Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в. [греч. Βασιλες, Βασλειος] († ок. 322), сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей), еп. Амасийский, пострадал при восточнорим. имп. Лицинии. Был избран на Амасийскую кафедру в нач. IV в., присутствовал на Соборах в Анкире и Неокесарии в 314 и 315 гг. ( Le Quien. OC. T. 1. Col. 524-525). В. вызвал гнев Лициния тем, что скрывал от его домогательств девицу Глафиру, служанку его жены имп. Констанции. Благочестивая девица, происходившая из благородной итал. семьи, с гневом отвергла ухаживания императора, попросив заступничества у своей госпожи. Констанция, переодев Глафиру в муж. платье, велела тайно вывести ее из Никомидии, дав ей с собой много золота, серебра и драгоценных камней, по дворцу же пустили слух, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. После долгого путешествия Глафира оказалась в г. Амасия , где нашла приют в доме благочестивого христианина Квинтия. Там ее и посетил В., к-рый посоветовал ей вести уединенную жизнь, чтобы не навлечь беды на местных христиан со стороны правителя города. В то время В. вел строительство храма, и прав. Глафира пожертвовала ему все свои деньги. Она написала Констанции, где скрывается, сообщила о строительстве храма, попросив прислать еще золота для окончания работ. Та с радостью исполнила просьбу, однако письмо Глафиры случайно попало в руки имп. Лициния. Он потребовал от правителя Амасии доставить В. и Глафиру в Никомидию. Но святая скончалась прежде, чем приказ дошел до амасийского правителя (пам. 26 апр.), поэтому к императору был отправлен один В. Вместе с ним в Никомидию последовали 2 диакона - Парфений и Феотим. В Никомидии В. был заключен в тюрьму, а диаконы поселились у христианина Елпидифора. Накануне суда В. виделся с Елпидифором и диаконами и рассказал о ночном явлении Господа, объявившего, какая кончина ожидает В. Диаконов он просил не скорбеть о нем и возвратиться в Амасию. Елпидифору В. предрек за служение странникам награду на небесах. На суде император обвинил епископа в сокрытии Глафиры, но обещал прощение и почести, если В. принесет жертвы богам. Ничего не добившись, Лициний приказал избить святого, а затем отрубить ему голову. После казни тело и главу мученика воины положили в лодку и, отплыв далеко в море, бросили в воду в разных местах, как об этом было возвещено В. в темнице. Ночью Елпидифору трижды являлся ангел с известием, что В. ожидает своих друзей в Синопе. На пути в Синоп ему снова явился ангел с указаниями, где в море следует искать тело В. По просьбе Елпидифора рыбаки сетью вытащили неповрежденное тело святого, лишь на шее остался шрам от меча, от мощей исходило чудное благоухание. Христиане отвезли их в Амасию и погребли в храме, построенном святым.

http://pravenc.ru/text/150505.html

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция). Собор состоялся позже Анкирского Собора , но ранее Никейского, Вселенского I Собора . Различные авторы сообщают разные даты Собора: Ш. Хефеле считает неопровержимым временем проведения Собора период между 314 и 325 гг. ( Hefele. 1907. P. 326), то же - еп. Никодим (Милаш) . Это было время после смерти гонителя христиан Максимина II Дайи (313) и до Никейского Собора (325) (Ibidem). Возможно даже, что его составили те же епископы с председательствующим еп. Виталием I Антиохийским, что и Анкирский Собор, но ни в греч. рукописях, ни у Дионисия Малого такого списка епископов нет. Г. Барди перечисляет имена 18 епископов, выработавших и подписавших 15 правил Н. С., в их числе сщмч. Василий , еп. Амасийский, Нунехий, еп. Лаодикии Фригийской, Сергий, еп. Антиохии Писидийской, и др. ( Bardy G. Néocésarée (council de)//DDC. 1957. T. 6. Col. 996). Историки сомневаются в исторической ценности этих списков. Тем не менее несомненно, что Н. С. имел место именно в указанный период. Обычно, пишет Хефеле, его датируют, как и Анкирский, 314 или 315 г., но, по утверждению этого автора, он происходил спустя неск. лет, когда уже не возникал вопрос о падших, т. е. отступивших от веры (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи ): Анкирский Собор посвятил им 10 канонов, а Неокесарийский вообще не говорит об этом, вероятно потому, что когда он происходил, падшие уже были повсюду в заключении или как-то наказаны, так что не было резонов возвращаться к этому предмету, хотя в то же время имеются утверждения, что часть канонов, касающихся падших, утеряна (Ibid. P. 327). Правила Н. С. были включены в слав. Кормчую книгу (7-я гл.). Дионисий Малый в своих 2 собраниях канонов, из которых первое издал в 500 г. в 2 редакциях, в собственном лат.

http://pravenc.ru/text/Понт ...

Скачать epub pdf Об Анкирском Поместном соборе Предисловие Святой Поместный собор, созванный в Анкире, в Галатийской архиепископии, состоялся, согласно писавшим о нем, в 315 г. по Р. X. Однако Милиас во 2-м т. «Синодикона» говорит, что он собрался в 314 г. Сошедшихся на Собор отцов было 18, первенствующими из них были Виталий, патриарх Антиохии Сирийской; Агриколай, митрополит Кесарии Каппадокийской; Маркелл, архиепископ самой Анкиры, и сщмч. Василий, епископ Амасийский. Они изложили настоящие 25 правил о тех, кто отрекся от Христа при тиране Максиме 56 и принес жертву идолам, но потом обратился к Церкви. Эти правила прямо утверждаются VI Всел. 2, а косвенно – IV Всел. 1 и VII Всел. 1, и благодаря этому утверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. Об Анкирском соборе за 53 года до того, как он состоялся, предрек божественный Григорий Неокесарийский в своем 8-м правиле. (См. об этом Соборе: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 976.) 57 25 правил Анкирского Поместного святого собора с толкованиями Правило 1 О пресвитерах, которые принесли жертву, но потом возобновили подвиг за веру, притом не каким-то обманным путем, а истинно, без предварительных приготовлений и упрашиваний с целью показать, будто они подвергаются пыткам, тогда как они испытали мучения только притворно и по видимости. Решено, чтобы такие разделяли честь пресвитерского седалища, но им не позволялось совершать Приношение, или проповедовать, или вообще совершать какие-нибудь священнические служения. Толкование Из тех христиан, которые во время гонений отрекались и приносили жертвы идолам, одни, подвергаясь пыткам, не выдерживали суровости истязаний и отрекались от имени Христова, а другие еще прежде пыток предавали благочестие, однако, чтобы не показалось, что они отреклись добровольно, деньгами или просьбами склоняли мучителей истязать и их – не поистине, а для видимости. После того как эти обстоятельства будут выяснены, те пресвитеры, которые подверглись истязаниям поистине и действительно, без какого-либо обмана и притворства, и, не выдержав пыток, сначала принесли жертву, но потом, раскаявшись, вернулись к исповеданиию веры и победили, должны иметь внешнюю честь и пресвитерское седалище (т. е. должны почитаться как иереи и сидеть с иереями, о чем смотри Антиох. 1 и примеч. к VI Всел. 26), однако не должны иметь права ни священнодействовать, ни учить, ни совершать какое-либо другое священническое действие [ 58 ] . Смотри также Апост. 62,1 Всел. 1. Правило 2

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сергеевич Никольский (10.02.1898, с. Савцыно Кашинского у. Тверской губ.- 3.11.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Окончил ДС. Приняв священнический сан, служил в сельских храмах Тверской епархии. Местом служения В. перед арестом в 1930 г. было с. Быково Горицкого р-на. Священник был обвинен в «контрреволюционной пропаганде» и сослан на 3 года. В 1934 г. вернулся из ссылки, служил в храме в с. Ивановском Теблешского р-на. 11 окт. 1937 г. В. вновь был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации против мероприятий советского правительства», в частности, в том, что он «27 сент. 1937 г. с целью срыва уборочной кампании среди колхозников активно высказывался за проведение религиозного праздника «воздвижения», вслед. чего часть колхозников, справляя праздник, не работала 2 дня». В. виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Калининской обл. от 1 нояб. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Арх. УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 20389-С. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889-1939), свящ., сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Константинович Преображенский (1876-1940), свящ., сщмч. (пам. 1 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Александрович Речкин (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150589.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889, с. Жохово Подольского у. Московской губ.- 20.01.1939, Свердловская обл.), сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. По окончании в 1908 г. второклассного уч-ща в с. Чашникове Московской губ. поступил учителем в школу в с. Мышецком Московского у., в 1910 г. переведен в школу в дер. Петрищево Верейского у. В 1913 г. рукоположен во диакона к Ильинской ц. в с. Синькове Дмитровского у. В янв. 1919 г. мобилизован в Красную Армию на оборонительные работы, до конца года служил под Серпуховом. В 1920 г. В. был рукоположен во священника к Ильинской ц., в 1926 г. переведен в храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Ассаурове Дмитровского р-на. 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, 29 нояб. следствие было закончено, В. перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Священник виновным себя не признал. По постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 3 дек. 1937 г. В. был приговорен к 10 годам исправительных работ, скончался в лагере. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 15540; Главный информ. центр МВД РФ. Справка за 34/12/3-2097 от 21.10.02. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов, свящ., сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Никольский (1898-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Константинович Преображенский (1876-1940), свящ., сщмч. (пам. 1 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Александрович Речкин (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/150515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сергеевич Протопопов (1886, с. Извольское Юхновского у. Смоленской губ. – 8.07.1940, Темниковский ИТЛ, Мордовская АССР), сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи псаломщика. После окончания Смоленской ДС работал учителем в школе с. Торбеева Сычёвского у. Смоленской губ. В мае 1915 г. рукоположен во иерея к Покровской ц. с. Новопокрове Гжатского у. Смоленской губ. В 1928 г. суд оштрафовал В. за обращение к прихожанам с просьбой собрать средства для уплаты налога на церковь. В 1931 г. за неуплату налогов В. был приговорён Уваровским народным судом к 8 месяцам заключения в ИТЛ и конфискации имущества. После подачи жалобы приговор был отменен. 24 нояб. 1937 г. В. был снова арестован по обвинению в «антисоветской деятельности среди населения, распространении контрреволюционной клеветы против советской власти», виновным себя не признал. 5 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. В. был приговорён к 10 годам заключения в ИТЛ, которое отбывал в Мордовской АССР. Умер в лагере, похоронен на лагерном кладбище. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 25 марта 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49362. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 3. С. 59-61; ЖНИР. Июнь. С. 502-503. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Александрович Речкин (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/520475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРЕВСКИЙ Митрофан Семенович (3.06.1872, Курская губ.- ?), церковный писатель. Сын псаломщика. Образование получил в Киевской ДА (окончил в 1895 со степенью кандидата богословия). В 1896 г. был назначен преподавателем Архангельской ДС по всеобщей и рус. гражданской истории; преподавал также историю рус. раскола, обличительное богословие; заведовал б-кой семинарии, нек-рое время был помощником инспектора. Состоял делопроизводителем редакции «Архангельских епархиальных ведомостей». Смотритель Архангельского ДУ (1899-1903). Указом Святейшего Синода от 21 марта 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за представленную дис. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке». В 1905-1907 гг. был инспектором Киевской ДС; в 1906 г. исполнял обязанности ректора. Состоял директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя (1907-1909), Глуховского учительского ин-та (1909-1913), народных уч-щ Нижегородской губ. (1913-1917). С 1 июня по 20 июля 1917 г. и. о. директора Нижегородского Владимирского реального уч-ща со средним механико-техническим уч-щем. Приказом по Мин-ву народного просвещения от 4 июля 1917 г. назначен директором 3-й московской гимназии. Удостоен орденов святых Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени, а также светло-бронзовой медали. Статский советник (с 1908). В главном соч. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке» изложению предпослан разбор учения о браке св. отцов и учителей Церкви, живших до свт. Иоанна Златоуста, и его современников (мужей апостольских - сщмч. Игнатия Богоносца и Ерма; апологетов - сщмч. Иустина Философа, Афинагора Афинского, свт. Феофила Антиохийского, Минуция Феликса; св. отцов и учителей Вост. Церкви - Климента Александрийского, Оригена, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Астерия Амасийского; зап. св. отцов и учителей - Тертуллиана, святителей Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и блж.

http://pravenc.ru/text/166499.html

[Греч. Μελτιος; лат. Meletius] († ок. 330), св. (пам. зап. 4 дек.), еп. Севастополя (ныне Сулусарай, Турция) в пров. Армения Вторая. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» называл М. епископом Понтийских церквей и восхвалял его красноречие, за которое, по его словам, образованные люди прозвали М. аттическим медом ( Euseb. Hist. eccl. VII 32. 26-28). Во время Великого гонения (303-313) М. 7 лет скрывался в Палестине и, возможно, в это время познакомился с Евсевием. Не исключено, что М. был уроженцем Палестины. Арианский церковный историк Филосторгий упоминал М. как епископа г. Севастополя, принимавшего участие в I Вселенском Соборе в Никее (325), и ошибочно ставил его имя рядом с именем сщмч. Василия, еп. Амасийского , к-рый ко времени созыва Собора уже скончался († ок. 322) ( Philost. Hist. eccl. I 8). Эту ошибку повторил свт. Афанасий Великий ( Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Lybyae 8//PG. 25. Col. 557). Имя М. не значится среди известных подписей 318 отцов участников I Вселенского Собора ( Mansi. T. 2. Col. 692-702), но это не исключает возможности того, что М. все же принимал в нем участие, поскольку подписи не полны, и нек-рые имена участников составителями списков опускались, чтобы получить в итоге закрепившуюся в традиции цифру 318. Визант. историки Никита Хониат (XIII в.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) со ссылкой на Филосторгия также говорили о присутствии М. на I Вселенском Соборе, причем 1-й автор отнес его к числу сторонников арианской партии ( Nicet. Chon. Thesaur. V 7//PG. 139. Col. 1368; Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 14//PG. 146. Col. 60). Последнее не согласуется с краткими упоминаниями о М. святителей Афанасия Великого (Ep. ad epp. Aegypti et Lybyae 8//PG. 25. Col. 557) и Василия Великого ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29//PG. 32. Col. 208), к-рые однозначно относили М. к правосл. отцам. Учитывая связь М. с Евсевием, не исключено, что он, как и последний, принадлежал к группе вост. традиционалистов, выступавших скорее против арианства, нежели бывших осознанными сторонниками Никейских определений.

http://pravenc.ru/text/2562834.html

Митрофан Семенович Григоревский (03.06.1872–?) Митрофан Семенович Григоревский Церковный писатель. Сын псаломщика. Биография Родился в Курской губернии. Образование получил в Киевской ДА (окончил в 1895 со степенью кандидата богословия). В 1896 г. был назначен преподавателем Архангельской ДС по всеобщей и рус. гражданской истории; преподавал также историю рус. раскола, обличительное богословие; заведовал б-кой семинарии, некоторое время был помощником инспектора. Состоял делопроизводителем редакции «Архангельских епархиальных ведомостей». Смотритель Архангельского ДУ (1899-1903). Указом Святейшего Синода от 21 марта 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за представленную дис. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке». В 1905-1907 гг. был инспектором Киевской ДС; в 1906 г. исполнял обязанности ректора. Состоял директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя (1907-1909), Глуховского учительского института (1909-1913), народных училищ Нижегородской губ. (1913-1917). С 1 июня по 20 июля 1917 г. и. о. директора Нижегородского Владимирского реального училища со средним механико-техническим училищем. Приказом по Министерству народного просвещения от 4 июля 1917 г. назначен директором 3-й московской гимназии. Удостоен орденов святых Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени, а также светло-бронзовой медали. Статский советник (с 1908). В главном соч. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке» изложению предпослан разбор учения о браке св. отцов и учителей Церкви, живших до свт. Иоанна Златоуста, и его современников (мужей апостольских - свщмч. Игнатия Богоносца и Ерма; апологетов - сщмч. Иустина Философа, Афинагора Афинского, свт. Феофила Антиохийского, Минуция Феликса; св. отцов и учителей Вост. Церкви - Климента Александрийского, Оригена, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Астерия Амасийского; зап. св. отцов и учителей - Тертуллиана, святителей Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010