Возможно, И. происходил из мелкого шляхетского рода. И. Франко отождествил писателя с «паном Вишеньским», к-рый, как известно из униат. полемического соч. «Антиризис, или Апология против Христофора Филалета» (написано в 1599 Ипатеем Потеем и отредактировано Д. Ленчицким), в 1593 г. являлся одним из слуг кн. Константина Константиновича Острожского. С данной гипотезой можно согласиться. Как сообщается в «Антиризисе...», пан Вишенский вместе с др. острожским полемистом - Василием Суражским , также упоминаемым как слуга князя, привез из Люблина во Владимир письмо кн. Константина Константиновича от 21 июня 1593 г. недавно хиротонисанному Владимирскому и Берестейскому еп. Ипатию Потею (РИБ. Т. 19. Стб. 575). В этом письме кн. Константин писал о возможности заключения унии правосл. и католич. Церквей на определенных условиях. Василий Суражский и пан Вишенский упоминаются как лица, сведущие в церковных вопросах. В соч. И. «Извещение краткое о латинской прелести...» (между 1588 и 1596) содержатся ссылки на кн. «О единой истинной православной вере» Василия Суражского, имеется ряд параллелей с этим сочинением, что может свидетельствовать о знакомстве авторов. Косвенным доказательством принадлежности И. к шляхте служит отразившееся в его сочинениях хорошее знание быта и нравов правосл. дворянства в Польско-Литовском гос-ве. В сочинениях И. также заметно его особое отношение к кн. Константину Константиновичу Острожскому. В отличие от других правосл. писателей того времени, прославлявших князя как главного защитника Православия в Речи Посполитой, И. не писал о заслугах киевского воеводы перед православными, напротив, полемист упомянул смерть его сына-католика Константина, скончавшегося в 1588 г. бездетным, как пример того, какими последствиями грозит измена Православию. По-видимому, знание повседневной жизни князей Острожских - наиболее богатых правосл. магнатов в Польско-Литовском государстве - не позволяло И., проповеднику строгого аскетизма, написать апологию кн. Константину Константиновичу.

http://pravenc.ru/text/469466.html

Конференция «Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте» открылась в Москве Москва, 1 июня 2007 г. Международная богословско-практическая конференция «Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте» открылась 31 мая в Москве, в конференц-зале Библиотеки- фонда «Русское зарубежье». Организаторы форума — Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ; Москва), Всемирное братство православной молодежи СИНДЕСМОС, Church Mission Society (CMS; Лондон, Великобритания). Форум проходит при поддержке Миссионерского отдела при Священном Синоде Русской Православной Церкви, сообщает Благовест-инфо . Тема конференции оказалась столь актуальной, что желание принять в ней участие выразили представители разных стран и различных христианских конфессий, священнослужители и миряне. Помимо священников из нескольких епархий Русской Православной Церкви, в форуме принимают участие представители Поместных Православных Церквей Румынии, Болгарии, Финляндии, Албании, Сербии, а также православных движений – Всемирного братства православной молодежи СИНДЕСМОС, «Воинство Господне» (Румыния), «Сыны света» (Албания), Церковного миссионерского общества (Болгария), Свято-Андреевского православного братства (Москва, Россия), Братства благоверных князей Острожских (Белоруссия), Преображенского содружества малых православных братств (Тверь, Россия) и других. В числе участников конференции – несколько представителей евангелических церквей России, вице-президент межконфессиональной миссии «В поисках веры» (США) Круз Рой, президент Всемирной конференции Ассоциации богословских институтов (WOCATI) профессор Василиадис Петрос и другие. Столь широкое международное и межконфессиональное представительство связано с тем, что данная конференция продолжает работу, начатую на миссионерской встрече, организованной СИНДЕСМОСом в 2004 г., а также на конференции CMS в Индии (2005 г.) Об этом в своем вступительном слове рассказал ректор СФИ священник Георгий Кочетков. Он приветствовал всех участников конференции и поделился с ними радостью о том, что в Русской Православной Церкви благополучно завершена работа над Концепцией миссионерской деятельности, которая дает основу для развития миссионерской работы. Организаторы конференции ставят перед собой задачу «подвести предварительные итоги миссионерской деятельности минувшего периода, проанализировать накопленный опыт, выявить существующие проблемы и наметить дальнейшие пути развития христианской миссии», сказано в пресс-релизе.

http://pravoslavie.ru/22415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - между 21.03 и 17.09.1585, Луцк), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) . Из знатного волынского рода, принадлежавшего к польской шляхте и имевшего герб «Ielita» ( Niesiecki K. Herbarz Polski. Lipsk, 1839. T. 2. S. 257). Был женат, имел 2 сыновей и 2 дочерей, рано овдовел. По данным книг Холмского гродского суда, в 50-х гг. XVI в. Борзобогатый-Красенский занимался торговлей в г. Красноставе в Холмском старостве. В наиболее ранних сохранившихся книгах Луцкого гродского суда Борзобогатый-Красенский упоминается с 1560 г. как войт луцкий, в 1561-1562 гг.- также в качестве луцкого ключника, мостовничего и городничего. В 1560 г. шляхтич со слугами напал на Луцкий замок, при этом заключил в тюрьму воротного замка Ю. Хормаза и велел отрубить ему обе руки. В этом деле, к-рое неоднократно прекращали и возобновляли, Борзобогатый-Красенский несколько раз выступал на суде в качестве ответчика. Будучи луцким войтом и городничим, Борзобогатый-Красенский занимался незаконными поборами. В 1562 г. он задержал в Луцке на неск. дней посольство, в к-рое входили архидиак. Геннадий и купец В. Поздняков, отправленное царем Иоанном IV Васильевичем на Синай и в Иерусалим с милостыней, под предлогом неуплаты мыта, несмотря на имевшуюся у послов королевскую охранную грамоту. Борзобогатый-Красенский был подвергнут строгому взысканию со стороны короля (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2035. К., 1883. С. 11). Мн. исследователи ошибочно отождествляли Борзобогатого-Красенского с его племянником Иваном Олехновичем Борзобогатым-Красенским, к-рый до сер. 60-х гг. XVI в. занимал должность цельника (сборщика торговых пошлин) Волынской земли, затем был луцким мостовничим. Дядя и племянник совместно владели рядом имений. Против них было возбуждено судебное дело по поводу неуплаты в королевскую казну мытных и др. налогов за неск. лет. В 1562 г. суд постановил отнять у ответчиков в пользу короля 4 имения, находившихся в их совместном владении (мест. Радомысль, села Суховоля, Галичаны и Зборышев).

http://pravenc.ru/text/578298.html

Русский перевод Библии в целом имеет более, чем столетнюю историю. Как и всякий народный перевод Библии, он стоит в связи с подъёмом и развитием народного самосознания или с особыми переживаниями этого самосознания и вследствие этого восходит далеко в глубь истории. Первые яркие и настойчивые опыты переложений отдельных частей Библии на русский язык относятся к XVI веку и связаны с особыми историческими судьбами западной и юго-западной Руси. В это время для этой части русского народа явилась потребность в особых средствах для пробуждения и развития своей веры и своего национального духа, для защиты их от угнетения польской государственности, польского языка и католичества. Православная иерархия и православный народ оказались в Западной Руси среди иноверного правительства и иноверной знати. Иерархия охладела к своей просветительной деятельности, духовенство утратило способность учительства, и православный народ оставался лишённым всякого просвещения и утешения. На смену своим природным пастырям явились сторонние просветители. В духе того времени было просвещение начинать или соединять с народным переводом Библии, с приближением к народному сознанию слова божия. И вот в XVI веке появляется до дюжины особых народных библейских переводов, преимущественно Евангелия и Псалтыря, на западно-русское и южно-русское наречие. Переводы делаются с польской, реже с чешской Библии, и даже с еврейского текста. Все они появляются независимо друг от друга; почти все стоят в связи с миссионерскими замыслами, преимущественно социниан и кальвинистов; переводы с еврейского языка обнаруживают еврейские тенденции какого-то реформационного еврейского движения. Только два из этих переводов дошли до типографского станка – перевод Библии Скорины и перевод Евангелия Василия Типинского, все остальные оставались в рукописях и едва ли имели широкое употребление. Распространению их среди православных читателей препятствовало их чуждое православию происхождение – иногда прямо из враждебного церкви лагеря, в особенности же мешал их необычный язык из западно-русской и южно-русской необделанной речи, обвеянной ещё польскими звуками. К тому же православная традиция – в лице светских ревнителей церкви – выдвинула против этого нового литературного заместителя церковно-славянского языка в библейском употреблении знаменитое Острожское издание славянской Библии 1581 года. Этим изданием была в значительной степени удовлетворена потребность в приближении к народу слова божия в обычной церковнославянской форме, было создано могучее средство литературного и церковного общения западной и юго-западной Руси с восточной половиной русского народа и другими южнославянскими народами, но эти заслуги Острожской Библии были куплены дорогой ценой для западнорусской литературы: библейские переводы прекратились, а с ними исчезли или сократились и драгоценные опыты для развития местного наречия и народного воспитания в национальном духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/st...

Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия). Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии. Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви. После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу.

http://pravoslavie.ru/153912.html

Острожский , Константин (Василий) Константинович, сын князя Константина Ивановича, воевода киевский, защитник православия в Западной Руси; родился в 1526 году, умер 13 февраля 1608 года. Князь Константин Константинович, названный при крещении Василием (Константином его называли по имени отца), остался по смерти отца малолетним и был воспитан своей матерью, второй женой князя Константина Ивановича, княгиней Александрой Семеновной, урожденной княжной Слуцкой. Детство и ранние юношеские годы он провел в наследственном городе своей матери Турове, где, под руководством наиболее ученых и опытных учителей того времени, получил очень тщательное воспитание в православном русском духе. Достигши совершеннолетия, князь Константин Константинович женился на дочери богатого и знатного галицкого магната графа Тарновского – Софии, и начал вести обычный образ жизни богатых западнорусских панов. Общественная и государственная деятельность, по-видимому, очень мало интересовала его в этот период жизни. Однако и теперь ему уже пришлось столкнуться с иезуитским влиянием, с которым впоследствии князь Константин Константинович энергично боролся до конца своей жизни. Иезуиты сумели вторгнуться в его семейную жизнь, и старались привлечь на свою сторону представителей влиятельного дома князей Острожских, чтобы тем успешнее с их помощью заняться пропагандой католицизма среди западнорусского православного населения. Иезуиты успели склонить на свою сторону невестку князя Константина Константиновича, княгиню Беату, и с ее помощью думали склонить к переходу в католицизм и ее дочь Елизавету. Острожский вступился за свою любимую племянницу и успел выдать ее замуж за православного князя Димитрия Сангушко. Благодаря интригам Беаты и иезуитов, Сангушко был осужден и бежал в Чехию, но по дороге был убит, а Елизавета возвращена в Польшу и насильно выдана замуж за поляка и ревностного католика графа Гурка. Острожский силой вступился за права племянницы, вступил в борьбу с иезуитами и Гуркой, но Елизавета, но выдержав тяжелого положения и травли иезуитов, сошла с ума. Острожский взял ее к себе в Острог, где несчастная и жила до самой своей смерти. Разумеется, этот случай сильно вооружил князя против иезуитов и навсегда сделал его непримиримым врагом этого ордена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Острожский монастырь — любимое место паломничества балканских христиан. В нем покоится один из самых почитаемых сербских святых — Василий Острожский. Здесь можно увидеть такую картину: паломники снимают обувь и босиком идут в гору пять километров – к мощам святого Василия. Святой Василий Острожский основал монастырь в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Дорога, которая к нему ведет, выглядит очень опасной — узкий серпантин практически без ограждения. Автобус, чтобы повернуть, вынужден свой нос заносить прямо над пропастью. Туристы обычно в эти моменты испускают вздох ужаса. Но гид всех успокаивает: «Друзья, не волнуйтесь, на этой дороге за все годы существования монастыря (а монастырь никогда не закрывался — прим. Ред.) не было ни одного несчастного случая. Святой Василий хранит всех, кто к нему приезжает». По сербским меркам монастырь не такой уж древний — он был заложен в середине XVII века и получил свое название благодаря горному утесу в его основании. Обитель состоит из двух частей: Верхней и Нижней. Самый красивый — Верхний монастырь (на высоте 900 метров) с вырубленными в скалах церквями Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста, похожими на два крыла летящей белой чайки. Кажется, он парит в воздухе. В этих труднодоступных местах издревле селились монахи-отшельники. Но монастырь здесь появляется только в XVII веке, и связано это с именем великого сербского святого Василия Острожского. Время жизни св. Василия совпало с турецким владычеством в Сербии, сравнимым по масштабам разорения с монголо-татарским игом на Руси. (Только турки еще более жестоко, чем монголы, расправлялись с местным населением, исповедавшим Православие.) В те годы многие люди оставляли христианскую веру в обмен на «чечевичную похлебку» от властей. Святой Василий (в миру Стоян) родился в 1610 году в бедной крестьянской семье. Его родители, несмотря на гонения, открыто исповедовали христианство. Мальчик с детства не стеснялся проявлять свою любовь ко Христу. Видя это, соседи-вероотступники, принявшие ислам, собрались ходатайствовать перед властями, чтобы мальчика забрали в янычары (солдаты в войске Османской империи, состоявшем в том числе и из христианских юношей, которых забирали у семей, не желавших переходить в ислам). Тогда родители Стояна приняли решение отдать мальчика в монастырь, где игуменом был его дядя, Серафим, оказавший на будущего святого большое влияние.

http://pravoslavie.ru/54304.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (монастырь Острог) Рака с мощами свт. Василия Острожского (монастырь Острог) В 1678 году он трижды явился во сне иноку монастыря Жупа Михаилу, по другой версии - игум. Рафаилу, и повелел поднять свое тело на поверхность земли. После семидневного поста острожской братии могила была открыта и мощи Василия Острожского были обретены нетленными. Их переложили в раку, которую установили во Введенской церкви. Из-за угрозы турецкого разорения мощи несколько раз переносились в другие места. В 1714 году, опасаясь вторжения боснийского визиря Нумана-паши Чуприлича в Черногорию, монахи закопали мощи на берегу р. Зеты. К 1732 году относится свидетельство о том, что в раке помимо мощей Василия Острожского находились отсеченные кисти рук чабана Станка , убитого турками в 1714 году (в наст. время хранятся в монастыре в церкви в честь Животворящего Креста). Зимой 1852 года перед нападением и сожжением Острога Омер-пашой мощи успели перенести в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Цетинского монастыря и спрятать в гробнице свт. Петра I, митр. Цетинского, где они и находились до весны 1853 года. По преданию, при перенесении мощей чудесным образом отряд черногорского кн. Мирко Петровича Негоша стал невидимым для турок. 3 июля 1877 года, во время освободительной войны, мощи свт. Василия опять были перенесены в гробницу свт. Петра. На берегу р. Зеты, на том месте, где мощи были зарыты на три дня, чудесным образом вырос куст шиповника, который почитался местными жителями. Во время второй мировой войны мощи были укрыты в пещере, при обстреле в февраля  1942 года снаряды разрывались у стен, не причиняя вреда обители. Мощи переоблачали в 1927 и 1962 годах. Свт. Василий Острожский является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви . Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к свт. Василию как православных, так и мусульман и католиков. В настоящее время мощи находятся в пещерной церкви монастыря Острог , часть их хранится в металлическом ковчеге в старой православной церкви во имя св. Луки в Которе . Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены.

http://drevo-info.ru/articles/10441.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Защитник Балкан †12 мая 1671 года, 340 лет назад преставился ко Господу свт. Василий Острожский, чудотворец 12.05.2011 202 Время на чтение 7 минут Несколько раз доводилось мне бывать на Балканах. Но особенную радость испытала я, приехав после Пасхи Господней в Черногорию в Острожский монастырь на празднество самого почитаемого у южных славян свт. Василия Острожского. Со всех концов бывшей Югославии, из Болгарии, Румынии, Польши, Греции едут в этот день тысячи людей к великому чудотворцу. Много было паломников из России. Я узнала, что сотни наших православных детишек исцелились на горе Острог у мощей свт. Василия. Он очень любил детей. Говорил в своих проповедях о том, как важно обрести веру в детстве, впитать с молоком матери. Ощущать, что Православие необходимо тебе как воздух. Это с раннего детства ощутил на себе он сам, Стоян Йованович, будущий митрополит Василий Острожский. Стоян родился в декабре 1610 года в Герцеговине, в Хумском крае, в селе Мрконич в Поповом Поле, на земле святого Саввы Сербского, научившего свой народ, что вера дороже жизни и ради неё можно отказаться от всего. Так считали и Пётр и Анна Йовановичи - родители будущего святителя. Сам мальчик так любил храм, что заходя в него по нескольку раз в день, истово клал земные поклоны, благоговейно целовал пол храма, по нескольку раз прикладывался к Святому Кресту и иконам. Жили Йовановичи очень бедно, на грани нищеты, но всегда на столе стояла тарелка для бедного путника, а Стоян делился последним куском хлеба с маленькими пастушками, с которыми вместе пас скот. Во времена жестокого владычества турков некоторые черногорцы становились предателями. Православные с презрением называли их «потурченцами» и предавали смерти. Именно такие вероотступники были соседями маленького Стояна. Они возненавидели благочестивого мальчика. Не раз хотели его убить, но Господь ограждал отрока. В то время у него уже появился дар чудотворения. Чтобы оградить сына от искушений, которые с юности до смерти преследовали будущего святителя, родители отвезли его в монастырь Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Здесь была прекрасная школа и высокообразованные иноки. Рвение мальчика к изучению Священного Писания и святоотеческого наследия превзошло все ожидания. Зрелость суждений юного богослова поражала старцев. Душа его горела любовью к Богу, предвещая великое будущее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ – и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010