Владыка Будимлянско-Никшичский Иоанникий - о том, почему сербы так любят святого князя-воина Александра Невского и Русского царя, о славянском единстве. О том, чем схожи ситуации в Черногории и на Украине и почему власть должна слушать голос Церкви. Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий      «Особый Божий Промысл – наша связь с Россией» – Владыка, вы часто бываете в России, за последнее время несколько раз гостили в Санкт-Петербурге, который связан с именами известных личностей Сербской Церкви и сербского народа. Расскажите нам, каким образом. – Когда кто-нибудь приезжает в Петербург, особенно священнослужитель из Черногории, первым делом он посетит самые значительные русские святыни в Петрограде, начиная с Александро-Невской лавры, Иоанновского монастыря, множества других святых мест и кончая Никольским морским собором в Кронштадте.      Но что для нас, сербов из любого края нашего Отечества, особенно важно? Исключительно важен для нас тот факт, что в Александро-Невской лавре, в старой Благовещенской церкви, похоронен последний Сербский патриарх эпохи турецкого владычества – Василий (Йованович-Бркич). Эти исторические личности во времена турецкого рабства связывали наш народ с Россией. Будучи изгнан и лишен престола, он искал помощи у России в надежде, что благодаря Русской Церкви сумеет восстановить Сербскую Патриархию и вернуться к своей пастве. К сожалению, этому не суждено было сбыться, но он нашел в Санкт-Петербурге свое последнее упокоение – вместе с преданным ему митрополитом Черногорским Василием (Петровичем). Два великих Василия – один патриарх, а другой митрополит Черногорский, – два великих борца за спасение Православия и за спасение единства нашей Церкви покоятся вместе в Александро-Невской лавре. Памятник графу Савве Владиславичу на родине в городке Гацко. Республика Сербская, Босния и Герцеговина А рядом с ними и граф Савва Владиславич, который долгое время был у нас практически неизвестен, но сыграл важную роль в истории российской государственности. Он был одним из главных соратников императора Петра Великого.

http://pravoslavie.ru/82370.html

Земная жизнь св. Василия, неутомимого в подвигах, молитвах, посту, физическом труде, в своих попечениях о земных и небесных благах своего народа, потихоньку подошла к концу. Острожский святитель упокоился во Господе тихо, безболезненно, отдав свою душу в руки Господа своего, 29 апреля 1671 года. Упокоился он в своей келье, находящейся над острожской пещерой. Из скалы, возле которой он упокоился, потом выросла виноградная лоза, хотя земли там практически нет. В момент блаженного его упокоения келья его исполнилась необыкновенным неземным светом. Тело св. Василия монахи погребли в могилу под церковью Введения Пресвятой Богородицы. Сразу после его упокоения народ стал приходить с молитвой на могилу св. Василия, как приходили и при жизни его. На могиле его стали происходить многие чудеса и происходят они в Остроге до сих пор. Спустя семь лет после своего упокоения (1678) св. Василий явился во сне настоятелю монастыря св. Луки в жупе возле Никитича, игумену Рафаилу Косиерцу, приказав ему пойти в Острог и открыть свою могилу. Игумен не придал особого значения сну и в Острог не пошел. Но то же сонное видение повторилось. Игумен снова не отправился в Острог. В третий раз явился св. Василий игумену в архиерейском облачении и с кадильницей в руках. И пока Святитель кадил, жаром из кадильницы обдало и обожгло игумену лицо и руки. Игумен проснулся и со страхом рассказал братьям-монахам про свой сон. Они тогда договорились пойти в монастырь Острог. Придя в Острог, они обо всем рассказали острожским монахам. Сначала они все вместе наложили на себя очень строгий пост, ежедневно выполняли молитвенное правило и совершали Божественную Литургию. Семь дней спустя, окадив могилу, они ее открыли и увидели Святителя в прославленном теле, которое было желтым, будто воск, и которое благоухало, будто базилика. Монахи взяли святое тело, положили его в раку и перенесли в храм Введения Пресвятой Богородицы, в котором оно до сих пор находится. Весть о прославлении тела св. Василия очень быстро разнеслась, и все больше и больше народа стало приезжать приложиться к святым мощам. С тех пор милостью Божией и святостью св. Василия у его святых и чудотворных мощей постоянно совершаются многочисленные чудеса. В великую и дивную острожскую святыню стали приезжать не только православные, но и другие христиане, даже мусульмане. И по вере их милостью Божией и молитвами св. Василия они приобретали утешение и благодатную помощь. Среди паломников, которые приезжали приложиться к мощам св. Василия в Острог, был и последний сербский патриарх в Печи Василий Бркич-Йованович (он был патриархом с 1763 до 1765 года, а упокоился он в 1772 г.).

http://pravicon.com/info-1939

В 1678 году, через семь лет после своего упокоения, святитель явился во сне настоятелю монастыря Апостола Луки в Жупе под Никшичем, игумену Рафаилу Косиеревцу, и повелел идти в Острог, открыть его могилу. Игумен не предал этому сну особого значения и никуда не пошел. Сон повторился, но игумен опять никуда не пошел. В третий раз святой Василий явился игумену в епископском облачении и с кадилом в руке, и как только святитель покадил, жар из кадила обдал лицо и руки игумена, так что, пробудившись ото сна, он тут же отправился в Острог и рассказал монастырской братии все по порядку. Тогда монахи приняли на себя строгий пост, ежедневно совершая молитвенное правило и Божественную литургию. На седьмой день они открыли могилу святого. Тело святителя Василия было найдено нетленным и казалось сделанным из воска. При этом честные мощи источали прекрасное благоухание. Взяв мощи, монахи положили их в специально приготовленный ковчег и перенесли в храм Введения Пресвятой Богородицы, где они почивают и по сей день. Тело святителя Василия было найдено нетленным и казалось сделанным из воска Известие об обретении святых мощей быстро распространилось по всей стране, огромное количество народа вновь стало стекаться в обитель. За помощью к острожскому святому стали приходить не только православные, но и католики, и мусульмане. С тех пор и до наших дней по милости Божией не прекращаются многочисленные чудеса над его святыми и чудотворными мощами. Даже иноверные по милости Божией и молитвам святого Василия находят здесь утешение и получают благодатную помощь. Среди паломников, приходивших к мощам святителя Василия, был и последний до упразднения патриархии Печский патриарх Василий Бркич-Йованович (1763–1765; †1772). Изгнанный турками, он нашел себе пристанище в Черногории и провел в Остроге шесть месяцев в молитве и посте. Он составил службу святителю Василию и написал его житие. Находившийся в тяжелые годы Второй мировой войны и в послевоенное время при раке со святыми мощами пресвитер Василий в 1947 году написал акафист святому Василию, который сохранился в рукописном виде в Остроге.

http://pravoslavie.ru/112833.html

После игумен Рафаил пошёл в Острог и поведал о воле Святого острожским монахам. Иноки установили строгий пост, служили ежедневно литургии, и через 7 дней, окадив гроб Св. Василия, отворили его. Пред ними предстали нетленные мощи Святителя, которые были жёлтые как воск и благоухали как базилик. Монахи взяли тело Святого, положили в ковчег и перенесли в Введенскую церковь, где оно почивает и сейчас. Весть об открытии мощей Св. Василия быстро разнеслась по всем православным краям, и народ стал стекаться к его гробу. Среди многих паломников был и последний печский патриарх (1763-1765гг.) Василий (Бркич-Йованович), умерший в Петербурге в 1772г. и похороненный в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. Патриарх Василий бежал от турецких притеснений и нашёл убежище в Черногории. В Остроге он провёл 6 месяцев и в это время составил службу и житие Святителя. Акафист Св. Василию в 1947г. составил протоиерей Василий Ивошевич, ученик другого черногорского святого - преподобного Симеона Дайбабского (Поповича). Первую икону Василия Острожского написал Гавриил Дмитриевич в монастыре Морача спустя 30 лет после прославления Святителя. Как во время земной жизни Св. Василий подвергался гонениям от неприятелей Божиих, так и после его блаженной кончины враги не оставляли в покое мощи его. Три раза черногорцам приходилось спасать свою святыню. В 1714г., когда кровавый Нуман-паша Чуприлич с огнём и мечём прошёл всю Черногорию, острожские монахи закопали мощи Святителя на берегу реки Зеты. Вода омывала ковчег, но мощи остались неповреждёнными. Во второй раз мощи спасали в 1852-1853гг., когда турки во главе с Омером-пашой вторглись в Черногорию с 4-х сторон. Измаил-паша с шеститысячным войском неожиданно подошёл к Острогу. Брат черногорского князя Мирко Петрович-Негош с сотней черногорцев пробился к Верхнему монастырю и, засев за его стенами, мужественно отражал все нападения. Турки врывались во двор, где резались в рукопашную. Даже помосты церкви были залиты кровью. Трупы турок усеяли все скаты Острожской горы. Лишь когда к монастырю подошёл сам Омер-паша с 17 тыс. войска, черногорцы, взяв мощи Св. Василия, ночью проскользнули мимо неприятеля, и ушли в Цетинье. Там положили ковчег с мощами в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Цетиньского монастыря рядом с мощами Св. Петра Цетиньского. Сам Острог был сожжён турками.

http://pravoslavie.ru/archiv/svt_vasilij...

Иерархи Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах по случаю дня памяти святителя Василия Острожского в Черногории 18 мая 2017 г. 16:04 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий 10 мая 2017 года прибыл в Будимлянско-Никшичскую епархию Сербской Православной Церкви с центром в городе Никшич. Почетного гостя в соборном храме святого Василия Острожского города Никшич встречали епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий с духовенством собора. Архипастырь прибыл в Черногорию для участия в торжествах по случаю дня памяти святителя Василия Острожского, одного из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Митрополит Викентий поблагодарил за теплый прием, передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла и поздравил с праздником Светлого Христова Воскресения, который объединяет все братские православные народы. 11 мая глава Митрополичьего округа совершил Божественную литургию в женском монастыре святого апостола и евангелиста Луки, расположенном в 12 километрах от города Никшич в живописной местности Жупа. Митрополиту Викентию сослужили клирики Никшичского благочиния. В этот же день в Никшиче торжественно была открыта фотовыставка «300 лет Александро-Невской лавре », на которой были представлены работы Миши Бранковича. В церемонии открытия экспозиции приняли участие митрополит Викентий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , а также епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. В приветственной речи владыка Иоанникий подчеркнул, что «благодаря любви владыки Назария имеется возможность через искусство фотографии увидеть питерские храмы и святыни этого города императоров. Здесь много известных зданий культурного наследия, но он, прежде всего, город великолепных храмов, которые входят в так называемую семью Александро-Невской лавры». По словам владыки, эта фотовыставка также служит напоминанием об истории сербского народа, потому что под сводами Александро-Невской лавры покоится Сербский Патриарх-мученик Василий (Йованович-Бркич). Рядом с ним был похоронен митрополит Приморский и Черногорский Василий (Петрович).

http://patriarchia.ru/db/text/4895313.ht...

Отчасти возрастающее влияние русских церковных книг и школьных учебников, привозившихся из России, а отчасти преподавание, осуществлявшееся русскими учителями и общее желание наших тогдашних передовых слоев приблизиться к православной России, имели своим последствием вытеснение сербо-славянского и введение русско-славянского языка в церкви и школе у сербов к северу от Саввы и Дуная. «Это преобладание русско-славянского языка распространилось быстро - за пятнадцать лет. С 1725 до 1740 гг. это стало уже свершившимся фактом, и русско-славянский язык с того времени стал языком Сербской Церкви, школы и Митрополит Черногории Даниил (Петрович-Негош) Когда речь идет о поддержке связей с Россией, невозможно обойти стороной и Цетинских митрополитов Савву и Василия Петровичей, и многострадального епископа сербов Далмации Симеона Кончаревича, находившегося постоянно под бичом унии. Интересные сведения о связях Цетинских владык с Россией содержит переписка митрополитов Саввы и Василия. Но и до них, как мы видели, владыка Даниил Петрович установил связи с царем Петром Великим, который в письме от 3 марта 1711 года призывал митрополита Даниила к вступлению черногорцев в войну с Митрополит Василий ездил в Россию, был принят царицей, подготовил целый полк черногорцев для России, привозил книги и подарки и постоянно обращался за материальной помощью, без которой Черногория не могла существовать. Митрополит Василий, называвший себя «экзархом трона опубликовал в 1754 году в России краткую Историю о Черной В 1761 году в Россию перебрался вынужденный покинуть свою епархию владыка Симеон Кончаревич. Сербы из южной России, после их переселения в 1751 и 1752 гг., просили, чтобы Симеон был назначен к ним владыкой, но их просьба не была Владыка Симеон жил в Петропавловском монастыре в Киеве и написал здесь свою «Летопись церковных и гражданских Здесь же он и скончался 26 августа 1796 года. Патриарх Василий Йованович-Бркич тоже отправился в Россию и пребывал в ней до самой своей кончины. Незадолго до конца XVIII века оживленные связи с Россией поддерживали и три весьма интересные личности из нашей церковной и национальной истории: в 1784 году в России хиротонисан Петр I Петрович-Негош; в 1783 году первый раз был в России архимандрит монастыря Пива Арсений 30 июня 1782 года архимандрит Герасим Зелич прибыл в Миргород, а во второй раз он посетил Россию в январе 1787

http://pravoslavie.ru/40750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II патриарх Печский (1759 - ок. 1763). По происхождению был греком. До избрания в марте 1759 г. патриархом Печским служил архидиаконом у Халкидонского митр. Иоанникия (Караджи) (1747-1761). В 1759 г. поставил на Босно-Сараевскую кафедру еп. Василия (Бркич-Йовановича) , который затем способствовал его смещению с Патриаршего трона. Как патриарх последний раз упоминается в источниках в 1762 г. ( Записи. 6. С. 136. Бр. 10304). В Печской Патриархии в этот период были нестроения, а иерархи слав. происхождения боролись за сохранение ее автокефалии. Дальнейшая его судьба неизвестна. Следующим патриархом Печским в 1763 г. был поставлен Василий (Бркич-Йованович). Ист.: М. С. Обшти лист: Из Nampujapшuje Београд, 1872. С. 82; Д. Прилози за ucmopujy Српске цркве//Весник Српске цркве за 1909. Београд, 1909. С. 757. Лит.: еп. Беседе. Београд, 1868. С. 21; В. Српски православни народ и црква у Capajeby 17. и 18. в. Capajebo, 1928; nampujapшuje Београд, 1938. Бр. 3/4. С. 274-275; он же. Ucmopuja. 1. С. 362; Српски jepapcu. С. 276-277. Н. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/1840405.html

В Петебрурге прошли Дни Негоша Санкт-Петербург, 16 ноября 2001 г. Митрополит Петр II Петрович Негош 16 ноября завершились Дни Негоша в Санкт-Петербурге, посвящённые 150-летию со дня кончины черногорского митрополита Петра II Петровича-Негоша (1813-1851). 14-15 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете проходила международная научная конференция «Негош и славянский мир». Центральным событием конференции стал доклад митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) «Богословие Петра II Петровича Негоша». На конференции также выступили известные сербские поэты Р. Йовович, М. Мичович, А. Радулович, Р. Мароевич. 14 ноября митрополит Амфилохий открыл в Русской Национальной Библиотеке выставку книг Негоша и о Негоше, изданных на многих языках мира. Большой интерес владыки вызвали редкие печатные книги, изданные в Черногории в конце XV века, а также рукописные книги, вывезенные из Черногории Вуком Караджичем и русским ученым-славяноведом А.Ф. Гильферингом. На выставке также представлены письма самого Негоша. Вечером того же дня в Доме дружбы с народами зарубежных стран, в здании бывшего Шуваловского дворца на Фонтанке, состоялся торжественный вечер, украшением которого стало выступление детского хора Владимирской церкви. 15 ноября митрополит Амфилохий в Александро-Невской Лавре встретился с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром и посетил Свято-Троицкий собор, где в 1863г. был хиротонисан черногорский митрополит Илларион (Роганович) и Благовещенскую церковь-усыпальницу, в которой похоронены патриарх Печский Василий (Бркич-Йованович), умерший в 1772г. в Петербурге и Черногорский митрополит Василий (Петрович–Негош). Затем митрополит Амфилохий отслужил панихиду по владыке Петру II в Спасо-Преображенском соборе Петербурга, в котором в 6/13 мая 1833г. состоялась епископская хиротония Негоша. 16 ноября гости поклонились мощам Св. прав. Иоанна Кронштадского, а вечером того же дня состоялась встреча митрополита Амфилохия и сербских поэтов с петербургскими литераторами в Союзе писателей России. 18 ноября 2001 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК II патриарх Печский (1765-1766), последний предстоятель Печской Патриархии перед ее упразднением. Взошел на Печский Патриарший престол по решению Синода К-польской Патриархии. Его предшественник, сосланный на Кипр Василий (Бркич-Йованович) , в ряде источников называется последним Печским патриархом-славянином, поэтому К. по традиции считается греком. Однако нек-рые источники сообщают о происхождении К. из Тырнова, а еп. Ужицкий Иоанникий (Нешкович) в «Списке архиепископов и патриархов Сербских» упоминает «хаджи Каллиника II из Паланки в Сербии» (вероятно, имеется в виду г. Бела-Паланка или г. Бачка-Паланка), поэтому вопрос о его национальности остается открытым. Наименование К. «хаджи» в неск. источниках указывает, что он совершил паломничество на Св. землю. К. прибыл в Печ 17 марта 1765 г. С кон. XVII в. Печская Патриархия фактически управлялась из К-поля, что вызвало частую смену ее предстоятелей и иерархов на кафедрах, обострение противостояния между иерархами греческого и славянского происхождения и прекращение поступления финансовой помощи из Карловацкой митрополии. Когда Печ не смог оплатить свой долг наследникам грека из К-поля Й. Спатариса, К-польская Патриархия предложила погасить эти обязательства при условии, что К. уйдет в отставку, а Печская Патриархия будет упразднена. В сент. 1766 г. К. подал султану Османской империи Мустафе III (1757-1774) и К-польскому патриарху Самуилу (1764-1768; 1773-1774) прошение об отставке и об упразднении Печской Патриархии и присоединении ее епархий к Вселенской Патриархии. Прошение подписали еще 7 печских иерархов: еп. Нишский и Бела-Цркванский Гавриил, митр. Белградский Иеремия , митр. Ужицко-Валевский Митрофан, митр. Дабро-Босанский Серафим , митр. Скопский Константин, митр. Самоковский Неофит и Гавриил Кюстендилский - все они, кроме Серафима Дабро-Босанского, были греками. В прошении нет подписей митр. Скендерийского Саввы (Петровича) , митр. Герцеговинского Стефана и митр. Рашского Гавриила. 11 (22) сент. 1766 г. был издан султанский ферман об упразднении Печской Патриархии и отставке К. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/1320053.html

В Юрьевом монастыре с владыкой Львом. Великий Новгород. Отрадно видеть в одном месте цветение живой Церкви, проникнутой духом обновления, и при этом – знаменитые древние святыни, такие как Святая София, Варлаамо-Хутынский монастырь, Юрьев монастырь, Покровский храм, музей при Святой Софии... Нам не хватило времени, чтобы увидеть и остальные святыни Новгорода, но и несмотря на это наши сердца были исполнены переживанием неповторимой красоты и свежести исконного русского Православия, которым дышит этот город. В Юрьевом монастыре. Великий Новгород – Вы не в первый раз приезжаете в Россию и привозите святыни. Несколько лет назад вы были непосредственным участником принесения на территорию Русской Православной Церкви десницы святого Иоанна Предтечи. Какое значение, по вашему мнению, имеют такие события для обеих наших Церквей – Русской и Сербской? – Я и сейчас храню самые прекрасные воспоминания о великих церковных торжествах в Москве и Нижнем Новгороде, где мне довелось быть по случаю принесения десницы святого Иоанна Крестителя. Тогда мы удостоились великой чести сослужить блаженнопочившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию с молитвенным участием десятков тысяч русских благочестивых людей. Десница Иоанна Предтечи. Цетинский монастырь. Черногория. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Этот нынешний наш визит в Россию был фактически продолжением прошлого в том смысле, что он еще раз напомнил о чудесной истории трех великих святынь во время нашего посещения дворцовой церкви в Гатчине, где они находились более ста лет. Это освежило в нашей памяти и время императора Павла Романова, которому Мальтийский орден неслучайно подарил эти святыни – ведь он был христианским императором и искренне верующим человеком. После гибели царской России эти святыни для того, чтобы они не подверглись осквернению безбожниками, были переданы на хранение нашему королевскому Дому Карагеоргиевичей, потому что король Александр, как православный монарх, тоже был глубоко верующим человеком. Здесь можно увидеть и определенные исторические параллели. На наш взгляд, принесение в дар от сербского народа (благодаря Мише Бранковичу) иконы «Млекопитательница» вновь подтверждает и освежает наши старые связи с Александро-Невской лаврой и русским народом. Очень важно помнить, что вечный покой в лавре обрели три наших великих серба XVIII века: Патриарх Сербский Василий (Йованович-Бркич), митрополит Черногорский Василий (Петрович) и граф Савва Владиславич почивают под сводами Благовещенского храма в лавре. Такие напоминания указывают на два момента: при том, что есть огромная несоразмерность между сербским и русским народами в политическом, экономическом, военном и геополитическом отношениях, мы, если смотреть глубже и осознанней, духовно, культурно и на своем историческом пути всегда были и оставались единым целым.

http://pravoslavie.ru/62682.html

  001     002