Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 8 Житие твое, Василие, неложное, и чистота несквеpна,/Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/и мразом и теплотою солнечную,/и слотою, и дождевным облаком,/и просветися лице твое, яко солнце,/и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/прославляюще святое твое успение./Тем Христа Бога моли,/да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя бpани,//и мир мирови подаст, и душам нашим велию милость. Перевод: Житие твое, Василий, истинное, и чистота неоскверненная, Христа ради тело твое изнурил ты постом и бдением, и морозом, и солнечной жарой, и ненастьем, и дождем, и просветилось лицо твое, как солнце, и сейчас приходят к тебе Российские народы и все люди, прославляя святое твое успение. Потому Христа Бога моли, да избавит нас от языческого пленения и междоусобной войны, и мир подаст миру, и душам нашим великую милость. Кондак, глас 4 Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/отрясл еси мирский мятеж,/и жития треволнения возгнушался еси,/и совлекся одеяний тленных, и облекся в ризу безстрастия,/убежал еси ловления льстиваго миродержца,/и был еси странен во твоем языце,/и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/увязлся еси венцем терпения./И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/о творящих святую память твою, да зовем ти://радуйся, преблаженне Василие. Перевод: Духом Божиим руководим, преблаженный Василий, отверг ты мирскую суету и пренебрег житейскими бурями, и снял с себя тленные одежды и облачился в одежду бесстрастия, избежал ты сетей льстивого миродержца (диавола) и был чужим для своего народа ( Пс.68:9 ), и вместо земного богатства избрав богатство Небесное, увенчался ты венцом терпения. И сейчас, преблаженный Василий, моли Христа Бога о празднующих святую память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преблаженный Василий». Молитва 1я О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, переблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к Тебе и призывающия имя Твое святое, помилуй ны, припадающия Днесь к пречистому образу Твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами Твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-bla...

В августе текущего года в Московскую академию прислано было из Казани сообщение, что, с разрешения высшей власти, Казанская духовная академия имеет праздновать 21-го сентября пятидесятилетний юбилей своего существования. Совет Казанской академии приглашал Московскую академию принять участие в предполагаемом торжестве. Из присланной вместе с приглашением печатной программы оказывалось, что юбилейное празднование, в состав которого входили заупокойные и торжественные богослужения, торжественное собрание и поездка в Свияжск, должно будет продолжаться четыре дня, с 20 по 23 число сентября. Время Казанского юбилея было, к сожалению, весьма неудобным для Московской академии так как совпадало с предполагавшимся в Троицкой лавре торжеством празднования 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия и с приуроченным к этому же торжеству праздником освещения новой академической церкви. Как бы то ни было, но совет Московской академии счел для себя приятным долгом принять возможное участие в Казанском торжестве, уполномочив двоих своих членов, экстраординарных профессоров: В. А. Соколова и И. А. Татарского, отправиться в Казань в качестве представителей Московской академии и поручив проф. Соколову ставить по этому случаю приветственный адрес. Когда, исполняя поручения совета, я ступил на пароход, чтобы спуститься в нем вниз по матушке по Волге, я вполне был уверен, что любуясь её широким раздольем и предвкушая радость предстоящего юбилейного торжества, я буду испытывать одно лишь светлое, отрадное чувство; но, к удивлению, мои ожидания не совсем оправдались. Уж так устроен человек, что если засядет ему в голову какая-либо не совсем приятная, но упорная мысль, то она способна побороть все, хотя бы часто и радостные, впечатления окружающей обстановки. Так было и со мною. Всю дорогу меня занимала и несколько смущала мысль о том, что вот я явлюсь в Казань, чувствуя себя в ней совсем чужим и одиноким. Развертывавшиеся предо мною чудные картины волжского побережья не в силах были вполне завладеть моим вниманием; успокаивающий плеск тихой волны не мог заглушить мои назойливые мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Сегодня мы выбрали темой нашей встречи юродство как явление церковной жизни, как некую неизбежность проявления святости в определенных условиях, как вызов для каждого человека. Потому что иногда и нам приходится быть безумными в веке сем, чтобы быть мудрыми. Ну, об этом всем дерзнем поговорить в нашей аудитории. Здравствуйте, друзья! Юродство — славянское слово, означающее безумие. То есть юродивый — безумец, сумасшедший, но с добавкой — ради Христа. Сумасшедший ради Христа, безумный ради Христа. Но безумный — он и есть безумный, он ведет себя так, как не принято, он пугает окружающих нарушением общественных норм, его сторонятся, над ним смеются. И вот кто-то впервые избрал для себя это как святость, как некую одежду святости, как модель поведения. Юродство возникло на востоке, там, где человеку легче быть бездомным. Юродствовать же легче в Сочи, например, чем в Архангельске. В Сочи можно поспать под забором, и если у соседа через забор свисает с дерева какой-нибудь инжир, то его можно, не украв, сорвать и съесть, а дальше ходи и юродствуй. Другое дело — юродствовать в Магадане, да в той же Москве или в Петербурге, как блаженная Ксения. Походи-ка ты без ночлега по сырым промозглым улицам Петербурга в октябре или марте, не говоря уже о феврале. То есть каким-то образом с этих теплых югов, где был юродивый Симеон, и Андрей Цареградский, и другие, оно перебралось на север, в Московское царство, на Русь, и каждый город разбогател своими блаженными. В Ростове их было очень много, в Москве, в Новгороде, в Устюге Великом и в других местах. Ближайшие к нам — это блаженная Ксения Петербургская, Московский Христа ради юродивый Василий Блаженный. Эти блаженные люди, которые смеялись над миром и плевали на все, на что обычно человек не плюет, и не только на грех, но и на все приличия — на опрятность и аккуратность, на социальную значимость, на сытость и довольство, на создание семьи и воспитание детей достойными членами общества — на такие хорошие вещи, которые грех осуждать и нужно хвалить и воспитывать, они на это плевали.

http://pravoslavie.ru/121789.html

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Нужна ли цензура на телевидении? (Телепрограмма, 05.06.04) (комментарий в аспекте культуры) «Невероятная красота мира...» Татьяна Пластова Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) «Видимо, я до старости буду чувствовать и глубоко волноваться, как и в дни юности, благоуханным дыханием искусства, в чем бы оно не проявлялось. И едва душа у меня почувствует это тонкое, ароматное веяние прекрасного, ей Богу, я делаюсь сам не свой, становлюсь мечтателен и порывист, точно мне семнадцать лет и будто у меня впереди вся жизнь, и мне впервые и скоро-скоро придется увидеть Третьяковку, Москву, Василия Блаженного, Царь-колокол, Иверскую и проч. и проч. – всю ту Русь, родную, великую, несокрушимую…» «Я прожил долгую жизнь, и жизнь всяческую. И чем дольше живу, тем все более и более убеждаюсь, что если бы на заре моей юности… я предался какой-то расслабленности, чувству бесперспективности, естественному в иные моменты, по мнению иных, чувству усталости, скуки, вялому раздумью, я был бы давным-давно смят и раздавлен неисчислимым количеством всяких обстоятельств и преград жизни, без следа, мутной тенью растаял бы в сутолоке этой жизни» «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда он поймет эту удивительность, громоподобность бытия, – на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись» (А.А.Пластов) Благовещение (фрагмент росписи Богоявленского храма в с.Прислониха, художник - Г.Г.Пластов) Стоит вырваться из обольстительных объятий блистательной, нарядной Москвы, освободиться из этого добровольного плена, как становится ясно, что огромные, редко заселенные пространства, именуемые Россией, живут своей, неведомой нам жизнью. То, что знал и любил Аркадий Пластов, во многом ушло безвозвратно, но также бесконечны заснеженные поля под хмурыми небесами, таинственны восходы луны в зимнем лесу. Невероятной красоты и обилия цветы и травы в сенокосную пору — все те же. Целомудренно прекрасны женщины, как в пластовской «Весне», так же идет первый снег, и, как и раньше, трогательны выбежавшие порадоваться ему дети.

http://sedmitza.ru/text/399672.html

«Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность». Церковно-историческое исследование Н.Н. Глубоковского. Том I. Москва 1890, 349 стр. Том II. Москва 1890, 510 стр. Кто пишет о сочинении H. Н. Глубоковского в 1892 г., тот имеет дело с литературной величиной установившейся. И подробные рецензии компетентных лиц в России и впечатление, высказанное иностранным ученым, признают недюжинные достоинства этого двухтомного исследования, затрудняясь указать равноправную с ним величину в европейской литературе по данному вопросу. К этому лестному суждению о книгах молодого ученого присоединяю свой голос и я, хотя и на несколько низшем регистре. Эта разность мне, однако, не препятствует видеть в этом исследовании труд, достойный полной премии высокопреосвященнейшего митрополита московского Макария . Феодорит, его творения, его время, изучены и описаны двумя учеными огромной эрудиции и той зоркости, которая дается долгими годами научных занятий. Это были Гарнье и Ленэн де-Тилльмон. В их творениях для последующих генераций дана была такая сокровищница, что едва ли возможно найти вопрос, к Феодориту относящийся, который так или иначе не был бы уже предрешаем. Но Гарнье писал свои Dissertationes в 1684 г., а первый том Mémoires Тилльмона издан в 1693 г. Два столетия, не бедные ни литературными трудами, ни высокими талантами, ни, наконец, счастливыми открытиями в области древней письменности, отделяют нас от этих капитальных творений. И кто обращался к ним за справками, как бы ни было велико его уважение к самоочевидной начитанности и к меткой аргументации этих достойных ученых XVII в., тот не мог освободиться от чувства неуверенности, которое вызывала мысль: не открыто ли за эти 200 лет каких-нибудь новых данных, которые имеют решающее значение в вопросе? Инвентарь всему скопленному за эти годы отвечал бы действительной потребности. В г. Глубоковском счастливо соединились условия для удачного разрешения этой задачи. На его долю выпало счастье работать при библиотеке московской духовной академии, столь богатой книгами по церковной истории, что немецкому ученому с изумлением пришлось узнать о существовании некоторых исследований немецких же по цитатам, поставленным в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Возможность такого самоопределения была заключена в богообразной природе человека; но его духовная самостоятельность не исключала и избрание другого пути – самоутверждения, автономности, самовольного направления жизни, что, по существу, означало противление воле Божественной, утерю свободы и порабощение греху. Это означало нарушение духовного мира с Богом, ибо всякое противление есть вражда и разъединение. Естественно, что уклонение от источника мира – Бога одновременно вызывало утерю и внутреннего мира человека, как того богообразного состояния и соотношения сил человеческой природы, которые были свойственны ей при сотворении. В грехопадении человек не потерял своих духовных свойств и сохранил ту же самую физическую организацию, с которой осуществила его в бытии воля Божия. И тем не менее он стал другим человеком по своему нравственному состоянию, потому что его падение осуществило то противление тела и духа, которое, как закон его греховной природы, подчинило его физическому закону греха ( Рим. 7:18–23; 8:5–8 ; Гал. 5:17 ) и одновременно поставило его в ненормальное отношение к Богу и миру. Потеря духовного мира состояла, прежде всего, в том, что люди, вынуждаемые жить по закону физических потребностей, все-таки должны были судить свою жизнь по нравственному закону духовного совершенства. Прямое следствие отсутствия мира – страх перед Богом вселился в души людей вместо благодатной любви. Призванный к блаженному общению с Богом и отвергнувший этот призыв в удалении от Бога, человек, по словам Московского митрополита Филарета, «рождается под грозным небом. Зачатый в беззакониях, осужденный на смерть прежде рождения, поставленный в противоборстве со всею природою, мстящею своему владыке за покорение себя суете, имея в разуме вождя, в наибольших опасностях наиболее слепотствующего, в сердце друга, часто изменяющего, в совести – судию, коего бдительность ужасна для чувственности, а усыпление – для духа, что есть бедный пришелец земли, как не язвенный воин, принужденный в одно время сражаться и с внешними врагами и с внутреннею немощью?.. Счастлив, если среди сих бедственных обстоятельств, наконец, он почувствует, что нет безопасности на земле без примирения с небом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Его творчество было священнодействием. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Его творчество было священнодействием Исполнилось пять лет со дня кончины архимандрита Матфея (Мормыля) 15.09.2014 22:13 Версия для печати 15 сентября 2014 года исполняется пять лет со дня блаженной кончины архимандрита Матфея (Мормыля), церковного композитора, главного регента Свято-Троицкой Сергиевой лавры и руководителя объединенного хора Лавры и Московских духовных школ. В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской духовной академии. Он отошел ко Господу на 72 году жизни после продолжительной болезни.   Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – поэт-классик нашей русской литературы. Едва ли кто-нибудь из других классических поэтов нашей литературы с большим правом может быть назван поэтом-христианином. Этот эпитет одинаково приложим как к литературной деятельности Ж., так и к его жизни вообще. Обстоятельства жизни поэта еще в раннем детстве пробудили в нем высокие чувства и направили мысль на сознание христианских истин. Рожденный в православной помещичьей семье, где строго соблюдались христианские обычаи православной церкви, он был воспитан в правилах христианской религии. Жизнь, чувства и мысли в нем рано были пробуждены особыми условиями его семейного положения. Отцом поэта был помещик Бунин, а матерью пленная турчанка (принявшая св. крещение), занимавшая в семье неопределенное положение между госпожой и служанкой. Этого обстоятельства поэт не мог не чувствовать, тем более, что его мать не смела его ласкать при других и должна была стоя выслушивать приказания хозяйки. Самый факт принятия в семью Буниных Ж. объясняется тем, что в год рождения поэта Бунины из 11-ти человек детей потеряли шестерых и, в том числе, единственного сына. Ж., таким образом, был окружен в семье исключительно девочками. Вероятно, этим обстоятельством и объясняется та необыкновенная мягкость характера Ж., о которой говорят все его современники, оставившие о нем воспоминания. Учить мальчика начали рано, с 6 лет, сначала дома, а затем в Туле, в пансионе Роде, который был, впрочем, скоро закрыт. Ж. был переведен в Тульское городское училище, откуда его скоро уволили за «неспособность» к математике. После этого он жил в семье своей замужней сводной сестры Юшковой, в доме которой постоянно устраивались литературные и музыкальные вечера. Это пробудило художественные наклонности мальчика, и он одиннадцати лет написал трагедию «Камилл, или Освобождение Рима». Судьба покровительствовала развитию литературного таланта Ж. По счастливому стечению обстоятельств он вместо военной службы попал в Московский университетский благородный пансион, славившийся своим литературным направлением. Среди его воспитанников издавались школьные журналы, в которых Ж. принял горячее участие, помещая в них много стихотворных и прозаических произведений. Наиболее удачные из них волею начальства пансиона были напечатаны в мелких журналах. Уже в этих юношеских произведениях определилось то христианское направление его творчества, которому он никогда не изменял. Нежность души, чистота нравственных убеждений и высокий интерес к вопросам религиозного характера – существенные черты произведений этого периода. Любимыми и постоянными их темами были мысли: о смерти, как благе, пути к блаженной жизни; о добродетели, как основе счастья, делающей человека счастливым даже в доле бедняка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Горький — личность могучая, художник огромный, волшебный, трепетный...» На вопросы «Правды» отвечает народная артистка СССР Татьяна ДОРОНИНА 05.07.2018 793 Время на чтение 5 минут В преддверии полуторавекового юбилея великого русского писателя (март 2018 г.) редакция «Правды» обратилась к Татьяне Васильевне Дорониной, выдающемуся деятелю отечественной культуры, со следующими вопросами: 1. Что значит М. Горький для Вас и руководимого Вами коллектива? 2. В чём, на Ваш взгляд, актуальность его творчества и личности для нынешнего времени? Публикуем ответы народной артистки СССР . - ВЫ СПРАШИВАЕТЕ, что значит для меня русский писатель М. Горький, что значит это имя для коллектива, который я возглавляю. Вопрос существенный, и мой ответ на него очевиден: Алексей Максимович Горький значит для меня многое. Театр, которым я руковожу 30 лет, носит его имя - Московский Художественный академический театр имени М. Горького. И сложилось так потому, что основатель Художественного театра К.С. Станиславский считал: «Главным начинателем и создателем общественно-политической линии в нашем театре был А.М. Горький». Это мнение определилось и утвердилось 17 сентября 1932 года (в ознаменование 40-летия литературной деятельности великого писателя) в Постановлении Президиума ЦИК СССР о присвоении Московскому Художественному академическому театру имени М. Горького. В своё время именно под влиянием Художественного театра писатель обратился к драматургии. Сближение его с художественниками произошло в апреле 1900 года, когда труппа МХТ приехала в Крым, чтобы показать А. Чехову свои спектакли. Играли в театрах Севастополя и Ялты. А.М. Горький был в это время в Крыму и «буквально влюбился в Художественный театр». «Художественный театр, - писал он позднее Чехову, - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и всё самое лучшее в Москве . Не любить его невозможно, не работать для него - преступление - ей-Богу!»

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/06/gork...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010