Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 3. 1959–1961 годы Ольга Васильева Части 1 , 2 1959 год станет годом, который совпадет с подготовкой ухода Г.Г. Карпова с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Г. Карпов будет отправлен на пенсию в феврале 1960 г., а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви уже в июне подвергнет резкой критике внешнюю деятельность Церкви, назвав митрополита Николая виновником ее неиспользованных возможностей: «Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви …и усилению борьбы за мир». Всё это было предвестником нового государственного курса в отношении Церкви, известного как «хрущевские гонения». 1959 год Митрополит Николай (Ярушевич) 25 января папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической церкви. В условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. «Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к собору и к тем решениям, которые на нем были приняты», – эти слова советский дипломат Ю. Карлов, чья служба в те годы проходила в советском посольстве в Италии, скажет 34 года спустя означенных событий. 22 февраля – первая реакция Русской Православной Церкви на объявление о соборе Католической церкви: на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха), патриарх Алексий подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать в соборе католиков и не считает такой собор Вселенским». Его поддержал приглашенный на прием греческий посол (обо всем увиденном и услышанном Г. Карпов в секретной записке доложил ЦК КПСС тремя дням позже).

http://pravoslavie.ru/arhiv/58101.htm

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ АНТИОХИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий (Самаха) (июль 1948 - 1962) Алексий (Абдель-Карим) (1962 - 1971) Макарий (Тайяр) (1971 - 1977) Нифон (Сайкали) (c 9 мая 1977) Использованные материалы Алексеев А., " Антиохийское патриаршее подворье в Москве " , Журнал Московской Патриархии, 6, июнь 1954: Сарраф Жак-Жан, " Сотрудничество двух братских церквей " , сайт издательского дома Родная Ладога: " Архиепископ Филиппопольский Нифон: Все эти годы я старался объединить восточную красоту с русской духовностью " , с архиеп. Нифоном (Сайкали) беседовала Антонина Мага, портал Приходы, 8 апреля 2013: http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/4401/ " Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви) " , официальный сайт Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/4714053.html " Гавриила архангела и Феодора Стратилата в Антиохийском подворье " , официальный сайт Богоявленского благочиния города Москвы:    " Христофоръ Джибара, игуменъ подворья въ Москв, съ 1879 по 1887 годъ, былъ отршенъ митроп. Московскимъ затмъ возстановленъ Герасимомъ и имъ же вновь отршенный въ 1887 ... " - Русский архив. Историко-литературный сборник. 1907. Выпуски 1, с. 298: http://runivers.ru/lib/book7627/435817/ ; " С 1879 года Антиохийским патриаршим подворьем в Москве заведовал архимандрит Христофор (Джибара), который «оказался патриотом» и сумел за семь лет своего управления выстроить на территории подворья несколько домов, чем увеличил его доходы более чем в пять раз (АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 322. Л. 799). Узнав об увеличении доходов и «желая распоряжаться ими бесконтрольно», Герасим отрешил от должности настоятеля и попытался заменить его одним из монахов Святогробского братства, чем спровоцировал длительный конфликт с участием российского Св. Синода " - Е.М. Копоть. " Антиохийская православная церковь и русское присутствие в Сирии при патриархе Герасиме (1885–1891 гг.) "http://Вестник Московского городского педагогического университета, (17), М., 2015, c. 74 - Редакция текста от: 19.05.2021 07:09:07 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679523.h...

Д. 32. Л. 63а. Подлинник. Автограф. 4. 26 января 1959 г. 26/I п[онедельник] г. Москва Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыка! Приношу большое извинение за столь запоздалое мое поздравление по случаю Нового года и прошедших достославных праздников! Я все по-старому заведую хозяйством Антиохийского подворья. Вся моя жизнь и протекает на подворье – с утра и до вечера там. Я счастлив, что хоть так хочу быть полезен своей родной Матери-Церкви. Вместо старого благочинного подворий о. Михаила Зернова 371 у меня новое начальство – о. Владимир Елховский 372 . До чего же это обаятельный человек; с ним так легко работать! С месяц тому назад приехал о. Стефан Светозаров из Одессы. Он получил от архиепископа Бориса отпускную, с тем чтоб переселиться в Пюхтицкий монастырь (Эстония), но получил Святейшее благословение переехать в Лавру, где, прожив недели три, не прописался – не удалось. Теперь связывается с митр[ополитом] Нестором, с которым встретился здесь в Москве и который получил, кажется, в Ростове кафедру. Словом, о. Стефан все еще скитается с места на место, и это очень печально. Последнее время стал побаливать у меня желудок, хотят меня отправить в клинику для обследования и для установления диагноза. Недели две-три придется провести в больнице. Наш настоятель, епископ Василий Самаха 373 , уже семь месяцев как уехал. До сих пор его нет. Говорят, что принимает Триполийскую Кафедру. Прошу, Преосвященнейший Владыка, Ваших святительских молитв и благословения. Недостойный, но неизменный послушник Ваш Анатолий Проваторов. Д. 37. Л. 120–120 об. Подлинник. Автограф. 5. 24 июня 1959 г. Ваше Преосвященство, Глубокочтимый Владыко! Низко Вам кланяюсь и желаю доброго здоровья. Прошу святых молитв Ваших и благословения. Оставаясь на старом месте в Антиохийском подворье, поручили мне еще и Болгарское подворье во главе с архимандритом Антонием 374 . Около месяца я уже и там и здесь. Трудно, конечно, работы и заботы хоть отбавляй. Но с Божией помощью все как будто ничего. У нас на днях вышло происшествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Интронизация состоялась 7 апр. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели ( Жвания. 1994. С. 34). На торжествах присутствовали представители РПЦ экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) , ректор МДА прот. К. Ружицкий , а также от лица Антиохийского патриарха Александра III настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха). Сохранилась характеризующая М. личная запись уполномоченного по делам религии в Грузии М. Меквабишвили, в к-рой тот писал, что новый католикос-патриарх «среди духовных лиц не пользуется хорошим авторитетом из-за своей принципиальности», до 1955 г. в среде представителей груз. духовенства существовала группа его противников. Также уполномоченный отмечал, что М. активно выступал на различного рода конференциях в защиту мира, «хорошо разбирается в вопросах международных событий... у него нет наклонности к жадности... выше всего ставит свою нацию и в решении вопросов в связи с открытием церквей старается открыть больше грузинских» (ЦГИАГ. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-2). В 1956-1958 гг., в условиях жесткой дискредитации Церкви со стороны властей, М. хиротонисал 5 архиереев: настоятеля тбилисской церкви Квашвети во имя вмч. Георгия прот. Харитона Девдариани во епископа Маргветско-Убисского Давида (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (VI) ) (28 авг. 1956); благочинного рус. приходов в юрисдикции ГПЦ архим. Зиновия (Мажугу) (30 дек. 1956) - вопреки мнению членов Синода, отнесшихся отрицательно к посвящению негрузина во архиерея ГПЦ; прот. Лаврентия Жванию во епископа Сухумо-Абхазского Леонида (15 февр. 1957); настоятеля кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила прот. Наума Шавианидзе во епископа Гаенатского Наума (7 июля 1957); настоятеля телавского Спасского собора прот. Давида Бурдиладзе во еп. Алавердского Давида (14 окт. 1958). Во время патриаршества М. были открыты церковь в Поти и кафоликон мон-ря Моцамета , куда были перенесены мощи святых Давида и Константина Аргветских ; практически заново возведена церковь в Хашури; в жен.

http://pravenc.ru/text/Мелхиседека III ...

Напомнив, что Патриархи Антиохийские на протяжении веков неоднократно посещали пределы Русской Православной Церкви, Святейший Владыка с удовлетворением отметил, что с 1947 году в Москве действует подворье Антиохийского Патриархата, где в разные годы несли свое служение выдающиеся деятели этой Поместной Церкви — почившие митрополит Василий (Самаха), архимандрит Алексий (Абдель-Карим), архимандрит Макарий (Тайяр) и ныне здравствующий владыка митрополит Нифон (Сайкали). «Связь Святой Руси и Святой Антиохии всегда была взаимообогащающей, — констатировал Святейший Патриарх. — Еще в дореволюционные времена Россия и Русская Церковь почитали своим особым долгом защиту православных на Ближнем Востоке. Иногда эта защита приводила и к военным конфликтам, проливалась кровь наших солдат, но Россия шла на эти непростые для нее шаги, чтобы защитить православное присутствие на Ближнем Востоке». «Вот и сегодня, когда присутствию наших единоверцев угрожает страшная террористическая сила, когда взорван гражданский мир в Сирии, когда террористы уничтожают сирийский народ — как мусульман, так и православных — Россия снова встала на защиту своих братьев и сестер. В этом продолжение великой исторической традиции, в основе которой — любовь к Антиохийской Церкви и православному народу Ближнего Востока, стремление обеспечить мир и справедливость в этом регионе, — заявил Предстоятель Русской Церкви. —  И мы знаем, что сегодня Вооруженные силы России играют решающую роль в борьбе с террором в Сирии. Они не участвуют во внутриполитической борьбе в этой стране, они не предлагают никаких планов политических перемен, которые не определялись бы волеизъявлением народа Сирии. Это удивительно благородная и честная позиция. Вот почему мы с огромным почтением, любовью, признательностью относимся сегодня к нашим братьям, которые защищают сирийский народ от терроризма, как мы знаем, иногда ценой своей жизни». Охарактеризовав диалог между Антиохийской и Русской Церквами как важный фактор стабильности и мира в межправославных отношениях, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что Антиохийский Патриархат был в числе Поместных Церквей, отказавшихся от участия в Соборе 2016 года на острове Крит.

http://patriarchia.ru/db/text/4573129.ht...

Патриархатов - К-польского, Александрийского и Иерусалимского,- представители к-рых составили тройственную согласительную комиссию; уладить конфликт стремилась и Франция, под мандатом к-рой находилась в то время Сирия. Через 2 года, после смерти Арсения, вопрос разрешился всеобщим признанием Патриарха А. (1931). Патриарх занял дружественную позицию по отношению к РПЦ, осудив обновленцев и живоцерковников . На долю А. выпало немало испытаний, в т. ч. раскол (1935-1941), возникший после извержения из сана митр. Хомского Епифания, к-рый создал свой синод и провозгласил себя патриархом (дек. 1936). В 1941 г. этот раскол был упразднен благодаря достигнутому компромиссу: Епифаний получил в управление митрополию Акки и латакийский приход св. Михаила. В 1943 г., вскоре после обретения Ливаном и Сирией полной независимости, СССР установил с молодыми гос-вами дипломатические отношения. А. приветствовал этот факт и, когда в том же году в России Архиерейский Собор РПЦ избрал Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского) , направил приветственную телеграмму И. В. Сталину , от к-рого получил ответ. В связи с этим в Дамаске отслужили торжественные богослужения в знак братской солидарности с РПЦ и ее Предстоятелем. Тогда же А. пожертвовал 60 тыс. ливан. фунтов для воинов Советской Армии. Когда в 1944 г. в Бейрут прибыл полномочный посол СССР в Сирии и Ливане Д. С. Солод, между А. и советским дипломатом установились дружественные отношения. В янв. 1945 г. А. присутствовал на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского) . Летом 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I во время паломничества по святым местам Востока посетил Сирию и Ливан, что не было одобрено в К-поле. Летом 1948 г. К-польская и Александрийская Патриархии не направили своих представителей на торжества 500-летия автокефалии РПЦ, АЦ участвовала в московских торжествах, в составе ее делегации прибыли митрополиты Хомский (Эмесский) Александр и Ливанский Илия Карам, архим. Василий Самаха, назначенный настоятелем вновь открытого в Москве Антиохийского подворья.

http://pravenc.ru/text/Александром III ...

Первым местом моего служения было Антиохийское подворье на Чистых прудах. Настоятелем там был тогдашний архимандрит Василий (Самаха), мой однокурсник по Академии. Представляете себе в то время (это 1954 год) служить в храме, где настоятелем является иностранец, который постоянно принимает делегации? Начались, что называется, мытарства: меня сразу вызвали в КГБ и стали вербовать, чтобы я все им докладывал. Меня пугали, предлагали самому уехать из Москвы, поскольку я не хотел с ними сотрудничать. Я сказал: «Сам никуда не поеду. Если имеете право и возможность пожалуйста, переводите». Это было очень тяжелое положение, и я, наконец, взмолился, чтобы меня оттуда перевели. Владыка Киприан (Зернов) был в то время управделами, и он меня направил в храм Иоанна Воина рядовым священником это был 1956 год. Настоятелем тогда был протоиерей Игорь Маллешицкий. Здесь я прослужил 5 лет и пытался проводить внебогослужебные беседы, объяснять людям смысл богослужений. Но это быстренько велели прекратить: вызвали настоятеля и сказали: «Запретите!». В 1961 году меня перевели в храм Всех Святых на Сокол. Там я тоже долго не продержался, потому что это было сверх моих физических сил. Это очень тяжелый приход: поблизости в то время храмов не было, а сообщение было замечательным: трамваи, троллейбусы, автобусы, метро со всех сторон съезжались богомольцы! Треб было ужас сколько! На крестины, например, были пошиты епитрахили из клеенки, потому что обливались ужасно. Когда я вышел в Великий Четверг исповедовать и прочитал молитвы, смотрю храм битком набит, и это все на исповедь! Боже мой, где же мне справиться?! Ведь каждого надо благословить, прочитать разрешительную молитву! Приходит настоятель и говорит: «Нет, так дело не пойдет. Подходите быстрее, быстрее! Прощаю, разрешаю, проходи!..» Я этот храм стал называть «церковным комбинатом», потому что там молиться было невозможно. Я прослужил только полгода и взмолился, чтобы меня оттуда перевели. И мне посчастливилось: пришел к владыке Киприану, и в это время к нему приходит настоятель храма мучеников Адриана и Наталии, протоиерей Михаил Кузнецов. Он пришел просить священника, а я перевода. Владыка сразу говорит: «Возьмете молодого батюшку?» «Да!» «Пойдешь туда служить?» «Ради Бога, конечно!».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обращение Папы Римского Иоанна к членам подготовительной комиссии Второго Ватиканского Собора В свою тайную дипломатию государство ввергло и Русскую Православную Церковь, навязав ей присутствие на католическом Соборе, не считаясь ни с догматическими расхождениями между Православием и католицизмом, ни с прозелитическими притязаниями Ватикана и ответными действиями православного мира. Русская Церковь сделала все возможное, чтобы устоять перед этим натиском. Пытаясь дать оценку тем событиям, полезно следовать мудрому совету святителя Иоанна Златоуста: «Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл». Первую реакцию Русской Православной Церкви на объявление о Соборе власть услышала из уст патриарха Алексия на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном его настоятелем епископом Василием (Самаха) 22 февраля 1959 г. Святейший Патриарх подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать на соборе католиков и не считает такой Собор Константинопольским». Его поддержал греческий посол, добавив, что и «греческая ортодоксальная Церковь так же смотрит на этот вопрос, полагая, что Ватикан на Соборе будет отстаивать свои интересы и догматы, не приемлемые для Православия». (Все увиденное и услышанное Г. Г. Карпов изложил в секретной записке в ЦК КПСС через три дня после приема.) 1990 год — Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископ Виленский и Литовский Антоний (Черемисов) переведен на Тюменско-Тобольскую кафедру; митрополит Новосибирский и Бердский Гедеон (Докукин) назначен митрополитом Ставропольским и Бакинским; архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом (Мартишкин) назначен архиепископом Виленским и Литовским. 1991 год — На I съезде православной молодежи епископ Александр (Могилев) избран председателем Всецерковного православного молодежного движения.

http://pravoslavie.ru/5337.html

9 июля 1960 г. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Н. был наречен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Чин наречения совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиереи Антиохийского Патриархата митр. Гор Ливанских Илия (Карам) и Сергиопольский еп. Василий (Самаха), епископы Дмитровский Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Можайский Стефан (Никитин). 10 июля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении тех же иерархов совершил архиерейскую хиротонию Н. 19 сент. 1960 г. Н. сменил митр. Николая также на должности председателя Издательского отдела Московской Патриархии (занимал этот пост до 14 марта 1963) и председателя редколлегии «Журнала Московской Патриархии» (до 2 янв. 1962). 6 окт. того же года Н. также был утвержден председателем редколлегии сб. «Богословские труды» (до 7 окт. 1967). 22 окт. 1960 г., после кончины еп. Исаии (Ковалёва), Н. был назначен временным управляющим Ярославской епархией, а 23 нояб.- епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 г. Н. по должности председателя ОВЦС стал постоянным членом Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 авг. того же года, после увольнения незадолго до кончины Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова) с должности председателя Синодальной комиссии по межхристианским связям (Н. являлся ее членом с момента создания в авг. 1960), решением Синода был назначен председателем реорганизованной Комиссии по вопросам христианского единства и возведен в сан митрополита. 4 авг. 1963 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 окт. того же года - Ленинградским и Ладожским. Кроме того, Н., как председатель ОВЦС, имел в своем архипастырском окормлении благочиния РПЦ в Венгрии и Финляндии. Увольнение митр. Николая (Ярушевича) с должности председателя ОВЦС и назначение на его место Н. многими было воспринято как проявление гонений на Церковь. Это изначально определило негативное отношение к Н.

http://pravenc.ru/text/2565592.html

В ночь с среды на четверг в хр[аме] Архангела Гавриила произошло ограбление. Взяли, правда, из кружек от икон немного, рублей 400, но забрались в окно второго этажа со стороны глухого забора, примыкающего к почтовому двору. Влезли по веревке, так же и вылезли. Был и сторож на месте, даже слыхал подозрительный шум, но... испугался! Только утром ко мне домой приехал дворник и рассказал о случившемся. Я сразу же поехал в Уголовный розыск и с работниками его приехал на место происшествия. Следом за нами появилось еще человек десять сотрудников. Ходили, фотографировали, вымеряли. А через несколько дней, позавчерашней ночью, совершилось аналогичное ограбление храма во имя ик[оны] Б[ожией] М[атери] «Нечаянная радость», что в Марьиной Роще. Там взяли несравненно больше. Сегодня вечером за часа до службы целый отряд в штатском привезли преступника (второго тоже нашли). Это 18-летний мальчик. Он рассказывал, как залезал в окно, какие кружки вскрывал. Его фотографировали. Как сказал мне уполномоченный, на эту ночь намечалось еще одно ограбление московского храма ими же. Вот какие бывают происшествия! Владыка наш Василий все еще у себя в Ливане. Святейший Патриарх с Д. А. Остаповым в Одессе. Не знаю как первый, но мой начальник приедет в Москву в начале июля. Проездом из Курска в Вильно был в Москве архимандрит Стефан (Светозаров). Он направлен в Виленский Св[ято]-Духов монастырь. Примите, дорогой Владыко, мое глубокое уважение и сыновнюю преданность. Ваш послушник А. Проваторов. 24/VI, п[онедельник] Д. 40. Л. 30–30 об. Подлинник. Автограф. 6. Весна 1961 (?) Христос Воскресе, многоуважаемый и незабываемый Владыко! С радостью и любовью и глубокой признательностью получил Ваше высокое пасхальное приветствие и приглашение посетить Вас – мне одному или с о. Владимиром 375 . Слов нет, очень хотелось бы навестить Вас, но когда собраться – и не знаю. Действительно, хорошо бы с о. Владимиром. Святая Пасха проходит... Еп[ископ] В[асилий] Самаха, приехавший в В[еликий] четверг, собирается в пятницу уезжать обратно (все за митрополитством!). Слава Богу, без него всем покойней.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010