РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним пострадавшие священномученики Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Александр Иванов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов С вященномученик Александр родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, «расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался»– так описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом. Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее – в Вятской Духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, где обучался за казенный счет. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В этом же году он женился и 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля – во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы, созданной для подготовки псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы. В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие и призывал людей состоятельных помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. В вятском кафедральном соборе во время богослужения 14 сентября 1891 года отец Александр сказал: «Вот и ныне, слушатели христиане, постигло наше Отечество тяжелое бедствие.

http://fond.ru/ikony/37/Aleksandr/

Рубрики Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме? 19 мин., 12.01.2024 Поделиться В воскресенье 14 января Церковь отмечает праздник, который называется по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его прославленной в святых матери Емилии совершается в этот день. 14 января мы молимся мученику Василию Анкирскому и святителю Афанасию Полтавскому. Также 14 января Церковь почитает преподобномученика Иеремию (Леонова), священномучеников Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, священномучеников Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 14 января. Воскресенье, 14 января 2023 года, по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа На 14 января в 2024 году приходятся сразу четыре знаменательных события: праздник Обрезания, память Василия Великого, воскресный день и старый Новый год. С вятитель Василий Велик ий является одним из трех вселенских великих учителей и святителей . Он был архиепископом в городе Кесарии Каппадокийской. Святитель Василий создал чинопоследование литургии, которую служат всего 10 раз в году. Подробнее о святителе Василии и его трудах читайте в нашем материале . Читайте о празднике по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: Коротко о главном Обрезание: история и христианские смыслы Зачем мы празднуем Обрезание Господне? Проповеди на праздник Обрезание Господне Особенности православного богослужения

http://foma.ru/nedelja-tridcat-vtoraja-p...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобномученика Иеремии (Леонова), инока (1918), священномучеников Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним пострадавших Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Трофима Мячина, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова, пресвитеров (1938), память святого мученика Феодота, усеченного мечом 19 . Память святителя Григория, епископа Назианзского, отца святого Григория Богослова 20 Память святителя Григория, епископа Назианзского, отца святого Григория Богослова Св. Григорий, знатный гражданин Назианза в Каппадокии, принадлежал вначале к секте ипсистариев («почитателей Высочайшего»), которые беспорядочно смешивали в своем учении нечестивое язычество с некоторыми еврейскими обычаями. Тем не менее Григорий вел праведную жизнь и под влиянием благочестивой супруги Нонны авг.] обратился в христианство . Когда он выходил из крещальной купели (325), его окружил божественный свет, предвещавший особое Божие расположение к новообращенному. Несмотря на то, что Григорий поздно вошел в лоно Церкви, он очень скоро выказал большие добродетели и глубокую мудрость. Поэтому в 329 г. его выбрали епископом Назианза, и за короткое время из этого маленького городка ему удалось создать настоящий оплот правой веры и чистоты нравов, при том что вокруг множились арианские настроения. С одной стороны, Григорий потрудился, дабы привести всех своих домашних ко Господу нашему Иисусу Христу 21 , с другой же, его единственной целью было освятиться самому, трудясь над освящением духовной паствы. Мягкий нравом, образец всех добродетелей, он проявлял бескрайнюю щедрость к бедным, раздавая им свое добро с большей радостью, нежели иные его приобретают. Неуклонно стремившийся к справедливости, ревностный в служении Богу и своей епархии, Григорий со свойственной ему добротой незамедлительно прощал грешников, приходивших к нему. Во времена преследований христиан Юлианом Отступником (361–363) св. епископ устраивал общественные моления днем и проводил ночи напролет в слезных молитвах ко Господу с просьбой восстановить мир. Так он прослужил сорок пять лет в сане епископа, почитаемый всеми как второй Авраам. Влияние св. Григория распространялось повсюду, и во многом благодаря его усердной поддержке св. Василий был избран в свое время епископом Кесарии (370).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ Иванович Алфёров (1878, с. Шламка Самарского у. и губ.- 8.02.1938, Куйбышев, ныне Самара), сщмч. (пам. 26 янв. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых), свящ. Из крестьянской семьи. Преподавал в школе; после 1917 г. рукоположен во иерея и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 г. арестован, приговорен к 3 годам заключения, отбывал наказание в Беломоро-Балтийском ИТЛ. В 1933 г. по освобождении вернулся домой. В 1937 г. арестован по обвинению в «участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации» по делу архиеп. сщмч. Александра (Трапицына) вместе с группой верующих (23 священника и 2 мирянина). Виновным себя не признал. Расстрелян вместе со священномучениками Василием Витевским и Вячеславом Инфантовым по постановлению Особой тройки УНКВД по Куйбышевской обл. от 21 дек. 1937 г. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Самарской обл. Д. П-6620. Т. 5. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 18-19; ЖНИР. Янв. С. 40-41. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 30 июля - в Соборе Самарских святых) КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867 - 22.10.1918), свящ., сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/200189.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Игумен Дамаскин (Орловский) Книга 5. Тверь, " Булат " , 2001 - 480 страниц. Тираж 15 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ ЯНВАРЬ 01.01 (14.01)   Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним пострадавшие священномученики Иоанн (Сульдин), Иоанн (Смирнов), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Александр (Иванов), Вячеслав (Инфатов), Василий (Витевский) и Иаков (Алферов)......   3 25.01 (07.02) Священномученик Алексей (Бельковский), архиепископ Великоустюжский................  20 Преподобномученик Никифор (Югов)...........  26 22.01 (04.02) Священномученик Евфимий (Тихонравов).......  31 30.01 (12.02) Мученик Стефан (Наливайко).................  35 ФЕВРАЛЬ 04.02 (17.02) Священномученик Николай (Кандауров)........  54 13.02 (26.02) Священномученики Зосима (Трубачев), Николай (Подьяков) и Виктор................  62 15.02 (28.02) Священномученики Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов)..........................  71 01.03 (14.03) Преподобномученица Анна (Макандина)........  86 АПРЕЛЬ 25.04 (08.05) Священномученик Сергей (Рохлецов)..........  89 01.05 (14.05) Мученица Нина (Кузнецова)..................  93 18.06 (01.07) Священномученик Сергей (Кротков)........... 101 06.07 (19.07) Преподобномученик Феодор (Богоявленский)... 105 16.07 (29.07) Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов)............... 131 АВГУСТ 19.08 (01.09) Священноисповедник Николай (Лебедев)....... 169 СЕНТЯБРЬ 02.09 (15.09) Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, Иоанн (Иванов), преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, и мученики Николай (Бурлаков), Анатолий (Барашков), Михаил (Трубников)

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Сщмч. Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним священномученики - не определен Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист Ветхий Завет Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 не определен Сщмч. Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним священномученики Тип документа: Книга Первоисточник: days.pravoslavie.ru Язык: Русский Иоанн , священномученики сщмчч. Иоанн (Сульдин), Иоанн (Смирнов), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Александр (Иванов), Вячеслав (Инфантов), Василий (Витевский) и Иаков (Алферов) Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/3125

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Иванович Витевский (24.01.1873, с. Нов. Бинарадка Ставропольского у. Самарской губ.- 8.02.1938, Куйбышев), сщмч. (пам. 1 янв. и 26 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских ), свящ. Из семьи священника. По окончании Самарской ДС был рукоположен во иерея, служил в Самарской епархии, с 1921 г. в г. Покровске (совр. Энгельс). В 1929 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и приговорен к 3 годам высылки за пределы Самарской обл., поселился в Саратове. 25 дек. 1930 г. вновь арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», виновным себя не признал, приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ, отбывал срок на Беломорско-Балтийском канале, в 1933 г. был досрочно освобожден. 30 нояб. 1937 г. арестован в Куйбышеве по делу архиеп. сщмч. Александра (Трапицына) , виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Куйбышевской обл. от 21 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Самарской обл. Арх. П-6620. Т. 5. Лит.: Новые мученики и исповедники Самарского края/Сост. А. Жоголев. Самара, 1996. С. 243; Дамаскин. Кн. 5. С. 3-19. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/150529.html

от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934), викария Вятской епархии; от Самарской епархии: архиепископа Самарского Александра (Трапицына; 1862-1938) и иже с ним убиенных священников Иоанна Сульдина (1880-1938), Иоанна Смирнова (1873-1938), Александра Органова (1873-1938), Трофима Мячина (1888-1938), Александра Иванова (1866-1938), Вячеслава Инфантова (1883-1938), Василия Витевского (1873-1938) и Иакова Алферова (1878-1938); от Соловецкого монастыря: настоятеля архимандрита Вениамина (Кононова; 1869-1928) и его келейника иеромонаха Никифора (Кучина; † 1928). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации митрополита Московского Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923) и иеросхимонаха Алексия (Соловьева; † 1928). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшемся заседании Центрального комитета Всемирного Совета Церквей (26 августа 3 сентября 1999 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. 3. Отделу внешних церковных сношений Московского Патриархата поручить формирование делегации Русской Православной Церкви для работы в Специальной комиссии по участию Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об изменении статуса ставропигиального Крестовоздвиженского храма в Мюнхене (Германия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Крестовоздвиженский храм в Мюнхене (Германия), включить в состав Берлинско-Германской епархии. 2. Архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану осуществлять архипастырское попечение об общине Крестовоздвиженского храма в Мюнхене. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении настоятеля храма-памятника Покрова Пресвятой Богородицы в городе Оттава (Канада) протоиерея Димитрия Севера и Приходского совета данной общины, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, о принятии в лоно Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

http://patriarchia.ru/db/text/4951220.ht...

Первые пять лет своего служения являлся приходским священником трех поселков Верхнеуральских нагайбаков: Остроленского, Кассельского и Фершампенуазского. Как и в годы своего учительства, он должен был посещать их, но теперь уже в качестве священника. Круг его миссионерских обязанностей расширился: теперь он не только контролировал учебный процесс в казачьих школах, но и совершал здесь общественные и частные богослужения, проповедовал христианство на языке нагайбаков . Его педагогическая деятельность в этот период была сосредоточена на развитии церковного пения в нагайбакских школах, что в дальнейшем облегчило дело создания собственных приходов в этих поселках. К этому периоду его служения относятся два значимых для церковной жизни нагайбаков события: освящение первого нагайбакского храма - Покровской церкви Остроленского поселка, и начало богослужения на нагайбакском языке. Как свидетельствует Витевский, " нагайбаки… по его внушению, в один год выстроили на свои средства деревянную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы " . С 1881 г. о. И. Тимофеев вел переписку с епархиальным начальством, добиваясь разрешения совершать богослужение на понятном для нагайбаков языке. В 1896 году умер его старший брат о. Василий Тимофеев . В память об Н. И. Ильминском (+ 1891) в родном селе братьев Тимофеевых, Никифорове , где не было собственной церкви, в 1896 году был возведен храм свт. Николая . Желая почтить память своих учителей и наставников, о. Игнатий оставил поле своего миссионерского делания и уехал на родину, в с. Никифорово. Менее чем через полгода, 7 октября 1896 года, он вернулся в Оренбургскую епархию и занял праздное священническое место в Космодамиановском храме Парижского поселка. Один из его современников писал: " Крайняя скудость содержания.., неуважительное отношение своих сородичей, из которых многие хорошо помнили его мальчиком “Игнашкой”, заставили его оставить свою родину и возвратиться в Оренбургскую епархию, хотя приход ему достался хуже первого " . 14 октября 1897 года переведен в п. Арсинский . В том же году на съезде духовенства 30 благочиния Оренбургской епархии был избран духовником благочиннического округа, каковую должность исполнял вплоть до 1901 года.

http://drevo-info.ru/articles/13681005.h...

В 1937 году он вновь был арестован. Священномученик Василий родился 24 января 1873 года в селе Новая Бинарадка Ставропольского уезда Самарской губернии в семье священника Иоанна Витевского. Окончив Духовную семинарию, он был рукоположен во священника и до 1921 года служил в одном из сел Самарской епархии. С 1921 года он стал служить в храме в городе Покровске. В 1929 году отец Василий по обвинению в контрреволюционной деятельности был приговорен к трем годам ссылки. 25 декабря 1930 года он снова был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Будучи допрошен, отец Василий виновным себя не признал. По этому делу было арестовано одиннадцать человек – девять священников, церковный староста и прихожанин. Все обвиняемые были приговорены к десяти годам заключения и направлены в различные лагеря. Отец Василий отправлен на Беломорско - Балтийский канал. В 1933 году Коллегия ОГПУ постановила отца Василия «условно досрочно» освободить. Священник вернулся в Самару и здесь, 30 ноября 1937 года, был вновь арестован. Священномученик Иаков родился в 1878 году в селе Шламка Самарской губернии в семье крестьянина Иоанна Алферова. До революции Яков Иванович преподавал в школе; после революции, когда начались гонения на Церковь, принял сан священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 году власти арестовали священника, приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили на каторжные работы на Беломорско - Балтийский канал. В 1933 году отец Иаков вернулся на родину. При усилении гонений в 1937 году он был вновь арестован. Архиепископ Александр был обвинен в том, что «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих... “страдальцев за веру”, что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно - повстанческую агитацию». Ни владыка Александр, ни вернувшиеся из ссылок и концлагерей священники, арестованные вместе с ним, не признали себя виновными и отвергли все обвинения. 21 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила их к расстрелу.

http://fond.ru/ikony/37/Aleksandr/

  001     002    003    004    005    006    007    008