Упразднен был монастырь в 1920-х годах, в настоящее время находится в зоне затопления Угличской ГЭС. Автор статьи: Денисов В.В.  На дне Угличского водохранилища, созданного на Верхней Волге в 1930-40-е годы заключенными Волголага, покоятся руины не только старинного города Калязина и Троице-Макарьевского мужского монастыря, но и древней Покровской обители, основанной в 15 веке преподобным Паисием Угличским. Угличское водохранилище печально знаменито колокольней Свято-Никольского собора в старой затопленной части города Калязина Тверской губернии. Колокольней, которая вот уже без малого 75 лет возвышается над водами искусственного моря, напоминая о той трагедии, что произошла в России в первой половине ХХ века, - поругание и затопление водохранилищами святынь, превращение рек в озеровидные химерные водоемы. Святейший Патриарх Кирилл, проплывая однажды по Угличскому водохранилищу на теплоходе, назвал Калязинскую колокольню символом непотопляемости Русской Православной Церкви. Неподалеку от колокольни затоплен некогда величественный Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 15 веке преподобным Макарием Калязинским. В этой святой обители не единожды бывали Иван Грозный и Борис Годунов, Екатерина II и Александр II. Троице-Макарьевский монастырь был духовной кузницей Верхневолжья. Именно отсюда вышло немало святых Христовых подвижников, в том числе преподобный Паисий - племянник Макария Калязинского, основавший ниже по Волге близ города Углича Покровский мужской монастырь. Точная дата рождения Павла, а именно так до монашеского пострига звали преподобного Паисия, неизвестна. Известно лишь то, что родился он примерно в 1427 году неподалеку от Тверского го­рода Кашина в селе Богородском. Его отец Иоанн Гавренев служил у угличского князя Андрея Большого - сына великого Московского князя Василия Темного. А мать Ксения была дочерью полководца Василия Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского. Павел вместе с родителями часто ездил в Калязин в Троицкий монас­тырь к своему дяде игумену Макарию, там он рано был обучен грамоте и уже в семилетнем возрасте много и бегло читал, пересказывая неграмотным прихожанам Священное Писание.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Примечания : В 1778 из монастырской слободы и соседнего села Коврово образовался город Макарьев. Подробнее... Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь [ править править код ] Адрес : г. Кострома, ул. Просвещения, 1 Телефон : (4942) 37-22-41 ; (4942) 31-25-89 E-mail : ipatievsky@yandex.ru Web : http://ipatievsky-monastery.ru/ В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XIV-XV веках, в период " собирания " Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - " колыбель " Дома Романовых. Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли " стрелкой " , а с появлением здесь монастыря оно получило название " Ипатьевский (Ипацкий) мыс " . В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху. Подробнее... Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : не позже 1375 Архитектор : 1990-е: Васильев Л. С. - реставрация

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Василий Кочуров, Алексий Камнев - др. священник, служивший до 1919 г. в А.-Н. м.,- был выселен. Игум. Ангелина скончалась в 1938 г. В 1949 г. по распоряжению руководства местного колхоза Александро-Невский храм вместе с остальными постройками был снесен. Мон-рь был разрушен полностью, кладбище заросло лесом, от храма остались лишь фундамент и ступени. Кирпич предполагалось использовать при строительстве свинарника, однако стены неоднократно обрушивались и строительство пришлось прекратить. 12 сент. 1996 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) началось восстановление обители, строителем к-рой был назначен иером. Николай (Анисимов). 12 сент. 1998 г. архиеп. Симоном в сослужении 16 священников и 3 диаконов освящен восстановленный Александро-Невский храм. Службы совершаются по прежнему уставу обители. Выстроено одноэтажное кирпичное здание, к-рое впосл. будет преобразовано в богадельню. 7 февр. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Александро-Невском храме обители архиеп. Симоном и еп. Шацким Иосифом (Македоновым) в сослужении духовенства Рязанской епархии к лику местночтимых Рязанских святых был сопричислен Софроний Ибердский и совершен чин прославления его мощей. Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. д. 89. Л. 472-474; Ф. 1033. Оп. 1. л. 657a. Л. 60, 60об., 61; Ф. 1033. оп 1. Д. 664. Л. 25, 25об.; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 70. Л. 526-547 (1905 г.); Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. О прославленных в лике местночтимых святых угодниках Божиих и обретении их мощей: Докл. на епархиальной конф. 2000 г.: Ркп.//Архив Рязанского ЕУ. Иером. Николай (Анисимов), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский

http://pravenc.ru/text/64498.html

На рубеже XV-XVI веков в монастыре некоторое время жил будущий основатель Переславского Троице-Данилова монастыря св. Даниил. До XVI века монастырь жил собственными трудами. Около 1515—1521 годов переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1521 году угличский князь Дмитрий Иоаннович подарил монастырю село под Угличем. А в 1528 году по приказу Великого князя Московского Василия Третьего на территории обители на месте старой каменной Никитской церкви (посвящённой раннехристианскому мученику) строится каменный Никитский собор. Расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на неё обратил своё внимание сын Василия Третьего — Иван Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость — на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надёжным укреплением. Не раз он со своей семьёй совершал паломничества в монастырь. В 1560—1564 годах по приказу царя возведено новое здание собора — пятиглавый храм (старая постройка времён Василия Третьего стала южным приделом Никиты Столпника). Иван Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века сохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения — трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь св. Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иван Грозный снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство. Стены монастыря выдержали осаду поляков в 1609 году. А в 1611 году литовцы с паном Сапегой после двухнедельной осады выжгли монастырь. Многих защитников монастыря перебили, а возглавлявший оборону игумен Мисаил после осады вынужден был скитаться. На территории монастыря остались литовские пушки (две сохранились и сейчас выставлены в Переславском музее).

http://azbyka.ru/palomnik/Никитский_мужс...

Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

Отроч монастырь искони был под особым покровительством великих тверских князей. Доказательством тому грамота за девятью печатями, данная великим князем Ярославом в 1265 г. Подлинные слова из нее: «Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидеть, не будет на нем милости Божией, в сей век и будущий». Из описания: «Монастырь необширен, обнесен оградою с тремя башнями и тремя воротами. Здания в обители все каменные: церкви, колокольня с боевыми часами, келий, братские службы... На самой середине монастыря соборный храм в честь и славу Успения Пресвятой Богородицы, в нынешнем виде построенный в 1722 году при Петре Великом на средства монастыря и «доброхотных дателей». Храм размещен на месте древней каменной церкви, построенной в XIII веке. Истинными светочами духа явились миру насельники обители. Настоятелями ее были большей частью почтенные старцы, оканчивавшие свою подвижническую жизнь в схиме. Их примеру следовали и лучшие из братии. В ряду настоятелей, например, был архимандрит Тихон Соколов, впоследствии святитель и чудотворец Задонский. На иконе «Собор тверских святых» он изображен со свитком в левой руке, на котором слова: «Обучение грамоте без страха Божия есть ничто иное, как безумному меч». Отроч монастырь был не только пристанищем для людей, посвятивших себя Богу, но и источником духовно-нравственного просвещения. В 1727 году открыта была в монастыре семинария, а в 1809 году уездное и приходское училища. Были и печальные страницы в истории монастыря. В царствование Василия Иоанновича в Отроч монастырь в 1531 году был сослан знаменитый книжник и переводчик Максим Грек. Двадцать лет провел он здесь в ссылке, не прекращая трудиться. Ныне его мощи покоятся в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Русской Православной Церковью он причислен ныне к лику святых. Во времена царствования Ивана Грозного узником Отроч монастыря был и крупнейший религиозный и политический деятель митрополит Филипп, сосланный царем в 1568 году за критику опричной политики. Через год, во времена похода Ивана Грозного на Новгород, святитель не согласился на льстивые уговоры царя дать благословение на этот поход и был задушен в темнице опричником царя Малютой Скуратовым. Святые нетленные мощи святителя пробыли в монастыре 21 год, потом были перенесены в основанный им Соловецкий монастырь на Белом море, а в 1652 году в Москву, в Успенский собор Кремля. В XVII веке над местом погребения святого Филиппа в Отроч монастыре была сооружена особая часовня.

http://sobory.ru/article/?object=48983

Вол. 628) датируется нач. 80-х гг. XVI в., а сама редакция могла быть написана суздальским агиографом иноком Григорием в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. ( Клосс. 2001. С. 370-372). На основании каких источников Григорий добавил в первоначальный текст Жития прп. Евфимия эпизод, где идет речь об устройстве М. м., неизвестно. Кроме того, агиограф в данном эпизоде указывает лишь на намерение («и абие помысли») прп. Евфимия основать обитель и поставить церковь, не сообщая, когда оно было осуществлено. Поэтому следует критически оценивать встречающееся в лит-ре мнение ( Тихонравов. 1857. С. 115; Сахаров. 1870. С. 15; Зверинский. Т. 2. С. 87. 690; Смирнов. 1896. С. 134; Добронравов, Березин. 1898. С. 441; Сухов. 1909. С. 335-336; Колобанов. 1976. С. 37; он же. 1982. С. 111) о том, что ц. свт. Василия Великого и мон-рь в 50-х гг. XIV в. были основаны прп. Евфимием Суздальским (на тот момент простым иноком, не имевшим сана священника) во время его путешествия в Суздаль, предпринятого по просьбе вел. кн. Нижегородско-Суздальского Бориса Константиновича для устроения Спасо-Преображенского мон-ря. Тем более что Бережецкая дорога, по к-рой должен был проходить прп. Евфимий, во 2-й пол. XIV - нач. XV в. пролегала в стороне от М. м. Об этом свидетельствует текст жалованной грамоты вел. кн. Василия II Васильевича , датируемой предположительно 30-ми гг. XV в., в к-ром дорога, проложенная через М. м., названа «непошлой», т. е. новой, в противоположность «пошлой» - прежней Бережецкой дороге, пролегавшей вдоль монастырских владений (АИ. Т. 1. 70. С. 122; АСЭИ. Т. 2. 439. С. 482). Обнаружить к.-л. сведения о существовании М. м. в кон. XIV - нач. XV в. (еще при жизни прп. Евфимия Суздальского) можно на основе анализа неск. грамот, данных суздальскому Евфимиеву мон-рю на «воды» и рыбные ловли в Гороховецком у. Две хронологически наиболее ранние грамоты, исходившие от Нижегородского кн. Даниила Борисовича (датируемые издателями периодами ок. 1394-1404 и ок. 1405-1415), не содержат прямого упоминания о М.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

Митрополит Игнатий передал игумену Иоасафу (Вишнякову) напрестольное Евангелие. Комплект напрестольных Евангелий Святейший Патриарх Кирилл передал в ходе Первосвятительского визита в дар Вологодской епархии для новых и восстановленных монастырей и храмов. Владыка Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возрождением полноценной монашеской жизни в одной из древнейших мужских обителей Вологодской митрополии Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: «Я верю, что наши совместные труды с музейным сообществом будут служить на благо нашему Отечеству и нашему народу». С приветственным словом к присутствующим обратился заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, который, в частности, заявил: «94 года спустя в Ферапонтовом монастыре возрождается духовная жизнь. Это лучшее воплощение отдания исторической памяти основателям древней обители на Вологодской земле. Конечно, мы ждали дня свершения исторической справедливости, и я надеюсь, что теперь, когда духовная жизнь в Ферапонтовом монастыре станет главной, сочетание культурного наследия и духовности сделает это святое место еще более привлекательным для многочисленных паломников и туристов». О.А. Васильев пожелал первому игумену возрожденного Ферапонтова монастыря жить в мире и благости, а также чтобы основатели монастыря преподобные Мартиниан и Ферапонт и все святые Вологодские были с ним в его трудах.  Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV-XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, и около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV-XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой Патриарха Никона.

http://patriarchia.ru/db/text/5286728.ht...

Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь, 2 класса, в 18 верстах от Рязани, в 3 верстах от села Солотчи, при впадении реки Солотчи в Оку. Основан в 1390 году Рязанским князем Олегом, который принял тут иноческий сан; тело его вместе с супругою Евприксиею прежде было погребено в находившейся близ монастыря Покровской церкви; в XIV веке останки их перенесены в склеп под соборной церковью, в которой также хранятся кольчуга князя Олега и отломки каменных гробов их. Здесь находятся два древние образа святого Алексия митрополита и святых Бориса и Глеба, высеченный из камня. В числе старинных вещей замечательны: два блюда, из которых одно времен великого князя Василия Иоанновича, и потир, подаренный царями Петром I и Иоанном Алексеевичами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История знаменитого Солотчинского Рождества Богородицы монастыря и судьба его основателя великого князя Олега Рязанского удивительным образом отражают важнейшие события летописи земли Русской. Князь Олег Иванович воспринял великокняжеский престол в 1350 г. Время его княжения было сложным и противоречивым. Жестокие набеги Орды сотрясали Рязанскую землю. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Встреча Рязанского князя с великим молитвенником земли русской игуменом Сергием Радонежским оказала глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Ивановича. По преданию, князь Олег и его супруга в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи повстречали двух отшельников – Василия и Евфимия. Разговор со старцами глубоко запал в душу князя. В память об этой встрече в 1390 году великий князь Олег Иванович заложил на этом месте мужской монастырь и здесь же принял постриг. В новом монастыре князь строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь, став монахом, не оставляет княжеского сана, продолжает нести крест князя-воина. Олег Рязанский окружает обитель отеческой заботой и щедро наделяет ее землями. Он подолгу живет в монастыре, неся послушания. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=00864

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010