А.А. Половцов Смоленские удельные князья Смоленские удельные князья , среди старинных кривицких городов Смоленск, в силу своего выгодного географического положения и торгово-промышленного значения, очень рано начал играть роль политического центра. Однако, в первую пору своей истории он не проявлял стремления к политическому обособлению и, вслед за старым Полоцком, без борьбы принимал посадников киевских князей. Первое определенное указание на политическое обособление Смоленской земли относится к 1054 г., когда Ярослав Владимирович посадил в Смоленске сына своего Вячеслава. Но в течение 2-й половины XI в. и начала XII в. Смоленск не успел выделиться в родовое владение одного княжеского рода. В нем часто сменяются представители разных линий рода Рюриковичей. Главою отдельной линии Смоленских князей является Ростислав Мстиславич, внук Владимира Мономаха (см. отд.). Ростислав Мстиславич положил в 1128 г. основание политической отдельности Смоленской земли и поставил ее в выдающееся положение среди других русских областей. Когда Ростислав в 1160 г. сел на Киевским столе, его место в Смоленске занял Роман Ростиславич (см. отд.), княживший с перерывами с 1161 по 1180 г., а после него – его брат Давид Ростиславич (см. отд.), умерший в 1197 г. После смерти Давида в Смоленске вокняжился сын Романа Ростиславича Мстислав-Борис Романович, остававшийся в Смоленске до 1214 г. и занявший в этом году Киевский стол. Ко времени княжения Мстислава Романовича в Смоленске относится первая попытка оформить взаимные торговые отношения смольнян и немцев – первый, не дошедший до нас договор Смоленска с ганзейскими купцами. После Мстислава-Бориса Романовича в Смоленске княжил его двоюродный брат, Владимир-Димитрий Рюрикович (см. отд.), сын Рюрика-Василия, сына Ростислава Мстиславича, ушедший в 1219 г. на юг, а после него – Мстислав-Федор Давидович (см. отд.), сын Давида Ростиславича (княжил до 1230 г.). После двухлетней борьбы за смоленский стол, в Смоленске в 1232 г. вокняжился Святослав Мстиславич, сын Мстислава-Бориса Романовича (бывший в 1218 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОБЫТИЯ ПРИ ВНУКАХ ЯРОСЛАВА I (1093 – 1125) Прежние причины усобиц. – Характер Владимира Мономаха . – Он уступает старшинство Святополку Изяславичу. – Характер последнего. – Нашествие половцев. – Олег Святославич в Чернигове. – Борьба с ним Святополка и Владимира. – Неудача Олега на севере. – Послание Мономаха к Олегу. – Съезд князей в Любече и прекращение борьбы на востоке. – Новая усобица на западе вследствие ослепления Василька Ростиславича. – Прекращение ее на Витичевском съезде. – Распоряжение насчет Новгорода Великого. – Судьба Ярослава Ярополковича, племянника великого князя. – События в Полоцком княжестве. – Войны с половцами. – Борьба с другими соседними варварами. – Связь с Венгриею. – Смерть великого князя Святополка. – Киевляне избирают Мономаха в князья себе. – Война с минским князем Глебом и с волынским Ярославом. – Отношение к грекам и половцам. – Смерть Мономаха. – Дружина при внуках Ярослава I. Не прошло полвека по смерти Ярослава Старого, как уже первое поколение в потомстве его сменилось вторым, сыновья – внуками. Мы видели начало усобиц при первом поколении, видели их причины в стремлении осиротелых князей добыть себе часть в Русской земле, которой не давали им дядья; усобицы усилились, когда Изяслав был изгнан братьями, когда, возвратившись по смерти Святослава, он отнял прежние волости у сыновей последнего, которые должны были искать убежища в отдаленной Тмутаракани и, если верить некоторым известиям, в Муроме. С выступлением на поприще внуков Ярославовых причины усобиц оставались прежние, и потому должно было ожидать тех же самых явлений, какими ознаменовано и правление сыновей Ярославовых. Владимир Мономах с братом Ростиславом были в Киеве во время смерти и погребения отца своего; летописец говорит, что Мономах начал размышлять: «Если сяду на столе отца своего, то будет у меня война с Святополком, потому что этот стол был прежде отца его», и, размыслив, послал за Святополком в Туров, сам пошел в Чернигов, а брат его Ростислав – в Переяславль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Отсюда вышли два ряда следствий, которыми завершился политической склад Руси к концу 1 периода. Одним из них было двойное политическое раздробление Руси, династическое и земское. По мере размножения князей отдельные линии княжеского рода всё далее расходились друг с другом, отчуждались одна от другой. Сначала племя Ярославичей распадается на две враждебные ветви, Мономаховичей и Святославичей: потом линия Мономаховичей, в свою очередь, разделилась на Изяславичей волынских, Ростиславичей смоленских, Юрьевичей суздальских, а линия Святославичей – на Давидовичей черниговских и Ольговичей новгород-северских. Каждая из этих ветвей, враждуя с другими из-за владельческой очереди, всё плотнее усаживалась на постоянное владение в известной области. Потому, с другой стороны, одновременно с распадением княжеского рода на местные линии и Русская земля распадалась на обособленные друг от друга области, земли. Как мы знаем, первые князья киевские установили политическую зависимость областей от Киева. Эта зависимость поддерживалась княжескими посадниками и выражалась в дани, какую области платили великому князю киевскому. По смерти Ярослава этой зависимости незаметно. Посадники князя киевского в главных городах областей исчезают, уступая место всё размножавшимся князьям. Областные или местные князья перестают платить дань Киеву, несовместную с отношениями младших родичей к названному отцу, великому князю киевскому. Вместо постоянной дани младшие князья давали старшему от времени до времени добровольные дары. С владельческим разъединением правящего рода разрывалась и политическая связь областей. Но, делаясь менее зависимыми сверху, областные князья становились всё более стеснены снизу. Постоянное передвижение князей со стола на стол и сопровождавшие его споры роняли земский авторитет князя. Князь не прикреплялся к месту владения, к тому или другому столу ни династическими, ни даже личными связями. Он приходил и скоро уходил, был политической случайностью для области, блуждающей кометой. Областное население, естественно, искало усидчивой местной силы, около которой могло бы сосредоточиться, которая постоянно оставалась на месте, не приходила и не уходила, подобно князю. Такая сила давно была уже создана ходом нашей истории. Это были главные города областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рюрик-Василий Ростиславич, великий князь Киевский Рюрик-Василий Ростиславич , сын великого князя Ростислава Мстиславича, великий князь Киевский. В 6665 г. во главе смольнян участвовал в походе великого князя Изяслава Давидовича на Туров. В 6667 г. послан отцом на помощь князю Полоцкому Рогволоду Борисовичу против Ростислава Глебовича; в том же году помогал Черниговским князьям Святославу Ольговичу и Святославу Всеволодовичу в их борьбе с Изяславом Давидовичем и половцами; после отступления Изяслава Р. возвратился «в свояси», но, ввиду нового нападения Изяслава, Святослав Ольгович шлет за ним; узнав же о том, что на помощь Изяславу Давидовичу шел Изяслав Андреевич с ростовцами, он вместе с Святославом заключил мир с Изяславом Давидовичем. В следующем году (6668), в союзе с Святославом Ольговичем, во главе Киевского полка, был в походе против Святослава Владимировича. В 6670 г. вместе с другими князьями отправился из Торческа к Белгороду на Изяслава Давидовича, причем отнял Слуцк у князя Владимира Мстиславича. В 6671 г. женился на дочери Половецкого хана Белука. В 6671 г. вместе с прочими князьями оберегал в Каневе торговые караваны от нападения половцев. Когда умер его отец (6677), Рюрик участвовал вместе с прочими князьями в призвании на Киевский стол Мстислава Изяславича. Приняв предложение, Мстислав послал в Киев до своего приезда Василька Ярополковича; приверженцы Мстислава донесли Васильку о состоявшемся будто бы договоре Рюрика, брата его Давида и некоторых других князей, имевших целью «взяти... волость у Мстислава по своей воле». В том же году Рюрик заключил ряд с Мстиславом о волостях, получив Овруч, причем по приглашению Мстислава приезжал в Киев, где принимал участие в походе против половцев. В следующем году (6678) он опять был в Киеве, охранял в Каневе путь гречникам и залозникам. Отношения Рюрика к великому князю, однако, ухудшились, так как еще при вступлении Мстислава на великое княжение брат Рюрика, Давид, получил донос от Петра и Нестора Бориславичей о намерении великого князя захватить Рюрика и Давида на званом обеде; братья условливаются не идти на пир к великому князю, объясняя ему причину, и требуют от него, чтобы он вновь целовал им крест, что не замышляет против них зла. Мстислав изъявил готовность целовать крест согласно их желанию, прося, однако, выдать клеветника, на что Ростиславичи не согласились. Хотя крестоцелование состоялось, «обаче сердце их не бе право» по отношению к великому князю. Причиною раздора между князьями, по-видимому, был Новгород: новгородцы изгнали брата Р., Романа, и звали кого-либо из сыновей Мстислава.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Овруч. Васильевский женский монастырь. Собор Василия Великого. Сортировка: Приезд Государя Императора Николая II в Овруч на открытие после реставрации российским архитектором А.В. Щусевым Свято-Васильевской церкви. День освящения храма, 3 сентября 1911 г. Елена Григорьева 3 сентября 1911 Развалины церкви просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Графика, 1842 год Елена Григорьева 1 июня 1842 Карта и ближайшие объекты ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВАСИЛЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ, около 1190, 1909 гг., И МОНАСТЫРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, 1907—1909 гг. (ул. Пролетарская, 2).      Васильевская златоверхая церковь — дворцовая церковь князя Рюрика Ростиславича (в крещении Василия). Сооружена на месте деревянной, возведенной по преданию еще князем Владимиром в 997 г. Церковь, видимо, возводил Петр Милонег, придворный зодчий Рюрика Ростиславича. Неоднократно подвергалась разрушениям, после чего отстраивалась. Окончательно разрушена в 1321 г. во время осады города литовским князем Гедимином в отместку за упорную оборону горожанами Овруча. В XVI в. среди руин была построена деревянная церковь, которая вскоре сгорела. Следующая деревянная церковь, выстроенная на том же месте, в 1734 г. разобрана по ветхости. После обрушения сводов в 1842 г. от Рюрикова храма остались лишь три апсиды и часть северной стены с аркой. На апсидах и в откосах окон сохранилась первоначальная штукатурка. В 1876 г. у северной стены построена Васильевская часовня, разобранная в начале 1900-х годов.      Нынешнее сооружение — результат реставрации 1907—1909 гг., выполненной по проекту архит. А. В. Щусева на основании исследований П. П. Покрышкина (исполнители работ — архитекторы А. А. Веснин и В. Н. Максимов). В 1910 г. А. В. Щусеву было присвоено звание акад. архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII в., т.

http://sobory.ru/article/?object=16547

отв. ред. Д. С. Лихачев Василий-Варлаам, псковский священник Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40–60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям. Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. в 1547 г. по просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. послужила первая редакция Жития, относящаяся к началу XVI в. Чудеса были описаны В. на основании монастырских записей и, главным образом, по рассказам очевидцев. При написании похвалы, следующей за чудесами, В. пользовался текстами произведений Пахомия Серба и Епифания Премудрого . Проложное Житие Евфросина (в рук. XVI в. псковского происхождения – ГБЛ, собр. Румянцева, 397) представляет собой сокращение редакции В., однако неизвестно, кем было проведено это сокращение. Житие Евфросина в редакции В. было включено в Великие Минеи Четии (Успенский и Царский списки). В 1550–1552 гг. В. составил Житие псковского князя Всеволода-Гавриила (рук. ГБЛ, собр. Румянцева, 397, XVI в., л. 390 об.–417 об.). Главным источником для него служили летописные записи, тем не менее в Житии встречаются значительные хронологические неточности. Скудость фактических сведений В. восполнил характеристикой личности князя, написанной под влиянием Жития Федора Ростиславича Ярославского и Повести о житии Александра Невского. В., используя какое-то «малое писание» и устные предания (он ссылается на клирика Ивана), присоединил к Житию Всеволода-Гавриила рассказ об обретении и перенесении мощей святого в 1192 г. и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI в. Это житие также было включено в состав ВМЧ. После 1547 г., но до пострижения в монахи, В. написал четвертую редакцию Жития Александра Невского, в основу которой положил церковно-летописный рассказ Летописи Псковской II. В этом своем произведении В. стремился придать герою как можно больше черт благочестивого подвижника, с этой целью он обильно использовал выписки из агиографических сочинений: из житий Михаила Черниговского и архиепископа Иоанна Новгородского, написанных Пахомием Сербом, а также из Жития Федора Ростиславича и его сыновей, принадлежавшего Антонию, иеромонаху Спасо-Ярославского монастыря. Молитва , которую Александр Невский произносит перед боем, заимствована из Сказания о Мамаевом побоище. Эта редакция Жития включена в Царский список ВМЧ; в Успенский, законченный в 1552 г., она не попала. Издано житие в ПЛ. В рук. XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, 397, л. 348 об.–353 помещено краткое переложение Жития в редакции В.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ [Грозные Очи] (кон. XIII - нач. XIV в., Ярославль? - 1345, там же?), св. блгв. кн. ярославский (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), старший сын блгв. кн. Давида Феодоровича , внук блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного и кнг. Анны. О первых годах самостоятельной жизни В. Д. известно благодаря родословным книгам XVI-XVII вв. В одной из наиболее ранних и авторитетных родословных росписей потомков ярославских князей, входящей в состав Летописной редакции родословных книг 40-х гг. XVI в., отмечено, что «у князя Давыда были два сына: князь Василей, прозвище ему Грозной, да князь Михайло. А князь Василей служил в Орде, а был на большом княжении на Ярославском» (Новые родословные книги XVI в. С. 101). Успешной карьере В. Д. при дворе хана Узбека (1313-1342) в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XIV в., очевидно, способствовали его родственные связи - бабка В. Д. кнг. Анна, 2-я супруга вел. кн. Феодора Ростиславича, происходила из правившей в Орде династии Чингизидов. Время вокняжения В. Д. в Ярославле неизвестно, по-видимому, это произошло в 20-х гг. XIV в., после кончины кн. Давида Феодоровича († 1321). Ярославское княжество было в то время весьма обширным, что давало возможность князю вести независимую политику. В. Д. был женат на Евдокии, дочери московского вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты . В. Д. впервые упоминается в летописях под 1339 г., когда он, как один из наиболее влиятельных рус. князей, был вызван в Орду. Ярославский князь отправился туда вместе со своим двоюродным братом белозерским кн. Романчуком Михайловичем и правителем Твери блгв. вел. кн. Александром Михайловичем , соперником московского князя. Новгородская I летопись сообщает о том, что Иоанн Калита, не желая видеть своего влиятельного зятя в Орде, выслал навстречу В. Д. отряд в 500 чел. Однако перехватить ярославского князя им не удалось, и он благополучно прибыл ко двору хана Узбека.

http://pravenc.ru/text/150797.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Киевской митрополии, учреждена, вероятно, вскоре после создания равноап. кн. Владимиром в 991 г. крепости Белгород на р. Ирпень на границе кочевого поля (совр. с. Белогородка Киевской обл., Украина). В XI - 1-й пол. XIII в. Белгород наряду с Переяславом играл важную военно-политическую роль. В кон. XII в. город являлся столицей кн. Рюрика Ростиславича , одного из соправителей Киева и Киевского княжества. Территория Б. е. охватывала правобережье Днепра со столицей Руси и митрополичьей кафедрой - Киевом и городами Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень и др. В офиц. документах и летописных сообщениях Белгородские епископы упоминаются сразу после Киевского митрополита, вместе с к-рым они участвовали в поставлении епископов, освящении храмов и др., а в отсутствие митрополита выполняли его функции. Белгородские архиереи также упоминаются вместе с Переяславским и Черниговским епископами, к-рые управляли ближайшими к Киеву епархиями. В к-польском перечне рус. епископий 70-80-х гг. XII в. Белгородская кафедра (Πελογρδων, др. греч. название - Ασπρκαστρον τ μγα) названа первой перед Новгородом ( Darrouz è s. Notitiae. N 12; cf. N 17). Известны 7 Белгородских архиереев. Первый из них, Никита, упоминается в 1072 г. как участник торжества перенесения мощей святых Бориса и Глеба. В летописных свидетельствах об освящении киевской ц. арх. Михаила (1088) и Успенской ц. Печерского мон-ря (1089) первым после Киевского митрополита назван Белгородский еп. свт. Лука, поставленный на кафедру из Печерского мон-ря. Запись о его смерти 22 авг. (1089 или 1090) сохранилась в виде граффито на стене Софийского собора, в к-ром, вероятно, происходило его отпевание. Белгородский еп. Никита II участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в 1115 г. Еп. Феодор вместе с печерским игуменом выполнял в 1148 г. ответственные функции посла киевского кн. Изяслава Мстиславича к черниговским князьям Ольговичам. В Кормчих книгах сохранилось Правило 2 епископов - Новгородского архиеп. Иоанна (Илии) (1165-1186) и его современника, анонимного Белгородского епископа, разъясняющее трудные случаи при совершении литургии. Возможно, этот Белгородский архиерей являлся местоблюстителем митрополичьего престола после окончания управления митрополией Михаилом II, упоминаемым в 1171 г., до появления в 1183 г. митр. Никифора II . Белгородский еп. Максим торжественно венчал в Киеве в 1187 г. в присутствии 20 князей сына Рюрика Ростиславича Ростислава с дочерью Всеволода Большое Гнездо Верхуславой. В сборниках XV-XVI вв. встречается Поучение против пьянства Философа, еп. Белгородского, изданное А. И. Соболевским. В кон. XII в. Белгородская и Юрьевская епископии временно объединились под управлением еп. Адриана.

http://pravenc.ru/text/77864.html

Скачать epub pdf Сентябрь 19 Феодор Ростиславич благоверный князь Ярославский и Смоленский Святой благоверный князь Феодор Ростиславич, прозванный Черный, был сын смоленского князя Ростислава Мстиславича, происходил из племени Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха . Год его рождения неизвестен. Несомненно, родился св. Феодор в первой половине XIII столетия. Воспитанный в страхе Божием, князь еще в юности был боголюбив и благочестив, усердно читал Божественные книги, украшал себя кротостью и целомудрием, соблюдал чистоту душевную и телесную. Вместе с тем св. Феодор отличался воинской отвагой и мужеством. По смерти князя Ростислава Мстиславича старшие братья св. Феодора Глеб и Михаил поступили с ним несправедливо: дали ему во владение из всего Смоленского княжества только небольшой город Можайск. Но святой не спорил и не гневался на братьев. Умный и добрый князь можайский сумел устроить небольшой городок свой, сделать его зажиточным и людным. И Господь, видя незлобие и чистое сердце святого князя, вскоре наградил его княжеством Ярославским. В 1249 г. скончался ярославский князь Василий Всеволодович, не оставив после себя сыновей. Некоторое время княжеством управляла жена его княгиня Ксения. Но управление княжеством в те тяжелые и тревожные времена татарского ига и княжеского произвола в руках женщины не могло пойти успешно. И действительно, в 1262 г. народ в Ярославле, выведенный из терпения насилием татарских сборщиков дани, убил такого сборщика Зосиму. Этот Зосима раньше был христианином и даже монахом, а потом в угоду татарам принял магометанство. Ругаясь над верой Христовой и хуже татар утесняя своих прежних братьев, Зосима так ожесточил граждан ярославских вымогательствами, поруганием и хулой христианской святыни, что они убили отступника и бросили его тело на съедение псам и воронам. Чтобы наказать взбунтовавшийся Ярославль и другие русские города, выгнавшие татарских сборщиков, хан Беркай (Берке) (1257–1266) уже стал собирать войско. В это тяжелое время великий князь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

А.А. Половцов Адриан, монашествующие Адриан – имя нескольких монашествующих, прозвание которых неизвестно. 1) Адриан, духовник великого князя киевского Рюрика Ростиславича, игумен Выдубицкого монастыря в Киеве, в 1190 г. рукоположен в епископа Белгородского и Юрьевского Киевской епархии. В 1196–7 г. в Белгороде Адриан освятил храм Св. апостолов и по этому случаю от своего духовного сына на «духовном пиру» получил дары, а в Киеве освятил церковь Св. Василия. П. с. р. лет., том II, стр. 138, 152 и 322. 2) Адриан, последний патриарх Московский, до монашества Андрей, род. 2 октября 1627-го, умер в Москве 15 октября 1700 года, на 73-м году от рождения, как видно из надгробной эпитафии. Год и место пострижения неизвестны. Адриан делается известным с 1678 г., когда патриарх Иоаким определил его архимандритом Чудова монастыря. Управляя им, Адриан соорудил соборный храм в честь Св. Алексия митрополита с приделом Благовещения с особой церковью во имя Апостола Андрея. Храмы Чудова монастыря при Адриане устроены для каждого пола особо. Устроив трапезную палату в обители, Адриан в понедельник, среду и пятницу приказал не отворять монастырских ворот, и это выполнялось во все патриаршество его. Патриарх Иоаким считал Адриана самым доверенным и преданным себе лицом, и при осенних беспорядках стрельцов в 1682 г., когда за уничтожением князей Хованских стрельцы просили оставить им вины, Иоаким посылал Адриана в Троицкую лавру ко двору с ходатайством принять челобитье раскаявшихся. После этого случая, оставаясь на виду, Адриан 21 марта 1686 г. рукоположен митрополитом в Казань, где им сочинена книга «О древнем предании Св. Апостол и Св. отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты, и кия, слагати, и како на себе оный изображати». Кафедральный Казанский собор Благовещения Адриан обогатил своими вкладами. По смерти Иоакима по настоянию матери Петра I, царицы Наталии Кирилловны, возведенный 24 августа 1690 г. в патриархи Московские, Адриан оказался приверженцем старины, чем вызывал неудовольствие государя-преобразователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010