37 Zachariae a Lingenthal, Jus graeco-romanum, pars II; Liber juridicus alphabeticus sive Synopsis Minor ( Νμιμον κατ στοιχεον), lit. В, с. 24–25, ρ. 41. Lipsiae. 1856. 38 Μ α τ θ a ο u τ ο Βλαστ ρεως Σνταγμα κατ στοιχεον, σ. 123. – Ρ λ λ η ς κα Π ο τ λ ς. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, τ. VI. Αθναι. 1859. 39 Zachariae a Liugcnthai, Jus graeoo-romanum, pars П: Ecloga legum in epitome expositarum, p. 291: σχλια κ – κα. Lipsiac. 1856; Hergenröther, Plotius, Patriarch von Coustantinopel, В. II, S. 588–589. Regensburg. 1867; проф. В. Сокольский, О характере и значении Эпинагоги. Виизантийский Временник, I (1894), 34. 40 Об этом говорит и буквальное сходство императорских новелл с Эпанагогой в определении царской власти: βασιλεα (или βασιλε) ννομο ’ επιστασα στιν. Орав. Epanagoge, t. II, с. I, Nov. XXXI imp. Alexii Comneni (Zachariae, III, 378), Nov. LXVI imp. Manuelis Comneni (Zachariae, III, 460), Nov. LXXXVI imp. Isaacii Angcli (Zachariae, III, 515). 41 Τν κρατοσαν ν τας συνοδικας περ κοινν ποθσεων πρξεσι διατηροντες συνθειαν, νενεγκεν κα πρς τν αν εσεβ βασιλεαν τ πα ατν διαγνωσθντα κα ροδοτηθντα καλς βουλεσαντο. – Zachariae, III, 483. 42 Constantinus Porphyroyenitus, De cerimoniis aulae byzantinae, t. 1, 1. 1, C. 9, p. 59–60. Bonnae. 1839; P λλης κα Π ο τ λ ς, Σνταγμα τν θεων κα ιερν καννων, II, 467 (толкование Вальсамона на 69 пр. трулльского собора), 111, 44 (толкование его же на 12 пр. анкирского собора). – Об усвоении царю звания епистимонарха церкви в силу св. помазания на царство более подробно говорит св. Симеон Солунский (Migne, Patr. graeca, t. CLV, col. 352–353, 356). Срав. Ματθαου το В λαδ τ ρ ε ς Σνταγμα. σ. 124 ( Ρ λ λη ς κα Π ο τ λ ς t. VI). 43 Пред избрашем византийского патриарха Василия Скамандрина (6 февраля 970 г.) Иоанн Цимисхий обратился к синоду и синклиту с такою речью: « Μαν ρΧν ξεπσταμαι, τν νωττην κα πρ την, τις κ το μ ντος ες τ εναι τ το ρατο κα ορτου κσμου παργαγε σστημα. Δο δ τς ν τδε τ β γινσκω κα τ κτω περιορ, ερωσνην κα βασιλεαν, ν τ μν τν τν ψυΧν πιμλειαν, τ δ τν τν σωμτων κυβρνησιν νεχερησεν Δημιουργς» κτλ. – Leo D i а с о n n u s, Historia, 1. VI, с. 8. ρ. 101–102. Bonnae. 1828.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Приводится по изданию: С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Нектарий (381 – 397) Иоанн I Златоуст (398 – 404) Арсакий (404 – 405) Аттик (406 – 425) Сисиний (426 – 427) Несторий (428 – 434) Прокл (434 – 446) Флавиан (446 – 449) Анатолий (449 – 458) Геннадий I (458 – 471) Акакий (472 – 489) Фравита (489 – 490) Евфимий I (490 – 496) Македоний II (496 – 511) Тимофей I (511 – 518) Иоанн II Каппадокийский (518 – 520) Епифаний (520 – 535) Анфимий I (Анфим) III (535 – 536) Мина (Мена) (536 – 552) Евтихий (552 – 565) Иоанн III Антиохийский (Схоластик) (565 – 577) Евтихий (повторно) (577 – 582) Иоанн IV Ниститис (Постник) (582 – 595) Кириак (595/6 – 606) Фома I (607 – 610) Сергий I (610 – 638) Пирр (638 – 641) Павел II (641 – 653) Пирр (повторно) (654) Петр (654 – 666) Фома II (667 – 669) Иоанн V (669 – 675) Константин I (675 – 677) Феодор I (677 – 679) Георгий 1(679 – 686) Феодор I (повторно) (686 – 687) Павел III (688 – 694) Каллиник I (694 – 706) Кир (705 или 706 – 712) Иоанн VI (712 – 715) Герман I (715 – 730) Анастасий (730 – 754) Константин II (754 – 766) Никита I (766 – 780) Павел IV (780 – 784) Тарасий (784 – 806) Никифор (806 – 815) Феодот Мелиссин Касситерра (815 – 821) Антоний I Кассимата (821 – 837) Иоанн VII Морохарзаний (Грамматик) (837 – 843) Мефодий I (843 – 847) Игнатий (847 – 858) Фотий (858 – 867) Игнатий (повторно) (867 – 877) Фотий (повторно) (877 – 886) Стефан I (886 – 893) Антоний II Кавлеа (893 – 901) Николай I Мистик (901 – 907) Евфимий (907 – 912) Николай I (повторно) (912 – 925) Стефан II (925 – 927) Трифон (927 – 931) Феофилакт (933 – 956) Полиевкт (956 – 970) Василий I Скамандрин (970 – 974) Антоний III Студит (974 – 979) Николай II Хрисоверг (979 – 991) 991 – 996 – вакантен Сисинний II (996 – 998) 999 – ок.1001 – вакантен Сергий II Мануилит (1001 – 1019) Евстафий (1019 – 1025) Алексей Студит (1025 – 1043) Михаил I Кирулларий (1043 – 1058) Константин III Лихуд (1059 – 1063) Иоанн VIII Ксифиллин (1064 – 1075)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

вступления 1Андрей Первозванный, Апостол36 2Стахим, из учеников Христовых (октября 31)37 3Онисим53 4Поликарп67 5Плутарх84 6Седекион или Седекия101 7Диомен или Диоген110 8Елевферий125 9Феликс (св. апреля 15)132 10Афиноген137 11Евзоий141 12Лаврентий157 13Алипий168 14Пертинакс182 15Олимпиои201 16Марк212 17Кириак I (из Кирилльак)225 18Кистин (Кастин или Константин)241 19Тит (июля 4), (Трат) Тарат248 20Домитиан (Дометий), Димитрий283 21Пров (святый)308 22Митрофан I320 23Александр I (августа 30)330 24Павел I Омологит353 25Евсевий353 26Павел I (во второй раз)355 27Македоний (арианин)355 28Павел I (в третий раз)355 29Македоний (во второй раз)356 30Павел I (в четвертый раз)359 31Македоний (в третий раз)359 32Евдоксий360 33Евагрий371 34Димофил, еретик371 35Григорий I Богослов379 36Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 381 37Иоанн I Златоуст391 38Арсакий404 39Аттик406 40Сисинний I425 41Несторий, еретик428 42Максимиан431 43Прокл (октября 24)434 44Флавиан, блаженный446 45Анатолий (июля 31)449 46Геннадий I458 47Акакий471 48Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик491 49Евфимий (Всехвальный)492 50Македоний II496 51Тимофей511 52Иоанн II, Каппадокиец517 53Епифаний520 54Анфим, еретик535 55Мина537 56Евтихий552 57Иоанн III565 58Евтихий (во второй раз)577 59Иоанн IV, постник582 60Кириак II595 61Фома I606 62Сергий I610 63Пирр I629 64Павел II641 65Пирр (во второй раз)645 66Петр, еретик655 67Фома I Погонат667 68Иоанн V669 69Константин I674 70Феодор I676 71Георгий Кипрский678 72Феодор I (во второй раз)683 73Павел III686 74Каллиник I693 75Кир705 76Иоанн VI711 77Герман I (мая 3)714 78Анастасий, иконоборец730 79Константин II754 80Никита Кастрат766 81Павел IV780 82Тарасий785 83Никифор I (июня 2)806 84Феодор, иконоборец815 85Антоний I, иконоборец821 86Иоанн VII Синкел832 87Мефодий Омологита842 88Игнатий846 89Фотий858 90Игнатий (во второй раз)867 91Фотий (во второй раз)877 92Стефан I Порфирородный886 93Антоний II893 94Николай I, мистик895 95Евфимий I Синкел906 96Николай I (во второй раз)911 97Стефан II925 98Трифон928 99Феофилакт933 100Полиевкт (февр. 6)956 101Василий I Скамандрин970 102Антоний III Студит974 103Николай Хрисоверг984—996

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Двор мон-ря Кастамонит Ок. 1474 г. кастамонитский игум. Онуфрий, эконом Онуфрий и 2 неизвестных монаха принимали участие в работе комиссии (эпитропии) старейших монахов из Портареи, определившей границы между К. и Дионисия преподобного мон-рем (Actes de Dionysiou. 1968. N 32). В дек. 1478 г. мон-рь, названный Козмни (Кастамонит), указом Дауда ибн Абдаллаха (бейлербея Румелии с резиденцией в Скопье) получил подтверждение своих прав на некое владение (неопубликованный тур. акт от 16-25 дек. 1478). В 1483 г. произошла тяжба между Великой Лаврой и К. из-за границ между К. и Ксирокастром, собственностью Лавры. К. захватил часть земель Великой Лавры и даже выстроил на них башню. Решение собрания в Карее, принятое 15 июня 1483 г., определило границу по «реке», отделяющей в наст. время земли К. от владений Зографа (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). В 1491 г. в тур. суде в Фессалонике решался спор К. с Кутлумушем, где К. представлял мон. Исаия: предметом тяжбы стала мельница обители Скамандрину, которую К. «давно» приобрел за 600 аспр (неизданные тур. акты от 4-13 нояб. и 24 нояб.- 3 дек. 1491). Исаия также подписал акт Карейского собрания между 1494 и 1496 гг. (Actes de Dionysiou. 1968. N 38). В 1493/94, 1496, 1501, 1504/05, 1507 гг. К. представлял в Карейском собрании старец Иосиф, подписывавший акты по-славянски (Ibid. N 36, 39; Actes de Docheiariou. 1984. N 62; Actes du Pantocrator. 1991. N 29; неопубликованные акты мон-рей Дохиар и Ватопед - Παυλικινωφ. 2002. Σ. 54), как и др. представитель К., Пахомий, в 1503 г. (Actes de Dionysiou. 1968. N 42). Согласно неопубликованным тур. актам, в 1494 и 1504 гг. мон-рь получил еще неск. дарений, в 1511 г. имел тяжбу с соседями по поводу своих владений в г. Эзева (Эзова, Эзивы). В мае 1513 г. прот Савва установил новую границу между К. и Зографом после спора мон-рей, вызванного приобретением зографскими монахами Ксирокастра; признавая решение прота, кастамонитский игум. Нестор поставил слав. подпись на акте, отправленном в Зограф (Actes de Zographou. 1911. N 56; Oikonomid è s. 1978. P. 8; Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). 16 июня 1513 г. у К. уже был др. игумен, от чьего имени известен только первый слог «Фео» (Actes de Dionysiou. 1968. P. 215), а в сент. 1515 г. новый кастамонитский игум. Иоанникий подписал по-гречески акт Карейского собрания (неизданный акт Великой Лавры). Славянские подписи кастамонитских монахов (среди к-рых были как сербы, так и болгары) встречаются до 1541 г. ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 56-57).

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Для них у преподобного не оскудевали сокровища. Между 1204–1208 гг. он восстановил клонившиеся к упадку монастыри Каракалл и Ксиропотам и содействовал обновлению монастыря Филофея. Более всего он помог монастырю Ксиропотамскому, так что был назван его ктитором. 1193 В конце XII и начале XIII в. Афон успел окончательно оправиться от того запустения, которое постигло его при Алексее Комнине. Он снова покрылся многочисленными монастырями. Из них в афонских актах, относящихся к этому времени, упоминаются следующие: Великая лавра, или лавра св. Афанасия, Иверский, Ватопед, Зигу, Есфигмен, св. Никифора, Каспака, Ксиропотам, Афанасия, Дохиара, Богородицы, Сисоя, Факина, Сотира, Евстратия, Богородицы Ксилургу, Верриота, Фалакра, Халестр, Ксирокистра, Дорофея, Архистратига, Филадельфа, Неакита, св. Бессребренников, Николая, св. Ефрема, св. Петра, Coenobium Amalfitanorum, Каракалла, Варнавици, Цимисхи, Ионы, Зографа, Симона, Хи- ландарь, Филиппа, Плака, Кутлумуш, св. Димитрия, Трахала, Саровара, Скамандрина, Каллиника, Гемата, Макрогения, св. Пантелеимона, Скор- пия, Павла, Полита, св. Мины, Св. Троицы, Хонтракина, Катцари, Ивани- ци, Каллагрии, Петра Алипа, Харонда, Канфа, 1194 пророка Илии, Афанасия, Калафатский. 1195 Конечно, перечисленными монастырями далеко не исчерпывается их действительное количество в конце XII и начале XIII в.: в действительности их было гораздо более 62. Но и в этом числе, как видим, уже находятся 18 из 20 знаменитых, в наше время существующих монастырей. 1196 Одни из них успели занять первенствующее положение в ряду афонских обителей, а другие находились лишь в процессе роста. Вокруг этих монастырей, как около центров, группировались менее значительные. Число их особенно стало возрастать в царствование династии Ангелов. Бедствия Империи заставляли византийских монахов массами оставлять столицу и другие монашеские пункты, страдавшие от внешних и внутренних врагов, и бежать на Афон, находившийся вдали от мирской суеты и неурядиц. Жизнь византийского монашества постепенно стала приливать на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Павла на Афоне (один и тот же в 5 экземпл.), на право получения десятины с царских имений на Кассандре. – (Сокращен). 6915, февр. Св. Павел, Ксиропотам, Ватопед, Лавра. Инд. 15. (Деспота Андроника?) о земле м. Руского на острове Лимносе. Руский. Хрис. Иоанна Палеолога, на мемохи м. Дионисиева. 6916, Август. Дионисиев. Инд. 1. Об имении м. Св. Павла на Кассандре. Св. Павел. Хрис. Мануила Палеолога на имение м. Ватопедского, Хауили, на острове Лимносе. 6922, Август. Инд. 7. Ватопед. Об имении м. Дохиарского, Амариана. 6923, Декабр. Дохиар. Инд. 8. Деспота Иоанна: об имениях м. Св. Павла, Аврамити и Неохори. (Замечено содержание). 6928, Сентяб. Св. Павел. Хрисов. Иоанна Палеолога на имения м. Св. Павла на острове Лимносе. (Сокращен). Св. Павел. Инд. 15. Хрисов. Альфонса, Царя Аррагонии, Сицилии, Валенции, Иерусалима, Венгрии и пр., данный м. Ватопедскому и всей Св. горе. (Речь идет о пиратах). Ватопед. Приказ Деспота Димитрия Палеолога об уничтожении кабака в Лимонском имении м. Св. Павла. Св. Павел. Инд. 10. (Имя рек), подтверждающий духовное завещание некоего монаха Афонасия, в котором он дарит Лавре Афонской свой монастырь на Каламадии, близ Солуня. Лавра. Апрел. Инд. 15. (Имя рек) о земле м. Есфигменского около Ремдины, в 2000 модиумов. Есфигмен. Сентябр. Инд. 12. Сигиллион Севастократора Никифора Комнина на имения м. Ксиропотамского, находящийся в околотке Ериссовском. (Замечено содержание). Ксиропотам. Об имениях м. Есфигменского, Ахиану и Патрики. Есфиг. О тех же имениях. Есфиг. (имя рек) об имении Армариана, проданном м. Дохиарскому Великим Доместиком Димитрием Палеологом, за 600 ипер порогов. Инд. 13. Поддельные хрисовулы. 95) Два списка хрисовула Царя романа Старшего о возобновлении м. Ксиропотамского и о честном древе. Эти списки противоречат один другому. Ксиропотам. 96) 97) Христовулы Иоанна Палеолога о м. Каллиграфа на Афоне. Дохиар. Хрис. Мануила Палеолога о м. Скамандрине на Афоне. Кастамонит. Статья 5. Практиконы и Вакуфламе А. На имения монастыря Иверского 1) Практикон Андроника, очень древний, длиной 3 арш., ширин.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пимена, на Афоне Пимнион, близ Вифлеема Пиперата, в Константинополе Писсадинон, на Олимпе вифинском Пифира, на Афоне Плака, на Афоне Платийский, или Евфимия, на Афоне Полита, на Афоне Полиелея, в Константинополе Πρασινου, в Константинополе Пренет, близ Никомидии Преображения, на Антигоне Преображения, на горе Сагмата в Беотии Преображения, на Проте Принцевы (острова), в Пропонтиде Проба, Тараха и Андронина, в Константинополе Прокопия, в Редесто Прокопия, на Афоне Ψαμθια, во имя Косьмы и Дамиана, в Константинополе Πτερυγ ου, в Константинополе Пяти мучеников, на Афоне Р авдуха, на Афоне Раполлский, в Базиликате Рождества Христова, в Аминсе Романа, на Черной горе близ Антиохии Романа, или Мирелея, в Константинополе Ромейский, в Иерусалиме Ромейский, в Севастии в Палестине Руфинианский, в Константинополе S abochina, в Южной Италии Саввы, на Афоне Саввы το Καρ νης Саввы Освященного, в Палестине Савлинский, в Южной Италии Саккудианский, близ Олимпа вифинского Сараварский, на Афоне Σαρακ νης, в Константинополе Сарати, на Афоне Сатира, в Константинополе Сергия, в Константинополе Сергия и Вакха, в Константинополе Серперис, близ Гаеты в Италии Сикейский, в Константинополе Сикила, на Афоне Символов, на Олимпе вифинском Симвул, на Миуполе Симеона, на горе Дивной Симеона Вороскопа, на Афоне Симона, на Афоне Симопетра, на Афоне Синай (гора) и Синайский (монастырь) Синкелла, на Олимпе вифинском Сисоя, на Афоне Скамандрина, на Афоне Скепы, в Константинополе Скилонадара, на Афоне Скопел (гора), близ Антиохии Скородона, на Афоне Скорпия, на Афоне Соломонии, в Фессалонике Сорока мучеников, в Александрии Сотира, на Афоне Сосфенов, в Константинополе Спаса, на острове Скирре Спасителя, в Мессане Спасителя, в Носиях в Константинополе Спасителя, в Сицилии Спасителя, на Латре Спасителя Placa, или монастырь Хремеса, близ Франкавилла Спасителя τν γαρων, на Латре Спасителя τν αδ νων Спилеотский, на Афоне Спира, в Константинополе Ставракия, в Константинополе Ставроникита, на Афоне Стефана, близ Иерихона

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТЛУМУШ [греч. Ιερ Μον Κουτλουμουσου], монастырь, занимающий 6-е место в иерархии афонских обителей. Расположен в центре п-ова Айон-Орос, рядом с Кареей . Монастырский собор (кафоликон) освящен в честь Преображения Господня. История монастыря Мон-рь Кутлумуш Мон-рь Кутлумуш Ранее считалось, что К. возник в Х или XI в., но эти сведения оказались недостоверными: подпись кутлумушского игум. Гавриила на акте Зографского монастыря 980 г. была сделана позднее для подтверждения его подлинности, а хрисовул визант. имп. Алексея I Комнина 1082 г. об основании им К. исследователи признали поддельным. Видимо, К. был построен не ранее XII в.: впервые он упоминается в акте прота Иоанна 1169 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. Vol. 1. N 8. (ArAth; 12)). Затем об этом мон-ре сведения отсутствуют до 1257 г., когда акт прота Феодора подписал представитель К. (Actes de Kutlumus. 1988. N 2). Название мон-ря тюрк. происхождения и вызывало дискуссии. Наиболее вероятно, что К. был основан принявшим христианство потомком сельджукского правителя Кутлумуша († 1063) или уроженцем земель, находившихся под его правлением. Келлия Кутлумуша, к-рого акты XIV в. называют преподобным, по преданию, находилась на 4-м этаже башни мон-ря (Ibid. N 15). В 1263 и 1267 гг. прот Косма передал мон-рю обители прор. Илии и Скамандрину, а прот Иоанн в 1287 г.- запустевший мон-рь Ставроникита (Ibid. N 3; Actes de Kastamonitou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1978. N 2. (ArAth; 9)). В 1275 г. К. пострадал от сторонников Лионской унии (1274), в нач. XIV в.- от каталанских наемников. До XIV в. источники представляют К. как небольшой и бедный мон-рь (в акте 1316 г. подпись кутлумушского игумена стоит на 20-м месте - Actes de Vatopédi/Éd. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. Vol. 1. N 46. (ArAth; 21)). Но на протяжении этого столетия количество его насельников и владения постепенно увеличивались.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010