Фото Олеси Василенко ЖМП 6 июнь 2018 /  15 июня 2018 г. 12:20 Берег левый, берег правый 17 июня в г.Тутаев состоится традиционный правобережный крестный ход с древней чудотворной иконой Всемилостивого Спаса, пребывающей в городском Воскресенском соборе. Крестный ход с этой иконой бывает два раза в году — на правом и на левому берегу Волги. Причем правый крестный ход совпадает с семнадцатидневным Казанским, который уже начался в Ярославской митрополии. Тутаевский крестный ход собирает прихожан не только Воскресенского храма и жителей Тутаева, но и многих паломников из других городов.Об особеностях этого крестного хода нам рассказал настоятель Воскресенского собора протоиерей Василий Мозяков. ПДФ версия   У Тутаевского крестного хода есть как минимум три особенности. «Первая в том, что в течение каждого лета у нас совершается два крестных хода с иконой Всемилостивого Спаса. Сначала по правой (Борисоглебской), затем по левой (Романовской) стороне Волги, так как река рассекает наш город на две части (до революции это было два города — Борисоглебск и Романов. — Примеч. ред.). Вторая особенность в том, что Борисоглебский крестный ход совпадает с 17-дневным крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери, который начинается в Ярославле, доходит до Рыбинска по левой стороне Волги и обратно идет по правой», — говорит настоятель Воскресенского собора протоиерей Василий Мозяков. Третье его отличие от других известных крестных ходов в том, что у Борисоглебского — «плавающая» дата, и люди путают не только день его проведения, но и не могут сказать, по какой стороне Волги он проходит.                                                          Три рейса вместо одного        На самом деле, крестный ход по Борисоглебской стороне совершается в 10-е воскресенье по Пасхе и приурочен ко дню возвращения иконы Всемилостивого Спаса из Ростова Великого в Тутаев. В этом году он состоится 17 июня и, как всегда, начнется после Литургии в Воскресенском соборе. Его участники обходят весь город, посещая два храма (в честь священномученика Вениамина и Благовещения Пресвятой Богородицы) и социальные учреждения — центр социального обслуживания «Милосердие», центральную районную больницу, Дом-интернат для ветеранов войны и труда, а также Тутаевскую православную школу. Везде совершаются молебны о здравии. Обычно в этом крестном ходе участ­вует около полутора тысяч человек.

http://e-vestnik.ru/church/tutaev_krestn...

Рукопись была составлена при непосредственном участии потомственного костромского иконописца Василия Никитина Вощина, внесшего в рукопись отдельные факты из своей биографии, а также вписавшего краткую историю о фамильной реликвии – иконе Богоматери «Умиление». О том, где ему и его товарищам по ремеслу довелось работать, Василий Никитин сообщает в заметках на полях рукописи. Музейская рукопись не имеет владельческих записей, но благодаря тому, что заметки из биографии иконописца были опубликованы известным ярославским краеведом В. И. Лествицыным (1827–1889 гг.) по принадлежавшему ему сборнику можно отождествить сборник из собрания Лествицына и сборник, ныне хранящийся в Музейском собрании ГИМ. Известно, что после смерти Лествицына его собрание оказалось в Историческом музее. Произошло это, вероятно, в 1890 г., на что указывает валовый номер рукописи – 21061/90. Под этим номером сборник упоминается и в работе Я. И. Смирнова, занимавшегося исследованием изображений Кипрской иконы Божией Матери Современный шифр рукописи указан в статье О. А. Белобровой Особенно хочется подчеркнуть, что Муз. 3194 еще ждет своего исследователя: в некоторых современных публикациях, посвященных ярославским иконописцам эта рукопись из собрания Лествицына названа утраченной. Сказание о Песошенской иконе Богоматери включено в сборник Муз. 3194 неслучайно: для этого монастыря в конце 1720-х гг. Василий Никитин Вощин и его сын писали иконы, о чем свидетельствует, в частности, запись на поле л. 231 об.: «На Песошне местные образы писали снова с сыном своим Ияковом в лето 1729». К сожалению, судя по публикации в книге А. В. Семеновой копии одного сохранившегося листа с «Ведомости о состоянии Игрицкого монастыря за 1739 год» (с. 48), архивные документы по истории обители сильно пострадали и частично погибли в пожаре, уничтожившем часть фондов ГА КО в 1982 г. и уточнить данные о том, какие именно местные иконы были написаны Василием Никитиным, не представляется возможным. В любом случае, среди сохранившихся икон, атрибутируемых Вощину, икон из Песошенского монастыря нет Кроме того, указание на празднование Песошенской иконе было внесено составителем сборника в конец перечня Богородичных икон, под 126: «Одигитрия Песошенъская от града Костромы 12 верст явися в лето 7132-го году месяца иуниа 12 день, а празнование предъложено месяца иулиа в 28 день» (ГИМ, Муз.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

Нечаев, священники Андрей Ардентов, Николай Дымов, Николай Житников, Константин Разумов, Иоанн Румянцев, миряне Александра Кочкова, Елизавета Румянцева, Анна Серова, священники Феодор Лебедев, Леонид Оранский, Василий Смирнов, Димитрий Левкоев,Иоанн Розанов, Петр Зяблицкий, Иаков Зяблицкий, протоиерей Николай Бухарин, священник Иоанн Успенский, протоиерей Иоанн Доброхотов, священники Иоанн Коржавин, Леонид Виноградов.................................241 Игумения Арсения...........................261 Блаженный Максим...........................265 Блаженная Елена, священники Алексей Преображенский, Николай Авдаков, Михаил Шомфонов...................................271 Блаженный Мишенька.........................273 АВГУСТ 29.08 (11.09) Мученик Феодор Тобольский, Геннадий Хилков, монахиня Рафаила...........................276 СЕНТЯБРЬ 02.09 (15.09) Священномученик Евфимий Горячев, священники Владимир Фокин, Михаил Каргополов, Трофим Кузнецов, Никита Сторожев..................281 07.09 (20.09) Священномученик Григорий Аверин, священники Аполлинарий Скороходов, Михаил Перепелкин..306 09.09 (22.09) Священник Владимир Пьянков.................326 12.09 (25.09) Блаженный Алексей, староста Павел Байдин...329 27.09 (10.10) Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий.................341 ОКТЯБРЬ 03.10 (16.10) Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский)...........................370 НОЯБРЬ 01.11 (14.11) Страдания священномучеников Александра и Феодора Вышегородских......................401 16.11 (29.11) Мученики кимрские. Священник Феодор Колеров, староста храма Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков....................405 22.11 (05.12) Епископ Николай (Голубев)..................418 28.11 (11.11) Митрополит Серафим (Чичагов), монахиня Севастиана.................................423 ДЕКАБРЬ 11.12 (24.12) Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский................................451 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Факт 2: Преуспевающий купец Еще будучи отроком, Василий Муравьев возжелал стать монахом. Однако в 14 лет получил от старца Александро-Невской лавры благословение сначала богоугодно пожить в миру, а уже потом, вырастив детей и реализовав себя в делах милосердия, думать о постриге. Купец 2-й гильдии Василий Николаевич Муравьев входил в пятерку наиболее состоятельных мехоторговцев Санкт-Петербурга. Нажил капитал, наработал связи в России и Европе, абсолютно честно, много и добросовестно трудясь. Годовой доход Василия Муравьева составлял около 90 000 рублей. Когда Василию было 10 лет, умер от чахотки отец, и они с матерью остались без средств к существованию. Доброхот-родственник, который работал в Петербурге приказчиком в Гостином дворе, взял Васю в столицу и устроил посыльным. Вася трудился не покладая рук, большая часть заработанного пересылалась матери. К 16 годам Василий Муравьев уже так хорошо разбирался в делах, что его назначили приказчиком, через год - старшим приказчиком. Затем он начал торговать самостоятельно. Муравьев " богател в Бога " . Много денег тратилось на благотворительность: он устраивал обеды для неимущих, делал регулярные пожертвования храмам и богадельням, больницам для бедных. Факт 3: Жена и двое детей Открыв свое дело, молодой купец Василий Николаевич Муравьев женился на Ольге Ивановне Нетрониной, тоже из крестьян Ярославской губернии. В супруге он обрел верную помощницу в делах и единомышленницу. В 1895 году у Муравьевых родился сын Николай, затем дочь Ольга; она умерла во младенчестве и после этого по обоюдному согласию Муравьевы жили как брат с сестрой. Николай Васильевич Муравьев получил достойное воспитание; окончил Царскосельскую Императорскую Николаевскую гимназию; учился на Юридическом факультете университета. Николаю, а через него и родителям, выпало много испытаний: у него не складывались семейные отношения, не получалось найти стабильную работу, он переживал всяческие борения и гонения. Революция поставила всех перед выбором. При богатстве и связях Муравьевых можно было перебраться за границу, наладить бизнес там. Но они остались на Родине. Василий Николаевич закрыл дело, дал хорошие выходные пособия всем, кто на него работал, и три года (1917-1920) жил в своем доме в поселке Тярлево под Павловском.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

- Однажды в Российском государственном историческом архиве я заказал документы, касающиеся общих сведений об Александро-Невской лавре, а мне " по ошибке " принесли Журналы заседаний Духовного Собора. В них обнаружились сведения о пожертвованиях благочестивого купца Василия Николаевича Муравьёва на нужды обители, о его поступлении в число насельников и монашеском постриге. В Российской национальной библиотеке быстро нашлись отчеты Ярославского благотворительного общества и Общества по распространению коммерческих знаний в России, в которых состоял Василий Николаевич. А в библиотеке Академии наук - книги о его духовном отце, преподобном старце Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры иеромонахе Варнаве (Меркулове), изданные до 1917 года. В этих книгах были интересные сведения о его духовном сыне - петербургском купце В.Н.М. Несложно было догадаться, о ком идет речь. Многое удалось узнать из справочных книг о лицах Санкт-Петербургского купечества и книг " Весь Петербург " . Вовремя поступили данные по моему запросу из Ярославского государственного архива и из архивного фонда УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. После выхода в свет первой книги о преподобном настоятель вырицкого Казанского храма приснопамятный отец Алексий Коровин не раз вполне серьезно говорил мне: " Валерий Павлович! Вам теперь надо написать книгу о том, как создавалась ваша книга о батюшке Серафиме! " 100 свидетелей - Как вы находили людей, которые были лично знакомы со старцем? - С кем-то меня познакомил отец Алексий Коровин, с кем-то - родные старца, кто-то в те годы еще приезжал на службы в Вырицу, а кого-то посылал Сам Господь через добрых людей. Очень теплые отношения сложились у нас с родными преподобного. Внучка старца, Маргарита Николаевна Муравьёва-Набоко (†2004), неразлучно провела с отцом Серафимом более 30 лет и знала такие подробности его жизни, которых никто другой не знал и знать не мог. Она была живой свидетельницей важнейших событий, многое видела собственными глазами, немало ей было известно из рассказов самого старца и рассказов схимонахини Серафимы (Муравьёвой). А еще - из рассказов людей, близко знавших подвижника еще в дореволюционные годы.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Молитвенное единодушие, с которого началось собрание, проявилось и в дальнейшем. Многие участники собрания потом говорили, что все прошло на удивление гладко, без каких-то ненужных распрей, в духе единомыслия и соборности, было впечатление, что как-то все само собой складывается. Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин , член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало , известные писатели - Василий Владимирович Дворцов , Алексей Алексеевич Шорохов , Андрей Юрьевич Хвалин , маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий , видные общественные деятели лидер движения «Народный собор» Олег Юрьевич Кассин , председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев , глава международного движения «За Русь Православную» Павел Андреевич Безукладичный , главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко , обозреватель радио «Радонеж», публицист Виктор Александрович Саулкин , священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев , общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко , заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков , политолог Александр Андреевич Горбатов , директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин , директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко , журналисты Олег Владимирович Марьянов и Мария Андреевна Мономенова . Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин , общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов , Алексей Анатольевич Деревянко , Юрий Михайлович Дуняшенко , кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин , Александр Владимирович Скаков , Александр Федорович Чернавский , Николай Алексеевич Чистов , Виктор Федорович Шевченко и другие. Они представляли несколько регионов России: Москва , Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет «Русского Собрания», в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/07/uc...

Впрочем, и.о. главы города Владимир Слепцов справедливо замечает: в какой мере Сергиеву Посаду удалось подготовиться к юбилею, можно будет судить не раньше 1 июля. Как в прошлом, так и в этом году областной бюджет выделил на ремонт дорог по 200 млн рублей. Всего обновить запланировано 26 улиц, и время на это действительно еще есть. А вот с юбилейной транспортной схемой власти в общих чертах уже определились. К сожалению, проекты капитальной реконструкции платформы «Семхоз» и возведения нового железнодорожного остановочного пункта «Зубачево», о которых в свое время с пафосом рассказывал предшественник Слепцова Василий Гончаров, оказались в корзине для мусора. Окончательно их перечеркнул отправленный на доработку проект так называемого Западного обхода Сергиева Посада, не позволивший сформировать дорожную сеть так, как изначально предлагали градостроители. Поэтому всех железнодорожных пассажиров ждут на станции «Сергиев Посад». Тем же, кто планирует прибыть на торжества на автомобиле, придется оставить «железных коней» на одной из крупных перехватывающих парковок, рассчитанных в совокупности на 15 тыс. машиномест. Разместятся они на пяти транспортно-пересадочных узлах («Ярославский», «Углич», «Семхоз», «Южный», «Глинково») на главных направлениях въезда в город. Между ними и центром, а также железнодорожным вокзалом и основными праздничными площадками будет действовать сеть четырех спецмаршрутов автобусных шаттлов подобно схеме, опробованной минувшей зимой в олимпийском Сочи. Ночлег В дни юбилея праздничные программы пройдут на десяти площадках (см. с. 41). Организаторы рассчитывают, что паломники и туристы останутся на все торжества. По данным Владимира Слепцова, «общий городской гостиничный фонд — 350 мест, но на праздничные дни он весь уже забронирован. В районе — около 2 тыс. мест, а спрос намного больше». Где же переночевать гостям? Городские власти сейчас обустраивают два больших палаточных лагеря. Их общие принципы работы: график, емкость, правила заселения и размещения пока уточняются (см. советы паломникам) . Во второй лагерь — у деревни Благовещенье — смогут попасть туристы и паломники-одиночки. Но жить им придется в собственных палатках, а питаться — за свой счет: выделяется лишь земля, по периметру которой поставят торгующие едой киоски. Оба лагеря снабдят современными двойными туалетными кабинами, а территорию будут круглосуточно патрулировать охранники.

http://e-vestnik.ru/analytics/podarki_pr...

                                                  «Вы подменили ребенка»        Если у вас нет возможности приехать на эти два крестных хода, посетить святыню можно и в другое время — она всегда выставлена для поклонения в Воскресенском соборе. Поэтому людской поток, текущий со своими проблемами, скорбями, бедами к тутаевскому чудотворному образу Спаса, не ослабевает. К слову, в советское время это была одна из немногих доступных для поклонения святынь, к которой приезжали со всей страны.         «Специального журнала с ­записью чудесной помощи по молитвам у иконы Всемилостивого Спаса у нас не ведется, но мне известен один случай, документально подтвержденный 15 лет назад», — говорит отец Василий. У одной семейной пары из Ярославля родился ребенок с пороком сердца. Требовалась срочная операция, которую должны были сделать в Москве. Но родители малыша сначала решили съездить в Тутаев к Всемилостивому Спасу. Каково же было удивление врачей, когда после повторного обследования болезнь не обнаружили. «Вы подменили ребенка. У этого совершенно здоровое сердце. Везите больного, которому нужна операция», — сказал хирург. Сегодня этот молодой человек учится в православной гимназии в Ярославле.                                                                                                                  Икона в космосе       В Воскресенский собор любят приезжать космонавты. Эта традиция сложилась благодаря инициативе летчика-космонавта Валентины Терешковой и помощника начальника ФГБУ «Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» Виктора Плакиды (скончался в 2017 году). Они оба родились на Ярославской земле (в частности, Валентина Владимировна — в Тутаевском районе) и часто организовывали экскурсии в Тутаев с посещением Воскресенского собора. «Так уж сложилось, что икона Спаса на многих космонавтов производит сильное впечатление. И некоторые из них после этой поездки бывают в соборе уже несколько раз в год. Приезжают одни или целыми группами. А кто-то даже крестился и венчался здесь», — уточняет отец Василий. 

http://e-vestnik.ru/church/tutaev_krestn...

Путешествие М. Г. Нечаева. В 1721 и 1722 гг. через Стамбул совершил путешествие в Палестину зажиточный ярославский купец-откупщик Матвей Гаврилович Нечаев, проживавший в Толчковской слободе . Н. П. Барсов в оглавлении и предисловии к публикации сочинения без объяснений почему-то датировал путешествие Нечаева 1719–1720 гг., хотя в начале самого текста говорится, что Нечаев отправился в путь из Ярославля 16 июля 1721 г. Толчком для паломнического путешествия Нечаева стала его встреча на пути к Свенской ярмарке под Брянском с одним монахом, который около 20 лет провел в татарском и турецком плену, побывав в Крыму, Царьграде, Риме и других местах. Ярославский горожанин, именующий себя как «многогрешный, паче всех человек согрешивший, аще и известен моего недостоинства, невежда бо есмь во истину, и пусть всякого блага, ниже сам себе сведый», дерзнул пойти из России по суше через Польшу, Валахию, Болгарию до Адрианополя, откуда морем до Палестины Описывая свой путь, ярославец отметил дешевизну лимонов на острове Родосе Приплыв на корабле в Яффу, оттуда на трех ослах, один из которых вез багаж, заплатив 5 золотых турецких монет, он вместе со своим спутником Петром добирался до Рамлы, а затем до Иерусалима. По пути приходилось откупаться от арабов, требовавших «бакшиш». В Иерусалиме и его окрестностях с марта по май 1722 г. Нечаев посетил наряду с храмом Гроба Господня, Дом царя Давида-Псалмопевца, монастыри праведного Авраама, Иакова, Божьего брата, св. Иоанна Предтечи и Архистратига Михаила. Само описание паломничества, составленное уже после возвращения купца на родину, между 1722 и 1726 гг., носит светский характер и отличается яркими бытовыми сценами, которые не могли не привлечь внимание читателей. В семье киевского купца родился Василий Григорьевич Григорович-Барский (1701–1747 гг.), тайком от отца поступивший в Киево-Могилянскую академию и с детства мечтавший о дальних путешествиях. С 1724 г. до конца жизни он странствовал по христианским местам Османской империи, дважды (в 1726 и 1729 гг.) побывав в Палестине Поездка Михаила Новикова.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

Лит.: С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. III; Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 364-365, 368-370; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 118-119; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/293519.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010