1140 Самостоятельно богомольцы никакого отпора бандитам дать не могли. «Как арапам не грабить! Отнюдь друг друга не ждут, как кто сел и пошел да и все тут: меня бьют, а другой мимо пошел; а того стали бить, так я мимо пошел; да так-то всех и переберут по одному человеку», – сетовал Лукьянов. 1141 Лишь немногим паломникам удавалось пройти из Яффы в Иерусалим без приключений, как, например, Мелетию, оказавшемуся в Палестине в 1794 г. в период редкого политического затишья. 1142 Этот автор, правда, упоминает о практике организованного сбора с паломников дани «для арапов, жительствующих на пути и во окрестности». 1143 Мелетий пытался уклониться от уплаты, ссылаясь на имевшийся у него султанский фирман о беспошлинном проходе к Св. местам, на основании соответствующей статьи Кучук-Кайнарджийского трактата. Однако паломнику объяснили, что палестинские феллахи «не имеют никакого внимания о ферманах, и на турков не смотрят». 1144 Турецкая охрана, при всей своей неэффективности, все-таки до известной степени сдерживала агрессивность арабов, летальные случаи в дороге были нехарактерны. Гораздо хуже приходилось тем паломникам, которые не имели денег на охрану: им приходилось идти через горы малыми группами на свой страх и риск, без всякой уверенности в благополучном исходе путешествия. 1145 Судя по имеющимся описаниям, основной наплыв паломников в Яффу приходился на начало осени (путники рассчитывали отпраздновать в Палестине Рождество и Пасху, но попасть в Св. землю надо было до начала зимних штормов). 1146 Поэтому конвой из Яффы в Иерусалим ходил только раз в году. В другие сезоны власти не обеспечивали охрану паломников, и им приходилось нанимать конвой самостоятельно или откупаться от шейхов племени Абу Гош, контролировавших «разбойнические села» Иудейских гор. 1147 Не меньший по численности поток паломников двигался северным маршрутом, совпадавшим на участке от Халеба до Тивериадского озера с трассой мусульманского хаджа. Этот путь был схематично описан двумя русскими путешественниками – Василием Гагарой, который прошел им в 1634–1635 гг., и Арсением Сухановым , возвращавшимся в 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и араб. языков. Он полностью разделял взгляды Кирилла Лукариса в вопросе отношения к католицизму, поддерживал такие же тесные отношения с др. правосл. Церквами. В частности, он помог погасить огромный долг Патриарху Иерусалимскому Феофану (1608-1644), поддерживал материально Кипрскую Церковь, несмотря на то что финансовое положение самой Александрийской кафедры оставляло желать лучшего. Патриарх Герасим трижды отправлял послания с просьбой о пожертвованиях в Россию, в т. ч. с известным паломником Василием Гагарой . В 1624 г. посланник рус. царя Михаила Феодоровича (1613-1645) передал Герасиму «на поминовение» 140 р. В следующем году Патриарх просил помощи и для Синайского мон-ря. В 1632 г. в Москву направилась делегация АПЦ с письмами Патриарха Герасима, в к-рых он жаловался на трагическое положение своей Церкви. В 1634 г., находясь в К-поле, Александрийский Патриарх получил из Москвы 200 р. на помин души почившего Патриарха Московского Филарета . Отношения с Москвой касались и вопросов богословского характера. В 1623 г. Герасим писал царю Михаилу, что к молитве на водоосвящение не следует прибавлять слова «и огнем» (см. Дионисий (Зобниновский) ), в 1632 г. в Россию прибыл протосинкелл АПЦ Иосиф в качестве учителя греч. языка и переводчика церковных книг и полемических сочинений. По смерти Герасима Александрийским Патриархом был избран Митрофан Критопул (1636-1639), за время своего краткого правления не успевший должным образом послужить престолу ап. Марка. В кон. 1637 г. он, оставив в Каире Патриаршим эпитропом иером. Мелетия, уехал в К-поль, где встретился с Кириллом Лукарисом, к-рый вел в то время жестокую борьбу с католиками. Захвативший после этого К-польский престол Кирилл Контарис угрожал Митрофану и Феофану Иерусалимскому репрессиями за отказ сослужить с ним. Очевидно, угрозы возымели действие, поскольку оба Патриарха согласились участвовать в Соборе 24 сент. 1638 г., осудившем Кирилла Лукариса за кальвинизм. Митрофан умер в нач. 1639 г., отравленный, по слухам, людьми Контариса.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Источники свидетельствуют об усилиях И. по исправлению неподобающего поведения представителей духовенства. После того как в 1634 г. был соборно осужден и сослан в Антониев Сийский во имя Святой Троицы монастырь Суздальский и Тарусский архиеп. Иосиф (Курцевич) , И. 14 сент. отправил в обитель грамоту, в к-рой порицал архиерея за соблазнительный образ жизни и за поддержку обливательного крещения и указывал, что Иосиф недостоин архиерейского сана. По получении патриаршей грамоты с Иосифа была снята панагия и он был отправлен в Соловецкий монастырь. В 1635 г. И. докладывали о «неистовствах» старца Капитона, подвизавшегося в Троицкой Колясниковской пуст. под Ярославлем; патриарх повелел закрыть 2 скита, основанные Капитоном. В 1639 г. по благословению И. в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь «под начал» за недостойное поведение был направлен строитель брянского Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Варлаам. Контакты патриарха с правосл. Востоком носили традиц. характер. В Посольском приказе хранились грамоты к И. игум. Неофита, старцев Преображенского мон-ря, К-польского патриарха Парфения I , грамота Иерусалимского патриарха Феофана IV «о милостыне» (Опись. 1990. С. 74, 79, 80). Когда в 1637 г. рус. паломник В. Я. Гагара вернулся с Востока в Москву, по его словам, «государь царь Михаил Феодорович и патриарх меня учали жаловать, корм и подачи были». В привезенной Гагарой грамоте Александрийского патриарха Герасима I Спарталиота говорится о внесении имени И. в поминальный диптих наряду с именами предстоятелей др. правосл. Церквей. В 1637 г. из Москвы было направлено посольство к кахетинскому царю Теймуразу. Старшим из духовных лиц был соборный старец Троице-Сергиева мон-ря архим. Иосиф, к-рый вез 2 грамоты И.: царю Теймуразу и архиеп. Иоанну, а также в качестве даров иконы (царю - образ Живоначальной Троицы, архиепископу - Владимирскую икону Божией Матери), св. миро и т. д. Когда посольство отправилось обратно, груз. архиепископ вручил архим. Иосифу грамоту для И. и часть мира, принесенного мироносицами Христу, к-рое хранилось в Алавердском Георгиевском мон-ре. При этом он просил архим. Иосифа засвидетельствовать в Москве, что он с «епископами и всеми церковными чиньми государя царя русскаго и Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московскаго, подданные» ( Белокуров. 1891. С. 152).

http://pravenc.ru/text/578112.html

Водится здесь и два рода тетеревов – птиц величиной с наших индейских петухов и с прекрасным пером. Самцы этих птиц обыкновенно черные, с примесью самого темного синего цвета, самки же гораздо меньше величиной и цвета сероватого. Оба имеют под глазами прекрасный кружок. Зайцев там также множество, и в продаже они по четыре штивера за зайца. Зимой все они белые, кролики же, напротив, черные. Бекасы стоят здесь два и три штивера один. Много там и уток, и между прочим одна порода их, называемая гагарой, имеющая весьма быстрый полет и залетающая весьма высоко. Во время полета своего гагары производят шум, очень похожий на голос человека. Они плавают так же быстро, как и летают; но бегать они не могут, потому что устройство ног их, идущих от задней части тела, неудобно для бегу. Реки богаты рыбою. Окуней такое множество, что ими можно накормить двадцать человек за каких-нибудь двадцать штиверов. Лучше их – караси, которые поменьше окуней, но вкусом отличные, и я не думаю, чтобы они находились в нашей стране, потому я и сохранил несколько их в спирту. Строением своим они почти такие же, как и форель,– темноватые и с блестящей чешуей. Щуки здесь весьма обыкновенны, так же как и превосходные угри – особый вид рыбы, похожий на наших вьюнов. Множество корюшки, пескарей, стерлядей, камбалы, мерлана, палтуса и еще темноватой рыбы, которую туземцы называют хариус, вкуса удивительного и такой же почти величины, как треска. Вся эта рыба ловится в четырех часах от города, в одном заливе, образуемом рекою, где вода спокойная, стоячая. Излишне было бы говорить о лососи, которая, как всякому известно, высылается отсюда соленая и копченая к нам и в чужие страны. Здесь находится еще белая лосось, которую русские называют мекльма 8 и которую получил я сушеную. Я видел одну такую рыбу: она очень походила на икру, имела две ноги сзади, и туземцы называли ее Pasciskaet. 9 В ней, внутри ее тела, находится две мыши (мышцы?), называемые Miski, и ворвань, которая употребляется русскими как лекарство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

описание «воскликания» у Мавры Ермаковой: «сидишь и вдруг вскрикнешь, что есть силы» (Тамб. дело о хлыстах-богомолах. 1560, л. 442 об.). 1157 Сведения о раскольниках и сектантах станицы Ханской, Кубанской области (Ставроп. E. В., 1890, 15, с. 298). 1159 Варадинов, История минист. вн. Дел, с. 257; Мельников, Материалы для истории хлыст. и скопч. Ересей (Чтения в общ. истории и древ. росс. 1872, кн. 3, с. 305) 1161 Краинский, Порча, кликуши и бесноватые, 220. Ср. д-р Г. Попов, Русская народно-бытовая медицина, СПБ. 1903, с. 381: «крик на голоса» у кликуш «иногда выражается неопределенными звуками, выкрикиванием или пронзительным визгом, иногда прерывается судорожным рыданием, а иногда напоминает голоса животных: собачий лай, пение петуха, ржание лошади, мяуканье кошки, и т. п.» Одна кликуша в припадке «выла волком, ревела коровой, свистала соловьем, каркала вороном и страшно стонала» (там же, с. 376). 1162 Субботин, Материалы для истории раскола, т. 5, М. 1879, с. 106. Ср. Дело Московской дух. консистории «о кликушах оказавшихся Подольского уезда в селе Станиславле, архивный 453; началось 11 марта 1843 г. кончено 26 окт. 1843 г.; л. 21. Букреевские кликуши «куковали по птичьи» и «лаяли по собачьи» (Любавский, Уголов. процессы, т. 1, с. 479, 430). Клементовский приводит выдержку из «Потребника мирского» (М. 1630), где говорится об оборотнях: «есть же ина злая волхвования, яже и велицей России, ово убо зверски рыкати творят, якоже медведь и волк и ин скотски всяко и птически гласы и песьими, мучитися» (Кликуши, с. 44). 1163 Тан, Чукотские рассказы, с. 50. Шаман, камлание которого описывает автор, «подражал храпу моржа и клекоту орла, рычал медведем и гоготал гагарой, завывал в унисон вьюге, бушевавшей на дворе» (с. 46). 1164 Gregoire, Histoire des sectes relig., t. 4, p. 484–485, 487. Некоторых экзальтированных методистов в Америке называли «barkers», т. е. лающими (ibid, р. 498). 1165 Pitres, Leçons cliniques sur l’hystérie et l’hypnotisme, t. 1, P. 1891, p. 347–348; Richer, Etudes cliniques sur la gr.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Васили, слышав такое и преславное чудо и грозную заповедь от пресвятыя Богородицы, и страха того пад ниц на землю, и —322— лежа аки мертв. И едва ачнувся от страха и трепета от гласа пресвятая Богородицы, и рече со слезами и со воздыханием: «О, пресвятыя Госпоже, Владычица моя, Богородица, Мати Христа, Бога нашего! Глас твои, Госпоже, слышу, а лица твоего не вижу». И рече ему святая Богородица: «Василии, како ти лице мое видети? Понеже и аща злый дух хмелный во устех твоих». И рече Василии: «О, пресвятая Богородицы! егоже аз хмелнаго вкушах пития, не ведая твоея заповеди, дерзнух с неразумия». И рече ему святая Богородица: «Васили, грех ти, что и единожды ипиеши хмелнаго пития, из него злыи на долго лет не изыдет. Отселе бо уповаи на мя: аз ти заступница». Васили же, прием сию заповедь от пресвятыя Богородицы с радостию, и отверзеся от всякаго хмелнаго пития. И от того часа никакоже в храмине его не бываху хмелнаго пития, не токмо ко устом своим приносите. И все заклях пичу 2170 в своея области епистоли ко архиепископом, епископом, архимандритам, игуменом и попом с великъм запрещением, да чтобы сами удалялися от злаго хмелнаго пития, и детеи своих духовных с великим запрещением унимали: «Аще кто не учнет слушати и станет хмелнаго пити питие, и вы тыковых отнюд близ церкви не пущаите, дабы не прогневали Святаго Духа злым своим хмелным дыханием». Зло есть пиянство. Трезв человек помыслит, а в пиянстве и сотворить тот грех, да иныя многия злыя дела со[тво]рить. Пиянство бо есть душам человеческим пагуба великая учинися от диявола. Пиян человек, опився хмелным питием, лежит мертв, забудет сотворити молитву Иисусову и не може… тити; 2171 в ту нощ поругается им диявол, аки мертвым, и учит его на вся злая дела. Хмелны же человек слушает его. И как от того человека минуица хмель и сон, и он прекрестится, сотворит молитву Исусову и прогонит диявола. Запона бо дияволу – молитва Исусова, оружие – крест Христов. Пиянство бо есть: и мудраго святителя погубляет, от истенаго пути развращает, во ад и муку вечною преобщает, и на вся злая дела готовы сотворить: на брани и на убиство, на блуд и на прелюбодеяние, на куны, и на плессание и песни бесовския, жен от мужеи отъимает, мужеи от жен, к церкви не пущает, и поститися не дад, и божественаго поучение слушати на велит. Пиян Богу молитися не хошет, в руках имать слабость, стрясение в ногах, и болезнь во главе его. И ничтоже в пиянстве добро, но все зло в пиянстве. Кому блуд сотворить? – пиянице. Кому заутреню проспати? – пиянице И[ли] литоргию за питием проходити? – пиянице. Или вечерню в биседе просидети? – пиянице. И кому пити без воздержание? – пиянице. Кому бывают свары, и тяжбы великие, и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В рукописи Хлуд. 117 последование ЛВВ имеет заглавие литурги ст аго васили архипискпа кесари и начинается с молитвы об оглашенных. Она открывается рубрикой, в которой содержится указание служить литургию с навечерия Рождества Христова до Великой субботы: починаемь вь навечери рождьства хва . и коньчаем вь велик сбот. ЛИЗ начинается с облачения священнослужителей, но набор молитв здесь архаичный и отличается от описания облачения в рукописях третьего типа. Кроме общераспространенных молитв облачения Вьзрадовас дша мо ги, Гь вьцрс и вь лпот блечес, здесь указано на чтение Пс. 29.13 при надевании пояса Растрьза вртище мое и препосаль м си веселиемь (известно также в Увар. 46). В чине причастия приведены молитвы Врую ги ко ты еси снъ ба живаго и Вечери твоеи таинн днесь, которые впоследствии станут основными молитвами во время причастия. В качестве молитв на потребление Даров здесь приведена молитва, названная м л над калжемь, то есть над потирем: връзис и свръшис лико начщс сило. Рукопись содержит неизвестную в других славянских рукописях заамвонную молитву, в греческих евхологиях пока также эта молитва не найдена. Приведем ее здесь полностью (л. 42–42 об.): Конъчавше би служб коже сьвръшишс . лико к нашеи жизни . вьс же повдаст намь нетлни . тво таины видимь . сьмрьти твое памть имамъ . вьскрсени твоего бразь наслаждаемьс и неиспражьнеи тво пища вь нихже сьхрани ны . млтвами стихь твоихь . и свтител оца васили . аще чесо недослужихомь вь прчистн сеи служб . ко блгыи чловколюбець бъ пусти намь . вс пргршени нша вольна же и невольна . ко силы вь сил грдщи. и теб слав въздаемъ цу и сну и стму дху . и нн и присно. В служебнике Милгоста грамматика ЛВВ начинается с описания проскомидии, количество просфор здесь не указано, все поминовения приведены одним списком, что свидетельствует о раннем этапе формирования этого чина. Литургия имеет полное последование, что в южнославянской традиции явление редкое. Возможно, полное последование здесь представлено потому, что в служебнике отсутствует литургия Иоанна Златоуста , а имеется только литургия Василия и литургия Преждеосвященных Даров. По чтениям в молитвах этот список литургии в большинстве случаев совпадает с чтениями Хлуд. 117, что может свидетельствовать об их общем архетипе, который в дальнейшем претерпел интерполяции разных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В четвертый период, в течение седмиц Четыредесятницы, творения св. Ефрема, положенные в Алексеевском и Евергетидском Уставах безраздельно на утренях и на часах, кроме 1-го (и 6-го, на котором здесь вообще чтений не полагается), по Иерусалимскому Уставу читаются только на утрене по 1 и 2 кафизмах; по третьей же кафизме полагается чтение из Лавсаика – книгъ ласаико; тот же «Лавсаик» читается и по 3 п. канона: по 6 п. канона материал для чтений дает синаксарь – чтее въ синаксари 796 . Следуя порядку Евергетидского Типикона, Иерусалимский Устав указывает в Четыредесятницу для воскресных дней и суббот 797 , начиная с недели сыропустной, особую чередную книгу, именно, одну из тех, которую указывает для них Евергетидский Типикон – Шестоднев «Златоуста» 798 : начинае , замечается на утрене сыропустной седмицы. Чести кни шестоднец златоутго а – 799 ; Из нарочитых чтений круга седмичного Иерусалимский сохраняет общие Алексеевскому с Евергетидским, именно 800 : беседу Василия Великого на Лyk. XII, 18 , приуроченную Алексеевским и Евергетидским к неделе между 17–18 ноября – подобаеть же вдат , замечается под 14 ноября, егда чтетъ еул лу в ту не чтетъ сло велика васили еже разорю житница мо 801 ; пять слов Златоуста о богатом и Лазаре: сего дни , замечается под 31 октября, начинае чести. е. сло иоа златоу о бат о лазар 802 ; слово Златоуста об Аврааме в неделю праотец 803 . Слово Григория Нисского об Аврааме, положенное Алексеевским Уставом на утрене недели св. отец, а Евергетидским на утрене недели праотец, указывается в неделю по Рождестве Христовом: чтеть сло григорь ниисска сти трци и аврам на два чте 804 ; а в неделю св. отец начинается чтением положенное по Алексеевскому и Евергетидскому Уставам на канун Рождества Христова (24 дек.) слово Григория Богослова «Что мучаще»: начинаемъ бо днь григорь босло о мучащи на два 805 . Слово Василия Великого , положенное Алексеевским Уставом на неделю по просвещении, в Иерусалимском, согласно Евергетидскому, является специальным чтением кануна Крещения (5 января): чте сло великго васи на крщньё. на два чте 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

мелитинского, исповедника при Декии и Никодям в Синаксаристе утверждает, что 15 -сентября празднуется обретение мощей сего именно Акакия. В месяцеслове Василия 29 марта он назван св. о. Акакием исповедником, и об епископстве в Мелитине не говорится, может быть, потому, что в древних актах были разногласия или неопределенность касательно места его святительства. От Акакия же мелитинского 5 века осталось несколько сочинений и Филарет говорит, что он скончался, вероятно, в 435 году. См. Учение об отцах § 217. Житие его в Великой Макар. минее, неизвестное Болландистам. Ни в житий, ни в каноне Иосифа не говорится о мощах его и принесении их, а говорятся только, что он погребен с муч. Полиевктом, след. принесение мощей 15 сент. другого святителя. Св. Агапит папа . В Деяниях св. (Sept. 163–180) об нем пространное историческое исследование, в коем доказывается, что он вступил на престол 29 апреля 535 года, а умер в Константинополе 17 апр. 536 г. О исцелении им немого и хромого на пути в Константинополь говорит близкий его преемник Григорий Двоеслов (Dial. lib. 3. сар. 3). По календарю Вейденбаха 1855 года он посвящен 3 июня 535 года и умер 22 апреля 536 года. У Герцога смерть его относится вообще к концу апреля (Encyklop. I. 175). Муч. Адриан , по месяцеслову Василия, пострадал в одно время с Леонидом и Ириною (см. 16 апр.) и, вероятно, в Коринфе же. В стишных прологах он называется, неизвестно почему, новым, тогда как другие мученики с именно Адриана известные: 3 февраля и 26 августа (двое в сей день) пострадали после его. В стихословии ему сказано: Если не знаешь, кто стоит среди огня, Узнай по голосу, Адриан, терпя. Из сего заключают, что при кончине его было чудесное видение с гласом свыше. См. Деян. св. (Apr. II. 404) 18 Пр. Иоанн, ученик Григория декаполита . В Деяниях св. (Apr. II. 583) тоже, что и в четьей минее из жития Иосифа песнописца сказание краткое, но от современников исходящее. Ассемани справедливо замечает, что слова пролога и месяцеслова Васили: по скончании же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глагол литргисати известен в рубриках южнославянских служебников. Так, в сербском служебнике O.n.I.10 проскомидия начинается следующей рубрикой: попь хотеи литргисати (л. 1 об.). В русских служебниках находим в этом значении глагол проскоурмисати: та проскоурмисать гл сиче ( Соф. 522 , л. 10 об.); и по скончаньи просфрмисань покадить ст ыи престолъ (Рум. 398, л. 9 об.), хотя глагол литргисати известен в древнерусских канонических произведениях, например, по «Вопрошанию» Феогноста, а также в «Хождении» игумена Даниила. Отметим, что в контекстах, приведенных в словаре И. И. Срезневского , слово литргисати связано со священнодействиями на святой трапезе: есть на камени томь ст а трапеза и на тои трапез и нын литргисають; подобаеть ли свщавъ трапез преносити отъ места на место и на неи литргисати [Срезневский II; 25]. В старославянских памятниках этот глагол известен в «Беседах на Евангелие» папы Григория, переведенных с латыни в западнославянских землях, но здесь оно имеет скорее значение «совершать литургию»: иже въ третнюю годин литргисат вше пришелъ [SJS II: 124]. Таким образом, в древнерусском и южнославянском церковном узусе XIII–XIV вв., а точнее в литургических рубриках служебников, слово литрги могло быть видовым по отношению к родовому понятию слжба, ст а слжба и означать часть литургии – проскомидию. В заглавии последования литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого в рукописях второго типа начинает устойчиво употребляться слово литрги. Рукописи Хлуд. 117, Увар. 46 и Q.n.I.48 имеют название литрги иана златостаго, дн- литрги ст ааго васили. В рукописях третьего типа он устраняется и основным названием становится бжтвьна слжба. Глагол литргисати исчезает из церковного узуса и в рукописях третьего типа не встречается. Отметим, что в молитвах литургии, то есть в сакральном тексте, греческие слова λειτουργα и λειτουργεν всегда переводятся славянскими эквивалентами слжьба, слжити. Ни одна из редакций литургии не использует здесь для перевода грецизм литрги. Не случаен, по-видимому, выбор названия бжтвьна слжба в последованиях третьего типа. По-видимому, слово литрги имело бытовое и терминологическое значение, и в сакральном тексте, по мнению справщиков, не было уместно. Устранение многих грецизмов прослеживается в Афонской редакции и редакции Киприана «Диатаксиса» Филофея Коккина, где грецизмы «потирь» и «дискос» последовательно заменяются словами ст а чаша и ст ое блюдо [Панова 2009: 91–92].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009