин был зачислен по Герольдии, а с 7-го марта 1801 г. вступил в действительную государственную службу: именным Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату, он был назначен Президентом Рязанского ратгауза, с чином по месту, т. е., с производством в коллежские советники. По упразднении ратгауза Рюмин вновь был причислен к Герольдии. Будучи при Герольдии, Р., по докладу Министра Финансов, 28-го февраля 1806 г. получил Высочайшее повеление принять на себя комиссию перевозки с Симбирских и Пензенских казенных винокуренных заводов до С.-Петербурга 418415 ведер вина. Окончив возложенное поручение с успехом и немалою выгодою для казны, Р. 28-го сентября 1807 г. получил от Имп. Александра I бриллиантовый перстень с сапфиром, а 31-го мая 1809 г. определен был в Экспедицию казенных винокуренных заводов инспектором и 1-го сентября 1810 г., за особое усердие к службе на пользу казны, пожалован был орденом св. Анны 2-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010