Волговерховье. Ольгинский монастырь. Карта и ближайшие объекты 28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX - начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе. Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=05504

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 10 (23) Священномученик Василий Малинин По преданию Малинины происходят из рода боярина Сороки из Переславля-Залесского. В XVIII веке они служили священниками в Калязинском уезде Тверской губернии. Первый, о ком известно, был иерей Петр. Его сын, Афанасий, был священником на том же приходе. Затем приход принял Михаил Афанасьевич. В 1820 году у него родился сын Василий. Когда ему исполнилось шесть лет, о. Михаил повез его в школу. Дни стояли морозные, ехать пришлось долго, и лицо мальчика стало красным от мороза. Когда учитель спросил, как его зовут, он назвался Сорокиным. " Ну какая же ты сорока, – сказал учитель, – сорока белая, а ты – малиновый " . Учитель был большим оригиналом и записал его Малининым. Это был дед священника Василия Малинина. Священномученик Василий родился 26 марта 1898 года в селе Васьянском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника Василия Малинина. Первоначальное образование он получил в Кашинском духовном училище, затем поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1918 году . Сознательно выбрав путь священства, который был в то время путем исповедническим, Василий Васильевич в 1921 году был рукоположен в сан иерея ко храму в селе Конаково Тверской губернии. У него не было ни земли, ни большого хозяйства, все имущество священника и его семьи составляли дом, два козленка и семь кур. В 1932 году о. Василий был арестован по указу от 7 августа 1932 года, обвинен в краже колхозной соломы и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. Дома осталась семья – супруга Антонина Александровна и трое детей, семи, шести и двух лет. Два года проработал священник на каторге в лагере и в 1934 году был досрочно освобожден. Отец Василий вернулся в тот же храм села Конаково, где, к радости прихожан, возобновились богослужения. В мае 1934 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий наградил о. Василия наперсным крестом, и вскоре по распоряжению епископа Бежецкого Григория (Козырева) он был назначен благочинным. Однако это было время, когда повсюду арестовывали священников, храмы оставались без пастырей, число храмов в благочинии сокращалось, и о. Василий в апреле 1936 года направил прошение епископу Григорию с просьбой освободить его от обязанностей благочинного, которая и была удовлетворена.

http://fond.ru/kalendar/856/vasiliy/

Храм Николая Чудотворца (Савцыно) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " " lon " " icon " : " " " imageoverlays " Храм Николая Чудотворца (Савцыно) построен между 1731 и 1748 годами, имеет три престола: правый придел освящен во имя преподобного Василия исповедника, епископа Парийского; левый – во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Содержание История [ править править код ] Храм и колокольня в Савцыно в 1979 году Наиболее раннее упоминание села Савцыно встречается в данной (дарственной) Троицкому Калязину монастыря в 1562-1563 годов вотчинницы Федосьи Федоровой дочери Толкачева. В этом документе называется и имя «сафцынского попа» — Ивана попова сына Иванова. Он же упоминается в другом монастырском документе 1563-1564 годов как «поп Иван попов сын салцинской». В XVII веке село принадлежало боярину Василию Еншеевичу Сулешову, в конце XVIII века — его потомку лейб-гвардии поручику Александру Алексеевичу Шереметеву и небольшая часть села — Михаилу Яковлевичу Евреинову. По документам Тверского консисторского архива, кирпичный храм Николая Чудотворца был построен в кашинской вотчине Шереметьевых, по заказу брата знаменитого генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева — генерал-лейтенанта Владимира Петровича Шереметьева и (после его кончины в 1737 году) генерал-майора Алексея Федоровича Шереметьева, между 1731 и 1748 годами. Заготовкой материалов руководил приказчик Никита Иванович Сабаев. Церковь была освящена в 1748 году. Правый придел — во имя преподобного Василия исповедника, епископа Парийского; левый — во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Глину брали в урочище Черный Пруд, там же изготавливали и обжигали кирпич.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Кашин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Существует предание, что при Богородицерождественской церкви когда-то был Богородичный женский монастырь; потом эта церковь была кладбищенской при Воскресенском соборе. Первые достоверные сведения о церкви извлечены из дозорной книги 1621 г., где сказано: «Деревянная церковь Рождества Пр. Богородицы, да придел Василия Блаженного, да церковь теплая Екатерина Христова мученица». Каменная церковь устроена в 1690 г., престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии распространена устройством придела, освященного во имя великомуч. Екатерины (в 1709 г. придел этот не упоминается). В храме особо можно было отметить следующие иконы: Страшного Суда - в адском пламени среди грешников изображены и указаны надписями: Нерон, Диоклитиан, Юлиан, Ориген, Арий, Евтихий, Диоскор, Лютер, Кальвин, Вольтер, Гришка (Отрепьев?), Мазепа и пр.; Бичевание Господа Иисуса Христа; Святой Троицы; Иерусалимской Божией Матери. Около южной стены храма в ограде находилась надгробная плита с надписью, что под ней погребена Стефанида, в схимницах Филонида, супруга протоиерея Воскресенского собора Саввы. Это родители митрополита Сарского и Подонского (Крутицкого) Серапиона, умершего в 1653 г. и погребенного в Калязинском монастыре. Последний, есть предание, до монашества был при Болотской церкви священником. С 1872 г. церковь была окружена садом на средства купца Зазыкина, и о «Болоте» было забыто. В 1930 г. храм закрыт для служения. В 1932 г. сняты колокола и разобран иконостас, впоследствии в здании храма открыт зернозаготовительный пункт. В 1936 г. церковь была полностью разрушена. Храм находился в саду недалеко от комплекса молокозавода. В настоящее время на месте церкви построена котельная. И. Завьялов " Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности " , Санкт-Петербург, 1909 г.  В.Н. Кошелевский " Летопись города Кашина " , Архивный отдел администрации Кашинского района, Тверь 1999 г.

http://sobory.ru/article/?object=40071

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА КАШИНСКАЯ (София) (ок. 1280 - 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича ; в тверском Спасском соборе их венчал еп. Андрей. У княжеской четы родились четверо сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги кн. Михаила Ярославича - Анна - приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339). Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия ( Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II . После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отрочь мон-рь , А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича . В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Рождество прп. Макария Калязинского. Клеймо иконы «Прп. Макарий Калязинский в житии». Нач. XIX в. (частное собрание) Рождество прп. Макария Калязинского. Клеймо иконы «Прп. Макарий Калязинский в житии». Нач. XIX в. (частное собрание) (Кожина; † ок. 1419-1420, с. Гридково (позднее Кожино), близ г. Кашина (совр. Тверская обл.)), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская, супруга прав. Василия Кашинского , мать прп. Макария Калязинского. Происхождение И. неизвестно, но сведения о ее семье позволяют предположить, что она была представительницей знатного тверского рода. Ссылаясь на прп. Иосифа Волоцкого, Досифей (Топорков) в составленном им Иосифо-Волоколамском патерике называет прп. Макария Калязинского «сродником большим боляром тверьским». Судьба детей и внуков И., посвятивших себя церковному и гос. служению, дает основания полагать, что святая была грамотной женщиной. У прав. Василия Кашинского и его супруги было четверо детей: Матвей (прп. Макарий), Александр, Григорий, Ксения. Григорий, принявший монашеский постриг, в 1461 г. был хиротонисан во епископа Тверского (см. Геннадий (Кожин) ). Внуком И. (сыном Ксении) был прп. Паисий Угличский . Др. внук - Василий Александрович Кожин - был сыном боярским Тверского вел. кн. Михаила Борисовича. Дата смерти И. устанавливается по биографии прп. Макария Калязинского. Святая и ее супруг скончались через год после свадьбы сына. (Прп. Макарий род., вероятно, в нояб. 1401 (или в нач. 1402) и овдовел в возрасте 20 лет, т. е. в 1421, прожив в браке 3 года, следов., брак был заключен в 1418.) И. почиталась вместе с супругом (см. в ст. Василий Кашинский ). В нач. XX в. имена И. и прав. Василия были внесены Тверским архиеп. Димитрием (Самбикиным) в перечень местночтимых святых Тверской епархии ( Димитрий (Самбикин). 1907. Прил. С. XI). Св. супруги не названы в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией следует признать включение имен И. и прав. Василия в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379), состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней.

http://pravenc.ru/text/673951.html

Капшино. Колокольня церкви иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Село Капшино возникло на левом берегу реки Нерль в устье речки Капша в период заселения этой местности угро-финскими племенами весь и меря. Укрепилось село и превратилось в крепость в период княжеских усобиц XI-XII в. Необходимость укрепления западных границ Ростово-Суздальского княжества вынуждала князей возводить крепости в устьях рек Нерли, Хотчи, Дубны, чтобы не допустить проникновение с запада новгородцев внутрь ростово-суздальскоЙ земли. В числе крепостей, воздвигнутых в XIII в., крепость Константин в устье реки Нерли Юрием Долгоруким в 1134 г. Им же была основана крепость Константин недалеко от устья р. Жабни. Крепость Капшин возникла на берегу р. Нерли с той же целью. И неслучайно на берегах Волги, Нерли, Хотчи, Дубны происходили ожесточённые сражения между княжескими противниками. Не раз, не два поселения, крепости, христианские храмы сжигались до тла, уничтожались (1149 г., 1181 г., 1216 г., 1237-38 г., 1372 г.). Только присоединение земель по правому берегу Волги к Тверскому (1399 г.), а затем Московскому княжеству (1485 г.) положило конец набегам и опустошениям многострадальной Калязинской земли. Возникновение монастыря в с. Капшине, возможно, относится ко времени правления московского князя Василия Дмитриевича (1389 - 1425 г.), как считает автор " Очерка " истории села Капшино " (1900 г.) Иоанн Колоколов. Причём автор очерка со всей определённостью утверждает, что монастырь в с. Капшине существовал еще при царствовании Ивана IV Грозного. В Кашинской Писцовой книге за 1628 - 1629 гг. записано: в монастыре значится три храма: соборный храм знамения Честного Животворящего Креста Господня, теплый с трапезою во имя Покрова Пресвятой Богородицы и малый надвратный - во имя Святителя Николая. И. Колоколов предполагает существование еще одного храма препод.Макария. В вотчине Капшина монастыря имелось 18 деревень, 45 пустошей, в них 5 дворов служных, 2 двора детенышевых, двор оброчный, 26 дворов крестьянских, 15 дворов бобыльских, пашни, перемога и лесам паросло 549 четей (823,6 дес.), чистового леса 38 десятин. В 1710 году территория 3наменского Капшина монастыря имела следующиЙ вид: ограда деревянная - передняя стена - 53 сажени (112,89 м), западная стена по берегу р. Капши 41 саж. (87,33 м), стена по берегу р. Нерли 61 саж. (ок. 130 м), восточная стена 34 саж. (72,42 м). Церкви монастыря: церковь Знамения Честного и Животворящего креста Господня деревянная с папертью, крыта тесом.

http://sobory.ru/article/?object=10225

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ И АНАСТАСИЯ ВАСИЛЕВСКИЕ (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в.?), прав. (пам. 26 мая). Место и время подвигов святых установить затруднительно из-за скудости сохранившихся сведений. В «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.) сказано: «Святый и праведный Гавриил и святая и праведная Анастасия, сестра бысть по плоти святому Гавриилу, Василевские чудотворцы» (С. 205). В нек-рых списках «Описания» время жизни святых обозначено условно под 7000 (1492) г. Со ссылкой на «древлеписменные месяцесловы» Г. и А. В. упоминаются как князь и княгиня «града Василева» в «Месяцеслове» и в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (1807-1811; ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 13 об., 349-349 об.). Архиеп. Димитрий (Самбикин) предположительно отождествлял «град Василев» с г. Васильсурском (Василем, в 170 км от Н. Новгорода), основанным 1 сент. 1523 г., во время похода вел. кн. московского Василия III Иоанновича на Казань. Если это предположение верно, то время жизни святых можно отнести приблизительно ко 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. Судя по упоминаниям святых в «Описании о российских святых» и в «Иконописном подлиннике», к рубежу XVII-XVIII вв. существовало их местное почитание. Описания внешнего облика Г. и А. В. (изображения не сохр.) приводятся под 26 мая в неск. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв., напр. в принадлежавшем С. Т. Большакову : «И память преподобнаго отца нашего князя Гавриила и сестры его Анастасии, Василевских чудотворцев, Гавриил сед, в схиме, брада Богословля, ризы преподобническия, Анастасия же аки Пятница» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102). С нек-рыми вариантами текст повторяется в рукописях из собраний С. Г. Строганова , Г. Д. Филимонова , В. Н. Перетца ; в подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 162) добавлено: «Анастасия: на главе плат бел, риза киноварь, испод лазорь, руце молебны». Погрудное изображение А. В. в монашеском одеянии и куколе, с надписью на нимбе: «П[реподобная] Анастасия Василевска[я]» - помещено в группе преподобных и праведных жен (между прп. Анной Кашинской и прав. Иулианией Муромской) на прориси с иконы Собора рус. святых 1814 г., хранившейся в музее СПбДА ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 79-80).

http://pravenc.ru/text/161359.html

ЦВ 15-16 (388-389) август 2008 /  27 августа 2008 г. Возродить святыни Селигерского края В любой стране есть места, которые считаются знаковыми. В России одно из таких притягательных мест — исток Волги. Он находится в семидесяти километрах от города Осташкова Тверской области — столицы Селигерского края. Из родника, над которым установлена деревянная часовенка, и берет свое начало великая река Волга. Того, кто однажды побывал здесь, обязательно потянет приехать сюда еще раз, уже с друзьями и знакомыми, чтобы вместе с ними разделить радость особых, возвышенных и светлых чувств. Так случилось и со мной. В 2005 году наша небольшая семейная фирма работала на реставрации купола и кровли надвратного храма Богородицкого Житенного женского монастыря. В один из выходных дней мы отправились в село Волговерховье, рядом с которым расположен Ольгинский женский монастырь с часовней над истоком Волги. Все было интересно. И первый мостик через Волгу, сооруженный в сотне метров от часовни, и сам робкий звенящий ручеек, через который прыгали восторженные туристы и даже некоторые паломники. Все пробовали воду на вкус, многие умывались, а кое-кто и окунался по несколько раз с головой. К истоку великой реки едут люди из всех уголков России и самых разных стран мира. И каждый находит здесь для себя что-то особенное. Красота природы изумительна и гармонична, а вот творения рук человеческих порой вызывают недоумение. К примеру, сруб часовни сработан со знанием дела, а вот крыша... Ее, видимо, соорудил человек, весьма далекий от профессии кровельщика-жестянщика. Да и сама часовня без купола-маковки напоминает баню с примитивным деревянным крестом. Мы с сыновьями Русланом и Ярославом тут же приняли решение «взять шефство» над истоком Волги. Получив благословение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, мы соорудили над часовней новую кровлю из долговечной оцинкованной стали с полимерным покрытием. Затем установили небольшой купол с крестом. Купол покрыт объемными ромбами из нержавеющей стали цвета золота и меди, расположенными по спирали через ряд, как на знаменитом соборе Василия Блаженного.

http://e-vestnik.ru/church/svyatyni_seli...

Церковно-научная конференция памяти великой княгини Московской Евдокии состоялась в Москве Москва, 13 апреля 2007 г. Международная церковно-научная конференция, посвященная 600-летию со дня кончины святой великой княгини Московской Евдокии (преп.Евфросинии), состоялась 12 апреля в Архиерейском зале храма Христа Спасителя в Москве. Форум был организован Московской патриархией, Правительством Москвы, Фондом вел.княгини Евдокии Московской и приходом строящегося на Нахимовском проспекте храма во имя святой, сообщает Благовест-инфо . Приветствие к участникам конференции от имени Патриарха Алексия II зачитал архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). 100 лет назад, говорится в послании, с большим размахом, на высоком церковном и государственном уровне, в Московском Кремле торжественно было отмечено 500-летие со дня кончины св. преп.Евфросинии. «Сегодня мы с почтением отдаем дань памяти» великой княгине как «верной жене, чадолюбивой матери, смиренной монархине», отмечено в послании. Алексий II напоминает, что великая княгиня Евдокия была женой князя Дмитрия Донского, матерью 10 его детей, после кончины мужа в течение 20 лет - соправительницей своего сына Василия I. Она известна как «образец в делах милосердия», строительница храмов и монастырей; в одном из них она и приняла иноческий постриг за месяц до кончины. Патриарх подчеркивает, что пример великой княгини может воодушевить «современное общество, которое находится в поиске идеала женственности». В заключении послания отмечено, что данная конференция начинает череду памятных мероприятий в честь 600-летия преставления св.Евдокии (Евфросинии), которые пройдут в разных городах России. Архиепископ Арсений в своем слове размышлял о критериях святости и ее земных предпосылках, об «особом пути» святых русских женщин, которые «по своим подвигам& сравнимы со вселенскими святыми».Наряду со святой вел. кн. Евдокией иерарх упомянул также о св.Анне Кашинской, св.Иулиании Лазаревской. «Дела милосердия стали сутью их жизни, связанной с полным самоотречением», -- отметил выступавший.

http://pravoslavie.ru/21702.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010