Наука та / Ihmepb " ю, 6 / Руська Православна Церква сайт Московського Новини Документи Фото Анонси преставлення князя Володимира Собор 2017 р. Собор 2016 р. Собор 2013 р. Собор 2011 р. Собор 2009 р. Собор 2009 р. Вища Церковна Рада установи та Екзархати Церкви Церква й держава Церква й Наука та та читання Видавництва та Пам " дати на християн Старообрядництво новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим   сайту банери Експорт новин Список отримали гриф «Схвалено Синодальним Церкви» 17 2019 р. 10:45 Интервью декана философско-богословского факультета Российского православного университета епископа Моравичского Антония [Ihmepb " ю] 22 апреля в Российском православном университете святого Иоанна Богослова стартует интенсивный обучающий курс по программе «Основы философии, богословия и религиоведения». Декан философско-богословского факультета РПУ епископ Моравичский Антоний рассказал в интервью университетскому сайту, зачем и кому нужно изучать теологию и почему эта дисциплина актуальна в XXI веке. 15 2019 р. 14:28 Новий крок у розвитку богослов " я в [Ihmepb " ю] У вийшли книги з для духовних Московського також на Проект загальним наглядом Кирила Ради. (рос.) 13 2019 р. 13:10 О трех святых ректорах Киевской духовной академии и их канонизации [Ihmepb " ю] На состоявшемся 3 апреля заседании Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации трех ректоров Киевской духовной академии — епископа Сильвестра (Малеванского), архиепископа Василия (Богдашевского) и протоиерея Александра Глаголева. О святых предшественниках и их примере жизни рассказал нынешний ректор КДА епископ Белогородский Сильвестр. 5 2019 р. 14:09 Верейський попсували нерви, вийшли священики [Ihmepb " ю] " ю порталу «Православ " я ректора Московських духовних Верейського (рос.) 7 березня 2019 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Архипастырская деятельность архиепископа Василия (Богдашевского) в 1920-1930 гг. Вниманию читатетлей портала предлагается апробационная статья студента Киевской духовной академии С. И. Казьмирука, посвященная жизненному пути последнего ректора дореволюционной КДА, выдающегося библеиста, педагога и церковного деятеля архиепископа Василия (Богдашевского). Статья XX столетие со свойственной ему динамикой исторического процесса во многом стало яркой эпохой в контексте мировой истории. Длительное время исследователи этого периода по объективным причинам были лишены возможности работать с первоисточниками, хранившимися под грифом «секретно». Одной из выдающихся личностей ХХ столетия был последний ректор дореволюционной Императорской Киевской духовной академии (1914-1923 гг.) – архиепископ Василий (Богдашевский). Относительно архипастырской деятельности архиеп. Василия (Богдашевского), после установления советской власти в Киеве, очень мало сведений и она менее освещена. Ситуация с рассмотрением биографии владыки этого периода осложнена еще и тем, что по замечанию И. Н. Преловской, «никто из исследователей еще не выявил архивного фонда, который компактно содержал бы документы Украинского экзархата 1920-х — 1930-х гг.» . Известно, что в это время еп. Василий (Богдашевский) принимает активное участие в благотворительных мероприятиях по оказанию помощи нуждающимся и бедствующим, естественно, насколько это было возможно в это трудное время. 24 мая 1920 г. он становится основателем ипочетным членом Братства «Всех святых» при Киево-Подольской Щекавицкой Церкви, что засвидетельствовано дипломом этого братства. Задачей этого общества была «забота о нуждах приходской школы, попечении о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожан» .

http://bogoslov.ru/article/3933556

Киевская духовная академия проведет конференцию «Церковь мучеников: гонения на веру и Церковь в ХХ веке» 27 ноября 2019 г. 16:15 6-7 февраля 2020 года в Киевской духовной академии состоится Международная научная конференция «Церковь мучеников: Гонения на веру и Церковь в ХХ веке». Форум приурочен к 20-летию прославления святых новомучеников и исповедников ХХ века, сообщает  сайт КДА . Организаторами конференции выступают Киевская духовная академия и семинария, Центр изучения наследия новомучеников и исповедников ХХ века. Проведение мероприятия благословил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . Целями конференции является изучение наследия и подвига новомучеников и исповедников ХХ века, поиск, обобщение и систематизация свидетельств и источников по истории гонений на Православную Церковь и репрессий православного духовенства в советское время, реабилитация и увековечение памяти жертв репрессий, осмысление исповеднического пути Православной Церкви в годы богоборческих гонений, возрождение памяти святых новомучеников и исповедников Православной Церкви ХХ века. Предполагаемые темы конференции: Новомученики и исповедники земли Украинской ХХ века: подвиг, наследие, память Прославление в лике святых новомучеников архиепископа Василия (Богдашевского) и протоиерея Александра Глаголева в 2019 году Значение мученичества и исповедничества в истории Церкви: научно-богословское осмысление Политика советской власти относительно религии и Церкви в УССР Закрытие советской властью Киевской духовной академии и попытки сохранения традиций духовного образования в Киеве Судьбы профессоров и выпускников Киевской духовной академии в советское время Репрессии против православных иерархов, духовенства и верующих в УССР с 20-х по 80-е годы ХХ века Исповедническое служение духовенства Православной Церкви в УССР в годы коммунистических гонений Православное церковное подполье в СССР Духовное образование в годы атеистической цензуры и гонений на Церковь Заявки на участие в конференции принимаются до 20 января 2020 года на e-mail оргкомитета novomuchenik@gmail.com . В конференции предусматривается очное и заочное участие. В заявке необходимо указать тему доклада и сведения об авторе (ФИО, ученая степень, ученое звание, духовный сан, место работы, должность, адрес, домашний или мобильный телефон, электронный адрес и т.д.). «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5538211.ht...

Многие принимали нейтральную позицию по отношению принятия «Декларации» митрополита Сергия. Именно такую позицию заняли все пять архиереев, которые были на то время в Киеве, они вошли в « украинскую группу непоминающих», не порвавшую формально с митр. Сергием. Они выступали за легализацию Церкви в советском государстве, но с минимальными уступками властям . Настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Гермоген (Голубев) писал, что он принял «Декларацию» митрополита Сергия лишь внешне, ради сохранения церковного единства: «Моими единомышленниками в этом вопросе были прот. М. Едлинский и прот. А. Глаголев. Мы поддерживали друг с другом связь и устанавливали общий взгляд на декларации митрополитов Сергия и Михаила и на раскол священника Жураковского. Не принимая искренне декларации, особенно из-за смущающих верующих выражений, мы убеждали не производить из-за этого раскола и решительно выступали против раскола Жураковского, так как не видели церковно-канонических оснований для него, усматривая в декларации политический акт» . Из следственного дела прот. А. Глаголева стало известно, что 22 октября 1927 года прот. А. Глаголев  по поручению архиепископа Василия (Богдашевского) ездил в командировку в Харьков для участия в написании текста послания митрополита Михаила (Ермакова) , только вернувшегося из ссылки. Следует отметить, что прот. А. Глаголев поехал в Харьков только из послушания митрополиту, то есть подлинного стремления быть соучастником составления подобного документа, практически дублирующего «Декларацию» митрополита Сергия, у него не было. В этом же контексте прот. А. Глаголев  говорит об общеобязательном подчинении государственной власти всех церковных делателей «от высших до низших» и всех рядовых членов Церкви. Этот принцип подчинения «воспринят древнейшею Церковью из рук апостольских и Христовых, был признан и всенародно объявлен в официальных актах Русской Патриаршей Церкви» . К этим актам он относит Декларацию 1927 года митрополита Сергия и пастырское послание митрополита Михаила (Ермакова).

http://bogoslov.ru/article/3248265

С 1909 г. Церковщинский скит владел также доходным домом на Печерске (Там же. Ф. 127. Оп. 873. Д. 353), к 1913 г.- часовней в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» при Киевском религиозно-просветительском об-ве (ул. Б. Житомирская, 7; часовня не сохр.), с 1916 г.- подворьем в киевском предместье Демиевка с храмом в честь иконы «Нечаянная Радость» (1918-1919) и кельями. В 1912 г. в Церковщинском скиту проживали строитель игум. Мануил, иеросхимонах, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 мантийных монахов, более 130 послушников, в 1915 г.- иеросхимонах, 15 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 8 мантийных монахов, более 130 послушников, в 1916 г.- 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 4 мантийных монаха, «действительный» послушник, 38 «бельцов» (одновременно в Уманских отделениях - иеросхимонах, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, «действительный» послушник, 47 «бельцов»), в 1918 г.- 12 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 мантийных монаха, 5 «действительных» послушников, ок. 100 «бельцов» (в Уманских отд-ниях - 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 3 «действительных» послушника, 80 «бельцов»). Курс на отчуждение церковных земель, заявленный в 3-м и 4-м универсалах Украинской Центральной рады (от 7 нояб. 1917 и от 9 янв. 1918), породил среди братии тревогу, «как наш скит… не сочли за хутор монастырский и не отняли». Насельники добились преобразования скита в самостоятельный мон-рь. 3 авг. (ст. ст.) 1918 г. обитель посетил Киевский митр. Антоний (Храповицкий) , к-рый «нашел монастырь в цветущем состоянии духовном и хозяйственном» (Там же. Оп. 874. Д. 79). В окт. 1918 г. ненадолго в ведение К. Ц. м. был передан Зверинецкий скит. Несмотря на протест настоятеля Братского мон-ря еп. Каневского Василия (Богдашевского) , в окт. 1918 г. митр. Антоний подписал решение Киевской духовной консистории о предоставлении К. Ц. м. самостоятельного статуса. 29 нояб. 1918 г. митр. Антоний ходатайствовал перед Высшим церковным советом об утверждении преобразования обители в общежительный мон-рь с оставлением за ним обязательств принимать на проживание престарелых монашествующих Братского мон-ря, а также предоставлять скитское кладбище для погребения братских иноков. По решению Высшего церковного совета от 21 янв. 1919 г. скит стал самостоятельным Богородице-Рождественским общежительным мон-рем.

http://pravenc.ru/text/1684573.html

Еп. Василий (Богдашевский) проходил по одному делу с арестованными 4 апреля 1923 г. викарными епископами: Дмитрием (Вербицким), еп. Белоцерковским, Назарием (Блиновым), еп. Черкасским, а также архим. Ермогеном (Голубевым) (сыном профессора КДА С. Т. Голубева), прот. В. Словачевским и прот. А. Жураковским . Всем обвиняемым вменялась «антисоветская агитация» . Еп. Василию (Богдашевскому) инкриминировалась, что он «агитировал против советской власти, путем проповедей» . Следует отметить, что по воспоминаниям В. П. Рыбинского, еп. Василий (Богдашевский) «свои пастырские обязанности он до конца дней своих исполнял добросовестно. Безупречный в обычном житейском смысле, он был ревностен к служению и за каждой службой проповедовал» . Сам еп. Василий (Богдашевский) своей вины не признал и в показаниях указывал, что «в своих проповедях никогда не касался политических тем, никогда не был контрреволюционером» . С 14 апреля 1923г. еп. Василий (Богдашевский), вместе с другими обвиняемыми, был переведен в Москву и содержался в Бутырской тюрьме . В соответствии с приговором, вынесенным Комиссией НКВД по административным высылкам 16 мая 1923 г., еп. Василий (Богдашевский) (а также еп. Дмитрий (Вербицкий) и прот. В. Словачевский) подлежали «высылке в Зырянский край сроком на 2 (два) года» . Местом ссылки было с. Ижма . По ходатайству членов ВЦС (Высшего Церковного Совета) РПЦ при патриархе и Священном Синоде, 24 августа 1923 г., по докладу начальника 6-го отделения СО ГПУ (в компетенцию которого входила борьба с религиозными организациями в СССР) Е. А. Тучкова, Комиссия НКВД по административным высылкам приняла постановление: «гр. Богдашевского, высланного в Зырянский край сроком на два года, во изменение постановления Комиссии НКВД от 16.5.23г. от ссылки освободить» . Следует отметить, что митр. Мануил (Лемешевский), пользуясь данными своего архива, приводит данные о том, что по поводу ареста и высылки еп. Василия (Богдашевского) подавала протест Французская Академия наук , однако в следственном деле владыки таких данных нет.

http://bogoslov.ru/article/3933556

Трагические события 1923 г., связанные с архипастырской деятельностью еп. Василия (Богдашевского), самым негативным образом сказались на деятельности возглавляемой им Киевской Академии. В частности, как полагает М. Л. Ткачук, «арест епископа Василия 4 апреля 1923 г., в ночь разгрома Киевского епархиального управления, не принявшего обновленчества, его последующее осуждение и ссылка в с. Ижму сыграли роковую роль в судьбе КПБА, прекратившей свое существование, по свидетельству историков, в 1924 г.» . О дальнейшей деятельности еп. Василия (Богдашевского), после возвращения из ссылки, известно очень мало. Согласно В. П. Рыбинскому, «последние годы жизни архиеп. Василия, конечно, были тяжелы. Невозможность заниматься научно-литературной работой, к которой он привык и которую любил, скудость средств, т. к. община Братского монастыря платила ему, кажется, только 100 рублей, бесправие, органическая неспособность приятия нового порядка — все это сильно его тяготило» . Наряду с этим, и В. П. Рыбинский, и осведомители ГПУ отмечали существенные проблемы со здоровьем у еп. Василия (Богдашевского). Следует отметить, что эти проблемы начались у него еще до революции. Об этом свидетельствует сохранившийся архивный документ, — счет санатория «Крюково», датированный 6 августа 1915г., в котором говорится, что «курс лечения в санатории составил 114 р. 50 коп.» . После возвращения в Киев в 1924г., здоровье владыки, очевидно, еще более ухудшилось, т. к. он «практически не выходил из дома» . Митр. Мануил (Лемешевский) приводит данные о том, что Василий (Богдашевский) «в 1925г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке» . Точную дату возведения владыки Василия в сан архиепископа нам пока выявить не удалось. Митр. Феодосий (Процюк) приводит данные о Соборном осуждении раскольничьей деятельности Феофила (Булдовского) и Сергия (Лабунцевского) 25 марта 1925 г., где в числе подписавших епископов указан и «Епископ Каневский Василий (Богдашевский)» . Декабрем 1925 г. датируется «Решение православных епископов автономной Украинской Православной Церкви об епитимии главарям «Лубенского раскола» в Полтавской епархии, распространяющегося и по другим епархиям», под которым стоит подпись: «Смиренный Василий, архиепископ Каневский, г. Киев» .

http://bogoslov.ru/article/3933556

В 1920-е гг. религиозная ситуация в Украине все более осложнялась. Наряду с притеснениями со стороны советской власти, набирали силу раскольнические движения «обновленчества» и националистической автокефалии, также поддерживаемые властью. Еп. Василий (Богдашевский) среди современников имел репутацию верного и последовательного «тихоновца» , и его деятельность, как викарного епископа, была связана с назначенным экзархом митр. Михаилом (Ермаковым). Они были знакомы еще со времен обучения в КДА, которую еп. Василий (Богдашевский) окончил в 1886 г., а митр. Михаил (Ермаков) в 1887 г. Экзарх митр. Михаил (Ермаков), прибывший на Украину для умиротворения церковной жизни, однако националистически настроенные раскольники, во главе с В. Липковским не хотели идти ни на какие соглашения и твердо держали курс на раскол, — провозглашение «Украинской Автокефальной Православной Церкви», что и было осуществлено на скандальном «самосвятском соборе» в октябре 1921 г. Вскоре, в конце 1922 г., помимо автокефалисткого раскола, на Украину начинает проникать обновленчество, активно поддерживаемое советской властью, как альтернатива «тихоновской» Церкви. Видя, как нелегко уже немолодому еп. Василию (Богдашевскому) в сложившейся ситуации, друзья и ученики предлагали выехать ему за границу. Свящ. Г. Олейник, бывший настоятель Турновицкого прихода на Холмщине (служивший в то время в Киевской епархии), находясь в Польше у Варшавского митрополита патриаршего экзарха Георгия (Ярошевского), сообщил ему о просьбе еп. Василия (Богдашевского) о предоставлении соответствующего места в пределах Польши. В письме от 15 января 1922 г., переданном через профессора Познанского университета В. П. Клингера, митр. Георгий (Ярошевский) выражал согласие на просьбу еп. Василия (Богдашевского): « Зная Вас, как своего профессора, по кафедре которого я получил магистерскую степень, и, почитая Вас как ученого, я с удовольствием готов исполнить Ваше желание, — и, тем более что знаю, как тяжело теперь живется на Украине, где и по различным бедам прибавилось еще несчастье — церковные смуты. Здесь Вы могли бы стать или во главе проектируемого богословского православного факультета или получить епархию» . Так же митр. Георгий (Ярошевский) просил передать информацию о себе через посланных им поверенных людей.

http://bogoslov.ru/article/3933556

На чистой странице этого же письма сохранился ответ еп. Василия (Богдашевского) в виде черновика. В нем он пишет: «Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка, сердечно благодарю Вас за Вашу заботливость о мне в нынешнее время. Передвигаться мне куда-нибудь, я думаю, не следует, ибо я всеми силами сросся с Академией и Киево-Братским монастырем, желаю сложит здесь свои кости. Молю Господа, чтоб Он укрепил меня и я мог сказать с Апостолом: “мне, еже жити — Христос, а еже умрете — приобретение ”. Теперь, только, тот пережить это может, кто решился на всякое мучение» . С началом 1923 г. на митр. Михаила (Ермакова) и киевское духовенство отказывавшееся «присоединиться к ”Живой Церкви”» , начало оказываться очень сильное давление со стороны властей. В одной из сводок ГПУ этого времени имеется следующая характеристика деятельности патриаршего экзарха и его окружения: «Заняв с первых же шагов обновленческого церковного движения в Киевской губернии и на Правобережной Украине явно непримиримую и упорно-враждебную позицию, благодаря своему влиянию и авторитету среди духовенства, способствовал организации крепкого контр-революционно-тихоновского фронта» . Одним из участников «тихоновского фронта» был и еп. Василий (Богдашевский). В одном из донесений осведомителя ГПУ от 16 января 1923г. имеется следующее свидетельство: «Необходимо всех Епископов г. Киева обязать, чтобы они, кроме своих церквей, монастырей, не служили нигде, а то, получается, от их службы летучие митинги, где они имеют возможность собираться и решать дела; так было в Покровском монастыре, где кроме Епископа Василия собралось до 20 попов и получилось сборище, где они решали дальнейшую тактику» . 5 февраля 1923 г. был арестован митр. Михаил (Ермаков). Незадолго до этого, 22 января 1923 г. он составляет «Послание Киевским викарным епископам о порядке управления Киевской епархией в случае своего ареста» . Еп. Василий (Богдашевский) в этом Послании указан последним из всех викариев. Вскоре, — «в ночь на Великий четверг, 4 апреля 1923 г. отделение Секретно-оперативной части киевского губернского ГПУ провело в Киеве новую серию арестов. Киевская епархия была полностью обезглавлена. Митрополит сидел, — теперь чекисты подобрали викариев» . Накануне, своего ареста еп. Василию (Богдашевскому) был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ), — высшего руководящего органа обновленческого движения, датированный 3 апреля 1923 г., следующего содержания: « Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы,за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир» .

http://bogoslov.ru/article/3933556

Большой вклад в формирование «Б. т.» как научно-богословского издания внесли своими статьями Успенский (18 ст.), митр. Антоний (Мельников), архиепископы Михаил (Мудьюгин) и Михаил (Чуб) , архимандриты Августин (Никитин) и Макарий (Веретенников) , игум. Андроник (Трубачёв) , прот. Ливерий Воронов , проф. МДА К. Е. Скурат , В. А. Никитин и др. Работы по Свящ. Писанию и библеистике, публиковавшиеся с 1-го выпуска, подразделяются на 2 направления. В одних статьях авторы органично сочетают академическое богословие с духовным назиданием, имеющим целью показать связь между св. Евангелием и совр. жизнью христианина: митр. Антоний (Мельников) «Из Евангельской истории» 6), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) , ст. к-рого «Евангельские образы» представляет собой дневник размышлений над Евангелиями от Марка 16, 17) и от Луки 21). В др. работах авторы выступают преимущественно как исследователи текста. Таковы публикации в 14 секретаря Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К. И. Логачёва: «Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала», «К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета» (предложены уточненные переводы ряда слов НЗ), «Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания» (совместно с прот. Владимиром Сорокиным ; резюмирует основные выводы, сделанные Русской библейской комиссией 1915-1927 гг.), ст. еп. Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» 31), обзорная статья прот. Александра Меня «К истории русской православной библеистики» 28) и др. Экзегетические исследования, представленные в «Б. т.», касаются в основном новозаветных текстов и посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов ««Мехи новые» Четвертого Евангелия», сб. МДА), так и их отдельным главам и стихам. К этой же тематике относятся историко-экзегетический очерк прот. М. Сперанского «Святой апостол и евангелист Матфей» 3) и ст. М. С. Иванова «Вера: уверенность, доверие, верность» (сб. МДА), посвященная сопоставлению значений слова «вера» в древнеевр. и греч. языках.

http://pravenc.ru/text/149565.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010